Иоанн (реннето)
Содержание:
- Пророческий сон
- К 80-летию мученической кончины архиепископа Рижского Иоанна
- Трудовые будни
- Милосердие, любовь, доверие, эгоизм, страх:
- Первые ростки духовного прозрения
- Внезапная кончина
- Литературное духовное наследие
- Принципиальность, породившая недругов
- Начало богослужения в чине священника
- Безрадостное детство
- Публикации
- Духовное прозрение
- Почитание
- Личное
- Ранние годы жизни
- Служение в Чебоксарах и Куйбышеве
- Вопрос авторства некоторых текстов
- Сочинения
- Литературно-публицистическая деятельность
- ,
Пророческий сон
Как-то приснился Ивану странный сон. Будто бы он стоит посреди вспаханного поля. В руках у него были необыкновенные чудодейственные семена. Он их рассеивал и на удивление они моментально прорастали и плодоносили. Плодов было столько, что они еле помещались на поле. Иван решил проверить их на зрелость. К его удивлению, ни один плод еще не созрел. Так, проверяя плоды, он добрался до середины поля, на котором увидел лежащий Животворящий Крест, тот самый, на котором распяли Христа. Радости Ивана не было предела. Он более ни о чем не мог думать. Взял Крест, положил себе на спину и понес. Когда Иван шел со своей ношей, царила страшная непогода, дул ветер, гремел гром, лил дождь. Когда он добрался до своего села, к нему подошла одна знакомая инокиня и сказала: «Я тебя знаю, ты юродивый…». Этот сон убедил Иван в том, что он действительно не от мира сего. Это было своеобразным подтверждением его божественного происхождения.
К 80-летию мученической кончины архиепископа Рижского Иоанна
Священномученик Иоанн Поммер
Был
момент, когда службы в нашем храме
«переехали» из центрального придела в
Троицкий. Обычная история, ремонтные хлопоты…
Вот наконец придел утеплен, алтарь приподнят на три
ступеньки выше общего пространства храма, смонтирован
новый иконостас. Троицкий придел сразу же наполнился
церковной жизнью. И в один прекрасный день настоятель
порадовал нас: «Святейший Патриарх передал для
придела антиминс».
Антиминс представляет собой большой плат, на котором
служат Литургию; для каждого престола в храме он свой. По
старинной традиции в антиминсы вшиваются мощи святых.
Катакомбная Церковь в первые века служила на мощах
мучеников. И до сих пор служит. Надо сказать, не всегда
известно имя святого, частица мощей которого вшита в
антиминс. Дело, конечно, не в имени, главное – сама
святыня. Если епископ благословил храму святыню для службы
– значит всё, что надо, есть. И все-таки хочется
знать имя святого, перед мощами которого молишься Богу.
Наш случай был радостным. «В антиминсе мощи
священномученика Иоанна, архиепископа Рижского»,
– сообщил настоятель. Откровенно говоря, о нем я
слышал впервые. Было понятно только, что архиепископ
Рижский принадлежал к сонму новомучеников и
исповедников Русской Церкви.
Выяснилось,
что у владыки Иоанна довольно непривычная для русского
уха фамилия – Поммер. «Видимо,
немец», – предположил я. И не угадал.
Владыка происходил из православной латышской семьи.
Звали его, если быть точным, Янис Поммерс.
Надо было поближе познакомиться с ним, теперь частица его
святых мощей у нас на алтаре. Теперь и он – наш
небесный покровитель. Прочитав его жизнеописание, я
осознал, что архиепископа Иоанна отличало необыкновенное
чувство долга. Просто грандиозное чувство долга.
Он буквально не позволял себе ничего лишнего. Если он
считал, что без чего-то может обойтись или другим это
нужнее, он решительно отказывал себе – в том, на что
имел законное право. Это касалось самых разных бытовых
проблем. С жильем, с денежным обеспечением… Если он
считал, что для пользы церковной он должен сделать то-то и
то-то, он просто принимался за дело, без оглядки на свои
ощущения и предпочтения. Так владыка, любивший монашескую
жизнь, стал депутатом сейма, потому что в сейме надо было
отстаивать интересы Православной Церкви.
Удивительное чувство долга у владыки Иоанна было чертой
подвижничества, христианской аскезы. Он
был очень строг к себе. Эта строгость не делала его
бесчеловечным, любовь к людям прочно поселилась в его
сердце, он много помогал тем, кто нуждался.
Разумеется, рядом с ним были духовные чада. Они помнили
его пастырскую любовь, бережно сохранили его отеческие
наставления. Например, об отношении к людям владыка
говорил: «Мало в мире простого, евангельского
подхода людей друг к другу без подозрительности, без
идеализации, без требований предъявляемых, без
“счета” за любовь». Такое может только
любовь сказать. Одна строгость, без любви, так не скажет.
Владыка Иоанн у иордани на реке Даугаве
Остановимся
немного на словах владыки. Действительно, он прав: мы
часто, познакомившись с человеком, проникаемся к нему
симпатией, идеализируем его,
приписываем ему достоинства, настоящие и мнимые. А
потом между нами происходит самый обыкновенный
конфликт, и вот мы уже разочарованы
в этом человеке. Вернее, разочарованы в его
идеализированном образе, в том, что мы нафантазировали.
После конфликта симпатия сменяется столь же сильной и
неоправданной антипатией. Разочарованные и
разобиженные, мы готовы подозревать
вчерашнего друга в низменных побуждениях, когда
он делает что-то хорошее, или – в бурлении тайных
страстей, когда он бывает не на высоте. И эти
подозрения тоже, по большей части, – плод нашей
фантазии.
Мы часто разочаровываемся в людях, когда предъявляем к ним
непомерно завышенные требования. Мы начинаем считаться с
друзьями, рубим правду другу по глазам: «Вспомни,
сколько я для тебя сделал! И как ты мне отплатил за всё
мое хорошее отношение, любовь и заботу?» Сведение
счетов быстро сводит на нет любовь.
Счеты уместны при партнерских отношениях,
а личные отношения строятся совсем
на другом основании.
Архиепископ Иоанн это крепко знал и другим дал знать.
Поэтому мы и почитаем его в лике святых.
10 октября 2014 г.
Трудовые будни
Неутомимо трудолюбивым был Иоанн Снычев. Факты из жизни Владыки это постоянно подтверждают. В начале осени 1957 года архиепископ Чебоксарский Мануил пригласил Иоанна в Чебоксары. Тот с почтением принял приглашение и отправился к старцу–святителю. Два года Иоанн помогал архиепископу в написании монументальных трудов, за которые в марте 1959 года был одарен подарком в виде креста с украшениями, преподнесенным Святейшим Патриархом Алексием І.
Осенью 1959 года Иоанна назначили помощником инспектора и по совместительству преподавателем в Духовную семинарию Саратова. Всего один год пробыл иеромонах на этой должности и уже в 1960 году он занял пост священнослужителя в Покровском кафедральном соборе г. Самары. В то же время Иоанн также работал над магистерской диссертацией. Долгие годы провел он, помогая своему наставнику архиепископу Мануилу, от которого и унаследовал тягу к исследовательской деятельности.
Весной 1961 года Иоанн получил сан игумена. Через три года на Пасху был удостоен сана архимандрита. В декабре 1965 года Иоанн стал епископом Сызранским. В конце зимы 1966 года епископ Иоанн после защиты магистерской диссертации получил степень магистра богословия. Осенью 1972 года епископу доверили управлять Чебоксарской епархией. В 1976 году Иоанн Сычев удостоился сана архиепископа. В июне 1987 года он отправился на Святую Землю в Иерусалим. В 1988 году в Духовной Академии Санкт–Петербурга епископ русской православной церкви Иоанн Снычев читал лекции по новейшей истории церкви, за что впоследствии был награжден званием доктора церковных наук.
Постоянный член священного синода Иоанн Снычев в августе 1990 года возглавил епархию Санкт–Петербурга. Один из основателей петровской академии, Иоанн Снычев за период своего правления увеличил количество храмов в три раза. Во многих соборах после проведения капитального ремонта возобновились богослужения.
Милосердие, любовь, доверие, эгоизм, страх:
Истинное чудо есть жалость.
Истинное милосердие всегда просто и деятельно. Оно есть воля, готовая на всякий труд, сердце, соглашающееся перенести всякую скорбь ради любви.
Любящий перестает страшиться. «Любовь побеждает страх» (1Ин.4:18)… Но это относится только к истинной любви. Неверная, движущаяся страстью или похотью любовь не знает бесстрашия; она не побеждает страха, но усиливает его, т. к. усиливает самость человека.
Достигший же любви обладает всякой вещью, не похищая ее. Это есть Царство Божие. «Ничего не имеем, и… всем обладаем» (2Кор.6:10).
Если нет единящей любви, чужое всегда остается чужим…
Похищение… есть грех к смерти, – ибо против Любви, Жизни.
Тайна беззакония Прометея не в том, что он похищает огонь, а в том, что он похищает.
Всякий похититель чужого, потому беззаконен, что не может сделать это чужое – своим…
Обидчик обижает, прежде всего, себя.
«Активный эгоист» обижает, «пассивный» обижается.
Любовь любит самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту…
Да, можно любить, и – не доверять. Но, не есть ли доверие признак души открытой, и не есть ли открытость свойство любви? Нет, любовь – шире открытости. И без открытости души, в этом мире, может быть любовь…
Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовной; скрывание своего добра почти всегда бывает мудростью…
Не всякая «непрямота» есть неправда; и не всякое «недоверие», есть измена последнему доверию.
Последнее доверие можно иметь лишь к Богу…
Не к самому человеку надо, конечно, иметь недоверие, но к данному его состоянию.
Главное страдание ушедшего от Бога человека есть самолюбие.
Страх есть агония отлучаемой или себя от Бога отлучающей души. Страх есть агония одиночества.
Таков закон духа: забывая Бога, человек забывает свое собственное лицо, деперсонализирует себя. Теряя истину, человек теряет с нею и жизнь. И все трудности и все неудачи человеческие (особенно в брачной и семейной жизни) связаны с этим.
Ушедший от Бога, уходит и от самого себя.
Первые ростки духовного прозрения
Шла война, богомольные старушки все чаще собирались для молитвы за спасение страны и возвращение родных. Случайно зашедший на такое собрание Ваня мгновенно почувствовал родную атмосферу, его сердце затрепетало от радости. Духовной матерью Вани стала наставница и подвижница благочестия монахиня Феврония.
1 августа 1943 года Спаситель даровал юноше видение. По православному календарю это был день почитания Серафима Саровского и Ильи пророка. Иван находился на танцевальной площадке, когда его накрыло чувство омерзения, и в танцующих людях явились кривляющиеся бесы. Молодой человек физически почувствовал, как его тянет в зловонную яму, он воззвал к Богу, убедившись в существовании ада и рая.
Важно! Переломный момент наступил в конце осени 1944 года, когда Ивана призвали в армию, юноша искренне молился и вскоре был комиссован по болезни. Молодой человек уже не мог вернуться в мир, он уезжает в город Бузулка и поступает в Петропавловский храм пономарем. Его прилежание и добросовестная служба были отмечены епископом, Ваню переводят келейником
Молодой человек уже не мог вернуться в мир, он уезжает в город Бузулка и поступает в Петропавловский храм пономарем. Его прилежание и добросовестная служба были отмечены епископом, Ваню переводят келейником.
Внезапная кончина
Критические замечания владыки в адрес высших эшелонов власти вызывала негативную реакцию некоторых чиновников. В 1995 году произошло 2 странных автокатастрофы, после этого сгорел цех по производству свечей, вся епархия осталась без них.
Митрополит Снычев искал все пути для сбора средств на восстановление завода, часто посещал городские мероприятия.
Банк «Санкт-Петербург» отмечал свою 5-летнюю годовщину основания, на празднование в гостиницу «Северная корона» были приглашены крупные бизнесмены, от которых владыка рассчитывал получить пожертвования для епархии.
В 20.00 официанты вынесли прохладительные напитки, митрополиту сок подали на отдельном подносе. Отпив глоток, владыка Снычев пошел навстречу прибывшему мэру Собчаку с женой.
Последующие события не раз были описаны в прессе и показаны по телевидению. Митрополит поднял руку для благословения Людмилой Нарусовой, на мгновение замер, обвел зал удивленным взглядом и упал.
На этом невероятные события не закончились. Врачи, приехавшие на «Скорой», не имели при себе сердечных медикаментов, через некоторое время они констатировали остановку биения сердца. Это случилось 2 ноября 1995 года.
Весть о внезапной смерти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) мгновенно облетела Россию и весь мир.
Могила Иоанна Снычева на Никольском кладбище С-Петербурга
Никольское кладбище в Александро-Невской Лавре стало местом захоронения великого богослова 20 века, оставившего неоценимый вклад потомкам для укрепления истинной веры и русского духа, Митрополита Иоанна Снычева. Его могилу венчает простой деревянный крест и табличка из металла.
Литературное духовное наследие
Борец за чистоту православный веры, современный Златоуст, митрополит Снычев, книги которого стали настольными у многих священников и прихожан, оставил потомкам неоценимое наследство.
Митрополит до глубины сердца переживал о духовном и моральном одичании народа, он приложил все силы, чтобы возродить самосознание у православных верующих, свои наставления в книгах:
- «Голос вечности. Проповеди и поучения»;
- «Как подготовиться и провести пост. Как жить в современном бездуховном мире»;
- «Стояние в вере. Очерки церковной смуты»;
- «Самодержавие духа. Очерки русского самосознания»;
- «Наука смирения. Письма монашествующим»;
- «Посох духовный» и другие.
Книга Иоанна Снычева «Стояние в вере»
В книге «Русская симфония» освещается история развития церковного избранничества в России. Книга наполнена призывами к тем людям, сердца которых не равнодушны к поруганию святынь нации. В качестве председателя Синодальной комиссии принял участие в подготовке и написании тропарей и кондаков священномученикам и новомученикам.
Принципиальность, породившая недругов
Кончина владыки Иоанна, последовавшая 2 ноября 1995 года, до сих пор вызывает немало кривотолков, поскольку ей сопутствовали весьма странные обстоятельства. Дело в том, что резкая критика, высказываемая митрополитом в адрес ряда представителей высшего эшелона власти тех лет, стала причиной появления многих высокопоставленных недоброжелателей, которых нажил себе митрополит Иоанн (Снычёв). Книги, написанные им, также сыграли свою роль.
Не беря на себя смелость делать какие-либо выводы, обратимся лишь к изложению событий тех дней. Началось с того, что в 1995 году владыка дважды попадал в довольно странные автокатастрофы, в результате которых получил перелом нескольких рёбер, но остался жив. Вслед за тем пожар, возникший по невыясненной причине, полностью уничтожил свечной цех, построенный митрополитом на Обводном канале, и оставил епархию без свечей.
Начало богослужения в чине священника
К 9 июля 1946 года принявший постриг послушник Иоанн рукополагается дьяконом, в середине января 1948 года — иереем. Старец-архиерей, владыка Мануил увидел в нем мироносца, способного утихомиривать как конфликты, так и человеческие страсти.
Новопризначенному иерею доверили ведение дел по религиозной гимнографии, а именно, восстановление почитания иконы Богородицы «Тадынская». Бывший келейник был выделен владыкой для написания акафиста святому образу Божьей Матери, что положило начало духовного творчества будущего митрополита Снычева.
Отец Иоанн на богослужении
Регулярное общение с прихожанами, посвящение их в историю православия и жизнь святых взращивало проповеднический талант молодого священника. Черные дни наступили весной 1948 года, когда страну накрыла новая волна антирелигиозной деятельности. Архиепископа Мануила арестовали и отправили в десятилетнюю ссылку в Мордовию.
Послушник Иоанн заканчивает Саратовскую семинарию, а в 1955 году — Духовную академию в Ленинграде. Кандидат богословия вместе с вернувшимся из ссылки наставником архиепископом Мануилом работают на кафедре сектоведения.
Интересно! После пострига в мантию Иоанн Снычев 2 года при помощи наставника пишет монументальные духовные труды, за что в 1959 году награждается крестом, украшенным драгоценными камнями из рук Патриарха Московского и Всея Руси Алексия.
В 1961 году владыка Мануил назначается архиепископом Куйбышевским, с ним переезжает и отец Иоанн на пост священника Покровского кафедрального храма. Вскоре он рукополагается в игумены, а через три года в 1964 году — в архимандриты.
Безрадостное детство
Будущий архипастырь Русской православной церкви митрополит Иоанн (Снычёв) родился 9 октября 1927 года в селе Новая Маячка Херсонской области в семье зажиточных крестьян, которые уже через год после его появления на свет были вынуждены бежать от раскулачивания в Западное Оренбуржье. Поселились они в селе Спасском под Сорочинском, где жили в крайней нищете.
Вспоминая годы своего детства, владыка Иоанн рассказывал, что на семью, где, кроме него, было ещё четверо детей, имелась единственная пара валенок, и её носили все по очереди. Питались же в основном тем, что удавалось вырастить на отведённом им клочке земли, а когда эти скудные запасы подходили к концу, мать посылала детей собирать крапиву и лебеду, из которых варила суп.
Однако, даже несмотря на такую беспросветную нищету, супруги Снычёвы, будучи сами неграмотными, постарались дать детям образование, и с этой целью вся семья перебралась из сельского захолустья в город Сорочинск, где Иван окончил семилетку и затем поступил в Орский индустриальный техникум, учиться в котором ему помешала война.
Публикации
- рукописи и машинописи
- «Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русско-Православною Церковью с XI по XVI век (до патриаршества)». (Кандидатское сочинение). Ленинград, 1955.
- Состав Российской Православной Церковной Иерархии на 1962 до 1986 года включительно.
- Практика избрания епископа в истории Церкви. (Доклад).
- Проект канонической регламентации порядка избрания епископов. (Доклад).
- Вопрос о кандидатах во епископы в историко-каноническом освещении. (Доклад).
- Административные и другие различия епископов. (Доклад).
- Монашеская жизнь. Изыскание средств возврата православной монашеской жизни к её древнему благочестию и благолепию. (Доклад).
- Поместный Собор. Время созыва и его роль в управлении автокефальной Церкви. (Доклад).
- Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 по 1965 г.
- Хронология архиерейских хиротоний периода с 1893 по 1958 г. Чебоксары, 1959.
- Покаянный акафист Спасителю с припевом: «Милостиве, помилуй мя падшаго».
- Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 гг. (включительно), 8 томов (машинопись). Куйбышев, 1971.
- Русские православные иерархи периода с 1966 по 1975 гг. (включительно), 2 тома (машинопись). Куйбышев, 1976.
- Русские православные иерархи периода с 1976 по 1985 гг. (включительно), 2 тома (машинопись). Куйбышев, 1986.
- Состав Российской Православной Церковной Иерархии на 1962 до 1986 года включительно (машинопись)
- исторические статьи
- Речь при наречении во епископа Сызранского // Журнал Московской Патриархии. 1966. — № 2. — С. 7—11.
- «Преосвященный Мануил, архиеп. Куйбышевский и Сызранский». (К 50-летию служения в священном сане). // Журнал Московской Патриархии. 1961. — № 11.
- Митрополит Мануил // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. — № 10. — С. 13—16.
- «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…» // Журнал Московской Патриархии. М., 1971. — № 2. — С. 42—43.
- Архиепископ Чебоксарский и Чувашский Вениамин (некролог) // Журнал Московской Патриархии. М., 1977. — № 1. — С. 18—21.
- Из жизни епархий: Куйбышевская епархия (восстановление кафедрального собора) // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. — № 4. — С. 18.
- Из жизни епархий: Куйбышевская епархия // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. — № 4. — С. 18—19.
- Слово в Неделю о мытаре и фарисее // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. — № 2. — С. 54—55.
- Свет пришел в мир // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. — № 7. — С. 22—23.
- Жизнь и труды Высокопреосвященного митрополита Мануила // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. — № 4. — С. 20—25.
- История Русской Православной Церкви периода 1917—1944 гг. // Вестник ЛДА. 1990. — № 1. — С. 5-17.
- Церковные деятели Русской Православной Церкви 20-30-х гг.: Лекция, прочит. в ЛДА 27 февр. 1989 г. // Вестник ЛДА. 1990. — № 2. — С. 9-35.
- Состояние Русской Православной Церкви при Сергии в период его заместительства, местоблюстительства и патриаршества // Христианское чтение. 1991. — № 3. — С. 4-29
- Расколы // Христианское чтение. 1991. — № 6. — С. 8-49.
- О врачевании души: // Журнал Московской Патриархии. 1995. — № 12. — С. 60—61.
- О спасении души // Журнал Московской Патриархии. М., 1994. — № 6. — С. 2—3.
- О Церкви Христовой // Журнал Московской Патриархии. 1996. — № 3. — С. 50—52.
- Против ересей и сект // Журнал Московской Патриархии. 1996. — № 3. — С. 48—49.
- публицистика
- Быть русским! // «Советская Россия», 12.09.1992
- Тайна беззакония // «Советская Россия», 10.10.1992
- Державное строительство // «Советская Россия», 14.11.1992
- Торжество Православия // «Советская Россия», 30.12.1992
- Путь ко спасению // «Советская Россия», 30.01.1993
- Битва за Россию // «Советская Россия», 20.02.1993
- Плач по Руси Великой // «Советская Россия», 27.03.1993
- Молю вас: одумайтесь! // «Советская Россия», 22.04.1993
- Чтущий да разумеет… // «Советская Россия», 30.04.1993
- Творением добра и правды // «Советская Россия», 13.05.1993
- «Да не смущается сердце ваше…» // «Правда», 23.06.1993
- Русский узел // «Советская Россия», 15.07.1993
- книги
- Обзор русской полемической противосектантской литературы синодального периода (стипендиатский отчет за 1955/56 уч. г.).
- «Ключ к Отечнику» (2 книги). Саратов, 1960.
- «Руководство к духовной жизни (по письмам епископа Феофана)». Куйбышев, 1963.
- «Духовные крупицы из творений свят. Иоанна Златоуста». Куйбышев, 1967.
- «Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского» (в 3 частях). Куйбышев, 1967.
- «Митрополит Мануил (Лемешевский)». Биографический очерк. Куйбышев, 1969 г.
- Проповеди (с 1964 по 1976 гг.). Куйбышев, 1976.
- Дай мне твое сердце: Письма духовным чадам. СПб.: Цар. дело, 1998. 347 с.: портр.
Духовное прозрение
Господь не мог равнодушно наблюдать, как юный Иоанн Снычев терзает свое сердце глубокими переживаниями. Он особым образом привел митрополита к вере. В 1943 году по приходу весны частные дома села, в котором жил в то время Иван, стали заполняться богомольными старушками, которые собирались вместе для совместной молитвы. На одном таком собрании удалось побывать и Ивану. Здесь он впервые окунулся в атмосферу православия, и его сердце отозвалось на молитвы. Окончательно будущий митрополит Иоанн Снычев увидел божественное провидение вечером 1 августа 1943 года. В этот знаменательный день православные христиане чтили память преподобного Серафима Саровского, вслед за которым отмечался праздник Божьего пророка Ильи. Проведение пришло Ивану прямо на танцплощадке. Внезапно его охватили мысли о греховности этого мира. Он ощутил всем своим нутром всю мерзость и порочность современного людского существования. Его взору предстали бесы, кривляющиеся в людском обличии, и на мгновенье ему показалось, что он погружается в адскую бездну. В тот самый момент в сердце юноши загорелся огонь искренней веры. Божье слово развеяло все его сомнения, и он твердо убедился в том, что после смерти человек по своим поступкам попадает либо в райское царство, либо на адские миры.
Почитание
В 2001 году был прославлен в лике местночтимых святых Собором Латвийской Православной Церкви. Торжества ознаменовались крестным ходом через весь город; на торжественном богослужении присутствовали президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, представители Сейма, местного самоуправления, католической и лютеранской церквей.
В том же году решением Священного Синода Русской Православной Церкви имя владыки Иоанна включено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
В 2003 году состоялось перенесение обретённых нетленными мощей священномученика Иоанна из храма Покрова Пресвятой Богородицы на Покровском кладбище Риги в кафедральный собор Рождества Христова.
Личное
Многое, что связано с владыкой Иоанном, – это очень личное, другой человек и не поймет. Он всегда реагировал на то, что я говорил.
Не согласен, когда пишут, что владыка юродствовал. Он не мог юродствовать, потому что являлся архиереем Божьим. Такое было недопустимо для него, насколько я его знал, понимал. Юродство – это соответствующее поведение человека, вызывающее насмешки над собой. Владыка никогда бы не позволил этого делать, потому что он был в сане.
Иоанн Шанхайский жил потусторонним миром. Помню такой случай. Владыка каждый день служил Литургию. В один из будних дней он совершал служение в старом соборе в Сан-Франциско. Я прислуживал ему. После службы помощник старосты подошел к владыке с какими-то практическими, хозяйственными вопросами.
Владыка вышел на клирос (он в алтаре никогда не разговаривал) и растерянно что-то отвечал. Когда человек отошел, владыка повернулся ко мне и сказал: «Я после Литургии не могу сразу сосредоточиться ни на чем другом…»
Это не юродство. Если кто-то воспринимал владыкино поведение как юродство, я с ним полностью не согласен.
Например, владыка дома ходил босиком, но в собор – никогда. Он сидя спал, у него были отекшие ноги, владыке было больно носить обувь. Вот если бы он юродствовал, то и в собор приехал бы босиком. Но этого никогда не было.
Приходилось слышать, что владыка, к примеру, никогда не улыбался, часов не имел. Ничего подобного. У него были часы, карманные, подарок от воспитанников приюта. Он опаздывал везде, это другое дело, но часы имел.
Владыка любил шутить. У него было прекрасное чувство юмора. Любил пошутить и с молодыми людьми. Подобные мнения о владыке часто высказывают те, кто его никогда не видел или видел мельком. Я не утверждаю, что люди говорят неправду, но от увиденного что-то один раз может сложиться неверное впечатление.
Ранние годы жизни
Родился Иоанн Снычев в 1927 году 9 октября. Настоящее его имя – Иван Матвеевич Снычев. Родиной митрополита стало село Ново–Маячка, расположенное в Каховском районе Херсонской области. Родители Иоанна были крестьянами. Они были далеки от Божьего учения и не отличались особой религиозностью. Поэтому и детям своим не прививали веру в Бога и благочестие. Несмотря на то, что Иоанн Снычев рос в безбожной семье, тяга к вере присутствовала у него с самого детства. И тем не менее, эта вера не имела под собой никаких оснований и подтверждений, поэтому отрок всегда находился вне Церкви. Время шло, мальчик взрослел, родители не могли утолить его духовные поиски, не знали, как удовлетворить его вопрошания. Ему приходилось ко всему приходить своими стараниями.
Служение в Чебоксарах и Куйбышеве
Осенью 1956 года отец Иоанн, постриженный к тому времени в мантию (вторую ступень монашества), был направлен в Минск для преподавания ряда дисциплин в местной духовной семинарии. Впрочем, долго заниматься педагогической деятельностью ему не пришлось, поскольку уже на следующий год по ходатайству своего друга и наставника архиепископа Мануила был переведён в Чебоксары и там помогал владыке в написании целого ряда капитальных трудов по богословию. За участие в этой совместной работе в марте 1959 года талантливый иеромонах удостоился награды – креста с украшениями, полученного им из рук патриарха Алексия I.
После назначения в 1961 году владыки Мануила архиепископом Куйбышевским и Сызранским он взял на новое место и своего помощника по литературной деятельности отца Иоанна, определив его священником и ключарём Покровского кафедрального собора. В скором времени иеромонах был возведён в сан игумена, а тремя годами позже – архимандрита.
Вопрос авторства некоторых текстов
Существует мнение, что фактическим автором книг и статей за подписью митрополита в 1990-х был Константин Душенов, взгляды которого журналистка «Новой газеты» Алла Боссарт расценивает как ксенофобские и радикально националистические.
Клирик Санкт-Петербургской епархии РПЦ протоиерей Владимир Фёдоров, директор Православного института миссиологии и экуменизма, так высказался о нём: «Он сам по себе был совершенно беспомощным человеком, не мог связать толком двух слов и уж тем более — написать тех книг и статей, которые вышли под его именем. Кто-то раздувал эту чудовищную по своей сути фигуру, это была совершенно очевидная манипуляция».
В 1996 году его преемник на петербургской кафедре митрополит Владимир (Котляров) заявил: «Книги митрополита Иоанна надо из обращения изъять. Более того, необходимо выяснить, откуда они вообще взялись, ибо на самом деле он не имеет к ним никакого отношения».
Душенов категорически утверждает авторство митрополита Иоанна. В одной из статей он писал: «Никаких аргументов у них, конечно, нет. Есть лишь яростное желание любым способом замарать имя митрополита Иоанна, представив его этаким слабоумным старичком, не глядя подмахивавшим всё, что ему подсовывали советники».
Сочинения
- “Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII века по Крюковым и нотным книгам”. (Диссертация).
- Слово о Патриархе Сергии в 9-й поминовенный день за заупокойной литургией. “Патриарх Сергий и его духовное наследство”. МП, с. 176. См. также “ЖМП” 1944, № 6, с. 35, 36.
- “Праздничное приветствие”. “ЖМП” 1944, № 11, с. 9-10.
- Послание архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви на Украине. Киев, 1945, 9 мая, “ЖМП”, 1945, № 6, с. 7-9.
- Послание Экзарха всея Украины к пастырям и верующим в Западных областях Украинской ССР. “ЖМП” 1946, № 1, с. 9-11.
- Послание архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви на Украине (к 30-летию Советской власти). “ЖМП” 1947, № 12, с. 8-10.
Литературно-публицистическая деятельность
Широкую известность владыке Иоанну принесла его религиозно-просветительская и публицистическая деятельность. Наибольшую популярность в те годы приобрела книга, которую написал Иоанн Снычёв — «Самодержавие духа». В ней архипастырь указывал на те негативные стороны установившейся в стране «демократии западного образца», которые, по его мнению, способны были лишить русский народ его национального самосознания и поставить на грань духовного опустошения.
На её страницах владыка, в частности, подвергал критике итоги перестроечного процесса 90-х. Он указывал на то, что в результате действий М. С. Горбачёва оказалось разрушенным прежде единое и мощное государство. Высказывал он и своё непримиримое отношение к укоренявшейся в стране массовой культуре, основанной на «фальшивых ценностях общества потребления».
В конце 90-х вышла из печати ещё одна книга, которую написал митрополит Иоанн (Снычёв) – «Русская симфония». В ней были объединены два его произведения – «Самодержавие духа», о котором шла речь выше и «Русь Соборная». По мнению самого автора, вместе они представляют собой законченный труд, освещающий историю русского религиозного избранничества. В ней он обращается к тем, кому небезразлична судьба Отечества, и чьи сердца горят гневом при виде поругания национальных святынь.
,
13 , ,
,
().
()
(),
,
.
.
,
2012
,
.
,
.
, ,
,
, ,
,
. .Ru
,
.
.
, .
, , ,
, ,
. ,
, ,
,
. , , (
, ),
, — , : ,
“”.
,
, ,
.
,
, ,
. , — ,
, ,
, ,
.
, .
! , ,
? , ,
, . , ,
. ,
, ,
.
, , ,
, ,
— .
()
, ,
, , .
1984 . , ,
— . .
,
,
.
, —
,
; , , ,
.
,
,
1983 .
,
48
.
, ,
, ,
. ,
,
.
,
. ,
-,
,
,
,
.
, —
, .
, .
,
, ,
The
Doors.
, ,
. :
.
, ,
, ,
, .
,
, , .
. :
ⅻ
. ,
.
,
, .
,
,
, .
, , ,
. , ,
. —
, :
! : ,
.
, , , ,
,
, ,
,
( )
. , ,
:
.
,
,
. 90- ,
, ,
, ,
, .
()
,
,
, .
. ,
. , ,
, — ,
, :
?
?
,
, . , ,
, ,
. , ,
,
,
.
. ,
, .
, ,
. :
— , ?
, , :
, ?
?
, , ,
, — ,
. ,
, —
. :
, !
, .
, ,
,
,
, : .
, .
,
()
, ,
.
, -, -,
, -,
,
,
-, .
, ,
.
-,
.
,
, ,
?
. ,
,
— -,
,
. ,
,
, ,
, .
, 15 1991 .
1991-, .
, 1991-99
, .
, ,
, ,
, ,
.
, 1991-,
,
.
, :
.
. , 1990 ,
.
, , . ,
,
.
()
K
,
, ,
. , ,
63- .
63- ,
. 2002
,
, ,
.
.
: ,
, ,
. ,
, ,
.
, ,
.
—
1998
. ,
. :
. ,
,
,
,
. ,
.
:
.
,
, ,
, 1998-,
,
. ,
, . ,
, ,
.
,
(),
.
IFOR SFOR
,
— KFOR ,
,
. , War and
revenge ,
, . :
?, :
. ,
KFOR ,
KFOR
, 60
, , ,
. ,
99-, , .
, ,
,
.
,
, , ,
, ,
, .
: ?
2011
,
. ,
,
1389
.
,
, . ?
. : KFOR
, . KFOR
,
,
.
KFOR , :
, ? ,
, 2004
, :
, ,
. ,
, .
, 2001-2002 ,
.
, , .
, ,
, ,
, , ,
. , ,
, ,
—
, ,
, ,
. ,
,
, .
,
.
,
, .
, , ,
, ,
. , ,
. ,
, ? , ,
, ?
,
,
, ,
, ,
, ,
. ,
. ,
,
,
, . ,
,
. .
—
. , ,
,
.
,
. , ,
, .
, ,
.
(- .
..)
, ,
, ,
. ,
: 1948
, ,
,
.
80- —
. —
, —
, , : ,
, 80-
,
. ,
:
, ,
,
,
.
,
, ,
,
. .
:
, , , , ,
,
,
— ,
(
). ,
(,
-).
’, , ,
—
. ,
. (
, ,
. 1946
16-
. ..)
; ,
,
. ,
, ,
.
,
,
, ,
. ,
,
.
.
.
,
, 1992 ,
.
,
.
, .
,
,
,
, ,
,
. ,
,
,
, .
. ,
, ,
. , , ,
, .
,
,
. , ,
,
. , ,
, ,
. 1944-1945 ,
, .
,
, .
,
.
. : ,
,
. 13
, ,
,
,
. ,
.
()
() 16 1965
, .
— .
. 1993 . 1993
2003 ,
,
. 1990-
— — .
.
.
. —
,
2002-2003 . 1999
.
; ;
, , ,
. 2002
63- — ,
— .
2001
. 2002 3-
. 2003
,
.
,
,
.
,
,
2007 , 2008
, :
.
,
. 2008
.
2004, 2006, 2008
2010 .
26 2011
.
24 2014 .
, ,
.
,
—
. ,
, ,
.
16 2014
10 1992 10 1994 . — , . 26 1999 . . 3 2001 9 2003 . . 15 2009 . .
-, . 23 1994 . UNPROFOR .
— . 22 1992 . — -, 2- . , , .
, . .
́ ́ , , , , , .
12 , . — .
, 1557 , .
1 1995 21 , 1991 150 ;
1 8 , 7 , 6 ;
450 , 2 850 , ;
, ; , .
, 1991-1995 (1997) .
- , 1850-53 ., 1991-92 . , 1991-92 .
- . , 1739 . 1990 ., 1992 .
- . 1991 . .
- . , 1751 ., , , , 1956 . 1991-92 . .
- . , 1926 ., 1993 .
- . , 1765 ., , , 1991-92 . . 1991 .
- . 318 , 1790 . 1942 ., . 1976 ., , 1956 . 13 1991 .
- . 1995 . .
- . 1991-92 ., .
- . , 1795 . 1942 . 1989 ., 1991 . .
- . 1793 ., , — .
- . . 1995 ., .
- . ( 1990 .) 1991-92 .
- (). 1991 . , , . , . , , , 1997 . , .
- . (), 1750 . , . , , . 1975 . 1991-1993 , . 1995 ., 1995 .
- . 318 , 1756 . , , . , 1991-92 . .
- . 1992 . .
- . 1749 ., 1942 . , — , .
- . 1805 . (2 ) 1943 , , , — . 1979 . 1992 . 1991 .
- . 1757 . 1942 . — , . 1990 . 1991-92 , 1994 . 1995 .
- . 1940 . 1991-92 . , , .
- . (), XIX . 4 1991 .
- . , 1775 . 1941 . , , . 1984 . 1991-92 . 1995 . . .
- . 1750 . 1991 . , , ( , 9 ).
- . 1760 . . , 1988 . . 1991 . .
- . , 1745 . .
- . , 1734 . 13 1942 ., 460 . 1987 . , 1991-92 . , , , . 1991-92 .
- . , 1828 . 20 1991 .
- . 1995 .
- . 1869 ., (1748 .). , , . 1990 . 1991 . . 1992 .
- . 1993 . .
- . , . . 1991-92 .
- . 1941 . , 1991-92 .
- . , , 1991 . , , . , XVII XVIII . .
- . , XIX , 1772 . 1991 .
- . 24 1992 . .
- . , 1738 ., 1824 1885 . 7 1941 ., 1982 ., 1992 . 9 , .
- . ( ) 1818 . 1992 . .
- . , 1747 . 1991 .
- . , 1750 . 1941 . 1977 . 1995 .
- . , 1866 ., 1991-1993 .
- . , 1800 ., . 1995 . .
- . , 1874 . 1941 . . 1980 ., 1991 .
- . , XIX . 1991 ., 1993 ., 1995 .
- . , 1751 ., 1943 . 1991-92 .
- . , 1802 . 1941 . 1990 . . 1991 .
- . 1941 ., , . 1985 ., 1991 ., 12 1991 . 1941-1945 .
- . 1941 ., , 1992 , .
- . , 1778 . 1991-92 .
- . , XIX . 1991 ., .
- . , 1764 . 1991 .
- . 7 1969 . . , .
- Снежана Симич, , , . , , . , , . , , , .
- (1941-1945) (1941-1945) — — Симо Брдар, Славко Брдар : , , , , . . . . , , .