Алексий, митрополит московский, святитель

Смерть и канонизация Митрополита Алексия Московского

Святитель окончил свой земной путь в 1378 году и был погребен близ алтаря главного храма Чудова монастыря при большом стечении народа, в присутствии великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского) и его сыновей. Спустя около полувека митрополита Алексия канонизировали и обрели его мощи, которые пребывали в Чудовом монастыре вплоть до начала XX века.

После закрытия и полного уничтожения обители святым мощам грозила гибель, однако, к счастью, они пережили эпоху самых серьезных гонений на Церковь и в 1947 году были помещены в Богоявленский собор в Елохове, бывший до восстановления храма Христа Спасителя кафедральным собором Москвы.

Краткое жизнеописание

Митрополит Алексий внес существенный вклад в развитие и укрепление православной веры на русских землях, сумел смягчить влияние татарских ханов на церковь.

Происхождение

Боярин Федор Бяконт в 1300 году переехал в Москву после опустошения Чернигова войском татарского хана Батыя. В 1304 году у него родился первенец, нареченный Елевферием. Крестным отцом Елевферия стал преемник московского князя Даниила Александровича: Иван Калита (годы княжения 1325-1340).

Выбор жизненного пути

О своем жизненном предназначении будущий митрополит узнал подростком. Однажды, расставив в лесу силки для ловли певчих птичек, он спрятался в кустах и незаметно для себя впал в сонное состояние. Сквозь дрему Елевферий услышал голос, изрекший ему, чтобы он не занимался ловлей птиц, а приготовился быть ловцом людей.

Монашеский период

Подросток приобщился к церковному богослужению, а в 15 лет объявил отцу, что хочет стать монахом. В 20 лет он был пострижен в монахи игуменом Московского Богоявленского монастыря, получив имя Алексий. В течение 20 лет житие Алексия проходило под руководством старцев Геронтия и Стефана.

Наследник Ивана Калиты, старший сын – Симеон Иванович Гордый (годы княжения 1340-1353), также благоволил к Алексию. Умирая от чумы, он завещал праведному Алексию быть советником своим сыновьям, Ивану и Андрею.

Предстоятель Киевский и всея Руси, Феогност, был посвящен в митрополиты в 1328 году в Константинополе. Он был убежден, что его преемником должен быть священнослужитель, прошедший испытание монашеством. Алексий, обладавший незаурядным умом, знаниями, дипломатическими способностями, был выбран Феогностом, как самый достойный на эту должность. Для обретения опыта руководства Церковью он назначил Алексия в 1350 году епископом Владимирским.

Константинополь

В 1353 году умер от чумы митрополит Феогност. После его смерти в Русской Церкви началась борьба за обладание титулом митрополита Киевского и всея Руси. Звание предстоятеля было учреждено после крещения Руси в 988 году, когда новая Церковь стала частью Константинопольского патриархата. Местонахождение митрополита было определено в Киеве.

В результате татаро-монгольского нашествия Киев был сожжен в 1299 году. Местопребыванием предстоятеля Русской Церкви стал Владимир, а затем Иван Калита перенес резиденцию митрополита в Москву, с сохранением титула.

Соискатели в одно время явились к Константинопольскому патриарху, чтобы разрешить спор. Оба конкурента жаждали подтверждения титула митрополита Руси. Разногласия сохранились относительно Киева. Через 2 года митрополиты снова вынуждены были обратиться к патриархату для разрешения конфликта. По вердикту Каллиста, за Романом была закреплена Литва и Малая Русь, но тот не подчинился и обосновался в Киеве, подчинив себе епархию.

По прошествии 5 лет Алексий обратился в Константинопольский синод, с требованием заставить Романа уйти из Киева. Решение приняли в пользу московского патриарха, но окончательно конфликт разрешился в 1362 году, со смертью Романа. Титул предстоятеля Литовского и Малой Руси был упразднен, а митрополия передана Алексию.

Возглавление Русской Церкви

После моровой язвы в Москве великим князем стал оставшийся в живых брат Симеона: Иван II Иванович Красный (годы правления в Москве – 1353-1359). Княжение продлилось 6 лет. Перед смертью князь назначил митрополита Киевского и Всея Руси Алексия регентом при малолетнем наследнике Дмитрии Донском. Благодаря его усилиям Московское княжество не было подчинено власти соседних князей.

Предстоятель Русской Церкви имел большой авторитет у московских и удельных князей, способствуя разрешению споров без кровопролития. Помогали ему в этом хорошие отношения с золотоордынскими ханами. В 1357 году его призвала к себе ханша Тайдула для излечения слепоты. Алексий, имевший к этому времени славу целителя, молитвой и святой водой смог восстановить зрение соправительницы Орды.

Окончание жизненного пути

Скончался митрополит Киевский и Всея Руси Алексий в 1378 году. По его завещанию и настоянию Дмитрия Донского, был похоронен в Кремлевском Чудовом монастыре.

Алексий Московский едет в Орду лечить от глазной болезни ханшу Тайдулу

К 1357 году слухи о выдающихся достоинствах русского митрополита достигли Орды, и его пригласила, надеясь на излечение, страдавшая от глазной болезни ханша Тайдула. По молитвам святителя правительница получила исцеление и освободила Церковь от ордынских поборов. В благодарность за это святителю пожаловали землю в Московском Кремле, где располагался постоялый двор для ордынских послов. Здесь Алексий основал Чудов монастырь.

В Москве к тому времени митрополит Алексий пользовался огромным влиянием и фактически был соправителем государства. Именно по его почину в 60-е годы XIV века началось строительство белокаменного Кремля, бывшего до той поры деревянным. Помимо Спасо-Андроникова, святитель благословил основание знаменитых Чудова и Симонова монастырей в Москве, а также Введенского Владычного монастыря в Серпухове, способствовал введению практики общежительных обителей, которые в эту эпоху в разных точках страны основывали ученики преподобного Сергия Радонежского.

Митрополит Алексий Бяконт

6 декабря 1352 года Алексий Федорович был посвящён во Владимир-на-Клязьме в епископы. Примечателен тот факт, что Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту (30 июня 1354 г.), свидетельствует,  что Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения  за его духовные достоинства и добродетельную жизнь.

В 1355 году Алексий  поставлен митрополитом Киевским и всея Руси. Обладая выдающимся умом и блестящими способностями, Алексий был фактическим правителем Московского княжества при трёх Московских князьях.

В августе 1357 года по приглашению ханши Тайдулы Алексей Бяконт отправился в Орду и исцелил ее от болезни глаз. Ханша дала Алексию ярлык, согласно которому Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождалась от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей.

В январе 1359 года, во время смоленско-московско-литовских военных действий, святитель Алексий отправился в Киев, чтобы заручиться поддержкой южнорусских князей, но был схвачен Ольгердом, ограблен и заточен в темницу. Но святитель Алексий смог бежать, и в 1360 году он вернулся в Москву.

За время отсутствия его в Москве умер великий князь Иоанн Иоаннович, и митрополит Алексий оказался одним из регентов при малолетнем Димитрии. Многолетнее фактическое руководство Алексия Бяконта внешней политикой Великого княжества Московского при князьях Иоанне Иоанновиче и Димитрии Иоанновиче придало московско-литовскому соперничеству явный характер религиозного противостояния язычников  и христиан. Митрополит умело использовал эту ситуацию в интересах Православной Церкви и государственного ядра России, оказывая при этом воздействие на русских князей.

В Кремле в 1365 году митрополит Алексий заложил каменный храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех и основал Чудов монастырь.
в 1366 году Алексий Бяконт начал строительство каменного Московского кремля. Пользуясь большой благосклонностью в Орде,  он содействовал тому, что великое княжение окончательно укрепилось за московскими князьями.

Митрополит Алексий является автором Послания и грамоты на Червленый Яр, Устава о новых постах  и Поучения христианам нижегородских и городецких пределов.

В качестве государственного  и церковного  деятеля митрополит Алексий Бяконт лояльно относился к власти мусульманских правителей, и в то же время последовательно проводил политику с целью создания союза русских княжеств, которые могли бы противостоять заметно ослабевшей во 2-й половине XIV века Орде.

Новые монастыри при митрополите Алексии

 Митрополит Алексий управлял Русской Церковью почти четверть века. Он способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и воссоздание ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области, а также Спасо-Андроников монастырь (1357год), Чудов (около 1365) и Симонов (между 1375 и 1377)монастыри, Введенский Владычный в Серпухове монастырь (1360—1362 гг.), Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский монастыри, Алексеевский девичий  монастырь в Москве (около 1358).

Перед смертью митрополит завещал погрести себя вне церкви, за алтарём собора в Чудове монастыре.

Скончался митрополит Алексий 12 февраля 1378 года. По настоянию великого князя митрополита Алексия погребли внутри храма, близ алтаря.

50 лет спустя после его смерти святитель Алексий был канонизован. Его мощи были обретены в 1431году (по другим источникам, в 1439 или 1438 гг.) в основанном им Чудовом монастыре  в Кремле в результате восстановительных работ и перенесены в храм Архангела Михаила. В 1485 году отправлены в Алексиевский храм Чудова монастыря. В 1686 году — в новопостроенный храм Благовещения той же обители. С 1947 года мощи митрополита покоятся в Богоявленском соборе Москвы.

Митрополит Алексий Бяконт — небесный покровитель Патриархов Московских: Алексия I и Алексия II.

Память по Юлианскому календарю:
12 февраля — преставление;
20 мая — обре́тение мощей;
5 октября — Собор Московских святителей.

Два посольства

Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий. Стоит отметить, что даже через год «проверки» Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: «Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские».

Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии

Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времен Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов

По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.

Политическая анафема

Потом по политически мотивам Алексий наложил анафему и на Михаила Александровича, и на другого союзника Ольгерда, стоявшего за этим вторжением — князя Смоленского Святослава Ивановича. Анафема свое действие возымела, тем более, что её в 1370 официально подтвердил и константинопольский патриарх.

После примирения сторон анафема Алексием была официально снята. Но самое главное в этой истории заключается в том, что данная церковная мера была использована Алексием именно как механизм политического давления на противников Москвы и Дмитрия Донского.

В дальнейшем Алексий применял метод анафематствования ещё несколько раз. Но как политик светский он выполнил поставленную перед ним цель: вырастил князя Дмитрия Донского, и дал ему достаточно власти, чтобы тот продолжил дело государственного строительства, и, более того, начал процесс освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

Святитель Алексий отправляется в Константинополь

В 1354 году епископ Алексий отправился в Константинополь, где в те времена русские первосвятители проходили процедуру их утверждения. Вселенский Патриарх одобрил его выдвижение в митрополиты в виде исключения — тогда еще большинство русских предстоятелей Церкви выбирались из греков. Патриарх Константинопольский Филарет возвел Алексия в сан митрополита Киевского и всея Руси.

На обратном пути из своего второго путешествия в Константинополь (предпринятого для разрешения спора с отделившейся от Киевской митрополии Литовской митрополией) святитель Алексий попал в сильную бурю и дал обет в случае спасения основать в Москве обитель. Так в столице появился прославленный впоследствии Спасо-Андроников монастырь.

Вернувшись на Русь, митрополит Алексий действовал энергично — ставил новых епископов, боролся с внутрицерковными нестроениями, собственными деяниями показывал пастве пример христианской жизни. Именно при нем резиденция русских митрополитов была перенесена из Киева на северо-восток страны.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Яко Апостолом сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, Богомудре чудотворче, сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем, в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, таковую благодать тебе даровавшаго исцелений и граду твоему великое утверждение.

Ин тропарь, глас 4

Апостольских преемников, архиереев сопрестольниче, России всея пастырю и учителю, всеблаженне отче Алексие, Владыце всех молися мир пастве твоей даровати, и спасение душам, и велию милость.

Ин тропарь, глас 3

Свыше от Бога глас глаголющ услышав, от юности подвизався, мудре, в молитвах, и во умилении, и слезах, во бдениих же и пощениих образ быв добродетели, отонюдуже и дом Духу Пречистому явися. Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв, Христово стадо упасл еси добре, еретическая нападения, не усумнеся, отрази и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие, иночествующих лики собра и сих Христови привел еси. Умре же, явися, яко спящ, цел, соблюден бысть пред многими леты, подавая цельбы болящим. Тем молим тя: моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден и страну и православныя люди по велицей Его милости.

Кондак, глас 8

Яко солнце незаходимое, от гроба воссия нам, от мног лет сокровены честным твоя мощи нетленны, святителю Алексие, тобою благодать приемлем: всю бо страну сию и вся ны чудесы и добротою обогащаеши, действом благодати, да поем ти: радуйся, отче, светило России.

Ин кондак, глас 3

Яко светоносная память святителя всем разруши уныние и свет облиста Небесных Даров, всех созывающи на веселие: от Бога бо, святителю Алексие, благодать обрете прогонити недуги и вся человеки исцеляти, и мнихом же степень (монахам же путь) показася.

Молитва 1-я

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей; благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси; монашествующия к подвигом добраго течения укрепи; град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани; старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих ко святой иконе твоей, усердно припадающих и молящихся тебе, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о, богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа, Бога нашего, да в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.

Молитва 2-я

О священнейший отче, святителю Христов Алексие, пастырю и учителю наш, не отрини нас (имена), с верою притекающих к твоему заступлению, но скоро потщися помолитися Царю царствующих и Господу господствующих, да избавит стадо Свое от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа и труса, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, от глада же и губительства, потопа и меча, и огня, и напрасныя смерти, и якоже исцелением от слепоты царицы агарянския спасл еси отечество твое, тако помилуй и нас, умом, словом и делом во тьме греховней сущих, и избави нас гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст нам пожити в веце сем и на Страшнем судище Своем сподобит деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Когда празднует день ангела Алексей? :: SYL.ru

День ангела (именины) – достаточно важный праздник для истинно верующего христианина. При крещении каждому ребенку или взрослому выбирается имя одного из святых. Он и будет являться покровителем обращенного в веру человека. Именно в день памяти этого святого и следует отмечать день ангела.

Алексей празднует именины несколько раз в году. Это связано с тем, что существует несколько святых покровителей этого имени. Как правило, именины выбирают по дате, близкой к празднованию дня рождения.

Из данной статьи читатели узнают значение имени Алексей, а также когда и как следует отмечать день ангела человека, которого так зовут.

Перевод, синонимы и происхождение

Как и многие другие русские имена, Алексей имеет греческое происхождение. В оригинале оно звучит как «Алексий» и обозначает «защитник», «оберегающий». На Руси оно было очень распространено и его носили рыцари, монахи, цари, патриархи, дворяне, бояре. Данное имя не только красиво, оно содержит в себе глубокий смысл.

Человек, носящий его, добрый, не жестокий, защищает слабых. В отличие от имени Александр, которое имеет схожее значение – «воинственный», Алексей характеризуется особой мягкостью и нежностью. Часто можно услышать такие синонимы к имени: Леха, Алеша, Лёля, Лёня, Лека.

Теплый Алексей

Один из самых известных праздников, связанных с этим именем – проводы Зимы. Тогда же и отмечают день ангела Алексея. История этого праздника уходит корнями в IV столетие.

Именно тогда в одной богатой семье родился мальчик, которому родители дали гордое имя Алексей. Однажды ему, уже взрослому юноше, приснился сон, что умирает его мама.

В тот момент Алексей понял, что это вещее сновидение, и он обязан изменить ход событий.

До последнего дня жизни святой молился за свою семью и соблюдал пост. Умирая, он отдал родным письмо, в котором была рассказана история всей его жизни. Именно из него родители узнали о том, что этот человек был их сыном.

Обычаи дня и приметы

День Алексея Божьего (так его назвал сам Господь) отмечают 30 марта. Считается, что именно в это время приходит пора прощания с зимой. Кроме того, всех Лёш в этот день можно поздравлять с днем ангела. Алексей Теплый всегда считался днем труда.

В это время селяне начинали готовить землю к посадке, а вечером устраивали пышный обед для всей семьи. Таким образом люди встречали весну и провожали зиму. На Теплого Алексея также просили святого о благополучном и урожайном сезоне.

Непогода в этот день сулила дождливое и сырое лето.

Мученик Алексий Константинопольский

Имя Алексей дают ребенку и в честь других святых и мучеников. В августе (22 числа) празднуют именины в честь Алексия Константинопольского. Он пострадал за святую икону в 730 году вместе с другими мучениками: Марией, Иоанном, Иулианом, Маркианом, Иаковом, Дмитрием, Фотием, Петром и Леонтием.

Над Медными воротами в Константинополе была закреплена сделанная из меди икона Спасителя. Патриарх и император Анастасий приказал одному из воинов снять её. Мученики, о которых шла речь выше, кинулись защищать икону.

Они столкнули воина с лестницы, и тот разбился насмерть. За бунт, который учинили мученики, император всех казнил. День ангела Алексея по церковному календарю отмечают 22 августа.

В этот день вспоминают о мученике Алексе Константинопольском, молятся ему о защите и покровительстве.

Алексий, митрополит Московский и всея Руси

Когда же еще может отмечать именины (день ангела) Алексей? В 1292 году в Москве в знатной семье родился мальчик Алексий – чудотворец всея Руси. Это был необыкновенный ребенок. Уже в 12 лет к нему пришло осознание, что он призван защищать Москву и служить Господу Богу.

В 15 лет Алексий уже был иноком. В течение 20 лет он обучался в Московском Богоявленском монастыре и там же начал первые свои иноческие подвиги. Следующие 12 лет Алексий заведовал судебными делами Церкви. Именно в эти времена Русская Церковь терпела много смут и тревог.

Виновным в этом были митрополит Волыни и Литвы Роман.

Для того чтобы Русская Церковь снова была свободна и независима, Алексий отправился к Вселенскому Патриарху Каллисту в Константинополь. Тот принял его и дал ему титул «всечестнаго митрополита и экзарха».

День ангела Алексей по православному календарю может отмечать и в честь митрополита Московского всея Руси Алексия: 5 октября, 20 мая и 12 февраля.

Достижения

Митрополит Алексий прилагал много усилий для основания монастырей, назначил 21 епископа. Одна из обителей, Спаса Нерукотворного Образа, была основана по обету, который он дал, возвращаясь в 1356 году из Константинополя. Корабль попал в страшную бурю, которая грозила потопить всех плывущих на судне. Алексий молился Господу и дал обещание построить монастырь, посвященный святому того дня, когда он окажется на суше. В память исцеления Тейдулы был основан Чудов монастырь в Московском Кремле.

Были построены или восстановлены древние обители в городах:

  • в Нижнем Новгороде;
  • Владимире;
  • Серпухове.

В 1360 году в Москве был основан женский Алексеевский монастырь, игуменьями которого были его сестры – Евпраксия и Иулиания. Алексий способствовал утверждению Византийского монастырского устава, регламентирующего жизненный порядок иноков.

Святитель оставил потомкам грамоты, поучения переводы. В Чудовом монастыре хранится его перевод Евангелия с греческого языка. В церковных текстах Алексий именуется «святителем Московским и Всея Руси чудотворцем».

Алексий Московский активно участвует в объединении русских земель

Активно участвовал митрополит во внешнеполитической деятельности Московского княжества, заключавшейся в попытках объединения русских земель для борьбы с ордынским игом. Так, он был одним из инициаторов союза Москвы с Великим Новгородом. При нем впервые стали скрепляться митрополичьей печатью договоры и соглашения между князьями. Ставил свою печать он и на других важнейших документах — в частности, определявших внутреннюю жизнь княжества.

В качестве митрополичьей резиденции святитель выбрал подмосковное Черкизово с деревянным Ильинским храмом — ближайшим к нему селом было Измайлово. Впрочем, существовало ли последнее в то время, доподлинно не известно.

Житие Алексия Московского

На свет Алексий Мечёв появился в 1859 году в семье христиан. В доме всегда царила дружная атмосфера, гостям были рады в любое время. Любовь к Богу была у всех в семье Алексия, и он свою жизнь посвятил служению Господу.

Алексий окончил Заиконоспасское училище, после — Московскую духовную семинарию. В 1880 году, 14 октября, Алексия Мечёва приняли псаломщиком в Знаменскую церковь Пречистенского сорока. Отец Георгий был настоятелем псаломщика долгие годы, которые прошли для него очень тяжело. Настоятель оказался суровым и даже жестоким человеком, часто придирался, оскорблял и даже избивал Алексия. И всё же, провожая отца Георгия в иной мир, Мечёв был грустен, а на похоронах стоял со слезами на глазах. Он считал, что настоятель был для него лучшим учителем, которому он многим обязан.

В 1884 году Мечёв взял в жёны дочь псаломщика Петра Молчанова Анну. Тогда же он стал диаконом в церкви Сретенского сорока. Супруги прожили вместе долгие годы. Брак диакона был удачным и очень счастливым: жена искренне любила мужа, а он в ответ видел в ней друга и помощника, посланного ему Господом. У Алексия и Анны было пять детей, но третий, мальчик, умер в годовалом возрасте. За крепкий долгий брак, святого почитают как помощника в семейных делах. Молитву Алексию Московскому читают, когда наступает разлад в доме, он помогает вернуть любовь и уважение, так необходимые супругам.

В 1893 году Алексий стал священником в Николаевской церкви Сретенского сорока по настоянию епископа Нестера. Потом под управлением Мечёва оказалась церковь святого Николая в Кленниках. Будучи настоятелем, Алексий присутствовал на всех службах, а часто и сам их проводил

К нему приходили за советом и помощью, и никого он не обделял вниманием. Но советовал он лишь раз, а тех, кто пытался поспорить с ним, покидал в середине беседы

В 1917 году во время чтения молебна Алексий и все прихожане засвидетельствовали чудо – из глаз Богородицы на Федоровской иконе потекли слезы. Увиденное повергло батюшку в шок, дальше продолжить службу он не смог. Но после этого в церковь приходило всё больше людей.

22 июня 1923 года мир простился с Алексием. Теперь 22 июня и 29 сентября отмечают дни памяти святого.

Литература

  • . Святый Алексий, митр. Киевский и всея России // ПрТСО. 1848. Ч. 6. С. 89–128;
  • Каменский А. Святитель Алексий // Странник. 1894. Авг. С. 421–444; Сент. С. 1–25; Окт. С. 197–211; Нояб. С. 405–421; Дек. С. 601–618;
  • Муретов М. Д. Церковно-практическое и научно-богословское значение славянского перевода Нового Завета в труде святителя Алексия, митрополита Киево-Московского и Всероссийского // БВ. 1897. Нояб. С. 177–199; Дек. С. 375–414;
  • Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. К., 1913. С. 318–466;
  • Лихачев Н. П. Два митрополита // Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913. С. 1–8;
  • Орешников А. Перстень св. Алексея митрополита // SK. 1928. Т. 2. С. 171–186;
  • Карташев. Очерки. Т. 1. С. 307–323;
  • Семенченко Г. В. духовная грамота митрополита Алексея: (К изучению истории раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси) // Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981;
  • Флоря Б. Н. Борьба московских князей за смоленские и черниговские земли во 2-й пол. XIV в. // Проблемы исторической географии в России. М., 1982. Вып. 1;
  • Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 242–256;
  • Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митр. всея Руси // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 25–34;
  • он же. Житие Алексея митрополита // Там же. С. 243–245;
  • Мейендорф И. Ф., прот. Византия и Московская Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей XIV в. П., 1990;
  • Пентковский А.М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV в. // Символ. 1993. № 29. С. 217–238;
  • Петров Д. А. Утраченные памятники архитектуры XVI в. в новгородских монастырях // Новгородские древности. М., 1993. (Архив архитектуры; Вып. 4). С. 186–192;
  • Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. М., 1996;
  • Шевченко И. И. Некоторые замечания о политике Константинопольского Патриархата по отношению к Восточной Европе в XIV в. // Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6;
  • Макарий. История РЦ. Кн. 3; Клосс Б. М. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 38–48;
  • Кучкин В.А. Первая договорная грамота Дмитрия Донского с Владимиром Серпуховским // Звенигород за шесть столетий. М., 1998;
  • Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998. С. 199–217;
  • Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 191–195;
  • Петров Д.А. Проблемы исторической топографии Новгорода. М., 1999. С. 57;
  • Афанасьева Т. И. Литургия преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII–XV вв.: (Лингвотекстол. анализ): АКД. СПб., 2000. С. 10, 18–19.

Смерть и канонизация Митрополита Алексия Московского

Святитель окончил свой земной путь в 1378 году и был погребен близ алтаря главного храма Чудова монастыря при большом стечении народа, в присутствии великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского) и его сыновей. Спустя около полувека митрополита Алексия канонизировали и обрели его мощи, которые пребывали в Чудовом монастыре вплоть до начала XX века.

После закрытия и полного уничтожения обители святым мощам грозила гибель, однако, к счастью, они пережили эпоху самых серьезных гонений на Церковь и в 1947 году были помещены в Богоявленский собор в Елохове, бывший до восстановления храма Христа Спасителя кафедральным собором Москвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector