Кто становится святым

Заповедь

«Не убий» — так гласит 6-ая библейская заповедь. Убийство человека, согласно христианской религии, является одним из наиболее страшных грехов. В Евангелие сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин 3, 15). Профессор Александр Лопухин в своем труде «Толковая библия» утверждает, что «ненависть, по мысли Апостола (Иоанна), равна убийству». Кроме того, заповедь «Не убий» отвергает любое оправдание убийцы. Об этом пишет Андрей Худиев на сайте «Православие и мир». «Заповедь не уточняет, что ближний при этом должен быть хорошим человеком – она не говорит «не убий хорошего человека» — размышляет Худиев. Сам же Господь заявляет о том, что только он решает, кто будет жить, а кто умрет: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39).

В данном случае весьма наглядной является история с Каином, который поднял руку на собственного брата. Несмотря на то, что Каин был все-таки наказан, Бог одарил его знамением, которое защищало того от других потенциальных убийц. Каин сам попросил об этом Господа, так как боялся смерти. И Бог выполнил его просьбу. Еще в Нагорной проповеди Христос говорил: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» (Мф.5:21). Но суд этот был вовсе не человеческий, а небесный. «Все казни, — как пишет «Толковая Библия» Лопухина, — происходили по повелению Божию».

Примеры помощи

Наиболее известны исцеления на «Ольгином ключе» под Псковом. Здесь есть часовня с иконой святой, всегда горят свечи.

Одна из трех мозаичных икон святой Ольги западной стены ильинского храма у Брода в Выбутах

Вот одна из историй, рассказанная на сайте просветительского журнала «По ком звонит колокол»:

На севере Петербурга в пос. Новое Девяткино еще только строится храм св. Ольги. Но его приход уже сотрудничает с реабилитационным центром для людей с алкогольной и наркотической зависимостью. И уже не один человек встал на путь духовной жизни по молитвам святой. Вот лишь один такой рассказ:

«Дмитрий З. много раз срывался, но в семье мама – церковный человек, и он уцепился за храм. У Дмитрия золотые руки, он многое сделал в храме, помог в оформлении алтаря. И он победил себя!  

Потом он встретил свою будущую жену, родили ребенка. Сейчас он работает, имеет свой небольшой бизнес. Поскольку он сам прошел такой сложный путь, он понимает, как помочь другим. Главврач предложила ему помогать зависимым, беседовать с ними, направлять. Он в ремиссии, в норме, ведет трезвый образ жизни уже с 2011 года».

До наших дней через свои иконы, освященные святыни, княгиня продолжает помогать христианам. А еще – молиться об обращении тех, кто пока не пришел к Богу. И, как более 1000 лет назад, молитвы эти действенны.

Наталья Сазонова

Мирские заботы?

От процедуры канонизации, то есть признания святым, Карло Акутиса отделяет всего один шаг — признание еще одного чуда. В католических кругах уже говорят о том, что юноша может стать «покровителем интернета». Сейчас официальным заступником интернета и компьютеров у католиков считается Святой Исидор Севильский, который умер в 636 году.

«Для иерархов католической церкви причисление к лику блаженных и к лику святых — это хороший бизнес, за это платят хорошие деньги, — считает специалист по истории Ватикана, директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ Ольга Четверикова. — В зависимости от того, кто и сколько за кого заплатит, того и назначают святым».

Заступник интернета5

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Massimiliano Migliorato

К слову, лет пять назад разгорелся скандал. В свет вышли книги журналистов Эмилиано Фиттипальди и Джанлуиджи Нуцци, в которых Ватикан обвинялся в растратах и коррупции. В частности, отмечалось, что церковные чиновники получают огромные деньги за изучение кандидатов на канонизацию, но траты никто не контролирует. После этого папа римский изменил правила причисления к лику святых, назначив администратора для каждого возможного святого. Этот человек должен следить за каждым пожертвованием, контролировать расходы и отчитываться перед местным епископом.

«Ватикан, в лице папы Франциска, сегодня продвигает идею цифровизации общества. Он фактически сомкнулся с крупными корпорациями, IT-компаниями, банками и продвигает их интересы, — говорит Ольга Четверикова «Известиям». — Конечно, если речь идет о таком подростке-программисте, как Карло Акутис, который воплощал собой новое направление, то, естественно, это крайне выгодно. Сейчас у Ватикана на первом месте политика, диалоги, финансы. Ради продвижения идеи цифровизации, искусственного интеллекта, интернета они сделают всё для того, чтобы нужного человека сделать святым. Идет идеологическое обоснование новой цифровой цивилизации, которую они строят».

Процесс канонизации в католичестве

Четкая процедура в Римской церкви сложилась к XVI веку. Сегодня все решения по наделению человека статусами святости принимает Папа и кардиналы.

Римская церковь отдельно от лика святых выделяет лик блаженных. Для того, чтобы стать святым, необходимо сначала стать блаженным. Процесс причисления к блаженным называется беатрификацией. В XVII веке католическая церковь постановила необходимый набор критериев, при наличии которых можно начинать беатрификацию.

Важную роль играет праведность и четкая катоилческая позиция у кандидата. Но главное — факт совершения чуда, произошедшего после молитв к этому человеку. Начинает процесс поместная епархия, которая посылает в Ватикан прошение. Престол изучает обстоятельства жизни кандидата, проверяет достоверность чуда. Потом проводится подобие судебного процесса, на котором есть сторонники и противники беатрификации — именно последние, порой вынужденные говорить против святого человека, сначала назывались «адвокатами дьявола». Если Папа и кардиналы — судьи на этом процессе, признают блаженство кандидата, его беатрифицируют.

Процесс канонизации блаженного аналогичен биатрификации, но здесь выдвигаются более строгие требования. Святой должен проявлять три георических добродетели — веру, надежду и любовь, и четыре основных — благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Причем он должен проявлять их не однократно, а на протяжении всей жизни. Также для канонизации нужно не одно, а по крайней мере четыре доказанных чуда.

Богословское и библейское понятие святости

Если говорить о святости, как об общем понятии, можно выделить три уровня:

  1. Бог. Только Всевышний свят по своей природе, следовательно, святость принадлежит Ему.
  2. Христиане. Быть святыми призваны все верующие. В богословском понимании, быть святым — значит быть с Богом. Быть святым — это означает быть именно таким, каким задумал человека Всевышний. Быть святым — значит вообще быть, иметь возможность войти в вечность.
  3. Святые, которые были официально прославлены Церковью.

Христиане знают, что безгрешен лишь Бог. Человек, в силу своих естественных человеческих слабостей, в течение жизни совершает грехи и неблаговидные поступки. Из этого следует вопрос: «Как обычный человек, который может оступиться и согрешить, может стать святым?»


Согласно учению апостола Павла, святость — это чуждость по отношению к миру греха

Ответ на этот вопрос очевиден — святость христианина не в безгрешии, а в стойком и последовательном противодействии греху. Православие рассматривает святость как высшую степень духовного развития человека. На пути к ней человек проходит два этапа:

  1. Первый этап — это путь к спасению. Состояние спасенности приобретает человек, увидевший и осознавший свои грехи, раскаявшийся в них.
  2. Праведность же начинается со стремления жить по совести, стремления никого не обижать, исполнять Божьи заповеди.

Не каждый человек, живущий по таким правилам, становится праведником. Сердце даже доброго и честного человека обуревается различными страстями, а значит, ему еще предстоит пройти долгий путь для обретения совершенной духовной чистоты.

Важно! Таким образом, святым становится тот человек, кто не только не нарушает принятые обществом нравственные нормы, но и побеждает губительные страсти, обретает духовную чистоту

Кто такой Андрей Рублев

Историки предполагают, что родился иконописец где-то в 1360 году или около того. Бытуют мнения, что он мог появиться на свет и в 1430 году

Думаю, не столь это важно, ведь куда более ценно то, что оставил этот человек в истории и культуре своей страны

Родился и вырос он в Великом Княжестве Московском. Некоторые биографы предполагают, что мог он происходить из Великого Новгорода. В те времена фамилии давали по роду деятельности или по имени отца. В русском языке существует слово “рубель” – кожевенный инструмент, из-за чего считается, что фамилия Рублев принадлежит ремесленной семье.

Восковая фигура иконописца преподобного Андрея Рублева / Kvesisskaya.tourister.ru

Как известно, Рублев принял монашество, ему дали имя Андрей, мирское его имя остается неизвестным. По некоторым данным, которые нельзя назвать достоверными, можно предположить, что отца Рублева звали Иван. Тем не менее, остановимся на имени, которое дали иконописцу при постриге в монахи. Можно предположить, что художеству мальчик начал заниматься рано, так как в те времена детей начинали учить в довольно раннем возрасте.

Моисей Мурин

Моисей Мурин

История Моисея похожа на историю Марии Египетской. Нет, он не торговал своим телом. Просто он был разбойником и всю свою сознательную жизнь грабил и убивал, насиловал людей и даже одного турка заживо сжёг в печи. Не очень хороший человек, одним словом. Моисей жил в IV веке в Египте и был двухметровым чернокожим рабом, которого отличал злобный нрав.

Каким-то образом от рабства он освободился и стал бандитом. Как он пришёл к Богу, не сообщается. Просто в какую-то из ночей вид звёздного неба сподвиг его отправиться к монастырю и остаться стоять у его ворот несколько суток. Моисей доживёт до 75 лет и сделает неплохую карьеру церковника, дослужившись до преподобного. Тут даже не столько Моисей странный, сколько церковь странная.

Общие правила канонизации

– дар чудотворения (при жизни или после смерти), которые вымаливаются святым у всевышнего; – почитания: местнохрамовые и местноепархиальные — право канонизации принадлежало епархиальному архиерею, с согласия главы церкви (митрополита, патриарха); общецерковные — право принадлежало митрополиту, затем патриарху и синоду; – в день смерти святого или в день открытия его мощей (или в оба дня) назначалось ежегодное церковное празднование его памяти; – составлялась служба новому святому и сочинялось его жизнеописание; – причисление к лику святых совершалось в храме или вблизи которого, находились мощи усопшего; – мощи могли извлекаться из земли как до канонизации, одновременно с ней, или после неё; – если церковь по каким-то причинам не канонизировала почитаемого усопшего, то над его могилой сооружалась часовенка и в ней совершались панихиды, а не молебны.

Общие правила канонизации[ | ]

– дар чудотворения (при жизни или после смерти), которые вымаливаются святым у всевышнего; – почитания: местнохрамовые и местноепархиальные — право канонизации принадлежало епархиальному архиерею, с согласия главы церкви (митрополита, патриарха); общецерковные — право принадлежало митрополиту, затем патриарху и синоду; – в день смерти святого или в день открытия его мощей (или в оба дня) назначалось ежегодное церковное празднование его памяти; – составлялась служба новому святому и сочинялось его жизнеописание; – причисление к лику святых совершалось в храме или вблизи которого, находились мощи усопшего; – мощи могли извлекаться из земли как до канонизации, одновременно с ней, или после неё; – если церковь по каким-то причинам не канонизировала почитаемого усопшего, то над его могилой сооружалась часовенка и в ней совершались панихиды, а не молебны.

Ближе к народу

Возможное появление «покровителя интернета» — следование современным веяниям или признание заслуг ребенка? Старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Вероника Язькова в беседе с «Известиями» полагает, что и то и другое.

«Карло Акутис сделал уникальную вещь — он использовал интернет для того, чтобы выявить евхаристические чудеса. Евхаристия — это центр самой религии, именно на таинстве евхаристии стоит Церковь, — говорит эксперт. — 15-летний мальчик задумался не о развлечении, не о том, чтобы переписываться с друзьями, играть в стрелялки, а создал, имея некие способности к программированию, карту евхаристических чудес и многократно распространил ее. Если говорить языком Церкви, то это не что иное, как свидетельства о Христе, то есть он использовал современные технологии для дел евангелизации».

Заступник интернета4

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Massimiliano Migliorato

Вероника Язькова отмечает, что для католической церкви проблема интернета сейчас — одна из самых главных. Не случайно в феврале появился так называемый римский призыв к этике искусственного интеллекта, что определенно говорит о признании Церковью достижений и преимуществ Сети. Еще в 2016 году папа римский назвал интернет «даром Божьим».

«Это были странные слова, которые взбудоражили европейскую общественность, — говорит Вероника Язькова. — Но тем не менее «дар Божий», который не может бесконтрольно использоваться, который нуждается в очень строгой кодификации и прежде всего этической».

Эксперт отмечает, что дело Акутиса — это пример для уже нового поколения, как можно использовать интернет для евангелизации, путеводная звезда для молодых людей, которые пришли в XXI век. Впрочем, это еще не означает, что канонизация пройдет легко и быстро.

«Католическая церковь относится к этому очень строго, — отмечает эксперт. — Когда умер Иоанн Павел II, все кричали: «Святой сразу! Святой немедленно!», но ничего подобного! Даже в случае людей, которые, казалось бы, заслужили это своей жизнью, а общественность кричит, что этот человек святой, процессы беатификации и канонизации проходят очень длительно: требуются проверки, четкое выверение всех обстоятельств. Так было всегда».

Замдиректора Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Роман Лункин замечает, что для большинства молодых людей большой вопрос — ходить в церковь или нет, насколько вообще Церковь современна.

Заступник интернета6

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Massimiliano Migliorato

Роман Лункин замечает, что для католической церкви всё логично и в рамках традиции: появляется самостоятельная сфера служения Церкви, поэтому у нее должен быть свой покровитель.

«Для православия было бы не совсем привычно иметь такого покровителя, потому что далеко не все православные считают, что интернет — это хорошо, но я думаю, что со временем может появиться свой святой, который хорошо разбирался в интернете», — добавляет эксперт.

Подпись как препятствие к канонизации

Играет ли значение подпись осужденного? Неоднократно звучало утверждение, что подпись человека под обвинением против себя и других — неопровержимый аргумент против канонизации, потому что в фальсификации следствие не видело смысла — для того, чтобы засудить человека, его признание не необходимо, ведь можно привлечь лжесвидетелей по делу.

Иерей Максим Плякин

Иерей Максим Плякин, член комиссии по канонизации Саратовской епархии, в ответ на это заявление привел пример: графологическая экспертиза на основании изучения документов дела одного из пострадавших в годы гонений клириков Саратовской епархии показала, что подписи под протоколами допроса и обвинительным заключением сделаны другой рукой. Историк Лидия Алексеевна Головкова напомнила, что многие подписи добыты просто обманом. А архимандрит Ианнуарий (Недачин) (Соловецкий монастырь) подчеркнул:

-Есть большая разница между древними мученическими актами и архивными следственными делами. Составителями первых не двигали мотивы желания исказить истину. Исследования архивных дел 1918 года показывают, что большевики намеренно проводили политику гонений так, чтобы избежать возможности прославления жертв. Почему мы думаем, что после 1918 года эта концепция изменилась?

Протоиерей Владислав Цыпин напомнил, что вопрос о подписи принцпиален: если человек согласился с обвинением и поставил свою подпись, значит, он обнаружил свою слабость. А архиепископ Марк решительно отказался признавать вопрос о подписи принципиальным. По его мнению, сама его постановка — грешна, а публикация критериев против канонизации — вредна.

Пострадал — еще не значит святой

Собирают материал и изучают архивные свидетельства о людях, пострадавших за веру, в епархиальных комиссиях по канонизации. Основной источник информации — следственные дела ФСБ.

«В Санкт-Петербургском отделении ФСБ хранится 94000 дел,— говорит протоиерей Владимир Сорокин.— Из них надо вычленить тех, кто пострадал по признаку веры. Это означает внимательно просмотреть все дела: сажали ведь не только священнослужителей и мирян, но много других людей. В Москве сотрудники Синодальной комиссии по канонизации уже перебрали практически все дела, а нам еще предстоит большая работа».

Сейчас в картотеке комиссии — 4731 имя: дела этих людей тщательно проверены. Что необходимо проверять? Многие думают: пострадал за веру — значит, святой. Но если для канонизации священномученика протоиерея Петра Скипетрова, зверски убитого в 1918 году, не требовалось никаких особых доказательств, то с теми, кто пострадал в 1930-е, уже сложнее: причислить к лику святых возможно лишь тех, кто не просто был репрессирован, но проявил стойкость.

«Мы в Церкви, здесь свои законы и критерии. Наша задача — найти как можно больше материалов. Желательно выявить всех, кто пострадал за веру в нашем регионе и вообще в Русской Церкви«,— говорит отец Владимир.

Секретарь комиссии по канонизации Лидия Соколова в архиве ФСБ фотографирует материалы. Потом члены комиссии их исследуют, сопоставляют, анализируют, и только после этого можно ставить вопрос о возможной канонизации. «Когда рабочая часть сделана, нужно посмотреть, как человек себя вел, с кем был связан, с какими людьми общался,— объясняет отец Владимир.— Можно было вести себя по-разному: кто малодушничал, кто вел себя смело, кто — находчиво. Чекисты тоже по-разному подходили к каждому человеку».

Синодальную комиссию часто критикуют за то, что «мало канонизируют». Поэтому было издано несколько книг и брошюр с разъяснениями, кого можно канонизировать, кого нельзя. Например, не может быть прославлен тот, кто кого-то оговорил или снял с себя сан.

«Если человек назвал какое-то имя, это еще не значит, что он кого-то оговорил,— уточняет отец Владимир.— Может быть, у него не было другого выхода: при обыске нашли переписку, фотографии. Но одно дело — просто подтвердить, что знаешь этого человека, другое — сказать, что этот человек занимался антисоветской деятельностью». Понятно, что показания из людей выбивались, не все выдерживали: «Бывает, человек вел себя блестяще, а потом в какой-то момент все же сломался».

Деканонизация

Вопрос о деканонизации на круглом столе не поднимался, но как бы висел в воздухе. В самом начале обсуждения протоиерей Сергий Правдолюбов спросил (и так и не получил ответа): как объяснить вычеркнутых из календаря святых?

Протоиерей Сергий Правдолюбов

-Сегодня вся Рязань чтит память вычеркнутого святого свт. Иувеналия. Народ переломить нельзя — его почитают все 75 лет. Это трагедия для верующих, внезапный удар по Церкви, по единству церковному. Как им объяснить? Никаких объяснений нет.

Отец Олег Митров именно в риске ошибиться в прославлении того или иного святого видит угрозу для Предания Церкви, почему и настаивает на необходимости придерживаться критериев канонизации:

-Канонизация находится в области Священного Предания. Если мы откажемся от критериев канонизации, а через двадцать лет архивы будут открыты и выяснится, что человек отрекался от Христа, оговаривал своего собрата и самого себя и не покаялся, мы поставим под угрозу самое ценное — само Священное Предание.

Александр Кравецкий (Институт Русского языка РАН) предложил прописать «процедуру реакции» на новые документальные данные о том или ином исповеднике веры:

-Совершенно понятно, что исчерпывающее исследование, гарантирующее, что ничего нового не откроется, практически невозможно. Кажется разумным прописать процедуру: что происходит, если источники все-таки всплывают? Как в таких случаях себя вести?

Уже в конце обсуждения епископ Гомельский Стефан стал напоминать участникам круглого стола, что деканонизации в Церкви вообще не существует:

-Это очень страшное слово. У нас не проходит деканонизация. Мы изучаем жизни этих людей, чтобы Церковь еще раз убедилась (один раз уже убедилась, но возникли определенные нуждающиеся в ответах вопросы) в их святости.

На это Сергей Чапнин ответил жестким напоминанием: вопросы так и не обозначились, хотя с момента вычеркивания святых из календаря прошел год.

-Мы сейчас говорим достаточно узким кругом и имеем право знать: а что вызвало сомнения? Кто над этим работает? Какое дано поручение, чтобы эти сомнения прояснить? Какие сомнения? Прошел уже целый год, и мы видим, что, кроме общих слов утешения и максимально округлых формулировок, ничего не дождались мы. Мне кажется, что в церковных сообществах мы имеем возможность и должны ее иметь получить на эти недоумения вразумительный ответ. Одна из задач конференции — содействовать механизмам такого оповещения. Мы не претендуем на то, чтобы подменить работу комиссии по канонизации, Священного Синода и Архиерейского собора. Мы ожидаем информирования. Мне не кажется, что вопросы и сомнения — это тайна церковного сообщества. Авторитет Церкви заключается в том, чтобы об этом говорить.

История[править | править код]

Русская церковь исторически не имела постоянно действующего органа по рассмотрению вопросов канонизации святых. В целях подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси в мае 1981 года была создана Историко-каноническая группа, входившая в состав Комиссии по проведению торжеств. Ею были подготовлен материалы для канонизации девяти подвижников, которая состоялась на Поместном соборе 1988 года. Одновременно Поместный Собор определил:

Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду.

Во исполнение этого решением Священного Синода от 11 апреля 1989 года была образована Синодальная комиссия по канонизации святых. Председателем Комиссии был назначен митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков).

Синодальная комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет координирующую роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры и благочестия. Свои заключения Комиссия представляет либо Святейшему Патриарху, либо Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Согласно Определению Священного Синода от 7 июля 1989 года: «… инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих Преосвященных архиереев». Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему Преосвященному. Сама Синодальная комиссия по канонизации святых с инициативой прославления того или иного подвижника не выступает.

По решению Архиерейского Собора 1992 года в епархиях были образованы свои комиссии по канонизации святых.

В 1995 году Синодальная комиссия по канонизации святых разработала документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века». Этот документ был одобрен и лёг в основу деятельности комиссии по вопросу изучения подвига новомучеников и исповедников.

Комиссией к юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года были подготовлены материалы для канонизации новомучеников и исповедников Российских XX века. Собор прославил поимённо в лике святых 1097 человек. Всего за 1989—2011 годы по материалам, подготовленным комиссией было канонизировано 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников.

Канонизация подвижников XX века была существенно затруднена после вступления в силу федерального закона от 27 июня 2006 года № 152 (ФЗ «О персональных данных»), предусматривающего закрытия доступа исследователей к судебно-следственным делам, содержащимся в российских архивах. По словам игумена Дамаскина (Орловского): «Тщательная проверка материалов о репрессированных священнослужителях и мирянах по судебно-следственным делам стала в принципе невозможна

».

Процесс канонизации в православии

В православной церкви все совсем по-другому. В разные времена процедуры канонизации сильно отличались. Были времена, когда никого не канонизировали долгие годы. Например, в XVIII веке было канонизировано всего 13 человек. Исторически канонизировали только уже всенародно почитаемых божьих угодников. Причем чудеса, которые происходили от мощей человека или от молитв к нему считались важным, но не обязательным критерием. Самым главным было народное почитание и духовный авторитет. Также зачастую канонизировали людей, тела которых обнаруживали в нетленном состоянии — в православии это и по сей день считается доказательством особого божьего благоволения к праведнику. Четкая процедура канонизации была утверждена на соборах митрополита Макария в 1547-1549 годах. Решение о причислению к лику святых принималось собранием епископов и одобрялось митрополитом.

Сначала человек становится местночтимым святым. Таким статусом праведного человека имеет право наделить епископ с ведома патриарха. Причем патриарх лишь благословляет, то есть одобряет причисление к лику святых, но имеет право не принимать в этом процессе деятельного участия. А в монастырях почитание подвижника инициируется советом старцев.

Для общецерковной канонизации комиссия церкви проводит подробное изучение биографии святого. С 1989 года в Русской Православной церкви этим занимается Синодальная комиссия по канонизации. Она проводит расследование, а потом передает результаты Патриарху и Синоду, которые окончательно решают вопрос о канонизации.

За 29 лет эта комиссия канонизировала большое количество человек. В первую очередь новомучеников и исповедников Российских, то есть праведных жертв большевиков. К 2018 году их было 1779.

В целом, сложно судить о том, каким святым стать проще. Если для католического святого необходимо, прежде всего, несколько чудес, то для православия главный фактор — почитание верующими и авторитетность персоны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector