Кураев
Содержание:
- Творчество
- Детство и юность
- Библиография
- «Ничего не забыли, ничему не научились»
- [править] Критика
- Литературная деятельность
- Неудобный богослов
- Религия
- Андрей Кураев сейчас
- Лента новостей
- Андрей Кураев сейчас
- [править] В Интернете
- Россия
- Повод сойти с ума: известный священник задал неудобные вопросы о вакцинации
- Юность
- Митрополит против ковида
Творчество
Известен также Андрей Вячеславович своим активным миссионерством, за что и награжден знаками отличия (ордена «Миротворец», «За благодеяние» и т. д.). Размышления на православные и церковные темы изложены им в писательских трудах. Это статьи «О вере и знании», «Закон Божий и “Хроники Нарнии”», в книгах «“Мастер и Маргарита”: за Христа или против?», «Если Бог есть любовь…» и «Дары и анафемы».
Андрей Кураев на презентации своих книг
Также в своих сочинениях автор поднимал вопросы антисемитизма, наличия финансов у священнослужителей, размышления о порче, сектантстве, суевериях, «Коде да Винчи» и «Гарри Поттере». Плюс – предлагал способы поднятия России с колен и даже признавался в собственных допущенных ошибках.
Не остается протодиакон в стороне общественной жизни – его видения (нередко скандальные и резонансные) тех или иных событий развернуто излагались им в «Живом журнале». К примеру, мужчина не поддержал «бесстыжих судей» Владимира Головина и привел имена священнослужителей, принадлежавших к сексуальным меньшинствам.
Андрей Кураев
За это часто подвергался критике, увольнению и даже наложению епитимьи (церковного наказания). В 2017-м от патриарха Кирилла пришло постановление об «исправительных работах» своему подопечному – сорокоуст в Новоспасском монастыре. Что думал Кураев по этому поводу, он опубликовал, конечно, в собственном блоге и рассказал в интервью журналистам:
Досталось от протодиакона и звездам эстрады – Мадонне, чей концерт недопустим на русской земле, Филиппу Киркорову, которого и вовсе надлежит отлучить от церкви.
Познакомиться с размышлениями протодиакона можно не только в «ЖЖ», но и во , а также в «Телеграме» и «Твиттере». Андрей Вячеславович и сейчас ведет блог, сопровождая его видео и фотографиями, охотно участвует в беседах на радиостанции «Эхо Москвы». В передаче «Особое мнение» в качестве гостя мужчина присутствует почти каждый месяц.
В марте 2019-го в разговоре с Александром Плющевым рассуждал о нацизме, ненужности статьи об оскорблении чувств верующих и политике Украины.
Тогда же, на Прощеное воскресенье, Кураев встретился с молодыми прихожанами тропаревского храма Архангела Михаила, где числился сверхштатным «сотрудником». Кстати, данная церковь попала в кадр «Иронии судьбы».
Детство и юность
В середине самого короткого зимнего месяца 1963 года в московской семье Кураевых родился сын Андрей. Если верить публикациям в СМИ, у него есть брат. Родители к религии не имели никакого отношения, даже наоборот, были от нее максимально далеки. Отец Вячеслав Иванович являлся личным секретарем видного партийного работника Петра Николаевича Федосеева, а мать Вера Трофимовна трудилась в институте философии АН.
Портрет Андрея Кураева
Известно, что в подростковом возрасте несколько лет мальчик прожил вместе со взрослыми в Праге – в Чехословакию их забросила служба. Андрей воспитывался в духе атеизма, что в советском прошлом считалось нормой. В общеобразовательном учебном заведении он даже отвечал за выпуск антирелигиозной стенгазеты, в 14 лет стал комсомольцем.
По окончании школы, оказавшись перед выбором дальнейшего образования, пошел по стопам матери, выбрав МГУ и факультет, где преподавалась философия. Ничего не предвещало того, что студент в одночасье вдруг кардинально изменит свои убеждения и представления о мире.
Однако на 3-м курсе в руки Кураева попал последний роман Федора Михайловича Достоевского о жизни семейства Карамазовых, представляющий собой настоящее хранилище глубоких мыслей и поиск ответов на вечные вопросы. После знакомства с литературным произведением приоритеты Андрея кардинально изменились – он решил принять православие.
Андрей Кураев в молодости (2-й справа) / Православие и мир
Домашние о таком смелом и непонятном в то время поступке чада не знали, но застав его за чтением Евангелия, бросились отговаривать от выбранного пути. Еще бы – если об этом узнали бы «наверху», проблемы не заставили бы себя ждать.
Что, собственно, и произошло в дальнейшем – отца сначала не пустили в зарубежную командировку, а затем и вовсе «попросили» с работы. Но больше всего взрослые переживали за будущее сына. Как оказалось, зря – Андрей с отличием окончил вуз, защитив диплом под руководством Кирилла Никонова. Затем запланировал осилить аспирантуру, но не вышло.
Подробнее о жизни и трудах священнослужителя показано в кинематографических лентах «Андрей Кураев. Прямая речь» и «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева».
Библиография
- 1995 – «О вере и знании»
- 1996 – «Раннее христианство и переселение душ»
- 1996 – «О нашем поражении»
- 1997 – «Школьное богословие»
- 1997 – «Если Бог есть любовь…»
- 1997 – «Протестантам о православии»
- 1998 – «Как делают антисемитом»
- 2001 – «Дары и анафемы: что христианство принесло в мир? Размышления на пороге III тысячелетия»
- 2003 – «Взрослым о детской вере»
- 2004 – «Кино: перезагрузка богословием»
- 2004 – «Гарри Поттер»: попытка не испугаться»
- 2006 – «Почему православные такие?..»
- 2006 – «Правда и фантазии «Кода да Винчи»
- 2007 – «Когда Небо становится ближе. О чудесах и суевериях, о грехах и праздниках»
- 2009 – «Мои ошибки»
«Ничего не забыли, ничему не научились»
— Что вас беспокоит в церковной жизни, в РПЦ?
— У меня уже возраст такой, когда меньше беспокойств. Экклезиаст всё ближе с его «что было, то и будет» и «нет ничего нового под солнцем». И рецептов спасения России или православной церкви у меня нет.
Есть профессиональные знания, почерпнутые из книг, многодесятилетнего опыта жизни в церковных структурах. Причем не просто в сельском приходе. Поэтому я готов одергивать некоторых неофитов. Вот на что я сейчас только гожусь.
Если мы хотим, чтобы православная вера была нужна людям, привлекательна, убедительна, надо подумать над тем, что мы называем православной верой. И очистить ее от псевдоправославных суеверий.
Когда мы предлагаем людям избыточные предметы веры, то очень легко подставляемся под критику. Особенно когда интернет дает возможность широкой дискуссии и проверки — нажать можно любой видеоролик на «стоп», взять книжки или позвонить знающему человеку и проверить, это так или нет.
А когда глава миссионерского синодального отдела белгородский митрополит Иоанн заявляет, что колокольный звон убивает все вирусы, а потом ложится в больницу с этим диагнозом в конце августа — это что? Год назад тот же митрополит отметился «дивными» словами о том, что катастрофические потери РККА в 1941 году связаны с тем, что служили комсомольцы, которые не были крещены, и против магического оружия Гитлера были беззащитны — это что такое?
Мне дорог один анекдот из советской поры, как приезжает лектор по атеизму в 20-е годы на завод с рабочими встретиться. Времена переходные, верующих людей еще много, да и диспуты разрешались религиозные. Антирелигиозный деятель, чтобы заговорить с массовой рабочей аудиторией, начинает с анекдотов про попов, монахинь. Народ гогочет, всё хорошо. А потом, предположив, что аудитория уже его, лектор переходит к главному: «Товарищи, теперь, когда вы знаете, как у нас циничны, лживы попы, монахи, вы можете уже понять, что на самом деле Бога нет, а его ради своей корысти попы придумали». И на этот его тезис не раздается аплодисментов. Тишина в цеху. Выходит на передний план старый рабочий и говорит: «Эй, мил друг, ты чашки-то бей, а самовар-то не трожь».
— Вы от изгнания менял из храма перешли к Экклезиасту? Внутренне, я имею в виду.
— Менял из храма я никогда не был уполномочен изгонять. Но всё время своей церковной жизни мечтал о том; уверял себя и всех, что церковь учла опыт ХХ века, побывала в шкуре гонимого. Поэтому свои страшные ошибки предыдущих столетий она не повторит и не будет оправдывать инквизицию и так далее.
Скажи мне, о чем ты мечтаешь, и я скажу, кто ты. Я имею в виду мечты политические. Представьте, что вам дана полнота власти. У вас большинство в парламенте, президент в кармане. Пресса ваша. Что вы разрешите оппонентам? Это важный вопрос для любой политической и религиозной группы. К религиозным группам я отношу и атеистов.
Православным, иудеям — людям Писания — они кое-что разрешают, а вот язычникам, шаманистам и буддистам может плохо прийтись.
Православных это тоже касается. То, что я вижу, меня печалит. Я не вижу в церковной жизни аскетизма, умения ограничить свои властные амбиции, исходя из христианских убеждений. Потому что есть вещи, в которых не может быть насилия. Есть вещи, в которые можно только влюблять, но нельзя навязывать.
К публикации подготовила Марина Севастьянова
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо
Куратор: Ольга Гуманова
[править] Критика
В Интернете существует обширная критика многочисленных высказываний Андрея Кураева, возможно потому, что они часто имеют острый, провоцирующий характер. Внушительная подборка критики Кураева содержится на сайте nokuraev.narod.ru, где он обвиняется в антисемитизме, ненависти к народам Индии, клевете в адрес буддизма, нападках на исповедующих ислам, нападках на протестантов, оскорблении Путина и Лужкова, призывах к православному терроризму, антисемитских изыканиях по поводу празднования 23 февраля и 8 марта (неприятии книги Библии «Есфирь»), в заявлениях, что непрактикующий гомосексуалист может быть православным священником, рекомендациях читать книги про Гарри Поттера, некомпетентности, невежестве и клевете.
Также есть сайт kuraev.org, посвященный критике протодиакона.
В книге Песаха (Евгения) Майбурда «Второй Крестовый поход дьякона Кураева», главы из которой были опубликованы в «Международной еврейской газете», Кураев критикуется в том числе за его трактовку праздника Пурим и некоторых других эпизодов, связанных с евреями, обвиняется в антисемитских высказываниях.
Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов в интервью «Русской службы новостей» 22 апреля 2013 года назвал протодьякона Андрея Кураева «провокатором в рясе». Это связано со словами Андрея Кураева про бостонских террористов-мусульман: «можно считать плохими мусульманами. Но это именно мусульмане» и «Так что Царнаевы — это ваше, мусульманско-чеченское, говно. А пьяный монах на спорткаре, подаренном сановным любовником — наше, русско-православное. Свое надо признавать своим».
Вскоре после упоминания Кураевым особняка в районе Геленджика, на канале «Спас» появился сюжет под названием «Ложь Кураева про „дворец патриарха“. Как богоборцы плодят клевету на церковь». Кураев прокомментировал данную критику, что согласно каналу «Спас» получается, что «Бог есть дворец» («сказать, что патриарх отгрохал себе дорогущий дворец в Геленджике, значит стать Богоборцем»).
Литературная деятельность
Свои мысли на православные темы Кураев изложил в книгах «Мастер и Маргарита: за Христа или против?», «Дары и анафемы» а также в статьях «О вере и знании», «Закон Божий и «Хроники Нарнии».
Самый молодой профессор богословия
Труды автора затрагивают вопросы антисемитизма. Кураев интересуется, откуда у священников большие финансовые сбережения. В популярной форме отец Андрей рассказывает о сектанстве, суевериях, порче. Кураев также раскрывает способы, как России подняться с колен. Он не боится признать свои ошибки.
Протодиакон постоянно находится в центре событий общественной жизни. Свои мысли, вызывающие резонанс, он излагает в «Живом журнале». Протодиакон не побоялся назвать имена священников нетрадиционной сексуальной ориентации.
Неудобный богослов
Все подобные заявления вызвали жесткую критику в адрес автора, а также увольнения. В январе 2017 года Кураев получил сообщение от патриарха Кирилла о наложении епитимьи в виде нахождения в течение сорокоуста в Новоспасском монастыре. За это часто подвергался критике, увольнению и даже наложению епитимьи (церковного наказания).
В 2017 от патриарха Кирилла пришло постановление об «исправительных работах» своему подопечному – сорокоуст в Новоспасском монастыре. Кураев, как активный блогер, выступил перед журналистами. Он заявил, что не знает, в чем ему каяться, вспомнив, что в 2014 году его уволили из МДА с формулировкой «За эпатажные высказывания в интернете и массмедиа».
Андрей Кураев с участницами скандальной группы «Pussy Riot»
Весной 2019 года духовный мир поразила новость об отце Сергие Зотове, который верой и правдой служил в Магнитогорском кафедральном соборе. Стало известно, что священнослужителя вместе с семьей отправили в село, которое находилось в 60 км от Магнитогорска. Причиной послужило участие жены священнослужителя в конкурсе красоты.
Религия
После выпуска из главного университета Москвы парень сначала трудился в духовной академии, а потом взялся за осуществление мечты, поступив в семинарию. Встреченные на пути сложности в виде крупного пожара не остановили упорного Кураева – побыв строителем, он все-таки закончил учебное заведение РПЦ. Следующий раздел биографии – вуз в Бухаресте и рукоположение в том же городе в 1990-м в диаконский сан.
Религиозный деятель Андрей Кураев
По возвращении на родину Кураев занялся педагогикой – преподавал Слово Божие на журфаке МГУ, возглавил богословский факультет РПУ, параллельно писал диссертацию.
Позже занимал профессорский пост ПСТГУ, числился старшим научным сотрудником в МГУ, а потом попал в родную духовную академию и семинарию. Параллельно с педагогической деятельностью не оставлял и основную – служил в храмах. В 2009-м лично патриарх Кирилл возвел Андрея Кураева в сан протодиакона.
Андрей Кураев сейчас
В марте 2020 стало известно, что протодиакона отстранили от богослужения. Поводом для случившегося послужило высказывание богослова об Александре Агейкине, который умер от осложнения после коронавирусной инфекции.
Было известно, что Агейкин призывал посещать храмы, не обращая внимания на карантин. Через 6 месяцев известный богослов был лишен сана протодиакона, а еще чуть позже все узнали, что существует угроза отстранения богослова от церкви.
Кураев подал заявление с просьбой повторного пересмотра решения суда. Но патриарх Кирилл наложил мораторий на судебное решение. У богослова появилось время на переосмысление произошедшего. В Фейсбуке Кураев выставил пост о своем желании служить Церкви Христовой.
Лента новостей
Одесский завод удобрений останавливает производство из-за роста цен на газ
Нужна ли Севастополю и Крыму глобальная приватизация по Кудрину
Немецкий политолог Рар назвал «истерикой» антироссийскую резолюцию Европарламента
Иван Иванычей у нас много, а «Газпром» один»: за что патриарх поблагодарил Миллера?
Народный контроль Севастополя: капремонт сквера Ивана Голубца
США призвали Украину модернизировать энергетику и не скулить
Поющие в терновнике: в Крыму зреет заменитель кофе и спаситель от вирусов
Bloomberg составил рейтинг богатейших семей мира
Фермеры рассказали, кто пострадал от заморозки цен на еду
Пять севастопольцев, на чьих страницах в соцсетях можно отдохнуть душой
Почти треть избирателей проголосовала в Севастополе в первые два дня
Качаем прессу: в Севастополе директор цирка возглавит музей, Лебедев будет отмаливать грехи у отеля
Музыка Моцарта оказалась способна подавлять симптомы эпилепсии у человека
В Общественной палате РФ за первый день выборов выявили порядка 7 тыс. фейков
Иностранцы едут в Крым убивать
Госбюро расследований Украины отчиталось о главных взяточниках страны
Андрей Кураев сейчас
Весной 2020 года прогремела новость, что богослова отстранили от служения. Причиной тому стало «безнравственное и циничное высказывание» Кураева об Александре Агейкине, скончавшемся от коронавирусной инфекции, а ранее призывавшем прихожан не отказываться от посещения церкви, невзирая на пандемию.
В конце года было вынесено судебное решение о лишении сана протодиакона, поскольку в его заявлениях были выявлены признаки хулы на церковь.
Вскоре Митрополит Иларион сообщил прессе о возможности отстранения Кураева от церкви, если тот будет продолжать следовать своим суждениям. По словам главы Отдела внешних связей РПЦ, заявления богослова отталкивают мирян от православия. В январе 2021 года ответчик продал прошение о повторном заседании суда.
В середине весны стало известно об отказе в пересмотре дела, однако патриарх Московский и всея Руси Кирилл наложил мораторий на решение суда. Этим Андрею Вячеславовичу дали возможность и время на переосмысление своей позиции.
Кураев отреагировал на полученный кредит доверия в своем фейсбук-аккаунте. Так, богослов выставил пост, в котором выразил желание идти вместе с Церковью Христовой. Но при этом не нашел взаимосвязи между ней и Московским патриархатом. Впрочем, протодиакон пообещал «паки и паки думать».
[править] В Интернете
В Интернете известен роликами на YouTube, постами в ЖЖ, активен в Фейсбуке. Имеет целый портал kuraev.ru. Посты из блога в ЖЖ транслируются на страницу — .
Также в Интернете размещены многие книги и статьи Кураева.
Неоднократно приглашался на Эхо Москвы.
Автор выражения «отмиссионерить и катехизнуть», попавшего в Словарь Большого Города 2011 года. Как сообщает издание «Большой город» (bg.ru), на закрытой встрече с семинаристами, Кураев посоветовал им искать будущую жену не на регентском отделении духовной семинарии, а на дискотеке: «Найдите там неверующую девушку и отмиссионерьте ее, катехизните по самое не могу».
Призывал к милосердию по отношению к членам панк-группы Pussy Riot.
В конце 2013 года стал разоблачать «голубое лобби» в РПЦ, за что по его словам был уволен из Академии. После этого написал еще ряд постов в ЖЖ с разоблачениями, в том числе употребил слово «гомоигумен», а потом и «гомоиерарх».
Называл Мадонну «б$%дь, да и к тому же старая», потом оправдывался, что изначальный смысл слова «б$%дь» — еретик.
Много критиковал патриарха Кирилла по разнообразным поводам, в том числе за властолюбие, провоцирование ненависти в обществе (начиная с 2012 года), негласный запрет в РПЦ на инакомыслие — высказывание священниками своей точки зрения по острым вопросам, отличной от патриаршей или официальной (Кураев указывает, что такого не было при патриархе Алексии).
В сентябре 2017 написал в фейсбуке «я либераст» (утверждая, что слово «либераст» не подразумевает ничего плохого, так как при буквальном переводе входящих в него корней оно может означать любовь к свободе)
Комментируя ситуацию с возможным снятием с него сана, в интервью изданию «Собеседник» выразил сожаление, Навальный в своем фильме о «дворце», «не затронул тему еще и соседнего дворца — огромной резиденции Патриарха в том же Геленджике».
Россия
- Все новости
- Севастополь
- Крым
- Россия
- Новороссия
- В мире
- Политика
- Реклама на ForPost
Повод сойти с ума: известный священник задал неудобные вопросы о вакцинации
Богослов Андрей Кураев пообщался с ForPost о состоянии общества в период ужесточения ограничений из-за коронавируса.
Фото: youtube-канал «Ещё не Познер»
Принуждение к обязательной вакцинации разделило российское общество на два лагеря. Жёсткие действия властей и работодателей вызвали ответную реакцию: множество критики и готовность многих увольняться или защищать свои права. Хотя вирусологи говорят о том, что прививка реально защищает нас от смертельной угрозы.
Градус напряжения в обществе повышается ещё и фактором кризиса и приближающихся выборов в Госдуму. И складывается ощущение, что из-за этого мы, россияне, — чиновники, работяги, студенты, оппозиция — забыли, что живём в одной стране и можем решать проблемы более мирным путём.
За оценкой морального состояния российского общества ForPost обратился к протодиакону, религиозному и общественному деятелю, богослову Андрею Кураеву.
Говоря о высоком напряжении в обществе, Кураев отметил, что это естественно и не нужно требовать от людей вести себя иначе:
Читайте по теме: Названы последствия нежелания прививаться от коронавируса
Семён Гринберг
Юность
Получив среднее образование, юноша выбрал МГУ, факультет философских наук. Именно там у Андрея изменились представления о мире, кардинально поменялись убеждения. Когда юноша учился на третьем курсе, он несколько раз перечитывал роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Книга перевернула судьбу Кураева – он принял православие.
Родители пришли в ужас, обнаружив, что сын читает Евангелие, боялись, что станет известно «наверху».
Неприятностей долго ждать не пришлось. Отцу сначала не разрешили выехать в заграничную командировку, а потом уволили с работы. Но самым страшным для родителей было то, что Андрей перечеркивает свое будущее. Все же Кураев окончил университет с отличием, хотел поступать в аспирантуру, но получилось по-другому.
После получения высшего образования Андрей некоторое время трудился в духовной академии, потом стал семинаристом. Юноша окончил семинарию и отправился поступать в Бухарест. Духовный вуз был успешно окончен, Кураев получил рукоположение в диаконский сан. Это произошло в Бухаресте в 1990 году.
Вернувшись в Россию, богослов посвящает себя духовной педагогике
На факультете журналистике в МГУ Андрей преподает Слово Божие. Через некоторое время он становится деканом богословского факультета РПУ. В то же время юноша трудится над написанием диссертации. Андрей Кураев писал, что у него появилась идея создать университет, о котором долго мечтал.
У богослова появился щедрый спонсор, благодаря чему можно было приглашать профессоров, перед которыми он преклонялся. Следующей вехой в жизни Кураева стал пост профессора ПСТГУ. Получив должность старшего научного сотрудника, он осуществляет мечту – переходит в свою духовную семинарию.
Важным моментом является то, что Андрей не оставляет службу в храмах. Весной 2009 года Кураев был возведен в сан протодиакона.
Митрополит против ковида
— Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид заявил, что не страшны в храмах антикоронавирусные ограничения, COVID-19 и истерия чиновников: «Пока люди мне верят, я не боюсь ответственности».
— Люди, которые так говорят, обычно никакой ответственности не несут. Вопрос, это он сам такой храбрый портняжка или его начальник архиепископ, митрополит Илларион пробует дать кому-то сигнал? Епископат напуган после истории с саратовским митрополитом Лонгиным, который 20 лет был на кафедре, но ему показалось, что нет оснований верить госпропаганде в вопросе COVID, отказался закрывать храмы в пасхальные дни, сравнил власть с большевиками. Это чрезвычайно обидело его главного спонсора господина Володина. Он саратовский уроженец, у семьи его там бизнес, много храмов и монастырей были отстроены его стараниями. В общем, патриарх на ближайшем синоде в августе снял митрополита Лонгина и отправил в Вологодскую бедную епархию.
Слова архиепископа Леонида — обычные PR-технологии патриархии, когда она имитирует борьбу. Знает, что народу церковному что-то не нравится, и тогда кто-то из чиновников третьего уровня начинает об этой проблеме высказываться в духе широких народных масс. Они не становятся в оппозицию патриарху, полагая наивно, что патриарх их союзник. А патриарх на самом деле может произнести похожие слова, но никогда не сделает реальных действий, которые могли бы осложнить его диалог со власть имущими.
— Появилось много шуток в народе о COVID-19, новых слов. Одно слово очень близко к церковной тематике — «коронабесие». Как вы к этому относитесь?
— Я всегда приветствую проявление народного юмора. Я не собираюсь обсуждать, насколько опасна эпидемиологическая ситуация. Если б вы знали, как мне хочется быть «телепузиком» — человеком, который просто верит телеящику.
Так что у меня нет установки тотальной неправды телевизионной пропаганды и нет желания умножать число своих полемических фронтов.