Биография андрея кураева
Содержание:
- Критика[править | править код]
- Рассказ третий, Как не выбирать Церковь
- Основные сочинения[править | править код]
- Юность
- Митрополит против ковида
- Рассказ четвертый, О миссионерстве в семинарии и до нее
- Рассказ второй, Как аспирант Кураев спас репутацию своих преподавателей
- Рассказ шестой, О пользе плохой репутации
- «Ничего не забыли, ничему не научились»
- Литературная деятельность
- Перлы Кураева и о Кураеве[править | править код]
- Рассказ седьмой, Почему отец Андрей Кураев остался диаконом
- Андрей Кураев сейчас
- Неудобный богослов
- Рассказ восьмой, Как не выбирать становиться пресс-секретарем Патриарха Алексия
- Биография[править | править код]
Критика[править | править код]
Критика деятельности А. В. Кураева исходит от следующих групп людей:
а) оккультисты
б) последователи теософской школы Блаватской
в) «рерихославные» и почитатели агни-йоги
г) журналисты и публицисты, придерживающиеся крайних атеистических взглядов (Новиков)
д) журналисты и публицисты, придерживающиеся ультранационалистических и ультрарелигиозных взглядов (портал и издание «Русский Вестник» и прочие)
е) буддисты
ё) представители сект и деноминаций, появившихся в XIX—XX веках (мормоны, свидетели Иеговы, неопятидесятники, харизматы и прочие).
Критические публикацииправить | править код
- Свасьян К.А. „Современный богослов“ с большевистскими манерами // Литературная газета. — 10 января 1996.
- Беляков Д. // Русский Вестник. — 1998. — № 27—28.
- Петр Андриевский, свящ. О ересях диакона Андрея Кураева // Русский Вестник. — 1998. — № 44—45.
- Дудник Ю. П. Профессорские побасенки. Слово против лжеучения диакона Андрея Кураева // Русь Православная. — 1998. — № 11(17).
- Петр Андриевский, свящ. Лукавый философ на ниве богословия. — Одесса, 1999.
- Рафаил (Карелин), архим. Вызов новомодернизма. — М.: Лествица, 1999.
- Иоанн (Коган), иером. А судьи кто?.. // Христианство в истории. — 1997. — № 11.
- Клевета дьякона Андрея Кураева // Русь Православная. — 2001. — № 9.
- Болотин Л. Что есть дьакон «всея Руси» против Царственного игумена земли русской? // Русская линия, 22.12.2002
- Королев Е. Ю. Антикураевщина. Критический разбор лекции диакона Андрея Кураева «Фильм „Матрица“ как повод разговора о религиозной философии» // Русский Вестник. — 16 июня 2004.
- Селищев Н. Ю. Верхоглядство или умысел? По поводу статьи А. Кураева // Русский Вестник. — 21 марта 2005.
- Матвеев С. Скромное очарование дьякона Кураева // Русский Вестник. — 6 марта 2006.
- Яковицкий А. Г. Искушение от Кураева
- Сергеев Н. Диакон Андрей Кураев вновь кощунствует // Русский Вестник. — 30 сентября 2006.
- Рузанкин П. Искушение кураевщиной // Русь Православная. — 1 октября 2006.
- Переседов И. Убить Кураева в себе // RELIGARE.RU, 06.04.2007
- Акулов В. Л. Наука и религия. Ответ доктору богословия профессору диакону А. Кураеву // Русский Вестник. — 22 июня 2007.
- Вновь о кураевщине // Русский Вестник. — 21 декабря 2007.
- Пойтян Г. Ещё о кураевщине // Русский Вестник. — 11 января 2008.
- Семенко В. И вновь о кураевщине // Русский Вестник. — 7 мая 2008.
- Лесков М. Диакон Кураев будет извержен // VIPERSON.RU
- Георгий Городенцев, протоиер. Прав ли Кураев?
- «Он может только хулить, злобствовать и клеветать»
- На интернет-форуме, расположенном на сайте Андрея Кураева, установлен идолопоклонческий культ личности Андрея Кураева.
- Кураев периодически занимается пропагандой гомосексуализма: так, на вопрос, может ли гомосексуалист стать священником, неоднократно отвечал утвердительно, заявив дословно:
Эта заявление противоречит официальной позиции православной церкви по данному вопросу. Дело в том, что в христианстве вообще не может быть такого понятия, как «непрактикующий грешник».
emdrone: «Она уже проиграла» — дьяк Кураев
Ответы на критикуправить | править код
- В чем обвиняют диакона Андрея Кураева
- Андрей Кураев, диак. // Православная Москва. — № 26(158).
- Андрей Кураев, диак. Партийное мышление не терпит противоречий… // Русь Православная. — 1999. — № 2.
Рассказ третий, Как не выбирать Церковь
Православную Церковь я выбрал именно, чтобы дальше не выбирать. Ещё будучи человеком неверующим, я для себя решил, что, если Бог и в самом деле есть, то я обращусь к традиционной религии: ведь не с меня же началась история, и я не могу быть первым, кто встретил Бога. Выше Евангелия на фоне других уже более-менее знакомых мне традиционных религий для меня уже тогда ничего не было. Поэтому ещё до крещения я понимал: если сказать бытию Творца «да», то дальше только христианская ортодоксия. И это при том, что моё детство прошло в католической Чехии, а мои знакомые, как и некоторые друзья родителей, увлекались йогой, теософией и т. д.
А дальше уже и в самом деле в моей жизни все самое важное складывалось не по моим планам. И я этому радуюсь: много сил и нервов экономится при отказе от «планирования»
Недавно беседуем в одной священнической компании, и один священник, раза в два меня моложе, говорит:
— Отец Андрей, у меня столько проблем, что у меня уже больше седых волос, чем у вас.
Я отвечаю:
— Это потому, что ты неправильно себя ведёшь.
— А как я неправильно себя веду?
— Ты ведёшь как атеист.
— Почему это как атеист?
— Потому, что ты, как атеист, сам решаешь свои проблемы, вместо того, чтобы поступать, как я.
— А как вы поступаете?
— При возникновении у меня проблем я просто смотрю на небо и говорю: «Господи, Ты меня привёл в эту Патриархию — Ты с ней и разбирайся!».
Основные сочинения[править | править код]
- Второе пришествие апокрифов
- Вызов экуменизма
- Гарри Поттер в Церкви: между анафемой и улыбкой (янв. 2006)
- Дары и анафемы
- Как делают антисемитом (1-я редакция — 1998, 2-я редакция — янв. 2006)
- Как относиться к исламу после Беслана?
- Кино: перезагрузка богословием
- Кто послал Блаватскую? (Полемика с Ксенией Мяло и другими рерихославными)
- Мастер и Маргарита — за Христа или против
- Может ли православный быть эволюционистом (янв. 2006)
- Неамериканский миссионер
- Оккультизм в православии
- Ответы молодым
- Почему православные такие
- Протестантам о православии
- Раннее христианство и переселение душ (янв. 2006)
- Сатанизм для интеллигенции
- Традиция, Догмат, Обряд
- Христианин в языческом мире или о наплевательском отношении к порче (янв. 2006)
- Уроки сектоведения. т. 2. Путь к пустоте янв. 2006
- Уроки сектоведения. т. 1. Как узнать секту (на примере рериховского движения)
- Христианин в языческом мире или о наплевательском отношении к порче
- Христианство на пределе истории. О нашем поражении
- Церковь в мире людей
- Школьное богословие
Книги диакона Андрея Кураева можно скачать на официальном сайте.
Юность
Получив среднее образование, юноша выбрал МГУ, факультет философских наук. Именно там у Андрея изменились представления о мире, кардинально поменялись убеждения. Когда юноша учился на третьем курсе, он несколько раз перечитывал роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Книга перевернула судьбу Кураева – он принял православие.
Родители пришли в ужас, обнаружив, что сын читает Евангелие, боялись, что станет известно «наверху».
Неприятностей долго ждать не пришлось. Отцу сначала не разрешили выехать в заграничную командировку, а потом уволили с работы. Но самым страшным для родителей было то, что Андрей перечеркивает свое будущее. Все же Кураев окончил университет с отличием, хотел поступать в аспирантуру, но получилось по-другому.
После получения высшего образования Андрей некоторое время трудился в духовной академии, потом стал семинаристом. Юноша окончил семинарию и отправился поступать в Бухарест. Духовный вуз был успешно окончен, Кураев получил рукоположение в диаконский сан. Это произошло в Бухаресте в 1990 году.
Вернувшись в Россию, богослов посвящает себя духовной педагогике
На факультете журналистике в МГУ Андрей преподает Слово Божие. Через некоторое время он становится деканом богословского факультета РПУ. В то же время юноша трудится над написанием диссертации. Андрей Кураев писал, что у него появилась идея создать университет, о котором долго мечтал.
У богослова появился щедрый спонсор, благодаря чему можно было приглашать профессоров, перед которыми он преклонялся. Следующей вехой в жизни Кураева стал пост профессора ПСТГУ. Получив должность старшего научного сотрудника, он осуществляет мечту – переходит в свою духовную семинарию.
Важным моментом является то, что Андрей не оставляет службу в храмах. Весной 2009 года Кураев был возведен в сан протодиакона.
Митрополит против ковида
— Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид заявил, что не страшны в храмах антикоронавирусные ограничения, COVID-19 и истерия чиновников: «Пока люди мне верят, я не боюсь ответственности».
— Люди, которые так говорят, обычно никакой ответственности не несут. Вопрос, это он сам такой храбрый портняжка или его начальник архиепископ, митрополит Илларион пробует дать кому-то сигнал? Епископат напуган после истории с саратовским митрополитом Лонгиным, который 20 лет был на кафедре, но ему показалось, что нет оснований верить госпропаганде в вопросе COVID, отказался закрывать храмы в пасхальные дни, сравнил власть с большевиками. Это чрезвычайно обидело его главного спонсора господина Володина. Он саратовский уроженец, у семьи его там бизнес, много храмов и монастырей были отстроены его стараниями. В общем, патриарх на ближайшем синоде в августе снял митрополита Лонгина и отправил в Вологодскую бедную епархию.
Слова архиепископа Леонида — обычные PR-технологии патриархии, когда она имитирует борьбу. Знает, что народу церковному что-то не нравится, и тогда кто-то из чиновников третьего уровня начинает об этой проблеме высказываться в духе широких народных масс. Они не становятся в оппозицию патриарху, полагая наивно, что патриарх их союзник. А патриарх на самом деле может произнести похожие слова, но никогда не сделает реальных действий, которые могли бы осложнить его диалог со власть имущими.
— Появилось много шуток в народе о COVID-19, новых слов. Одно слово очень близко к церковной тематике — «коронабесие». Как вы к этому относитесь?
— Я всегда приветствую проявление народного юмора. Я не собираюсь обсуждать, насколько опасна эпидемиологическая ситуация. Если б вы знали, как мне хочется быть «телепузиком» — человеком, который просто верит телеящику.
Так что у меня нет установки тотальной неправды телевизионной пропаганды и нет желания умножать число своих полемических фронтов.
Рассказ четвертый, О миссионерстве в семинарии и до нее
Миссионерствовать можно по-разному. Можно по-евангельски говорить с кровли, а можно и закрыв все двери и окна, как с Никодимом, один на один.
Первый миссионерский опыт — просто спор с глазу на глаз. После крещения я просто не мог не делиться тем смыслом, той радостью, которую нашёл.
Естественно, начиналось это еще до поступления в семинарию — в университете, с друзьями, ночью в общаге… Это были совсем не массовые встречи — один на один, и то далеко не с каждым. Одно из печальных последствий того, что я стал читать лекции — исчезновение этого первоначального формата. На штучную работу уже не осталось времени. Тогда же общение с одним человеком могло длиться годами, от встречи к встрече. И радостное примечание постепенных перемен в его взглядах и, в конце концов, в судьбе.
Потом миссионерские связи завязывались прямо на улице: в Лавре семинаристов зачастую останавливали группы экскурсантов, реагируя на наш китель: «Ой, вы семинарист?! Расскажите!»
Потом кто-то приезжал отдельно, чтобы продолжить беседу. Бывало и так, что спустя годы в каком-то городке подходили люди: «Отец Андрей, а вы меня не помните? Я в 1988 году с дочерью была в Лавре на экскурсии, и мы с вами спорили. А знаете, мы месяц назад крестились!»
А один из тогдашних моих юных экскурсантов-вопрошателей потом стал священником.
Рассказ второй, Как аспирант Кураев спас репутацию своих преподавателей
Философский факультет я не выбирал. Это семейная карма. Потому что отец — философ.
Не было и вопроса — МГУ или нет. Я еще совсем маленьким был, когда меня ставили на подоконник и спрашивали: «Андрюша, где будешь учиться?» Я показывал на МГУ — мы жили через дорогу на Университетском проспекте.
После университетской учебы меня могли просто оставить в аспирантуре на кафедре научного атеизма. Было приглашение и от кафедры эстетики — сразу на должность преподавателя. В 21 год стать преподавателем МГУ — это, конечно, было лестно. Но к этому времени мне уже было понятно, что мой путь идет в семинарию. Поэтому такой стремительный ракетно-карьерный взлет был не в моих интересах.
Из-за наличия слова «атеизм» в названии родной кафедры прямо с нее поступить в семинарию было невозможно. Надо было выждать и малость запутать следы. Поэтому я решил скоротать год или два в аспирантуре академического Института философии в секторе зарубежной философии.
Такой переход был важен и для того, чтобы для моих преподавателей было меньше дурных последствий. Чтобы, если кто-то будет дознаваться: «Как вы такого мерзавца воспитали?» — МГУ и Академия наук кивали друг на друга:«Мы-то нормально воспитали, это там испортили», — и напротив: «Да мы ни при чем, мы уже такого взяли».
Рассказ шестой, О пользе плохой репутации
Семинарские строгости, конечно, были тяжелы для недавнего вольнолюбивого аспиранта.
В 2008-м я гостил у батюшки — своего однокурсника. Сидим мы за чашкой не помню чего, но кажется, не чая, потому что дело было на Западной Украине. Бойцы вспоминают минувшие дни, и дело доходит до неизбежного: «А помнишь, у нас такая пьянка была?..» Я не помню. «Да как не помнишь?». Паки отрицаюся: «Не было меня там!». «Да ты чего? Да там все были!». И третие глаголю: «Я не был». «А, — вспоминает он, — конечно, тебя же стукачом считали».
Тут я взмолился: «Слава Тебе, Господи! Вот так иногда плохая репутация служит добрую службу».
Почему меня считали стукачом? Потому, что я вёл себя не по правилам. Например, я имел наглость заходить в преподавательский туалет. Я же не знал, что он только преподавательский. У нас в университете и в голову не могло бы придти, что есть какой-то отдельный туалет для преподавателей! Ну, а люди «системные», видя такие мои странности, делали вывод: раз он это может себе позволить, значит, он не так прост, как кажется…
Мелочь конечно, но и в ней виден контраст. Главное же отличие — в МГУ профессор в студенте, особенно в старшекурснике, видит своего будущего коллегу. В семинарии в те годы так относились к студентам только преподаватели, которые приезжали из Москвы (и мы их любили) — а у администраторов из монашествующих чаще встречалась вот эта давящая и подозревающая отчужденность…
«Ничего не забыли, ничему не научились»
— Что вас беспокоит в церковной жизни, в РПЦ?
— У меня уже возраст такой, когда меньше беспокойств. Экклезиаст всё ближе с его «что было, то и будет» и «нет ничего нового под солнцем». И рецептов спасения России или православной церкви у меня нет.
Есть профессиональные знания, почерпнутые из книг, многодесятилетнего опыта жизни в церковных структурах. Причем не просто в сельском приходе. Поэтому я готов одергивать некоторых неофитов. Вот на что я сейчас только гожусь.
Если мы хотим, чтобы православная вера была нужна людям, привлекательна, убедительна, надо подумать над тем, что мы называем православной верой. И очистить ее от псевдоправославных суеверий.
Когда мы предлагаем людям избыточные предметы веры, то очень легко подставляемся под критику. Особенно когда интернет дает возможность широкой дискуссии и проверки — нажать можно любой видеоролик на «стоп», взять книжки или позвонить знающему человеку и проверить, это так или нет.
А когда глава миссионерского синодального отдела белгородский митрополит Иоанн заявляет, что колокольный звон убивает все вирусы, а потом ложится в больницу с этим диагнозом в конце августа — это что? Год назад тот же митрополит отметился «дивными» словами о том, что катастрофические потери РККА в 1941 году связаны с тем, что служили комсомольцы, которые не были крещены, и против магического оружия Гитлера были беззащитны — это что такое?
Мне дорог один анекдот из советской поры, как приезжает лектор по атеизму в 20-е годы на завод с рабочими встретиться. Времена переходные, верующих людей еще много, да и диспуты разрешались религиозные. Антирелигиозный деятель, чтобы заговорить с массовой рабочей аудиторией, начинает с анекдотов про попов, монахинь. Народ гогочет, всё хорошо. А потом, предположив, что аудитория уже его, лектор переходит к главному: «Товарищи, теперь, когда вы знаете, как у нас циничны, лживы попы, монахи, вы можете уже понять, что на самом деле Бога нет, а его ради своей корысти попы придумали». И на этот его тезис не раздается аплодисментов. Тишина в цеху. Выходит на передний план старый рабочий и говорит: «Эй, мил друг, ты чашки-то бей, а самовар-то не трожь».
— Вы от изгнания менял из храма перешли к Экклезиасту? Внутренне, я имею в виду.
— Менял из храма я никогда не был уполномочен изгонять. Но всё время своей церковной жизни мечтал о том; уверял себя и всех, что церковь учла опыт ХХ века, побывала в шкуре гонимого. Поэтому свои страшные ошибки предыдущих столетий она не повторит и не будет оправдывать инквизицию и так далее.
Скажи мне, о чем ты мечтаешь, и я скажу, кто ты. Я имею в виду мечты политические. Представьте, что вам дана полнота власти. У вас большинство в парламенте, президент в кармане. Пресса ваша. Что вы разрешите оппонентам? Это важный вопрос для любой политической и религиозной группы. К религиозным группам я отношу и атеистов.
Православным, иудеям — людям Писания — они кое-что разрешают, а вот язычникам, шаманистам и буддистам может плохо прийтись.
Православных это тоже касается. То, что я вижу, меня печалит. Я не вижу в церковной жизни аскетизма, умения ограничить свои властные амбиции, исходя из христианских убеждений. Потому что есть вещи, в которых не может быть насилия. Есть вещи, в которые можно только влюблять, но нельзя навязывать.
К публикации подготовила Марина Севастьянова
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо
Куратор: Ольга Гуманова
Литературная деятельность
Свои мысли на православные темы Кураев изложил в книгах «Мастер и Маргарита: за Христа или против?», «Дары и анафемы» а также в статьях «О вере и знании», «Закон Божий и «Хроники Нарнии».
Самый молодой профессор богословия
Труды автора затрагивают вопросы антисемитизма. Кураев интересуется, откуда у священников большие финансовые сбережения. В популярной форме отец Андрей рассказывает о сектанстве, суевериях, порче. Кураев также раскрывает способы, как России подняться с колен. Он не боится признать свои ошибки.
Протодиакон постоянно находится в центре событий общественной жизни. Свои мысли, вызывающие резонанс, он излагает в «Живом журнале». Протодиакон не побоялся назвать имена священников нетрадиционной сексуальной ориентации.
Перлы Кураева и о Кураеве[править | править код]
- «Никто из христиан не должен идти в монастырь»
- «…Вглядываются меня, и вдруг один пихает другого локтем: „Слушай, да это же Андрей Кураев! Он — наш, он не православный…“»
- «Как-то у того же метро, я улыбнул скинхедов, я повстречал и негра. Я как раз покупал связку бананов. И тут — мимо идет хмурый негр — студент-„афророссиянин“ из университета Патриса Лулумбы. Я не выдержал, отломил от связки половину и протянул ему. Он остолбенел и чуть не обнял меня. Вы бы видели, как просияло его лицо!»
- «Кто же он, человек в „спецодежде“ церковника, но не священник?»
- «…Коллеги, имейте совесть! Хотите меня поиметь — так хоть денежку положите за искомые вами „две минутки“!»
Рассказ седьмой, Почему отец Андрей Кураев остался диаконом
Сначала я писал прошение ректору Академии «прошу Вас ходатайствовать перед Святейшим Патриархом о рукоположении меня в сан пресвитера». Так у нас принято в академии. Если сразу просишься в священники, то дистанция между дьяконской и пресвитерской хиротониями небольшая. В моем случае вообще предполагалось, что между ними будет лишь одна неделя…
Причем мне было предоставлено удивительное право: я мог выбрать епископа, который меня будет рукополагать.
Дело в том, что в ответ на мое прошение Ректор написал соответствующий рапорт Патриарху Пимену, тот благословил архиепископа Кирилла, председателя ОВЦС, обратиться к Румынскому Патриарху (я тогда учился в Румынии). В итоге румынский патриарх Феоктист мне говорит: «Ты у нас давно, нашу Церковь знаешь. Где и кем ты хочешь быть рукоположенным?»
И я тогда выдвинул идею, как сейчас понимаю — хамскую: «Можно, Ваше Святейшество, диаконскую хиротонию будете совершать Вы, а пресвитерскую — архиепископ Сучавский Пимен?».
Посвящение во диаконы, Бухарест, Патриарший собор, июль 1990 года. Слева — предстоятель румынской православной церкви патриарх Феоктист. Фото из личного архива протодиакона Андрея Кураева
То есть я предложил Патриарху совершить относительно «низшее» таинство, а довершить его более высоким таинством предложил другому епископу… У нас Патриарх диаконских хиротоний не совершает, только пресвитерские. Я тогда еще не знал таких тонкостей церковного протокола, но Патриарх Феоктист это спокойно воспринял и согласился.
А я в ту минуту думал не о протоколе, а о желаемом духовном родстве. Архиепископ Пимен до сих пор, слава Богу, жив. Это очень светлый, очень простой человек, настоящий монах. Старец-архиерей, духовный светоч в епископате Румынской Церкви. Мне хотелось к нему.
Диаконская хиротония была совершена в патриаршем соборе в Бухаресте, а затем я уехал в Буковину, в карпатские горы. Сорокоуст у меня был необычный: не в одном храме, а в разных монастырях. Они там стоят рядышком, пешком можно дойти. Красивейшие места!
И вот брожу я несколько дней по горам да монастырям вокруг Сучавы, и вдруг набредаю на непреодолимое ощущение: надо бы остановиться.
Позже мне не раз предлагали стать священником (в последний раз — года четыре назад). Но принятие священнического сана или женитьба — это такие безумные поступки, которые надо совершать в молодости. С каждым годом это все тяжелее сделать, потому что понимаешь последствия.
Подумывал о монашестве. Мне кажется, что православный юноша, который хотя бы пару месяцев не мечтал о монашестве — человек духовно не вполне здоровый.
Но сильнее оказалось ощущение, что это не мое. Что мне нужно быть где-то ближе к людям. Я не мог себе представить, как именно это должно выглядеть. Но было ощущение: «Подожди. Не принимай радикальных решений. Не отрывайся от книжек. Готовься».
Андрей Кураев сейчас
В марте 2020 стало известно, что протодиакона отстранили от богослужения. Поводом для случившегося послужило высказывание богослова об Александре Агейкине, который умер от осложнения после коронавирусной инфекции.
Было известно, что Агейкин призывал посещать храмы, не обращая внимания на карантин. Через 6 месяцев известный богослов был лишен сана протодиакона, а еще чуть позже все узнали, что существует угроза отстранения богослова от церкви.
Кураев подал заявление с просьбой повторного пересмотра решения суда. Но патриарх Кирилл наложил мораторий на судебное решение. У богослова появилось время на переосмысление произошедшего. В Фейсбуке Кураев выставил пост о своем желании служить Церкви Христовой.
Неудобный богослов
Все подобные заявления вызвали жесткую критику в адрес автора, а также увольнения. В январе 2017 года Кураев получил сообщение от патриарха Кирилла о наложении епитимьи в виде нахождения в течение сорокоуста в Новоспасском монастыре. За это часто подвергался критике, увольнению и даже наложению епитимьи (церковного наказания).
В 2017 от патриарха Кирилла пришло постановление об «исправительных работах» своему подопечному – сорокоуст в Новоспасском монастыре. Кураев, как активный блогер, выступил перед журналистами. Он заявил, что не знает, в чем ему каяться, вспомнив, что в 2014 году его уволили из МДА с формулировкой «За эпатажные высказывания в интернете и массмедиа».
Андрей Кураев с участницами скандальной группы «Pussy Riot»
Весной 2019 года духовный мир поразила новость об отце Сергие Зотове, который верой и правдой служил в Магнитогорском кафедральном соборе. Стало известно, что священнослужителя вместе с семьей отправили в село, которое находилось в 60 км от Магнитогорска. Причиной послужило участие жены священнослужителя в конкурсе красоты.
Рассказ восьмой, Как не выбирать становиться пресс-секретарем Патриарха Алексия
Так был ли у меня выбор — оставаться в аспирантуре или идти в семинарию? Со стороны это выглядело как выбор. А я просто однажды представил себе, что вот эти стены и пересуды оградят мою жизнь навсегда, если я останусь в Институте философии. И у меня случился дикий приступ тоски. Стало ясно: любой ценой, но вырваться отсюда именно туда, в семинарию.
Когда я шёл в семинарию и учился в ней, у меня не было никаких жизненных перспектив и планов. Многие однокурсники примеряли на себя служение священника, заранее покупали все необходимое: миниатюрные евхаристические наборы для причастия больных, кисточки для помазания, губки… Да-да, тогда обычная натуральная губка, которой прибираются на престоле, была дефицитом. Поэтому наиболее перспективные семинаристы ими запасались заранее: заказывали редким знакомым «выездным» паломникам, направлявшимся в Грецию.
Я же руководствовался принципом «хоть хворостиной, да в церковной ограде торчать». Планов не было. Я был ведомым. Так, не чая, не гадая, не выбирая оказался командированным в Румынию. Потом вернулся в Советский Союз — тоже не зная, что это уже навсегда. Я то приехал домой на каникулы, вещи оставил в Бухаресте и просто пустил пробный шар, сказав ректору Академии: «Владыка, вроде бы, страна другая, Патриарх другой, глава ОВЦС другой. Может быть, я уже могу вернуться из Румынии и доучиваться в Академии?». Ректор сказал: «Да, я подумаю. Восстановим вас на третьем курсе, заодно, может быть, библиотекарем оформим. Зайдите через недельку».
Я через недельку захожу, а он говорит: «Я про вас новому Патриарху сказал. Он собирает команду, ему нужны пишущие люди. Идите к нему, познакомьтесь».
То, что я оказался рядом с Патриархом, означало, что я не должен был «сдавать ЕГЭ», ничего никому не должен был доказывать. У меня получилась вполне революционная судьба, потому что годы шли революционные — именно тогда в 16 лет командуют полком. Я, будучи недоучкой, не закончив еще Академию, стал пресс-секретарем Патриарха и его спичрайтером.
Успенский собор Кремля, 1990 год. Слева от Патриарха Алексия II — председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов, референт Патриарха Андрей Кураев, первый зампредседателя Моссовета Сергей Станкевич (на заднем плане). Слева — предстоятель румынской православной церкви патриарх Феоктист. Фото из личного архива протодиакона Андрея Кураева
Сегодня если студент или свежеиспеченный выпускник Академии начнёт пробовать свои силы, ему предстоит множество барьеров: цензура прихожан, настоятеля, благочинного, секретаря епархии, своего епископа. Все на него косятся, все не доверяют его молодости и его активизму. И каждый в его активности чувствует какой-то упрёк себе. А уж если он начнет давать интервью светским изданиям…
То есть сегодня такая судьба, я думаю, была бы невозможна. Но тогда раз Патриарх сразу взял меня именно с этими функциями, то для епископата стало понятно: наш человек, пусть работает.
Биография[править | править код]
Родился в Москве на Сретение — 15 февраля 1963 года. В детском возрасте Андрей несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической: его отец, Вячеслав Кураев, был секретарём Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС.
В старших классах школы Андрей Кураев выпускал газету «Атеист». В 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма.
29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
В 1984 году закончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не закончил её.
В 1985 году стал секретарём в Московской Духовной Академии (МДА). Затем, осуществив давнее желание, поступил в Московскую семинарию. Но учиться там пришлось мало (до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке). Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат.
В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию. Тогда же выходят первые богословские публикации. Первая статья опубликована в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали известные диссиденты Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) под псевдонимом Андрей Пригорин. В августе 1988 года выходит первая открытая статья в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе, а также в «Вопросах философии».
В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута, областной комитет КПСС вынес специальное постановление о плохом состоянии дел в педагогическом институте и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь.
В —1990 годах учился в Бухарестском Богословском институте.
8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста был рукоположен в сан диакона.
По возвращении из Румынии, с по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия II.
Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ.
В 1992 году окончил МДА. В —1996 годах — декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.
В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской Духовной Академии. В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия.
С 1997 года — профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института. С осеннего семестра 2004 года основное место работы — Московская Духовная Академия и Семинария (МДАиС).
Также заведует кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, до 2004 года — ПСТБИ) и является ассистентом-совместителем кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ .
Решением Синода от 12 марта 2002 года включён в состав редколлегии сборника «Богословские труды».
Решением Синода от 24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной Богословской комиссии.
Решением Синода от 31 марта 2009 года включён в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.
Вплоть до конца 2007 года служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем — храме Архангела Михаила в Тропарёве.
До апреля 2009 года — диакон храма Архангела Михаила в Тропарёво, затем протодиакон Исаакиевского собора.
С 27 июля 2009 года член Синодальной богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Оценка деятельности А. В. Кураева неоднозначна. С одной стороны, его деятельность, направленная против ересей в православии, против нападок на православие и на развенчание мифов о сходстве православия и других религий, философских школ и оккультных течений широко известна. С другой стороны, за свою деятельность он получил неуважительное прозвище «диакон всея Руси» и породил, по мнению оппонентов, своей деятельностью явление под названием «кураевщина».