Значение иконы всех скорбящих радость и в чем помогает, тексты молитв
Содержание:
- Молитва перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
- В чем помогает икона Всех скорбящих Радость и ее значение
- Чудотворные свойства Божественного изображения
- Подтвержденные чудеса
- Помолиться Святому лику
- В чем помогает
- Скорбященская икона «с грошиками» — память о чуде
- История происхождения
- Помолиться Святому лику
- Чудо с грошиками
- Как правильно молиться Пресвятой Богородице
- Дальнейшая судьба иконы
- Начало всеобщего почитания образа
- Иконы, несущие благодать
- Описание иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками
- О чем молятся Богоматери пред этим образом
- Икос 2
- Икона из Воронежа
- Наиболее известные списки церкви Воскресения Христова
- В чем помогает икона Всех скорбящих Радость?
- Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»
- Образ Богородицы Всем скорбящим радость. История праздника
- Общепринятая иконографическая традиция и её особенности
- История написания акафистов Пресвятой Богородице
Молитва перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище!
Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити.
Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подавши.
Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В чем помогает икона Всех скорбящих Радость и ее значение
Известно, что молебен перед божественным образом помогает людям следующим образом:
- Дарует нуждающимся людям необходимые блага;
- Приносит утешение в скорби, а также в трудноразрешимых жизненных ситуациях;
- Излечивает физические и телесные болезни;
- Она оберегает торговцев в поездках;
- Молятся лику и о помощи в делах;
- Помогает также в трудностях на работе и в семейной жизни.
Значение иконы Всех скорбящих Радость
Обретение образа являет православному народу особенную милость, а бесчисленные исцеления от святыни говорят о большом сочувствии Небесной целительницы к людским печалям, которые в большей степени человек ввергает себя сам, будь то вольно или невольно.
Немаловажной деталью во всей истории исцеления является вопрос, который был задан Евфимии Папиной Святым ликом, почему не обращалась к Защитнице от наших невзгод. Ведь не зря говорят: «Стучите – и вам отворится»
Принцип этот действует всегда и везде, а молиться Богородицы — это равносильно стуку в двери Божьего Царства, которое подвластно только усилию души в непрерывной просьбе.
Чудотворные свойства Божественного изображения
Одно из первых чудес, произведенных образом, случилось в начале 19 века. Тогда в деревне Караулово (возле Арзамаса) в одной избушек в сенях был найден список этого лика.
Чуть позднее Г. Г. Караулов страдающий заболеванием глаз, которое привело к практически полной потери зрения. Сам больной тогда из-за спорной доли общего наследства находился со своим родным братом Сергеем в ссоре. Во сне дворянин увидел старика, который для излечения недуга велел ему помириться с братом и отстоять службу перед Святым ликом, однако он не сказал, где именно находится святыня.
Лучшая статья для Вас, переходите: Преподобный Севастиан Карагандинский
После продолжительных поисков мужчина все-таки нашел чудотворное изображение, отслужил с водосвятием молебен, помирился с братом и отдал ему оспариваемую долю. Он сделал все, как было велено, и божественная благодать снизошла на него и дворянин прозрел;
Другой случай исцеления произошел в 1766 г. в деревни Сошниково Вологодской губернии. Тяжело больной крестьянке в сновидении явился образ самой святыни Богоматери, будто бы находится он в подвале храма Богоявления, под алтарем. Проснувшись, женщина смогла полностью исцелиться.
Подтвержденные чудеса
Кроме знаменитого эпизода с исцелением Евфимии Папиной, священный образ прославился и другими чудесными событиями:
- в XVIII веке в селе Сошников Вологодской губернии одной заболевшей крестьянке привиделся во сне образ Девы Марии. Женщине было сказано найти икону Богоматери в подвале Богоявленского храма и усердно читать перед ней молитвы. Выполнив все указания, крестьянка вновь обрела утраченное здоровье;
- в XIX столетии в поселке под названием Караулово смог вернуть зрение слепой местный житель, помолившийся перед списком святыни. Перед этим ему явился во сне некий старец, который повелел прекратить затяжной спор с братом по поводу раздела наследства, а затем отстоять службу у Богородичного лика.
Икона продолжает помогать верующим людям и в наши дни. Многие православные христиане, прибегающие к ней со своими просьбами, вскоре получают ответ и сильную поддержку Царицы Небесной.
Помолиться Святому лику
Не обязательно знать наизусть слова молитвы, главное обратиться к Божией Матери искренне.Прежде чем обращаться к Небесной Заступнице у описываемой иконы, следует попросить у Бога прощения за содеянные грехи; даже мысленно не обвинять Небеса в произошедшем с вами и искренне уповать на помощь свыше; не держать зла в сердце и не просить об отмщении обидчику.
Не всегда удается выбраться в храм для церковной молитвы — можно это сделать и дома, найдя удобное время, чтобы никто не смог помешать вашей беседе с Пресвятой Девой.
Можно обратиться к Ней своими словами с чистыми мыслями и искренними верой и раскаянием.
Чествование чудотворной иконы проходит 6 ноября — в память о дне первого чудесного исцеления от лика Пресвятой Девы Марии. В этот день весьма полезно заказать молебен перед святым образом в храме или монастыре.
В чем помогает
Помимо чудодейственного исцеления Евдокии Акинфовой в 1685 году, задокументировано множество случает излечения больных после молебнов у иконы «Всех скорбящих Радость».
В больничных покоях Киево-Печерской Лавры находился этот образ, принесенный в дар правнуком Ярослава Мудрого, князем Николаем Святошей. Он был первым из княжеского рода, кто принял монашеский постриг.
Икона, подаренная им, исцелила умирающего монаха. Тот увидел в отблеске света луны, живой образ Богоматери. Это же виденье посетило местного сторожа. После этого чудодейственная сила проявлялась очень часто. Выздоровления недугов в Лаврской больнице происходили после молебнов перед иконой.
Во времена Петра I в Воронеже, буря разразилась после того, как заезжий воевода, плывший в город на лодке, отказался поклониться иконе. После того, как он искренне раскаялся, опасность гибели миновала.
Благодаря многочисленным чудотворным деяниям данная икона была одной из почитаемых. Для нее был установлен дополнительный день празднования – третий после Святой Троицы.
В Харбине (Китай) есть православная Скорбященская церковь. Ее основали русские эмигранты. По всей видимости, они привезли список «Всех скорбящих Радость»
Однажды епископ Нестор обратил внимание на обновление образа без вмешательства человека. С того времени началось почитание иконы православными верующими, живущими в Китае
Начиная с давних времен и до наших дней задокументировано огромное множество случаев чудодейственного выздоровления после молитвы у иконы.
Скорбященская икона «с грошиками» — память о чуде
1888
год прославления Скорбященской иконы «с грошиками»
23 июля 1888 г. в часовню, где находился образ, ударила молния. Помещение часовни полностью выгорело. Когда пожар потушили, увидели, что Скорбященская икона выпала из киота. Образ упал на разбитый ящик для пожертвований. 12 мелких монет из ящика впечатались в икону, да так на ней и остались.
Икона всех скорбящих «с грошиками». На иконе находились 12 монеток, впоследствии 1 из них отпала
Вскоре начались чудеса исцелений.
В 1893 г. перед иконой молилась царская семья. После этого недалеко от часовни стали строить храм во имя чудотворной иконы. Его строительство завершилось в 1896 г.
История происхождения
Первые упоминания об иконе датированы 1688 годом. Тогда в Преображенской церкви Москвы, на Ордынке, она впервые прославилась, как чудодейственная. Кто является автором-иконописцем и когда была создан образ, доподлинно неизвестно. Есть предположение, что она попала в храм в 1685 году после реставрации на пожертвования Акинфовой Евдокии. Но, эти сведения документально не подтверждены.
К 1688 году икона уже была чрезвычайно ветхой, и понадобилось ее укреплять. Для этой цели были использованы деревянные кипарисовые подпорки.
Событие, прославившее икону, произошло с Евфимией Папиной, родной сестрой Московского Патриарха Иоакима. Предание гласит, что, будучи тяжело больной, она услышала голос Богородицы во время молитвы. Матерь Божья поведала ей о целительном образе в Преображенской церкви, на левой, стороне, где обычно стоят женщины в храме. Голос велел Евфимии призвать к себе священника, который должен отслужить молебен с водосвятием над этой иконой. И тогда, она совершит исцеление.
Изумленная женщина выполнила все в точности так, как велел голос Богоматери. Пригласила в дом священнослужителя, который принес икону «Всех скорбящих Радость» и провел над ней молебен. После него больная исцелилась. Случилось это 24 октября 1688 года. Данное событие занесено в летопись Преображенского храма на Ордынке. Оно положило начало чудодейственной силе иконы. О нем сразу стало известно во всем московском православном мире из «Сказания об иконе». Оно было написано очень скоро после свершения чуда.
Помимо сказания, священнослужители составили службу и молитвы к иконе. Позднее, в 1863 году
П. С. Казанский – профессор Московской Духовной академии составил особый акафист.
Преображенская церковь сразу приобрела другое название – народное. Ее стали именовать Скорбященской, в посвящение о чудотворной иконе.
Вскоре после чудесного исцеления Е. Папиной, когда икону признали чудотворной, мастера Оружейной Палаты получили благословение на создание списков.
О судьбе одного из них сохранились противоречивые сведения. Существует версия, что сестра Петра I, Наталья Алексеевна, во время переезда в Санкт-Петербург увезла икону «Всех скорбящих Радость». (Дату это события относят, примерно к1710-1711 гг).
Доподлинно неизвестно был ли это подлинник или копия. Одни утверждают, что оригинал остался в Преображенской церкви Москвы, а список последовал за царевной. Другие, придерживаются мнения, что она забрала с собой копию, оставив первоначальную икону на прежнем месте.
Несмотря на разногласия в этом вопросе, и Московская и Петербургская иконы считаются чудотворными в равной степени.
Та, что прибыла в Петербург, была установлена в придворной церкви Воскресения Христова. Она находилась на улице Шпалерной, за Литейным двором. Икона была облачена в богатый серебряный оклад с драгоценными камнями из личной сокровищницы царевны. Также, на нем находились частицы мощей святых и реликвий.
В 1713 году при церкви открыли богадельню под опекой Натальи Алексеевны. А после ее кончины в 1716 году она была приписана к домовому храму венценосного семейства.
В наши дни в Спасо-Преображенском соборе Петербурга находится список, который называют образом Натальи. Специалисты установили, что подобное утверждение ошибочно. Была найдена литография, изображающая икону царевны. Она не совпадает со списком этого храма. Вероятно, данная копия в дорогом окладе – это один из наиболее чтимых образов, которые хранились в Скорбященской церкви вместе с иконой, привезенной царевной из Москвы.
Екатерина II. Документально зафиксирован факт, который произошел в 1768 году во время эпидемии оспы. Императрица долго молилась пред иконой «Всех скорбящих Радость», прежде чем, решилась на прививку себе и сыну Павлу Петровичу от опасной болезни. Через некоторое время по ее велению образ облекли в новый оклад.
В 1818 году после реконструкции церкви, для иконы создали особую нишу с правой стороны от иконостаса.
В 1858 году был создан список на кипарисовой доске. Он был оформлен в новый оклад. Его изготовили по эскизам профессора Императорской Академии художеств, историка и художника Федора Григорьевича Солнцева. Согласно замыслу автора оправу создали из золота. Его потребовалось 6 кг и 700 г. Для украшения использовали много драгоценных камней – бриллиантов, сапфиров, рубинов, гранатов, изумрудов, топазов, жемчугов. Также, на оклад наложили священные мощи, освященные митрополитом Григорием (Постниковым).
В разные времена одновременно с главной иконой находились три копии. К сожалению, но одна из них не дошла до наших дней. Подробнее о них и о других известных списках.
Помолиться Святому лику
Не обязательно знать наизусть слова молитвы, главное обратиться к Божией Матери искренне. Прежде чем обращаться к Небесной Заступнице у описываемой иконы, следует попросить у Бога прощения за содеянные грехи; даже мысленно не обвинять Небеса в произошедшем с вами и искренне уповать на помощь свыше; не держать зла в сердце и не просить об отмщении обидчику. Не всегда удается выбраться в храм для церковной молитвы — можно это сделать и дома, найдя удобное время, чтобы никто не смог помешать вашей беседе с Пресвятой Девой.
Можно обратиться к Ней своими словами с чистыми мыслями и искренними верой и раскаянием.
Чествование чудотворной иконы проходит 6 ноября — в память о дне первого чудесного исцеления от лика Пресвятой Девы Марии. В этот день весьма полезно заказать молебен перед святым образом в храме или монастыре.
Чудо с грошиками
В 1888 году в северной столице нашей Родины произошло настоящее чудо. Часовня в окрестностях Санкт-Петербурга полностью сгорела от удара молнии, но икона осталась невредимой. Более того, к ней прилепились грошики (медные деньги), которые находились рядом в кружке с пожертвованиями. Кружка лопнула от высокой температуры пламени, а икона обновилась и стала светлее.
Эта новость мгновенно распространилась по городу и к чудотворному Лику потянулись верующие. Иконописцы стали изображать грошики, а в церкви установили еще один день почитания чудотворного Лика — 5 августа. Это почитание приурочено к чудесному обновлению и преображению образа Всех скорбящих радость.
На месте часовенки выстроили храм, который уничтожили во времена революционного движения. Но икона спаслась, она хранилась тайно у одного верующего человека. Во время блокады Ленинграда икона скорбящей божьей матери была размещена в Троицком храме и утешала людей, переносящих нечеловеческие муки голода и скорбей.
После перестройки восстановили взорванную Скорбященскую часовню, а образ вернулся в церковь с интересным названием «Кулич и пасха» в городе Санкт-Петербурге.
Как правильно молиться Пресвятой Богородице
Пресвятая Богородица готова отозваться на каждую искреннюю просьбу и прийти на помощь страждущим рабам Божьим. Молиться образу «Всех скорбящих радость» можно как в стенах православного храма или часовни, так и дома.
Перед иконой в церкви традиционно ставят свечу, читают молитву и прикладываются к святыне. В дни почитания образа – 6 ноября, а петербургской иконы с грошиками – 5 августа, перед чудотворным ликом священнослужители и прихожане поют торжественный молебен, прославляющий Божью Матерь и Ее милосердие.
Чтобы молиться образу Богоматери «Всех скорбящих радость» дома, приобретают икону и перед ней произносят прошения. До того, как начать молиться, нужно покаяться в грехах и поблагодарить Небеса за все, что дается человеку. Усилит просьбу исповедь молящегося в храме, принятие святого пристрастия и благословение на молитву от батюшки.
Нельзя во время молитвы отвлекаться и думать о посторонних вещах. Нужно произносить молитвенные слова осознанно, искренне и полностью довериться Божественному проведению. Обращаться к Божьей Матери можно своими словами. Произношение же молитвенного текста напрямую направит мольбу Небесной Царице.
Дальнейшая судьба иконы
В начале двадцатого века вокруг деревянной часовни была выстроена каменная, так что старая часовня оказалась внутри новой. В 1911-м году около часовни была похоронена местная блаженная Матренушка-босоножка.
В годы Советской власти церковь снесли, а часовня стала приходским храмом. Потом она была отдана обновленцам. Затем ее закрыли, снесли, а чудотворную икону перенесли в храм Пресвятой Троицы, который называется в народе «Кулич и пасха» за свою внешнюю схожесть с этими атрибутами пасхальной трапезы. Здесь образ находится и по сей день.
В тяжелые годы блокады ленинградцы приходили к этой иконе и получали от нее благодатную помощь.
В 90-х годах часовню без купола вернули церкви. Ее отреставрировали, и сейчас это – действующий храм подворья мужского Зеленецкого монастыря.
Начало всеобщего почитания образа
Названием этому широко распространённому богородичному образу послужили слова из стихиры «Всех скорбящих радость» – праздничного богослужебного текста, молитвенные слова которого обращены к Божьей Матери. Появление же самой иконы исследователи относят к XVII веку, подчёркивая, что в её художественных особенностях ощутимо влияние западноевропейской школы живописи.
Кроме того, при наличии большого количества изводов (вариантов написания) отмечается отсутствие общей для всех композиционной схемы. По этой причине иконы, носящие это имя, часто существенно отличаются друг от друга. Примером могут служить дополнительные фигуры, отсутствовавшие в ранних изводах и вошедшие в композицию икон, написанных после 1688 года.
Известно, что данные сюжетные изменения были внесены в результате исцеления, полученного в тот год сестрой патриарха Иоакима – Евфимией, вознесший молитвы перед этим образом. Чудо, явленное через иконы, послужило толчком к началу её прославления, и на последующих изводах появились изображения страждущих, что должно было подчеркнуть целительную силу образа.
Иконы, несущие благодать
Начиная разговор об одном из самых почитаемых в православном мире образов Пречистой Богородицы, следует остановиться на одном весьма важном обстоятельстве и подчеркнуть, что силой чудотворения обладает не сама икона, а тот, кто на ней изображён. Это может быть Спаситель наш Иисус Христос, Его святые угодники или, как в данном случае, Царица Небесная
Именно к ним мы обращаем свои молитвы, и от них, по вере нашей, получаем милость. Сама же икона является как бы передаточным звеном, посредством которого ниспосылается людям Божественная благодать
Поэтому важно понять, что свои молитвы мы обращаем не к иконе, не к доске, покрытой живописным слоем, а к тому, чей святой образ на ней запечатлен
«Всех скорбящих радость» (икона Божией Матери) получила известность благодаря многочисленным чудесам, явленным по молитвам перед нею, из чего можно заключить, что Царице Небесной угодно именно через неё ниспосылать людям Свои милости.
Описание иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками
Этот образ имеет отличие от иконы «Всех скорбящих Радосте», с которой делали список. В отличие от первообраза Матерь Божия изображена без Богомладенца. Но смысл тот же – Пресвятая Богородица помогает просящим Ее о помощи, нищим, больным, голодным, раздетым, странникам. Голова Ее повернута направо, руки подняты к верху. На голове – белый омофор. В одном варианте правой рукой Она держит скипетр, как символ власти, а левой подает хлеб ангелу, который отдает его нищим.
Вокруг Пречистой находятся ангелы, которые одевают раздетых, кормят голодных, уговаривают молиться Пресвятой Богородице, утешают больных. Стоит Она на облаке (в другом варианте – на возвышении). За Ее плечами – снопы хлеба, в другом варианте – горы. Наверху – надписи, слова из тропаря иконе: «нагим одеяние, больным исцеление, обидимым Заступница, алчущим Кормительница».
В самом верху иконы изображен благословляющий с небес
Господь Вседержитель. Вокруг лика Богоматери расположены одиннадцать монет
(двенадцатая упала с иконы).
Случаи исцеления от иконы
Самым первым исцелился от чудотворного образа отрок Николай Грачев. У него были приступы эпилепсии, и он тяжело страдал. Однажды ночью он услышал во сне голов святителя Николая Чудотворца: «Поезжай в часовню, где стоит икона с монетами, и от нее исцелишься». Так и произошло. Отрок поехал в часовню, приложился к иконе и выздоровел.
Потом получила исцеление жена Писаря по имени Вера. У нее
пропал голос вследствие чахотки горла. Ночью она услышала голос, велевший ей
ехать в часовню. Утром Вера поехала, приложилась к чудотворной иконе и
выздоровела навсегда.
Есть и другие многочисленные случаи исцеления по молитвам к
Пречистой возле этой иконы.
Дни празднования иконы
Праздник иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками отмечается только раз в году:
5 августа по новому стилю.
Фильм про церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радосте (с грошиками)
О чем молятся Богоматери пред этим образом
Вероятно, каждый из верующих хотя бы однажды горячо молился у образа, одно только имя которого уже обещает надежду. К таким иконам относится и «Всех скорбящих Радость».
У этого образа Божией Матери, как и у любого другого, можно молиться обо всем, что лежит на сердце. Но особенно часто, памятуя о подаваемой помощи и чудесах, верующие прибегают ко «Всех скорбящих Радости» с мольбами:
- об исцелении детей;
- о здравии;
- при семейных бедах;
- при потере работы;
- при материальных трудностях;
- в смятении душевном;
- во время скорби.
Интересный факт Именно к этой иконе обратилась русская императрица Екатерина II перед тем, как решиться на прививку от оспы. Причем императрица позволила привить не только себя, но и наследника престола — Павла Петровича. А вслед за ними решились и остальные жители Российской Империи.
Это интересно: Значение иконы Богородицы «Нечаянная Радость»
Марина Рогова
Икос 2
Тайну Твоего, Богородице, заступления людей, в скорби погибающих, уразумети хотяще, к Тебе прибегаем, о Мати и Дево. Ты же, яко Благая, научи ны разумети в защищении Благаго Сына Твоего милосердое промышление о спасении душ наших и очищение многих согрешений, да взываем Ти радостно:
Радуйся, обуреваемых тихое пристанище;
Радуйся, сумнящихся известное утверждение.
Радуйся, Едина Мати милосердия;
Радуйся, скорая Помощнице сущим в бедах и напастех.
Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая;
Радуйся, печалию наши немощи душевныя врачующая.
Радуйся, суетныя радости презирати нас научающая;
Радуйся, к вышнему миру ум наш возводящая.
Радуйся, от любве земныя к Небесней Божией любви нас привлекающая;
Радуйся, в самых страданиих наших утешение и благодатную жизнь нам подающая.
Радуйся, обетование благ вечных;
Радуйся, Ходатаице вечныя радости.
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.
Икона из Воронежа
Воронежская Богословская церковь также известна своей чудотворной иконой. Существует предание, что один из приближённых Петра I, проплывая в лодке по реке Воронежу, отказался причалить к берегу возле храма и поклониться находящейся в нём иконе. Он даже позволил себе весьма дерзостно выразиться по этому поводу. Однако разразившаяся вскоре буря, угрожавшая жизни и самого вельможи, и его свите, заставила его раскаяться в опрометчивых словах и, причалив к берегу, поспешить в храм. После того как он приложился к иконе, буря чудесным образом прекратилась. Эта икона почитается как чудотворная. Существует много свидетельств об исцелениях, происшедших по молитвам перед ней.
Трудно перечислить все чудотворные списки с этой благодатной иконы. Их всегда почитали, для них строили храмы и часовни. Такая часовня «Всех скорбящих радость» была построена в Петербурге в 1915 году. Предназначалась она для помощи психически больным детям и строилась под патронажем императрицы Марии Фёдоровны. После революции она была закрыта и вновь освящена лишь в 1990 году.
Нельзя не вспомнить и список иконы, находящейся в Тобольске. Сведений о его создании немного, но искусствоведы полагают, что его написание можно отнести к концу XVI века. В храме эта икона была выставлена в драгоценном окладе и украшена многочисленными кольцами, крестами и привесами, пожертвованными прихожанами по случаю дарований помощи по молитвам. Характерно, что в особом почёте она была у городских купцов, среди них считалось залогом удачной коммерции пронести её по торговым рядам. К сожалению, эта икона не сохранилась до наших дней. Как и многие другие, она пропала в период революции.
Многие верующие люди в своих домашних собраниях имеют этот замечательный образ. Иконы в квартире всегда создают особую атмосферу. Даже люди, не отождествляющие себя с религией, ощущают исходящую от них благодатную энергию. Она действует независимо от нашего восприятия. Но если сердце человека согрето верой в Бога, то иконы становятся по истине чудотворными.
Наиболее известные списки церкви Воскресения Христова
Еще при жизни царевны Натальи был создан оклад, который впоследствии украшал копию иконы, привезенной из Москвы. Специалисты утверждают, что этот список в точности повторял первоначальную иконографию. Его судьба сложилась так. В 1847 году образ перевезли в Полоцк, в Спасо-Ефросиниевский монастырь, но уже без оклада. В Петербурге осталась копия, авторства П. М. Шамшина.
Позднее в 1858 году художник Федор Бронников пишет копию, размером 293,4 × 226,7 см. Ее иконография существенно отличалась от первоисточника. Автор дополняет сюжет иконы фигурами страждущих жертв. Образ был помещен на хорах церкви.
Третий список был создан в 1869 году. Он был выполнен в честь пятидесятилетней реконструкции храма. Автор копии, написанной на медной доске, Иван Тюрин.
Спустя некоторое время, церковь была капитально перестроена и переименована в честь почитаемой иконы, хранившейся в ней. Храм стал называться Скорбященским. Просуществовал до 1932 года. Когда большевики закрыли церковь, икона исчезла без следа. Достоверно неизвестно, перешла ли она в частное владение или уничтожена окончательно и безвозвратно.
В чем помогает икона Всех скорбящих Радость?
Уникальное явление в православном мире: чудесная икона рассыпала для всех желающих монетки, «грошики», которые прилипли к красочному слою. Так уж мы устроены, что зачастую просим совсем не духовного, а вполне себе материального. И Божия Матерь идет нам на встречу, понимает нашу немощь, жалеет и вот, рассыпает нам монетки на своей иконе. Сама всю жизнь проведшая в нищете, без дома и дохода, скитаясь вместе с Сыном по родственникам и добрым людям, она будто сохранила всё, до последней копеечки, для нас.
Иной раз и совестно просить у святыни о таких меркантильных вещах, как деньги. Но перед этой иконой можно. Разумно, на благо родным, с осознанием того, что материальный достаток менее важен, чем единомыслие в семье, снисхождение к ближним и душевный мир. Сама Божия матерь намекнула, о чем молиться, показав новый образ, который чудесно появился, и слава о котором разнеслась по всему свету.
В чем помогает икона Божией матери Всех скорбящих радость известно с 17 века. Ниже попытка перечислить лишь малую, самую выразительную часть кому, чем помогает и кем она является для людей. Это слова из молитвы к иконе, переведенные на современную речь:
- голодных – кормительница;
- потерявшим надежду – надежда;
- обижаемым – заступница;
- нагим – одеяние;
- больным – исцеление;
- унывающим – радость;
- кающимся в своих грехах — спасение.
К помощи иконы также прибегают все, кто оказался в стесненных обстоятельствах, кому причинили зло или неправду. В молитве к иконе ее также называют помощницей и заступницей всех христиан.
Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»
Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные
двенадцать монет
.
Богородица с горошинками
По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу
(на списках с иконы монеты изображаются краской)
. Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.
Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв
(впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств)
. 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.
Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»
В честь иконы установлено отдельное празднование —
23 июля (5 августа).
В настоящее время икона находится в
церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).
Образ Богородицы Всем скорбящим радость. История праздника
В наши дни распространено предание, что икона Божией Матери Всем скорбящим радость впервые прославилась как чудотворная накануне раскола, в 1688 году. Однако, несомненно, что этот чудотворный образ наши предки знали и почитали гораздо раньше. Сведений о происхождении образа Богоматери Всем скорбящим Радость сохранилось крайне мало. В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, при лаврской больнице, в храме во имя святителя Николы Чудотворца, находится очень древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». Правнук великого князя Ярослава Мудрого (ок. 978-1054 гг.) и сын князя черниговского Давыда Святославича (1050-1123 гг.), Никола Святоша (ок.1080-1143 гг.), устроил святые ворота, а в 1107 году постригся в иноки в Киево-Печерской обители и сам нес послушание вратаря. Он стал первым из русских князей, принявших монашеский постриг. Здесь же князь-инок построил больницу и приставил к ней своего врача Петра. При больнице Никола служил больным около тридцати лет. К северу от святых врат, за двором лавры, находится основанный им же больничный монастырь с храмом во имя святителя Николы. В этой церкви и находится чудотворная икона Богородицы «Всем скорбящим Радость». Считается, что этот образ поставлен здесь самим благоверным князем.
Существует предание, что еще с древних времен нуждающиеся получали исцеление от пречистого образа Богородицы. Предание сообщает, что находившийся у ворот больницы вратарь несколько раз видел по ночам, как некая Женщина приходила в больницу, и заметил, что после всякого такого посещения кто-нибудь из больных получал здравие. Он принялся узнавать у больных, кто эта Женщина. Те же отвечали, что и они видели, как Она приходила, а на вопрос, кто Она, получили от Нее ответ: «Я — скорбящим Радость». Тогда сторож решил проследить за таинственной Посетительницей. Однажды ночью он увидел, что мимо него прошла эта Женщина и зашла в больницу, где лежал серьезно больной инок, уже приготовившийся к переходу в вечность. Сторож отправился к болящему и на стене над умирающим монахом заметил в отблеске лунного сияния изображение Божией Матери. Только тогда вратарь понял, что он удостоился увидеть Богоматерь. Он упал на колени и принялся горячо молиться Пресвятой Богородице. Больной инок тоже удостоился зреть Богородицу, которая даровала ему скорое исцеление. После видения он впал в глубокий сон, проспал несколько дней и пробудился совершенно здоровым.
Общепринятая иконографическая традиция и её особенности
Несмотря на часто встречающиеся сюжетные отличия, «Всех скорбящих радость» — икона Божией Матери, которая, тем не менее, имеет свои характерные черты и особенности. К ним можно отнести установившуюся традицию помещать фигуру изображённой в полный рост Богородицы в вертикальное овальное сияние, называемое мандорлом.
Попутно отметим, что такая форма изображения, часто встречающаяся в христианской живописи, например в иконографических сюжетах «Второе пришествие», «Преображение Господне» и ряде других, используется также и в буддийском искусстве. В таком же овальном сиянии принято изображать фигуру Будды.
Со временем в композицию этой иконы, кроме уже упомянутых страждущих, стали включать изображения ангелов – непосредственных исполнителей актов милосердия, дарованного людям Пречистой Девой. В более поздних её образцах, относящихся к середине XVIII века, можно увидеть также фигуры святых, помещённых по левую и правую сторону Божьей Матери.
История написания акафистов Пресвятой Богородице
Первый Акафист Пресвятой Богородице как особый хвалебный гимн был составлен, предположительно, в 6-7 веке. Точных сведений об авторе, месте и времени его составления не сохранилось. Есть мнение, что Акафист Богоматери был составлен преподобным Романом Сладкопевцем (умер в 556 году). На это косвенно указывает повторяющийся 12-й хайретизм (приветствие) каждого икоса «Радуйся, Невесто Неневестная». Эти же слова имеются в кондаке праздника Благовещения (7 апреля), автор которого преподобный Роман.
Также существует версия об авторстве диакона Константинопольской Церкви Георгия Писидийского. По преданию, хвалебный гимн был им написан по внушению Самой Божией Матери в знак победы византийцев над персами, которые осаждали Константинополь в 626 году. Благодарные жители пели акафист Богоматери. День тот пришелся на субботу 5-й недели Великого поста. В память этого события Церковью установлено празднование Похвалы Пресвятой Богородицы.
Впоследствии, хвалебные пения стали составляться для чтения перед определенными иконами Богоматери, прославленными различными чудотворениями. При этом сохраняется структура изначального, образцового Акафиста: 12 икосов и 13 кондаков, чередующихся между собой. В тексте кондака раскрывается тема отмечаемого праздника. Завершается кондак хвалебным возгласом «Аллилуйя». Икос более длинный, раскрывает тему кондака. После небольшой вступительной части в нем следуют 12 хайретизмов (приветствий) «Радуйся».
Чтение акафистов может совершаться не только в храме, но и в домашних обстановке.