Богоносец
Содержание:
- Параллели с Перегрином Протеем
- Глава V
- Избранная библиография
- История
- Юность Дмитрия
- Сведения о жизни
- Глава VIII
- Известные цитаты и изречения
- Богословие святого Игнатия
- Священное Писание
- Житие святого Игнатия
- В Санкт-Петербургском Военно-инженерном училище Димитрий Брянчанинов считался первым учеником
- Святитель Игнатий Брянчанинов
- Глава XIX
Параллели с Перегрином Протеем
Некоторые ученые отмечают , что существует поразительное сходство между Игнатием и христианского -turned- Cynic философ Peregrinus Proteus , как описано в Lucian знаменитой сатиры «s Вынесение Перегрина :
- И Игнатий, и Перегрин демонстрируют болезненное рвение к смерти.
- Оба персонажа являются или были христианами.
- Оба заключены в тюрьму римскими властями.
- Оба заключенных незадолго до своей смерти отправили письма в несколько греческих городов в качестве «завещаний, советов и законов», назначив для этой цели «курьеров» и «послов».
Обычно считается, что эти параллели — результат того, что Лукиан намеренно скопировал черты Игнатия и применил их к своей сатире на Перегрина. Если принять зависимость Лукиана от посланий Игнатиана, то это устанавливает верхний предел даты посланий: около 160-х годов нашей эры, как раз перед написанием «Кончины Перегрина» .
В 1892 году Даниэль Фёльтер попытался объяснить параллели, предположив, что послания Игнатиана на самом деле были написаны Перегрином, а затем отредактированы, чтобы скрыть их происхождение, но эта спекулятивная теория не оказала значительного влияния на академическое сообщество.
Глава V
Я прибегаю к Евангелию и апостолам; будем почитать и пророков ветхозаветных.
Братья мои! Я весь изливаюсь в любви к вам и с величайшей радостью укрепляю вас, — не я, но Иисус Христос, за Которого в узах, хотя нахожусь больше в страхе, как еще несовершенный. Но ваша молитва к Богу усовершит меня, чтобы я достиг назначенного мне милостью Божьего жребия. — Будем прибегать к Евангелию, как к плоти Иисуса, и к апостолам, как к пресвитерству Церкви. Будем любить также как и пророков, ибо и они возвещали то что относится к Евангелию, на Христа уповали и Его ожидали и спаслися верою в Него, посредством единения с Иисусом Христом соделавшись достовозлюбленными и досточудными святыми, Иисусом Христом свидетельствованными и сопричисленными к Евангелию общего упования.
Избранная библиография
Портрет из 1-го тома «Аскетических опытов», 1886
- Валаамский монастырь . — CПб., 1847, 1856.
- Чаша христова. — CПб., 1862
- Слово о смерти, составленное Игнатием, бывшим епископом Кавказским и Черноморским, ныне пребывающим на покое в Николаевском Бабаевском общежительном монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1862
- Слово о спасении и о христианском совершенстве, составленное Игнатием, епископом, бывшим Кавказским и Черноморским, ныне жительствующем на покое в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1863
- Поучения Игнатия епископа, бывшего Кавказского и Черноморского, ныне жительствующего на покое в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1863
- Слово о чувственном и о духовном видении духов и совещание души с умом. — CПб., 1863
- Прибавление к Слову о смерти : взгляд на мнение западных о духах, аде и рае, и особо доп. свидетельства (цитаты) о местонахождении ада и рая. — CПб., 1864
- Судьбы Божии: Предсмертное творение еп. Игнатия (Брянчанинова). — CПб., 1867
- О молитве Иисусовой: Беседа между старцем и учеником его. — CПб., 1867
- О монашестве : разговор между православ. христианами, мирянином и монахом. — Ярославль, 1869
- Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием: «Предисловие» к первому тому аскет. опытов. — CПб., 1870
- О чудесах и знамениях : из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870
- Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное: Соч. другом для друга и для брата братом, к взаим. пользе и сочинителя и читателя. — Ярославль, 1870
- Три статьи, не бывшие в печати, епископа Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870
- Отечник (Избранныя изречения святых иноков и повести из жизни их). — Ярославль, 1870; Санкт-Петербург, 1891
- О кончине мира: три поучения из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870, 1882, 1891, 1899
- Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. — М., 1875
- Приготовление к таинствам исповеди и святого причастия. Из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова). — CПб., 1883, 1900
- Сочинения Епископа Игнатия (Брянчанинова). — Т. 1—3. Аскетические опыты. — CПб., 1886: Т. 1, Т. 2, Т. 3 (Викисклад), Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам, CПб., 1886 (Викисклад). Т. 5. Приношение современному монашеству, CПб., 1886 (Викисклад)
- О волхвах и волхвованиях древних и новых. — CПб., 1887
- Правила наружного поведения для новоначальных иноков. — CПб., 1894, 1903
- О терпении скорбей, учение святых отцов. Собр. еп. Игнатием Брянчаниновым. — CПб., 1904
- Поучение в неделю о самарянине. — Сергиев Посад, 1914
Собрание его писем были составлены игуменом Марком (Лозинским)
История
Только поздний рассказ о мученичестве святого Игнатия дает нам отчет о его жизни. Мы делаем вывод из Евсевия Кесарийского, что он родился около 35 лет в провинции Сирии. Он был третьим епископом в Антиохии , после святого Петра и Evod , которого он сменил около . Антиохия тогда является третьим городом империи после Рима и Александрии с населением около 500 000 человек.
Согласно « Мученичеству святого Игнатия» , Игнатий был арестован властями и доставлен в Рим для казни на арене во время преследования Траяна . Была надежда, что это станет примером для замедления распространения христианства . Напротив, на пути к смерти он встретил и ободрил многих христиан, написал письма к ефесянам , магнезийцам , траллианцам , филадельфийцам , смирнийцам и римлянам , а также письмо к епископу Поликарпу Смирнскому , который, согласно традиции был учеником святого Иоанна Богослова .
Мученичество святого Игнатия в рукописи Менолога Василия II (около 1000 г.).
Его очень сильное желание кровавого мученичества на арене, приписываемое ему историей, может показаться современным читателям странным: он воспринимает мученичество как возлияние , жертву Христу.
Юность Дмитрия
Когда Диме исполнилось пятнадцать лет, родители отвезли его в инженерное училище в Санкт-Петербурге. Отец хотел, чтобы сын стал военным инженером. Дима не смел ослушаться отца. Благодаря своим высоким умственным способностям он сдал все экзамены на «отлично», и поступил сразу на второй курс. Но мысль о монашестве не покидала его. Он ждал удобного времени, чтобы осуществить свою мечту.
Учился юноша очень хорошо. За успехи он даже был представлен князю Николаю Павловичу, генералу инженерных войск. Через два года Дмитрий получил чин прапорщика. Благодаря своим способностям и происхождению, молодой человек блистал «в высшем свете». У него был хороший ораторский дар
Многие с вниманием его слушали
Юноша познакомился с талантливыми людьми того века: композитором Глинкой, поэтами – Пушкиным, Крыловым, Жуковским и др. У него были все данные сделать хорошую карьеру и блистать в свете, но его по-прежнему занимала мысль о служении Богу.
Поэтому на летние каникулы Дмитрий уезжал в монастыри: Александро-Невскую Лавру, Валаам. Там он познакомился со старцем Леонидом и утвердился в желании уйти от мира. Родители, узнав об этом, велели установить над сыном строгий надзор.
После окончания училища Дмитрий подал прошение об отставке, которое было отвергнуто. В это время у него нашли туберкулез. В таком состоянии здоровья речи не было о монашестве. Поэтому ему советовали уехать служить в теплый климат. Его направили на службу в крепость Динабург на Западной Двине.
Сведения о жизни
Родился, вероятно, в Антиохии. Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова. Сведения о Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (III, 36). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления Римского Императора Траяна (98 — 117), будучи брошен львам на арене.
Прозвище Богоносец, по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2-5); по другой, значит «носитель Божественного духа».
Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое — к христианской общине Рима.
О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает, что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий — для христиан из язычников. Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».
Мученические акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия — позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не указан). В этот день (по юлианскому календарю) и совершается его память в Восточной Церкви; Западная Церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.
Также, 29 января (по юлианскому календарю) празднуется пренесение его мощей: мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 перенесены в саму Антиохию. По взятии Антиохии персами пренесены в Рим в 540 или 637 году в церковь Св. Климента.
Глава VIII
Старайтесь об единении.
Итак, я делал свое дело, как человек, предназначенный к единению. Где разделение и гнев, там Бог не обитает. Впрочем всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божьему и к собору епископа. Верую благодати Иисуса Христа, что Он разрешил вас от всяких уз. Но умоляю вас — ничего не делайте по любопрению, а по учению Христову. Я слышал от некоторых слова: «если не найду в древних писаниях; то не верю написанному в евангелии;» а когда я говорил им, что написано, то отвечали мне: надо доказать. Но для меня древнее — Иисус Христос, непреложное древнее — крест Его, Его смерть и воскресение, и вера Его: вот чем желаю оправдаться при вашей молитве.
Известные цитаты и изречения
Святой Игнатий обладал писательским талантом. Его мысли сформулированы столь точно и емко, что многие стали цитатами и афоризмами.
Для примера несколько известных цитат:
- Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься.
- Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения; смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе.
- Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памятозлобие, тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви.
- Первое обнаружение, первое движение покаяния — плач сердца. Это — молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления.
Более сжатая форма изложения стала афоризмами:
- В покаянии — вся тайна спасения.
- Главные признаки гордости суть охлаждение к ближним и оставление исповеди.
- Безрассудно искать невозможного.
Богословие святого Игнатия
Мученичество святого Игнатия, неаполитанская школа живописи .
Из его писем, считающихся подлинными, можно составить картину богословской мысли Игнатия.
В качестве примера мы ограничимся указанием его христологии и евхаристического богословия.
Утверждая единство Бога ( Магн. 8,2), Игнатий вызывает Троицу либо формулой «Сын, Отец и Дух» ( Магн. 13: 1), либо «Христос, Отец и Дух» ( Магн. п. 13,2). Святой Дух упоминается в различных случаях, в дополнение к двум предыдущим: Фил «suscr» и 7.1-2, Еф 18.2, Еф 9.1.
Утверждая (вопреки докетам ) реальность человеческой жизни Иисуса Христа ( Смирн 4.2, 5.2; Еф. 7.2, 18.2, 20.2; Смирн 3.1, 4.2, см. Также Магн 11; Трал 19, Смирн , главы с 1 по 6), Игнатий с не меньшей силой заявляет о своей божественности ( Smyrn 1.1; Trall 7.1; Eph «suscr», 1.1, 15.1, 19.3; Rom «suscr», 3.3, 6.3; Polyc 3.2, 8.3; Magn 6.1, 7.2…)
Его евхаристическая теология также очень точна: он действительно определяет Евхаристию как «средство от бессмертия, противоядие от смерти» ( Еф. 20.2), попутно осуждая тех (в данном случае доцетов), которые воздерживаются от Евхаристии, потому что они не хотят признавать в нем плоть Иисуса Христа » ( Смирн, 7.1). Он предостерегает от признания «действительной только Евхаристии, совершаемой под председательством епископа или его представителя» ( Смирн 8.2; см. Также Филад, глава 4).
Его церковное богословие подробно настаивает во всех своих письмах (Магнезийцам 2, 1; 3.1; 6.1; 13, 1 и 2) Филадельфийцам (Пролог, 1.1; 7.1 и 3, 2), Смирниотам (8, 1 и 2; 9.1), Римлянам (1, 3 и 2, 1), траллианам (3, 1; 7.1 и 2; 13, 2), ефесянам (2, 2; 4.1; 6.1 и 22, 2) о важности епископа, занимающего место Бог в поместной церкви, окруженный своими священниками и диаконами, который председательствует в Евхаристии и управляет своей церковью и которому, как и Богу, следует сыновнее послушание. Что касается епископов, то эти письма цитируются в конституции Lumen Gentium II Ватиканского Собора из-за их фундаментальной важности для иерархического устройства Католической церкви.
Священное Писание
Иак., 56 зач., IV, 7 — V, 9
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.
10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
13 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; 14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
15 Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — 16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Глава 5
1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8 Долготерпи́те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
Мк., 52 зач., XI, 27-33
27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины 28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Житие святого Игнатия
Об Игнатии, как о большинстве раннехристианских святых, известно немного. Историки предполагают, что он был сирийцем по происхождению. Предполагается, что событие, описанное в Евангелии, где Иисус взял на руки мальчика, касается Игнатия.
Игнатий сам назвал себя Богоносцем, поясняя, что Христос всегда в его сердце. Он был учеником апостолов Иоанна Богослова и Петра. В течение 40 лет (до 107 года) возглавлял Антиохийскую церковь в Дамаске. Игнатию было открыто стать свидетелем небесного богослужения и услышать хор ангелов.
Услышанная им манера хорового пения стала применяться в сирийских храмах, откуда распространилась по остальным христианским церквам. Правители Римской империи, увидев, что новая религия вытесняет язычество, начали гонения на последователей учения Христа. Император Траян во время военного похода оказался в Антиохии, где ему донесли об епископе Антиохийской церкви.
Игнатий сам явился к Траяну, чтобы увещевать его не преследовать местных христиан. На предложение императора сделать жертвы языческим богам, святитель ответил отказом. Траян приказал отправить проповедника христианства в Рим и отдать на растерзание диким зверям в Колизее на глазах у тысяч зрителей.
По дороге в Рим Игнатий написал семь посланий, сохранившихся до настоящего времени. Он не испугался страшного вердикта. Напротив, желал принять мученическую смерть, чтобы уподобиться Спасителю и апостолам. Святой обращался к христианам, чтобы они не скорбели о его смерти, а молились, чтобы Бог дал ему силы выдержать испытание.
Римляне-христиане отговаривали горожан присутствовать во время казни Игнатия. Но зрители, желающие увидеть, как львы растерзают праведника, заполнили трибуны Колизея. 20 декабря 107 года святой шел по арене, повторяя про себя имя Господа. Дикие звери растерзали священномученика, но его сердце оказалось нетронутым.
Траян был поражен мужеством святого Игнатия, силой его духа и верой в Бога. Смерть Игнатия положила конец гонениям на христиан. Христиане почитают память Игнатия Богоносца 2 января/20 декабря (день смерти) и 11 февраля/29 декабря (перенесения мощей).
В Санкт-Петербургском Военно-инженерном училище Димитрий Брянчанинов считался первым учеником
В 1822 году Димитрию исполнилось 15 лет, и его отец отвёз его в Санкт-Петербург. Здесь будущий святитель поступил юнкером в Военное инженерное училище. Дело в том, что его отец — это потомственный военный, герой войны 1812 года.
Именно поэтому он видел своего сына только военным. Димитрий не стал перечить ему и настолько успешно сдал вступительные экзамены, что опередил всех своих сверстников.
Святитель Игнатий Брянчанинов с житием. Икона Фрагмент. Алексей Викторович Козлов. Во время учебы в Военно-инженером училище Святитель Игнатий показал хорошие результаты и его заметил великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I
Во время учебы в училище будущий святой показал хорошие результаты, его успехи даже стали известны великому князю, будущему императору Николаю Павловичу, генерал-инспектору Инженерных войск.
В декабре 1824 года Димитрия произвели в чин инженера-прапорщика. Блестящий офицер из аристократической семьи за годы службы в столице познакомился со многими аристократическими домами. Кроме того, воспитанность и хорошее образование позволили ему познакомиться с такими знаменитостями как А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский.
Руководство военного училища установило надзор за юнкером Брянчаниновым из-за желания стать монахом.
Ещё во время учёбы Димитрий стал проявлять склонность к жизни духовной. Так, например, он создал и возглавил в училище кружок «святости и чести». Кроме того, он также познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской лавры.
Даугавпилсская крепость Динабург. Фестиваль «Динабург — 1812». 2016 год. Димитрий Брянчанинов после окончания Военного инженерного училища Санкт-Петербурга, несмотря на болезнь, настояло на том, чтобы его отправили служить в крепость Динабург на Западной Двине
Будущий святитель окончил Военное инженерное училище. Перед ним открывалась блестящая карьера, но он желал принять монашество и к изумлению многих подал прошение об отставке. Естественно, что его отвергнули.
Весной этого же года офицер Брянчанинов заболел туберкулезом. Несмотря на то, что император Николай I предлагал ему службу в любом гвардейском полку, расквартированном на Юге России, Димитрий настоял на том, чтобы его направили в инженерное подразделение крепости Динабург на берегу Западной Двины.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Краткое житие святителя Игнатия Брянчанинова.
празднование совершается 30 апреля/13 мая Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Вологодской губернии. Он происходил из дворянской фамилии Брянчаниновых, восходящей к боярину Михаилу Бренко, герою Куликовской битвы. Имя его отца — Александр Семенович, матери — София Афанасьевна.
Димитрия влекла иноческая жизнь, но отец отдал его в Главное военное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Проходя учение, юноша задумался об относительности научных знаний и тщетности учености, которые не ведут прямо к вечной жизни. В поисках истины он внимательно читал творения святых отцов Православной Церкви. Димитрий принял решение стать монахом, отстаивая его перед начальством и родителями. Это намерение укрепилось после знакомства с оптинским старцем Леонидом (Наголкиным) — преподобным Львом.
Училище Димитрий окончил в чине поручика в 1826 году. В отставке ему было отказано, но по Божию Промыслу вскоре он был уволен со службы из-за болезни и поступил послушником в Александро-Свирский монастырь в Олонецкой губернии, затем был и в других обителях. В 1831 году он был пострижен в монашество с именем в честь святого Игнатия Богоносца, рукоположен во иеромонаха и назначен игуменом Лопотова Пельшемского монастыря. С 1833 года отец Игнатий — настоятель Троице-Сергиевой пустыни близ Санкт-Петербурга в сане архимандрита. Днем он управлял обителью, ночью предавался молитве, для братии был и начальником, и духовным отцом.
В 1857 году в Казанском соборе в Санкт-Петербурге архимандрит Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского (с кафедрой в Ставрополе; ныне — епархия Ставропольская).
В 1861 году по прошению епископ Игнатий уволен на покой из-за болезни. Святитель поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где впоследствии был погребен. Им написаны «Приношение современному монашеству», «Отечник» — сборник изречений и примеров из жизни древнего монашества, множество писем, подготовлены к изданию пять томов его трудов (6-й том — «Отечник» издан после его кончины). Святитель мог видеть состояние души других людей. Он изложил аскетическое учение святых отцов Церкви применительно к требованиям современности. В круг его знакомых входили А. С. Пушкин, И. А Крылов, К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич, протоиерей Петр Турчанинов, М. И. Глинка, А. Ф. Львов, Н. В. Гоголь, К. П. Брюллов, П. С. Нахимов и другие.
Скончался святитель в Неделю святых жен-мироносиц, 30 апреля 1867 года; причислен к лику святых в 1988 году.
Глава XIX
Три таинства.
Но от князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божьем. Как же они открылись векам? — Звезда воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела изумление. Все прочие звезды, вместе с солнцем и луною, составили как бы хор около этой звезды, а она разливала свет свой на все. И было смущение, откуда это новое, непохожее на те звезды, явление. С этого времени стала падать всякая магия, и все узы зла разрываться, неведения проходить, и древнее царство распадаться: так как Бог явился по–человечески для обновления вечной жизни, и получало начало то, что было приготовлено у Бога. С этого времени все было в колебании, так как дело шло о разрушении смерти.