Святитель филарет (дроздов): сердце чисто, светел ум

Жизнь

Он родился в Коломне как Василий Дроздов ( русский : Василий Михайлович Дроздов ). Его отец был членом духовенства. Василий получил образование в Коломенской семинарии, где курсы велись на латыни ; а затем в Троице-Сергиевой лавре и по окончании учебы сразу был назначен профессором последней. Он стал проповедником лавры в 1806 году, а в 1808 году принял монашеский постриг и был назван Филаретом в честь святителя Филарета Милосердного. В 1809 году он был назначен профессором богословия в духовной академии Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге , став архимандритом в 1811 году и директором в 1812 году.

В Событии 1812 года произвело сильное впечатление на Филарете; Он объяснил успех россиян моральным разумом и прочитал лекцию на эту тему в «Обществе друзей русского слова». В 1813 году он произнес свою знаменитую речь о смерти Кутузова .

Он принял монашеский постриг в 1817 году и вскоре был рукоположен в епископа Ревеля, а затем епископского викария Санкт-Петербурга. В 1819 году он стал архиепископом Тверским и членом Святейшего Синода . В следующем году он был архиепископом Ярославским , а в 1821 году был переведен в Москву , также став митрополитом в 1826 году.

Однако его смелые высказывания привели его в немилость с 1845 года до воцарения Александра II . В 1855 году он был ограничен пределами своей епархии. Говорят, что он подготовил прокламацию Александра об освобождении крепостных и пользовался репутацией одного из ведущих ораторов своего времени и страны.

Он был духовным отцом миссионера иеромонаха Макария (Глухарева) (1792–1847), канонизированного в 2000 году за роль «Апостола Алтая ».

Филарет был ответственен за некоторые из самых тяжких преступлений по отношению к старообрядцам , включая присвоение церквей и опечатывание алтарей в церквях Рогожского кладбища , которое было административным и духовным центром Белокриницкого согласия старообрядцев. Филарет также принимал непосредственное участие в заточении старообрядческих иерархов и монахов.

Детство и юность

Будущий митрополит родился 26 декабря 1782 года в Коломне под именем Василий Дроздов. Родители мальчика происходили из потомственного духовенства. Дед по материнской линии служил протоиреем в Богоявленской церкви, где и появился на свет маленький Вася.

Филарет Московский

Отец Михаил Федорович до рождения наследника почти год числился дьяконом в Успенском соборе, за неимением жилья приходилось ютиться у тестя. Спустя два месяца его перевели в церковь Троицы священником, и семья обрела собственный дом, который до сих пор сохранен – стоит на ул. Толстикова, 52.

С детства Василий отличался способностями к учебе и тягой к знаниям, тем более для этого была благодатная почва: отец совмещал служение в церкви с преподаванием в Коломенской семинарии, поэтому дома хранилась великолепная библиотека. В 9-летнем возрасте мальчик тоже оказался в рядах студентов семинарии, из которой были открыты дороги в школы Московской епархии. Однако учебное заведение вскоре перевели в Тулу, и отец настоял, чтобы сын попытал силы на экзаменах в семинарию Троицкой Лавры.

Святитель Филарет Московский

Василий Дроздов благодаря багажу знаний, природному уму и рассудительности с легкостью прошел испытания и был зачислен в философский класс. В школе у юноши обнаружился талант еще и к языкам. Способного ученика заметил покровитель семинарии, митрополит Платон, и на протяжении учебы, а потом и на службе явно ему благоволил.

В учебном заведении Василий Михайлович прошел и уроки милосердия, занимая должность старшего над семинарской больницей. Столкнулся со смертью, мучительными неизлечимыми болезнями, воспитав в себе терпение к близкому и постигнув истину, что все в этом мире тленно.

Икона Филарета Московского

Юноша получил диплом в 1803 году и тут же начал преподавать ученикам родной семинарии греческий и еврейский языки, а затем поэзию, красноречие и риторику. Митрополит Платон восхищался писательским и ораторским даром Василия, говоря, что «он пишет по-ангельски», поэтому назначил проповедником.

Наставник и покровитель долго склонял молодого человека к монашеству, а Дроздов все колебался, даже приходил с этим вопросом к отцу, который посоветовал самостоятельно решать свою судьбу. Созрел Василий Михайлович к 1808 году – постригся в монахи, взяв имя святого Филарета Милостивого, а спустя неделю Платон возвел ученика в сан иеродиакона.

Молитвословия

Тропа́рь, глас 4

Ду́ха Свята́го благода́ть стяжа́в,/ богому́дре святи́телю Филаре́те,/ и́стину и пра́вду ра́зумом просвеще́нным лю́дем пропове́дал еси́,/ ми́р и ми́лость се́рдцем умиле́нным стра́ждущим яви́л еси́,/ я́ко учи́тель ве́ры и стра́ж неусы́пный/ па́ству Росси́йскую жезло́м пра́вости сохрани́л еси́./ Сего́ ра́ди ко Христу́ Бо́гу дерзнове́ние име́я,/ моли́ дарова́ти Це́ркве утвержде́ние,// лю́дем и душа́м на́шим спасе́ние.

Конда́к, глас 2

Я́ко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия,/ доброде́тель измла́да возлюби́л еси́,/ богоблаже́нне Филаре́те./ Я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный,/ по святе́м преставле́нии от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́,/ Бо́г же зна́меньми и чудесы́ тя́ просла́ви// и засту́пника Це́ркве на́шея яви́.

Детство и образование[править | править код]

Василий Дроздов родился 26 декабря по старому стилю в семье диакона Богоявленского собора (впоследствии настоятель Успенского собора в Коломне. Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Мать, Евдокия Никитична, вышла замуж 10 января , когда ей ещё не было и 16 лет. Василий Дроздов, нареченный в честь свт. Василия Великого, родился на 2 недели ранее срока; крещён в Богоявленской церкви 1 января .

20 декабря , 9-и лет, отдан учиться в Коломенскую семинарию. В , в одно время с упразднением Коломенской епархии, закрыта была и Коломенская семинария. Бывшим её учеником было дозволено поступить в духовные учебные заведения Московской епархии. По совету отца, Василий Дроздов сдал испытательный экзамен и в марте зачислен в философский класс Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде.

Вскоре, проявив изрядные способности в изучении языков и риторики, обратил на себя внимание устроителя и патрона семинарии митрополита Платона (Левшина), который проявлял к Дроздову явное благоволение и покровительство. Окончил семинарию в ноябре и был назначен преподавателем греческого и еврейского языков

В Дроздов стал учителем поэзии; с  — высшего красноречия и риторики.

В августе Василию Михайловичу представился случай побывать в родном городе. В Коломенском Успенском соборе заканчивалась роспись, и туда ожидали на обновление храма Митрополита Платона.

— Один из составителей биографии святителя Филарета.

С августа 1806 года Василий Михайлович был назначен проповедником.

О святителе Филарете Московском

Родился Филарет (Василий, имя от рождения) в семье,
где все предки носили священный сан. Василий был отправлен в семинарию, затем
поехал на обучение в Троице-Сергиеву Лавру. Учился отлично, сразу после выпуска
был принят на должность преподавателя. Молодой человек принимает решение стать
монахом, после чего его рукополагают в священники. Судьба приводит его в Петербург.

В 1821 г. Филарет стал Московским Митрополитом. Многие
молились об этом, потому что он был очень любим в народе за святость жизни и
доброту. За время служения совершил много полезного для святой Церкви.

    Построил и
восстановил большое количество храмов.

    Был
награжден правом носить две панагии (у большинства архиереев только одна).

    Основал
около 10 монастырей в Москве и области, с 1823 по 1866 гг.

    Известен
тем, что вступил в поэтическую переписку с Пушкиным.

Начал перевод Священного Писания на русский язык.
Церковнославянский перевод, по его мнению, был тяжел для понимания не только
народу, но и многим из числа духовенства.

К сожалению, труд этот так и не был завершен, потому
что многим не нравилось, что митрополит имеет общение с представителями
Библейского общества. По клеветническому доносу оно было закрыто.

Во время эпидемии холеры,
используя свою чудотворную молитву, он просит Господа Бога о прекращении трагедии.
Филарет не сомневался в достижениях и силе медицинской науки, но Господу Богу
доверял больше, поэтому и просил у него помилования для всех жителей Москвы.

Каждый свой день святитель
начинал с благодарственной молитвы Всевышнему, и получал милость Божью. После
он самостоятельно совершал службы в храме, или же присутствовал при них и
активно участвовал. Очень много времени он уделял епархии. Часто встречался с
посетителями, проводил работу с документацией и вникал в доклады и отчеты
секретаря.

В повседневной жизни
митрополит был очень скромен и прост, поэтом, когда слышал в свой адрес
благодарность и похвалу, утверждал, что не достоин их. Он заботился о развитии
духовности в обществе и все больше переживал о распространении пьянства на
Руси. В 1994 году Филарета было причислено к лику святых.

Молитва Филарета Московского
на каждый день произносится верующими людьми для того, чтобы отблагодарить Бога
за все то, что имеем. Не стоит просить о каких-либо дополнительных благах, так
как Господь сам знает, в чем мы нуждаемся, и непременно при необходимости
пошлет это благо.

Существует множество
свидетельств того, что молитва Филарета Московского на каждый день исцеляла тех, за
кого он просил Бога:

    Девочка, страдавшая расслаблением, вышла из
храма самостоятельно.

    Заболевшая дочь дьякона исцелилась после
совместной молитвы за Литургией.

    Больной горячкой во сне увидел, как
митрополит служит вечерню — утром проснулся здоровым.

Молитва Филарета Московского
на каждый день. В ней открывается смиренная монашеская душа, которая не дерзает
ничего просить у Бога. Молящийся желает лишь одного — выполнять святую волю
своего Творца. Несомненно, это очень поучительные слова, которые каждому могут
принести много духовной пользы.

Смотрите ещё:Псалом 90Иоанн
Кронштадтский — святой праведный русскийМолитвы от
пьянстваПокаянный канон
Иисусу Христу

Молитвословия

Тропарь, глас 6

Возлюби́в измла́да подви́жническое житие́,/ еди́ному Хри́сту Бо́гу после́довав,/ клевету, поноше́ния и гоне́ния претерпе́в,/ кро́тость, смире́ние и милосе́рдие в душу всели́в,/ от си́лы в си́лу восходи́л еси́,/ от Бо́га дар чудотворе́ний и исцеле́ний прияв,/ святи́телю Филаре́те,/ яко иера́х моли́ Хри́ста Бо́га,/ мир гра́ду Ки́еву даровати,/ и ду́шам на́шим спасти́ся.

Кондак, глас 8

Ти́хостью нра́ва украше́н,/ во свяще́нницех благоче́стно пожи́в/ жезло́м от Бо́га тебе́ да́нным, ста́до Христо́во упасл еси́/ на па́житех Богома́тере,/ приле́жно моле́ния за люди твоя приноси́л еси́,/ и Ла́вры Святыя запале́ние угаси́л еси́,/ те́мже и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя, сла́вне Филаре́те,/ да вси вопие́м ти:// ра́дуйся, святи́телю о́тче наш.

Кто такой Филарет Дроздов

Филарет (Дроздов) (1782—1867) — митрополит Московский и Коломенский, святитель.

В миру Василий Михайлович Дроздов, появился на свет года в городе Коломне в семье потомственного духовенства. Отец его Михаил Федорович был диаконом. До девяти лет его воспитывали родители.

Житие

Василий был послан родителями в Коломенскую духовную семинарию, потом проходил обучение в Троице-Сергиевой Лавре. В ней Дроздов учился в философском и богословском классах с 1800 по 1803 г. После окончания учебы стал преподавателем греческого и еврейского языков. После принятия решения стать монахом молодого человека рукополагают в священники.

В 1821 г. Филарет стал Московским Митрополитом. За святость жизни и доброту он был любим и почитаем в народе.

За время службы патриарх сделал много полезного для Церкви:

  • восстановил и построил много церквей;
  • получил право носить две панагии;
  • с 1823 по 1866 гг. основал 10 монастырей в Москве и области;
  • известен своей поэтической перепиской с Пушкиным.

Начал перевод Священного Писания на русский язык. Церковнославянская версия была сложна для понимания не только народу, но и духовенству. Многим не нравилось, что митрополит общается с представителями Библейского общества, поэтому труд не был завершен.

Для Церкви владыка сделал много: как мог, поддерживал Оптину пустынь, тогда еще не ставшую знаменитой. Резко выступить мог против царя, если это не совпадало с принципами христианства.

Особенности характера святителя:

  • поступал по велению совести;
  • всегда оставался принципиален;
  • не шел на компромиссы ради угождения кому-то;
  • личной выгоды не искал и не принимал ничью сторону;
  • знал одного начальника — Христа.

Именно это, возможно, злило его недоброжелателей, которых было много.

Во времена главенства московским духовенством, митрополит всегда:

  • открывал сердце людям;
  • был готов оказать помощь каждому;
  • отличался добротой и состраданием;
  • старался помогать неимущим;
  • наставлял на путь праведный.

В народной памяти митрополит остался навсегда.

Покровительство святого

Житие Филарета Милостивого в Древней Руси пользовалось большим вниманием и не раз переводилось на русский язык с греческих изданий. Русскому человеку нравилось это повествование

Его знали и рассказывали даже безграмотные деревенские жители.

В обиходе имя Филарет — сугубо церковное. Самым известным из русских был митрополит Филарет (Дроздов), он дольше всех возглавлял московскую кафедру — 41 год. За свои великолепные проповеди святитель был прозван «московским Златоустом». Цари (Александр I, Николай I, Александр II) прислушивались к советам патриарха. Он является автором манифеста 1861 года об освобождении от крепостной зависимости.

Прославленный Филарет при жизни имел божественный дар:

  • облегчал людям душевные и физические страдания;
  • мог исцелять от болезней;
  • помогал найти свой духовный путь.

Святитель сам с молитвенным усердием всегда обращался к своему небесному покровителю — святому праведному Филарету Милостивому.

Святейший Патриарх Алексий I чтил и установил в Московских Духовных школах день памяти митрополита Филарета и его покровителя.

Сила иконы святого Филарета

Образ святого изображен по пояс, в традиционном одеянии для патриархов. Прекрасный длинный саккос на нем считается элементом верхней одежды. На голове преподобного одета митра белого цвета, на плечах красивый омофор. В левой руке у праведного Филарета находится Священная Книга, правой — он благословляет двуперстным жестом.

Икона, изображающая лик Филарета, глубоко почитаема среди верующих. Его образ, написанный посмертно, и по сей день вершит чудеса.

Искренние молитвы перед ликом способны;

  • значительно улучшить жизнь;
  • поправить физическое здоровье;
  • обрести душевное равновесие.

Самые сильные молитвы святителю

Православный святой продолжает и после смерти поддерживать людей и уберегать их от несчастий. Он дает верующим силу для продолжения своего пути, помогает обрести веру тем, кто ее утратил.

Верующие молятся праведнику:

  • при разных трудностях;
  • проблемах и несчастьях.

Наиболее известны и распространены 5 молитв святому Филарету Милостивому:

  • «О деньгах и благополучии»;
  • «Об удачном замужестве дочери»;
  • «Избавлении от нищеты»;
  • «Об укреплении веры»;
  • «Благодарственная молитва».

Все они имеют огромную силу и помогают людям в том, о чем они молятся.

Святость жизненного подвига патриарха и его заслуги перед Отечеством привели к его канонизации Русской Церковью в 1994 году.

Это интересно: Молитва Господу и Пресвятой Богородице — излагаем во всех подробностях

Хиротония[править | править код]

В Святителя (уже в сане иеродиакона) перевели в Петербург, в том же году совершилось рукоположение во иеромонаха. В , в сане архимандрита, назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии; оставался в должности до ; радикально модернизировал программу преподаваемых дисциплин.

Зимой заболел родитель. Филарет горячо молился о нём. Но вот, как рассказывал сам свт. Филарет, «нечто неведомое» подало ему весть о смерти отца. Вскоре из Коломны пришло подтверждение. 18 января скончался протоиерей Михаил Дроздов.

— Письмо Филарета матери.

Родитель святителя был похоронен на Петропавловском кладбище Коломны.

Литература

  • Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. — М.,1896-1918. — Т. «Фабер — Цявловский». — C. 77
  • Сергий (Василевский), архим. Высокопреосвящ. Филарет, в схимонашестве Феодосий, митр. Киевский и Галицкий и его время, в 3-х томах. Казань, 1888.
  • Леонид, иером. История церк. в пределах Калуж. губ. и калуж. иерархия. Калуга, 1876, с. 196, 203.
  • Благовещенский И., прот. Архиеп. Евгений (Казанцев). М., 1875, с. 50-51.
  • Бочкарев Две могилы, с. 16 и 17 и прим.
  • Геронтий, архим. Источ. опис. Волоколамского монастыря, с. 115.
  • Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 100, 106, 112, 118, 194, 210, 287.
  • Никанор (Каменский), архим. Казанский сборник статей. Казань, 1909, с. 483, 484, 516-517.
  • Орлов Г. Филарет Амфитеатров; митр. Киевский, как проповедник. М., 1908.
  • Чернавский Н. Оренбургская епархия, вып. X. Оренбург, 1903, с. 133-135.
  • Поселянин Е. Русские подвижники 19 в., изд. 3 доп., с. 207, 208, 226. СПб, 1910.
  • Его же На молитве. Петроград, 1916, с. 470.
  • Его же Идеалы христ. жизни, с. 202.
  • Савва, архиеп. Хроника моей жизни, 1901, т. III; 1902, т. IV; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.
  • Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 20.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
  • Голубинский, с. 578.
  • Толстой Ю., № 233.
  • Булгаков, с. 1401, 1403, 1411, 1418.
  • Денисов, с. 292, 307, 474, 633.
  • Списки архиереев, № 233.
  • Записки Трубецкого С.П., СПб, 1906, с. 210 и прим. 97, 101.
  • Житие Филарета, митр. Киевского. Киев, 1858.
  • Юбилейный сборник, с. 7, 1, 4, 5, 233-251, 527, 606, 607, 696.
  • Письма Филарета, митр. Московского к высоч. особ. и др. лицам. Тверь, 1888, с. 15-18, 132, прим. 3; ч. II, с. 57, прим. 1.
  • Юбилейный сборник: речи, слова и беседы Иоанникия, митр. Киевского и Галицкого. СПб, 1899.
  • Летопись Е. А., с. 827.
  • Обозрение епархии Ионафаном, еп. Яросл. и Рост. Ярославль, 1881, с. 82.
  • Калуж. еп. вед., 1884, № 6-11, 14, 17-19.
  • Владим. еп. вед., 1865, № 18 и 24.
  • Древн. и Новая Россия, 1876, т. II.
  • Киевлянин, 1884, № 185.
  • Дух. беседа, 1858, т. II, № 16.
  • Север. пчела, 1858, № 71.
  • Приб. к Ц. В., 1907, № 50, с. 2215-2221.
  • Душеп. размышл., 1884, с. 366-367.
  • -«- 1885, с. 321.
  • -«- 1898, с. 304.
  • Воскр. чтение, 1857-1858, ч. XXI, 42, 45, 50, 52.
  • -«- 1865, кн. 10.
  • -«- 1895, ч. III, с. 518.
  • Душеп. собес., 1898, вып. X, с. 304.
  • Истор. вестн., 1883, сентябрь, с. 542, 544, 547, 552, 554-555.
  • -«- 1892, сентябрь, с. 654.
  • -«- 1895, февраль, с. 639.
  • -«- 1896, апрель, с. 182.
  • -«- 1900, сентябрь, с. 365-368.
  • -«- 1906, январь, с. 326; апрель, с. 265.
  • Прав. собес., 1867, январь, с. 64.
  • -«- 1876, июль, с. 1-24.
  • -«- 1879, февраль, с. 83-110.
  • -«- 1897, декабрь, с. 118.
  • -«- 1899, июнь, с. 354.
  • -«- 1907, сентябрь, с. 40, прил.
  • -«- 1908, май, с. 622.
  • -«- 1909, март, с.
  • -«- 1915, октябрь
  • Изв. Казан. еп., 1876, № 11, с. 342-344.
  • -«- 1878, № 8, с. 198.
  • -«- 1879, № 20, с. 588.
  • -«- 1883, № 6, с. 188 п/с.
  • -«- 1885, № 22, с. 822-823.
  • -«- 1888, № 23, с. 536.
  • -«- 1897, № 1, с. 32.
  • -«-1907, № 44, с. 1366; № 47, с. 1482-1492.
  • -«- 1908, № 6, с. 186-189, 216-223.
  • Прав. обозрен., 1868, декабрь, с. 371.
  • Рус. инок, 1912, вып. 59, с. 37-38.
  • Рус. старина, 1873, январь, с. 111.
  • -«- 1876, май, с. 157-158.
  • -«- 1880, май, с. 117; июль, с. 609.
  • -«- 1881, ноябрь, с. 581.
  • -«- 1882, август, с. 295; февраль, с. 336.
  • -«- 1885, октябрь, с. 159 п/с. 4.
  • -«- 1886, июнь, с. 710.
  • -«- 1904, февраль, с. 276; сентябрь, с. 661.
  • Христ. чтение, 1872, май, с. 71-150; июнь, с. 183-229; ноябрь, с. 377-419.
  • Труды К. Д. А.,1884, май, с. 69-102.
  • -«- 1885, июль, с. 435.
  • -«- 1890, август, с. 610, 615.
  • -«- 1901, № 12, с. 418-419.
  • -«- 1908, № 21, с. 866.
  • Вестн. Европы, 1873, т. 6, с. 252.
  • Рус. архив, 1887, кн. 2-я, с. 458 (Филарет, архиеп. Черниговский); кн. 3-я, с. 288 (К истории правосл. в Прибалт. крае).
  • -«- 1893, кн. 2-я, с. 149 («Из писем А.Н. Муравьева к С.Д.Нечаеву»).
  • -«- 1895, кн. 2-я, № 6, с. 142; № 7, с. 277-278.
  • -«- 1899, кн. 1-я, № 3, с. 417; № 4, с. 669; кн. 2-я, № 6, с. 204-208, 212 п/с. 6, 215 п/с. 1.
  • -«- 1898, кн. 1-я, с. 304 п/с. 5 («Два письма архим. Виталия Щепетова к архим. Филадельфу Пузыне»); кн. 3-я , с. 58 п/с. 1, (Дневник М.С. Ребелинского); с. 85 («Памятные записки игум. Евгении Озеровой»).
  • Рус. архив, 1900, кн. 3-я, № 10, с. 26, 236.
  • -«- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 378.
  • -«- 1904, кн. 1-я, № 4, с. 648-649.
  • -«- 1910, кн. 3-я, № 12, с. 589.
  • Ж. М.П., 1945, № 12, с. 44-45.
  • -«- 1954, № 4, с. 47.
  • -«- 1958, № 2, с. 19, 52-56.
  • Ж. П. Б., т. I, с. 212; т. III, с. 149, 221, 223, 229-231; доп. том II, с. 370-387; т. IV, с. 296; т. VII, с. 37-46, 51; т. XI, с. 97-110, 509; доп. I, с. 596-600; т. XII, с. 519-520; 576-822; доп. II, с. 551-553.
  • БЭЛ, т. VII, с. 716-717; т. VIII, с. 111; т. X, с. 608-609.
  • БЭС, т. II, с. 1139, 1164, 1330, 1973, 2233, 2404.
  • ЭС, т. 35-а, с. 737-738.
  • РБС, т. XXI, с. 77-79.
  • Н. Д., с. 16, 24, 36, 50, 69.

Некоторые труды[править | править код]

  1. Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков, 1814.
  2. Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-российской церкви с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам. СПб, 1815 (по просьбе кн. Голицына).
  3. Начертание церковно-библейской истории (1816)
  4. Акафист Пресвятой Богородице (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV).
  5. Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV).
  6. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греч. 70 толковников и славянского переводов Св. Писания, сост. в 1845 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1858, ч. XVII, сост. в 1845 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1858, ч. XVII. М., 1858).
  7. Перевод Евангелия от Иоанна на рус. язык. СПб, 1819.
  8. Таблица чтения из Св. Писания, церковной и гражданской печати (изд. главн. правл. училищ. СПб, 1819).
  9. Толкование на 11 псалом (напис. в 1820 г. — Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1873).
  10. Собрание проповедей митр. Моск. Филарета, первое изд. СПб, 1820, последующие: СПб, 1821, 1822, 1835, 1844, 1845 (3 тома); 1847‒1848 (I и II тома); 1861 (III том); 1873‒1885 (посмертное издание) в пяти томах; изд. под заглавием: Сочинения Филарета, митр. Моск. и Коломенского.
  11. Исторические чтения из книг Ветхого Завета. СПб, 1822.
  12. Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия, почерпнутое из достоверных источников, читанные (впервые) в Лавре его на всенощном бдении июля 4 в 1822 г. М., 1822.
  13. Христианский катихизис Православныя кафолическия восточныя греко-российския церкви. СПб, 1823 и доп. изд. 1828, 1839.
  14. Краткий катихизис Православныя кафолическия греко-российския церкви. СПб, 1824.
  15. Пушкин, от мечтаний перешедший к размышлению (стихотворение, написанное в ответ на стихи Пушкина «Дар напрасный…» в журнале «Звездочка», 1848, № 10).

Смута

В событиях Смуты участие будущего патриарха было весьма активным, причем не всегда по доброй воле.

Поначалу к власти пришел Лжедмитрий Первый. Борис Годунов скончался, Федора убили, Лжедмитрий сел на трон, но трон под ним, фигурально выражаясь, шатался. Чтобы хоть как-то укрепить свое положение в Смутное время, Лжедмитрий попытался опереться на тех, кто во времена Годунова пребывал в опале. Одной из таких личностей был Филарет.

Лжедмитрий освобождает содержавшегося под надзором в монастыре Филарета и назначает его митрополитом Ростовским.

Власть бывшего расстриги Гришки Отрепьева продержалась недолго. После бесславной и страшной смерти царя-самозванца на политической арене появляется Лжедмитрий Второй. Филарет становится патриархом. Но вот второй самозванец тоже погибает.

Филарет участвовал в событиях, нашедших отражение во всех учебниках истории. Он принял сторону тех представителей боярской верхушки, которые полагали, что можно посадить на российский трон иностранца. Вероятно, таким образом они пытались удержать собственные позиции у верхов власти. Филарет вначале поддержал такую точку зрения, но затем узнал, что намеченный на роль русского государя польский королевич Сигизмунд III останется католиком. Если следовать логике хронистов того времени, получается, будто Филарет был не против царя-поляка, лишь бы тот сменил веру на православную. Скорее всего, это был просто ловкий ход со стороны Филарета: вряд ли он всерьез дал свое согласие на фактическое подчинение Российского государства полякам, от посягательств которых только удалось избавиться.

Итогом решительного отказа Филарета подписать документ о поддержке польского претендента на российский престол стало пленение митрополита.

В плену государственный деятель пробыл до 1619 года. В Россию ему удалось вернуться через 6 лет после избрания на царство его сына Михаила.

Епископ — труженик и интеллектуал

Мальчика назвали Василием в честь святителя Василия Великого, и во многом святитель Филарет был подобен своему небесному покровителю.


Святитель Василий Великий

Владыка обладал выдающимися интеллектуальными способностями, острым умом, умением проникать в самую суть вещей, но самое основное — потрясающей работоспособностью. Согласно жизнеописанию святого, он часто трудился по 18 часов. Сам Владыка свидетельствовал, что отдыхом для него служит смена деятельности.

О трудоспособности святителя Филарета Дроздова свидетельствует то количество дел, которое он неизменно, изо дня в день, выполнял:

  • занятия с викарными епископами;
  • личное и письменное общение с духовенством по консистории и епархии;
  • встречи с ректорами и инспекторами духовных учебных заведений;
  • общение с настоятелями женских и мужских монастырей;
  • переписка с частными лицами, наместником Троице-Сергиевой лавры и епископами;
  • дела и переписка с Синодом;
  • совершение служб;
  • освящение храмов;
  • приготовление проповедей;
  • встречи с царственными особами;
  • участие в экзаменационных испытаниях в духовных учебных заведениях;
  • посещение светских учебных заведений.

Об отношении Владыки к своим обязанностям говорит такой факт его биографии: за время преподавания в духовной академии г.Санкт-Петербурга, Владыка лично подготовил полный конспект лекций по каждому из предметов полного курса богословских и церковно-исторических наук — гомилетика, каноническое право, патрология, и т.д. Владыка Филарет первым в Петербургской Академии стал читать лекции на русском языке. 

Рабочий день Филарета Дроздова начинался задолго до рассвета с молитвенного правила и богослужения. После чая начинались повседневные дела: до двух часов прием посетителей и служащих, затем обед и один-два часа отдыха, во время которого святитель Филарет читал. Читательские интересы Владыки были чрезвычайно разнообразны: творения античных и немецких философов, труды западных богословов и религиоведов, книги по эстетике, — это малая часть интересов Филарета Дроздова. 

Оценки жизни и трудов свт. Филарета

Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский (+ 1867):

Митрополит Московский Филарет благоволил написать мне, то он желает напечатания книги Преподобного Исаака Сирскаго. Все монашество обязано благодарностью этому Архипастырю за издание Отеческих книг Оптиною пустынею. Другой на месте его никак не решился дать дозволение на такое издание, которое едва ли уже повторится .

Точно, он искренно любит меня, и, судя по наружности, я много потерял, будучи лишен его покровительства; но, судя духовно, нельзя не признать тут действовавшего Промысла Божия, даровавшего мне совершить мое земное странствование по пути тернистому, а не по пути тленных преуспеяний, почти всегда очень вредных для души. Вот образ мыслей успокаивающий сердце верою в Бога, действующего превыше самых мудрых соображений человеческих. Умен Филарет, умен как день: но и он устранен Промыслом Божиим от дел земли, чтоб быть вернее сохраненным для дел Неба. Дела и преуспеяния земные вводят в гордость, для отвращения от которой сам Апостол Павел нуждался в попущениях и скорбях .

Из поучений свт. Филарета

Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы Апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет.

Когда темнеет на дворе, усиливай свет в доме. Береги Россия и возжигай сильнее свой домашний свет.

Свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее. Она есть достояние каждого.

Стыдно видеть, что в соблюдении воскресного дня неправославные лучше православных. Иногда беспорядок сей становится неисправим человеческими средствами: надобно страшиться исправительных мер с Неба, более сильных, нежели какие уже испытываем.

Христианин! Будь, а не кажись: вот одно из важнейших для тебя правил.

Литература

  • ЖМП. 1962, № 2, с. 23; № 3, с. 11-16; № 4, с. 18; № 7, с. 20, 36; № 11, с. 9; № 12, с. 12.
  • -«-, 1963, № 2, с. 18, 20, № 3, с. 9, 10; № 6, с. 11, 13; № 6, с. 10, 11; № 10, с. 14.
  • -«-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5.
  • -«-, 1966, № 6, с. 1; № 7, с. 9-13; № 11, с. 1; № 12, с. 7-9, 33, 38.
  • -«-, 1967, № 1, с. 7, 40; № 4, с. 20; № 6, с. 50, 52; № 9, с. 30; № 10, с. 3, 8; № 12, с. 3.
  • -«-, 1968, № 1, с. 14, 25; № 2, с. 27, 50-54; № 3, с. 3; № 5, с. 3, 19; № 8, с. 1; № 9, с. 4; № 11, с. 11; № 12, с. 34.
  • -«-, 1969, № 1, с. 29; № 2, с. 4, 28; № 3, с. 24; № 4, с. 6; № 6, с. 9; № 7, с. 10; № 8, с. 1; № 9, с. 5, 31; № 11, с. 12.
  • -«-, 1970, № 1, с. 5; № 3, с. 5; № 4, с. 10, 12, 31; № 6, с. 11-32; № 7, с. 10, 11; № 8, с. 9; № 9, с. 20; № 10, с. 6; № 11, с. 2, 5; № 12, с. 11, 37-43.
  • -«-, 1971, № 1, с. 5; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 45; № 9,.с. 30, 31, 35; № 10, с. 1; № 11, с. 5, 13.
  • -«-, 1972, № 2, с. 27; № 5, с. 1, 17; № 6, с. 1-12; № 8, с. 17; № 9, с. 24; № 10, с. 2, 54; № 11, с. 27; № 12, с. 17.
  • -«-, 1973, № 1, с. 13; № 3, с. 1; № 4, с. 24; № 6, с. 8; № 7, с. 11, 13; № 8, с. 8, 11; № 9, с. 11, 13; № 10, с. 15, 24; № 11, с. 9, 27.
  • -«-, 1974, № 2, с. 11, 40; № 3, с. 28; № 7, с. 16; № 8, с. 31; № 9, с. 9; № 10, с. 26; № 11, с. 8, 9; № 12, с. 4.
  • -«-, 1975, № 2, с. 4; № 3, с. 13, 57; № 4, с. 3; № 6, с. 4; № 8, с. 13; № 9, с. 50-57; № 10, с. 28.
  • -«-, 1976, № 1, с. 23; № 2, с. 12; № 3, с. 7; № 4, с. 5, 6; № 6, с. 6; № 7, с. 11, 25; № 8, с. 37; № 9, с. 5, 62; № 10, с. 18; № 12, с. 10.
  • -«-, 1977, № 2, с. 4, 25; № 3, с. 7, 8; № 4, с. 20; № 5, с. 4, 6, 17; № 8, с. 4; № 10, с. 2, 9; № 11, с. 3, 6, 11, 44.
  • -«-, 1978, № 1, с. 29, 31, 45; № 2, с. 7, 14, 18; № 5, с. 6, 7; № 6, с. 4, 19, 29, 30; № 9, с. 15, 16, 17; № 10, с. 7, 20, 21; № 11, с. 7, 22, 23; № 12, с. 10, 17.
  • -«-, 1979, № 1, с. 23; № 2, с. 17; № 4, с. 5, 15; № 5, с. 4, 5, 30; № 7, с. 12; № 8, с. 5; № 9, с. 8, 57; № 10, с. 5; № 11, с. 2, 21, 22; № 12, с. 4, 6, 9, 11, 42.
  • -«-, 1980, № 1, с. 12, 53; № 3, с. 3; № 4, с. 3; № 5, с. 18, 20; № 6, с. 15, 50; № 7, с. 32, 35; № 9, с. 12, 34; № 10, с. 3, 40; № 11, с. 6, 40; № 12, с. 4, 8, 9, 28, 31, 42.
  • -«-, 1981, № 1, с. 6, 9; № 2, с. 4, 9, 15; № 5, с. 5, 41; № 6, с. 7, 19, 27, 48; № 7, с. 27, 28, 50; № 8, с. 20, 21, 65; № 9, с. 22, 66; № 10, с. 29, 37, 63; № 11, с. 4, 8, 17, 20; № 12, с. 9.
  • -«-, 1982, № 1, с. 9, 20; № 2, с. 7, 52; № 3, с. 17, 27, 58; № 5, с. 6, 58; № 7, с. 4-7, 10, 27, 58; № 8, с. 5, 6, 8, 9, 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3, 60; № 10, с. 4; № 12, с. 101, 108, 127.
  • -«-, 1983, № 1, с. 57; № 2, с. 8, 44, 47; № 5, с. 2, 66; № 6, с. 26; № 7, с. 53; № 8, с. 4, 9; № 9, с. 5, 21; № 10, с. 41, 62; № 12, с. 8, 9.
  • -«-, 1984, № 1, с. 34; № 2, с. 52; № 4, с. 5; № 5, с. 8; № 9, с. 6, 50; № 10, с. 52; № 11, с. 5, 12, 14; № 12, с. 5, 18.
  • -«-, 1985, № 2, с. 6, 8, 9, 29; № 5, с. 6, 8; № 9, с. 78; № 10, с. 12, 13; № 11, с. 35; № 12, с. 10, 13.
  • -«-, 1986, № 4, с. 36; № 5, с. 36, 41.
  • -«-, 1987, № 4, с. 5;
  • -«-, 1988, № 10, с. 7.
  • Патриарший Местоблюститель Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Экзарх всея Украины: Биография // ЖМП. 1990. № 7. С. 5-6.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector