Толгский монастырь

Легенда об основании

История Толгского монастыря началась в 1314 году и связана с очень интересной легендой. Это были тяжелые времена, когда русский народ страдал от татаро-монгольского ига, страдал не только физически, но и духовно. От постоянного вида крови и насилия люди становились равнодушнее и грубее, выжить и выстоять русскому человеку помогала лишь вера, духовное наследие его предков. В отчаянии люди молили Пресвятую Богородицу избавить их от пленения нечестивым народом. При таких обстоятельствах 8 августа святителю Прохору (в схиме Трифону), возвращающемуся из пастырской поездки в Белоозеро, в дремучем лесу под Ярославлем явилось чудо. Епископ проснулся в полночь от яркого света, источника которого между тем видно не было. Посмотрев на противоположный берег Волги, он увидел поднимающийся из соснового леса столп лучезарного света, от которого через реку протянулся удивительный мост. Помолившись Богу и взяв свой посох, святитель перешел по этому мосту на противоположный берег и в воздухе возле кроны одного из деревьев увидел образ Матери Божьей. После долгой молитвы он тайком вернулся в свой шатер, решив утаить свое ночное видение ото всех. Однако утром, собираясь в путь, слуги епископа не смогли найти его посох, о чем и доложили самому Прохору. Тогда он понял, что Господь дает ему знак открыть виденное им чудо.

Указав на Волгу, святитель рассказал о том, свидетелем чего он стал, после приказал слугам переплыть реку и отыскать посох. Слуги нашли посох епископа, а рядом с ним среди деревьев стояла икона Пресвятой Богородицы. Тронуть святыню слуги побоялись, не имея на то благословения, и, взяв лишь посох, вернулись к епископу, которому и рассказали обо всем. Тогда святитель Прохор взял всех своих слуг, переплыл Волгу и, увидев икону, которая явилась ему ночью, буквально за один день выстроил и освятил деревянный храм, оправу для обретенной святыни. Так был основан Толгский монастырь, получивший название от реки Толги, впадающей в Волгу в этом месте.

Расписание богослужений

Монастырь открыт для посетителей круглый год. Время работы может меняться в зависимости от сезона. Экскурсии пускают строго по расписанию, а вот церковные службы проводят ежедневно в одинаковые часы:

  • будние дни – 7:00 и 16:00 (летом 17:00);
  • воскресенья, праздники – 8:00 и 16:00.


Монастырь открыт для паломников круглый год Добраться до места можно на автомобиле или поездом. Достаточно доехать до центра города, а оттуда пересесть на рейсовый автобус, паром или такси. Находится обитель по адресу: Ярославль, поселок Толга, 1.

Посетившие хоть раз Свято-Введенский монастырь рассказывают о благостном умиротворении и укреплении веры после паломничества. Там они могут приложиться ко многим святыням, а также попросить Всевышнего о помощи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Исторические сведения о женской обители на Толге

Место христианской святыни было указано Самой Богородицей. В 1314 году епископ Трифон, служивший в ростовской епархии, объезжал вверенные ему владения. Во время одной остановки, когда священникам пришлось ночевать на берегу реки Толги, недалеко от Ярославля, епископ Трифон был разбужен ярким светом, изливающимся из противоположного берега.


Свято-Введенский Толгский монастырь

От одного берега к другому появился чудный мост, по которому священник подошел к светящемуся столпу и обнаружил в нем висящую в воздухе икону Божьей Матери с Младенцем. После долгой молитвы епископ возвратился в шатер, решив промолчать об увиденном.

Однако наутро он не обнаружил своего посоха, и послал за ним на лодке монахов, которые привезли икону и посох, он лежал около святого лика Богородицы. Святитель Трифон благословил строительство на святом месте явления Богородицы деревянного храма, который был возведен чудесным образом за один людьми, они буквально стекались толпами с ближайших мест.

Интересно! Чудодейственная сила святого места проявилась сразу после освящения церкви, все больные, принимающие участие в строительстве, были исцелены.

По благословению епископа постепенно здесь возник мужской монастырь.

  • В 1392 году Толгская икона Богородицы стала мироточить, помазание целебным елеем дало исцеление больным.
  • Вскоре сильный пожар уничтожил все постройки, и паломники скорбели о сгоревшей, как они думали, иконе. Чудеснейшим образом божественный лик был перенесен в лес, и дал знать о себе необычным ярким свечением. Мужской монастырь потихоньку восстановился.
  • В 1553 году, по повелению царя Ивана Грозного, получившего исцеление ног после молитвы у чудотворной иконы, стали возводить каменные постройки. Игуменом нового монастыря стал игумен Феодосий.
  • Через 50 лет поляки осквернили и разграбили святыню. Однако икона Богородицы снова чудным образом была спасена, чтобы в 1612 году явиться свою целительную силу при спасении города от чумы.

Игумен Гордиан в начале восемнадцатого века практически завершил строительство мужской обители, ансамбль которого мы видим в настоящее время.

Им были закончены:

  • Святые ворота;
  • церковь Николая Угодника;
  • наполненная величием Введенская церковь;
  • трехъярусная колокольня.


Спасский храм Свято-Введенского Толгского монастыря

В XVIII веке монастырский ансамбль украсила его жемчужина — храм Нерукотворного Образа Спасителя, величественное строение с золотыми куполами.

Церковь Воздвижения Креста Господнего и поныне дарует прихожанам и паломникам чудеса духовного и физического спасения.

В 1914 году все здания ярославской святыни были тщательно отреставрированы для празднования 100-летия обители, однако, ее упразднили в 1917, а в 1929 году закрыли Советы.

Постепенно помещения с бесценными фресками стали жильем для обычных граждан, затем здесь обосновалась детская колония. Пришельцы окончательно были выселены только в 1986 году, а христианская святыня стала первым на территории России женским монастырем.

Временные трудности, полуразрушенные постройки не испугали первых монахинь.

К восставшему из руин Свято-Введенскому монастырю постоянно направляются паломники, немощные, скорбящие люди прибегают к защите верной Заступнице, Толгской иконе Богоматери с Младенцем, получая по вере своей исцеления и вспоможения в бедах.

29 июля 1988 года в честь перенесения на территорию монастырского подворья мощей преподобного Игнатия (Брянчанинова) была совершена первая Торжественная Литургия, а 25 сентября того же года настоятельницей Толгского женского монастыря стала игуменья Варвара (Третьяк).

Основные даты

7 августа 1314 года архиепископ Ростовский Прохор, согласно его житию, чудесным образом обрёл на берегу Волги в 8 верстах от Ярославля Толгскую икону Божией Матери. Весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля. Мгновенно стекается сюда множество народа разного звания, возраста и состояния. Общими усилиями к полудню отстраивается церковь, а к вечеру архиепископ Прохор освящает её во имя Входа во храм Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вносит в неё Образ Божией Матери, названный «Толгским» от небольшой речки Толги, протекавшей на том месте и впадавшей в Волгу, и тогда же устанавливает всегдашнее празднование явлению Её в 8-ой день месяца августа. В тот же день при сей церкви благословляет быть монастырю и определяет в него настоятеля-игумена.

Слово «толга» происходит, видимо, из исчезнувшего языка древнего финно-угорского народа меря, проживавшего ранее на территории Ярославской области. «Толга» в родственных мерянскому языку мордовских и марийском (пыстыл

) языках означает «птичье перо».

В 1553 году монастырь посетил царь Иван Грозный.

В 1609 году во время смутного времени поляки убивают иноков Толгского монастыря

В 1625 году на территории монастыря был построен Крествоздвиженский храм.

В 1654 — вторичное спасение Ярославской земли от моровой язвы. В 1652 году был построен построение Никольский храм, а в 1681—1683 годы был построен Введенский собор.

В 1763 года монастырь посетила императрица Екатерина II.

В 1812 году в Спасском храме был похоронен герой войны 1812 года генерал-лейтенант Н. А. Тучков.

В 1862 году в Толгский монастырь приезжал епископ Игнатий (Брянчанинов).

В 1883 году монастырь посетил цесаревич Николай Александрович Романов.

В 1893 году на территории монастыря строится часовня в память об убиенных в 1609 году иноках.

В 1913 году в связи с празднованием 300-летия дома Романовых Толгский монастырь посетил Российский император Николай II с августейшим семейством.

В 1914 году праздновалось 600-летие со дня основания монастыря. К юбилею монастырь были проведены большие ремонтные и реставрационные под руководством его настоятеля игумена Серафима (Самойловича).

В 1928 году Толгский монастырь был закрыт.

В декабре 1987 года Толгский монастырь был открыт, став первым женским монастырём в РСФСР.

В 1988 году мощи святителя Игнатия, обретённые в Николо-Бабаевском монастыре, были перенесены в Толгскую обитель.

В сентябре 1990 года на стене Спасского храма была открыта мемориальная доска в память о месте упокоения героя Бородинской битвы генерал-лейтенанта Николая Алексеевича Тучкова (Тучкова 1-го)

В 2008 году монастырь посетил председатель Правительства России Владимир Путин, который подписал распоряжение о передаче всех монастырских зданий из аренды в собственность монастыря.

Избавление некоего Иоанна от нечистаго духа

Некоторый человек, по имени Иоанн, был мучим так жестоко злым духом, что его мучения наводили ужас на всех видевших оныя. Претерпевая долгое время столь жестокое мучение, он даже потерял от того разсудок. Ближние его, сострадая несчастному, всячески старались помочь ему, но не могли. Наконец благодать Божия вложил в них благую мысль: они вспомнили о чудесах, бывающих от иконы Пресвятой Богородицы, что на Толге. Вооружившись постом и молитвою против злобнаго врага человеков — диавола, они привели мучимаго бесом в Толгскую обитель. Здесь, когда ввели его в соборную церковь, вселившийся в него демон начал кричать зверскими голосами, так что все видевшие это пришли в ужас и содрогнулись. Тогда упросили Игумена отпеть соборный молебен, с водосвятием, о здравии беснуемаго. По совершении молебнаго пения, Игумен, приступив к страдальцу, осенил его животорящим крестом и покропил ему лице и грудь святою водою. Тогда бесноватый утих, начал приходить в разум, и просил у Игумена благословения приложиться к чудотворной иконе; потом, сотворив крестное знамение, сам подошел к чудотворной икооне, с благоговением приложился к ней, и долго с умилением молился пред нею, а после того возвратился домой в радости.

«К пустому колодцу люди не пойдут»

Не секрет, что многие монастыри выживают за счет паломников и экскурсантов

Но нам важно, чтобы человек не просто заказал требы и выслушал информацию, а чтобы он почувствовал особую благодать святого места, над чем-то задумался и захотел остаться в Церкви. Поэтому на экскурсиях мы говорим не только об исторических событиях, но и обращаемся к опыту жизни наших современников, пытаемся найти ответы на философские и богословские вопросы.

Святейший Патриарх Кирилл, понимая важность миссионерского служения монастырей и потребность в священнослужителях и клириках, способных раскрывать глубины православного вероучения невоцерковленным гражданам, особенно представителям интеллигенции и молодежи, благословил создать богословские курсы для монашествующих. Наши сестры, ежедневно общающиеся с десятками, а то и сотнями людей, вновь сели за парты, чтобы освежить в памяти учение Церкви

«К пустому колодцу люди не пойдут», и не потянутся к нам, если мы не будем являть образец мудрости или хотя бы образованности.

В современном мире монашество не может остаться безучастным к проблемам людей. Сестры вкладывают всю душу в общение с людьми и надеются, что брошенные семена благовестия Христова дадут всходы в частной жизни человека. Проведение экскурсии по монастырю – это искусство. Встречая группу, монахиня должна понять настрой, культурный уровень и запросы аудитории. Светским туристам мы больше рассказываем об интересных фактах и архитектуре, а для верующих людей акцент делается на святынях, находящихся в монастыре. Отрадно видеть, как человек, впервые приехавший к нам, духовно преображается, переосмысливает что-то в жизни и уезжает от нас окрыленный надеждой и верой. Иногда, впервые побывав у нас, приходит на первую исповедь и приступает ко Причащению.

Однажды на экскурсии молодой человек сильно мешал рассказу сестры, вставляя нелестные комментарии по поводу убранства и архитектуры. В конце экскурсии, попрощавшись с основной частью группы, сестра решила найти подход к душе слушателя и попросила его объяснить, что же так задело его в рассказе. Вместо аргументации он начал высказывать свое несогласие с общецерковной политикой вообще и «неправильным» устройством церковной иерархии. Выслушав его, сестра предположила, что причина в личном неудачном опыте встречи со священником. Действительно, однажды в трудный момент жизни Михаил отправился в ближайший храм и, попытавшись заговорить со спешащим на требу священником, не получил с его стороны участия и утешения. Так бывает, к сожалению. Мы оказываемся неготовыми к внимательному выслушиванию проблем других людей, и часто по уважительным причинам. В тот день сестра-экскурсовод долго разговаривала с Михаилом, сколько позволило время. И он успокоился, «отпустил» ситуацию

Монахини не всегда имеют возможность или силы уделить внимание для ответов на вопросы туристов. Но мы стараемся на всякий день хранить мирный дух и поддерживать людей молитвой.

Нередко бывает и так: тот, кто приехал получить новые внешние впечатления и «отметиться», сделав селфи на фоне древних стен, останавливается и переключает внимание на свое внутреннее состояние. Словно шоры снимаются с его глаз, и он замирает перед открывшейся красотой

Однажды на моих глазах светские парень с девушкой, режиссер и журналистка, приехавшие записать проходной репортаж о монастыре, почувствовали присутствие Божие и оба заплакали перед Толгской иконой. Их души словно прозрели и стали очищаться в присутствии святыни.

Отдельная категория посетителей – это юные экскурсанты

Очень важно поговорить с маленькими собеседниками. Обсудить с ними вечные вопросы и образно рассказать про монастырь

С детками, чтобы им было не скучно, мы проводим подвижные игры, но, войдя в храм, приглашаем их тихо сесть на скамеечки, чтобы внимание было сконцентрировано на созерцании и беседе. А сколько вопросов у юных правдоискателей: «Живет ли Бог на облачках?», «Есть ли рай для хомячков?», «Можно ли молиться за любимую кошку?», «Может ли Бог помирить маму с папой?» Порой эти вопросы заводят в тупик

Но непременное условие во встречах с детьми – искренность

Очень важно, какой фундамент будет заложен в душу маленького человека, на каких примерах будет формироваться его мировоззрение. Детки, вернувшись с экскурсии домой, рассказывают близким о монастыре и продолжают задавать мамам и папам сложные вопросы

Те, в свою очередь, тоже задумываются и, бывает, вновь приезжают к нам со своими чадами.

Настоятели

Игумены

  • Герман (упом. 1392)
  • Кассиан (упом. 1541)
  • Иона (упом. 1555 и 1556)
  • Иоанн (упом. 1 дек. 1561)
  • Феодосий (Харитонов) (1578—1602)
  • Иона II (1606—1611)
  • Макарий (упом. 1613, 1614)
  • Серапион (1618—1634)
  • Адриан (1635—1640)
  • Иоиль (1641—1650)
  • Мисаил I (упом. 1652, 1654)
  • Филарет (упом. 1655, 1656)
  • Мисаил II (упом. 1659 — упом. 1661)
  • Дионисий (упом. 1662)
  • Мисаил III (упом. 28 июля 1663)
  • Сергий (1662—1666)
  • Савватий (1666—1671)
  • Гордиан (1671—1700)
  • Филарет I (1701—1705)

Архимандриты

  • Корнилий (упом. 1707)
  • Рафаил I (Казанович) (упом. 25 дек. 1707)
  • Иона I (1711—1719)
  • Даниил (1719—1722)

Игумены

  • Афанасий (Коноиди) (2.3.1722 — 8.7.1723)
  • Филарет II (упом. янв. 1724)

Архимандриты

  • Пимен (Савелов) (1729—1736)
  • Рафаил II (1736—1737)
  • Иосиф I (1737—1743)
  • Иоанникий (1743—1746)
  • Гавриил I (1746—1747)
  • Иосиф II (1747—1752)
  • Иосиф III (1752—1754)
  • Вонифатий (Борецкий) (1754—1758)
  • Пармен (28.4.1758 — 3.8.1758)
  • Илларион (Завалевич) (13.8.1758 — 10.9.1758)
  • Киприан (1758—1762)
  • Иринарх I (1762—1775)

Игумены

  • Игумен Филимон (Терлецкий) (1775—1786)
  • Игумен Иоанн (Терликов) (1786—1789)

Архимандриты

  • Порфирий (1790—1795) (погребён)
  • Анастасий (Щепетильников) (11 июня 1795 — 29 июня 1797)
  • Никон (1797—1799) (погребён)
  • Августин (Сахаров) (1798—1800)
  • Моисей (1800—1812)
  • Иоанн (29.3.1813 — 16.10.1813)
  • Аполлос (Алексеевский) (29 сентября 1813 — 18 декабря 1816)
  • Феофилакт (Протопопов) (1816—1820) (погребён)
  • Гавриил (Розанов) (11.1.1821 — 18.9.1821)
  • Аарон (Нарциссов) (1821—1826)
  • Иассон (Никольский) (15 марта 1826 — 5 октября 1830) (погребён)
  • Иринарх (Попов) (1831—1836)
  • Авраам (Шумилин) (1836—1844) (погребён)
  • Макарий (1836—1838)
  • Афанасий (Соколов) (1838—1841)
  • Феогност (Лебедев) (1841—1848)
  • Ириней (Нестерович) (1848—1864) (погребён)
  • Флавиан (Остроумов) (1865—1867) (погребён)
  • Владимир (Миловиднов) (1869—1877)
  • Павел (Глебов) (1878—1892)
  • Герман (Ханов) (1892—1897)
  • Порфирий (Кулаков) (1897—1910)
  • Игумен Серафим (Самойлович) (1910—1915)
  • Анемподист (Алексеев) (1917—1921)
  • Григорий (Алексеев) (1921-1928)

Избавление одного из жителей города Ярославля от запоя и безумия

В 1655 году, Декабря 12 дня, один житель города Ярославля, по имени Игнатий Кондратьев, по навождению бесовскому, впал в грех пьянства, в котором потерял ум. У сего несчастного был брат, человек богобоязненный, который с великими трудами успел привести страдальца в Толгскую обитель. Когда они уже были против ворот монастырских, безумный возопил: «о горе! О беда! Зачем ты ведешь меня сюда против воли? Я не хочу даже слышать о месте сем, не только что видеть его; пусти меня; ибо я пойду скорее домой, а сего места не могу видеть». Когда же они были уже внутри обители, безумный снова начал кричать: «не хочу, не хочу, возвратите меня туда, откуда я пришел». Таково было состояние его при первом появлении в обители. Пробыв же несколько дней в обители, он мало по малу начал приходить в разум, и смысленно говорить, и усердно молиться пред чудотворным образом Богоматери. Тогда Игумен и братия стали спрашивать его, от чего он так кричал и порицал сие святое место. В ответ на сие безумствовавший рассказал следующее: «когда мы еще не дошли до обители, я внезапно почувствовал, что на меня напали: одни били меня, другие повергали на землю, иные, скрежеща зубами, хотели убить меня, а иные тащили меня назад, возбраняя мне идти сюда. Ныне же, по милости Пресвятой Богородицы, я более уже не вижу этих страшных и безобразных лиц, только слышу издалека голос их, говорящий мне: уйди из дома сего, ты наш, ты наш, уйди не трудись напрасно; если же не уйдешь отсюда, мы скоро убьем тебя». Но после сего, спустя немного времени, некогда безумствовавший, Игнатий совсем освободился от мучительнаго врага спасения и совершенно здоровым возвратился домой, славя Бога и Пречистую Богородицу.

Главная Хозяйка здесь – Пресвятая Богородица

Если мы обратим внимание на архитектурный ансамбль храмов, келейных корпусов, стен и башен, то удивимся, сколько здесь одновременно эпох и направлений – от русского стиля до классицизма и барокко. Храмы обители словно парят над землей

И, созерцая старинную архитектуру, человек прикасается к подлинной и вечной красоте. А Свято-Введенский собор, построенный на месте обретения Чудотворной иконы, знаменит своими фресками XVII столетия и охраняется ЮНЕСКО. Его строительство в 1680 году благословил Патриарх Никон.

В дореволюционный период монастырь посещали такие значимые личности как Иван Грозный, Михаил Федорович Романов, царевна Софья и Федор Алексеевич Романовы, Екатерина II, Павел I, святители Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский и Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Патриарх Тихон. Дважды приезжал Государь император Николай II. В новейший период Толга принимала Святейших Патриархов Пимена, Алексия II и Кирилла, а в последние десятилетия и руководителей государства.

Тридцатилетний опыт возрождения Толгского монастыря свидетельствует о том, что благодать этого места особым образом воздействует на души приезжающих к нам людей. Современники узнают об обители через средства массовой информации – передачи и документальные фильмы, статьи и монастырский сайт (montolga.ru). Многие открывают для себя это место, посещая достопримечательности «Золотого кольца России». Путешественники часто признаются сестрам, что «будто в рай попали» – все ухожено, чувствуется, что монахини любят свой дом и с готовностью исполняют заповедь о гостеприимстве. Но не мы здесь являемся подлинными хозяевами. Главная Хозяйка этого места, как и других православных монастырей, – Пресвятая Богородица. Именно Она управляет всеми делами, а мы, сестры, лишь «обслуживающий персонал», Ее служанки. Однажды турист спросил монахиню: «У вас столько трудов! Вам не тяжело?» На что она ответила: «Монахи – это дети Божии. А дети, если по-настоящему любят родителей, будут делать всё, чтобы радовать и их, и их гостей».

Духовной семьей Толгских сестер с 1988 года бессменно руководит Матушка игуменья Варвара (Третьяк) – человек удивительной мудрости и силы, молитвы и действия. Через Матушку-настоятельницу мы имеем возможность соприкоснуться с опытом дореволюционного монашества. В 1967 году 20-летняя Александра стала послушницей в Киевской Флоровской обители у монахинь, принявших постриг еще в царской России. А призвание к ангельскому жительству она ощутила в раннем детстве. Матушка Варвара воспитывает в сестрах доброжелательность к приезжающим в монастырь паломникам и туристам и сама являет пример радушия и гостеприимства.

Многие люди восторгаются, когда видят восстановленный буквально из руин архитектурный ансамбль монастыря и утопающую в цветах территорию, похожую на райский сад. Чудо возрождения было бы невозможно без нашей неутомимой молитвенницы и труженицы, вдохновляющей своим горением по Боге на ежедневный подвиг.

В современном мире важно иметь единомышленников

У нас, как и во многих приходах, действует воскресная школа. Пока дети занимаются с монахинями и их помощницами, мамы и папы слушают лекцию батюшки

Важно, когда при монастыре или храме создан крепкий приход. Люди не просто приезжают на богослужение, но продолжают общаться вне монастырских стен

Начинают дружить дети – знакомятся и родители. В современном мире важно иметь единомышленников. Наши прихожане организуют совместные выезды за город, участвуют в спортивных соревнованиях, обретают крестных и крестников. Приход живет единым духом. И, видя высокую «духовную планку», заданную монахинями, люди в частной жизни являют пример настоящих христиан. Годами наблюдаешь за одним и тем же человеком: вот юноша оканчивает университет и приходит причаститься перед защитой диплома. А через год он стоит в очередь на исповедь уже с молодой женой. Еще через несколько лет отец семейства ровняет своих пострелят перед Чашей. А потом малыши идут в первый класс, и к нам в воскресную школу…

Сейчас в России более 800 монашеских обителей. Мы все плывем на одном большом церковном корабле, глава которого – Христос. И мы хотим, чтобы как можно большее количество людей почувствовали Церковь своей духовной матерью, а страну – Родиной. Верим, что Пресвятая Богородица благословляет каждого человека, с верой приложившегося к Ее чудотворному Толгскому образу. Пусть Благословение Царицы Небесной пребудет с Вами!

Фото из архива Толгского монастыря

Распечатать

Как добраться до Толгской обители?

Есть три способа посетить Толгский монастырь. Как добраться на машине: по Московской трассе (М8) двигаться через г. Ярославль, за пос. Лесная Поляна, расположенным сразу за окружной, свернуть налево и двигаться по трассе до пос. Толгоболь, затем повернуть налево и ехать, никуда не сворачивая, около 2 километров.

Можно добраться на общественном транспорте. К сожалению, прямой автобус до Толгского монастыря не ходит, но можно доехать на маршрутном такси (номера 93 и 91) или на автобусе № 21 добраться до остановки «Песочное», а от нее пешком дойти до места (идти около 25 минут).

Летом до монастыря можно добраться на речном трамвайчике, который отправляется от Ярославской пристани.

Желающие спросить совета у матушки-настоятельницы или сказать добрые слова поддержки могут написать в Толгский монастырь. Адрес для писем: монастырь, пос. Толга, г. Ярославль, Российская Федерация, 150027.

Толгская обитель — уникальный архитектурный и историко-культурный памятник, который известен в православных кругах всего мира. Для верующих Толгский монастырь — это удивительно «чистое» намоленное место, здесь душа раскрывается и наполняется божьей благодатью, а главная святыня, мироточащая икона Богоматери, дарует исцеление от болезней хворым.

История Толгской обители

К сожалению, о первых двух веках существования обители мало что известно. Источником немногочисленных фактов того времени являются записи летописцев в сказаниях об иконе Толгской Богоматери. Первое событие, зафиксированное в Сказаниях, — это чудо мироточения Богоматери и младенца в сентябре 1392 года, которое произошло во время утреннего молебна. Миро оказалось целебным, многие болеющие, помазавшись им, получили исцеление. С тех пор икону Толгской Богоматери почитают как мироточивую. Второе чудо – чудесное спасение иконы из пожара в начале 15-го века. Огонь, охвативший Толгский монастырь, мгновенно уничтожил деревянные строения, монахи даже не успели спасти ничего из церковной утвари. Более всего они горевали об утраченной иконе чудотворной. Но после ликвидации пожара в лесу на дереве монахи вновь обрели икону, совершенно от огня не пострадавшую. На месте этом заложили часовню, куда поместили копию Толгского образа Богоматери.

К середине 15-го века, устав от постоянных притеснений князей Засекиных, монахи обратились с просьбой о покровительстве к великому князю Василию Темному

Челобитная была князем удовлетворена, что и обеспечило монастырю внимание русских самодержцев на многие века. В 1553 году Толгский монастырь (Ярославль) впервые посетил Иван Грозный, которого принесли сюда на носилках, но после горячей молитвы у иконы царь исцелился

В благодарность за свершившееся чудо Иван Грозный велел выделить золото и драгоценности для украшения образа, а также выстроить храм каменный и заложить знаменитую ныне кедровую рощу. Введенский собор стал первым каменным строением в Толгском монастыре.

В годы великой Смуты обитель постигло тяжелое испытание. В 1609-м он был разграблен литовскими захватчиками, а после интервенты подожгли кельи, предав мученической смерти от огня 46 насельников, которые нашли укрытие в храме. В первой половине 1612 года Минин и Пожарский выбрали для размещения народного ополчения Толгский монастырь. Ярославль в те времена фактически выполнял функции столицы Русского государства, город был густонаселен, санитарные условия были ужасными, и началась эпидемия. В этой ситуации вокруг Ярославля по инициативе игумена монастыря был совершен крестный ход с Толгским образом, после чего эпидемия отступила.

С 1673 года и до начала 18-го века в монастыре началось активное каменное строительство, заложившее основу современного монастыря. Настоятель сумел найти богатых благотворителей, на пожертвования которых были построены: Святые врата с церковью Николая Чудотворца, башни и стены монастыря, настоятельский корпус, Введенский Собор. В 17-19-м веках монастырь неоднократно посещала царская семья. В 1763 году Екатерина Великая совершила сюда пешее паломничество, в 1863 году обитель посетил цесаревич Николай Александрович, а в 1913 году, в дни празднования трехсотлетия династии Романовых Толгский монастырь посетил последний император всея Руси Николай II с супругой и дочерьми.

В послереволюционные годы монастырь сильно пострадал. После восстания в Ярославле все имущество обители было описано и национализировано. В 10-15 годах 20-го века настоятелем монастыря был иеромонах Серафим, принявший впоследствии мученическую смерть от большевиков. В декабре 1918 года в Толгский монастырь переехали монахи из Казанского, который после ярославского восстания превратили в концлагерь. В конце 1928 года во Введенском соборе была проведена последняя служба, и в марте следующего года монастырь официально закрыли и сбросили с него колокола и кресты.

В 1947 году советские власти признали архитектурный ансамбль монастыря историко-культурным памятником, но это были лишь слова. С 1960 года рядом с ним разместилась колония для несовершеннолетних, обслуживающий ее персонал проживал в специально отстроенном для них доме на территории монастыря, возле березового парка. В последующие годы возле этого дома были построены и другие здания колонии, которые выросли в посёлок Толга. Кладбище монастыря было разграблено и разрушено, под Введенским собором была уничтожена усыпальница, а в самом соборе устроили псарню и конюшню. Такое положение дел сохранялось до 80-х годов. В конце осени 1987-го детская колония выехала с территории монастыря, обитель была возвращена Православной Церкви и возобновила свою деятельность как женская. Толгский женский монастырь стал первой вновь открытой в СССР обителью. Первые жительницы застали здесь настоящий ужас запустения и разрухи, о котором ныне ничего уже не напоминает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector