Алексий (ридигер)
Содержание:
Служение Патриарха Алексия Второго
Цель Патриаршего служения новый Предстоятель РПЦ видит в объединении всех славянских церквей и широком общественном служении.
Его святейшее служение началось с обретения мощей и перенос их на новое место святых:
- Серафима Саровского;
- святителя Иоасафа Белгородского;
- Патриарха Тихона:
- святителя Филарета Московского;
- преподобного Максима Грека;
- святителя Александра Свирского.
С благословением на Патриарший престол Алексия Второго Православная Церковь вступила в новый период своего развития. Деятельность Святейшего Патриарха затрагивает все сферы жизни в России и постсоветском пространстве. Он участвует в подготовке встречи нового тысячелетия и 2000-летия христианства, проводит конференции и миротворческие форумы.
Служение Алексия ІІ в храме Христа Спасителя, Москва
Помимо посещения церкви и монастыри в русской епархии и за границей, Святейший Алексий ІІ возглавляет выпуск «Православной энциклопедии», благотворительный фонд примирения и согласия, участвует в попечительном совете военного фонда.
Многие страны мира публикуют его работы на самые разнообразные темы, как богословские, так исторические и миротворческие.
Пять раз он был председателем заседания Священного синода. В открытии духовных семинарий, академий, церковноприходских школ Патриарх видел необходимость формирования нового поколения священнослужителей для укрепления православной веры на Руси.
Важно! Придерживаясь принципа невмешательства власти и Церкви, патриарх выступал за новые взаимоотношения между ними на основах душеспасительства. Благодаря кропотливой работе Святейшего Алексия Второго Церкви вернули возможность проводить благотворительную работу, помогая нищим и малоимущим, открывать больницы и приюты
Множество монастырей приобрели статус национальных памятников, что дало им право начать новую жизнь
Благодаря кропотливой работе Святейшего Алексия Второго Церкви вернули возможность проводить благотворительную работу, помогая нищим и малоимущим, открывать больницы и приюты. Множество монастырей приобрели статус национальных памятников, что дало им право начать новую жизнь.
Патриарх Алексий на государственном уровне доказывал, что невозможно возрождение нравственности вне Церкви, и духовная культура может возрастать в тесном сотрудничестве со светской. Как миротворец, святой отец едет на Балканы и Северный Кавказ, его видят на Ближнем Востоке и Южной Осетии. Возникают новые епархии и центры духовного руководства, в отдаленные районы приходит оживленная церковная жизнь.
Трудно найти сферу человеческой и церковной деятельности, в которой не оставил бы своего наследия Светлейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, сохранивший до конца своих дней простоту, терпение, смирение и доступность для всех людей.
Сообщение о кончине
За час до полудня, 5 декабря 2008 года, глава пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский объявил о скоропостижной кончине патриарха. Местом исхода Владыки стала собственная резиденция, неподалёку от посёлка Переделкино. По заявлению обслуживающего персонала, Алексий II проследовал в ванную комнату для умывания около 7 утра. Ближе к 8:00 патриарх не вышел к заказному завтраку.
Обеспокоенные служащие направились с проверкой в покои Его Святейшества, но застали двери в спальне закрытыми. В ходе осмотра покоев через уличные окна обнаружилось, что старец, вероятнее всего, находится в ванной комнате. На предложения о помощи Алексий не отвечает.
Незамедлительно была вызвана охрана, сотрудникам которой удалось выломать дверь. Владыку обнаружили лежащим на полу ванной комнаты. Тело уже остывало. Прибывшим медикам ничего не оставалось, как констатировать смерть патриарха от инфаркта.
Сообщение о кончине
За час до полудня, 5 декабря 2008 года, глава пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский объявил о скоропостижной кончине патриарха. Местом исхода Владыки стала собственная резиденция, неподалёку от посёлка Переделкино. По заявлению обслуживающего персонала, Алексий II проследовал в ванную комнату для умывания около 7 утра. Ближе к 8:00 патриарх не вышел к заказному завтраку.
Обеспокоенные служащие направились с проверкой в покои Его Святейшества, но застали двери в спальне закрытыми. В ходе осмотра покоев через уличные окна обнаружилось, что старец, вероятнее всего, находится в ванной комнате. На предложения о помощи Алексий не отвечает.
Незамедлительно была вызвана охрана, сотрудникам которой удалось выломать дверь. Владыку обнаружили лежащим на полу ванной комнаты. Тело уже остывало. Прибывшим медикам ничего не оставалось, как констатировать смерть патриарха от инфаркта.
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
Для каждого из нас, верующих, православных людей кончина Святейшего стала большой личной потерей. Не случайно в потоке публикаций, воспоминаний о Патриархе рефреном звучали слова: “Мы осиротели”. Но в то же время нет никакого сомнения, что смерть Патриарха стала одним из самых заметных, самых значимых событий за последние годы в жизни всей нашей страны — страны, в которой, как известно, Церковь отделена от государства и атеизм, несколько завуалированный и видоизменённый, остаётся основной идеологией.
Почему так произошло? Можно без малейшего преувеличения говорить об исторических заслугах Патриарха Алексия. Всё это — подлинная правда, подтверждённая объективными данными, впечатляющей статистикой: количество открытых за 18 лет храмов, монастырей, духовных школ… Но есть и ещё одна причина — самая важная. Она не вписывается в рамки отчётов, её никогда не признают светские публицисты, аналитики, историки… Истина заключается в том, что мы видели действие Духа Божия, духовных законов: в жизни конкретного человека — нашего Патриарха — и всей нашей Церкви. Главным в его жизни было его служение и молитва, внутренняя, сокровенная жизнь, которую мир не понимает и не замечает. А видимый итог этой жизни — всё то, о чём говорили по кончине Святейшего Патриарха.
За два десятилетия огромное количество политических деятелей ушло в тень, порой — в небытиё. И не было ни одного человека, который сохранил бы своё лидерство все эти годы (до распада великой державы, и во время этого распада, и после). Не было за этот период ни одного лидера, деятельность которого оценивалась бы как благо без всяких оговорок, с какой позиции её ни рассматривай. Не было человека, который бы оставил по себе столь же добрую память и попрощаться с которым стремилось бы столь же большое количество наших соотечественников.
Кончина Святейшего Патриарха стала такой шокирующей неожиданной именно потому, что для множества людей он был тем Предстоятелем, при котором Церковь вернулась в мир. При нём большинство из наших прихожан и даже клириков вошли в Церковь, родились и выросли во Христе. В этом — его заслуга, сознаём мы это сейчас или нет. И он действительно был Великим Господином и Отцом, как именует его Церковь за богослужением, для всех нас — от архиереев до мирян. И та сыновняя скорбь, которую все мы почувствовали при известии о его кончине, стала ответом на его поистине отцовскую первосвятительскую молитву, которой он молился за свою паству.
Молодые священнослужители и архиереи, и я в том числе, всегда удивлялись, как мог этот немощный, даже смертельно больной человек все эти годы нести своё служение: делать всё, что он делал, как мог он так часто совершать богослужения? А когда его спрашивали, не тяжело ли ему служить, он всегда с улыбкой отвечал, что только на службах и отдыхает…
Есть понятия, которые считаются основополагающими для правильной духовной жизни христианина. Это своего рода аксиомы, но как часто они кажутся нам такими трудновыполнимыми! Мы оправдываемся, что живём в очень сложном мире, в котором налицо оскудение духа, оскудение веры, угашение христианской ревности… Всё так, не зря же со скорбью сказал Господь: Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк 18:8).
Но теперь очень сложно было бы оправдываться: мы видели пример жизни Святейшего Патриарха. Этот пример в том, что самоотверженное служение на благо Церкви и сегодня, в этом мире, возможно; что если человек живёт верой и молитвой, возлагая всё своё упование на Бога, его надежды не будут посрамлены, Господь благословит его труды. Вот почему на наших глазах из маленького зерна, чудом сохранившегося, возродилась и выросла наша Церковь. Совершилось нечто невозможное по человеческим меркам, но вполне объяснимое апостольскими словами: здесь действовала сила Божия, которая совершается в немощи человеческой (ср. 2 Кор 12:9).
Вот почему похороны Святейшего Патриарха превратились в настоящее торжество Православия. Сотни тысяч людей шли в храм Христа Спасителя, а затем в Богоявленский собор, стояли вдоль дороги, по которой двигался погребальный кортеж. Они готовы были провести по пять-восемь часов под проливным дождём, на холоде, чтобы поклониться памяти Святейшего Патриарха, а это говорит о том, что все они испытывали к нему глубоко личные чувства любви и признательности.
Во главе церкви
Не все одинаково оценивают период РПЦ, когда ей руководил Алексий II (длился он 18 лет).
- Стал редко созываться Поместный собор.
- Церковь стала претендовать на «каноническую территорию».
- Возросло количество храмов, монастырей, поставлялось много духовенства, но количество прихожан росло не так быстро.
- Выросло влияние экуменизма, что резко критиковалось частью духовенства.
- В то же время обострились отношения с Римом и Константинополем.
Неоднозначную реакцию вызывали в мире речи Патриарха Алексия, хотя они и были направлены на сохранение традиционных нравственных ценностей нашей страны. Например, на Совете Европы предстоятель РПЦ заявил, что гомосексуализм является болезнью, которую необходимо лечить, а падение морали может вызвать гибель цивилизации.
Литература
- Никитин В.А. Святейший Патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию. М.: Астрель: Русь-Олимп, 2009 год
- ЖМП. 1961, № 9, с. 4; № 10, с. 11.
- -«-, 1962, № 2, с. 23.
- -«-, 1964, № 5, с. 14, № 8, с. 1
- -«-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5; № 6, с. 2.
- -«-, 1966, № 2, с. 34; № 5, с. 4; № 10, с. 17, 18.
- -«-, 1967, № 4, с. 3; № 5, с. 37; № 7, с. 26, 39-40; № 9, с. 1, 7; № 10, с. 3; № 12, 3, 21.
- -«-, 1968, № 2, с. 15, № 3, с. 3, 14; № 7, с. 23; № 9, с. 12; № 11, с. 32; № 12, с. 17, 37.
- -«-, 1969, № 4, с. 6; № 8, с. 1; № 9, с. 5; № 11, с. 22.
- -«-, 1970, № 1, с. 18; № 2, с. 43; № 3, с. 26; № 6, с. 11-32; № 7, с. 11; № 10, с. 16, 55-59; № 11, с. 4,5; № 12, с. 30.
- -«-, 1971, № 2, с. 16; № 3, с. 16; № 4, с. 3; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 10, с. 28; № 11, с. 2, 13, 15; № 12, с. 40.
- -«-, 1972, № 1, с. 23; № 3, с. 3, 45; № 5, с. 17; № 7, с. 33; № 9, с. 24, 30, 33; № 10, с. 2; № 12, с. 7, 12, 17, 24.
- -«-, 1973, № 1, с. 35, 65; № 3, с. 25; № 5, с. 5; № 11, с. 9.
- -«-, 1974, № 1, с. 27; № 2, с. 11, 40; № 5, с. 4, № 9, с. 9; № 11, с. 9, 23.
- -«-, 1975, № 1, с. 30, 34; № 2, с. 3; № 3, с. 20; № 6, с. 13; № 10, с. 22; № 12, с. 9.
- -«-, 1976, № 1, с. 16; № 2, с. 12; № 3, с. 12, 20; № 9, с. 5; № 12, с. 10.
- -«-, 1977, № 2, с. 23, 67; № 3, с. 7; № 4, с. 22; № 5, с. 4; № 10, с. 9; № 11, с. 3; № 12, с. 3.
- -«-, 1978, № 1, с. 28, 34, 36; № 2, с. 7; № 6, с. 23; № 7, с. 62; № 10, с. 7; № 11, с. 4; № 12, с. 10, 22.
- -«-, 1979, № 1, с. 9; № 3, с. 21,22; № 5, с. 7, 11, 12; № 6, с. 2, 45; № 8, с. 38, 53; № 9, с. 8, 24, 50; № 10, с. 24, 25, 26; № 11, с. 14; № 12, с. 3, 6, 57.
- -«-, 1980, № 1, с. 8, 45; № 3, с. 4; № 5, с. 7, 17; № 8, с. 24-25; № 9, с. 9-10, 12, 34, 42; № 10, с. 2-3, 21-22; № 11, с. 8, 12, 56; № 12, с. 8, 28, 58.
- -«-, 1981, № 1, с. 59-60; № 2, с. 4, 8, 13; № 3, с. 3; № 4, с. 55; № 5, с. 6, 15, 33; № 7, с. 63; № 8, с. 36; № 9 , с. 6, 48; № 11, с. 62; № 12, с. 3, 6.
- -«-, 1982, № 1, с. 9, 59, 61; № 2, с. 5, 7, 55; № 3, с. 3, 17; № 5, с. 6, 59; № 7, с. 10, 33, 51, 59; № 8, с. 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3; № 10, с. 35; № 12, с. 4, 7, 39, 109,124,129.
- -«-, 1983, № 1, с. 9, 11, 68; № 2, с. 5, 44, 47; № 3, с. 26; № 4, с. 9, 45, 58; № 5, с. 7, 24, 27, 68; № 7, с. 14, 57-58; № 8, с. 5, 31; № 9, с. 5, 17, 21; № 10, с. 17, 22; № 11, с. 18, 21; № 12, с. 8-11.
- -«-, 1984, № 2, с. 4; № 3, с. 49; № 4, с. 5, 14, 53; № 5, с. 7-8, 11, 54; № 6, с. 3, 6; № 7, с. 49, 52; № 8, с. 6, 19, 61, 63; № 9, с. 6, 8, 62; № 10, с. 4, 10, 13, 17, 42; № 11, с. 5, 51; № 12, с. 3.
- -«-, 1985, № 1, с. 46, 58; № 2, с. 8; № 3, с. 60; № 4, с. 5-6, 20; № 5, с. 6, 24, 58; № 6, с. 65; № 8, с. 2, 7, 64; № 9, с. 9, 91; № 10, с. 9, 12-13, 52; № 11, с. 28, 85; № 12, с. 41, 43, 10.
- -«-, 1986, № 1, с. 23; № 11, с. 2-3, 8-9.
- -«-, 1988, № 10, с. 7.
- -«-, 1989, № 6, с. 5.
Литература
- Никитин В.А. Святейший Патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию. М.: Астрель: Русь-Олимп, 2009 год
- ЖМП. 1961, № 9, с. 4; № 10, с. 11.
- -«-, 1962, № 2, с. 23.
- -«-, 1964, № 5, с. 14, № 8, с. 1
- -«-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5; № 6, с. 2.
- -«-, 1966, № 2, с. 34; № 5, с. 4; № 10, с. 17, 18.
- -«-, 1967, № 4, с. 3; № 5, с. 37; № 7, с. 26, 39-40; № 9, с. 1, 7; № 10, с. 3; № 12, 3, 21.
- -«-, 1968, № 2, с. 15, № 3, с. 3, 14; № 7, с. 23; № 9, с. 12; № 11, с. 32; № 12, с. 17, 37.
- -«-, 1969, № 4, с. 6; № 8, с. 1; № 9, с. 5; № 11, с. 22.
- -«-, 1970, № 1, с. 18; № 2, с. 43; № 3, с. 26; № 6, с. 11-32; № 7, с. 11; № 10, с. 16, 55-59; № 11, с. 4,5; № 12, с. 30.
- -«-, 1971, № 2, с. 16; № 3, с. 16; № 4, с. 3; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 10, с. 28; № 11, с. 2, 13, 15; № 12, с. 40.
- -«-, 1972, № 1, с. 23; № 3, с. 3, 45; № 5, с. 17; № 7, с. 33; № 9, с. 24, 30, 33; № 10, с. 2; № 12, с. 7, 12, 17, 24.
- -«-, 1973, № 1, с. 35, 65; № 3, с. 25; № 5, с. 5; № 11, с. 9.
- -«-, 1974, № 1, с. 27; № 2, с. 11, 40; № 5, с. 4, № 9, с. 9; № 11, с. 9, 23.
- -«-, 1975, № 1, с. 30, 34; № 2, с. 3; № 3, с. 20; № 6, с. 13; № 10, с. 22; № 12, с. 9.
- -«-, 1976, № 1, с. 16; № 2, с. 12; № 3, с. 12, 20; № 9, с. 5; № 12, с. 10.
- -«-, 1977, № 2, с. 23, 67; № 3, с. 7; № 4, с. 22; № 5, с. 4; № 10, с. 9; № 11, с. 3; № 12, с. 3.
- -«-, 1978, № 1, с. 28, 34, 36; № 2, с. 7; № 6, с. 23; № 7, с. 62; № 10, с. 7; № 11, с. 4; № 12, с. 10, 22.
- -«-, 1979, № 1, с. 9; № 3, с. 21,22; № 5, с. 7, 11, 12; № 6, с. 2, 45; № 8, с. 38, 53; № 9, с. 8, 24, 50; № 10, с. 24, 25, 26; № 11, с. 14; № 12, с. 3, 6, 57.
- -«-, 1980, № 1, с. 8, 45; № 3, с. 4; № 5, с. 7, 17; № 8, с. 24-25; № 9, с. 9-10, 12, 34, 42; № 10, с. 2-3, 21-22; № 11, с. 8, 12, 56; № 12, с. 8, 28, 58.
- -«-, 1981, № 1, с. 59-60; № 2, с. 4, 8, 13; № 3, с. 3; № 4, с. 55; № 5, с. 6, 15, 33; № 7, с. 63; № 8, с. 36; № 9 , с. 6, 48; № 11, с. 62; № 12, с. 3, 6.
- -«-, 1982, № 1, с. 9, 59, 61; № 2, с. 5, 7, 55; № 3, с. 3, 17; № 5, с. 6, 59; № 7, с. 10, 33, 51, 59; № 8, с. 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3; № 10, с. 35; № 12, с. 4, 7, 39, 109,124,129.
- -«-, 1983, № 1, с. 9, 11, 68; № 2, с. 5, 44, 47; № 3, с. 26; № 4, с. 9, 45, 58; № 5, с. 7, 24, 27, 68; № 7, с. 14, 57-58; № 8, с. 5, 31; № 9, с. 5, 17, 21; № 10, с. 17, 22; № 11, с. 18, 21; № 12, с. 8-11.
- -«-, 1984, № 2, с. 4; № 3, с. 49; № 4, с. 5, 14, 53; № 5, с. 7-8, 11, 54; № 6, с. 3, 6; № 7, с. 49, 52; № 8, с. 6, 19, 61, 63; № 9, с. 6, 8, 62; № 10, с. 4, 10, 13, 17, 42; № 11, с. 5, 51; № 12, с. 3.
- -«-, 1985, № 1, с. 46, 58; № 2, с. 8; № 3, с. 60; № 4, с. 5-6, 20; № 5, с. 6, 24, 58; № 6, с. 65; № 8, с. 2, 7, 64; № 9, с. 9, 91; № 10, с. 9, 12-13, 52; № 11, с. 28, 85; № 12, с. 41, 43, 10.
- -«-, 1986, № 1, с. 23; № 11, с. 2-3, 8-9.
- -«-, 1988, № 10, с. 7.
- -«-, 1989, № 6, с. 5.
Образование и военная служба[править | править код]
Начальное образование получил дома. С до гг. обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.
В 1891 г. был переведён в аристократическое учебное заведение — Катковский лицей (с г. Императорский лицей памяти Цесаревича Николая), который окончил в г.
В 1896 г. поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение Комбатанты и некомбатанты во время войны.
В — гг. находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.
В 1900 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в г. со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий); инспектором Академии был архимандрит Евдоким (Мещерский).
Прощание
На следующий день тело Алексия было доставлено в Храм Христа Спасителя. По окончании Всенощного бдения в воскресенье, стартовала масштабная церемония прощания с телом патриарха, продлилась она до 9 декабря. Все эти несколько суток двери храма были открыты для публики, и всё это время в храме непрерывно длилась заупокойная служба и чтение Евангелия. По официальным данным, проститься с Патриархом Московским и всея Руси в те дни пришли более ста тысяч верующих.
На период между погребением прежнего патриарха и выборами следующего в РПЦ принято назначать местоблюстителя – т.е. временно исполняющего обязанности патриарха. В данном случае таким местоблюстителем стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В обязанности местоблюстителя, помимо прочего входят организация и проведение погребения предыдущего патриарха. Кирилл возглавил специальную комиссию, которая приняла решение отпевать покойного Алексия II 9 декабря в храме Христа Спасителя, а погребение осуществить в московском Богоявленском кафедральном соборе.
Незадолго до этого, 7 декабря, тогдашний президент РФ Д. А. Медведев выпустил указ «Об организационных мероприятиях в связи с кончиной Патриарха Московского и всея Руси Алексия II». Суть указа заключалась в том, что учреждения культуры и телерадиовещательные компании должны были временно перенести все развлекательные мероприятия, однако при этом траур на государственном уровне объявлен не был. Также от телерадиовещательных предприятий требовалось обеспечить информационную поддержку и освещение в СМИ мероприятий, связанных с прощанием с Алексием II.
Личная жизнь
Данилов монастырь , резиденция Патриарха и Священного Синода
Он женился на Вере Алексеевой, дочери таллиннского священника Георгия Алексеева, впоследствии епископа Таллинна и архиепископа Горького, 11 апреля 1950 года, во вторник Светлой седмицы, когда браки обычно запрещены по церковной традиции; однако было дано митрополитом Ленинградским Григорием по просьбе епископа Таллинского Романа и отцов жениха и невесты (оба были священниками и вместе сослужили брак). Московские новости утверждали, что согласно доносу, написанному священником-инспектором Парийским в Ленинградский совет по делам религий, брак был ускорен для того, чтобы Ридигер стал диаконом и не был призван в ряды советских военных (брак невозможен после рукоположение в православие). Вплоть до 1950 года семинаристам была предоставлена отсрочка от призыва, но в 1950 году это было изменено, и только духовенство было освобождено. По причинам, которые остались личными, они развелись менее чем через год.
Особняк Патриарха располагался в селе Лукино (недалеко от Переделкино ), ныне западном пригороде Москвы; Он включает в себя церковь XVII века, музей и просторный трехэтажный дом, построенный в конце 1990-х годов. Согласно интервью Патриарха в мае 2005 года на территории резиденции, все домашние дела берут на себя монахини из Пюхтицкого монастыря .
В центре Москвы находилась и рабочая резиденция — городской особняк XIX века, переданный Патриархату по указу Сталина в сентябре 1943 года. Обе резиденции одновременно служили жилыми помещениями и Патриаршим кабинетом. Он передвигался на броневике и с января 2000 года находился под защитой федеральных агентов ( ФСО ).
Формальная резиденция (нечасто используемая для некоторых официальных функций) находится в московском Даниловом монастыре — двухэтажном советском здании, построенном в 1980-х годах.
Он умер 5 декабря 2008 г. от сердечной недостаточности в возрасте 79 лет. Он умер за 80 дней до своего 80-летия (23 февраля 1929 г. — 5 декабря 2008 г.), будучи всего на один день старше на момент смерти, чем предыдущий российский патриарх, который умер. 81 день до его 80-летия (23 июля 1910 — 3 мая 1990)
Основные сведения из биографии
С 15 до 16 лет парень работал иподиаконом, то есть церковнослужителем, архиепископа Нарвского Павла.
В 16 лет он перешёл на службу с Валаамского храма в Александро-Невский собор, где год служил алтарником и ризничим.
В 1946 году семнадцатилетний церковнослужитель в связи с переездом снова устроился работать в другой храм. Теперь им стал Семёновский храм. В нём Алексий, как и в прошлом, проработал год, только теперь в сане псаломщика.
В этом же сане с 1947 года церковнослужитель работал в Казанской церкви.
В 17 лет Алексий II сдал экзамен в Ленинградскую духовную семинарию, но не смог начать там обучение, так как являлся несовершеннолетним. Алексий был принят в семинарию только через год, в 1947. Церковнослужитель проучился в семинарии три года вместо пяти, потому что при поступлении пропустил первые два класса и попал сразу в третий.
В 1949 году парень поступил в Духовную академию, расположенную в городе Ленинград.
В 1950 году, в возрасте 21 года, Алексий II был посвящён в сан пресвитера и начал служить в Богоявленском храме, где и продолжал работать на протяжении всей учёбы в академии.
В 1953 году Ридигер окончил академию и получил звание кандидата богословия.
В возрасте 28 лет Алексий II перевёлся со службы в Богоявленском храме на службу в Успенский Собор, находящийся в Эстонии. Спустя год службы в этом храме священник получил сан протоиерея.
В 1961 году, в возрасте 32 лет, священнослужитель постригся в монахи. Решение о переходе из белого духовенства в чёрное Алексий принял ещё в 1959 году, сразу после смерти своей матери. Спустя полгода после принятия монашества Алексий был возведён в сан архимандрита.
На протяжении 70-ых годов XX века церковнослужитель сотрудничал с органами КГБ (Комитета государственной безопасности) для того, чтобы, как он сам утверждал, «спасти православие». В этот период Алексий успел сделать многое. Он положительно высказался о лишении Солженицына гражданства Советского Союза и основал общество под названием «Родина», которое служило прикрытием для основной деятельности церковнослужителя и его сторонников. Также в 70-ые годы священнослужитель являлся тайным агентом, о чём свидетельствует сходство биографических сведений Алексия II и агента Дроздова, информация о котором была добыта из секретных материалов Комитета госбезопасности. Однако с этим мнением не все исследователи могут согласиться, и вопрос о сотрудничестве будущего патриарха с КГБ и целях подобного сотрудничества до сих пор остаётся открытым.
Помимо церковной деятельности Алексий II также занимался политической деятельностью: в 1989 году будущий патриарх стал народным депутатом Советского Союза.
В 1990 году митрополит был избран на должность патриарха Московского путём проведения голосования между членами Поместного собора.
В 1996 году патриарх Московский и всея Руси принял участие в инаугурации Бориса Николаевича Ельцина.
Через год, в связи с открытием сайта патриархии города Москвы в сети Интернет, Алексий Михайлович направил приветствие пользователям сайта
В данном обращении говорилось о том, почему важно в современности служителям церкви осваивать пространство Интернета
Весной 2008 года патриарх направил обращение Дмитрию Медведеву, победившему на выборах в президенты Российской Федерации. В этом обращении содержались развёрнутое поздравление Медведева с победой, а также благодарность Владимиру Владимировичу Путину за внесённый вклад в судьбу страны.
В мае того же года патриарх Алексий II осуществил священный молебен в связи с вступлением Дмитрия Анатольевича Медведева на должность президента Российской Федерации.
В ноябре 2008 года митрополит присутствовал на встрече с делегатами патриархии из Грузии
Встреча была организована в Москве после урегулирования политического конфликта между Россией и Грузией.
В 2008 году патриарх провёл своё последнее богослужение, после которого (в ночь с 4 на 5 декабря) умер. Долгое время многие известные личности, журналисты, церковнослужители и обычные люди выстраивали собственные предположения о причинах смерти церковнослужителя. Точные обстоятельства смерти экспертами выяснялись целый год, и, наконец, в сентябре 2009 года было сообщено, что причиной смерти митрополита стал удар затылком в туалете.