Казанская духовная семинария
Содержание:
История
Духовные школы в Казани в XVIII веке
Основанная в 1723 году в Казани, архиерейская элементарная школа была преобразована в 1732 году в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII века также история, география, математика и новые языки. В силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык.
Казанская духовная академия (1797—1818)
Вопрос о необходимости учреждения в Казани высшего духовно-учебного заведения был поставлен ещё в конце XVIII века. Дело в том, что Казань уже в то время получила значение центра религиозно-нравственного просвещения для всего обширного востока России, а Казанская духовная семинария получила настолько значительное развитие, что её приравнивали к Киевской и Московской академиям; к тому же на практике сказалось неудобство управления из далёкой по условиям сообщений того времени Москвы духовно-учебными заведениями восточной России. В видах всего этого Казанская духовная семинария указом от 18 декабря 1797 году была переименована в академию.
Для пополнения образования воспитанники академии посещали Казанский университет, где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в академии.
Таково было происхождение так называемой старой казанской духовной академии, просуществовавшей до 1818 года. Совершившееся в царствование Императора Александра I (в 1808 и 1810 годах) преобразование духовно-учебных заведений, по плану которого в России предполагалось сохранить все существовавшие в то время четыре духовные академии, в том числе и казанскую, Казани, однако, не коснулось. Без достаточных материальных средств и без достаточных сил преподавательских эта старая академия влачила своё более нежели скромное существование.
21 сентября 1818 года Казанская Духовная академия была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус академии только у трёх высших духовных школ: Киевской, Московской и Санкт-Петербургской. В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Известные выпускники
- 1799 — Мефодий (Орлов-Соколов), еп. Нижегородский
- 1850 — Александр (Хованский), еп. Сухумский
- 1858 — Троянский Александр Степанович, преп.
- 1862 — Авраамий (Летницкий), еп. Саратовский
- 1872 — Василий (Царевский), еп. Старицкий; Гурий (Буртасовский), еп. Симбирский
- 1876 — Машанов Михаил Александрович, проф. КазДА
- 1880 — Борис (Плотников), еп. Ямбургский
- 1882 — Дмитриевский Алексей Афанасьевич, проф., историк Церкви; Мефодий (Герасимов), митр. Харбинский
- 1884 — Смирнов Александр Васильевич, прот., духовный писатель
- 1886 — Иоаким (Благовидов), архиеп. Ульяновский
- 1887 — Алексий (Молчанов), архиеп. Карталинский, экзарх Грузии; Нарбеков Василий Андреевич, проф.
- 1889 — Благовидов Федор Васильевич, проф. КазДА
- 1890 — Соколов Иван Иванович, проф. СПбДа, историк церкви и византолог
- 1891 — Мироносицкий Порфирий Петрович, литургист, церковный композитор, педагог; Алексий Дружинин, прот., проф.
- 1895 — сщмч. Константин Богословский, прот.; Покровский Иван Михайлович, проф. КазДА
- 1898 — Макарий (Павлов), еп. б. Владикавказский, обн. еп. Пятигорский; Николай Петров, прот.; Феодор Казанский, прот.
- 1899 — Киприан (Комаровский), архиеп. Кировский; сщмч. Симон (Шлеев), еп. Уфимский; Хрисанф (Щетковский), еп. Елисаветградский
- 1900 — Пахомий (Кедров), архиеп. б. Черниговский; Артемий (Лебедев), иером.
- 1904 — сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский; Василий (Павловский), еп. Венский; Борис (Рукин), григорианский митр.; Полянский Евлампий Яковлевич, проф.
- 1906 — сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский; сщмч. Гурий (Степанов), еп. Суздальский; Корнилий (Попов), митр. Горьковский
- 1907 — Доктусов Николай Петрович, проф. МДА
- 1908 — Афанасий (Малинин), еп. Саратовский; Гавриил (Абалымов), еп. Осташковский
- 1910 — сщмч. Амфилохий (Скворцов), еп. Енисейский; сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. б. Чистопольский; Иванов Михаил Григорьевич, проф.; Касторский Александр Петрович, и.д. доцента КазДА
- 1911 — сщмч. Августин (Беляев), архиеп. Калужский; сщмч. Евсевий (Рождественский), архиеп.Шадринский
- 1912 — Варсонофий (Лузин), еп. Приморский
- 1913 — Александр Лебедев, прот., управляющий делами Патриаршего Синода
- 1914 — свт. Иона (Покровский), еп. Ханькоуский
- 1915 — Ананий Сагайдаковский, прот. УАПЦ
- 1916 — Гермоген (Кожин), митр. Алеутский; Ефрем (Ефремов), еп. Курский; Вертоградов Владимир Семенович проф. МДА
- 1918 — Александр (Джеха), митр. Эмесский (Хомский); Ириней (Шульмин), архиеп. Куйбышевский
Преподаватели
Профессора
- Епифаний (Саввич-Канивецкий) (1808 — 1816)
- Серафим (Протопопов) (11 июля 1851 — ?)
- Вениамин (Благонравов) (21 апреля 1857 — 21 января 1858)
- Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 — 31 марта 1864)
- Малов Евфимий Александрович (1863 — ?)
- Владимир (Никольский) (1867 — 10 июля 1869)
- Владимирский Александр Поликарпович (1871 — 1886)
- Волков Андрей Кононович (23 апреля 1874 — 1900)
- Миротворцев Василий Васильевич (? — 1891)
- Богородский Яков Алексеевич (1882 — ?)
- Гусев Дмитрий Васильевич (1885 — ?)
- Богословский Михаил Иванович (21 января 1886 — 3 июля 1915)
- Машанов Михаил Александрович (1887 — 1910, с 1910 — сверхштатный)
- Гусев Александр Федорович (8 марта 1889 — июль 1902)
- Несмелов Виктор Иванович (14 декабря 1895 — 1920)
- Нарбеков Василий Андреевич (1897 — ?)
- Потехин Александр Николаевич
- Царевский Алексей Александрович
- Писарев Леонид Иванович (1899 — ?)
- Благовидов Федор Васильевич (10 июля 1899 — 14 августа 1909)
- Дружинин Алексей Иванович (5 апреля 1902 — не ранее 1 октября 1915)
- Керенский Владимир Александрович (1902 — 1917)
- Протопопов Василий Иванович (19 декабря 1904 — не ранее 1918)
- Петров Николай Васильевич (1908 — 1921)
- Григорьев Константин Григорьевич (12 июня 1910 — 1918)
- Покровский Иван Михайлович (1908 — 1921)
- Пономарёв Павел Петрович (19 августа 1909 — ?)
- Анастасий (Александров) (1910 — ?)
- Полянский Евлампий Яковлевич (1910 — ?)
- Писарев Николай Николаевич (29 сентября 1910 — ?)
- Касторский Александр Петрович (? — 1921)
- Лапин Павел Дмитриевич (1914 — ?)
- Иванов Михаил Григорьевич (1916 — ?)
- Лебедев Александр Васильевич (1916 — 1921)
Доценты
- Ивановский Николай Иванович (1869 — 25 октября 1913) с 17 марта 1896 — сверхштатный
- Остроумов Николай Петрович (1870 — 1877)
- Богословский Михаил Иванович (2 ноября 1871 — 21 января 1886)
- Машанов Михаил Александрович (с 1878 — приват-доцент, 1884 — 1885 и/д, 1885 -1887)
- Говоров Алексей Васильевич
- Царевский Алексей Александрович
- Гусев Александр Федорович (1887 — 8 марта 1889)
- Волков Андрей Кононович
- Потехин Александр Николаевич
- Несмелов Виктор Иванович (30 октября 1888 — 14 декабря 1895)
- Нарбеков Василий Андреевич (1889 — 1897) до 1890 — и/д
- Благовидов Федор Васильевич (1 марта 1892 — 1899)
- Иннокентий (Ястребов) (1893 — ?) до 1898 — и/д
- Попов Иван Васильевич (1893 — 1912) до 1898 — и/д
- Писарев Леонид Иванович (1895 — 1899) до 1896 — и/о
- Керенский Владимир Александрович (1895 — 1902)
- Покровский Иван Михайлович (1896 — 1908) до 1898 — и/д
- Дружинин Алексей Иванович (13 сентября 1896 — 5 апреля 1902) до 30 ноября 1900 — и/д
- Протопопов Василий Иванович (1899 — 19 декабря 1904)
- Пономарёв Павел Петрович (1900 — 19 августа 1909)
- Петров Николай Васильевич (1900 — 1908)
- Григорьев Константин Григорьевич (28 июня 1902 — 12 июня 1910) до 7 марта 1905 — и/д
- Писарев Николай Николаевич (1902 — 29 сентября 1910) до 1904 — и/д
- Полянский Евлампий Яковлевич (1905 — 1910) до 1907 — и/д
- Афанасий (Малинин) (1910 — ?)
- Амфилохий (Скворцов) (16 августа 1911 — ?)
- Иванов Михаил Григорьевич (1911 — ?) до 1915 — и/д
- Лапин Павел Дмитриевич (1911 — 1914)
Васильевский Михаил Николаевич (1911 — 1915) и/д
- Варсонофий (Лузин) (1912 — 1921) до 1919 — и/д
- Касторский Александр Петрович (1912 — ?) до 1914 — и/д
Суханов Валентин Васильевич (? — 17 апреля 1921) и/д
- Лебедев Александр Васильевич (24 октября 1914 — 1916) и/д
- Васильев Яков Васильевич (1916 — сентябрь 1918) и/д
- Воронцов Александр Александрович (+ 1919) и/д
Пастырско-богословское отделение
В рамках пастырско-богословского отделения действуют подготовительное отделение (срок обучения — 1 год), бакалавриат (срок обучения — 4 года), магистратура (срок обучения — 2 года), а также отделение заочного обучения.
В учебный план семинарии включены как богословские, так и общегуманитарные дисциплины, необходимые для получения высшего богословского и гуманитарного образования.
Учебный и научный процесс обеспечивают кафедры богословия и философии, библеистики, общей и церковной истории, церковно-практических дисциплин и филологии
Особое внимание в КазПДС уделяется изучению исламоведения, действует факультатив по татарскому и арабскому языкам
На пастырско-богословское отделение принимаются лица мужского пола православного вероисповедания в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие полное среднее образование.
Ректоры
- Сильвестр (Лебединский) (25 июля 1797—1799)
- Ксенофонт (Троепольский) (24 августа 1799 — 15 января 1800)
- Антоний Соколов (1800 — 1808)
- Епифаний (Канивецкий) (6 февраля 1808 — 18 марта 1816)
- Афанасий (Протопопов) (18 марта 1816 — 28 июля 1817)
- Феофан (Александров) (1817—1818)
- Иоанн (Оболенский) (1 июля 1842 — 1 мая 1844)
- Григорий (Миткевич) (5 мая 1844—1851)
- Парфений (Попов) (29 февраля 1852—1854)
- Агафангел (Соловьёв) (20 января 1854—1855)
- Иоанн (Соколов) (1857—1864)
- Иннокентий (Новгородов) (1864—1868)
- Никанор (Бровкович) (29 июля 1868—1871; со 2 июня по 28 июля 1870 года и.о. ректора был И. П. Гвоздев)
- протоиерей Александр Владимирский (1871—1895)
- архимандрит Антоний (Храповицкий) (1895—1900)
- Алексий (Молчанов) (20 июля 1900 — март 1905)
- Алексий (Дородницын) (август 1905—1912)
- Анастасий (Александров) (15 февраль 1912—1913)
- Анатолий (Грисюк), митрополит (30 мая 1913 — 1922)
Казанская духовная академия в XX веке
В августе 1917 года Казанская духовная академия была выселена Временным правительством из здания на Арском поле. В здании разместились эвакуированный из Пскова кадетский корпус, а также военный госпиталь.
В 1917—1918 годах занятия с воспитанниками академии продолжались в других помещениях, в основном в здании духовной семинарии (нынешний геофак КГУ на ул. Кремлёвской).
Перед угрозой прекращения существования Казанской Духовной академии её совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. 20 апреля 1918 году профессор Константин Харлампович писал Николаю Глубоковскому, что «Луначарский стоит на непримиримой позиции и не допустит государственных богословских факультетов. Везде горе, мрак и позор, и просвета нигде не видно». Как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем.
В 1918 году в академии прошли последние выпускные экзамены и защита магистерских сочинений, выданы последние дипломы. О состоянии, в котором академия оказалась к началу 1919 года, её последний ректор, епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), писал: «Библиотека в наших руках и взята под свою защиту архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и Ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии».
В марта 1921 года был арестован ректор академии епископ Анатолий (Грисюк) и 20 её преподавателей. В ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт во главе с профессором Казанской академии протоиереем Николаем Васильевичем Петровым и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным). Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.
Администрация
Ректоры
- Сильвестр (Лебединский) (25 июля 1797 — 1799)
- Ксенофонт (Троепольский) (24 августа 1799 — 1800)
- Антоний (Соколов) (1800 — 2 февраля 1808)
- Евгений (Варгасов) (1804 — 1808)
- Епифаний (Саввич-Канивецкий) (6 февраля 1808 — 1816)
- Афанасий (Протопопов) (18 марта 1816 — 28 июля 1817)
- Иоанн (Оболенский) (1 июля 1842 — 1 мая 1844)
- Григорий (Миткевич) (5 мая 1844 — 10 ноября 1851)
Макарий (Малиновский) (10 ноября 1851 — 25 марта 1852), и/о, инспектор
- Парфений (Попов) (29 февраля 1852 — 1854)
- Агафангел (Соловьев) (20 января 1854 — март 1857)
- Иоанн (Соколов) (17 марта 1857 — 1864)
- Иннокентий (Новгородов) (31 марта 1864 — 20 мая 1868)
Варсонофий (Охотин) (1867) и/д
- Никанор (Бровкович) (29 июля 1868 — 1871)
Иоанн Гвоздев (2 июня — 28 июля 1870) инспектор, и/д
- Александр Владимирский (14 июля 1871 — 1895)
Николай Беляев (1887 и 1889) и/д
- Антоний (Храповицкий) (1895 — 14 июля 1900)
- Алексий (Молчанов) (20 июля 1900 — март 1905)
- Алексий (Дородницын) (август 1905 — 1912)
- Анастасий (Александров) (15 февраля 1912 — 1913)
- Сщмч. Анатолий (Грисюк) (30 мая 1913 — 1921)
Инспекторы
- Серафим (Аретинский) (1 июля 1842 — 21 августа 1846)
- Фотий (Щиревский) (21 августа 1846 — 25 сентября 1850)
- Макарий (Малиновский) (5 октября 1850 — 7 апреля 1853)
Паисий (Пылаев) (10 ноября 1851 — 27 марта 1852) и/о
- Паисий (Пылаев) (7 апреля 1853 — май 1854)
- Серафим (Протопопов) (7 июля 1854 — 11 октября 1855)
- Вениамин (Благонравов) (21 января — 22 апреля 1858)
- Филарет (Филаретов) (1858 — 1859)
- Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 — 31 марта 1864)
- Вениамин (Быковский) (18 июля 1864 — 3 апреля 1867)
- Владимир (Никольский) (1867 — 10 июля 1869)
Иоанн Гвоздев (21 июня — 2 октября 1869), и/о
- Василий Миротворцев (1881 — 1884?)
- Антоний (Вадковский) (8 ноября 1884 — 1885)
- Анастасий (Александров) (13-26 июля 1911 — 9 февраля 1912)
- Гурий (Степанов) (26 мая 1912 — 1918)
Помощники инспектора
- …
- Александр Вознесенский (16 декабря 1894 —
Вениамин Колокольцев (1893 — 1897) и/д
- Сщмч. Иоасаф (Удалов) (3 октября 1911 — ?)
- Варлаам (Пикалов) (12 сентября 1912 — 1913)
Знаменитые выпускники
Основным назначением Казанской духовной семинарии была подготовка священнослужителей для Казанской епархии, лучших выпускников направляли в духовные академии. На протяжении всей истории многие бывшие семинаристы выходили и в светское звание, поступали в университеты и на гражданскую службу.
Среди них: медики А.А.Соколовский, М.Ф.Кандаратский, геолог А.В.Нечаев, механик Н.Г.Четаев, чувашский историк, этнограф, общественный деятель Н.В.Никольский, марийский этнограф, историк, языковед В.М.Васильев, китаевед Палладий (Кафаров) и другие.
Казанская духовная семинария прекратила существование в январе 1918 г. в связи с отделением Церкви от государства и конфискацией зданий.
Использованные материалы
- Сайт Казанской духовной семинарии:
(недейств.) — см. соотв. разделы
- Страницы сайта Русское Православие:
- Владимир Сорокин, прот., Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) / СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 549, 561, 571, 589, 618, 629, 647, 653, 658.
-
Групповой формулярный список ординарных и экстраординарных профессоров Казанской духовной академии, РГИА
-
Сухова Н.Ю., «Да благословит Господь плоды трудов твоих на пользу Святой Церкви и духовной науки…» (письма протоиерея Николая Виноградова к А.А. Дмитриевскому), Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1 (13). 2016, с.122, 132–209
А. В. Журавский «Православная Энциклопедия», Т. 4, С. 591-592,
Страница сайта Русское Православие:
А. Ю. Михайлов, Канонист Ипья Степанович Бердников (1839-1915): Университетский образ профессора КазДА,
Страница сайта «Русское Православие«:
Владимир Сорокин, прот., «Исповедник», церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 534.
Владимир Сорокин, прот., «Исповедник», церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 498.
Степанов А. Ф. История Казанской епархии в 1918-1924 гг. в свидетельствах современника. Петиция к иностранным державам о положении церковных дел в Казани (сноска 69),
Биографическая энциклопедия,
Биографическая энциклопедия,
Саблуков Гордий Семенович, Биографическая Энциклопедия,
Большая советская энциклопедия,
«Православная Энциклопедия», Т. 15, С. 490-491:
Чикурова О. В. «К биографии профессора Якова Дмитриевича Коблова»,
Дмитрий Добыкин «Жизнь и труды
профессора КазДА Павла Александровича Юнгерова (1856-1921)»,
Литература
- Знаменский П. В., История Казанской духовной академии за первый (до-реформенный) период ее существования (1842-1870), Казань, 1891-1892, 3 тт.
- Бердников И., Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за 50 лет ее существования 1842-1892, Казань, 1892.
- Терновский С. А., Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870-1892), Казань, 1892.
- Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии 21 сент. 1892 г., Казань, 1893.
- Памятная книжка Казанской духовной академии за… г., Казань, 1895-1917.
- Сосуд избранный. История российских духовных школ. 1882-1932, Спб., 1994.
- Цыпин В. А., прот., История Русской Церкви: книга XIX 1917-1997, М., 1997.
- Журнал №58 Заседания Священного Синода РПЦ.
Известные выпускники
1799 — Мефодий (Орлов-Соколов), еп. Нижегородский
1846 — Бобровников Алексей Александрович, препод. КазДА; Владимирский Александр Поликарпович, ректор
1848 — Порфирьев Иван Яковлевич, проф. КазДА
1854 — Варсонофий (Охотин), еп. Симбирский; Керский Сергей Васильевич, управляющий канцелярией Святейшего Синода
1856 — Добротворский Иван Михайлович, проф. КазДА
1860 — Знаменский Петр Васильевич, проф.
1862 — Авраамий (Летницкий), еп. Саратовский
1864 — Бердников Илья Степанович, проф. КазДА
1866 — Будрин Евлампий Андреевич, проф. КазДА
1868 — Богородский Яков Алексеевич, проф. КазДА, Снегирев Вениамин Алексеевич, проф. КазДА
1870 — Красносельцев Николай Фомич, проф. КазДА, Курганов Федор Александрович, проф. КазДА; Остроумов Николай Петрович,
1871 — Терновский Сергей Алексеевич, проф. КазДА
1872 — Василий (Царевский), еп. Старицкий, Гурий (Буртасовский), еп. Симбирский
1874 — Никифор (Асташевский), митр. б. Новосибирский, Николай (Адоратский), еп. Оренбургский, Снегирев Александр Алексеевич, духовный писатель
1876 — Машанов Михаил Александрович, проф. КазДА
1878 — Царевский Алексей Александрович, проф. КазДА, Знаменский Иван Степанович, проф. КазДА, Димитрий (Беликов), б. архиеп. Томский, григор. митр., Николай Сердобольский, прот.
1879 — Говоров Алексей Васильевич, проф. КазДА, Юнгеров Павел Александрович, проф. КазДА
1880 — Борис (Плотников), еп. Ямбургский
1882 — Мефодий (Герасимов), митр. Харбинский
1886 — Иоаким (Благовидов), архиеп. Ульяновский
1887 — Алексий (Молчанов), архиеп. Карталинский, экзарх Грузии; Нарбеков Василий Андреевич, проф.
1890 — Соколов Иван Иванович, проф. СПбДа, историк церкви и византолог
1891 — Мироносицкий Порфирий Петрович, литургист, церковный композитор, педагог, Алексий Дружинин, прот., проф.
1892 — Иннокентий (Кременский), еп. Вольский, Прокошев Павел Александрович, проф.
1894 — Протопопов Василий Иванович, проф. КазДА; Родников Николай Павлович, проф. КазДА
1895 — сщмч. Константин Богословский, прот., Покровский Иван Михайлович, проф. КазДА
1896 — Вениамин (Муратовский), б. архиеп. Рязанский, обн. митр. Московский; сщмч. Павел (Кратиров), еп. Старобельский, Пантелеимон Жузе, препод. КазДА
1897 — Нафанаил (Троицкий), митр. б. Харьковский, Григорьев Иван Федорович, проф., Пономарёв Павел Петрович, проф.
1898 — Макарий (Павлов), еп. б. Владикавказский, обн. еп. Пятигорский, Николай Петров, прот.
1899 — Киприан (Комаровский), архиеп. Кировский, сщмч. Симон (Шлеев), еп. Уфимский, Хрисанф (Щетковский), еп. Елисаветградский
1900 — Пахомий (Кедров), архиеп. б. Черниговский
1901 — сщмч. Прокопий (Титов), архиеп. Одесский, исп. Амвросий (Хелая), патр. Грузии, Пимен (Пегов), архиеп. Подольский, Константин Григорьев, проф., Коблов Яков Дмитриевич, проф. КазДА, исламовед; Николай Писарев, прот., проф., Владимир (Путята), б. еп., б. григор. митр. Томский
1902 — Митрофан (Абрамов), еп. б. Сумской, сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский, Николай (Кенарский), еп. Лукояновский, Николай (Ипатов), еп. Ижевский, Тарасий (Ливанов), еп. Барнаульский, Иннокентий (Бусыгин), б. еп. Каменский, григор. митр. Ростовский-на-Дону, Феодор (Поздеевский), еп. Волоколамский
1903 — сщмч. Амвросий (Полянский), еп. Каменц-Подольский, Варсонофий (Лебедев), архим., сщмч. Виктор (Островидов), еп. Глазовский, Никольский Николай Васильевич, проф.
1904 — сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский, Василий (Павловский), еп. Венский, Борис (Рукин), григорианский митр., Полянский Евлампий Яковлевич, проф.
1904 — Николай Михайлович Троицкий, протоиерей
1906 — сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский, сщмч. Гурий (Степанов), еп. Суздальский, Корнилий (Попов), митр. Горьковский
1907 — Доктусов Николай Петрович, проф. МДА
1908 — Афанасий (Малинин), еп. Саратовский, Гавриил (Абалымов), еп. Осташковский
1909 — Иоанн (Поярков), еп. Уфимский, Иов (Рогожин), единов. еп. Владимирский
1910 — сщмч. Амфилохий (Скворцов), еп. Енисейский, сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. б. Чистопольский, Иванов Михаил Григорьевич, проф., Касторский Александр Петрович, и.д. доцента КазДА.
1911 — сщмч. Августин (Беляев), архиеп. Калужский, сщмч. Евсевий (Рождественский), архиеп.Шадринский
1912 — Варсонофий (Лузин), еп. Приморский
1913 — Александр Лебедев, прот., управляющий делами Патриаршего Синода
1914 — свт. Иона (Покровский), еп. Ханькоуский
1916 — Гермоген (Кожин), митр. Алеутский, Ефрем (Ефремов), еп. Курский
1918 — Александр (Джеха), митр. Эмесский (Хомский), Ириней (Шульмин), архиеп. Куйбышевский
История
Дореволюционный период
В 1723 году в Казани была основана архиерейская элементарная школа.
Положение Казанской епархии, населенной преимущественно инородцами-иноверцами, подвигло митрополита Тихона к привлечению в духовную школу детей из недавно обращённых иноверческих семей, чтобы они после окончания учебного заведения послужили делу просвещения среди еще не обращенных своих соплеменников.
В 1733 году славяно-латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII века также история, география, математика и новые языки.
В 1797 году семинария преобразована в академию с высшим богословским курсом в духе того времени; в силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык.
В царствование Александра I при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарию была введена новая методика преподавания, одобренная для народных училищ.
В результате реформы образования Казанская духовная академия 21 сентября 1818 года была закрыта, в Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской духовной академии.
Открытие академии вновь последовало в 1842 году, сперва в Спасском монастыре, потом в особом загородном помещении.
После революции была закрыта.
Современный период
В 1997 году в новом здании было открыто Казанское духовное училище.
17 июля 1998 года Казанское духовное училище решением Священного Синода было преобразовано в семинарию.
Сегодня здесь сохраняются и развиваются лучшие традиции отечественного духовного образования, складывавшиеся веками. Регулярное участие в богослужении, внимательное изучение Священного Писания и богословских наук, жизнь в студенческой семье и совместный труд составляют необходимые условия для подготовки будущих пастырей и церковных работников к высокому и ответственному служению Церкви Божией.
Небесные покровители Казанской православной духовной семинарии — святой праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Гавриил Седмиезерный. Семинарский храм — первый в России, освященный в честь Кронштадтского пастыря, является одновременно приходским, что дает возможность учащимся приобретать навыки активного участия в жизни церковной общины. Среди святынь храма — часть мощей преподобного Гавриила Седмиезерного.
Сегодня КазПДС включает в себя пастырско-богословское и регентско-катехизаторское отделения, а также отделение дополнительного образования.