Кураев андрей вячеславович
Содержание:
- Биография
- Юношеские годы и молодость
- Библиография
- Рассказ одиннадцатый, О том, где отец Андрей не миссионерствует
- Биография
- Библиография
- Казанский скандал и увольнение из МДА
- Детство и юность
- Публичные заявления, вызвавшие полемику в обществе
- Примечания[править | править код]
- [править] Биография
- Детство Андрея
- Рассказ восьмой, Как не выбирать становиться пресс-секретарем Патриарха Алексия
- Примечания[править]
- Патриарх запретил Кураеву служить в церкви из-за «оскорблений» в блоге
- Словесные баталии с Лолитой Милявской
Биография
Андрей Кураев родился 15 февраля 1963 г. в Москве.
Родители будущего богослова были ярыми атеистами.
15 февраля 1963
день рождение Андрея Кураева
Отец, Вячеслав Кураев занимал должность секретаря крупного партийного руководителя Петра Федосеева.
Мать — Вера, преподавала в институте философии АН СССР, в секторе диалектического материализма.
Андрей Кураев 7 лет, 1969 год. Рос в семье атеистов
Будучи школьником, выпускал стенгазету под названием «Атеист», в которой он высказывал свою позицию.
В 16 лет, в 1979 году поступил в МГУ на факультет философии, изучал теорию научного атеизма. Через три года 29 ноября 1982 года тайно принял крещение в храме Рождества Иона Предтечи.
На этот шаг он решился, после того как прочитал роман Достоевского «Братья Карамазовы».
29 ноября 1982
в этот день Андрей Кураев тайно крестился
Семья Андрея Кураева была шокирована таким поступком. Попытки переубедить отпрыска не дали никаких результатов. Надежды отца на блестящую карьеру как свою, так и сына были разрушены. Несмотря на сложности существенного разлада в семье не произошло.
В 1984 году Кураев закончил с красным дипломом МГУ.
Следом он поступает в аспирантуру на направление зарубежной философии, но не оканчивает ее.
В 1985 году Андрею Кураеву делают предложение, от которого он не смог отказаться — занять должность секретаря МДА. Следом, осуществляет давнюю мечту, поступает в Московскую духовную семинарию и начинает углублено изучать основы религии.
Но в 1986 году после пожара, который случился в ней, Кураев был вынужден трудиться на стройке. Работал он там пока здание не восстановили, и ректор духовной семинарии не позвал его учиться обратно. В 1988 году Кураев заканчивает семинарию.
1988
в этом году Андрей Кураев заканчивает семинарию
В этом же году увидели свет первые публикации Андрея Кураева на тему богословия. Изначально печатался он под псевдонимом Андрей Пригорин в журнале «Выбор». Под своим именем он начал издаваться в «Вопросах философии» и в «Московских новостях».
Юношеские годы и молодость
Юность Андрея стала переломным периодом в его жизни: произошла переоценка ценностей. Годы молодости — время духовного искания, обретения веры и своего призвания.
Студенческие времена
Вопросов, на какой факультет поступать после школы, у молодого человека не возникало — философский. Затруднения появились при выборе кафедры. Больше привлекали логика и зарубежная философия, где знали отца юноши. Андрей не хотел учиться под папиным покровительством. Он поступает на кафедру истории и теории научного атеизма Московского государственного университета (МГУ).
Юноша, будучи студентом МГУ, отвечал за атеистическую работу: так хотел проявить самостоятельность. Единственным мероприятием, которое он организовал, было выступление рок-группы «Воскресение» для подшефного училища.
Духовное образование
Переломным моментом для Кураева стали похороны Владимира Высоцкого (1980). Когда юноша с отцом прощались с легендарной личностью, многие однокурсники стояли в оцеплении. На руках виднелись красные повязки. Их как будто разделял барьер. Тогда будущему бунтарю захотелось выйти за красные флажки.
Андрея раздражала советская идеология. Неприязнь к власти стала первым шагом к вере.
На 3 курсе МГУ после прочтения книги Федора Достоевского «Братья Карамазовы» к юноше приходит вера в Христа как Спасителя. Через год Андрей крестился.
Родители узнали об этом случайно: сын, собираясь на церковную службу, не спрятал молитвослов и иконы. Мать и отец переживали, уговаривали одуматься. Родителей беспокоило его будущее, карьера. Через несколько дней они приняли поступок сына, не стали запрещать посещение церкви.
Окончив МГУ, юноша поступает в Московскую духовную семинарию (1984). Это стоило его отцу карьеры. Будучи семинаристом молодой человек пишет первые статьи. Тогда же начинает проповедовать среди студентов. Его активная деятельность настораживает партийных начальников.
После окончания семинарии (1988) будущего миссионера отправляют учиться в Бухарестский богословский институт. Через два года он возвращается обратно уже диаконом — помощником священника. Исполнив свою мечту, отец Андрей оканчивает (1992) Московскую духовную академию (МДА).
В этом видео показано одно из первых выступлений будущего священнослужителя: эфир января 1990 года на кабельном телевидении в московском районе Сабурово.
Личная жизнь
Личная жизнь Андрея Вячеславовича посвящена церковной, миссионерской и писательской деятельности. Некоторых интересует в его биографии семейное положение. Семьи и детей у Кураева нет. Клирик живет один в квартире небольшого размера на западе Москвы. Компанию вечерами ему составляют книги — публицист много читает. Часто передвигается по городу на мотороллере.
Библиография
- 1995 – «О вере и знании»
- 1996 – «Раннее христианство и переселение душ»
- 1996 – «О нашем поражении»
- 1997 – «Школьное богословие»
- 1997 – «Если Бог есть любовь…»
- 1997 – «Протестантам о православии»
- 1998 – «Как делают антисемитом»
- 2001 – «Дары и анафемы: что христианство принесло в мир? Размышления на пороге III тысячелетия»
- 2003 – «Взрослым о детской вере»
- 2004 – «Кино: перезагрузка богословием»
- 2004 – «Гарри Поттер»: попытка не испугаться»
- 2006 – «Почему православные такие?..»
- 2006 – «Правда и фантазии «Кода да Винчи»
- 2007 – «Когда Небо становится ближе. О чудесах и суевериях, о грехах и праздниках»
- 2009 – «Мои ошибки»
Рассказ одиннадцатый, О том, где отец Андрей не миссионерствует
Где-то со второй половины 90-х годов я заметил, что люди в поезде перестали затрагивать религиозные темы. Может, оттенок сенсационности и инопланетности в церковной тематике прошел. Может, это во мне с годами что-то меняется — и от усталости уже на лице у меня написано «не тронь!»
Раньше я часто беседовал с попутчиками, но теперь для меня дорога и храм — это возможности чуть помолчать.
Да и в конце концов — у меня уже не тот возраст. Одно дело разговориться с юношей (коим я был в первые годы ношения рясы), другое — с каким-то взрослым мужиком. Нередко я с собой в поездки брал семинаристов именно для этого: чтобы взрослые люди могли обратиться к юноше, а не ко мне. С профессором мало кто рискнёт спорить, а когда перед тобой студент стоит, тебе в сыновья годится — у него можно что-то спросить, не боясь показаться простецом и профаном.
В 90-е годы почти всегда после лекций какие-то юноши (странно, что девушки — значительно реже; впрочем, для них есть о. Артемий Владимиров) прилипали к рясе, провожали до машины или до метро, приходили на следующий день в гостиницу, на следующие лекции, приставали с личными вопросами. Сейчас это реже. Может, потому что я стараюсь находиться на сцене до последней капли моей энергии, отвечать на все вопросы, а потом прошу принимающую сторону организовать мою эвакуацию максимально коротким путем.
Зато сейчас есть то, чего не было в 90-х годах. Когда я выхожу из дома и куда-то еду на метро, то в каждую такую вылазку несколько человек подходят и благодарят. Так было в том числе и в кризисном для церковного пиара 2012-м году.
Но ладно на улице — на пляжах узнают. И не только в России — в Греции, в Израиле тоже: «Отец Андрей, а помните, вы у нас в Урюпинске десять лет назад…». Причем я ведь специально выбираю безлюдные места. Не помогает.
Узбекистан, 2006 год. Фото из личного архива протодиакона Андрея Кураева
Кстати, я очень разочаровываю некоторых людей, ищущих со мной отдельного общения. Они, бывает, зовут меня в поездки на Афон или в Иерусалим, оплачивают мне дорогу. И надеются, что по дороге я буду читать пропущенные ими мои лекции.
Но в частной обстановке сам я никогда не заговариваю первым на религиозные темы. Спросят — отвечаю. А про религию пусть другие инициируют разговор; я с этим навязываться не умею. Не могу этот барьер переступить. И сам не столько повествую, сколько расспрашиваю — о местной жизни и истории.
Хотя и знаю, что некоторые люди потом про меня думают: «Он на самом деле по жизни атеист. Совершенно ничего о религии за обедом не говорит».
Биография
Родился в Москве на Сретение — 15 февраля 1963 года. В детском возрасте Андрей несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической: его отец, Вячеслав Кураев, был секретарём Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС.
В старших классах школы Андрей Кураев выпускал газету «Атеист». В 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма.
29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
В 1984 году закончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не закончил её.
В 1985 году стал секретарём в Московской Духовной Академии (МДА). Затем, осуществив давнее желание, поступил в Московскую Духовную семинарию. Но учиться там пришлось мало (до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке). Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат.
В 1988 году окончил Московскую Духовную семинарию. Тогда же выходят первые богословские публикации. Первая статья опубликована в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) под псевдонимом Андрей Пригорин. В августе 1988 года выходит первая статья под своим именем в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе, а также в «Вопросах философии».
В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута, Московский обком КПСС вынес специальное постановление «О неудовлетворительной постановке атеистического воспитания в Коломенском пединституте» и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь.
В 1988-1990 годах учился в Бухарестском Богословском институте, который он не окончил и не получил никакого диплома. 8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста был рукоположен в сан диакона.
По возвращении из Румынии, с 1990 по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия II.
Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ.
В 1992 году окончил МДА. В 1993—1996 годах — декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.
В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской Духовной Академии. До этого он также предпринимал безуспешную попытку защитить кандидатскую диссертацию в Московской Духовной Академии, но представленная работа была отклонена. В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия.
С 1997 года — профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института. С осеннего семестра 2004 года основное место работы — Московская Духовная Академия и Семинария (МДАиС).
Также заведует кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, до 2004 года — ПСТБИ) и является ассистентом-совместителем кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ .
Решением Синода от 12 марта 2002 года включён в состав редколлегии сборника «Богословские труды».
Решением Синода от 24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной Богословской комиссии.
Решением Синода от 31 марта 2009 года включён в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.
Вплоть до конца 2007 года служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем — храме Архангела Михаила в Тропарёве.
5 апреля 2009 года во время литургии в Исаакиевском соборе был возведён Патриархом Кириллом в сан протодиакона с возложением двойного ораря и камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодежью.
С 27 июля 2009 года член Синодальной богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Съёмки проходили 13-14 ноября 2007 года. Из-за технического монтажа работа над фильмом закончилась лишь через 1,5 года. Кинопоказ прошёл 11 ноября в 10.00 в Белом Зале Дома кино в рамках кинофестиваля «Радонеж»).
Библиография
- 1995 – «О вере и знании»
- 1996 – «Раннее христианство и переселение душ»
- 1996 – «О нашем поражении»
- 1997 – «Школьное богословие»
- 1997 – «Если Бог есть любовь…»
- 1997 – «Протестантам о православии»
- 1998 – «Как делают антисемитом»
- 2001 – «Дары и анафемы: что христианство принесло в мир? Размышления на пороге III тысячелетия»
- 2003 – «Взрослым о детской вере»
- 2004 – «Кино: перезагрузка богословием»
- 2004 – «Гарри Поттер»: попытка не испугаться»
- 2006 – «Почему православные такие?..»
- 2006 – «Правда и фантазии «Кода да Винчи»
- 2007 – «Когда Небо становится ближе. О чудесах и суевериях, о грехах и праздниках»
- 2009 – «Мои ошибки»
В современном мире привлечь общество к обсуждению религиозных тем, а при этом еще приобрести преданных почитателей и ярых противников, способна только яркая личность, которая по-настоящему уверена в своих действиях.
Диакон Андрей Кураев — священник РПЦ, объединивший в одном лице звания: писателя, миссионера, профессора богословия, философа и ярого критика некоторых вопросов современного восприятия религии, борца за чистоту звания священника.
Казанский скандал и увольнение из МДА
Эпатажный миссионер в прессе высветил дело о сексуальных домогательством руководства духовной семинарии в Казани, публично «вынес сор из избы», осудив действия местного митрополита, не реагирующего на жалобы семинаристов. Кураев на своем сайте рассказал о действиях бывшего проректора, с которого даже не сняли сан, а перевели в Тверскую епархию.
Андрей Кураев ведёт свой блог и читает лекции в разных городах
Местные власти и священство хотели замять скандал без привлечения полиции и прессы, но на их пути появился правдолюбец Кураев. Руководство МДА выдало приказ об увольнении несговорчивого протодиакона, но, как служитель церкви, он не отстранен от работы.
Детство и юность
В середине самого короткого зимнего месяца 1963 года в московской семье Кураевых родился сын Андрей. Если верить публикациям в СМИ, у него есть брат. Родители к религии не имели никакого отношения, даже наоборот, были от нее максимально далеки. Отец Вячеслав Иванович являлся личным секретарем видного партийного работника Петра Николаевича Федосеева, а мать Вера Трофимовна трудилась в институте философии АН.
Портрет Андрея Кураева
Известно, что в подростковом возрасте несколько лет мальчик прожил вместе со взрослыми в Праге – в Чехословакию их забросила служба. Андрей воспитывался в духе атеизма, что в советском прошлом считалось нормой. В общеобразовательном учебном заведении он даже отвечал за выпуск антирелигиозной стенгазеты, в 14 лет стал комсомольцем.
По окончании школы, оказавшись перед выбором дальнейшего образования, пошел по стопам матери, выбрав МГУ и факультет, где преподавалась философия. Ничего не предвещало того, что студент в одночасье вдруг кардинально изменит свои убеждения и представления о мире.
Однако на 3-м курсе в руки Кураева попал последний роман Федора Михайловича Достоевского о жизни семейства Карамазовых, представляющий собой настоящее хранилище глубоких мыслей и поиск ответов на вечные вопросы. После знакомства с литературным произведением приоритеты Андрея кардинально изменились – он решил принять православие.
Андрей Кураев в молодости (2-й справа) / Православие и мир
Домашние о таком смелом и непонятном в то время поступке чада не знали, но застав его за чтением Евангелия, бросились отговаривать от выбранного пути. Еще бы – если об этом узнали бы «наверху», проблемы не заставили бы себя ждать.
Что, собственно, и произошло в дальнейшем – отца сначала не пустили в зарубежную командировку, а затем и вовсе «попросили» с работы. Но больше всего взрослые переживали за будущее сына. Как оказалось, зря – Андрей с отличием окончил вуз, защитив диплом под руководством Кирилла Никонова. Затем запланировал осилить аспирантуру, но не вышло.
Подробнее о жизни и трудах священнослужителя показано в кинематографических лентах «Андрей Кураев. Прямая речь» и «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева».
Публичные заявления, вызвавшие полемику в обществе
Публичные заявления Андрея Кураева нередко вызывают резонанс в обществе. Они отличаются достаточно острой критикой сложных и острых проблем современного мироустройства, межнациональных и межрелигиозных отношений в обществе, часто связаны с табуированными темами. Часто Кураев, по мнению оппонентов, переходит допустимую черту в своих публичных заявлениях, что иногда вызывает скандалы и негативную реакцию на его слова. Критика часто раздаётся с противоположных сторон, начиная от обвинений в антисемитизме из-за отношения к празднику Пурим и заканчивая обвинениями в ереси на страницах ультраправого издания «Русский Вестник».
Высказывания о представителях официального ислама в РФ
15 августа 2007 года на имя президента России Владимира Путина было направлено Заявление мусульманской общественности России «Клерикализм — угроза национальной безопасности России» (по поводу споров о Письме 10 академиков РАН). Среди подписантов этого письма выступил Нафигулла Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман азиатской части России (Москва). Комментируя это заявление, Кураев высказался неуважительно по отношению к Нафигулле Аширову, призвав отправить его в бессрочную командировку.
Исламский культуролог Джаннат Сергей Маркус в интервью порталу Кредо.ру выступил с критикой этого заявления Кураева, сказав, что он и раньше высказывался некорректно, назвав смешанные браки русских с народами мусульманских традиций — геноцидом русского народа..
Шейх Нафигулла Аширов в интервью порталу Кредо.ру высказал мнение, что Кураев спускается до уровня личных оскорблений и дискредитирует свое учёное звание.
По сообщению некоторых СМИ, выступая с лекциями в Крыму в сентябре 2006 года, А. Кураев призвал к противодействию радикальной политике меджлиса (нелегального этнического парламента крымских татар), проведя параллели с поведением наглого подростка в мужском коллективе.,.
Как сообщает «Deyerler» AIN, по факту этих заявлений А.Кураева муфтий Крыма в интервью радиостанции «Мейдан» обвинил его в разжигании межрелигиозной розни в Крыму.
Позднее Андрей Кураев в интервью корреспонденту газеты «День за днём» отвечая на вопросы об этом происшествии сказал следующее:
Примечания[править | править код]
- КУРАЕВ АНДРЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ — Древо
- Список защищенных диссертаций 09. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
- Электронный каталог диссертацийРГБ
- Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви № 63
- Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
- http://rkpm.ru/index.php?option=content&task=view&id=74
- http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=723314
- http://www.patriarhia.ru/db/text/189616.html
- http://www.pravkniga.ru/news/3727/
- http://www.pravoslavie.ru/news/051231184447
- http://www.vesti.ru/doc.html?id=235851&cid=1
- Патриархия.ru: В Неделю Пятую Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе
- См., например, подраздел «Обсуждение книг, статей, лекций о. Андрея Кураева».
- Гомосексуалистам помогает Кураев // Русский Вестник. — 27 апреля 2006.
- http://nokuraev.narod.ru/Kuraev-Protiv-/Kuraev-Magadan2-.htm
[править] Биография
Родился 26 марта 1972 года в городе Аркадак Саратовской области. Когда Андрею было всего 4 года, его семья переехала в Кабардино-Балкарию (город Прохладный). В школьном возрасте Андрей Кураев всерьёз увлекся игрой в футбол и добился весьма значительных успехов. В составе юношеской футбольной команды Андрей много ездил по республике и участвовал во Всероссийском турнире юных футболистов «Кожаный мяч», проводившемся в Ленинграде.
Однако поворотным для Андрея стал 1987 год — именно тогда молодой человек внезапно переориентировался со спорта на музыку. В школе, где учился Кураев, создавалась музыкальная группа, и друзья пригласили юношу принять участие в коллективе в качестве бас-гитариста. Тогда же, в году, Андрей поступил в Ленинградское арктическое училище, где на третьем курсе познакомился с гитаристом Ильей Печенкиным. Печенкин пригласил Кураева принять участие в студенческом музыкальном коллективе, получившем впоследствии название «Каникулы любви». Солистом новоиспеченного коллектива был барабанщик Николай Сажин. Команда исполняла композиции в стиле рокабилли и рок-н-ролл, во многом ориентируясь на группу «Браво». Вскоре коллектив записал свою первую демо-пленку на студии во Дворце молодёжи, а ещё через некоторое время новым участником группы стал гитарист Дан Гуценко (Шувалов). К тому моменту Сажин успел покинуть коллектив, и Шувалов стал новым фронтменом группы. Именно он предложил переименовать команду в «Stunnin’ Jivesweets» и исполнять песни на английском языке. Тогда же Андрей освоил новый инструмент — контрабас.
В году Андрей Кураев начал сотрудничать с Денисом Купцовым и Константином Лимоновым — участниками группы «Spitfire». Денис и Константин регулярно выступали со «Stunnin’ Jivesweets», тогда как духовая секция «SJS» выступала в составе «Spitfire». Имя Андрея Кураева было указано на буклете дебютного альбома «Spitfire» «Night Hunting», где музыканту выражалась благодарность. В году Андрей стал полноправным участником «Spitfire».
С 2002 года Андрей — бас-гитарист группы «Ленинград» Сергея Шнурова. В период с по играл в коллективе «St. Petersburg Ska-Jazz Review». Использует бас-гитару американской фирмы Modulus.
Детство Андрея
В детском возрасте Андрей жил в Праге с родителями, которых отправили в Чехословакию по работе. В остальном детство мальчика было таким же, как у многих советских детей.
Происхождение и рождение
Родился будущий клирик 15 февраля 1963 года в Москве. Отец, Вячеслав Иванович, был философом, занимал должность Ученого секретаря секции общественных наук президиума Академии наук СССР. Мать, Вера Трофимовна, работала преподавателем в Институте философии.
Семья
Семья Кураевых была неверующей — в те времена это считалось нормой. Родители разговоров о душе и вере с мальчиком не вели. Но очарованными коммунистической идеологией они тоже не были: слушали Высоцкого, Галича, читали Александра Солженицына. Родители мечтали о карьере сына, не предполагая, какое призвание тот выберет.
Учеба в школе
Андрей рос обычным ребенком, хорошо учился. Интереса к православию у него не возникало. Будучи старшеклассником, он создал несколько выпусков стенгазеты «Атеист». Увлекался философией, часто подслушивал разговоры, рассуждения отца и приходивших в дом его друзей.
Рассказ восьмой, Как не выбирать становиться пресс-секретарем Патриарха Алексия
Так был ли у меня выбор — оставаться в аспирантуре или идти в семинарию? Со стороны это выглядело как выбор. А я просто однажды представил себе, что вот эти стены и пересуды оградят мою жизнь навсегда, если я останусь в Институте философии. И у меня случился дикий приступ тоски. Стало ясно: любой ценой, но вырваться отсюда именно туда, в семинарию.
Когда я шёл в семинарию и учился в ней, у меня не было никаких жизненных перспектив и планов. Многие однокурсники примеряли на себя служение священника, заранее покупали все необходимое: миниатюрные евхаристические наборы для причастия больных, кисточки для помазания, губки… Да-да, тогда обычная натуральная губка, которой прибираются на престоле, была дефицитом. Поэтому наиболее перспективные семинаристы ими запасались заранее: заказывали редким знакомым «выездным» паломникам, направлявшимся в Грецию.
Я же руководствовался принципом «хоть хворостиной, да в церковной ограде торчать». Планов не было. Я был ведомым. Так, не чая, не гадая, не выбирая оказался командированным в Румынию. Потом вернулся в Советский Союз — тоже не зная, что это уже навсегда. Я то приехал домой на каникулы, вещи оставил в Бухаресте и просто пустил пробный шар, сказав ректору Академии: «Владыка, вроде бы, страна другая, Патриарх другой, глава ОВЦС другой. Может быть, я уже могу вернуться из Румынии и доучиваться в Академии?». Ректор сказал: «Да, я подумаю. Восстановим вас на третьем курсе, заодно, может быть, библиотекарем оформим. Зайдите через недельку».
Я через недельку захожу, а он говорит: «Я про вас новому Патриарху сказал. Он собирает команду, ему нужны пишущие люди. Идите к нему, познакомьтесь».
То, что я оказался рядом с Патриархом, означало, что я не должен был «сдавать ЕГЭ», ничего никому не должен был доказывать. У меня получилась вполне революционная судьба, потому что годы шли революционные — именно тогда в 16 лет командуют полком. Я, будучи недоучкой, не закончив еще Академию, стал пресс-секретарем Патриарха и его спичрайтером.
Успенский собор Кремля, 1990 год. Слева от Патриарха Алексия II — председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов, референт Патриарха Андрей Кураев, первый зампредседателя Моссовета Сергей Станкевич (на заднем плане). Слева — предстоятель румынской православной церкви патриарх Феоктист. Фото из личного архива протодиакона Андрея Кураева
Сегодня если студент или свежеиспеченный выпускник Академии начнёт пробовать свои силы, ему предстоит множество барьеров: цензура прихожан, настоятеля, благочинного, секретаря епархии, своего епископа. Все на него косятся, все не доверяют его молодости и его активизму. И каждый в его активности чувствует какой-то упрёк себе. А уж если он начнет давать интервью светским изданиям…
То есть сегодня такая судьба, я думаю, была бы невозможна. Но тогда раз Патриарх сразу взял меня именно с этими функциями, то для епископата стало понятно: наш человек, пусть работает.
Примечания[править]
- КУРАЕВ АНДРЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ — Древо
- Список защищенных диссертаций 09. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
- Электронный каталог диссертацийРГБ
- Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви № 63
- Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
- https://rkpm.ru/index.php?option=content&task=view&id=74
- https://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=723314
- https://www.patriarhia.ru/db/text/189616.html
- https://www.pravkniga.ru/news/3727/
- https://www.pravoslavie.ru/news/051231184447
- https://www.vesti.ru/doc.html?id=235851&cid=1
- Патриархия.ru: В Неделю Пятую Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе
- См., например, подраздел «Обсуждение книг, статей, лекций о. Андрея Кураева».
- Гомосексуалистам помогает Кураев // Русский Вестник. — 27 апреля 2006.
- https://nokuraev.narod.ru/Kuraev-Protiv-/Kuraev-Magadan2-.htm
Патриарх запретил Кураеву служить в церкви из-за «оскорблений» в блоге
Протодиакона запретили в служении вплоть до рассмотрения его дела церковным судом
Андрей Кураев (Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости)
Глава Русской православной церкви (РПЦ), патриарх Кирилл подписал указ о запрете протодиакону Андрею Кураеву совершать священнодействия.
«Вы запрещаетесь в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом», — говорится в указе, опубликованном на сайте Московской городской епархии.
Video
Причиной вынесения такого решения в указе названо то, что Кураев «публично оскорблял память» умершего недавно после заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина.
Патриарх установил в РПЦ ответственность за нарушение мер по коронавирусу Общество
В своем блоге, в сообщении от 21 апреля, посвященном смерти Агейкина, Кураев назвал покойного «тупым карьеристом, сделавшим карьеру в сфере вип-сервиса». Он также заявил, что Агейкин стал первым за полвека настоятелем Елоховского собора, кто вместе с этой должностью не получил титул протопресвитера. «Это ровным счетом ничего не говорит о нем, но лишь о мелких реформах патриарха Кирилла», — добавил Кураев
«Я обращал внимание семинаристов, что эпидемия освободит много мест», — отметил он
В патриаршем указе поведение Кураева названо «безнравственным» и «особенно циничным», отмечается, что оно «вызвало возмущение» архиереев, клириков и паствы РПЦ. Патриарх также отметил, что ранее ему также поступали жалобы на поступки Кураева. Теперь по всем жалобам Кураеву предстоит ответить перед епархиальным церковным судом.
«По закону. И по совести», — прокомментировал указ патриарха в своем Telegram-канале глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
В Москве умер настоятель храма в Крылатском Общество
В соответствии с утвержденным в 2014 году Священным синодом положением, запрещение в служении может быть снято с клирика указом правящего архиерея досрочно («если клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания»), либо продлено («если клирик пребывает нераскаянным»).
В случае «упорного нераскаяния» может быть поднят вопрос о снятии с клирика сана.
В свою очередь сам Кураев заявил РБК, что сегодня более значимым событием чем запрет в служении, является смерть настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерея Георгия Бреева, который находился в больнице и двусторонней пневмонией и был подключен к аппарату ИВЛ. «Замечательный, светлый, добрый священник. Когда-то, 35 лет назад, именно он дал мне рекомендацию в семинарию. Сегодня я ещё раз осиротел, мои мысли только об этом», — добавил он.
Андрей Кураев — автор ряда трудов по православному богословию и религиозной философии. В своих выступлениях он нередко критиковал руководство РПЦ. Например, он называл «постыдной» позицию патриарха по фильму «Матильда».
Словесные баталии с Лолитой Милявской
Чем же еще отличился работник РПЦ? Андрей Кураев также отличился еще и тем, что после рождения у Филиппа Киркорова дочери от суррогатной матери он потребовал отлучить народного артиста России от церкви. Духовник, описывая свое видение ситуации, объяснил, что суть данного вопроса не в суррогатном материнстве как таковом и не в позиции Церкви по данной ситуации, а основной момент заключается в вопросе достоинства человека. Проще говоря, если ты покупаешь или продаешь ребенка, то будь готов к тому, что через некоторое время и тебя точно также смогут либо продать, либо выкупить.
Свое мнение Кураев рьяно отстаивал в рамках телевизионной программы под названием «Поединок» 26 апреля 2012 года, где ему оппонировала Лолита Милявская. Кстати, справедливости ради стоит отметить, что победителем в этом споре оказался именно представитель православной церкви.