Самые известные картины марка шагала с названиями

Детство и юность

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.

Художник Марк Шагал

С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.

Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.

Музей Марка Шагала в Витебске

Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.

Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий Рембрандт мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.

Марк Шагал в молодости

Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.

Марк Шагал за работой

Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.

Марк Шагал в старости

Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.

По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.

Биография

Настоящее имя Марка Шагала– Моисей Хацкелевич Шагал. Художник имеет белорусско-еврейское происхождение, родился в Витебске 7 июля 1887 года. Имел российское и французское гражданство, значительную часть жизни прожил в родном городе, Санкт-Петербурге, Москве, также ему нравилась жизнь в Провансе Франции. Помимо этого работал в США, Израиле, многих странах Европы. Облик Витебска и деревень поблизости, провинциальный быт, фольклор – эти образы, мотивы прошли через все творчество художника, где бы он не находился.

Живописью Марк начал заниматься еще в детстве. Так его первый учитель – Юдель Пэн – видный деятель «еврейского ренессанса» в искусстве начала ХХ века. Далее его образование продолжилось уже в Санкт-Петербурге. Как сам художник писал: «… я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено!» Сказать, что отец поддержал его решение будет неправдой, но в то же время силой в Витебске не задерживал. Дал 27 рублей и обещал, что помогать в будущем не собирается.

Портрет Марка Шагала

В Питере Марк Шагал занимался под руководством Николая Рериха в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. Хотя нельзя сказать, что между ними не было разногласий, так на слова Бакста, что линия Шагала кривая и он не скоро станет истинным художником, Марк, выходя, сказал учителю, что тот талантливый дурак, а Марк Шагал – гений. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. Но, к счастью, у художника была возможность узнать, какое впечатление его картины произведут на европейского зрителя уже в 1911 году. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов.

В 1913 году в «Академии Марии Васильевой» открылась первая персональная выставка художника в Париже. В этом же году состоялся показ полотен в Первом Немецком Осеннем Салоне Берлина.

После выставки в Германии художник Марк Шагал возвращается в Витебск. Он не собирался надолго задерживаться в родном городе, его тогдашняя цель – жениться и забрать возлюбленную с собой в Европу. Но планы в жизнь не воплотились. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. После гений своего времени работал в театре – его путь был насыщенным и непредсказуемым. Годы жизни Марка Шагала часто зависели от некоего провидения, но без этого не было бы таких ярких и полных смысла картин, написанных гением. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую.

«Над городом» 141 х 197. Холст, масло

Картина создана в 1914-1918 годах и хранится в Третьяковской галерее (Москва, Россия).

Сказочная картина, яркий и красивый сон, полет над Витебском в обнимку с любимой Беллой. А город внизу маленький, нереальный. Художник не детализирует объекты картины, это лишь мир воспоминаний. Нет ни законов физики, ни логики, только парящие души в своем романтическом мире.

В картине лишь внимательный зритель заметит пасущегося козла и одну повседневную, даже пикантную деталь. Человека со спущенными штанами на переднем плане, который «примостился уютно», поскольку у него неотложная нужда. И в этом весь Шагал…

Личная трагедия

Когда началась Вторая мировая война Шагал и его семья меняют место жительства на регион Луары, а во время вторжения немцами во Францию, в Марсель. Они нашли более надежное убежище благодаря тому, что в 1941 году директор Музея современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке добавил имя Марка Шагала в список художников и интеллектуалов, которые наиболее рискуют подвергнуться гонением нацистами евреев. Прибыв в Нью-Йорк в июне 1941 года, художник обнаружил, что он уже был там известным художником и, несмотря на языковой барьер, вскоре стал частью изгнанного европейского сообщества художников. В следующем году он принимает предложение хореографа Леонида Мясина по созданию декораций и костюмов для балета « Алеко» по пьесе Александра Пушкина «Цыгане» и под музыку Петра Ильича Чайковского.

Но даже когда он поселился в безопасности своего временного дома, мысли Шагала часто были поглощены судьбой, постигшей евреев Европы и разрушением России, о чем свидетельствуют такие картины, как «Желтое распятие» (1943) и «Жонглер» (1943). В сентябре 1944 года, в семье Шагала происходит личная трагедия, умирает от сепсиса его любимая жена Белла, оставив художника недееспособным от горя. Его печаль из-за потери жены будет преследовать Шагала долгие годы, что наиболее ярко отражено в картинах «Рядом с ней» и «Свадебные огни». Работая изо всех сил, в 1945 году Шагал начал сценографию и костюмы для постановки балета Игоря Стравинского «Жар-птица».

Перемены в личной жизни художника произошли, когда ему было 58 лет, и он познакомился с молодой английской художницей Вирджинией Макнилл-Хаггард, в 1946 году она родила сына Дэвида. Спустя семь лет изгнания, в 1948 году он возвращается с семьей во Францию. Их прибытие совпало с публикацией иллюстрированного издания Шагала «Мертвые души», которое было прервано началом войны.

В 1950 году Марк Шагал и его семья переехали на юг в Сен-Поль-де-Ванс, на Французской Ривьере. Вирджиния уходит от Марка и забирает с собой сына. Но в 1952 году Шагал знакомится с «Вавой» — Валентина Бродская и вскоре женится на ней.

В 1960 году Марк Шагал становится лауреатом премии Эразма. Признанный как художник, Шагал начал развиваться, он работал в скульптуре и керамике, овладел витражным искусством. Среди основных моментов этого периода его витражи для синагоги в Медицинском центре Еврейского университета Хадасса в Иерусалиме, Собор Сент-Этьен в Меце, здание ООН в г. Нью-Йорк, Храм Всех святых в Майнце, Германия, плафон для парижской Гранд Оперы, и два панно для нью-йоркской «Метрополитен-опера».

В 1977 году Марк Шагал вручена высшая награда Франции — Большой крест Почетного легиона. В том же году его работы представлены на ретроспективной выставке в Лувре.

Марк Шагал, великий и всемирно известный художник, умер 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Ванс, его возраст составлял 97 лет, оставив после себя обширную коллекцию работ и богатое наследие как культового еврейского художника, пионера модернизма.

Интерес к рисованию

Мальчик проявлял интерес к рисованию. Родители не питали особых иллюзий по поводу художественного таланта старшего сына: отец видел Моисея бухгалтером или приказчиком в доме богатого предпринимателя Витебска.
Когда Шагалу исполнилось 13 лет, мать отвела его в Витебское городское ремесленное училище. Ей пришлось заплатить за поступление сына 50 рублей — этот взнос должна была оплатить любая еврейская семья, если хотела отдать ребенка в школу. Марк поступил сразу в третий столярно-ремесленный класс.

Учился Шагал без особого энтузиазма. Он боялся выступать перед классом и даже заикался. За плохие оценки его оставляли на второй год. Исключением были уроки геометрии и рисования: в этих областях Марк преуспевал.
Как-то одноклассник показал Шагалу свой рисунок, перерисованный с журнала «Нива». Марк внутренне возмутился, ведь он тоже может так перерисовать. Он ринулся в библиотеку и, вооружившись «Нивой», попробовал перерисовать портрет Рубинштейна. Вскоре Марк с удовольствием придумывал свои сюжеты и рисовал их.

Друг, который увидел картины Шагала, сказал, что они ему нравятся. Он даже назвал Марка художником. Далекое книжное слово «художник» взбудоражило сознание юноши — в 1906 году он решил поступить в школу живописи и рисования к Юделю Пэну, ученику Репина, живописцу, работавшему в стиле позднего передвижничества .
Отец не был в восторге от творческого рвения сына: рисованием, по его мнению, нельзя прокормить семью. Когда Марк начал просить деньги на обучение рисованию, тот отказал. Но будущий художник был настойчив, и отец в сердцах выбросил деньги из окна. На глазах у прохожих Марк собирал деньги с земли — теперь он мог стать учеником Пэна.

В художественную школу Марка привела мать. Но вскоре эйфория Шагала сменится разочарованием: стиль Пэна был слишком далек от того, каким видел свое творчество Марк. Учитель же, посмотрев на картины ученика, отметил, что способности у мальчика есть.

Марк проучился в художественной школе неполных два месяца. Несмотря на недолгое обучение, Шагал сохранил теплое отношение к своему первому учителю и, живя в Париже, неоднократно писал ему.

В школе Марк подружился с одним из учеников Пэна — Виктором Меклером, сыном богатого купца. Виктору нравились рисунки Марка, и он попросил его помочь с некоторыми работами. Шагал помогал ему бесплатно.

Вскоре Виктор собрался ехать в Петербург и предложил Марку поехать вместе. Шагал загорелся этой идеей.
Мольбы оплатить обучение принесли свои плоды — отец дал денег на обучение. Он бросил нужную сумму денег на пол, и Марку снова пришлось собирать разбросанные купюры.

Зимой 1906–1907 года Марк Шагал отправился в Петербург.

Над городом (1918)

Продолжение темы летающих влюблённых. Картина изображает летящую пару — Марка и Бэллу. Пара мечтательно парит над Витебском. Скорее всего, автор изобразил душевное состояния своей супружеской пары. Безграничную любовь и счастье. Мужской образ написан в грубоватом кубическом стиле. Его зелёная рубашка словно изломана множеством треугольников. Женский образ более мягок и спокоен.

Город под летящей парой выглядит сказочным. В огороде одного двора пасётся зелёная коза. Зелёный — самый любимый цвет художника. Это символ жизни.

Картина наполнена юмором и одна маленькая, присевшая у забора, фигурка как бы «приземляет» картину, и напоминает об обыденности человеческой жизни.

8

Я и моя деревня (1911)

Сцены из жизни деревни переплетаются с личным восприятием самого художника. Сложная диагональная композиция разделена на две части. В правой части крупное зелёное лицо художника, с левой стороны — голова ягнёнка. Эти двое пристально смотрят в глаза друг другу. Голова ягнёнка прозрачная, сквозь неё просматривается женщина, доящая корову.

В верхней части картины изображена деревня, по дороге между домов идёт крестьянин, а навстречу ему женщина, причем она изображена вниз головой. Всё вместе создаёт причудливую картину, которая передаёт ностальгию художника по родным местам.

2

Биография

Марк Шагал родился в небольшой хасидской общине, на окраине Витебска, Беларусь, 7 июля 1887 года. Его отец был торговцем рыбой, а мать управляла небольшим магазином в деревне. В детстве он получил традиционное еврейское образование обучаясь дома, где изучил иврит и Библию, а затем учился в первом Витебском четырёхклассном училище. В это же время изучал основы рисования и впитал в себя мир вокруг него, храня образы и темы, которые будут в основном отражены в большей части его более поздних работ. В 19 лет юноша поступил в частную еврейскую художественную школу и начал свое формальное образование в области живописи, кратко обучаясь у художника Юделя Пэна.

Однако он покинул школу через несколько месяцев и переехал в Петербург в 1907 году, чтобы учиться в «Школе Общества поощрения художеств». На следующий год молодое дарование поступает в частную художественную школу Званцевой У.Н., где обучается у знаменитого сценографа Леона Бакста, чьи работы представлены в «Русских балетах» Сергея Дягилева.

Несмотря на формальное наставление и широкую популярность реализма в России, на тот момент, начинающий художник уже определил свой личный стиль, он сильно отличался сказочной нереальностью и образами, которые были близки его сердцу. Некоторыми примерами этого периода являются его «Окно. Витебск» (1908) и «Моя невеста в черных перчатках» (1909), на картинах изображена Белла Розенфельд, с которой он был обручен.

Несмотря на его роман с Беллой, в 1911 году стипендия от члена российского парламента и мецената Максима Винавера, позволила Шагалу переехать во Францию. Поселившись ненадолго в районе на юге Парижа Монпарнас, Марк переехал дальше в колонию художников, известную как «Улей», где он начал работать с такими известными художниками, как Амедео Модильяни и Фернан Леже, а также познакомился с поэтами — авангардистами Г. Аполлинер, с супругами Делоне. Под влиянием дико популярного фовизма и кубизма Шагал все больше, в своем стиле, отказывался от реализма. «Я и деревня» (1911) и «Посвящение Аполлинеру» (1912) относятся к числу его ранних парижских произведений, которые считаются наиболее успешным и представительным периодом.

В Париже он впервые начал использовать имя Марк. Хотя работы стилистически отличались от его кубистических современников, с 1912 по 1914 год художник выставил несколько картин на ежегодной выставке Салон независимых художников, где работы таких художников, как Хуан Грис, Марсель Дюшан и Робер Делоне, вызвали ажиотаж в парижском мире искусства. В начале 1913года  организована первая выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой». Популярность Шагала вырывается за пределы «Улия». В мае 1914 года он едет в Берлин, чтобы помочь организовать свою персональную выставку в галерее «Der Sturm». Возвращаясь летом этого же года в Витебск он и не догадывается о грядущих судьбоносных событиях.

Личная жизнь

Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России, и попросил Иду выбросить все кисти и краски.

Марк Шагал и Белла с дочерью

«Художественный траур» длился 9 месяцев. Лишь благодаря вниманию и заботе дочери он вернулся к жизни. Летом 1945 года Ида наняла сиделку для ухода за отцом. Так в жизни Шагала появилась Вирджиния Хаггард. Между ними вспыхнул роман, который подарил Марку сына Дэвида. В 1951 году барышня ушла от Марка к бельгийскому фотографу Шарлю Лейренсу. Она забрала сына и отказалась от 18 работ художника, подаренных ей в разное время, оставив себе лишь два его рисунка.

Марк Шагал с женой Валентиной Бродской

Моисей опять хотел покончить с собой, и, дабы отвлечь отца от тягостных дум, Ида свела его с владелицей лондонского салона мод Валентиной Бродской. Брак с ней Шагал оформил через 4 месяца после знакомства. Дочка творца еще не раз пожалела об этом сводничестве. Мачеха не пускала к Шагалу детей и внуков, «вдохновляла» на рисование декоративных букетов, потому что они «хорошо продавались», и бездумно тратила гонорары супруга. С этой женщиной живописец прожил до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу.

Личная жизнь

В возрасте 22 лет Марк Шагал благодаря приятельнице Тее Брахман познакомился с главной женщиной всей своей жизни – Бертой (Беллой) Розенфельд. Увидев Беллу, молодой человек сразу понял, что это его будущая жена. Её чёрные глаза поразили его в самое сердце.

С Беллой

Белла была творческой натурой, занималась в театральной студии, писала стихи, рисовала. Она стала музой художника, которую он любил до конца своих дней. Её черты присутствуют во всех женских образах на шагаловских картинах.

25 июля 1915 г. Марк и Белла поженились. Спустя год у них родилась дочь, которую назвали Идой.

В 1944 г. Белла умерла в госпитале в США от вирусной инфекции.

Второй возлюбленной Шагала стала американка Вирджиния Макнил-Хаггард. Она была младше художника почти на 30 лет. С Вирджинией и их маленьким сыном Дэвидом Марк Захарович в 1947 г. вернулся во Францию. Новая любовь и маленький ребёнок благотворно влияли на художника, он много и плодотворно работал, снова чувствуя себя молодым. Однако Вирджиния сбежала от Марка к любовнику и ребёнка забрала с собой. Шагал тяжело переживал этот разрыв.

С Вирджинией и сыном

Вновь художник женился в 1952 г. Его избранницей стала Валентина Бродская (Вава), с которой его познакомила дочь Ида. Валентина владела лондонским модным салоном. Она стала личным менеджером художника

Марк и Валентин

Белла

В 20 лет Шагал познакомился с красавицей Беллой Розенфельд. Он посмотрел в ее глаза и понял — это глаза его жены.

Белла ходила на занятия в студию Станиславского, писала стихи, рисовала. Она как будто не ходила, а летела невысоко над землей, и Шагал в ее присутствии тоже всегда чувствовал какое-то чувство полета. И он без устали рисовал ее и себя, летящих в небе над его покинутым Витебском с его кривыми домиками, столбами, свиньями…

Почти все считали художника неудачником-интровертом, который пишет странные картины… а зачем? В то время в его гениальность верила только Белла. И она верила в нее всю свою жизнь.

Летом 1915 года они поженились, и через год у них родилась Ида. В 1922 году семья художника уехала из России. В 1944 году Белла заболела — вирусная инфекция убила ее в несколько дней. Шагал год не мог рисовать, но потом решил издать ее книгу «Горящие огни», и сделал к ней иллюстрации. А Ида перевела ее с идиш на французский.


Марк Захарович Шагал пишет портрет Беллы «Белла в зеленом»

Первые шаги в живописи

Захар Сегал был вне себя, когда узнал, что Мойша, один из девяти его детей, решил учиться рисовать. Но сын, поддерживаемый матерью, стоял на своем. Первые в своей жизни мазки Мойша сделал в частной школе художника Пэна.

Никто в провинциальном городке, включая учителя и ученика, не мог тогда представить, что пройдет не так уж много времени, и о Витебске узнает весь мир. А прославит его не кто иной, как Сегал Мойша – Шагал Марк.

Картины с улочками родного города он будет писать на протяжении почти всей жизни. На них он воссоздаст повседневный быт многочисленной еврейской общины Витебска в ее безыскусной простоте.

Пока же, в 1907 г., в возрасте 20 лет Мойша отправляется в Санкт-Петербург, где впервые знакомится с течениями в современном ему западном искусстве. Несмотря на то что авангард произвел на него сильное впечатление, все же в его работах тех лет нет слепого подражания, в них уже заметен поиск собственного стиля.

Становление мастера

Лев Бакст, преподававший в школе Званцевой, порекомендовал Мойше ехать на обучение в Париж. Благодаря стипендии, полученной в 1910 г. от мецената Максима Винавера, эта мечта смогла осуществиться. Во Франции начинающий художник придумал себе творческий псевдоним – Шагал Марк.

Картины, написанные им в Париже в последующие 4 года, вобрали в себя приемы модных тогда в изобразительном искусстве течений: фовизма, кубизма, орфизма, футуризма. Но, как всегда, Шагал применил их на свой лад. Здесь он пишет «Скрипача», «Модель», «Голгофу», «Памяти Аполлинера» и проч.

Именно в Париже, который он называл своим вторым Витебском, Шагал окончательно сформировался как художник. Позже в автобиографической книге «Моя жизнь» он вспоминал, как велико было расстояние, разделявшее французскую живопись начала XX века, и искусство других европейских стран.

В Россию вернулся уже не начинающий художник, а известный мастер – Шагал Марк. Картины того периода – это отражение переживаемых им эмоций, порой диаметрально противоположных. С одной стороны, лирика «Дня рождения», с другой, боль, вызванная новой волной антисемитизма («Красный еврей»).

Вирджиния

Когда художник закончил работу над книгой, ему было 58 лет. Он попробовал заинтересовать американские издательства, но его плохой английский тормозил все дело. Ида познакомила отца с тридцатилетней англичанкой Вирджинией Макнил-Хаггард, которая взялась ему помогать.

Чем-то она напоминала Шагалу Беллу — огромные глаза, черные волосы. Конечно, это была не Белла — заменить Беллу никто не мог. Но Марку нравилось смотреть на Вирджинию, он любил обедать с ней вместе… Симпатия переросла в сильное чувство. Вирджиния была замужем, но у нее и Марка родился сын Дэвид.

Новая любовь и маленький сын заставили Шагала почувствовать себя молодым. Он стал много работать, и этот период стал одним из самых успешных в его жизни. Новые картины, постоянные выставки, интервью… Но это новое счастье было коротким — всего семь лет. Потом Вирджиния развелась с мужем, а вскоре бросила и Шагала. Она вышла замуж за бельгийского фотографа Шарля Лейренса и прожила в Бельгии долгую жизнь. Дэвид стал известным композитором и певцом, и Шагал завещал ему часть своего состояния.


Марк Захарович Шагал с женой и дочерью Идой

Биография[править | править код]

Арт-центр Марка Шагала. Витебск, Белоруссия

Бюст Марка Шагала в Переулке Знаменитости в Кельце (Польша)

Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал, или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в еврейской семье в местечке Лиозново (Лиозно) близ Витебска или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской осёдлости Российской империи. И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно, и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке.
С по 1905 год Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. В Витебске же художник знакомится со своей будущей женой, своей единственной музой — Беллой Розенфельд. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров.

В г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. В — г. Шагал продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой.
В г. на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться, и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Париж Шагал полюбил сразу.
В г. Шагал возвращается в Витебск. Рассчитывал на три месяца, но остался на 10 лет: война, революция… 25 июля г. состоялась свадьба художника с Беллой. У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала.

В сентябре Шагал уезжает в Петербург (к тому времени переименованный в Петроград), поступает на службу в Военно-промышленный комитет. В Шагал вступает в Еврейское общество поощрения художеств, в г. с семьей возвращается в Витебск. После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии.

В Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Еврейский камерный театр. В художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. И всё время рисует, день и ночь, и день и ночь напролёт. В г. вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Осенью по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж.

В Шагал получает французское гражданство. В руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника переселиться из контролируемой фашистами Франции в США, и летом 1941 г. семья Шагала приезжает в Нью-Йорк. В умирает жена художника, Белла.

Роман с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начался, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии — 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид Макнилл. В Шагал возвращается во Францию. В г. женится на «Ваве» — Валентине Бродской. Второй брак был счастливым, но музой оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей. Шагал так и не нарисовал ни одного портрета Валентины, которая умерла в г.

В художник приезжает в СССР по приглашению советского министерства культуры. Посещает Москву и Ленинград, проводит выставку в Третьяковской галерее, дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы. От посещения Витебска художник отказался[Источник?].

— первая выставка художника в Белоруссии.

Шагал скончался 28 марта г. в прованском городе Сен-Поль-де-Ванс. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре наследника Шагала. Полного каталога работ художника нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector