Игнатий (брянчанинов)

Житие святого

Святой Игнатий Брянчанинов — святитель девятнадцатого века, названный красой иночества. Его биография составлена благодаря воспоминаниям и письмам родных и учеников, они до конца жизни подвижника сохранили верность святителю, живя с ним в уединении, которое даровал Николо-Бабаевский монастырь.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Много материала представил схимонах Сергиевой пустыни Михаил Чихачев, с которым Брянчанинов начал путь иночества, вместе они прошли трудную дорогу до обретения епископства через самоотверженность ради познания и исповедания Божьих заповедей.

Это интересно: Биография архимандрита Антонина Капустина: рассматриваем досконально

Годы учебы

Несмотря на то что инженерная профессия не привлекала молодого человека, он прошел курс обучения, проявив и при этом свои таланты, став лучшим студентом.

О его таланте и достижениях заговорили в окружении царя.

  • Профессора и преподаватели восхищались редкими умственными способностями кадета, особое уважение вызывала у студентов и преподавательского состава нравственность Брянчанинова, главы общества «Святость и честь».
  • Император Николай Первый с удовольствием проводил время в беседах с молодым дарованием, привлекая к ним императрицу и детей.
  • Будучи еще кадетом, Брянчанинов, дворянин по происхождению, благодаря родственным связям и воспитанию был принят в самых богатых домах. Его поэтический дар и умение декламировать ввели будущего святителя в окружение А.Оленина, наряду с А.Пушкиным. И. Крыловым, К. Батюшковым и другими выдающимися людьми того времени.
  • Аскетические произведения будущего архимандрита Ставропольского и Кавказского наполнены лирическим колоритом, приобретенным чтением произведений таких гениев поэзии, как Карамзин и Жуковский.

    Книги Игнатия Брянчанинова

  • В 1824 году Димитрий стал инженером-прапорщиком, но при этом он ни в физике, ни в философии не нашел ответы на волнующие его вопросы о сотворении мира.
  • Писания Валаамских монахов, учения Паисия Афонского поразили юношу глубиной и откровением Божьего послания.

Интересно! Встреча старца Леонида, беседы с ним при посещении Александро-Невской Лавры меняют жизненные планы молодого Брянчанинова, он решает уйти в монастырь, но снова вмешивается отец.

2 года лучший студент училища находится под надзором. В возрасте 19 лет Димитрий, окончив военное училище, сразу стал просить об отставке, которую не приняли.

По проведению Божьему или по стечению обстоятельств молодой инженер заболевает туберкулезом. Вердикт врачей ставит крест на мечтах о монашестве, Димитрий отправляется служить в крепость Динабург, стоящей на реке Двина, отказавшись уехать на юг России, где теплый благоприятный климат. Отслужив положенное время инженером, Димитрий уходит в монастырь.

Это интересно: Биография Свенцицкого Валентина — советы эксперта

Юность Дмитрия

Когда Диме исполнилось пятнадцать лет, родители отвезли его в инженерное училище в Санкт-Петербурге. Отец хотел, чтобы сын стал военным инженером. Дима не смел ослушаться отца. Благодаря своим высоким умственным способностям он сдал все экзамены на «отлично», и поступил сразу на второй курс. Но мысль о монашестве не покидала его. Он ждал удобного времени, чтобы осуществить свою мечту.

Учился юноша очень хорошо. За успехи он даже был представлен князю Николаю Павловичу, генералу инженерных войск. Через два года Дмитрий получил чин прапорщика. Благодаря своим способностям и происхождению, молодой человек блистал «в высшем свете». У него был хороший ораторский дар

Многие с вниманием его слушали

Юноша познакомился с талантливыми людьми того века: композитором Глинкой, поэтами – Пушкиным, Крыловым, Жуковским и др. У него были все данные сделать хорошую карьеру и блистать в свете, но его по-прежнему занимала мысль о служении Богу.

Поэтому на летние каникулы Дмитрий уезжал в монастыри: Александро-Невскую Лавру, Валаам. Там он познакомился со старцем Леонидом и утвердился в желании уйти от мира. Родители, узнав об этом, велели установить над сыном строгий надзор.

После окончания училища Дмитрий подал прошение об отставке, которое было отвергнуто. В это время у него нашли туберкулез. В таком состоянии здоровья речи не было о монашестве. Поэтому ему советовали уехать служить в теплый климат. Его направили на службу в крепость Динабург на Западной Двине.

Избранная библиография

Портрет из 1-го тома «Аскетических опытов», 1886

  • Валаамский монастырь . — CПб., 1847, 1856.
  • Чаша христова. — CПб., 1862
  • Слово о смерти, составленное Игнатием, бывшим епископом Кавказским и Черноморским, ныне пребывающим на покое в Николаевском Бабаевском общежительном монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1862
  • Слово о спасении и о христианском совершенстве, составленное Игнатием, епископом, бывшим Кавказским и Черноморским, ныне жительствующем на покое в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1863
  • Поучения Игнатия епископа, бывшего Кавказского и Черноморского, ныне жительствующего на покое в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1863
  • Слово о чувственном и о духовном видении духов и совещание души с умом. — CПб., 1863
  • Прибавление к Слову о смерти : взгляд на мнение западных о духах, аде и рае, и особо доп. свидетельства (цитаты) о местонахождении ада и рая. — CПб., 1864
  • Судьбы Божии: Предсмертное творение еп. Игнатия (Брянчанинова). — CПб., 1867
  • О молитве Иисусовой: Беседа между старцем и учеником его. — CПб., 1867
  • О монашестве : разговор между православ. христианами, мирянином и монахом. — Ярославль, 1869
  • Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием: «Предисловие» к первому тому аскет. опытов. — CПб., 1870
  • О чудесах и знамениях : из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870
  • Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное: Соч. другом для друга и для брата братом, к взаим. пользе и сочинителя и читателя. — Ярославль, 1870
  • Три статьи, не бывшие в печати, епископа Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870
  • Отечник (Избранныя изречения святых иноков и повести из жизни их). — Ярославль, 1870; Санкт-Петербург, 1891
  • О кончине мира: три поучения из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870, 1882, 1891, 1899
  • Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. — М., 1875
  • Приготовление к таинствам исповеди и святого причастия. Из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова). — CПб., 1883, 1900
  • Сочинения Епископа Игнатия (Брянчанинова). — Т. 1—3. Аскетические опыты. — CПб., 1886: Т. 1, Т. 2, Т. 3 (Викисклад), Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам, CПб., 1886 (Викисклад). Т. 5. Приношение современному монашеству, CПб., 1886 (Викисклад)
  • О волхвах и волхвованиях древних и новых. — CПб., 1887
  • Правила наружного поведения для новоначальных иноков. — CПб., 1894, 1903
  • О терпении скорбей, учение святых отцов. Собр. еп. Игнатием Брянчаниновым. — CПб., 1904
  • Поучение в неделю о самарянине. — Сергиев Посад, 1914

Собрание его писем были составлены игуменом Марком (Лозинским)

Сочинения

Сочинения свт

Игнатия, изданные еще при жизни, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным мастерством, произведения святителя представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания.

Публикации

  • Аскетические опыты, том. I

  • Аскетические опыты, том. II

  • Аскетическая проповедь

  • Письма к мирянам

  • О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви

  • Будущее России в руках Божественного Промысла

  • О чудесах и знамениях

  • Понятие о ереси и расколе

  • Слово о человеке

  • Христианский пастырь и христианин-художник

Молитвы Святителю Игнатию

Тропарь святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Православия поборниче, / покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, / архиереев Богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало: / писании твоими вся ны уцеломудрил еси. / Цевнице духовная, Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, // даровати нам прежде конца покаяние.

Иной тропарь, глас 8

Избранник возлюблен Христови явился еси, / Тому скорбьми многими и молитвою непрестанною прилепився, / благодать Духа Святаго стяжав, / учитель изряден людем был еси. / Поминай нас, святителю Игнатие, богоносе Российский, / да учении и молитвами твоими покаяние спасительное обрящем // и любовию сердечною Христу усвоимся.

Кондак святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, / обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, / сему поучая ученики словесы многими, // имже последовати и нам, святче, помолися.

Молитва

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие

  • Жизнеописание с сайта Православие.Ru
  • Ищите всюду духа, а не буквы: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками, М., 2011, сс. 226, 462, 470
  • Текст тропаря — Православный календарь. Вторник, 13 мая, 2014 / 30 апреля, 2014 (по ст.ст.) // Сайт Троицкого прихода в Балтиморе

  В некоторых жизнеописаниях ошибочно — 6 февраля. В метрической книге Покровской церкви за 1807 год значится: «Февраля 5-го дня родился, 6-го молитвословлен и 9 крещен села Покровского у господина поручика Александра Семенова от жены его Софьи Афанасьевны сын Димитрий…» (цит. по Ищите всюду духа, а не буквы…, прим. на с. 30). Сам свт. Игнатий писал в одном из писем: «5 февраля день моего рождения…» (Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: В 3 т. Т. 3: Переписка с мирянами.-М.: Паломник, 2011, с. 580).

  Последовательность событий по данным официального сайта Николо-Угрешского монастыря,

  Ищите всюду духа, а не буквы…, сс. 226, 462

  Ищите всюду духа, а не буквы…, примечание 149 на стр. 470

  О движениях в Российской иерархии // ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 120. Л. 8 (отзыв о назначении еп. Игнатия на Ставропольскую кафедру)

  Иг. Никон Воробьев. «Нам оставлено покаяние«. Издание Сретенского монастыря, Москва, 2005, стр. 43.

  См.

Цитаты

  • «Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще.»
  • «Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным.»
  • «Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живёт неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты — в горестном самообольщении».
  • «Братия! Не проводите жизни вашей в пустых занятиях, не промотайте жизни земной, краткой, данной нам для приобретений вечных. Она пробежит, промчится и не возвратится; потеря её — невознаградима; проводящие её в суетах и играниях лишают сами себя блаженной вечности, уготованной нам Богом.»
  • «Смирение не видит себя смиренным. Напротив того, оно видит в себе множество гордости. Оно заботится о том, чтоб отыскать все её ветви; отыскивая их, усматривает, что и ещё надо искать очень много.»
  • «Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть; во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных и всех постыдных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния. Великая язва — смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия!»
  • «Извергни грех, вступи во вражду со грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца Небесного!»
  • «Учёность, предоставленная самой себе, есть самообольщение, есть бесовский обман, есть знание, преисполненное лжи и поставляющее в ложное отношение ученого и к себе и ко всему.»
  • «Только христианин может стяжать правильное познание, доступное человеку, о человеке, о духах святых и отверженных, о мире, невидимом телесными очами. Из просвещения, доставляемого христианством, образуется то воззрение на ученость человеческую, которое имеет на неё Бог.»

Богословие

Эсхатология

Игнатий в 29 письме Н. Н. Муравьеву-Карскому предрекал, что России «предназначено огромное значение», что она «будет преобладать над вселенной», при этом он ссылался на 38-ю главу книги Иезекииля (см. Рош) и 20-ю главу Апокалипсиса.

Учение о духовной прелести

Игнатий разработал учение о «прелести», когда бесы, принимая образ святых, приходят к подвижникам и начинают льстить их самолюбию и очаровывают различными видениями. Иных прельщённых, по мысли Игнатия, надлежало передавать в дома умалишённых. При этом прелесть, в отличие от одержимости, опирается на согласие прельщаемого. Прелесть нередко сопровождается чувствами благоухания, света и сладости во рту, но есть и чисто умственная прелесть, именуемая «мнением». Терезу Авильскую и Франциска Ассизского он называл «западными сумасшедшими», коих «их еретическая Церковь выдает за святых». Среди грехов своего времени он особенно выделял «парадерство» (человекоугодие).

Ангелология

В учении об ангелах Игнатий утверждает, что они — сотворенные существа, а значит, ограничены в пространстве и времени. Он полагал, что ангелы подобны людям, однако тела имеют «газообразные». Перечисляются имена семерых архангелов: Михаил («Вождь Небесного Воинства»), Гавриил, Рафаил, Салафиил, Уриил, Иегудиил и Варахиил. Вслед за Дионисием Ареопагитом Игнатий признает девять чинов ангельских. Первую иерархию составляют «шестокрылые» Серафимы, «многоочитые» Херувимы и Престолы; вторую — «Господствия, Силы и Власти»; третью — Начала, Архангелы и Ангелы.

«Падшие ангелы» (они же демоны и бесы) обитают в «поднебесной» или «воздухе», «пространстве между небом и землёй», в «лазуревой бездне». Демонов он описывал в виде «муринов» или «безобразных эфиопов». Ад как место мучений грешников он помещал «во внутренности земли», отмечая тартар в качестве холодного отделения ада. Не отрицал Игнатий и мытарства: «Учение о мытарствах есть учение Церкви». Херувим «со своим вращающимся пламенным оружием» (Быт. 3:24), заграждающий людям путь в рай, — это «воздушный князь» и дьявол

Апологетика

Игнатий критиковал «лютеранизм» за сохранение Filioque, отказ от идеи пресуществления хлебов на престоле, отказ от епископской преемственности, добрых дел, иконопочитания, почитания Богородицы и святых, редукцию таинств к двум.

В числе основных ересей Игнатий называет арианство («отречение от Христа»), несторианство («отвержение вочеловечения Бога Слова»), монофелитов («отвергают и искупление человечества страданиями и смертью Господа»), иконоборцев («косвенно отвергают пришествие Сына Божия в плоти человеческой»), папистов («Папа есть идол папистов») и протестантов («они отвергли все таинства»).

Экклезиология

Церковь Игнатий именует «кафолической», «восточно-кафолической» или «кафолической апостольской». Также он противопоставлял Церковь торжествующую Церкви воинственной, а Новозаветную Церковь Ветхозаветной.

Особенности эпохи

Святитель Игнатий Брянчанинов — духовный писатель и монах-аскет — был выходцем из знатного рода, обладал многими дарованиями, и его стремление к единению с Творцом порой превышало разумение окружающих. Это вызывало зависть и непонимание со стороны многих и духовных, и светских лиц.

Чтобы прочувствовать то положение, в котором находился святитель Игнатий Брянчанинова, нужно понимать некоторые особенности социально-культурной и религиозной жизни Российской империи 19 века.

Дворяне начало 19 века

Петровские реформы, направленные на изменение быта и культуры русского народа по образцу европейских стран, преобразовали только знатную, привилегированную часть населения, не затронув при этом жизнь простого народа. Европейская культура на то время уже не имела сакрального значения, Церковь больше не регламентировала общественную и частную жизнь. Сложилась модель культуры, в которой отношения человека с Богом стали личным делом человека, именно в таком виде она проникла в высшие слои общества. В то же время простой народ сохранил старый жизненный уклад. Помимо культурного расслоения углубилась межсословная пропасть — духовенство замкнулось в отдельное сословие, сохранив свои устои и принципы. 

Святитель Игнатий Брянчанинов

Если в допетровской Руси митрополитами становились выходцы из знатных родов, то в Синодальный период епископами становились исключительно выходцы из духовного сословия. Кроме сословного различия, духовенство и знать имели еще одно разделение — образование. В Российской империи духовное образование получали в специальных заведениях — духовных семинариях и академиях, в отличие от Европы, университеты которых всегда имели богословские факультеты. Поэтому духовное образование в России можно было получить лишь тем, кто принадлежал к духовному сословию, и святитель Игнатий Брянчанинов, например, многое вытерпел из-за этого — ему отказывали в епископской хиротонии на том основании, что он не заканчивал Духовную Академию. 

Святитель Игнатий (Брянчанинов), жизнеописание

Епископа Игнатия в миру звали Дмитрий Александрович Брянчанинов. Он родился 5 (17) февраля 1807, а отошел ко Господу 30 апреля (11 мая) 1867) будучи епископом Православной Церкви, богословом, ученым и проповедником.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) родился в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии. У его матери долго не было детей, но она молилась об излечении от бесплодия, ездила по святым местам и Господь услышал ее молитву. На свет появился Дмитрий Александрович Брянчанинов. Мальчиком епископ Игнатий (Брянчанинов) жил в уединенном селе, но его это ничуть не тяготило. Наоборот, — с детства он склонялся к иночеству, к тишине, молитве, чтению духовной литературы.

Ребенком епископ Игнатий (Брянчанинов) не просто хорошо учился, но был лучшим в своем классе, старательно постигал разные науки и был одарен в живописи, музыке, во всех видах искусства. Он был знаком, благодаря своей семье, с президентом Академии художеств А. Н. Олениным, где на литературных вечерах имел возможность познакомиться с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым. Несмотря на то, что епископ Игнатий (Брянчанинов) знал и шумную столичную жизнь, он продолжал тяготеть к уходу от мирской суеты, к уединению и поиску «вечной собственности для вечного человека». Он был силен в науках, но осознавал, что возможности человека к познанию мира ограничены и ключ ко всему — Господь и Его Слово.

Биография святителя Игнатия Брянчанинова

Игнатий Брянчанинов – православный монашествующий священнослужитель, известный своими трудами по воссозданию обителей, творческим наследием по вопросам веры.

Происхождение и детские годы

В феврале 1807 года (5 числа по старому стилю) в обедневшем, но знатном дворянском семействе Брянчаниновых родился сын, нареченный при крещении Дмитрием. Родители, Александр Семенович и Софья Афанасьевна, были людьми верующими, образованными.

Детям старались дать хорошее образование. У Дмитрия были способности к языкам, рисованию, музицированию, что весьма ценилось в светском обществе. Родители мечтали, что сын сделает карьеру и займет высокое положение в обществе. Но мальчик в отроческом возрасте объявил отцу, что хотел бы уйти в монастырь и посвятить жизнь служению Господу.

Отец был категорически против, и сын уступил желанию родителей поступить в Главное инженерное училище в Петербурге на военного инженера. Успешная сдача экзаменов позволила определить пятнадцатилетнего Дмитрия сразу во второй класс.

Житие и служение Богу

Способный юноша учился прилежно. Через 4 года Дмитрий с отличием закончил училище. Но молодой человек не оставил желания вступить в монашество. Во время обучения в училище он продолжал искать ответы на вопросы о смысле жизни. Дмитрий обратился к религиозной литературе, за разъяснениями стал обращаться к монахам Александро-Невской лавры.

Дмитрий по-прежнему думал о монашеском служении и по окончании училища подал прошение уйти в отставку, но получил отказ. Вскоре выяснилось, что у Дмитрия туберкулез. Монашество было ему противопоказано.

После лечения патологический процесс в легких остановился. Молодой человек получил назначение в крепость на берегу Двины (современный Даугавпилс). Через год Брянчанинов повторил просьбу об отставке и, получив ее, поступил послушником в Александро-Свирский монастырь. Затем была Площанская, Оптина пустыни. Обострение туберкулеза заставило его на время прекратить послушнический подвиг и вернуться для поправки здоровья в родительский дом.

Не найдя понимания у родителей, он вернулся к послушническому служению. В 1831 году был пострижен в монахи под именем Игнатий. Через месяц в сане иерея его направили для обустройства Григориево-Пельшемского Лопотова Богородицкого монастыря, в котором он через 2 года стал настоятелем.

По рекомендации Николая I, Игнатий в 1837 году стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни в Петербурге. Год спустя рукоположен в архимандриты. На протяжении 24 лет святой Игнатий руководил обителью.

Кроме основного служения, святой с 1838 года выполнял обязанности помощника епископа С-Петербургской епархии. В 1857 году благочинный Игнатий был рукоположен в епископы и направлен для управления Кавказской и Черноморской епархий.

На протяжении 4-х лет упорного труда преподобному Игнатию удалось навести порядок в епархии, где царил упадок. За свои старания архимандрит был награжден орденом Святой Анны 1-й степени.

Состояние здоровья святителя снова ухудшилось. В 1861 году, в возрасте 54 лет, святой Игнатий, по его просьбе, был уволен на пенсию. Последние годы архимандрит прожил в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии. В уединении он посвятил свою жизнь осмыслению догматов веры, переписке с духовными сынами и дочерьми.

Кончина

Скончался святитель Игнатий в последних числах апреля 1867 года. Похоронен у церкви Сергия Радонежского, в Николо-Бабаевском монастыре.

Канонизация

В 1988 году Священным Синодом Русской Православной церкви было принято решение о канонизации епископа Игнатия и причисления к лику святых. Мощи были отправлены на новое место хранения в Свято-Введенский Толгский монастырь (Ярославль).

Неоценимое наследие для потомков

Всей своей аскетической жизнью святой демонстрировал подвиг самоотверженности, борьбы со страстями человеческими:

  • скорби;
  • болезни;
  • испытания;
  • соблазны.

По обильной Божьей благодати подвижник Брянчанинов одержал победу, даровавшую ему дары Святого Духа.

Многострадальное и многоскорбное шествие святого к духовному познанию и пониманию водительства Творца вызывает уважение потомком через века. Святитель положил основание для нового направления, наполненного аскетически-богословского учения, нашедшего отражение в литературе и христианской жизни. В своем учении подвижник делает акцент на внутреннее совершенство человека через отношение его к другим людям.

Важно! Епископ Ставропольский и Кавказский святитель Игнатий Брянчанинов в летописи Русской Церкви назван строгим ревнителем, выдающимся ученым, миротворцем, творцом бессчетных посланий, которые обрели бессмертие. Поэтический дар святителя нашел свое отражение в творческом наследии, в которое вошли проповеди и трактаты

Он писал как частным лицам, так и церкви. Поднимая вопросы:

Поэтический дар святителя нашел свое отражение в творческом наследии, в которое вошли проповеди и трактаты. Он писал как частным лицам, так и церкви. Поднимая вопросы:

  • аскетического воспитания;
  • православной догматики;
  • видения духов;
  • ереси и раскола.

Поныне епископ Игнатий является примером личности, к которой не угасает интерес христиан. В его писаниях черпается сила огня преданности и братской любви, умение оставаться верными Богу в любой ситуации.

Важно! В июне 1988 года решением Собора Русской православной церкви во время заседания в Троицко-Сергиевском монастыре, владыка Игнатий причислен к лику святых. Поклониться святым мощам можно в Свято-Введенской обители в поселке Толга Ярославской области

Поклониться святым мощам можно в Свято-Введенской обители в поселке Толга Ярославской области.

https://youtube.com/watch?v=5tGwcUKBYoc

Житие святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского

Известные цитаты и изречения

Святой Игнатий обладал писательским талантом. Его мысли сформулированы столь точно и емко, что многие стали цитатами и афоризмами.

Для примера несколько известных цитат:

  1. Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься.
  2. Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения; смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе.
  3. Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памятозлобие, тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви.
  4. Первое обнаружение, первое движение покаяния — плач сердца. Это — молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления.

Более сжатая форма изложения стала афоризмами:

  1. В покаянии — вся тайна спасения.
  2. Главные признаки гордости суть охлаждение к ближним и оставление исповеди.
  3. Безрассудно искать невозможного.

Детские годы и семья

5 февраля в 1807 году в семье дворян Брянчаниновых, родился сын, крещенный Дмитрием. Местом его рождения стало село Покровского, Грязовецкий уезд, губерния Вологодская.

Летопись знатной фамилии началась со времен знаменитого князя Москвы Дмитрия Донского, у которого оруженосцем служил родоначальник дворянской фамилии Брянчаниновых Михаил Бренко. Согласно летописям тех лет именно этому оруженосцу приписывается подвиг гибели, спасший самого князя Донского во время Куликовской битвы. Смелый воин переоделся в одежды Донского и повел войска на татар, держа в руках знамя князя. В этом Бою Михаил Бренко погиб.

Отцом будущего архиепископа Ставропольского и Кавказского Александром Семеновичем Брянчаниновым строго соблюдались обычаи старины. Дворянская семья была верной Православной церкви, на средства Александра Семеновича был возведен Покровский сельский храм. Мать Дмитрия, София, была воспитана в интеллигентной семье, давшей девушке образование соответственно ее статусу. Рано вышедшая замуж дворянка София Афанасьевна отдала семье всю жизнь.

Дворянские дети воспитывались прекрасными учителями и наставниками, которые отмечали удивительные способности Димитрия, с самого раннего возраста он прекрасно играл на скрипке, знал несколько языков, рисовал, великолепно пел. Талантливый мальчик в душе мечтал посвятить свою жизнь Богу, принять монашество, но в послушании уступил воле отца. В возрасте 15 лет по приказу отца юноша, мечтавший о монашестве, становится кадетом Военно-инженерного училища в Петербурге.

Память и почитание

Оценки жизни и трудов свт. Игнатия

Еп. Никодим (Казанцев) (1803 — 1874):

Я знаю о. Игнатия: монах без лести и лицемерия .

Игум. Никон (Воробьев) (+ 1963):

Сегодня день рождения любимого нами Игнатия (Брянчанинова). Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана (Говорова) (да простит мне св. владыка) — работы школьника по сравнению с творениями епископа Игнатия (Брянчанинова).

Вот что самое дорогое хотел бы я Вам пожелать, если бы Вы спросили меня: постоянно вникайте в Игнатия (Брянчанинова) и идите указанным им путем. Это — путь всех древних отцов, путь, пройденный и самим Игнатием, проверенный им, как человеком нашего времени, развития, человеком наших недостатков и слабостей, нашего почти окружения. Это-то и делает его писания особенно ценными. Прибавьте к этому силу благодати Божией, явно в них ощутимую, ибо писались они не по произволу, а по особому внушению .

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Филарет (Дроздов)Ф.М.Достоевский

Все покоряло современников в Святителе: величественная внешность, благородство, особая одухотворенность, степенность и рассудительность. Он духовно окормлял свою многочисленную паству, содействовал нравственному совершенству людей, искавших Бога, раскрывал красоту и величие Святого Православия. Многосторонняя опытность, особый дар смотреть на все духовно, глубокая проницательность, постоянное и точное самонаблюдение сделали его весьма искусным в лечении духовных и душевных недугов. Вот к чьей молитвенной помощи надо прибегать современным больным, а не к экстрасенсам и колдунам, шарлатанам и «знахарям».

Интерес к личности и бессмертным творениям епископа Игнатия не угасает и в наши дни. Святитель Игнатий Брянчанинов является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу.

Прославление

Тропарь, глас 8

Правосла́вия побо́рниче,/ покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дый,/ архиере́ев Богодухнове́нное украше́ние,/ мона́шествующих сла́во и похвало́,/ писа́нии твои́ми вся ны уцелому́дрил еси́./ Цевни́це духо́вная Игна́тие богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га,/ Его́же носи́л еси́ в се́рдце твое́м,/ дарова́ти нам пре́жде конца́ покая́ние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector