Центр профориентации

Содержание:

«Мне нравится то, на чём сложно заработать»

Вам нравится занятие, которое сложно превратить в хорошо оплачиваемую профессию, но хочется попробовать. Если очень хочется, обязательно пробуйте, но параллельно ищите смежную специальность.

Татьяна Соя: «Другой наш клиент в 14 лет мечтал стать актёром. После консультации он стал сниматься в сериалах в массовке, начал этим зарабатывать на карманные расходы, но при этом понял, что достичь успеха и в актёрской профессии не так-то просто. В итоге он решил учиться на юриста, чтобы специализироваться в сфере искусства и культуры, но продолжать пробовать себя в актёрской профессии. Это позволит ему с гарантией заработать денег и реализоваться, а если вдруг повезёт и он станет известным актёром, знание юриспруденции всё равно лишним не будет».

Источники идей

Если вы не знаете, что выбрать, и тяги ни к чему стоящему у вас пока нет, то воспользуйтесь вариантами, через которые я когда-то прошла сама.

  • Интернет. Он полон информации о каждой специальности. Вы можете провести опрос, на форуме, просто поискать направления с подходящими вам характеристиками.
  • Опыт. Можно поработать в нескольких сферах, даже на низшей должности, и узнать суть работы изнутри. Возможно, вас что-то заинтересует.
  • Тесты. С помощью тестирования есть шанс подобрать себе что-то подходящее. Тесты, благодаря вашим ответам на вопросы, помогают отнести вас к конкретной области или к профессии. Их вы найдете ниже в этой статье.

Я перечислила несколько источников для вас, использование которых способно натолкнуть на дельные мысли.

Государственные и частные образовательные центры

Если не можешь выбрать профессию самостоятельно, существует ещё один способ — обратиться за помощью к специалистам. При учреждениях образования и в частных центрах работают психологи-профориентологи, которые помогают абитуриентам определиться, кем они хотят стать во взрослой жизни.

В образовательном центре Адукар это можно сделать за четыре шага: психологическое тестирование — онлайн-беседа — личная консультация — рекомендации. Психолог с 25-летним стажем поможет понять, чего хочет абитуриент, выбрать профиль обучения и профессию.

Анна Исаенко — психолог-профориентолог образовательного центра Адукар, ответственный секретарь Белорусского психоаналитического общества и соавтор книги «Одарённость: способности, мотивации и творчество»

Поэтому, если тебе скоро подавать документы в вуз или колледж, а ты понятия не имеешь, куда и на кого пойти учиться, заглядывай на консультацию в образовательный центр Адукар. У тебя ещё есть время, чтобы сделать правильный выбор!

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Сложности правильного выбора

Один из важных этапов, который относится не только к школьникам, вступившим во взрослую жизнь, но и к работающим людям, — это выбор профессии.

В выпускном классе я еще не имела понятия, куда поступать и что выбирать. Но через несколько месяцев определилась. Стоит ли говорить, что этот выбор был не совсем верный? Непосредственно с выпускниками проводили тестирования, лекции, но все это не слишком помогало, так как никому не давало четкого представления о профессии, которая подходит или привлекает.

Я определилась со специальностью (ниже расскажу, как сделала это), даже вникла в список дисциплин, которые будут иметь отношение к моему выбору. Но четкого представления о работе у меня не было. На тот момент я не понимала, что это необходимо. Мне было достаточно общих знаний на этот счет. Получается одна теория, которая несколько расходится с практикой.

Я выбрала специальность «Управление персоналом». Мне нравилась специфика работы. Но разве кто говорит о том, что тебе будет непросто найти работу именно в конкретной области? Или то, что ты без опыта мало кого заинтересуешь?

Немного позже, по воле случая, я расширила рамки своего выбора и перевелась на другое направление — «Управление организацией». Вакансий, относящихся к нему, было куда больше, и попасть на желаемую работу было несколько проще.

Как добиться успеха в научной работе

Учиться. И еще раз много учиться. И работать. Много. По-другому никак. Научная работа не похожа на бизнес, она не обслуживает его, хоть и вынужденно взаимодействует. Наука требует колоссального опыта и сильного стремления. Часто она также требует риска – вы рискуете временем, силами и нервами. При этом никто не может гарантировать результат. Можно гарантировать только одно: если вы не попытаетесь – результата точно не будет. Не будет изобретено лекарство от рака, человек не полетит в другую галактику, автомобили не станут летать. Утрированно, но близко к реальности

И здесь важно понимать, чем вы готовы пожертвовать ради науки

Какие качества необходимо развивать в себе:

  • Логическое мышление.
  • Стремление к постоянному развитию.
  • Здоровый перфекционизм.
  • Выдержку и терпение.
  • Кругозор и волю.

Пусковым механизмом должно служить ваше желание – сильное стремление развиваться и достигать поставленной цели. Одновременно с этим необходимо искать оптимальную площадку для развития. К сожалению, большинство ученых на территории стран постсоветского пространства находятся не в лучшем положении. Наука обслуживает или бизнес (отрабатывает инвестиции), или государство (отрабатывает те же инвестиции и оказанное доверие). Случаи, когда ученые работают спокойно и независимо крайне редки. Поэтому опытные коллеги часто советуют молодым ученым быть готовым к иммиграции или учиться «вертеться» – находить адекватных спонсоров, искать выходы из сложного финансового положения и так далее.

Что делать, если не знаешь, чего хочешь от жизни

  1. Спросите себя: а могу ли я пожелать чего-то? Уберите пафосное слово «от жизни». Просто заткните нос и закройте рот — на 60 секунд. Сделали? А теперь есть какое-то желание? Ага. Дышать хочется. ДышИте. Это ВАШЕ желание, а больше ничье. Вспомните, были ли у вас такие же сильные желания что-то делать? Нет? Тогда откуда они могут вдруг взяться, если их ни разу не было — горячих желаний? Может быть, были теплые желания? Вспомните. Возможно, вы человек теплых желаний или вовсе человек расчета и рассудка. Так и живите — спокойно и рационально. Это может привести к ошибкам, но думание сердцем тоже нередко приводит к ошибкам.
  2. Следите за своими руками. Куда они тянутся? К компьютеру? К холодильнику? Может, другое что? Сделайте то, что захотели ваши руки ( ноги и другие части тела), если вы обнаруживаете желание. Это ваше желание. Только ваше. Если вы хотите только лежать — то вы или больны или растренированы.
  3. Следите за своим поиском — что вы ищете в интернете? Пройдитесь по центральной улице вашего города — следите, в какой из магазинов несут вас ноги. Следите за собой. Ваши руки и ноги вас не обманывают. Они вас несут туда, куда хотите именно вы. Если вас заносит преимущественно в магазин одежды — это что-то да значит. Вас интересует одежда? Спросите себя: хочу я работать с одеждой или я просто люблю сам красиво приодеться?
  4. Что бы вы стали делать, если бы вам не нужно было работать? Лежать на диване, общаться с друзьями, сидеть в интернете, рисовать, ходить в спортзал, путешествовать, помогать людям, писать книгу….Ответьте себе. Вижу. Отвечаете. Но сил пожелать чего-то по-настоящему нет у вас.
  5. Сами себе скажите — зачем вам работать? Если вам не нужны деньги (у вас есть нехилый пассивный доход) — зачем вам работать? Для самореализации ? Это слабый мотив. Более сильный — если вам надо выживать. Это как с дыханием: выживешь или нет. Но может быть и другая цель — веселая. Она должна родиться изнутри вас. Из того, что по-настоящему дорого вам.

Человек сам не знает, чего хочет – КАК ПОМОЧЬ ему определиться?

Что характерно, рядом с таким незнающим страдать можете и вы. Это очень тяжело, — видеть,  как близкий  страдает, не уверен,  нерешителен. Он может браться за тысячу дел и ни одно не доводить до конца. При этом,  мотивируя тем, что ему в процессе «неинтересно стало и он понял, что это не моё».  Если это ваш близкий человек, например:

  • муж не знает, что хочет
  • парень не знает, чего хочет
  • женщина не знает, что хочет
  • мужчина не знает, чего хочет
  • сын не знает, что хочет
  • если любимый не знает, чего хочет
  • девушка не знает, чего хочет
  • ребёнок не знает,  чего хочет

Я иногда наблюдаю в практике,  как один из супругов кивает на другого «он сам не знает, чего хочет».  НО, при этом, если тот попробует сказать про свои желания и потребности, то первый непременно начнёт критиковать и обесценивать желания партнёра.  

Раз, два, три такое. .. И вот, уже муж (жена) замкнулся и помалкивает о  своих чувствах и желаниях. Потому что боится не одобрения. Почему он боится не одобрения своих желаний? Почему   не отстаивает их, хотя мог бы треснуть кулаком по столу и гаркнуть, что «я так хочу, услышьте меня»!  Боится потому, что, опять же, в детстве  – за проявление себя и своих чувств не  одобряли, а кого-то и наказывали даже. И, будучи маленьким, он просто научился бояться.

Кроме того, если мы находимся рядом с человеком, мы наблюдаем. Мы видим, что он делает, как живёт. От чего получает удовольствие, к чему бессознательно стремится. И, мы можем помнить такую психологическую правду:   человек бессознательно всегда двигается по пути своего намерения.

Другими словами, даже если вслух он декларирует одно, а на практике делает другое – мы можем подсвечивать ему это. Например, он говорит, что хочет учиться.  Но сам не учится, а вместо этого гоняет на мотоцикле по ночному городу. Это и есть его истинное желание.

А если ничего не интересно? Как найти себя в профессии?

Есть восемь векторов, и у каждого современного человека их несколько. В разных обстоятельствах жизни мы можем применять разные свои способности, свойства и таланты. Кожный вектор, к примеру, наделяет человека рациональным умом и прагматичностью, ловкостью и предпринимательской жилкой. Анальный вектор позволяет стать профессионалом в любой отрасли, накапливая опыт и знания в своем деле.

Но есть один вектор, который делает своего обладателя не таким, как все.

Именно этот вектор больше других заставляет думать, как себя найти в жизни. Это — звуковой вектор. Именно благодаря ему ты думаешь о вещах, которые для других ничего не значат. Например, о смысле жизни, космосе, каких-то энергиях, о состоянии измененного сознания, о познании себя.

Если у тебя есть звуковой вектор — он самый главный в твоем психическом. Его желания очень объемны, и если они не реализуются, твое состояние становится тяжелым. Ты замыкаешься в себе, а желания других векторов как бы блокируются. Другие люди становятся неинтересными, глупыми, раздражающими.

И тогда, чем бы ты ни занимался в жизни, ты ощущаешь, что это не твое. Жизнь превращается в поиск себя и своего пути. Все пустое, неинтересное, тягостное, все не стоящее того, чтобы им заниматься. Работая помощником руководителя, например, ты ненавидишь своего кожного шефа и втайне презираешь его торгашескую жилку. Офисная жизнь с ее суетой и сплетнями кажется невыносимо отвратительной.

Как можно быть такими приземленными? Наверняка работа твоей мечты — это удаленка. Закрыться дома и побыть наедине с собой — постоянное твое желание. Но в этом нет реализации, нет наполнения врожденного желания звука — познания самого себя.

Кто поможет решить, на кого пойти учиться?

<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?><?php } ?>
Решить, на кого можно пойти учиться, – очень сложно, ведь и правильный, и неправильный выбор повлияют на вашу дальнейшую жизнь. Конечно, без помощи в столь серьезном деле обойтись очень сложно.

Вот кто может вам помочь решить, на кого можно пойти учиться:

  1. Родители.

    Позволять им принимать решение за вас – неправильно, но и полностью отвергать их советы нельзя.

    Они старше и явно больше разбираются в реалиях этой жизни.

    Вы же пока можете судить о ней, лишь ориентируясь на чужой опыт.

    А если так, то почему бы не воспользоваться опытом родителей, которые точно будут советовать лишь то, что пойдет вам во благо?

  2. Тесты.

    Существует великое множество разнообразных тестов, результаты которых помогут вам в выборе профессии.

    Их можно найти на этих:

    • http://www.psynavigator.ru/tests.php?code=519,
    • http://atlas.nmc-it.mari-el.ru:8999/index.php?module=prof_test,
    • http://agdf.ru/na_kogo_poyti_uchitsya_test.html#_teststudio и многих других сайтах.
  3. Кадровики.

    Если у ваших родителей есть знакомые, работающие в кадровом агентстве или в государственной «Бирже труда», попросите их дать вам информацию:

    • какие специальности пользуются спросом;
    • какие лучше всего оплачиваются;
    • людям с каким образованием и опытом работы труднее всего найти вакантное место и т.д.
  4. Психологи.

    Только нужно найти психолога, что специализируется именно на профориентации и личностном росте.

    Такой специалист даст вам дельный совет, на кого можно пойти учиться.

  5. Те, кто уже имеет опыт работы в профессии, которую и вы стремитесь получить.

    Допустим, хотите вы стать электриком.

    Поговорите с парочкой электриков с приличным опытом работы и попросите их рассказать о плюсах и минусах ремесла.

Ну, и конечно, много полезной информации можно найти на таких сайтах как:

  • http://www.proforientator.ru,
  • http://atlas.nmc-it.mari-el.ru:8999,
  • https://www.ucheba.ru/prof,
  • http://worknew.info/articles/candidate/profession/,
  • http://edunews.ru/professii/ и других.

Чем больше информации вы соберете, тем легче вам будет решить, на кого пойти учиться после 9 или 11 класса.

Что такое успех и как определить свои критерии успешности

Тот случай, когда трактовка термина полностью соответствует реальности. Вы успешны, когда достигаете поставленных перед собой целей. Для кого-то это деньги, для кого-то предприятие, для кого-то научное открытие, общественное признание и так далее. Не существует единых критериев, так как люди ставят перед собой разные цели.

И вряд ли стоит ограничивать себя в своих желаниях. Если вы хотите стать успешным художником, то вы не обязательно должны быть «голодным». И не обязательно «работать на публику», чтобы продавать свои картины за большие деньги. В большинстве ситуаций можно найти ту самую золотую середину, которая поможет вам достигнуть поставленных целей. Главное – осмыслить и конкретизировать их. При постановке целей можно руководствоваться методиками вроде SMART. Она определяет критерии, в соответствии с которыми цель должна быть:

  • S – конкретной (specific).
  • M – измеримой (measurable).
  • A – достижимой (attainable).
  • R – актуальной (relevant).
  • T – ограниченной по времени (time-bound).

На самом деле эти критерии очень помогают не столько при формировании, сколько при формулировании цели. Методика помогает конкретизировать задачи, отсечь нереальное и недостижимое, а также стимулировать себя к работе за счет постановки конкретных сроков. Однако зарождение цели всегда происходит в голове – только вы знаете, чего действительно хотите. Соответственно задача должна формироваться на основе желания.

Почему желания так важны? Потому что быть успешным человеком и быть счастливым человеком – не всегда тождественные понятия. Нельзя стать счастливым, если вы достигаете успеха, но всей душой ненавидите то, чем занимаетесь. Если вы всегда хотели петь, а вынуждены строить один бизнес за другим, вы едва ли будете счастливы даже при успехе в бизнесе

Потому так важно выбрать то, что вам действительно по душе. И опять же гораздо проще достигать успеха при занятии любимым делом – проще и психологически, и физически

Противоречивые ответы на насущные вопросы о выборе профессии

Читать: 5 мин.

Мы постоянно отвечаем на вопросы о выборе профессии: в личной беседе со школьниками и родителями, на Профлектории, на тренингах и в профлагере. Поэтому мы решили написать большую статью, где соберем интересные мысли о выборе профессии и образования. В ней вы найдете неординарные рекомендации и практические советы для самостоятельной профориентации. Как правильно выбрать профессию? Как выбрать специальность после 9 и после 11 класса? Есть ли разделение профессий на те, что для девушек, и те, что для молодых людей? Как выбрать профессию по востребованности? Помогают ли тесты в выборе профессии или все-таки бездушная машина не может понять глубины человеческой души? На ваши вопросы отвечают профэксперты:

Кирилл Кузнецов,
кандидат психологических наук,
руководитель отдела профориентационного консультирования.
Стаж – 15 лет.Любит горные лыжи, прошел с экспедицией по Сибири 300 км, по Москве передвигается на мотоцикле.

Екатерина Лукьянова,
руководитель отдела online-консультирования в Центре «Гуманитарные технологии».
Стаж – 18 лет.Говорит по-испански, играет на гитаре, по первому образованию
инженер-радиоэлектронщик.

Вячеслав Высоцкий,
кандидат психологических наук, доцент кафедры развития образования ФГАОУ Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ.
Стаж – 25 лет.Любит путешествия и русскую литературу XX века, участвовал в обсуждении вопросов школьного образования в Совете Европы в Брюсселе.

3.Тест на профориентацию

Выбирая профессию в подростковом возрасте, необходимо настроиться на то, что это будет один из вариантов, который можно будет выбрать в течение жизни. Но следует осознанно сделать этот выбор.

Во многих странах развитию детей уделяется максимальное внимание. Еще обучаясь в школе, дети выбирают интересные для них предметы

И проходят по ним обучение более подробно. Психологи проводят тесты и тренинги по выявлению сильных сторон и способностей учеников.

В нашей стране тоже начинают практиковать такую технику.

Психолог может помочь разобраться ученику в  его желаниях и возможностях. Специалист всегда предлагает пройти тесы, например:

  • тест по соционике – выявляет 16 психотипов и подходящие для них профессии;
  • опросник Голланда – определяет типы людей (интеллектуальный, реалистический, артистический, социальный, конвенциональный,  предприимчивый);
  • методика Е.А.Климова – определяет подходящий для человека тип профессии;
  • матрица выбора профессии – выбираете два нужных варианта и получаете рекомендации по профессии.

Очень удобно то, что эти тесты можно пройти и в онлайн-режиме, самостоятельно.

Выбор подходящей профессии в зависимости от пола подростка

Девочки

Многие девчонки мечтают в детстве стать известной актрисой, певицей, моделью или принцессой, но не всегда детские мечты переходят во взрослую жизнь. Основными критериями при выборе профессии для девочки-подростка служат:

  • достойное финансовое обеспечение;
  • популярность на рынке вакансий;
  • отсутствие тяжелых и вредных условий труда;
  • работа в хорошем помещении;
  • престижность.

Перед поступлением в ВУЗ необходимо точно определиться с будущей специальностью, узнать о ее востребованности не только на момент окончания школы, но и на несколько лет вперед. Например, специальность «стоматолог» или «педагог» будут популярны в любое время, а некоторые узкие профили могут уйти с рынка вакансий. Самыми распространенными и подходящими для девочки, считаются следующие профессии:

  • визажист;
  • врач: стоматолог, терапевт, специалист функциональной диагностики, акушер-гинеколог, физиотерапевт, педиатр, окулист, отоларинголог;
  • парикмахер;
  • педагог старших и начальных классов;
  • стюардесса;
  • дизайнер;
  • экономист;
  • логопед;
  • психолог;
  • менеджер по туризму;
  • воспитатель в детском саду.

Мальчики

Каждый мальчишка в детстве хотел стать военным, полицейским, футболистом или же космонавтом. В школьном возрасте интересы ребенка сильно поменялись и выбор профессии уже зависит не от детской мечты, а от реальности современной жизни. Подросток начинает задумываться о той специальности, которая будет приносить хороший доход, а также является престижной для мужчины. На основании исследований рынка труда, в ближайшие 15-20 лет самыми востребованными для мальчиков остаются следующие профессии:

  • врач: хирург, терапевт, ортопед, стоматолог, травматолог, кардиолог, уролог, андролог;
  • спасатель;
  • военный;
  • полицейский;
  • пожарный;
  • инженер;
  • водитель разных категорий;
  • программист;
  • специалист по охране труда;
  • педагог: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, технология, информатика, физика;
  • ученый;
  • машинист электропоезда или тепловоза.

Поиск работы

Я устроилась фронтенд-разработчиком. Проработала на этой должности около года, пока доучивалась на бакалавриате. А потом поступила в магистратуру, связанную с машинным обучением, и решила попроситься в отдел, который занимается работой с искусственным интеллектом. Меня взяли в команду, и так я полностью поменяла вектор своей работы. 

Складывалось так, что когда я понимала, что хочу научиться чему-то новому, рядом всегда оказывались коллеги, у которых были подходящие задачи. Например, когда я рассказала руководителю про свои успехи в машинном обучении, он упомянул, что для бота в инвестиционном проекте нужен продуктовый аналитик. Мне захотелось попробовать. И спустя год я перешла работать аналитиком в «Пульс» — социальную сеть для инвесторов.

В работе мне важно, чтобы мне нравилось то, чем я занимаюсь. И ещё чувствовать причастность других

Команда «Пульса» безумно вовлечена, все горят и хотят сделать ещё лучше. Это вдохновляет. Хотя, конечно, не без трудностей. Меня расстраивает рутина в некоторых задачах. Но я понимаю, что она есть везде, от неё никуда не деться. 

Поиск призвания

Если у вас не оказалось одного призвания на всю жизнь — это нормально. Не ломайте себя, а переключайтесь на то новое, что стало интересно. 

Семья и выбор профессии

Зачем далеко куда-то ходить, если рядом с тобой находятся близкие люди, готовые помочь и поддержать. Расскажи родителям, что тебе больше всего нравится и кем ты хочешь стать. Запишите несколько вариантов профессий и посмотрите, в каких учебных заведениях есть такие специальности. Выделите с родителями вечер-два, чтобы разузнать ситуацию в грядущую вступительную кампанию: проходные баллы прошлых лет, план приёма и конкурс на специальности, условия обучения. Занесите все данные в небольшую таблицу, чтобы было легче сравнивать

Если важно пройти на бюджет, продумайте схему поступления и запасные варианты на всякий случай. Кстати, условия и цифры приёма удобно смотреть в каталоге учебных заведений Адукар

А всю информацию по вступительной кампании и новости образования читай в разделе «Все материалы».

Чтобы не сомневаться в своём выборе, изучи подробнее нужную специальность. Полезно будет ознакомиться со статьями в рубрике «Профессии» на сайте Адукар, посмотреть фильмы или почитать книги о них

Тестирование

Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — «Предпочтительные виды профессиональной деятельности».

⟶ Пройти его можно, например, здесь.

В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.

В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.

Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:

  • ориентация сознания (интроверсия — экстраверсия);
  • ориентация в ситуации (здравый смысл — интуиция);
  • основа принятия решений (логос — пафос);
  • способ подготовки решений (рациональность — иррациональность).

⟶ Пример такого теста здесь.

Тесты на выбор профессии

Как вы относитесь к тестам? Везде только тестирование! Чего стоят только ЕГЭ и ОГЭ! Как тестом можно что-то проверять? Как с помощью теста выбирать профессию? Он же одинаковый для всех, он же не учитывает индивидуальности!
Вот в этом и есть сильная сторона тестирования – хорошо разработанная методика тестирования близка к объективности.Кирилл Кузнецов: Психолог без нормированной методики, которая выверена на цифрах и статистике, может привнести в консультацию много лишнего, субъективного. Посоветовать что-то из своего личного опыта — это непрофессионально. Можно не использовать компьютерный тест, можно беседовать со школьником, опираясь на выбранную методику, просто времени уйдет больше. Екатерина Лукьянова: Тест – это инструмент, который помогает психологу работать. Благодаря тесту мы быстро получаем базовую информацию и оказываемся на более выгодной позиции, чем без него. А затем мы начинаем беседовать с подростком, родителями и, если нужно, с преподавателями. В беседе человек полностью открывается.Вячеслав Высоцкий: Тест – это один из элементов комплексного подхода. Если есть возможность пройти тестирование, нужно пройти и положить в копилку к другой информации, которую человек уже собрал.
Если вы хотите получить достоверный результат, выбирайте качественные профтесты – из большого количества вопросов, многокомпонентные, статистически обоснованные. У нас именно такие тесты. Над разработкой наших профориентационных тестов работают психологи, педагоги и тестологи, специалисты в области педагогических измерений.

Кем мне стать: история одной неудачи

<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?><?php } ?>
Жила-была девочка Галя, умная, училась хорошо.

Но был у нее один неоспоримый талант —  она замечательно писала, все козыри были у нее в руках: стать профессиональным писателем или журналистом!

Ее сочинения учительница зачитывала перед всем классом, как образцы для подражания.

Девочка по традиции несколько раз меняла свое решение, кем стать в будущем, а затем всерьез увлеклась журналистикой.

Она уже видела себя бойкой акулой пера, чьими статьями зачитываются.

Но вот беда: в их городе не было высшего учебного заведения, готовящего журналистов.

В другой город родители не желали ее отпускать, вообще не очень одобряя эту затею.

На семейном совете мама непреклонно сказала: «Выбирай, дорогая, из тех вузов, что есть в городе!»

А нормальных вузов на то время в городе было всего три: бывший педагогический, технологический и Пожарная академия.

Поскольку ни точные науки, ни военная муштра Галю не привлекали, она решила поступать на факультет украинской филологии, теша себя мыслью, что после окончания учебы – она с легкостью найдет работу.

Когда она училась на третьем курсе, то руководство университета сообщило, что они решили создать экспериментальную группу, выпускники которой могли бы получить дополнительную специальность «Журналистика».

Обрадованная Галя полетела домой, чтобы сообщить радостную новость, но родители, все также не одобрявшие желание ребенка стать журналистом, денег на обучение дать отказались и постарались переубедить дочку не усложнять себе жизнь!

Финал истории не трагичный, конечно, но достаточно грустный…

Работу журналистом после получения диплома Галя найти не смогла, так как родители внушили в ней неуверенность в себе.

И хотя учителем в школу она категорически отказалась идти, теперешнее место работы ее все равно не устраивает.

Она с завистью смотрит на местных журналистов, вооруженных блокнотами и микрофонами, страдая о нереализованных мечтах.

Кем стать: что нужно учитывать при выборе профессии?

Так и попадает ребенок в вуз, который находится рядом с домом, в котором есть знакомые в приемной комиссии, который, по мнению родителей, даст их чаду перспективную профессию и т.д. Вот только желания самого чада никто не учитывает при этом.

Если вы уверены, что в журналистике/юриспруденции/туризме/медицине (список можно продолжить, а нужное подчеркнуть) ваше призвание, то с родителями всегда можно найти точки прикосновения.

Только говорить с ними нужно на правах взрослого, а не хныкать, как дитя.

К тому же, следует привести серьезные аргументы:

  1. Я смогу добиться успехов лишь в любимой профессии.
  2. Эта специальность очень перспективна на рынке труда.
  3. Журналисты/медики/пожарные хорошо зарабатывают и прочие.

Увеличить свои шансы можно, оперируя цифрами. Неплохо бы для разговора запастись историей реального человека, который добился успеха на данном поприще.

Если вы подготовитесь, то решать, кем стать, будете вы, а не мамы-папы.

НО!

Ответственным за это решение будете тоже вы, и спихнуть вину на родителей в случае неудачи уже будет невозможно (как поступает большинство).

5 советов на прощанье:

  1. Подходите к выбору специальности обдумано: одно дело мечтать о морях и далеких странах, а совсем другое проводить в открытом море 9 месяцев в году вдали от семьи.
  2. В любой профессии можно достичь успеха лишь упорным трудом.
  3. Не существует специальностей, которых нужно стыдиться.
    Пользы от сантехников, электриков, механиков гораздо больше, чем от стада менеджеров и администраторов.
  4. Не забывайте учитывать, подавая документы в вуз, потенциальную зарплату, перспективность специальности и ее востребованность на рынке труда.
    Одними мечтами сыт не будешь.
  5. Не игнорируйте свои умения и личные качества – гуманитарий вряд ли сможет достичь больших высот в сфере финансов.

Рекомендую  посмотреть небольшое, но правдивое видео о том,

как родители «помогают» своим детям стать теми, кем они хотят!

P.S. советую показать этот видеоролик своим родителям…

И помните, даже если вы изначально ошиблись при выборе профессии, то и в 30, и в 40 лет никогда не поздно начать все сначала!

Ошибки и их исправление – неизменная составляющая человеческой жизни, вот только трусы этого не понимают, предпочитая всю жизнь протирать штаны на ненавистной работе, выбранной им когда-то родителями.

Почему это важно?

Как видите, я очень уверен в том, что такая практика необходима каждому и даже пытаюсь так или иначе убедить вас ее делать. Почему?

На мой взгляд, нет ничего более важного, чем понимание, чего вы хотите. Подумайте сами – если вы не знаете своих целей, то куда придете? Перемещаясь случайным образом, без конкретного плана, вы можете оказаться где угодно, и это место вовсе не обязательно вам понравится, ведь оно будет таким же случайным.. Список ваших желаний – это те цели, к которым вас должна привести ваша жизненная дорога – в учебе, саморазвитии, работе и личной жизни

Список почти наверняка будет корректироваться и изменяться, но это не существенно. Важно то, что вы будете сами решать, как именно.

Список ваших желаний – это те цели, к которым вас должна привести ваша жизненная дорога – в учебе, саморазвитии, работе и личной жизни. Список почти наверняка будет корректироваться и изменяться, но это не существенно

Важно то, что вы будете сами решать, как именно.

Правила разговора с подростком

Чтобы разговор на тему выбранной профессии был конструктивным и ненавязчивым, нужно выполнить некоторые правила его проведения. Данная атмосфера станет доверительной, и будущий профессионал сможет полностью открыться, не боясь высказать свое мнение. Родителям или старшим товарищам рекомендуется:

  • Сделать разговор лаконичным, непринужденным, но конструктивным.
  • Найти оптимальное место для разговора (во время поездки на автомобиле, при неярком освещении и т. д.). Зрительный контакт в этом случае необязателен, а разговор можно прекратить в любое время.
  • Не стоит быть прямолинейным и задавать конкретные вопросы «в лоб», правильным решением будет спросить мнения подростка или попросить его помечтать на заданную тему.
  • Построить разговор в виде игры, не требовать конкретных доказательств выбора.
  • Если ребенок не знает, куда поступать, не стоит его поучать или критиковать. Нужно предоставить ему право выбора, пусть он найдет те источники информации, которые ему будут по душе (беседа с другими людьми, справочники, отзывы, разные точки зрения).

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь

Если вас этот вопрос заинтересовал, уже хорошо. Многие думают, что это само собой разумеется. Вот несколько занимательных фактов.

  • Почти 60% людей не работает по специальности.
  • Только 30% населения имеют высшее образование.
  • Многие из тех, кто поступил в ВУЗ, не обладают никакими практическими навыками профессии, но приобретают их в ходе обучения.
  • Человек в среднем меняет от 2 до 7 специальностей за жизнь.

Психологи рекомендуют помимо работы завести хобби. Оно повышает вероятность продержаться на одном месте несколько лет. Просто приходит время, и психика устает от выполнения однотипных задач, рутины. Приходит время двигаться дальше, открывать новые грани. Старые увлечения, которыми вы раньше горели, больше не интересуют. Потому что вы их переросли. Меняются взгляды, приоритеты. И перемены в жизни необходимы. Чем их больше, тем полноценнее жизнь.

В том, что вы работаете всю жизнь на одной работе, нет плюсов с психологической точки зрения. Психике необходимо разнообразие.

Конечно, можно выбрать занятие на всю жизнь. Но должны быть и увлечения. И профессию тоже желательно менять. Не раз в год, но хотя бы раз в десятилетие. Это не обесценивает опыт образования. Напротив. Его нужно выбирать так, чтобы с этим дипломом вас приняли и на другие места. Опыт работы вам пригодится. Он даст право выбирать. А еще вы станете специалистом в двух-трех областях.

Профессии для парней

На вопрос, что делать, если не знаешь, куда поступать, есть универсальный ответ – стоит попробовать себя в одной из предложенных профессий. Они подойдут юношам, которые хотят после девятого класса начать взрослую жизнь:

  • слесарь;
  • токарь;
  • фрезеровщик;
  • сварщик;
  • электрик;
  • маляр;
  • штукатур;
  • строитель;
  • крановщик;
  • водитель;
  • техник ПК;
  • сантехник;
  • повар.

Эти профессии являются наиболее востребованными на сегодняшний день, поскольку в стране не хватает профессиональных рабочих. Некоторые специалисты данных направлений получают зарплату в несколько раз выше, чем дипломированные мастера в менее востребованных профессиях.

Заключение

Я надеюсь, что теперь у вас в голове появилась ясность по поводу будущего обучения. Не торопитесь с выбором, все хорошенько обдумайте, проработайте свои сомнения и наберитесь уверенности.

Ловите чек-лист для будущих абитуриентов, который поможет вам ничего не забыть:

  1. Выбираете несколько направлений для вашей будущей профессии, основываясь на собственных предпочтениях, склонностях и особенностях. На данном этапе не стоит ограничивать себя. Большая часть выбранных специальностей отсеется на следующих пунктах.
  2. Сопоставляете свой список с ситуацией на рынке труда. Есть ли потребность в специалистах, насколько велика конкуренция, каков уровень заработной платы и т. д.
  3. Изучаете предложения учебных заведений на предмет наличия подходящих вам программ обучения. Сравниваете цены, проходные баллы, конкурс. Те, что вам не по карману, отсеиваете сразу, если нет бюджетных мест. Рассматривая возможность переезда, не забудьте учесть сопутствующие расходы.
  4. Выбираете несколько приоритетных учебных заведений и собираете дополнительную информацию по ним, чтобы принять решение. Если собираетесь поступать в вуз, то помните, что подать документы можно максимум в 5 мест.
  5. Собираете документы для поступления и готовитесь к сдаче ЕГЭ или ОГЭ. Обязательно изучите правила приема в вузы в последней редакции.

На этом все. Желаю вам сделать правильный выбор и ни разу о нем не пожалеть.

Жду вас снова на страницах нашего блога!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector