Дополнительные фото

Образ преподобной Евфросинии Полоцкой в искусстве

Образ Евфросинии воплотила Ольга Ипатова в повести «Предислава», также она является в романах Александра Осипенко «Святые и грешники» и Валентины Ковтун «Призванные».

В городе Пружаны (Беларусь) в честь Евфросинии Полоцкой названа улица.

Свои стихи посвятили белорусской просветительнице многие белорусские поэты: Владимир Орлов («Евфросиния»), Олег Бембель («Область Евфросинией»), Григорий Бородулин («В полоцкой Спасо-Евфросиниевской церкви»), Данута Бичель-Загнетова («Евфросиния Полоцкая»), Наум Гальперович («Ресницы замружу, и выплывет вечер»), Лариса Гениюш («Евфросиния Полоцкая», «В горы я под твоими ранами»), Сергей Законников («Свет Евфросинии»), Александр Звонак («Тень Евфросинии»), Василий Зуенок («Последняя молитва Евфросинии Полоцкой», «Ищу Богше»), Олег Лойко («Евфросиния Полоцкая»), Валентин Лукша («Фрески святой Евфросинии»), Александр Рязанов («Предупреждение»), Людмила Рублевская(«Евфросиния»), Виктор Шнип («Христова невеста»), Сергей Понизник («Исповедь»), Леонид Дранько-Майсюк («Евфросиния»).

Виктор Васнецов. Преподобная Евфросиния Полоцкая

Знаменитая полочанка отражена на полотнах Нелли Счастной, Алексея Марочкина, Алексея Кузьмича, на графических листах Арлена Кашкуревича, на гобелене Симона Свистунови.

Спасо-Евфросиниевский женский монастырь: что рядом?

Спасо-Евфросиниевский женский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Памятник князю Всеславу Брячиславичу ~ 1,3 км. Музей традиционного ручного ткачества Поозерья ~ 1,9 км

Музей традиционного ручного ткачества Поозерья ~ 1,9 км

Памятник Евфросинии Полоцкой ~ 2,0 км

Памятник Симеону Полоцкому ~ 2,1 км

Природно-экологический музей ~ 2,2 км

Памятный знак «Полоцк – географический центр Европы» ~ 2,2 км

Памятник букве «Ў» ~ 2,2 км

Памятник героям Отечественной войны 1812 года ~ 2,2 км

XVIII век. Католические ордена и новая волна каменного зодчества

Уже с XII века в городе появились католики, которые даже получили привилей на строительство своего храма. А со вступлением Полоцка в ВКЛ его конфессиональная карта начинает еще больше меняться.

Век XVI принес в город религиозные распри. Так, по Карамзину, Иван Грозный, захватив Полоцк в 1563-м году, приказал разрушить костелы, крестить всех евреев, а несогласных утопить в Двине. Через двадцать лет город отбил Стефан Баторий и сделал наоборот: отдал православные храмы католикам. Тоже довольно резкое решение. Однако нам остается лишь констатировать: город стал католическим, а спустя некоторое время – униатским.

Однако мы должны остановиться еще на одном событии в храмовой истории Полоцка, трагичном и знаковом. Во время Северной войны, когда город был занят российской армией, Петр I приказал устроить в Софийском соборе пороховой склад. И первого мая 1710-го года храм разлетелся на куски. По словам кандидата исторических наук, археолога и известного исследователя Полоцка Сергея Тарасова, взрыв был так силен, что плинфу собора до сих пор находят в радиусе шестисот метров.

Но войны ненадолго отступили. И XVIII век вошел в историю Полоцка как новая волна каменного зодчества. В городе появилось четыре храма, один из которых, иезуитский, стал архитектурной доминантой. По словам Сергея Тарасова, по своему архитектурному исполнению эти соборы не уступали западным образцам, которыми мы и сегодня восхищаемся, путешествуя по Европе. В эти же годы в Полоцк вернулась София, пусть и в перестроенном виде.

К 1745-му году на центральной площади Полоцка вырос величественный костел Святого Стефана. Несложно догадаться, что назван он был в честь Стефана Батория, вернувшего город в Речь Посполитую. Костел в стиле барокко входил в архитектурный комплекс иезуитского коллегиума. Позже в храме установили орган.

В 1750-м закончилась перестройка Софийского собора. Таким он дожил до наших дней.

Кстати, а вы замечали на фасаде Софии «всевидящее око»? Очевидно, что в истории Полоцка отметились и масоны.

В следующие двадцать пять лет были построены еще три каменных храма. Они возникли не на пустом месте. Католические ордена – доминиканцев, бернардинцев и францисканцев – давно прибыли в Полоцк и возвели при своих монастырях деревянные костелы. Каменные же храмы XVIII века, полагает Сергей Тарасов, могли действовать уже как униатские.

Итак, в 1769-м году на левом берегу Двины при монастыре бернардинцев появился храм Святой Анны – памятник архитектуры барокко. Сегодня в старинных монастырских стенах психиатрическая больница.

Пятью годами позже при доминиканском монастыре был заложен храм Божьей Матери.

Он окончательно сформировал центральную площадь города, став его второстепенной архитектурной доминантой. В храме тоже действовал орган.

К 1775-му году на территории францисканского монастыря уже стоял барочный храм Святого Антония из Падуи. В сохранившихся корпусах монастыря сегодня располагается департамент охраны МВД.

Эти монастыри сыграли ключевую роль в жизни Полоцка. Ведь они занимались просвещением. Так, иезуиты основали коллегиум, который через века трансформировался в Полоцкий государственный университет. При учебном заведении действовала типография. Также известно, что в бернардинском монастыре работала философская школа.

Но вспомним о православных храмах XII века. Дожили ли они до века XVIII? Далеко не все. По-прежнему действовали два монастыря: Спасо-Ефросиньевский (с 1667-го по 1820-й он принадлежал иезуитам) и Борисоглебский (униатский – с 1618-го по 1839-й год). Остальных церквей эпохи Полоцкого княжества  в тот период уже не существовало. У нас нет сведений о том, что их уничтожили целенаправленно. Вероятно, древние церкви просто не пережили страшных войн, которые увидел Полоцк.

Фото и описание

Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке – древняя православная обитель, создательницей и игуменьей которой была легендарная святая Евфросинья Полоцкая.

Евфросинья (Предислава в миру) была дочерью князя Святослава-Георгия и княгини Софии. Княжна росла книжным ребенком, обожающим старинные книги и церковную премудрость. Она славилась своей красотой и умом. В 1120 году, будучи всего 12 лет от роду, она ушла в монастырь, тайно от отца, который хотел выдать ее замуж. Затем, увидев три вещих сна о церкви Святого Спаса, стоящей в Сельце, она отправилась в это святое место и основала там монастырь. Чудесным образом, по молитвам игуменьи Евфросиньи, храм Всемилостивого Спаса построили всего за 30 недель.

Евфросинья Полоцкая заказала ювелиру Лазарю Богше драгоценный напрестольный крест-ковчег, украшенный на византийский манер жемчугом и драгоценными камнями. В кресте были заключены частицы Креста, на котором распяли Христа с каплей Крови Господа, небольшие кусочки камней Гроба Господня и Гроба Богородицы, а также частицы мощей православных святых. Эта священная реликвия хранилась в монастыре и привлекала тысячи паломников, которые оставляли в монастыре щедрые пожертвования.

При жизни, Евфросинья Полоцкая сделала свой монастырь и родной город процветающим центром искусств, просвещения, грамотности и божественной премудрости.

В 1563 году, когда Полоцк был осажден Иваном Грозным, закончились золотые времена Полоцка. Вскоре в 1579 году город был взят войсками Стефана Батория, монастырь разграблен и отдан иезуитам.

Лишь в 1833 году монастырь вернули православной церкви. Вскоре он был восстановлен. В монастыре поселились сестры. В 1928 году монастырь был разграблен и закрыт. Совсем недолго он работал во время оккупации Полоцка гитлеровскими войсками. Правда, во время оккупации таинственным образом исчез драгоценный крест Евфросиньи Полоцкой. О его местонахождении ничего не известно по сей день. В советское время монастырь был закрыт.

В наши дни возрождение монастыря началось в 1989 году, когда монастырские здания были возвращены православной церкви. Сейчас, как и в глубокой древности, 9 веков назад, Спасо-Евфросиньевский монастырь является процветающим духовным центром Беларуси. Крест Святой Евфросиньи был воссоздан по эскизам. Сейчас его копия хранится в Спасо-Евфросиньевском монастыре и иногда путешествует по белорусским городам, благословляя их на процветание.

Посмотреть достопримечательность Полоцка с экскурсией.

Поклониться мощам святой можно любому желающему, сюда съезжаются люди со всех уголков страны и соседних стран. В Евфросиниевский монастырь организовывают туристические и паломнические туры, которые помогают путешественником стать ближе к культурно-историческим местам Беларуси.

Спасо-Евфросиниевский храм – святыня, осмотр и посещение которой входит в программу каждого экскурсионного тура в Полоцк. Вы можете посмотреть достопримечательности Полоцка как во время обзорной экскурсии «Патриарх земли Белорусской», так и присоединившись к одному из сборных автобусных туров по Беларуси. Вы сможете увидеть монастырь Евфросинии включает в себя целый ансамбль зданий различного назначения: сама Преображенская церковь, собор Крестовоздвиженский, трапезная, колокольня, остатки фундамента усыпальницы, жилой дом и несколько подсобных помещений.  

Последние годы жизни

Находясь в пожилом возрасте, Евфросиния решила отправиться в паломничество в святой Иерусалим. Там она, будучи обессиленной после долгого путешествия, заболела и вскоре умерла. Похоронили полоцкую княжну недалеко от Иерусалима, в монастыре св. Феодосия. В 1187 г. состоялось перезахоронение святой. Ее останки были перевезены в Феодосьеву пещеру Киево-Печерской лавры. Лишь в 1910 г. мощи святой доставили в Полоцк.

Святая Евфросиния почила 5 июня (23 мая ст. ст.) 1167 года (?) или 1173 года (?) во святом граде Иерусалиме. Этот день считается днем ее памяти, так как в этот день она отошла ко Господу.

К этой дате Отдел редких книг и документов подготовил книжную выставку «Святая патронка Беларусі – Еўфрасіння Полацкая», которая размещена в читальном зале библиотеки.

Экспозиция состоит из трех разделов. В первом помещены публикации житий сявтой праведной. Последнее издание его вышло в 2012 г. и подготовлено сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Житие уникально тем, что впервые церковнославянский текст жития из списка XVI в. был адаптирован для чтения мирянам. Издание богато украшено клеймами житийной иконы преподобной Евфросинии, написанной в наше время иконописцем Т. Жук.

Во второй части экспозиции помещены материалы по теме «Смысл жизни в уроках истории», которые помогают через прикосновение к страницам истории извлечь уроки жизни о Боге, оставленные нам преподобной княжной Евфросинией Полоцкой и ее верными последователями.

Третья часть выставки соодержит издания по истории и иллюстрации одной из главнейших святынь Беларуси – Креста, созданного в XII полоцким мастером Лазарем Богшей по заказу Игумении. В отделе редких книг и документов хранится виленское издание «Западно-русского месяцеслова на 1865 год», в котором в 1864 г. напечатана статья «Святыня города Полоцка: Церковь Св. Спаса и Крест преподобной Евфросинии» – одна из немногих дореволюционных публикаций посвященной Кресту Евфросинии Полоцкой. Кроме того, здесь представлена статья Вл. Орлова «Хто выкраў Крыж Еўфрасінні?» (Адраджэнне : гістарычны альманах. Мн., 1995. Вып. 1. С. 22–36), где писатель излагает собственное исследование о судьбе Креста и выдвигает гипотезу о месте его нахождения сегодня. Как известно, святыня Беларуси до сих пор не найдена.

Источники

  • http://fb.ru/article/247195/efrosinya-polotskaya-foto-opisanie-biografiya-deyatelnost-interesnyie-faktyi-iz-jizni-krest-efrosini-polotskoyhttp://dayswoman.ru/article/221221/evfrosiniya-polotskaya-jitie-prosvetitelskaya-deyatelnosthttp://www.pravoslavie.ru/56194.htmlhttps://www.kp.ru/daily/26645/3665227/http://www.buk.by/libbuk/?p=1657

Мощи

О времени и об обстоятельствах перенесения мощей преподобной Евфросинии из Палестины в Киев, и положении их в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря ничего не известно. В литературе часто встречается мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 году в связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде не подвергалась). О мощах преподобной Евфросинии в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского. Факт нахождения мощей преподобной в нише Благовещенской церкви Дальних пещер получает известность со второй половины XVII века.

В XIX — нач. XX века жители Полоцка неоднократно обращались в Синод с ходатайствами о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. В 1832 году такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил (Городков), в 1840 году — Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский), в 1858 году — православные жители Полоцка, в 1864 году — 13 волостей Полоцкого уезда, в 1867 году — Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров), которого поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов). В 1870 году по благословению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву монастырю (находилась в Спасской церкви). В 1893 г. вновь было подано прошение о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, которое было отклонено с предписанием не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп. Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 года обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной. Это прошение было удовлетворено, и в зимнюю сессию 1909/10 г. Синод разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный императором.

20 апреля 1910 года мощи преподобной Евфросинии Полоцкой были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер Киево-Печерской лавры в Успенскую церковь, 22 апреля после литургии крестным ходом были перенесены на пароход, на котором следовали по Днепру до Орши; от Орши до Полоцка верующие несли святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами прибыл в Полоцк, 22 мая св. мощи были принесены в Спасо-Евфросиниеву обитель и помещены в Спасской церкви в сооруженной на пожертвования верующих серебряной раке. В торжествах принимали участие вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. Елисавета Феодоровна, греч. кор. Ольга.

В 1915 году, когда нем. войска приближались к Полоцку, мощи преподобной в числе других святынь были эвакуированы в Ростов и помещены в Авраамиевом ростовском Богоявленском монастыре.

В апреле 1920 года мощи преподобной подверглись вскрытию, но вскоре насельницам обители удалось вернуть святыню в Полоцк.

13 мая 1922 года гробница преподобной была вскрыта в Спасо-Евфросиниевом монастыре, раку власти реквизировали, впоследствии она была утрачена. Мощи преподобной были отправлены на атеистическую выставку в Москву, оттуда — в краеведческий музей Витебска. В 1924 году Спасо-Евфросиниев монастырь был закрыт, его здания переданы военным.

В 1941 году, во время нем. оккупации, верующие витебчане перенесли мощи преподобной в витебскую Покровскую церковь, 23 октября 1943 года они вернулись в полоцкую Спасо-Евфросиниеву обитель, в которой возобновилась монашеская жизнь.

В 1960 году монастырь вновь закрыли, мощи преподобной Евфросинии находились на попечении приходской общины, созданной при монастырских храмах, до открытия обители в 1990 году.

Серебряная рака для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Работа художника-ювелира Н. П. Кузьмича, 2007

В 2003 году началось изготовление новой серебряной раки для мощей преподобной по образцу утраченной. 3 июня 2007 году в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниева монастыря было совершено частичное переоблачение мощей прп. Евфросинии, помещенных в новый кипарисовый гроб (полное переоблачение св. останков совершалось в 2006 году). 5 июня 2007 году митр. Минский и всея Белоруссии Филарет (Вахромеев) освятил в Крестовоздвиженском соборе новую раку, в которой упокоились мощи преподобной. Гроб с частицей мощей святой находится в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Спасо-Евфросиниевский монастырь

Описание Спасо-Евфросиниевского монастыря

Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный монастырь в Полоцке (Белоруссия), один из наиболее почитаемых монастырей Русской православной церкви.

Основан святой княгиней Ефросинией Полоцкой в 1125 году, когда она поселилась возле Преображенского храма в Сельце. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная Евпраксия (в миру Звенислава) — единственная дочь полоцкого князя Бориса Всеславича.

В 1161 году усердием св. Ефросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор — один из древнейших сохранившихся русских соборов. Его строителем был мастер Иоанн.

В этот храм преподобная Евфросиния в 1161 году пожертвовала золочёный напрестольный крест (Крест Евфросинии Полоцкой) с частицами мощей многих святых и Животворящего Креста Христова. Крест был вырезан местным мастером-ювелиром Лазарем Богшей.

В XIII веке крест был вывезен из Полоцка, однако снова возвращён в монастырь Иваном Грозным в 1563 году после успешной осады города.

В 1580 году монастырь после взятия Полоцка Стефаном Баторием был отдан иезуитам. В 1654 году возвращен в православие. В 1667 году снова попал в руки иезуитов, в ведении которых оставался до 1820 года.

В 1820 год иезуиты были изгнаны из Полоцка, монастырь перешел в казну. В 1832 году монастырь был передан был духовному ведомству и в 1840 году восстановлен. В 1841 году в Спасо-Преображенский собор был снова возвращён Крест Ефросинии Полоцкой.

В 1840-х годах древняя обитель была причислена к разряду первоклассных. В стенах монастыря разместилось Спасо-Евфросиниевское женское духовное училище. В 1847 году при игуменье Клавдии (Щепановской) была построена Евросиниевская трапезная церковь.

В 1897 году при игумений Евгении (Говорович) возведён монументальный пятиглавый Крестовоздвиженский собор, построенного по проекту архитектора В. Ф. Коршикова в псевдовизантийском стиле.

В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 — в Могилёв. В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.

Паломнические поездки к Спасо-Евфросиниевскому монастырю

  • Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Житомира в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Екатеринбурга в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Минска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Винницы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Минска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Киева в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Смоленска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Минска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Витебска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Минска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Киева в Спасо-Евфросиниевский монастырь

Отказалась выходить замуж и взяла на себя мужскую работу

До ухода в монастырь Евфросиния была Предславой из рода Брячиславовичей. Ее дедом был князь Всеслав Брячиславич, а прапрапрабабкой – Рогнеда.

– Она действительно могла стать королевой?

– Ей и прочили в мужья князя. Историки еще гадают, от свадьбы с каким конкретным князем отказалась 12-летняя Предслава. Возможно, через этот брак могли породниться многие земли – Киевская, Новгородская…. Но она выбрала другой путь.

– Ей так жених не понравился?

– Скорее всего, она его и не видела. Но Предслава считала, что если выйдет замуж, имя ее канет в Лету, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые вышли замуж, родили детей-престолонаследников. И на этом их миссия заканчивалась.

– Она об этом могла думать в 12 лет?

– В «Житии» указано, что да. Для XII века это был вполне сознательный возраст, в 16 лет девушки становились матерями.

– У нее был сильный характер, если она могла противостоять воле семьи, отца и уйти в монашки…

– Не просто сильный, скорее, стальной характер, который и позволил осуществить все те преобразования, за которые мы сегодня ее почитаем. Она, несомненно, обладала даром убеждения – сподвигла и младшую сестру принять монашеский постриг. Хотя у семьи именно на младшую дочь оставались надежды на будущее замужество. Позже, когда брат Евфросинии со своими двумя дочерьми приехал прощаться с ней перед паломничеством на Святую землю, она увидела печать божью на своих племянницах, и после разговора с ними постригла их в монашки. Брат узнал об этом, как и их отец, только по факту, когда дороги назад уже не было.


Икона с Евфросинией Полоцкой

Известно, что княжеская дочка Предслава к 12 годам получила хорошее образование, владела языками, могла переводить. Поэтому после принятия монашеского сана Евфросиния стала переписывать книги.

Она попросила у епископа Илии выделить ей место в Софийском соборе. Возможно, ее тянуло туда, потому что там была самая большая библиотека и потому, что основан собор был ее дедом Всеславом. Но занятие это было очень трудное, посильное только мужчинам. Нужно было сидеть в определенной позе, писать не на столе, а фактически на колене.

И путь от Софийского собора до места, где Спасо-Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был только посох и хлеб.

Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение, – рассказывает историк. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.

Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.


Спасо-Преображенская церковь была построена при жизни Евфросинии и сохранилась до наших дней

– Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла влиять даже на политику?

– Да, несмотря на то, что она была монахиней, которую светская жизнь не должна касаться. Но были времена, когда в Полоцком княжестве не оставалось преемников во власти – в 1129 году родители Евфросинии, ее семья была выслана из Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством.

Как писалось в «Житии», своим авторитетом она могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты. Печати, которые находят на территории Спасского монастыря, говорят о том, что Евфросиния играла роль в политической жизни. Вполне возможно, именно она поддержала своего брата Василько, который взошел на престол.

Для XII века это исключительный момент. Найти в истории той эпохи такие же примеры крайне сложно. Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря – мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо-Преображенская.– Ред.), по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы. – Ред.), а также создан знаменитый шестиконечный крест…


Реставраторы раскрыли фрески, которые были сделаны в XII веке

XII век

Век феодальной раздробленности. Полоцкое княжество разделено
на Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское.

1101-1128 княжение Рогволода-Бориса — последнее долгое княжение Полоцкого князя.
В его княжение были ограничены права князя в Полоцке, усилилось городское самоуправление.
Рогволод-Борис был последним князем, запомнившимся догим (27 лет) правлением.
К концу XII века форму правления в Полоцком княжестве «Хроника Литовская и Жмойтская»
характеризует как «свободность полоцкую або Венецию».

В XII веке продолжилась вражда с Ярославичами — в разгоревшейся войне сын Бориса, Рогволод-Василий вместе с другими полоцкими князьями
был пленен и выслан в Византию. Через 10 лет они возвратились, но к этому времени князей в полоцких землях выбирало вече.
Подробно свидетельства и причины высыки князей рассмотрены в
работе А. В. Рукавишникова (МГУ им Ломоносова).

Крещение языческих капищь и первые христианские святые — Ефросиния Полоцкая
и Кирилл Туровский.

Язычество и христианство

К XII веку на территории Беларуси христианство не было доминирующей религией, скорее было довольно локальным.

В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде.
Уже третье поколение Киевских и Новгородских князей причислено к лику святых —
св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава
(всего около 20 человек, не считая схимников и монахов).

Однако два Полоцких князя (Брячеслав и Всеслав), правившие весь XI век запомнились иначе —
Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования»,
а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.
Единственным человеком, которого в Полоцких землях современники считали святым, был
Торвальд Кодранссон, креститель Полоцка.

Так начинала складываться богатая палитра религий на белорусских землях.

1101-1128 князь Рогволод-Борис и Двинские камни

Одним из значимых культовых артефактов, оставшихся от XII века являются
Двинские (Борисовы) камни — огромные валуны с выбитыми на них христианскими символами.
Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей
определяет назначение Двинских камней.

Двинские (Борисовы) камни связывают с именами первых князей Полоцких и Друцких, носивших по два имени (языческое и христианское) —
Рогволода-Бориса (1040-1128, сын Всеслава «Чародея») и его сына Рогволода-Василия. С именем Рогволода-Бориса также связан город Борисов —
«ходил он на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя…»

Однако, в связи с раздробленностью Полоцкого княжества на уделы, «крестовый поход» на язычество затронул только саму Полоцкую землю (Витебская обл.).

В XII веке в Турово-Пинском княжестве писал свои труды Кирилл Туровский (1130-1182) — богослов, писатель и проповедник.
Одно из ярких имен XII века — внучка Всеслава «Чародея», св. Ефросиния Полоцкая (1101-1167) — монахиня и просветительница,
легендарная переписчица Полоцкой летописи, основательница иконописных и ювелирных мастерских. Церковное почитание ее на землях от Полоцка до Киева
началось еще в XII веке — существовали церковная служба и «Житие» преподобной Евфросинии.

[ Московская церковь до XIX века не имела к ней отношения — Макарьевские соборы XVI в., канонизировавшией русских святых, не считали ее таковой.
И хотя ее имя упоминается в «Степенной книге царского родословия» (написанной при Иване Грозном, временно захватившем Полоцк),
первая русская служба преподобной Ефросинии была составлена в 1893 году.
Поэтому довольно странно читать на православных порталах о том, что
«преподобная мати Евфросиния как воин Христов на страже охраняет крайний ЗАПАДНЫЙ рубеж РУССКОЙ земли». Полоцк, в общем-то, находится на ВОСТОКЕ
земли, которая называется БЕЛАРУСЬ.

]

XII век

Князь Рогволод-Борис (1101-1028)
г. Борисов 1102

Двинские (Борисовы) камни, XII в

«Языческое наследие»

История возникновения Спасо-Ефросиниевского монастыря в Полоцке.

Спасо-Евфросиниевский храм является очень ценной постройкой для Беларуси, так как он единственный среди полоцких древних монастырей, который сохранился до нашего времени. Он является самым крупным центром православия на всей территории страны.

Монастырь был основан в 1125 году княжной Евфросинией, в честь которой и получил свое современное название. Изначально храм представлял собой небольшую постройку из дерева. Но с течением времени количество молодых монахинь росло, и этой деревянной постройки стало мало. Появилась острая необходимость возвести новый монастырь большего размера. Появившееся в результате здание было построено из камня ровно за 30 недель благодаря зодчему Иоанну.

На протяжении 45 лет Ефросиния жила при монастыре. За этот период храм стал основным местом просвещения земли Полоцкой. В те времена была очень большая библиотека при монастыре и активно работала мастерская по написанию икон, а также небольшая приходская школа.

Особенности монастыря в Полоцке.

Сегодня Спасо-Евфросиниевский храм всем известен как наиболее хорошо сохранившийся среди прочих архитектурных памятников Полоцка. С момента существования монастыря очень часто менялись его владельцы, он то и дело переходил из одних рук в другие, и только в первой половине XIX века его вернули православным. После этого для храма наступил новый период активного развития. Здание полностью отреставрировали, а женское духовное училище при монастыре снова возобновило свою работу. В это же время в стены монастыря вернулся Крест Ефросинии, который в свое время она пожертвовала храму.

Печальные времена пришли на смену активной деятельности храма в послереволюционный период. Уже в 1921 году женский монастырь Ефросинии закрыли и реквизировали Крест. Даже мощи святой были вскрыты, их отправили в Москву на атеистическую выставку.

В 1943 году мощи святой были возращены в стены храма, и монастырь продолжил свою активную работу вплоть до 1960 года. После чего церковь снова закрыли. Двери для своих прихожан храм открыл только в 1989 году.

Крест, который так был дорог и ценен для Спасо-Евфросиниевского храма, так и не нашли до наших дней. Последнее упоминание о нем прослеживалось в годы Отечественной войны. К концу XX века была изготовлена точная копия Креста Евфросинии одним из опытных брестских ювелиров. Это изделие подарили монастырю, и мы можем увидеть его в стенах храма и сегодня.

XIX век. Курс на православие

В конце XVIII века Полоцк вошел в состав Российской империи. При новой власти первый каменный собор появился уже в православном монастыре – Богоявленском. Кстати, именно здесь веком раньше преподавал знаменитый белорусский просветитель Симеон Полоцкий.

Буквально через год в городе появилась еще одна каменная православная церковь – Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

А что же католические и униатские храмы? До восстания 1830-1831 гг. империя относилась к ним достаточно спокойно, а вот после…

Первым делом православной церкви отошли собор Святого Стефана и Францисканский костел. Последний в 1861-м году пострадал от пожара, никем не чинился и, по одной из версий, был продан частному лицу на кирпич.

Когда в 1839-м году уния была упразднена, православная церковь получила и остальные храмы города.

Еще одна каменная православная церковь появились в XIX веке на территории Спасо-Ефросиньевского монастыря – Кресто-Воздвиженская. Этот массивный собор в неовизантийском стиле был возведен в 1897-м году.

Также в конце XIX века для лютеран, которых в Полоцке было 850 человек, построили кирпичную кирху. Храм в неоготическом стиле появился в 1888 году и уцелел до сих пор. Сегодня в этом здании работает краеведческий музей.

История

Основан святой княгиней Евфросинией Полоцкой в 1125 году, когда она поселилась возле Преображенского храма в Сельце. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная Евдокия (в миру Гордислава) и двоюродная Евпраксия (в миру Звенислава) — единственная дочь полоцкого князя Бориса Всеславича.

В 1161 году усердием св. преподобной Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский храм — наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества. Его строителем был зодчий Иоанн.

В этот храм преподобная Евфросиния в 1161 году пожертвовала золочёный напрестольный крест (Крест Евфросинии Полоцкой) с частицами мощей многих святых и Животворящего Креста Христова. Крест был вырезан местным мастером-ювелиром Лазарем Богшей.

В XIII веке крест был вывезен из Полоцка, однако снова возвращён в монастырь Иваном Грозным в 1563 году после успешной осады города.

В 1580 году монастырь после взятия Полоцка Стефаном Баторием был отдан иезуитам. В 1654 году возвращен в православие. В 1667 году снова попал в руки иезуитов, в ведении которых оставался до 1820 года.

Звонница Спасо-Евфросиниевского монастыря

В 1820 год иезуиты были изгнаны из Полоцка, монастырь перешел в казну. В 1832 году монастырь был передан духовному ведомству и в 1840 году восстановлен. В 1841 году в Спасо-Преображенский собор был снова возвращён Крест Евфросинии Полоцкой.

В 1840-х годах древняя обитель была причислена к разряду первоклассных. В стенах монастыря разместилось Спасо-Евфросиниевское женское духовное училище. В 1847 году при игуменье Клавдии (Щепановской) была построена Евфросиниевская трапезная церковь. Согласно новым сведениям, тёплый храм Преподобной Евфросинии (Евфросиниевская трапезная церковь) был заложен 5 июня (23 мая) 1858 года.

Насельницы монастыря приняли под управление Свято-Успенский Тадулинский монастырь после того, как он в 1888 году был преобразован в женский.

В 1897 году при игуменье Евгении (Говорович) возведён монументальный пятиглавый Крестовоздвиженский собор, построенный по проекту архитектора В. Ф. Коршикова в неовизантийском стиле.

В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован и в 1928 году перевезен в Минск, в  — в Могилёв. В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector