Биография игумена никона воробьева, жизненный путь и духовное наследие

Наследие

После кончины игумен Никон оставил множество писем, которые раскрывают истинную суть покаяния, смирения. На протяжении всей жизни он наставлял молодых монахов и написал немало текстов, в которых излагал основные положения своих взглядов.

Стилевые особенности автора

Никон писал ученикам и близким людям с целью помочь, наставить, дать совет. Современники отмечают, что батюшка никогда не переходил границ личного пространства, его советы не были приказами. Он постоянно подчеркивал, что свои рекомендации он дает от души, но последнее слово остается за самим учеником. Письма всегда отличал стройный и деликатный слог. Собственные советы батюшка любил подкреплять историями из жизни, примерами и наблюдениями.

Кроме того, Никон владел латинским и древнегреческим языком, мог позволить себе процитировать первоисточники и трактовал многочисленные высказывания философов о смысле жизни и бытии.

Письма о духовной жизни

Никон написал множество писем, наполненных размышлениями о вере, предназначении человека и роли Бога во Вселенной. Из этих писем был составлен сборник, где они расположены по датам написания. Игумен Никон много писал о покаянии, он считал эту добродетель одной из главных среди других черт верующего человека. Эти письма – не просто ответы на вопросы самого игумена – это научный труд священнослужителя, в котором собраны различные мысли преподобных отцов, живших до него, оставивших после себя культурное наследие. Ссылки на слова преподобных батюшек подкреплены собственными рассуждениями Никона о вере, о смирении, об основах, которые порождают грехи и духовное разложение.

Как жить сегодня

Это сборник наставлений, которые составляют основу мировоззрения игумена Никона:

  • он пишет о беспрекословном соблюдении заповедей Господа;
  • повествует о собственном смирении, которое открыло в нем новые стороны личности;
  • батюшка сообщает, что божественная благодать дается далеко не сразу, но нельзя отпускать руки, переставать ждать ее;
  • главными условиями жизненного бытия он считает покаяние и смирение – эти два явления способны возродить свет души, вернуть самого падшего человека на истинный путь;
  • батюшка призывает отбросить уныние, отчаяние, утверждает, что не существует безвыходных ситуаций.

«Нам оставлено покаяние»

Книга Никона посвящена рассуждениям об оскудении современной духовной жизни и о том, что можно сделать, чтобы возродить истинные традиции почитания Бога. Никон считал, что вера православных людей пошатнулась из-за отсутствия постоянного примера аскетической жизни перед глазами, он обвинял современников в том, что они стали больше служить бренным вещам, чем источникам духовного насыщения.

Никон подчеркивал, что единственный путь, который может вернуть людей к Богу, – это постоянное покаяние, раскаяние, признание грехов, регулярное воспитание своего духа и тела.

Другие произведения

Никон был блестящим проповедником, он умел владеть словом, его проповеди приходили слушать издалека. Те письма, что он оставил после кончины, были собраны в сборники, которые читают на занятиях в Духовной семинарии, разбирают по тезисам, ставят, как пример православного письма.  Распространены его письма «к жене пьющего мужа», он писал о том, «как принимать скорби», составлены письма с общими положениями, в которых он обращается к «своим духовным чадам».

Предисловие

Широкое, в настоящее время, обращение к вере отцов – Православию – не всегда, к сожалению, увенчивается правильным его пониманием. Очень часто под Православием подразумевают его внешнюю сторону, его «одежду»: богослужения, таинства, обряды, церковную дисциплину, правила и прочее, которые являются лишь его «иконой», необходимыми вспомогательными средствами к усвоению Православия, но не им самим. Ибо исполнение всех этих церковных установлений без понимания сути Православия легко может привести верующего к приобретению не богоподобных свойств смирения и любви, а прямо богопротивных: самомнения, гордыни, фарисейства.

Именно это привело иудеев, видящих сущность своей веры в скрупулезном исполнении внешних предписаний ветхозаветной религии, к отвержению пришедшего Мессии-Христа, сделав их богоборцами. Не случайно Господь множество чудес сотворил в субботу, когда по иудейскому закону ничего нельзя было делать, обличая тем самым этих ревнителей «буквы» и отеческих преданий. Всё это Он делал, чтобы показать, что спасение достигается не обрядоверием, а чистотою сердца, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека (Мф. 15, 19–20). Это научение Спасителя в высшей степени насущно сегодня для православного верующего. Ибо одним из самых больших для него искушений является усмотреть сущность христианства не в исполнении заповедей Христовых, а в приверженности к внешне-обрядовой жизни.

Что же такое Православие?

Ответу на данный вопрос и посвящена эта книга писем одного из замечательных подвижников 20-го века нашей Церкви игумена Никона (Воробьева). Если попытаться кратко выразить основную ее мысль, то можно сказать следующее.

Православие – это правильная духовная жизнь (в отличие от множества ее искажений), основанная на вере в Господа Иисуса Христа и Его Евангелие. Такая жизнь скрыта от посторонних взоров, ибо она представляет собой борьбу в сердце человека, из которого исходят как добрые, так и злые намерения, мысли, желания. Эта жизнь, прежде всего, приводит верующего к познанию глубокой поврежденности человеческой природы, своей личной греховности и, отсюда, необходимости Спасителя. И по вере этого познания она открывает искренно трудящемуся христианину и всю красоту Царства Божия, скрытого внутри каждого человеческого сердца (Лк. 17, 21).

Но как достичь спасительной пристани и войти в Царство Божие – это, по выражению отцов, наука из наук и художество из художеств. Потому так важна та особенность Православия, что оно, в отличие от всех других направлений современного христианства (католицизма, протестантизма, псевдохристианских сект), которые исследуют эту науку по своему разумению, полностью основывается на святоотеческом учении и опыте. Сам личный опыт отдельного верующего и учение любой христианской общины (как православной, так и неправославной) оценивается исключительно через призму соборного опыта отцов – только он для Православия является единственно достоверным критерием истинности в оценке всех истин веры и явлений духовной жизни. Причина такого подхода понятна. Когда святые отцы согласно учат по каким-либо вопросам, то это их согласие свидетельствует, что они высказывают не свое личное мнение, а передают голос того же Духа Божия, которым написано само Священное Писание. Потому их согласное учение по любому вопросу веры и духовной жизни является в Православии гарантом истины, и знание основ этого учения необходимо для каждого христианина.

Хочется надеяться, что предлагаемый очерк о жизни игумена Никона и его письма дадут возможность лучше понять путь духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на нем, – понять, что есть Православие.

«Слуга»

Вышний Волочек в Тверской области, работа в качестве универсальной прислуги у врача… После четырех лет лагерной жизни это уже не казалось чем-то отягощающим. Была какая-никакая крыша над головой, какое-никакое питание, и главное – свобода, так, что еще оставалось время для молитвы и для чтения.

Шел 1937 год, оказавшийся для миллионов людей в России «последней чертой», а о.Никону несказанно повезло – его как раз освободили по зачету рабочих дней.

Зная о том, что для нового ареста не потребуется и особого повода, он жил незаметно, беспрекословно, со всей добросовестностью выполняя то, что ему поручали – самую черную работу – уборщика, мусорщика, прачки, посыльного. Разговоров о вере ни с кем не вел, ни взглядом, ни полусловом не выражал осуждения или нерасположения по отношению к родственникам доктора, убежденным атеистам.

Терпеливый, внимательный, простой в обращении, он по большей части молчал, хотя не чуждался людей и не выглядел букой. Мало-помалу к нему привыкли. Помощником он оказался незаменимым.

Чем он располагал к себе, почему хотелось задержаться возле него? На эти вопросы едва ли у семьи врача нашелся бы ясный ответ. Но только во всем, что он делал, в самой его манере слушать, в его тихости было столько тепла и настоящего человеческого участия, что мирно и спокойно становилось на душе от одного его слова, кивка головы. Видно было, что в скромном своем положении он не искал выгод и был добр не по расчету.

Наблюдая за ним и за его жизнью продолжительное время, жена доктора и ее сестра из людей совершенно неверующих через несколько лет стали христианками… Чудо: проповедь без слов и риторических приемов. Свет просиял для них однажды в образе человека, за внешним они вдруг увидели божие.

Нищий, лишенный всего, о. Никон мог утешать тех, кто, кажется, имели все. Источниками его радости были вера и еще большие дары – монашество и благодать священства. Постриг батюшка принял в Минске, в 1931 году, из рук епископа Феофана (Семеняко), а за год до своего ареста был рукоположен в иеромонаха; и хотя впереди у него были сибирские лагеря, внутри – устроенный «храм Божий», да еще с возможностью совершать службы и быть ходатаем за людей.

Писания преподобного батюшки

Как уже упоминалось выше, игумен описал свою жизнь в своих писаниях. Сегодня они объеденные в одной книге. Многие современные священники читают данные писания. К сожалению, читая их не всегда понимают о чем там идет речь. Писания понятны только глубоко верующим людям, которые пытаются найти истину в жизни, как когда то искал ее сам игумен.

Труды Никона Воробева очень популярны среди верян, обучающихся в духовных семинариях. Они дают много ответов на вопросы простого христианина. Здесь каждый может найти объяснение что такое Православие, как жить на основании православных учений и т. д. В содержание книги входят писания :

  • к монахини Марии;
  • к Екатерине;
  • к монахине Евпраксии;
  • духовным чадам и т. д.

Более того в книге также даны ответы на вопросы приходской жизни Игуменом Никоном Воробьевом.

Также нужно выделить то, что батюшка Никон Воробьев вечерние молитвы в храме проводил часто. На них собиралось много людей. Причина была очевидна. На его служениях люди исцелялись. Они находили ответы на многие свои вопросы.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Святой Троицы в чем помогает

Игумен скончался в 1963 году

Зимой 1962-1963 годов Никон стал чувствовать постоянное недомогание. Это стало видно по уменьшению аппетита, быстрой усталости от работы, большей общей слабости.

В конце августа 1963 года он в последний раз смог исповедать близких ему людей. Позже он уже не мог самостоятельно ходить в храм. Ему приходилось причащаться у себя дома. До самого последнего дня жизни он сохранял ясное сознание.

Никон наставлял окружающих молиться и сохранять верность заповедям Божьим.  Не терять духовную связь с епископом  Игнатием Брянчаниновым, отказаться от пустой суеты и твердо верить в Бога до конца дней своих.

7 сентября 1963
Игумен Никон скончался

Почитание памяти игумена Никона

В честь 50 годовщины со дня смерти священника была проведена конференция, где выступали как люди, которые были знакомы с ним, так и те, кому помогли его книги на пути к христианской жизни.

На этом мероприятие профессор Алексей Ильич Осипов также поделился воспоминаниями о своем духовном наставнике.

По словам Алексея Ильича, батюшка Никон в ряду прочего огромное внимание уделял качеству проведения церковной службы. Он строго-настрого запрещал торговлю в лавке, подачу записок, а также всяческие благотворительные сборы во время большей части богослужения

Также игумен решительно боролся с излишне эмоциональным исполнением песнопений церковным хором. Никон Воробьев говорил, что священник обязан постоянно работать над своей дикцией, а темп его речи во время службы не должен быть слишком быстрым.

«Пути небесные»

В юности перед ним было открыто несколько возможностей. Разносторонне-одаренный человек, Николай Воробьев одинаково успешно осваивал математику и литературу

Преподаватели обратили внимание на его рисунки, явные способности к графике, рисованию и черчению. Мальчик из крестьянской семьи, он со всей прилежностью старался сначала научиться всему, что только позволяла программа реального училища, носившая более прикладной характер по сравнению с программой классических гимназий

Учение для него было связано не только с соображениями практической пользы – в деревенской среде к наукам относились уважительно как к средству просвещения внутреннего. Для Николая это и было главным стимулом в получении образования. Постепенно от эмпирических знаний он пришел к философии, что для реального училища было явлением не таким уж частым. Принявшись изучать историю «матери наук», через некоторое время он знал многие вещи настолько глубоко, что преподаватели находили удовольствие в беседах с ним как с равным.

Однако вскоре он почувствовал предел. Ни отдельные науки, ни философское знание не давали представления о главном: о духовной сущности человека, об ее источнике и о смысле человеческой жизни. Так по ступеням знания он поднялся до самой высокой области: «совершенно ясен стал вывод, что надо обратиться к религии». Не от привычки, не от семейного уклада пришел он к Богу; душа, ее потребности, заставили его быть последовательным и честным до конца.

Немалую роль сыграло в этом и знакомство с учением классической античной философии о «нусе» и «логосе». Если человек по своей умственной, психической и душевной организации настолько отличается от других существ, что ни одно животное не может приблизиться к нему, то логически вытекает вопрос об истоках этого различия, той «непроходимой пропасти», объяснения которой дарвинизм дать не в состоянии, поскольку мутации в природе не подтверждают факта «перехода видов».

Так, не имея ни духовного наставника, ни примера рядом, Николай обратился к вере, и, «по-кантовски», по внутреннему чувству, по принципу подобия, выбрал Христа. Как вспоминал он позднее, это был период «горения сердца», когда Господь, видя его томление, повел его Сам: от первого сознательного прочтения Евангелия – к творениям Святых отцов Церкви, литературе по аскетике и богословию. Через несколько лет период подготовки и воцерковления завершился для него поступлением в Московскую Духовную Академию.

Главный выбор был сделан. Через год, когда занятия в Академии прекратились, он уже не мог и помыслить об ином пути, кроме богообщения и служения Богу. Некоторое время, занимаясь преподаванием математики в школе, он радовался возможности хотя бы на несколько часов в день побыть в уединении, посвятив это время духовному чтению, но ему отчаянно не хватало пусть маленького, скромного дела в Церкви. Вскоре он переехал в Москву и поступил на службу псаломщика в Борисоглебском храме.

Принятие монашества среди гонений было свидетельством глубины его веры и великим утешением. Маленький «личный завет», нерасторжимый и освобождающий от силы внешних обстоятельств: Бог и душа — вот монах.

…Ни арест, ни последующие испытания не имели над ним власти, он оставался с Богом, что бы ни не выпало на его долю: быть в услужении, освящать вновь открывшиеся в годы войны храмы или вести ремонтно-восстановительные работы.

А сколько переводов выдержал о. Никон! Из Козельска его направили в Белев, оттуда – в Ефремов, затем – в Смоленск, и, наконец, Гжатск. Были на этом пути и разочарования, и неудачи, но и при неблагоприятных обстоятельствах он не опускал рук, и все больше приходил к состоянию начального мытарева смирения.

И так до самого конца: служба с соблюдением правил, без каких-либо привнесений и внешних «артистических» эффектов, труд по заповеди, – в Вышнем Волочке и в Козельске в свободное время он насадил сады, снабжая саженцами всех желающих, и притом совершенно бесплатно, – заботы о духовных детях. Почти до самой кончины своей 7 сентября 1963 г. батюшка оставался на ногах, исповедовал, причащал.

Духом собранности, проверки себя, – в Боге ли ты, так ли живешь, как заповедано, – проникнуты его письма к мирянам.

Путь настоятеля

Нападение немцев, страх, неуверенность в будущем вновь поворачивают сердца людей к Богу, в молитвах они ищут спасения, освобождения и поддержку. Советское правительство разрешает открыть некоторые храмы. Отец Никон возвращается к священнослужению.

В 1944 году архиепископ Калининский и Смоленский Василий назначает священнослужителя Никона настоятелем Козельской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, после этого в 1948 году следует перевод в Белев, после него — Ефремов, а далее следует Смоленская епархия, Смоленск, Гжатск.

Жизнь игумена Воробьева продолжается в тяжелых условиях, гжатский приход находится в полном запустении и нуждается в реставрации. Слабый здоровьем, потерянным в лагерях, батюшка принимается за работу по восстановлению храма и обустройству своей жизни.

В 1956 году на праздник Воскресения Иисуса Христа преосвященный Михаил (Чуб) награждает отца Никона чином игумена. Несмотря на то, что священнику приходится много физически работать, он не пропускает утренние молитвенные чтения, проводит богослужения, наполненные Божьим рвением.


Книга Никона Воробьева «Письма о духовной жизни»

В свободное время настоятель храма работает в теплице, саду, его урожаи вызывают изумление даже у опытных огородников, и много читает. В письмах отец Воробьев позже напишет, что именно в этот тяжелый период он понял, что такое истинное терпение и смирение.

Краткое жизнеописание

Священнослужителем русской православной церкви, как правило, становятся в результате мучительных исканий. К вере приходят через преодоление трудностей, через внутренние споры – так было и с Николаем Воробьевым, сыном простого сельского жителя.

Происхождение

Семья, в которой родился Николай, была многодетной. В 1894 году, когда родился будущий игумен, крестьянские села тверской губернии переживали далеко не лучшие времена. Не хватало хлеба, другой провизии.

Детские годы

Воспоминания о детстве у Николая остались самыми светлыми: он любил играть с братьями, часто помогал отцу во дворе и по хозяйству. Несмотря ни на что, он рано проявил тягу к знаниям, ходил к местному священнику, который обучал его грамоте.

Вспоминают особый случай, который стал для Николая пророческим. Село часто посещал юродивый, известный на всю округу. Его любили местные жители, подкармливали, отдавали вещи. Увидев на церковном дворе юного Колю, юродивый подошел к нему и обратился, как к монаху. Это стало символом предопределения дальнейшей судьбы.

Молодость

Николай часто задумывался о философских идеях, хотел понять и осмыслить суть бытия. Отец помог ему поступить в Реальное училище, что было весьма престижно для сына простого крестьянина. Заведение было окончено Николаем блестяще, хотя он полностью разочаровался в философии, так и не найдя ответов на свои вопросы. Этот период был одним из самых тяжелых. По воспоминаниям игумена, к нему приходили мысли о самоубийстве – так тяжело было собственное бессилие. Наконец, он подумал о Боге, начал молиться, тогда к нему пришла благодать.

Монашеский подвиг

В 1931 году в одном из монастырей города Минска он принял монашеское имя, стал называться Никоном. С этих пор начался его нелегкий монашеский путь. На территории Борисоглебского монастыря он вскоре был посвящен в иеродьяконы, проповедовал слово Божье, честно служил на своем месте.

Именно за это был арестован и сослан в Сибирь во второй половине 1933 года. Никон попал в сибирский лагерь Комсомольска-на-Амуре. Условия жизни там были суровыми, приходилось много трудиться физически, но монах не забывал молиться и писал записки, которые позднее стали основой духовных писем.

За прилежное поведение он был отпущен раньше. Вышел на свободу через пять лет заключения вместо семи лет. После этого уехал в Вышний Волчек. Там Никон нашел себе место в семье местного врача, стал работать универсальной прислугой. Первые годы работы были осложнены тем, что женщины, которым он служил, придерживались атеистических взглядов. Они могли позволить себе нелестные высказывания по отношению к церкви, что батюшке Никону приходилось терпеть с великим смирением.

Дождавшись открытия церквей после Отечественной войны, батюшка приступил к службе. На этом пути его поджидали новые трудности. Он обратил к вере многих неверующих людей. Кроме того, батюшка столкнулся с завистью, непониманием. К 1956 году он был переведен на территорию Гжатска, где возглавил один из приходов. На этом месте он стал игуменом. Служба давалась нелегко. Гжатск был для игумена Никона периодом полного смирения и понимания истинной ценности веры. Деятельность игумена Никона всегда имела для окружающих особенные черты:

  • он никогда не торопился при совершении молебнов, треб и других служб;
  • батюшка принимал исповеди, не жалея собственного времени, особенно внимательно выслушивал тех людей, которые приходили редко или исповедовались впервые;
  • установил правило – не находиться за алтарем без крайней надобности, считал это место священным, говорил там очень мало, только то, что было необходимо;
  • после исповеди не сразу допускал к причащению, называя этот ритуал самым важным;
  • был внимателен к маленьким прихожанам, считая, что с самого незрелого возраста необходимо формировать православное мировоззрение.

Главное, что отмечали современники Никона, игумен был строг по отношению к себе. Он рано вставал, много молился, обходился лишь необходимыми для поддерживания жизни вещами.

Смерть

Никон болел несколько месяцев, при этом он оставался на ногах, не жаловался и не выражал никакого недовольства. Окончательно слег Никон за 10 дней до кончины. До последних минут он сохранял твердость разума, разговаривал с близкими людьми, которые его окружали. Никон был готов к смерти до такой степени, что с улыбкой осматривал гроб и одеяния, которые выбрал для себя сам.

Юношеские годы

После окончания реального училища в 1914 году Воробье становится студентом Психоневрологического Петроградского института, много читает и ищет ответ на извечный вопрос о смысле жизни. Порой он деньги, отложенные на последний кусок хлеба, отдает за книгу, увлекаясь особенно философией, где ищет ответы на волнующие его вопросы.

Разочаровавшись в учебе, молодой человек бросает институт. Потерявшийся в своих исследованиях отрок впадает в депрессию, не находя ответа на вопрос о смысле жизни. Взамен приходят мысли о суициде, и в 1915 году он решает уйти из жизни, но перед этим буквально кричит к Богу, прося об откровении.

Даже сам Николай не смог впоследствии объяснить того надлома и просветления, происшедшего в его душе, но именно в самый страшный момент своей жизни он приобрел веру, увидел свое предназначение в служении Всевышнему.

Важно! Чтение Жития Святых Отцов навсегда отвратило Николая от мирской жизни и мирских увлечений, он увидел свое назначение в несении Слова Божьего в мир, для наполнения его любовью, добротой и чистотой. В 1917 году юноша становится студентом Московской духовной академии, но обучение прерывается из-за революции

Живя в Вышнем Волочке, работает учителем математики, через несколько лет переезжает в Москву и служит в храме святых Бориса и Глеба

В 1917 году юноша становится студентом Московской духовной академии, но обучение прерывается из-за революции. Живя в Вышнем Волочке, работает учителем математики, через несколько лет переезжает в Москву и служит в храме святых Бориса и Глеба.

Работая псаломщиком, живет в полу нищете и холоде, но все свое время проводит в молитвах и постах, наполняясь Божьей благодатью, принимает решение стать монахом.

«Не ищите высоких состояний»

О чем же пишет о. Никон? О «первом камне» в основании спасения – о смирении. «Мне все больше и больше открывается глубокое падение человечества, а отсюда – значение Спасителя Господа Иисуса Христа. От дел не спасется никакая душа, только одно спасение – Христос, спасающий тех, кто верует в Него и сознает нужду в Спасителе, т.е. считает себя грешником, недостойным царствия Божия. Таких грешников и пришел Иисус Христос призвать к покаянию да спасению».(1)

Напоминает он и о том, что человеку, видящему свои грехи и надеющемуся получить прощение от Бога, не свойственно осуждать: «…чем грешнее человек, тем он меньше видит в себе грехов и тем больше и злостнее осуждает других. Истинным, неложным признаком правильности духовного устроения является глубокое сознание своей порчи и греховности, сознание своего недостоинства милостей Божиих и неосуждение других».(2)

Часто пишет и о непременном прощении других, без которого надежда на спасение была бы тщетна: «Только тогда Господь не прощает нам, когда мы сами не прощаем другим. Поэтому помиримся со всеми, чтобы Господь помирился с нами. Простим всем, чтобы и Господь нас простил»(3).

Унывающих под тяжестью скорбей о. Никон ободряет напоминанием о том, что и эта жертва не бесцельна, и если сами мы взываем ко Господу, прося очистить нас от «ветоши» прежних привычек, то не должны и пренебрегать посылаемым нам лекарством, не всегда приятным на вкус.

Все это узнаваемо, известно из наставлений старцев Оптиной Пустыни, святителя Игнатия (Брянчанинова), но в те годы, когда не было духовной литературы, важно было «из уст в уста» передать людям основные принципы духовной работы. Хотя есть в письмах игумена Никона (Воробьева) и вещи, предназначенные словно специально нам, сегодняшним

Хотя есть в письмах игумена Никона (Воробьева) и вещи, предназначенные словно специально нам, сегодняшним.

Мощная «прививка» от самомнения – его предостережение о том, что следует избегать ложного чувства «правоты и правомочности»: «Не возвышай голоса ни на кого. Помни непреложное слово Господа: Бог гордым противится. Это значит, что ты ни в чем не будешь иметь успеха, ни во внутренней жизни, ни во внешней. Во внутренней жизни уже видишь холод, леность, бесплодие. То же будет и во внешней. Будешь терпеть позор, поношение, нищету, болезни. Не исполнится ни одно твое желание и ожидание, будешь растоптана в грязь, пока не смиришься»(4); «Не командуй никем никогда. Не учи других, коль сама себя не научила ничему…»(5)

Но, возможно, наиболее ценны сегодня, в условиях, когда мы сталкиваемся с попытками обоснования некоего «секулярного» понимания духовности, простые и ясные напоминания о. Никона о том, что отличает духовность от культуры в широком понимании. Духовность, – напоминает он, – это обожение, т.е. стяжание Святого Духа, обновление природы человека: ума, души и даже тела; это состояние высшей радости богообщения(6).

Сноски

1. Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма игумена Никона (Воробьева) к духовным чадам. Интернет-версия: Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви (http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikon_v/repentance1/contents.html). Письмо 21.

2 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 23.

3 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 29.

4 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 107.

5 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 120.

6 Цит. По: Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письмо 260.

Рекомендуемые для чтения источники и литература:

  • Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма о духовной жизни. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007
  • Письма игумена Никона (Воробьева) к духовным чадам. Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2008
  • Интернет-версия: Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви
  • Игумен Никон (Воробьев). russian-inok.org
  • Игумен Никон (Воробьев). fotki.yandex.ru
  • Игумен Никон (Воробьев). azbyka.ru
  • Игумен Никон (Воробьев). krotov.info

Детство Воробьева

Николай (мирское имя Никона Воробьева) родился в многодетной крестьянской семье 4 мая 1894 года в селе Микшино Тверской губернии.

Происхождение и рождение

Поначалу биография Николая Воробьева была самой заурядной, он рос, как все мальчишки, его отец и мать были простыми крестьянами, очень верующими и набожными людьми. К сожалению, в архивах не сохранилось фотографий или описаний самого Николая в детстве, его родителей. Но можно предположить, что жизнь крестьянского ребенка в ту пору была трудной с самого начала.

Семья

Семья, в которой родился Николай, была многочисленной, в ней все умели и любили трудиться. У Коли было еще 6 младших братьев. Мальчик был очень любознательным и подвижным, он ничем не выделялся среди других детей. Единственное отличие — был очень жалостливым и добрым. Еще в Николае с детства сильно было желание докопаться «до сути вещей», в его характере была особая честность и порядочность. Коля очень хорошо учился и с отличием окончил сельскую школу.

Позже игумен Никон вспоминал, что монашество ему было предсказано еще в детстве. В их деревне жил юродивый Ванька, который однажды подошел к маленькому Коле и стал тыкать в него пальцем, повторяя: «Монах, монах».

Образование Николая

Когда Коля подрос, отец отдал его в реальное училище в город Вышний Волочек. Талантливый мальчик с усердием принялся за учебу.

Благодаря врожденной усидчивости и ответственности ему давались даже самые сложные дисциплины:

  • черчение;
  • рисование;
  • математика;
  • пение;
  • танцы;
  • игра на альте.

Все его таланты не прошли незамеченными среди преподавательского состава: за годы учебы в реальном училище Коля удостоился нескольких похвальных листов и грамот.

Родители по мере сил помогали сыну деньгами, однако, когда младшие братья подросли, родительская помощь сократилась: надо было поднимать остальных детей. Николай не отчаивался, учебу он продолжал с прежним рвением. Средства же на оплату жилья и пропитание он добывал тем, что помогал своим отстающим в учебе богатым товарищам.

Вскоре в это же реальное училище поступил его младший брат Михаил, и Коля взял на себя заботу о его содержании. И хотя ему приходилось очень трудно, он не отступал от поставленной цели: закончить учебу и помочь младшему брату.

Николай Воробьев происходил из верующей православной семьи, однако, как это часто бывает, вера эта была «поверхностной», без глубокого понимания и проникновения в душу. Когда Николай с головой окунулся в изучение наук в училище, он подумал, что в этом и есть настоящая истина, он стал атеистом.

Как всякий подрастающий молодой человек, он хотел докопаться до смысла жизни, решил, что найдет его в философии. Стал с увлечением изучать философские труды, на последние деньги мог купить интересную книжку, предпочитая ее ужину. Со временем Николай достиг больших успехов в философии, с ним советовались даже преподаватели училища. Однако, вскоре Николай понял, что нет в этой науке ответов на мучающие его жизненные вопросы.

Юношеские годы и молодость

В 1914 году Николай Воробьев блестяще оканчивает реальное училище. Перед ним встает выбор дальнейшего пути. К этому времени Николай уже полностью разочаровался в философии, как науке, способной дать ответы на мучающие его вопросы о смысле жизни и месте человека в ней.

Поступление в университет

Юноша решает продолжить свое образование в Петроградском психоневрологическом институте и изучать физиологию человека, он успешно сдает вступительные экзамены и с головой окунается в новую для него науку. Но уже через год учебы его ждет еще большее разочарование. И здесь он не находит ответов на свои вопросы, которые беспокоили его почти с самого детства.

Николай впадает в тяжелейшую депрессию, испытывает сильнейшее психологическое потрясение. Он оставляет учебу в институте. Его душевный надлом был так велик, что он начал задумываться о суициде.

Знакомство с религией

Летом 1915 года Николай Воробьев находится на грани самоубийства. Вспомнив о Боге, Николай от всей глубины своей, почти в отчаянии, воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты, или нет Тебя?»

И Бог ответил Воробьеву на мольбу. Позже игумен Никон вспоминал, что это было неким Откровением, после которого в его душе произошел какой-то нравственный перелом.

Он не мог точно сказать, что с ним случилось, но с этого времени Николай Воробьев уверовал в Бога окончательно и бесповоротно, увидел свой путь и предназначение. Его более не интересовала мирская жизнь и мирские увлечения. Он предался изучению и произнесению молитв, чтению Евангелия и Откровений Святых Отцов.

В 1917 году Воробьев поступил в Московскую духовную академию, где очень ревностно начал изучать основы Богословия, однако, революционные события в Петрограде и в столице прервали его обучение. Вслед за революцией, начались и политические изменения в стране. Воробьев уезжает в деревню Сосновицы (под Вышним Волочком) и какое-то время работает в местной школе преподавателем математики.

Затем, волею Судьбы, он снова оказывается в Москве и трудится псаломщиком (чтецом) при Борисоглебском храме.

Монашеский постриг

Воробьев все более проникается христианским учением, и к 1931 году твердо решает для себя избрать монашеский путь. В Вербное воскресенье 1931 года 5 апреля (23 марта по старому стилю) на Козыревском кладбище при церкви святителя Николая Чудотворца в Минске он был пострижен в монахи епископом Феофаном (Семеняко). Ради этого события оба приехали в Минск из Москвы. При постриге Николаю дано было имя Никон.

Арест и заключение было у Никона в 1933 году

В стране начались гонения на священнослужителей. Не избежал этой участи и иеромонах Никон.

По доносу, 23 марта 1933 года (в день пострига) Никон был арестован и велось следствие. Затем, по решению суда, он был сослан в сибирские лагеря сроком на пять лет.

23 марта 1933
в день пострига, Никон был арестован и велось следствие

Затем, по решению суда, он был сослан в сибирские лагеря сроком на пять лет.

В лагере Никон добросовестно трудился. Освободили его раньше срока «… за образцовое поведение и перевыполнение плана». Это событие можно считать чудом, так как вскоре правительство отменило закон, по которому он был освобожден в 1937 году.

По возвращении из ссылки, батюшка устроился в Вышнем Волочке у местного врача. Его приняли в качестве универсального слуги.  Здесь ему суждено было пройти ещё один курс науки жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector