Алексий ii
Содержание:
- Личная жизнь патриарха
- Личная жизнь
- Во главе церкви
- Образование и военная служба[править | править код]
- Обращения
- Оценки современников[править | править код]
- Основные сведения из биографии
- Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
- Во времена Хрущева
- Детские годы
- Архиерей[править | править код]
- Отпевание Святейшего Патриарха Алексия II
- Как провожали Алексия II в последний путь
- Алексий становится епископом
Личная жизнь патриарха
Весной 1950 года юный Ридигер взял в жёны Веру. Девушка была его бывшей одноклассницей и дочерью настоятеля собора, в котором работал Алексий. Венчание прошло в Александро-Невском соборе, но брак Алексия и Веры не продлился долго. Между супругами достаточно быстро произошёл разлад, который и привёл к разводу. Получив разрешение на прекращение брака от митрополита собора, Алексий и Вера развелись.
Вера Алексеева (во втором браке взявшая фамилию Мянник) стала первой и последней женой священнослужителя, так как для получения церковного сана «епископ» необходимо отсутствие брака.
Личная жизнь
Данилов монастырь , резиденция Патриарха и Священного Синода
Он женился на Вере Алексеевой, дочери таллиннского священника Георгия Алексеева, впоследствии епископа Таллинна и архиепископа Горького, 11 апреля 1950 года, во вторник Светлой седмицы, когда браки обычно запрещены по церковной традиции; однако было дано митрополитом Ленинградским Григорием по просьбе епископа Таллинского Романа и отцов жениха и невесты (оба были священниками и вместе сослужили брак). Московские новости утверждали, что согласно доносу, написанному священником-инспектором Парийским в Ленинградский совет по делам религий, брак был ускорен для того, чтобы Ридигер стал диаконом и не был призван в ряды советских военных (брак невозможен после рукоположение в православие). Вплоть до 1950 года семинаристам была предоставлена отсрочка от призыва, но в 1950 году это было изменено, и только духовенство было освобождено. По причинам, которые остались личными, они развелись менее чем через год.
Особняк Патриарха располагался в селе Лукино (недалеко от Переделкино ), ныне западном пригороде Москвы; Он включает в себя церковь XVII века, музей и просторный трехэтажный дом, построенный в конце 1990-х годов. Согласно интервью Патриарха в мае 2005 года на территории резиденции, все домашние дела берут на себя монахини из Пюхтицкого монастыря .
В центре Москвы находилась и рабочая резиденция — городской особняк XIX века, переданный Патриархату по указу Сталина в сентябре 1943 года. Обе резиденции одновременно служили жилыми помещениями и Патриаршим кабинетом. Он передвигался на броневике и с января 2000 года находился под защитой федеральных агентов ( ФСО ).
Формальная резиденция (нечасто используемая для некоторых официальных функций) находится в московском Даниловом монастыре — двухэтажном советском здании, построенном в 1980-х годах.
Он умер 5 декабря 2008 г. от сердечной недостаточности в возрасте 79 лет. Он умер за 80 дней до своего 80-летия (23 февраля 1929 г. — 5 декабря 2008 г.), будучи всего на один день старше на момент смерти, чем предыдущий российский патриарх, который умер. 81 день до его 80-летия (23 июля 1910 — 3 мая 1990)
Во главе церкви
Не все одинаково оценивают период РПЦ, когда ей руководил Алексий II (длился он 18 лет).
- Стал редко созываться Поместный собор.
- Церковь стала претендовать на «каноническую территорию».
- Возросло количество храмов, монастырей, поставлялось много духовенства, но количество прихожан росло не так быстро.
- Выросло влияние экуменизма, что резко критиковалось частью духовенства.
- В то же время обострились отношения с Римом и Константинополем.
Неоднозначную реакцию вызывали в мире речи Патриарха Алексия, хотя они и были направлены на сохранение традиционных нравственных ценностей нашей страны. Например, на Совете Европы предстоятель РПЦ заявил, что гомосексуализм является болезнью, которую необходимо лечить, а падение морали может вызвать гибель цивилизации.
Образование и военная служба[править | править код]
Начальное образование получил дома. С до гг. обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.
В 1891 г. был переведён в аристократическое учебное заведение — Катковский лицей (с г. Императорский лицей памяти Цесаревича Николая), который окончил в г.
В 1896 г. поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение Комбатанты и некомбатанты во время войны.
В — гг. находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.
В 1900 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в г. со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий); инспектором Академии был архимандрит Евдоким (Мещерский).
Обращения
Да пребывает над всеми нами благословение Господне — проповедь в день интронизации
«Нас почитают обманщиками, но мы верны; нас почитают умершими, но вот, мы живы…». — Обращение Патриарха Алексия II к молодежи
Крест пастырства – крест голгофский. Слово митрополита Антония Сурожского на интронизацию Патриарха Алексия
На долгие годы нашей молитвой должна стать молитва мытаря: Боже, милостив буди нам грешным — Обращение Патриарха в сентябре 1991 года
Патриарх Алексий: Причина кризиса семьи — не в кошельках, а в душах людей — из доклада на Архиерейском Соборе 2008г.
Патриарх Алексий вновь заявил о недопустимости торговли благодатью из доклада на Архиерейском Соборе 2008 г.
Оценки современников[править | править код]
Патриарх Алексий I не был противоречивой фигурой, и у большинства наблюдателей вызывал схожие впечатления, хотя и с несколько различной оценкой. Наиболее резкий отзыв, известный нам из воспоминаний архиепископа Василия Кривошеина, принадлежит митрополиту Никодиму (Ротову):
Другой отзыв о Патриархе оставил известный диссидент и мемуарист Левитин-Краснов, знавший того «задолго до его восшествия на патриарший престол»:
Донесение А. Осипова, профессора Ленинградской Духовной Академии, уполномоченному Совета по делам РПЦ по Ленинградской области в июне 1951 г.: «Сам Патриарх как личность представляет собой смешение аристократического сибаритизма с затаённым фанатизмом <…> влюблён в благочестие XVI века.».
Основные сведения из биографии
С 15 до 16 лет парень работал иподиаконом, то есть церковнослужителем, архиепископа Нарвского Павла.
В 16 лет он перешёл на службу с Валаамского храма в Александро-Невский собор, где год служил алтарником и ризничим.
В 1946 году семнадцатилетний церковнослужитель в связи с переездом снова устроился работать в другой храм. Теперь им стал Семёновский храм. В нём Алексий, как и в прошлом, проработал год, только теперь в сане псаломщика.
В этом же сане с 1947 года церковнослужитель работал в Казанской церкви.
В 17 лет Алексий II сдал экзамен в Ленинградскую духовную семинарию, но не смог начать там обучение, так как являлся несовершеннолетним. Алексий был принят в семинарию только через год, в 1947. Церковнослужитель проучился в семинарии три года вместо пяти, потому что при поступлении пропустил первые два класса и попал сразу в третий.
В 1949 году парень поступил в Духовную академию, расположенную в городе Ленинград.
В 1950 году, в возрасте 21 года, Алексий II был посвящён в сан пресвитера и начал служить в Богоявленском храме, где и продолжал работать на протяжении всей учёбы в академии.
В 1953 году Ридигер окончил академию и получил звание кандидата богословия.
В возрасте 28 лет Алексий II перевёлся со службы в Богоявленском храме на службу в Успенский Собор, находящийся в Эстонии. Спустя год службы в этом храме священник получил сан протоиерея.
В 1961 году, в возрасте 32 лет, священнослужитель постригся в монахи. Решение о переходе из белого духовенства в чёрное Алексий принял ещё в 1959 году, сразу после смерти своей матери. Спустя полгода после принятия монашества Алексий был возведён в сан архимандрита.
На протяжении 70-ых годов XX века церковнослужитель сотрудничал с органами КГБ (Комитета государственной безопасности) для того, чтобы, как он сам утверждал, «спасти православие». В этот период Алексий успел сделать многое. Он положительно высказался о лишении Солженицына гражданства Советского Союза и основал общество под названием «Родина», которое служило прикрытием для основной деятельности церковнослужителя и его сторонников. Также в 70-ые годы священнослужитель являлся тайным агентом, о чём свидетельствует сходство биографических сведений Алексия II и агента Дроздова, информация о котором была добыта из секретных материалов Комитета госбезопасности. Однако с этим мнением не все исследователи могут согласиться, и вопрос о сотрудничестве будущего патриарха с КГБ и целях подобного сотрудничества до сих пор остаётся открытым.
Помимо церковной деятельности Алексий II также занимался политической деятельностью: в 1989 году будущий патриарх стал народным депутатом Советского Союза.
В 1990 году митрополит был избран на должность патриарха Московского путём проведения голосования между членами Поместного собора.
В 1996 году патриарх Московский и всея Руси принял участие в инаугурации Бориса Николаевича Ельцина.
Через год, в связи с открытием сайта патриархии города Москвы в сети Интернет, Алексий Михайлович направил приветствие пользователям сайта
В данном обращении говорилось о том, почему важно в современности служителям церкви осваивать пространство Интернета
Весной 2008 года патриарх направил обращение Дмитрию Медведеву, победившему на выборах в президенты Российской Федерации. В этом обращении содержались развёрнутое поздравление Медведева с победой, а также благодарность Владимиру Владимировичу Путину за внесённый вклад в судьбу страны.
В мае того же года патриарх Алексий II осуществил священный молебен в связи с вступлением Дмитрия Анатольевича Медведева на должность президента Российской Федерации.
В ноябре 2008 года митрополит присутствовал на встрече с делегатами патриархии из Грузии
Встреча была организована в Москве после урегулирования политического конфликта между Россией и Грузией.
В 2008 году патриарх провёл своё последнее богослужение, после которого (в ночь с 4 на 5 декабря) умер. Долгое время многие известные личности, журналисты, церковнослужители и обычные люди выстраивали собственные предположения о причинах смерти церковнослужителя. Точные обстоятельства смерти экспертами выяснялись целый год, и, наконец, в сентябре 2009 года было сообщено, что причиной смерти митрополита стал удар затылком в туалете.
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
Для каждого из нас, верующих, православных людей кончина Святейшего стала большой личной потерей. Не случайно в потоке публикаций, воспоминаний о Патриархе рефреном звучали слова: “Мы осиротели”. Но в то же время нет никакого сомнения, что смерть Патриарха стала одним из самых заметных, самых значимых событий за последние годы в жизни всей нашей страны — страны, в которой, как известно, Церковь отделена от государства и атеизм, несколько завуалированный и видоизменённый, остаётся основной идеологией.
Почему так произошло? Можно без малейшего преувеличения говорить об исторических заслугах Патриарха Алексия. Всё это — подлинная правда, подтверждённая объективными данными, впечатляющей статистикой: количество открытых за 18 лет храмов, монастырей, духовных школ… Но есть и ещё одна причина — самая важная. Она не вписывается в рамки отчётов, её никогда не признают светские публицисты, аналитики, историки… Истина заключается в том, что мы видели действие Духа Божия, духовных законов: в жизни конкретного человека — нашего Патриарха — и всей нашей Церкви. Главным в его жизни было его служение и молитва, внутренняя, сокровенная жизнь, которую мир не понимает и не замечает. А видимый итог этой жизни — всё то, о чём говорили по кончине Святейшего Патриарха.
За два десятилетия огромное количество политических деятелей ушло в тень, порой — в небытиё. И не было ни одного человека, который сохранил бы своё лидерство все эти годы (до распада великой державы, и во время этого распада, и после). Не было за этот период ни одного лидера, деятельность которого оценивалась бы как благо без всяких оговорок, с какой позиции её ни рассматривай. Не было человека, который бы оставил по себе столь же добрую память и попрощаться с которым стремилось бы столь же большое количество наших соотечественников.
Кончина Святейшего Патриарха стала такой шокирующей неожиданной именно потому, что для множества людей он был тем Предстоятелем, при котором Церковь вернулась в мир. При нём большинство из наших прихожан и даже клириков вошли в Церковь, родились и выросли во Христе. В этом — его заслуга, сознаём мы это сейчас или нет. И он действительно был Великим Господином и Отцом, как именует его Церковь за богослужением, для всех нас — от архиереев до мирян. И та сыновняя скорбь, которую все мы почувствовали при известии о его кончине, стала ответом на его поистине отцовскую первосвятительскую молитву, которой он молился за свою паству.
Молодые священнослужители и архиереи, и я в том числе, всегда удивлялись, как мог этот немощный, даже смертельно больной человек все эти годы нести своё служение: делать всё, что он делал, как мог он так часто совершать богослужения? А когда его спрашивали, не тяжело ли ему служить, он всегда с улыбкой отвечал, что только на службах и отдыхает…
Есть понятия, которые считаются основополагающими для правильной духовной жизни христианина. Это своего рода аксиомы, но как часто они кажутся нам такими трудновыполнимыми! Мы оправдываемся, что живём в очень сложном мире, в котором налицо оскудение духа, оскудение веры, угашение христианской ревности… Всё так, не зря же со скорбью сказал Господь: Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк 18:8).
Но теперь очень сложно было бы оправдываться: мы видели пример жизни Святейшего Патриарха. Этот пример в том, что самоотверженное служение на благо Церкви и сегодня, в этом мире, возможно; что если человек живёт верой и молитвой, возлагая всё своё упование на Бога, его надежды не будут посрамлены, Господь благословит его труды. Вот почему на наших глазах из маленького зерна, чудом сохранившегося, возродилась и выросла наша Церковь. Совершилось нечто невозможное по человеческим меркам, но вполне объяснимое апостольскими словами: здесь действовала сила Божия, которая совершается в немощи человеческой (ср. 2 Кор 12:9).
Вот почему похороны Святейшего Патриарха превратились в настоящее торжество Православия. Сотни тысяч людей шли в храм Христа Спасителя, а затем в Богоявленский собор, стояли вдоль дороги, по которой двигался погребальный кортеж. Они готовы были провести по пять-восемь часов под проливным дождём, на холоде, чтобы поклониться памяти Святейшего Патриарха, а это говорит о том, что все они испытывали к нему глубоко личные чувства любви и признательности.
Во времена Хрущева
Но такое положительное отношение к РПЦ продолжалось недолго.
Со смертью Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева партия взяла курс на атеистическое воспитание народа.
При этом церкви отводилась незначительная роль и власти всячески стремились ограничить ее влияние.
Одновременно с этим стартовала программа по снижению финансового обеспечения церквей и сокращению духовных заведений.
Патриарх Алексий, несмотря на все свое влияние, не мог достучаться до верховной власти. Даже разрешенные Хрущевым инициативы Алексия не выполнялись.
Мемориальная доска на Московском доме, в котором жил Патриарх Алексий
Но даже в таких трудных условиях патриарх стремился проповедовать православное учение. Негласно Алексий разрешает священникам проводить службы.
За подобные деяния пострадали несколько батюшек: на них завели уголовные дела. В режиме постоянного противостояния власти и завершилась карьера Алексия 14 феврали 1970 года.
17 апреля 1970
Алексий I умер в Переделкино от сердечной недостаточности
Детские годы
23 февраля 1929 года в семье Михаила Александровича Ридигера и Елены Иосифовны Писаревой в столице Эстонии Таллине появился на свет мальчик Алеша. Его потомками были обрусевшие немецкие дворяне и эстонцы. Семья Ридигеров в свое время эмигрировала из Санкт-Петербурга в Эстонию. Михаил Александрович был священнослужителем. Семья славилась глубокой верой и благочестием, которое пустило глубокие корни в душу Алеши.
Патриарх Алексий II
Семейная жизнь четы Ридигеров была неотделима от церковного служения. В возрасте 6 лет маленький Алеша впервые участвовал в богослужении в качестве помощника, он разливал для прихожан святую воду во время празднования Крещения Господнего.
Стремление мальчика служить в храме, выучившего к 9-ти годам Литургию, вызывало смущение у родителей, которые успокоились после посещение Валаамских монахов. Старцы посоветовали не сдерживать мальчика в стремлении служить, если он относится к церковному служению серьезно, со всем пониманием.
Во время семейных паломнических поездок в монастыри, Псково-Печерский, Свято-Успенский, Свято-Преображенский на Валааме, Алеше Богом была дарована встреча с благословенными монахами. Особое влияние на дальнейшую жизнь отрока оказали старцы:
- схиигумен Иоанн (Алексеев);
- иеросхимонах Ефрем (Хробостов);
- монах Иувиан (Красноперов).
Святые отшельника сразу почувствовали в отроке родную душу, они с радостью беседовали с ним во время паломнических поездок семьи. Через родник русской святости Валаам юный Ридигер узнал о преподобном Иоанне Кронштадтском, который был причислен к лику святых во время патриаршего служения Алексия ІІ. Допущенный прислуживать в алтаре Валаамских святынь, юноша принимает решение посвятить себя Богу и служению людям.
Архиерей[править | править код]
28 марта г. состоялось Высочайшее повеление о бытии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, 2-м викарием Новгородской епархии.
В наречении и хиротонии 28 апреля 1913 г.принимал участие Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV.
После Октябрьской революции, в январе г. вместе с митрополитом Арсением был арестован Новгородской ЧК, однако вскоре оба архиерея были освобождены. В ноябре 1920 г. предстал перед судом по обвинению в самовольном освидетельствовании мощей святых накануне их вскрытия органами власти и был приговорён к условному сроку заключения.
С 21 февраля г. — епископ Ямбургский, первый викарий Петроградской епархии. В мае 1922 г., после ареста митрополита Вениамина, вступил в управление епархией. Под сильным давлением власти снял отлучение с одного из лидеров обновленчества протоиерея Александра Введенского (решение об отлучении принял митрополит Вениамин), однако отказался подчиниться обновленческому ВЦУ. Ввиду ультиматума последнего либо признать его власть, либо покинуть Петроград, 24 июня 1922 г. сложил с себя обязанности временно управляющего епархией.
В октябре 1922 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности, осуждён» и в конце того же года сослан на три года в город Каркаралинск (ныне вКарагандинской области), где имел возможность служить в городском храме; состоял в переписке с Патриархом Тихоном и митрополитом Сергием (Страгородским). С последним весьма идейно сблизился.
В марте ему было позволено вернуться в Ленинград. В сентября Митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского (епархиальный архиерей митрополит Арсений находился в ссылке в Средней Азии и не мог управлять епархией). С года — член Временного Патриаршего Синода, созданного Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Полностью поддерживал церковно-политический курс последнего.
С 19 мая г. — митрополит Старорусский. В августе 1933 г. назначен митрополитом Новгородским (после официального перевода владыки Арсения на Ташкентскую кафедру).
5 октября г., по уходе на покой митрополита Серафима (Чичагова), — митрополит Ленинградский с сохранением управления Новгородской епархией.
Во время войны, в период блокады Ленинграда (1941-1943 гг.) оставался в городе, совершал литургии и молебны, проповедовал, ободрял и утешал верующих. В будние дни, часто без диакона, сам причащал и читал поминания. Постоянно обращался с патриотическими посланиями к своей пастве.
4 сентября г. был вмести с митрополитами Сергием и Николаем (Ярушевичем) на встрече со И.В. Сталиным в Кремле. 8 сентября 1943 г. участвовал в соборе епископов, избравшем на Патриарший Престол митрополита Сергия. Был постоянным членом образованного при Патриархе Сергии Священного Синода.
http://sovdoc.rusarchives.ru/sections/personality/cards/47840/images Письмо митрополитов Сергия и др.
http://sovdoc.rusarchives.ru/sections/personality/cards/47840/images Письмо митрополитов Сергия и др.
Отпевание Святейшего Патриарха Алексия II
Прощание с Патриархом Алексием II. Отпевание.
В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя завершилось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После церемонии прощания с пятнадцатым Предстоятелем Русской Православной Церкви гроб с телом Патриарха на руках архиереев был вынесен из храма.
В заупокойном богослужении приняли участие Предстоятели Поместных Православных Церквей — Патриархи Константинопольский Варфоломей, Грузинский Илия, Румынский Даниил, Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, Архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор.
На отпевании Святейшего Патриарха Алексия также молились представители Поместных Церквей: от Александрийской Православной Церкви — митрополит Аксумский Петр; от Антиохийской Православной Церкви — представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока в Москве епископ Филиппопольский Нифон; от Иерусалимской Православной Церкви — митрополит Капитолиадский Исихий; от Сербской Православной Церкви — председательствующий в Священном Синоде Сербской Православной Церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий; от Болгарской Православной Церкви — митрополит Видинский Дометиан; от Кипрской Православной Церкви — митрополит Пафосский Георгий; от Польской Православной Церкви — архиепископ Лодзинский и Познаньский Симон; от Православной Церкви в Америке — архиепископ Оттавский и Канадский Серафим.
В настоящее время траурная процессия с гробом Патриарха совершает Крестный ход вокруг собора. По существующей традиции и согласно воле Святейшего Патриарха Алексия, гроб с его телом будет обнесен вокруг Храма Христа Спасителя — кафедрального собора столицы, который стал зримым символом церковного возрождения России.
После того, как гроб с телом почившего Патриарха будет обнесен вокруг собора и поднесен к катафалку, похоронный кортеж проследует в Богоявленский кафедральный собор в Елохове, где в Благовещенском приделе состоится погребение Святейшего Патриарха Алексия.
Пресс-служба Московской Патриархии
Как провожали Алексия II в последний путь
Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева .
Андрей Шарый : Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго похоронили сегодня в Богоявленском Кафедральном соборе Москвы. Патриарх скончался 5 декабря. Ему было 79 лет. Отпевание Алексия Второго проходило в храме Христа Спасителя в Москве. Это было почти кремлевское мероприятие. Присутствовали президент России с супругой, премьер-министр России с супругой. Людмила Путина была в черном, довольно открытом платье и элегантной шляпке. Юрий Лужков, Владислав Сурков, Никита Михалков, Виктор Черномырдин. Я называю разных людей со всем разных политических и общественных групп. Православный мир представляли Александр Лукашенко, Борис Тадич, Сергей Багапш, Эдуард Кокойты. Президент Украины Виктор Ющенко не приехал. Его замещала секретарь Совета безопасности Украины Раиса Богатырева. Ей даже стало плохо во время церемонии отпевания. Ее отправили в посольство. К счастью, все обошлось. Из Тбилиси приехал патриарх Грузии Илия. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.
Ольга Вахоничева : Прощание с патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым продолжалось три дня. Храм Христа Спасителя, где был установлен гроб, за эти дни посетили около 80 тысяч человек.
— Если я позавчера простояла четыре часа и не смогла пройти, потому что у меня с сердцем плохо было, а сегодня по такой погоде я с больным сердцем, инвалид второй группы, иду к патриарху, чтобы попросить у него прощения. У меня есть основания просить у него прощения. Очень печально, что при его жизни нам ничего о нем не рассказывали. Он делал свое дело, а мы не знали. Мы просто в него верили. У меня есть основания попросить у него прощение.
— Такое горе! Такая потеря! Не знаю… Как бы он для церкви столько делал. Хочу просто последнюю дань ему отдать. Поклониться ему за все его хорошие дела для народа, для церкви. Просто поклониться.
— Он просвещал нас все эти годы последние и приближал нас к высокой нравственности. Я считаю, что это один из главных людей в нашем государстве, который сеял зерно нравственности. Мы ему за это очень благодарны.
— Я здесь живу. Меня обязали в порядке церковного циркуляра.
-Он святой наш.
Ольга Вахоничева : Заупокойную Божественную литургии провел митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Отпевание патриарха возглавил приехавший в столицу патриарх Константинопольский Варфоломей. Проводить обряды им помогали представители других поместных церквей, а также архиереи Русской православной церкви.
На службу в храм Христа Спасителя ближе в полудню приехали президент Дмитрий Медведев, премьер Владимир Путин, министры, депутаты, главы Белоруссии, Украины и Сербии. Согласно последней воле патриарха место его упокоения в Благовещенском приделе Богоявленского Кафедрального собора в Елохово. Здесь же хранится рака с мощами Святителя Алексия Московского, который был митрополитом в конце XIV века.
Панихиды сегодня служили во всех приходах Русской православной церкви. Вспоминают Алексия Второго и представители православной церкви за рубежом. Священник американской православной церкви протоиерей Джозеф Ликуар.
Джозеф Ликуар: В том, что касается нашей церкви, он поддерживал автокефалию, дарованную нам в 1970 году. Он способствовал возвращению Зарубежной православной церкви в лоно патриархии, вернув ее в семейство православных церквей и, что самое главное, он стал лидером, обеспечившим восстановление православной жизни в России. Ведь за эти почти два десятилетия произошли удивительные вещи — такой рост числа монастырей, такое количество церквей восстановлено и построено. Православная церковь превратилась в стабильный организм. Это позитивное наследие.
Не будем при этом забывать, что церковь в России находилась в совершенно особых обстоятельствах. И мы вряд ли когда-нибудь узнаем, на какие компромиссы пришлось пойти патриарху для того, чтобы сохранить и укрепить церковь.
Ольга Вахоничева : После смерти Алексия Второго временным главой Русской православной церкви стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он будет управлять церковью до официальных выборов нового главы.
Алексий становится епископом
После Священного Синода, в августе 1961 года святейший патриарх становится епископом Таллинским и Эстонским. В то время церковь была не в лучшем положении из-за начавшихся хрущевских гонений. Молодой епископ в первые же дни столкнулся с проблемами.
Власти собирались закрыть Пюхтицкий монастырь и более тридцати приходов. Тогда Алексей идет на хитрость – он организовывает посещение монастыря представителями немецкой евангелистской церкви.
Статьи о Пюхтицком монастыре появляются в немецких газетах, советское правительство не решается закрыть обитель. Затем епископ отстоял таллинский кафедральный собор.
И продолжал бороться с атеистически настроенной властью, сохраняя церковные приходы в целостности. В это же время Алексий занимает должность заместителя председателя в Отделе внешних церковных отношений.
24 июня 1964 года происходит возведение в сан архиепископа, а в декабре того же года назначение управляющим делами Московской епархии.