Николо-пешношский монастырь: великая обитель мефодия пешношского
Содержание:
- Паломнику
- История Николо-Пешношского монастыря
- Архитектура
- История храма Николая Чудотворца и усадьбы в Николо-Прозорово
- 20 век стал трагическим в истории монастыря
- Святыни
- Святыни
- Архитектура
- Престольные праздники
- Архитектура
- Многие удельные князья помогали в благосостоянии монастыря
- История Николо-Пешношского монастыря
- Как добраться
- Храмы
- История обители
- Пешношский монастырь построен в 1361 году преподобным Мефодием
- Святыни
Паломнику
В надвратной церкви свт. Николая Чудотворца в настоящее время действует трапезная
, которая открыта с 9:00 до 18:00 ежедневно.
«Преображение»
При Борисоглебском мужском монастыре г. Дмитрова с 2011 года ведет работу духовно-просветительский . Открытый по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, он призван давать духовное образование взрослым и детям. Тот факт, что такая школа открыта при монастыре, указывает на древнюю традицию, согласно которой монастыри всегда были и остаются центрами духовного просвещения. Целью предлагаемого образования является стремление сделать человека не знающим все на свете, но знающим главное, и обучить его не искусству зарабатывать деньги, но искусству быть добродетельным. Именно на таких принципах созидалась национальная культура Руси, которую называли Святой.
Духовно-просветительский центр ведет свою деятельность, имея целью дать целостные и системные знания о православной вере, культуре, истории и традициях, а также сформировать умения и навыки, необходимые для ведения жизни православного христианина. Для достижения целей и задач своей деятельности центр осуществляет обучение религии, духовно-нравственное воспитание, обучение по программам дополнительного образования.
Обязательным предметом для изучения всеми учащимися является «Закон Божий», тот закон, нарушение которого влечет за собой разрушение жизни, как духовной, так и физической. Кроме того, здесь предлагается изучение мировой и церковной культуры, которое знакомит учащихся с этапами развития человеческого творчества. Есть отдельный предмет иконоведения, т.е. знание и понимание православной иконы. Причем, предлагается не только теоретическое знакомство, но и практическое его освоение. Для этого изучаются такие предметы, как музыка, пение, рисование, иконописание, каллиграфия.
Помимо этого совершаются паломнические и экскурсионные поездки по святым и историческим местам и музеям страны, провoдятся праздничные концерты, литературные вечера, дискуссии, совершается и участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. В самом названии центра заключается главная идея, ради которой он и открыт, — это идея преображения души и восстановления утерянного человечеством в грехопадении образа Божия.
Образовательный процесс включает в себя четыре возрастные группы:
— младшая (с 5 до 8 лет);
— средняя (с 9 до 13 лет);
— старшая (с 14 до 17 лет);
— основная (взрослые).
Сроки обучения каждой группы — 3 года.
Обучение в духовно-просветительском центре бесплатное
. Прием осуществляется на основе собеседования.
История Николо-Пешношского монастыря
Святой Мефодий, основатель Николо-Пешношского монастыря, был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Избрав путь отшельничества, он поставил себе келию на реке Яхроме, в 25 верстах от Дмитрова. Сергий Радонежский неоднократно бывал здесь, навещая своего ученика. По преданию, «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени». Правда, по другим источникам, аллея из вязов, ведущая к монастырю, появилась много позже, в екатерининское время.
Слава о Мефодии распространялась вокруг, и вскоре рядом с ним стали селиться те, кто стремился к монашеской жизни. Сергий Радонежский предложил перенести обитель чуть дальше – на высокий берег Яхромы, к месту впадения в нее маленькой речки, получившей название Пешноши. Святой Мефодий собственноручно «пеш нош» лес для нового монастыря – отсюда и пошло имя монастыря и речки. Соборная церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца. В 1391 году преподобный Мефодий стал игуменом нового монастыря. Скончался он два года спустя, в 1393 году.
В начале XVI века в монастыре началось каменное строительство. В 1553 году обитель посетил Иван Грозный с супругой и годовалым сыном. Здесь царь встретился с бывшим епископом Коломенским Вассианом, который происходил из древнего рода дмитровских дворян Топорковых.
По преданию, царь задал Вассиану такой вопрос: «Отче, как лучше править государством?» Тот ответил: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».
Встреча имела далеко идущие последствия: Сильвестр и Адашев попали в опалу, пало правительство Избранной Рады. По духовному завещанию князя Юрия Ивановича Дмитровского, который приходился дядей самодержцу, монастырю были пожалованы дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.
В Смутное время польский отряд занял монастырь, но вскоре был выбит оттуда. Во второй половине XVII века все деревянные монастырские здания были перестроены в камне. В конце этого же века началось строительство монастырской стены.
В 1700 году Николо-Пешношский монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре, с этого времени начался его упадок. В 1764 году он и вовсе был упразднен, однако вскоре, в 1766 году стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина был снова открыт. И вскоре стал, по словам митрополита Московского и Коломенского Платона (1737-1812), «второй Лаврой», одним из самых благоустроенных и красивых в Российской империи.
Во время Отечественной войны 1812 года французские отряды, двигавшиеся по Дмитровской дороге и грабившие местные усадьбы и храмы, так и не решились подойти к монастырю – топкие болота вокруг обители стали лучшей защитой.
После революции 1917 года монастырь был передан филиалу Дмитровского краеведческого музея, в ведении которого он оставался до 1927 (по другим источникам, 1928) года. Затем в монастырских зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1966 году монастырь передали под Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. В 1975 году впервые был поднят вопрос о переводе интерната в другое место, однако до сих пор он остается в этих стенах. В 1960-1970 годах также была проведена частичная реставрация обители.
В 2007 году началось возрождение монастыря, однако до сих пор большую часть территории занимает психоневрологический интернат.
Архитектура
До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV века. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.
Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и „храмом под колоколы“ отстроены еще в начале XVI века, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова».
Церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа, сооруженная в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже XVII-XIX веков. Портал храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.
В 1811-1829 годах и Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое». Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века. К этому же периоду относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия игумена Радонежского. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.
Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия — настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 × 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.
Храмы монастыря
- Богоявления Господня, колоколенный, на втором ярусе
- Димитрия Ростовского, больничный
- Мефодия Пешношского, колоколенный, на первом ярусе
- Николая Чудотворца, собор
- Преображения Господня, надвратный
- Сергия Радонежского
- Сретения Господня, трапезный
История храма Николая Чудотворца и усадьбы в Николо-Прозорово
Полное название этой усадьбы – Никольское-Прозоровское. Она расположена в 4 км от Марфино. Впервые упоминается в первой половине XVI столетия – тогда здесь было село Шипилово, владельцем которого был князь Василий Семенович Серебряный. При Иване Грозном род прервался, и село превратилось в пустошь. Около 1585 года владельцем этих земель становится боярин Никита Романович Захарьев-Юрьев. В начале XVII века была возведена деревянная церковь Николая Чудотворца, после чего бывшая пустошь была переименована в село Никольское.
В 20-30 годах XVII века село перешло к князьям Прозоровским. 16 января 1774 года в еще старом, деревянном храме Николая Чудотворца состоялось венчание княжны Варвары Ивановны Прозоровской (дочери Ивана Андреевича Прозоровского и Марии Михайловны Голицыной) и генерал-майора Александра Васильевича Суворова, которому принадлежало имение неподалеку – Рождествено-Суворово.
Подробнее: Усадьба Никольское-Прозоровское в Подмосковье: Никольская церковь и руины усадебного дома
В 1792 году по заказу князя Андрея Ивановича Прозоровского на месте старого храма был возведен новый, кирпичный. Главный престол в храме был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, а два боковых придела – в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобной Марии Египетской. Крестово-купольный храм был выстроен в классическом стиле. Автором проекта был Матвей Федорович Казаков, или, возможно, кто-то из его учеников. Неподалеку была построена трехъярусная колокольня.
Храм Николая Чудотворца в Николо-Прозорово
В 1909 году встал вопрос о реставрации храма – стали осыпаться росписи, потемнел иконостас. Однако пока решались финансовые и технические вопросы, грянула Первая мировая война, а затем и революция. В 1936 году храм был закрыт, снесены колокольня и здание сторожки.
В 1980-х годах началась реставрация храма. В январе 1993 года была зарегистрирована община церкви Николая Чудотворца, а с 1995 года в храме начались богослужения, ставшие с 1998 года регулярными. 30 марта 2008 года были освещены все три придела храма. В 2007-2008 году по проекту архитектора П.П.Пенчукова на прежнем месте было воссоздано здание колокольни. Сейчас храм активно развивается. С 2004 года действует летняя православная дача для детей, благодаря стараниями настоятеля игумена Платона (Кисурина) ведется активная просветительская и благотворительная работа среди прихожан.
Храм Николая Чудотворца в Николо-ПрозоровоХрам Николая ЧудотворцаКолокольня храма Николая Чудотворца в Николо-ПрозоровоСторожка при храмеКолокольня храма Николая ЧудотворцаЦерковь Николая Чудотворца и колокольня
Колокольня храма Николая ЧудотворцаВрата и сторожка
20 век стал трагическим в истории монастыря
Дальнейшую свою жизнь обитель прожила в спокойствии, без потрясений и невзгод. 20 век стал довольно трагическим в истории монастыря.
В 1917 году действующими в монастыре были только часть построек, ряд зданий были отданы Дмитровскому краеведческому музею.
В 1928 году закрываются все здания монастыря.
После закрытия, территорию занял дом инвалидов. В 1941 году в это местности шли ожесточенные бои. Монастырские стены очень сильно пострадали от обстрелов и бомбардировок.
В 1966 году в помещениях монастыря находился психоневрологический интернат. Никольский храм стал пищеблоком.
Святыни
До закрытия монастыря в нём хранилось несколько святынь, почитавшихся чудотворными. Прежде всего это мощи основателя монастыря преподобного Мефодия, его посох и деревянный потир, использовавшийся им при богослужениях (последний ныне пребывает в экспозиции дмитровского музея).
Помимо них известен образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», первоначально принадлежавший московскому купцу Алексею Макееву, принявшему в монастыре иноческий постриг. В 1792, после смерти Макеева, он перешёл во владение монастыря. В 1848 после молитв перед иконой прекратилась эпидемия холеры, свирепствовавшая в Дмитровском уезде. После этого образ перенесли в Сергиевский храм и учредили крестный ход с иконой, совершавшийся ежегодно 17 (30) октября. В настоящее время местонахождение иконы не известно.
Наиболее известной святыней монастыря считается образ святого Иоанна Предтечи, написанный в 1408—1427 Андреем Рублёвым, его учеником или последователем. По легенде молитвами перед иконой в 1569 исцелился чашник князя Андрея Курбского Роман Полянинов. В настоящее время икона находится в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева
Святыни
До нашего времени, к сожалению, сохранены не все святыни, хранившиеся некогда в Николо-Пешношском монастыре. Так, не известна судьба иконы образа Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», которую передал монастырю московский купец Макеев, принявший затем монашество.
Интерьер собора Николая Чудотворца в Пешношском мужском монастыре
В музее древнерусского искусства и культуры имени Рублева хранится еще одна святыня монастыря — образ Иоанна Предтечи, написанный Андреем Рублевым.
Одной из важных святынь, наделенной чудотворной силой, являются мощи святого Мефодия и его посох, которые некогда использовались в богослужениях — эти святыни и по сей день хранятся в стенах монастыря.
Архитектура
До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV века. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.
Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и „храмом под колоколы“ отстроены еще в начале XVI века, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова».
Церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа, сооруженная в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже XVII-XIX веков. Портал храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.
В 1811-1829 годах и Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое». Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века. К этому же периоду относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия игумена Радонежского. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.
Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия — настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 × 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.
Храмы монастыря
- Богоявления Господня, колоколенный, на втором ярусе
- Димитрия Ростовского, больничный
- Мефодия Пешношского, колоколенный, на первом ярусе
- Николая Чудотворца, собор
- Преображения Господня, надвратный
- Сергия Радонежского
- Сретения Господня, трапезный
Престольные праздники
Довольно часто в монастыре отмечают престольные праздники, как правило, в эти дни проходят торжественные богослужения и литургии, а также организуются концерты духовной музыки.
В каждом из монастырских соборов есть своя памятная дата:
- церковь Николая Чудотворца (Никольский собор) — 19 декабря;
- храм Сергия Радонежского — 8 октября;
- храм Богоявления Господнего в колокольне — 19 января;
- храм митрополита Ростовского — 10 ноября;
- храм Сретения Господнего — 15 февраля;
- храм Преображения Господнего — 19 августа.
Это интересно: Николо-Сольбинский женский монастырь в поселке Сольба, Ярославская область: обобщенный взгляд
Архитектура
До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV века. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.
Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и „храмом под колоколы“ отстроены еще в начале XVI века, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова».
Церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа, сооруженная в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже XVII-XIX веков. Портал храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.
В 1811-1829 годах и Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое». Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века. К этому же периоду относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия игумена Радонежского. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.
Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия — настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 × 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.
Храмы монастыря
- Богоявления Господня, колоколенный, на втором ярусе
- Димитрия Ростовского, больничный
- Мефодия Пешношского, колоколенный, на первом ярусе
- Николая Чудотворца, собор
- Преображения Господня, надвратный
- Сергия Радонежского
- Сретения Господня, трапезный
Многие удельные князья помогали в благосостоянии монастыря
Крупными благотворителями стали местные Дмитровские князья. Петр Дмитриевич, сын князя Донского пожаловал монастырю 9 сел.
А сын князя Василия второго Темного, Юрий Васильевич одарил обитель, завещав им новые владения. Он обещал дать не только ближние районы, но и более дальние.
9
столько сел даровал обители Петр Дмитриевич Донской
Во 2 половине 15 столетия Николо-Пешношский мужской монастырь быстро обогатился за счет продажи хлеба.
Предположительно в 15 столетии был построен и Никольский собор. Также стоит отметить, что царь Иван Грозный благоволил монастырю.
Еще в то время в девятилетнем возрасте Иван Васильевич учредил ему жалование.
Иван Грозный посещал Николо-Пешношский монастырь. Фото: aminpro.ru
При игумене Варсонофии благосостояние обители стало еще больше возрастать. В 1553 году в обитель приехал сам Иван Васильевич.
Царь только что излечился от смертельной болезни и вместе с супругой и своим годовалым сыном решил совершить паломническую поездку.
1553
в этом году монастырь посетил царь Иоанн Грозный
Царь побывал в монастыре и также поклонился мощам святого Мефодия. Также он пообщался с епископом Коломенским. Епископ был духовником отца Ивана Васильевича.
История Николо-Пешношского монастыря
Святой Мефодий, основатель Николо-Пешношского монастыря, был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Избрав путь отшельничества, он поставил себе келию на реке Яхроме, в 25 верстах от Дмитрова. Сергий Радонежский неоднократно бывал здесь, навещая своего ученика. По преданию, «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени». Правда, по другим источникам, аллея из вязов, ведущая к монастырю, появилась много позже, в екатерининское время.
Слава о Мефодии распространялась вокруг, и вскоре рядом с ним стали селиться те, кто стремился к монашеской жизни. Сергий Радонежский предложил перенести обитель чуть дальше – на высокий берег Яхромы, к месту впадения в нее маленькой речки, получившей название Пешноши. Святой Мефодий собственноручно «пеш нош» лес для нового монастыря – отсюда и пошло имя монастыря и речки. Соборная церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца. В 1391 году преподобный Мефодий стал игуменом нового монастыря. Скончался он два года спустя, в 1393 году.
В начале XVI века в монастыре началось каменное строительство. В 1553 году обитель посетил Иван Грозный с супругой и годовалым сыном. Здесь царь встретился с бывшим епископом Коломенским Вассианом, который происходил из древнего рода дмитровских дворян Топорковых.
По преданию, царь задал Вассиану такой вопрос: «Отче, как лучше править государством?» Тот ответил: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».
Встреча имела далеко идущие последствия: Сильвестр и Адашев попали в опалу, пало правительство Избранной Рады. По духовному завещанию князя Юрия Ивановича Дмитровского, который приходился дядей самодержцу, монастырю были пожалованы дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.
В Смутное время польский отряд занял монастырь, но вскоре был выбит оттуда. Во второй половине XVII века все деревянные монастырские здания были перестроены в камне. В конце этого же века началось строительство монастырской стены.
В 1700 году Николо-Пешношский монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре, с этого времени начался его упадок. В 1764 году он и вовсе был упразднен, однако вскоре, в 1766 году стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина был снова открыт. И вскоре стал, по словам митрополита Московского и Коломенского Платона (1737-1812), «второй Лаврой», одним из самых благоустроенных и красивых в Российской империи.
Во время Отечественной войны 1812 года французские отряды, двигавшиеся по Дмитровской дороге и грабившие местные усадьбы и храмы, так и не решились подойти к монастырю – топкие болота вокруг обители стали лучшей защитой.
После революции 1917 года монастырь был передан филиалу Дмитровского краеведческого музея, в ведении которого он оставался до 1927 (по другим источникам, 1928) года. Затем в монастырских зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1966 году монастырь передали под Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. В 1975 году впервые был поднят вопрос о переводе интерната в другое место, однако до сих пор он остается в этих стенах. В 1960-1970 годах также была проведена частичная реставрация обители.
В 2007 году началось возрождение монастыря, однако до сих пор большую часть территории занимает психоневрологический интернат.
Это интересно: Николаевский Малицкий мужской монастырь в деревне Николо-Малица, Тверская область — изучаем развернуто
Как добраться
Николо-Пешношский мужской монастырь расположен в Московской области, Дмитровском районе, поселке Луговом.
Внимание! Приехать в обитель можно двумя способами: на личном транспорте и на общественном. С Савеловского вокзала в Москве можно добраться электричкой до города Дмитров, а там, пересев на маршрутку № 36, доехать до поселка Луговой
С Савеловского вокзала в Москве можно добраться электричкой до города Дмитров, а там, пересев на маршрутку № 36, доехать до поселка Луговой.
Автомобилем необходимо следовать по Дмитровскому шоссе, а доехав до перекрестка Дмитровского шоссе и Московского Большого кольца, повернуть согласно указателю на город Клин. Далее через 11 км, проезжая Новосиньково, повернуть направо и следовать указателю «Насадкино», а затем по указателю «Пешношский монастырь» можно добраться до точки следования.
Николо-Пешношский мужской монастырь
Храмы
Cобор свв.кн. Бориса и Глеба
Собор во имя святых благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) (1537 г., придел 1656 г.) – это кирпичный, четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Его неоднократно достраивали и перестраивали. В 1656 году у западной части южного фасада собора построили небольшой Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина. Каменный на белокаменном повале собор является ярким образцом московской архитектурной школы начала XVI века. Настенная живопись в храме была выполнена в 1824 г., затем ее обновляли в 1887 и 1901 г., но позже забелили.
Надвратная церковь свт. Николая Чудотворца
Кирпичная церковь сооружена в 1685-1687 гг. над Святыми воротами, выстроенными в 1672 г. Небольшой бесстолпный одноглавый четверик с трапезной, обширный северный придел Феодоровской Богоматери пристроен в 1834 г.
Закрыта в 1920-х годах, занята жильем. Реставрировалась с 1980-х, в 1990-х возвращена верующим.
Часовня Сошествия Святого Духа
Сравнительно крупная одноглавая кирпичная часовня в псевдорусском стиле. Сооружена в 2004 рядом с Борисоглебским собором как памятник к 850-летию Дмитрова.
История обители
Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове — один из древнейших русский монастырей. Основал его в 14 веке преподобный Мефодий — один из учеников Сергия Радонежского, когда-то выбравший эти места для строительства своей кельи. И хотя места эти были заброшены, о духовном подвиге Мефодия стало известно в миру, откуда и стали приезжать в эти места будущие послушники, вознамерившись впоследствии на этом месте устроить обитель.
Николо-Пешношский мужской монастырь в Дмитровском районе Московской области
В честь первой деревянной церкви, посвященной святому Николаю Чудотворцу, был назван и монастырь, а название «Пешношский» получил он от того, что Мефодий, помогаю строить церковь, носил через маленькую реку бревна, а так как ходил он пешком, да с ношей, то и вышло слово — Пешношский, которое закрепилось также и за именем преподобного.
В XV веке пожаром были уничтожены все деревянные храмы монастыря, но уже в 16 веке, благодаря щедрой поддержке весьма богатых и знатных благотворителей, среди которых был и Иван Грозный, удалось восстановить большинство сгоревших храмов в камне. Именно в этой обители услышал царь Иван Грозный важные наставления от епископа Вассиана о том, что поможет царю удержать власть среди вельмож. Но, как свидетельствует история, царем наказ епископа был понят превратно, о чем говорят участившиеся в то время казни и кровопролития по велению царя.
Однако в смутное время монастырь был разграблен и уничтожен вражескими войсками поляков, а монахи, до последнего защищавшие родную обитель, погибли. Об этом стало известно только лишь в XIX веке, при перестройке главного Никольского храма монастыря, когда были найдены камни, с высеченными на них именами погибших иноков.
В Петровские времена, при посещении обители государем Петром I, было решено передать монастырь в подчинение Троице-Сергиевой лавры, лишив тем самым его самостоятельности, но в конце XVIII века, к величайшей радости игумена, монастырю была возвращена свобода.
Обитель в XX веке
Многих потерь и бед удалось избежать Пешношскому мужскому монастырю, но XX век в истории обители называют временем самых тяжелых испытаний. Дело в том, что после революции 1917 года, власти решили в стенах нескольких зданий монастыря обустроить филиалы Дмитровского краеведческого музея.
Историческое фото Николо-Пешношского монастыря
И это еще было полбеды, ведь часть храмов так и осталось принадлежать обители, но вот в начале 30-х годов закрыли и музеи, и сам монастырь. Все ценности из этих мест были предварительно вывезены и распроданы. В этот же год монастырские помещения были заняты Домом инвалидов, а сам монастырь был разгромлен, сотрудники же его подверглись репрессиям.
В период Великой Отечественной войны в селе, где расположился монастырь, проходили активные военные действия, вся местность вокруг обители были заминирована. Но, даже в этот страшный для России период, монастырь выстоял, пострадали лишь его стены. И вот спустя 20 лет, в 60-х годах, в обитель переселили Психоневрологический интернат, в этот период в Никольском соборе была оборудована кухня, а стены всех зданий монастыря покрыл толстый слой побелки, за которым оказались похоронены древние фрески.
Со временем некоторые храмы монастыря все же были отреставрированы, но второе рождение обители началось лишь в 2007 году, когда Синод принял решение вновь открыть монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Луговом.
На заметку! В 2008 году в Николо-Пешношском монастыре проходили съемки фильма Карена Шахназарова «Палата № 6» по рассказу А.П. Чехова.
Современное состояние
Сегодня монастырская жизнь идет своим чередом — совершаются утренние и вечерние богослужения. При монастыре открыт зоопарк, который можно не только посетить в качестве зрителя, но и помочь в уборке территории, где проживают звери, либо в их кормлении.
Вход в собор Николая Чудотворца в Николо-Пешношском монастыре
Хотя в 2014 году были официально закончены все реставрационные и ремонтные работы на территории монастыря, но повседневный труд — основная деятельность монахов. Так, в монастырской лавке можно приобрести продукцию с подворья монастыря: яйца, молочные продукты, мясо.
Служителями храма и монахами ведется социальная работа. В находящемся рядом помещении Психоневрологического интерната проводятся духовно-просветительские мероприятия, ведутся душеспасительные беседы с больными.
Пешношский монастырь построен в 1361 году преподобным Мефодием
Отшельник Мефодий очень долго искал уединенное жилище, именно поэтому он построил в келью за речкой Яхромой. Со временем его святость получила большую известность и к нему стали приходить люди, которые также хотели монашеского подвига.
Когда братия решила построить церковь, преподобный Сергий указал своему ученику место, на котором нужно поставить храмы.
Построена обитель была преподобным Мефодием Пешношским. Фото: dmkray.ru
Первая церковь была деревянной, построена и освящена во имя Николая Мирликийского. Мефодий пешком переходил речку перенося бревна н плечах для строительства храма, поэтому обитель названа пешношской.
Слава монастыря быстро разошлась по округе. Стали приезжать паломники и благотворители.
Святыни
Монастырская больница с церковью Дмитрия Ростовского
До закрытия монастыря в нём хранилось несколько святынь, почитавшихся чудотворными. Прежде всего это мощи основателя монастыря преподобного Мефодия, его посох и деревянный потир, использовавшийся им при богослужениях (последний ныне пребывает в экспозиции дмитровского музея).
Помимо них известен образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», первоначально принадлежавший московскому купцу Алексею Макееву, принявшему в монастыре иноческий постриг. В 1792, после смерти Макеева, он перешёл во владение монастыря. В 1848 после молитв перед иконой прекратилась эпидемия холеры, свирепствовавшая в Дмитровском уезде. После этого образ перенесли в Сергиевский храм и учредили крестный ход с иконой, совершавшийся ежегодно 17 (30) октября. В настоящее время местонахождение иконы не известно.
Наиболее известной святыней монастыря считается образ святого Иоанна Предтечи, написанный в 1408—1427 Андреем Рублёвым, его учеником или последователем. По легенде молитвами перед иконой в 1569 исцелился чашник князя Андрея Курбского Роман Полянинов. В настоящее время икона находится в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева