«поскреби либерала

Вам нужен «робопоп» или живой священник?

— В книге про перезагрузку православной духовности вы пишете, что священники превратили проповедь в попытку спрятать свое личное «Я» за формулами и заповедями святых отцов, а людей приучили не доверять подходу к личностному восприятию Бога. Но ведь в проповеди через личностное восприятие есть другая опасность — зайти не туда, впасть в ересь, в прелесть, и других увести…

— В любом проявлении жизни есть опасность. Что такое проповедь цитатами? Это все равно, что выйти и спеть под фонограмму. Ты вроде как поешь, а на самом деле вместо тебя поют другие. Хочешь, пой под фонограмму, тогда точно не ошибешься.

Можно молиться от себя, а можно делать вид, что ты молишься, повторяя чужие формулы. Есть большая разница между каноном св. Андрея Критского и теми состояниями, которые мы испытываем во время чтения этого канона. Эту разницу мы предпочитаем не замечать, думая, раз мы произносим слова канона, значит, мы находимся в том же состоянии духа, что и автор. Но это не так.

В отходе от формул и в самостоятельной духовной жизни, конечно, есть риск. Можно впасть в прелесть, можно сойти с ума, можно нагородить кучу ереси и так далее. Лучшую гарантию от такого риска предложил в шутку один священник из Беларуси — создать дрон с записью всех священнических возгласов и проповедей. Дрон облетает храм, кадит, потом присаживается на алтарь возле престола и оттуда вещает все, что нужно, загружая из интернета лучшие проповеди. Прекрасно бы работало. Осталось придумать идеальных прихожан, которые приходят, отдают деньги, кивают головами и уходят.

Этот искусственный «священник» — очень хороший, как мне кажется, пример. Люди, вы чего хотите? Сформулируйте запрос. Вам нужен «робопоп» с правильными речами и кадилом или вам нужен ошибающийся, спотыкающийся, но человек? Если вы хотите человека, то соглашайтесь с определенной квотой его ошибок. Если он зайдет за черту, мы скажем: «Неквалифицированный ты, плохой, уходи». А от прелести не застрахован ни один человек.

Что такое прелесть? Это состояние неверной духовной самооценки, как правило завышенной. Оно может подойти к любому из нас незаметно в обличении грехов ближнего, в борьбе за правду и истину. Ощущение нашего духовного преимущества приходит к нам в самых благородных масках. Но ведь и православие началось с духовного преимущества, поэтому прелесть — это наше всё.

Мы начали с того, что мы — духовные, мы имеем преимущество над язычниками, потом над арианами, потом над баптистами, потом над всеми.

И кто после этого скажет, что заявлять о своем духовном преимуществе нельзя? Может, и нельзя, но тогда надо откатить назад все православие.

— А можно? «Я воцерковлена, а моя соседка — нет». Вот вы как-то в лекции сказали, что не все люди способны к духовной жизни. А кто неспособен?

— Неспособность фиксируется способным. Дельфин считает, что люди не умеют плавать. В принципе, да — с точки зрения дельфина наше плавание — какое-то жалкое барахтанье. Тюлька могла бы считать, что не умеет плавать дельфин, потому что ему нужно постоянно дышать воздухом, а у тюльки есть жабры.

Или давайте возьмем притчу о талантах. С точки зрения того, у кого пять талантов, имеющий один талант — бесталанный. Но с точки зрения Бога оба они находятся в одинаковом положении. Апостол Павел в Первом послании к коринфянам пишет: «Дары различны, но Дух один и тот же» (1Кор 12:4). Умение играть на скрипке и умение организовать концерты и гастроли — разные умения. Скрипач скажет, что менеджер бесталанный, так как тот не умеет играть. А менеджер назовет бесталанным скрипача, который вынужден играть в переходе метро. И только вместе они способны дать раскрыться талантам друг друга.

В этом смысле неталантливых или неспособных ни на что людей объективно не существует. Но с субъективной точки зрения мы можем сказать: «Ты как гитарист ни на что не способен, ты полный ноль». Если мы определим, что такое духовная жизнь, то какие-то люди неизбежно попадут за рамки этого определения. Хотите определить? Будьте готовы к тому, что большая часть человечества окажется за пределами вашей дефиниции. Поэтому я думаю, что у Бога с каждым человеком личный диалог и Бог понимает этого человека лучше, чем понимают его другие люди.

Обзор

Греческие православные церкви происходят от церквей, которые апостолы основали на Балканах и Ближнем Востоке в первом веке нашей эры, а также поддерживают многие древние церковные традиции. Православные церкви, в отличие от католической , не имеют единого верховного понтифика, епископа или Pontifex maximus , придерживающихся веры в то, что Христос является главой церкви. Однако каждый из них управляется комитетом епископов, называемым Священным Синодом, с одним центральным епископом, имеющим почетное звание «первый среди равных».

Греческие православные церкви объединены в общении друг с другом, а также с другими восточными православными церквями . Православные придерживаются общей доктрины и общей формы поклонения, и они видят себя не как отдельные церкви, а как административные единицы одной единой церкви. Они примечательны своей обширной традицией иконографии ( см. Также: Византийское искусство ), почитанием Богородицы и Святых , а также использованием Божественной литургии по воскресеньям, которая представляет собой стандартное богослужение, восходящее к четвертый век нашей эры в его нынешнем виде. Чаще всего Божественная литургия Православной церкви была написана святым Иоанном Златоустом (347–407 гг. Н.э.). Другие приписываются св. Василию Великому , св. Иакову, брату божьему и св. Григорию Диалогу .

Нынешняя территория греческих православных церквей более или менее охватывает территории на Балканах , в Анатолии и Восточном Средиземноморье, которые когда-то были частью Византийской империи . Большинство греческих православных христиан живут в Греции и других регионах южных Балкан, включая Албанию , а также в Иордании, палестинских территориях , Ираке, Сирии , Ливане , Кипре , Анатолии , европейской Турции и Южном Кавказе . Кроме того, из-за большой греческой диаспоры есть много греческих православных христиан, которые живут в Северной Америке и Австралии . Православные христиане в Финляндии , составляющие около 1% населения, также находятся под юрисдикцией Греческой Православной Церкви ( Вселенского Патриархата ).

Есть также много греческих православных христиан, происхождение которых восходит к византийскому и османскому периодам, которые имеют арабоязычное или смешанное греческое и арабоязычное происхождение и живут на юге Турции , в Израиле , Палестине , Ираке , Сирии , Ливане , Иордании. , и Египет . Они посещают церкви, которые проводят свои службы на арабском языке , общем языке большинства греческих православных верующих в Леванте , сохраняя при этом элементы византийской греческой культурной традиции.

Этнические греки в России и Украине , а также понтийские греки и кавказские греки из бывшего российского Закавказья часто считают себя одновременно греко-православными и русскими православными , что соответствует православной вере (поскольку православие одинаково вне этнических границ). Таким образом, они могут посещать службы, проводимые на древнерусском и старославянском языках , никоим образом не подрывая их православную веру или отличительную греческую этническую идентичность. На протяжении столетий эти понтийские грекоязычные греко-православные общины смешивались в разной степени посредством смешанных браков с этническими русскими и другими православными христианами, главным образом из Южной России , где большинство из них поселились в период между Средневековьем и началом XIX века.

Ортодоксальный психоанализ: наследие великого Фрейда

В психологии встречается и такое понятие. Так иначе называют фрейдизм – направление, начало которому положил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Здесь подразумевается учение в том виде, в каком оно было создано в начале XX века, ортодоксальный как классический, первоначальный вариант.

В центре учения Фрейда мысль о том, что главная движущая сила развития личности – это инстинктивные влечения. Из-за запретов и ограничений они переходят в область бессознательного.

Ортодоксальный психоанализ стоит на «трех китах»:

  1. Оно – влечения, требующие удовлетворения, иначе говоря, бессознательное.
  2. Сверх-я – «цензор», формирующий ограничения личности (родительские запреты, моральные нормы, самоконтроль т.д.).
  3. Я – «примиритель» между желаемым и допустимым, вырабатывающий защитные механизмы. В широком смысле – это личность человека, его разумное начало.

В ортодоксальном психоанализе это враждебные друг другу начала.

Неофрейдисты принимают схему Оно – Сверх-Я – Я, но видят их взаимоотношения не так радикально, допуская возможность сотрудничества и гармонии.

Ортодоксальный. Религиозное значение слова

Ортодоксальное христианство.

Христианство делится на несколько направлений, одним из которого является православие. Православная вера значительно отличается от других видов даже христианских вероучений таких, как католицизм и протестантизм. Многие частенько называют ее радикальной. Слово «Православный»- одно из переводов слова «ортодоксальный». Одно такое название наводит мысли об ортодоксальности такого течения. Также это течение является самым строгим из христианства в целом. Службы в православных храмах, совершаются стоя, а иногда и на коленях, в отличии от протестантства и католицизма. Православная вера богата так же на посты и послушания, как никакое другое течение. Однако, далеко не все православные их соблюдают. Чего не скажешь об остальных представителях христианского вероучения.

Ортодоксальный иудаизм.

Это течение, как думают сами приверженцы, позволяет жить и гармонировать со своей совестью и разумом. Для иудеев человек ортодоксальный — это тот, который твердо убежден в своей вере, и частенько выставляющий свои убеждения для всеобщего обозрения. Хоть зачастую это вызывает различного рода неудобства в современном обществе. Именно поэтому и появился ортодоксальный модернизм, который гласит, что для того, чтобы придерживаться этих правил совсем необязательно отрываться от цивилизованного общества

Благодаря тому, что понятия тоже становятся современнее сообщества такого рода привлекают все новую и новую молодежь, что крайне важно не только для любой религии, но и для каждого философского течения, каждого клуба, если хотите. Иудеи-ортодоксы выделяются не только своим поведением, но и ношением другой одежды, разного рода символов. Это видно сплошь и рядом у большинства религий, особенно у последователей ислама

Но этого ни в коем случае нельзя сказать об ортодоксальном модернизме.

Ортодоксальные школы востока.

Ортодоксальность в таких странах, как Индия и Китай – обычное дело. Для этих стран характерно большое количество школ не только религиозного течения, но также основанных на простой логике и научных фактах. Большинство из них существуют на пересечении этих понятий. Отметим самые многочисленные и популярные школы в Индии: Ньяю (учение, где логика граничит с буддизмом), широко распространившаяся во всём мире Йога, Санкхью (числовая ортодоксальная философия), и Пурва-мимансу и т. д.

Существует бесчисленное множество ортодоксальных направлений. Некоторым присущ религиозный характер, некоторым — философский, а порой встречаются и то, и другое «в одном флаконе. В основном ортодоксальность характерна для восточных течений, впрочем, встречаются и на западе.

Итак, ортодоксальный… Значение и толкование этого слова может быть различным, но есть то, что их несомненно объединяет – ВЕРА

Неважно во что… То ли в Бога, то ли во что-то сверхъестественное, то ли вера в свои убеждения, принципы, поступки

дальнейшее чтение

  • Белл, Дэниел М., младший (2001). Теология освобождения после конца истории: отказ прекратить страдать . Радикальное Православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-24304-9 .
  • Блондин, Филипп (1997). . Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-09778-9 .
  • Каннингем, Конор (2002). Генеалогия нигилизма: философия ничего и различие теологии . Радикальное Православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-27694-8 .
  • Английский язык, Адам С. (2007). Возможность христианской философии: Морис Блондель на стыке теологии и философии . Радикальное Православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-77041-5 .
  • Хэнби, Майкл (2003). Августин и современность . Радикальное православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-28469-1 .
  • Лонг, Д. Стивен (2000). Божественная экономика: теология и рынок . Радикальное Православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-22673-8 .
  • Милбанк, Джон (1997). Слово сделанное странным: богословие, язык, культура . Оксфорд: Блэквелл. ISBN   978-0-631-20336-0 .
  •   ———   (2003). Примирение: онтология и прощение . Радикальное православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-30525-9 .
  •   ———   (2006) . Теология и социальная теория: за пределами светского разума (2-е изд.). Оксфорд: Блэквелл. ISBN   978-1-4051-3684-6 .
  • Милбанк, Джон ; Оливер, Саймон , ред. (2009). Чтец радикального православия . Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-42513-1 .
  • Милбанк, Джон ; Пиксток, Кэтрин (2000). Истина в Аквинском . Радикальное Православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-23335-4 .
  • Милбанк, Джон ; Пиксток, Кэтрин ; Уорд, Грэм , ред. (1999). Радикальное православие: новое богословие . Радикальное Православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-19699-4 .
  • Шахтер, Роберт (2003). Истина в создании: творческое знание в теологии и философии . Радикальное Православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-27698-6 .
  • Оливер, Саймон (2005). Философия, Бог и движение . Радикальное православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-36045-6 .
  • Пиксток, Кэтрин (1997). После написания: О литургическом завершении философии . Оксфорд: Блэквелл. ISBN   978-0-631-20672-9 .
  • Роуленд, Трейси (2003). Культура и томистские традиции: после II Ватикана . Радикальное Православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-30527-3 .
  • Шекспир, Стивен (2007). Радикальное православие: критическое введение . Лондон: SPCK. ISBN   978-0-281-05837-2 .
  • Смит, Джеймс К. А. (2002). Речь и теология: язык и логика воплощения . Радикальное православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-27696-2 .
  •   ———   (2004). Введение в радикальное православие: отображение постсекулярного богословия . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. ISBN   978-0-801-02735-2 .
  • Уорд, Грэм (2000). Города Бога . Радикальное православие. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-20256-5 .

Ортодоксальный – это плохо или хорошо?

Подсознательно характеристика ортодоксальный несет в себе некую негативную окраску. У среднестатистического человека любые ограничения вызывают отторжение (это тенденции современного мировосприятия), а здесь еще добавляется отсутствие гибкости, невозможность адаптироваться к постоянной смене жизненных обстоятельств.

Тот, кто мыслит ортодоксально, часто видится как принципиальный оппонент всякого развития. Он пользуется постоянным набором стратегий, многие из которых устарели (от них явно попахивает нафталином!), однако не позволяет себе покинуть границы единственного, с его точки зрения, правильного, должного.

Впрочем, не следует однозначно воспринимать ортодоксальность как нечто негативное, абсолютно невостребованное в современной жизни. Есть сферы, в которых приверженность установившимся канонам очень важна (например, юриспруденция, делопроизводство).

Много споров в этом контексте вызывает ортодоксальная медицина. Так обозначают традиционную медицинскую науку сторонники альтернативной, или натуропатической медицины (остеопатии), вкладывая в это обозначение негативный смысл.

По их мнению, официальная медицина «делит на кусочки» человеческий организм между разными врачебными специальностями, не уделяя внимание целостной картине, а это основная причина неизлечимости некоторых недугов. Несмотря на репутацию «окаменелости» и отсталости, ортодоксальность — это не воплощение негатива

В разной степени она свойственна всем людям, по сути, это стержень, относительно которого человек совершенствуется. Главное – чтобы приверженность базовым ценностям не становилась тормозом на пути прогресса и причиной деградации

Несмотря на репутацию «окаменелости» и отсталости, ортодоксальность — это не воплощение негатива. В разной степени она свойственна всем людям, по сути, это стержень, относительно которого человек совершенствуется. Главное – чтобы приверженность базовым ценностям не становилась тормозом на пути прогресса и причиной деградации.

В современном обществе полным-полно ортодоксальности в том или ином виде, и не всегда это связано с религией. Ортодоксальность несет стабилизирующее начало, помогает сохранять всеобщий порядок. Перебор с ней так же нежелателен, как и ее полное отсутствие. Все хорошо в меру!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Ортодоксальное направление в религии

Ими считаются религиозные течения, взявшие начало от библейского Авраама: христианство, иудаизм, ислам (суннитское направление).

Иудаизм

Почему ортодоксия ассоциируется именно с евреями и иудаизмом? Дело в появлении нового течения иудаизма, возникшего в XIX веке. Те, кто не отказывался от прежней веры, тысячелетиями существующей в почти неизменной форме, назывались ортодоксами. Эти люди слепо следовали писанию, считая его правильным на 100%, и даже не пытались задуматься что-либо изменить в нём.

Ортодоксальные приверженцы иудаизма считают, что их религиозные предпочтения позволяют жить в ладу с окружающим миром, собственными разумом и совестью. Они не стесняются выставлять личные убеждения напоказ даже в современном обществе. Ортодоксальные иудеи выделяются в толпе поведенческими реакциями, пристрастиями в еде, одежде, ношением религиозной символики.

Иудеи с детьми

Как следующий этап в развитии такого иудаизма появляется ортодоксальный модернизм, который не только сохраняет старые принципы, но и интегрирует их с современной культурой.

Христианство

Следующая ортодоксальная авраамическая религия – христианство. Отличается строгой приверженностью традициям и обрядам (богослужения проводятся стоя, мужчины снимают головные уборы, соблюдение постов), слепому следованию утверждённого церковными чиновниками вероучению.

Слово ὀρθοδοξία, от которого и произошло ортодоксия, можно отыскать в работах святого англиканской церкви и христианского апологета Климента Александрийского. О нём пишет и Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории». При правлении Юстиниана в средине 500-г годов нашей эры ортодоксами назывались люди, придерживающиеся богословских взглядов, в точности соответствующих содержимому Евангелие и положениям, утверждённым церковью.

Проповедник

Ортодоксальные школы Востока

Характерны для Индии, где люди на протяжении тысячелетий обзавелись рядом философских и религиозных течений. Значительная часть из них, в отличие от иудаизма, христианства и прочих авраамических религий, основаны на фактах, историческом опыте, науке, а не на священных текстах. Многие ортодоксальные восточные религии и философские направления существуют на стыке всех выше перечисленных понятий.

Наибольшее количество последователей насчитывают:

  • Йога – совокупность разнородных практик: духовных, физических, психических. Путем медитации можно приблизиться к богу и воссоединиться с ним, ведь каждая душа является частью самого творца.
  • Так называемая числовая ортодоксальная философия Санкхья, её основа – отвлечение духа от матери. Эти субстанции – основа всего сущего.
  • Пурва-мимансу – ортодоксальная индийская школа философии, её цель – разъяснить природу дхармы, которую человек не способен понять самостоятельно, но её дают Веды (древние индийские писания). Их последователи школы считают истинными и непогрешимыми ввиду отсутствия автора. Веды имеют божественное происхождение, а значит их авторитет непоколебим.
  • Ньяя – одна из 6-ти основных индийских школ философии, основанная на логике и граничащая с буддизмом.
  • Вайшешика – утверждает, что всё, в том числе и человек, состоит из мельчайших неделимых частиц. Они существуют всегда и управляются самим богом.

Занятие йогой в саду

Присущи ортодоксальные школы и Китаю – конфуцианство – этико-философское учение, созданное китайским мыслителем Конфуцием за полтысячелетия до рождения Христа. Оно обзавелось последователями в других странах Востока: Япония, Корея. Вследствие установления в качестве государственной идеологии во II веке до н.э. разделилось на две ветки: ортодоксальное, носит название «Школа канона древних знаков» и неортодоксальное – «Школа канона современных знаков». Последователи свято чтят заветы и авторитет Конфуция, его учеников.

Ортодоксальные школы присущи и Западу – ортодоксальный марксизм – развитие работ Карла Маркса и Фридриха Энгельса их последователями. Основа учения заключается в том, что все законы развития общества Маркса и Энгельса – неопровержимы и правильны ввиду их практической состоятельности (время показало, что это не так).

Ортодоксальный психоанализ Фрейда

Фрейдизм – авторитетное течение психоанализа, разработанное Зигмундом Фрейдом. Утверждает, что основой для развития личности является его животное начало – инстинктивные влечения – агрессивные и сексуальные. Из-за запретов окружающего мира на их удовлетворение эти влечения переходят в область бессознательного человека и движут им.

Фрейдизм считается ортодоксальным из-за развития психоанализа Фрейдом, несмотря на то сам учёный приписывает все заслуги Й. Брейнеру – врачу из Вены.

Зигмунд Фрейд

Православие и католицизм

Все христианские деноминации по определению претендуют на распространение своей религии по всей земле, вне зависимости от национальной принадлежности верующих. И в этом смысле православие, католицизм и протестантизм придерживаются единого мнения

Что же такое русская ортодоксальная церковь? Этому вопросу следует уделить более пристальное внимание. Но пока что мы сосредоточимся на проблеме разницы между православной и католической церквями

До начала второго тысячелетия ее не существовало вовсе. Поэтому апологеты христианства первых веков, Отцы церкви и святые, жившие до 1054 года (окончательного раскола), почитаются как в католицизме, так и в православии. Начиная с конца первого тысячелетия римская курия притязала на все большую власть и желала подчинить себе остальные епископства. Процесс взаимного отчуждения увенчался Великой Схизмой, в результате которой Папа и Патриарх Константинополя назвали друг друга раскольниками. Четвертый Латеранский Собор Римской Церкви определил православных как еретиков.

В ортодоксальной православной церкви, так же как и в католицизме, большое значение уделяется таинству рукоположения. Это слово, как и многие другие церковные термины, происходит из греческого языка. Обряд хиротонии возводит человека в сан священничества, дает ему благодать Духа Святого и право совершать литургию.

Считается, что церковь Божию учредил Сам Господь в день Пятидесятницы. Тогда апостолы исполнились Святого Духа. По заповеди, данной им Христом, они отправились в разные уголки земли, чтобы проповедовать новую веру «всем языкам». Апостолы передавали благодать Духа Святого своим преемникам через рукоположение.

После великого раскола епископы католической и православной церквей «евхаристически не сообщались». То есть они не признавали уделенные оппонентами таинства действенными. После Второго Ватиканского Собора между этими церквями было достигнуто «частичное евхаристическое общение». Поэтому в некоторых случаях служатся совместные литургии.

Ортодоксия и ортопраксия

Иисус сказал Своим ученикам: «Того, кто разделяет Мои заповеди и живет согласно им, Я уподоблю разумному человеку, построившему дом на камне. А того, кто разделяет заповеди, но не исполняет их, Я уподоблю безрассудному человеку, строящему жилище на песке» (Матф. 7:24-26). Что эта фраза имеет общего с ортодоксией и ортопраксией? Оба термина содержат в себе греческое слово orthos. Оно означает «правильный, прямой, правый». Теперь рассмотрим разницу между ортодоксией и ортопраксией.

Греческое слово doxa означает «мнение, учение». А «праксия» отвечает русскому термину «практика, деятельность». В свете этого становится понятным, что ортодоксия означает правильную доктрину. Но достаточно ли этого? Те, кто слушает и разделяет учение Христово, могут называться ортодоксами. Но в ранней церкви акцент ставился не на правильность доктрины, а на соблюдение заповедей – «праведной жизни». Однако в конце третьего века стал создаваться канон, религиозный догмат. Ортодоксальная церковь стала ставить во главу угла именно разделение верного учения, «правого прославления Бога». А как же исполнение заповедей? Ортопраксия как-то постепенно отошла на второй план. Неуклонное следование всем идеологическим предписаниям Церкви исторически оказалось важнее.

Влияния

Богословская работа Анри де Любака о различении природы и благодати оказала большое влияние на формулирование онтологии движения . Ханс Урс фон Бальтазар «ы богословские эстетики и литературной критики также влияние. Сильная критика либерализма, встречающаяся в большей части радикальной ортодоксии, берет свое начало в работах Карла Барта . Оксфорд движение и Кембридж платоники также являются ключевым влиянием радикальной ортодоксии.

Форма неоплатонизма играет важную роль в радикальной ортодоксии. Иногда источником являются сирийский Ямвлих Халкидский ( ок.  245–325 ) и византийский Прокл (412–485), в то время как богословие Августина Гиппопотама , Григория Нисского , Фомы Аквинского , Николая Кузанского и Майстера Экхарта часто привлекает .

Одна из ключевых задач радикальной ортодоксии — критика философии Дунса Скота . Теория Дунса Скота о том, что термин «существо» однозначно используется в отношении Бога, а создания часто преподносится как предшественник современности. Такое прочтение Скота подверглось критике со стороны Дэниела Хорана и Томаса Уильямса, оба из которых утверждают, что радикальное ортодоксальное движение путает эпистемологию и семантику Скота с онтологией.

Большинство внутри движения, похоже, поддерживает « голубой социализм » Джона Милбанка в политике, хотя некоторые присоединились к традиционалистски-консервативному движению « красных тори » в Великобритании и Канаде.

Тупые и грубые батюшки тоже должны быть в Церкви

— Вот мы с вами все про «ортодоксов», «либералов» и взаимное принятие, а ведь большинство наших верующих наверняка к этому равнодушны. Многие священники сетуют на поверхностную веру «захожан», на магическое отношение к Церкви и Таинствам…

— Что значит «поверхностная вера»? К вере нужно относиться детским наивным образом, не надо проверять ее, не надо ее анализировать. Давайте отключим все наши критические системы мышления. А если бороться с магическим мировосприятием в Церкви, то придется даже не половину, а 90% наших православных отлучать. Когда люди выстраиваются в очередь ко Гробу Господню, они верят. Хотя Бога там давно уже нет, Он воскрес. Христос говорит: «Что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк 24:5). Но люди все равно туда идут.

А «захожане» — это один из типов или стилей духовной жизни. Таких типов много, и все они разные, как музыка. Джаз, панк, рэп, тяжелый металл, классика — очень разные стили, но все это музыка. Так и с духовной жизнью. У «захожан» — своя духовная «музыка». Да, они извлекают звук из двух барабанов и одной свирели, но их мелодия для них звучит лучше, чем «какофония» из множества инструментов в разной тональности — они не могут такое слушать.

Я бы не сказал, что один стиль выше или лучше другого, просто они разные. Есть примитивная музыка, есть более сложная. Мы не можем сказать, что одна лучше другой потому, что сложнее. Да, я могу сказать, что мое христианство сложнее, оно прошло через Левинаса и Дерриду, хотя один почти атеист, а другой сильно верующий, но не нашей веры. 

Но это не значит, что мое христианство правильное, а чье-то — неправильное. Просто у каждого — свой путь.

И даже отличный от моего путь я определяю как правильный, позволяя при этом кому-то определять мой путь как неправильный. Люди могут не понимать, как можно одновременно сомневаться в каком-то православном учении и быть православным. А для меня наоборот: как можно что-то исповедовать, не сомневаясь? Если ты не сомневаешься, значит ты не исповедуешь, а просто повторяешь, как «о мани падме хум». Для меня повторение — это не исповедание, а для других собственная рефлексия — это отход от исповедания. Поэтому я позволяю им считать, что я «не тот», хотя считаю, что и они «те», и я «тот».

— Допустим, тип духовной жизни прихожанина полностью отличается от типа духовной жизни его пастыря. И человек слушает-слушает священника, спрашивает, а ответов на свои вопросы не находит. Что делать?

— Слава Богу, у нас есть интернет. Если батюшка на приходе не способен на что-либо ответить, ничего страшного здесь нет. 

Я сейчас немножко в сторону отойду. Считаю, что тупые или грубые батюшки тоже должны быть в Церкви. Потому что интеллектуализм иногда напрягает прихожан. А когда батюшка недалекий, с ним по-настоящему легко. Он не играет в простоту, он действительно простой. Грубый — значит однозначный, знает, что делает. Однозначных людей в Церкви должно быть много, потому что они делают церковное пространство комфортным для таких же однозначных людей. 

Но если кому-то нужны сложные ответы, то есть интернет — сообщества, группы, сайты, каналы, где можно найти ответы. Не смог ответить один священник — спрашивай другого. В конце концов, пастырство — это не женитьба, прелюбодейства здесь нет.

— То есть смена прихода и священника — это нормальный процесс?

— Это естественный процесс, потому что все мы, священники, односторонние, пластинка у каждого одна. Мы проигрываем свой сюжет и рано или поздно начинаем повторяться, хотя и другими словами. Поэтому если человек обращается к нескольким священникам или изучает нескольких богословов, с которыми соотносит свою позицию, то это прекрасно, то, что доктор прописал.

Протоортодоксия против других христианств [ править ]

Согласно Эрману, «прото-ортодоксия» относится к набору верований, которые должны были стать доминирующими в 4-м веке, которых придерживались люди до 4-го века ». ( 7:57 )

Эрман развивает тезисы немецкого исследователя Нового Завета Вальтера Бауэра (1877–1960), изложенные в его основном труде « Православие и ересь в древнейшем христианстве» (1934). Бауэр выдвинул гипотезу, что отцы церкви, в первую очередь Евсевий в его « Церковной истории» , «не дали объективного отчета о взаимоотношениях ранних христианских групп». Вместо этого Евсевий «переписал бы историю ранних христианских конфликтов, чтобы подтвердить победу ортодоксальной партии, которую он сам представлял». ( 11:42 )Евсевий утверждал, что ортодоксия произошла непосредственно из учения Иисуса и его первых последователей и всегда была точкой зрения большинства; напротив, все другие христианские взгляды были заклеймены как «ереси», то есть умышленное искажение истины, которого придерживалось небольшое число меньшинств.

Однако в наше время учеными было обнаружено много неправославных ранних христианских писаний, постепенно оспаривая традиционный евсевийский рассказ. Бауэр был первым, кто предположил, что то, что позже стало известно как «ортодоксия», изначально было лишь одной из многих ранних христианских сект (таких как эбиониты , гностики и маркионисты ), которая, тем не менее, смогла устранить всю серьезную оппозицию к концу XIX в. 3-го века, и сумел утвердиться в качестве ортодоксии на Первом Никейском соборе (325 г.) и последующих Вселенских соборах . Согласно Бауэру, ранние египетские церкви были в основном гностическими, церкви II века в Малой Азии.были в основном маркионистами и т. д. Но поскольку церковь в Риме была «прото-ортодоксальной» (в терминах Эрмана), Бауэр утверждал, что у них были стратегические преимущества перед всеми другими сектами из-за их близости к центру власти Римской империи. ( 13:43 ) Когда римская политическая и культурная элита обратилась в местную форму христианства, они начали использовать свою власть и ресурсы, чтобы влиять на теологию других общин по всей Империи, иногда силой. Бауэр цитирует Первое послание Климента как ранний пример того, как епископ Рима вмешивался в деятельность Коринфской церкви, чтобы навязать свое собственное протоортодоксальное учение об апостольской преемственности., и отдавать предпочтение одной группе руководителей поместной церкви по сравнению с другой. ( 15:48 )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector