Владимирская икона божией матери
Содержание:
- Почему ее называют покровительницей русского народа?
- Сотворенные чудеса
- История Владимирской иконы
- Значение Владимирской иконы
- Иконография образа
- Оригинал
- Значение Владимирской иконы Божией Матери и в чем она помогает
- История святого образа
- Владимирская икона Божией Матери. История почитания
- Чудеса Владимирской иконы
- Молитва иконе Богоматери Владимирской
- Иконография и стиль
- Значение Владимирской иконы Божией Матери и в чем она помогает
- Свидетельства из летописей
Почему ее называют покровительницей русского народа?
В Москве икона оказалась в 1395 году. Предшествовало этому событию нашествие хана Тимерлана со своей ордой на Елец, после которого он направился осаждать Москву. Тогда правил князь Василий Дмитриевич, который поспешил написать митрополиту Московскому о том, чтобы проводимый Успенский пост был соблюдаем для избавления от Тимерлана. Тогда во Владимире проходила Литургия, посвященная Пресвятой Богородице, а после нее духовенство решило перенести икону в Москву. Она «направилась» туда крестным ходом. Ее провожало множество народа, молясь о спасении русской земли.
Примечательно то, что Тимерлан, подойдя к Москве, решил устроить привал, а ночью ему приснился сон, в котором он увидел святителей с золотыми жезлами, сходящими с великой горы, а над ними Жену, говорящую ему навсегда оставить русскую землю. Проснувшись, хан спросил у своих волхвов о значении сна и понял, что не увенчается его набег победой и удалился на свою родину. Так Богоматерь спасла Москву и весь ее народ от язычника. В честь такого чудного избавления на Кучковом поле был построен Сретенский монастырь. Событие это празднуется до сих пор 8 сентября каждого года.
Это интересно: Донская икона Божией Матери — описываем по порядку
Сотворенные чудеса
Владимирская икона быстро прославилась на Руси, как чудотворная.
- Жена священнослужителя, будучи беременной, молилась у образа Девы Марии. Она просила защиты ей и ребенку, женского счастья, здоровья. Как-то раз в конюшне взбесилась лошадь. Она металась, крушила все вокруг, кидалась на всех людей. Только чудом от неё убереглась женщина, находившаяся там.
- Мария, одна из настоятельниц монастыря, была помилована — Божья Матерь избавила её от слепоты. Женщина, читая молитву, омыла глаза водой от иконы.
- Однажды упали Золотые ворота башни, которая контролировала въезд. Под ними оказалось 12 человек. Пока собирали людей, готовились поднять конструкцию, князь Андрей Боголюбский усердно читал молитву. В итоге ни один из людей не пострадал. Они даже не получили серьезных увечий.
- Некая Ефимия страдала от болезни сердца. Узнав о чудотворной иконе, она послала во Владимир священника с богатыми дарами (золотом, украшениями, драгоценностями). Из монастыря ей передали воду, омывавшую святыню. После того как женщина выпила её, прочла молитву, болезнь отступила и больше никогда не возвращалась.
История Владимирской иконы
В легенде говорится, что данная икона была написана евангелистом Лукой, в качестве основы была использована крышка обеденного стола. За ним принимали пищу Пречистая Матерь и Иосиф Обручник. И когда Божья Матерь увидела образ, она стала очень радостной и сказала следующие слова: «Отныне ублажат Мя вси роди».
Изначально икона была в Иерусалиме, позже она переехала из этого города в Константинополь, длительное время она находилась там. Затем, Юрий Долгорукий получил эту икону в подарок от одного влиятельного патриарха.
В городе Вышгород (недалеко от Киева) совершенно недавно был построен монастырь, туда и поставили образ. Практически сразу же, икона начала прославляться разного рода чудотворными деяниями. Сын Юрия Долгорукого очень сильно возжелал иметь у себя такую икону и привез ее в город Владимир, там она обрела новый дом. Именно с тех пор она и получила название – Владимирская.
Эта икона очень часто спасала солдат, которые отправлялись на войну. В битве против волжских болгар икона Богометери помогла князю одержать нелегкую победу в бою.
Тридцатью годами позже был страшный пожар, тогда собор, в котором находилась икона, сгорел, но она сохранилась совершенно невредимой. В 1237 году на город Владимир напал Батый и полностью разорил его, но и на этот раз иконе удалось уцелеть.
Когда святыня попала в Москву и ее внесли в собор, начали происходить невероятные вещи. Как гласит летопись, завоеватель просто находился на одном месте несколько недель, он не шел в наступление, но и не отступал. Но внезапно его окутал страх, он повернул назад и покинул московские пределы.
Немного позже, когда в Москве даже не ожидали нашествия, внезапно перед стенами города появилась огромнейшая армия захватчиков. Тогдашний князь понял, что ему не хватит времени и навыков собрать достойное войско, чтобы противостоять чужеземцам и просто покинул столицу вместе с семьей. Владимир Храбрый, которому внезапно пришлось управлять Москвой, был опытным полководцем и собрал большую армию, да такую, что орда не решилась на штурм Москвы. Однако они начали грабить соседние города.
В это время все православные люди молились перед Владимирской иконой, призывая Богоматерь помочь своему народу. И вновь мольбы были услышаны, Едигей (предводитель Орды) получил известия о перевороте и был вынужден покинуть русскую землю. Так Богородица еще раз спасла свой народ от врагов.
Значение Владимирской иконы
Мольбы перед этой иконой способны защитить людей от напастей, к ней обращаются за помощью в самых разных ситуациях. В жизни человека бывают очень сложные периоды и тогда они прибегают к молитвам. Каждый верующий, который искренне просит помощи высших сил, получает ее. Владимирская Богоматерь является защитницей и охраняет дома от напастей, помогает в разных житейских ситуациях.
Каждый православный человек, просто обязан иметь у себя дома этот образ. О значении и чудотворности иконы написано много разных историй, чудеса случались сотни лет назад, так же случаются и в нынешнее время.
Иконография образа
Владимирский лик Богородицы относится к типу «Умиление» – по-гречески – Елеуса (милостивая).
Это самый лирический из всех видов иконографий Богородицы. На иконе Божия Матерь умиленно наклонена к Сыну. Она просит у Него милости для всего человечества. Голова Марии склонена ко Христу, а Он обнимает Ее. Нимбы Царицы Небесной и Богомладенца соприкасаются, так выражено соединение земного и небесного. Три звезды на мафории Марии символизируют Святую Троицу. У данного образа есть характерная особенность, отличающая ее от других икон типа «Умиление» – изображение обнаженной пяточки левой ножки Богомладенца. Это очень трогательное написание Матери и Младенца. Богородица предстает как символ человеческой души, стремящейся к близкому общению с Богом. Взор Пресвятой Богородицы и милостивый, и всепрощающий, и сострадательный, и страдающий. По предсказанию Симеона Богоприимца, Ей известно, какая печаль ожидает впереди. Но Царица Небесная является Матерью всего человечества, и этот взгляд полон любви ко всем людям.
Однако, стилистический анализ показывает, что написание святыни скорее можно отнести к 11 веку, когда уже сложились каноны иконописи, так как ранее этого времени иконы были другими. Но художник, вернее всего, был глубоко верующим и богоизбранным, потому что без помощи Божией благодати написать такое изображение Богородицы было невозможно. Иконописец создал образ неземной красоты.
Есть еще одна творящая чудеса икона Богоматери – Оранская. Она является списком с Владимирской. Появилась в 17 веке по заказу нижегородского жителя Петра Гладкова, который очень полюбил это изображение Божией Матери. Но икона имеет и некоторые отличия – в написании Лика Богородицы и в отображении Московских святых, предстоящих внизу иконы. Четверо святых на иконе носят имена заказчика Петра и его сыновей Алексея, Михаила и Ивана. Гладков построил церковь в Новгороде, куда поместил эту икону.
Оригинал
Жизненный путь
По сказанию XV века, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:
Появление на Руси
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1130 года) как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс ее сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, поместив её в Успенском соборе города. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.
Переезд в Москву
«Сретение Владимирской иконы». XV век
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. Икона стояла по левую сторону от царских врат иконостаса. В 1918 году была взята для реставрации. В 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243).
Почитание
По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи.
Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов: запечатанные имена избираемых (жребии) клались в её киот, после молебна вынимался один из жребиев, который распечатывался царём и имя избранного оглашалось народу.
В ноябре 1917 года во время выбора патриарха в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора Кремля, был поставлен запечатанный ковчег с тремя записками (жребиями) с именами архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем митрополита Тихона, который стал Московским патриархом.
Чудеса
В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в её честь:
С Владимирской иконой также связывают избавление Москвы от ордынского эмира Едигея в 1408 году.
Местонахождение
С сентября 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в конце XIV – начале XV века, в первой трети XV века и в 1657 году, экспонируются в Оружейной палате.
-
Первоначальный размер (75×55 см) без нарощенных полей
-
Фрагмент
-
Фрагмент
«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»
Это интересно: Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы
Значение Владимирской иконы Божией Матери и в чем она помогает
Велико значение молитвы перед каждым из чтимых образов Пречистой Девы Марии, нашей Покровительницы и Заступницы перед Господом, что способна защитить всех нас, и наши души от напасти. Человечеству явилось много Ее чудотворных образов, а истории их обретения указывают на то, что в разных жизненных ситуациях мы можем обращаться к разным Ее ипостасям.
Божья Матерь Владимирская помогает каждому верующему, обращенному к Ней с искренней молитвой. Она заступница и защитница, оберегает обитель и помогает во многих житейских нуждах. Каждый праведный христианин просто обязательно должен иметь в своем доме этот чудотворный образ. А об истории и значении иконы для народа русского записано много историй, которые случались в ревности и происходят до сих пор.
- Кроме троекратного спасения русских земель от нашествия вражеского ига, Пресвятая Богородица не один раз проявляла волю Свою через образ Свой. Так, например, где должен был остаться лик Ее (во Владимире) – было видение во время молитвы князю Андрею Боголюбскому.
- А еще в Вышгороде, в храме происходило самовольное перемещение иконы. Трижды она оказывалась в разных частях Божьей обители. В итоге Боголюбский после молитвы забрал в Ростовскую землю ее.
- После, было засвидетельствовано множество чудесных исцелений прихожан. Вода, омывшая святыню, помогала в излечение недугов телесных. Особенно часто исцелялись болезни глаз и сердца.
- Жена священнослужителя Микулы, будучи в ожидании ребенка, произнеся молитву образу Владимирскому, чудом спаслась от взбесившейся лошади.
- Настоятельница монастыря Мария исцелилась от слепоты. Ее брат попросил воды от святого лика, игуменья с молитвой выпила ее, и умыла глаза, и вскоре прозрела.
- Случилось однажды, что во Владимире упали Золотые ворота проездной башни, и оказались под ними двенадцать человек. Стал молиться тогда князь Андрей перед образом Пречистой Богородицы, и все двенадцать человек спаслись чудом, и даже без телесных увечий.
- Омовением водой от святого лика Девы Марии был спасен от чародейства младенец.
- Некая Ефимия семь лет страдала сердечным недугом. Узнав о чудесах исцеления от образа Богородицы, она послала со священником Лазарем множество украшений золотых в храм к иконе. А после, тот привез ей святую воду, выпивши которую, и помолившись, женщина исцелилась.
И таковых чудесных явлений было великое множество. Они связаны не только с оригиналом образа Пречистой Заступницы, а и с Ее многочисленными списками и молитвами к Ней.
История святого образа
Считается, что Владимирская богородичная икона была написана во времена жития Пресвятой Девы Марии. Вышла она из-под кисти одного из авторов Евангелия – Луки, бывшего прекрасным художником. Предание гласит, что евангелист нарисовал полотно на кусочке деревянного стола, за которым трапезничал Иисус со Своей Матерью и Иосифом Обручником.
Спустя пять веков после написания образ попал в Византию, а еще через семьсот лет был отправлен на русскую землю в дар великому князю Киевскому Мстиславу. Первой обителью святыни стал Вышгородский Богородичный женский монастырь, однако вскоре ее перевезли во Владимир-на-Клязьме, украсив святым ликом недавно воздвигнутый Успенский собор. С тех пор икона Божьей Матери приобрела еще одно название – Владимирская.
Икона Владимирской Божьей Матери
Конец XIV века ознаменовался для Руси набегами монголо-татар. Когда к столице подступил хан Тамерлан, великий князь Василий Дмитриевич велел привезти из Владимира чудотворную икону. Все десять дней, пока образ несли крестным ходом, жители сел, расположенных по пути следования святыни, сходились к ней, чтобы вознести молитву. 8 сентября 1395 года, когда она прибыла в Москву, Тамерлану явилась сияющая золотом Богоматерь, приказав убираться с русской земли. Будучи суеверным, хан прислушался к своему видению и вместе с многочисленным войском отправился домой.
До 1480 года святой лик путешествовал между Кремлевским Успенским собором и Владимиром, пока не произошло второе сретение иконы в столицу. Когда после революции 1917 года к власти пришли большевики, храм закрыли, а чудотворный образ передали на хранение Государственному историческому музею. Позже православная реликвия попала в Третьяковку, а с осени 1999 года находилась в Толмачевском соборе Св. Николая. Оклад, выполненный из чистого золота и инкрустированный драгоценными камнями, сегодня хранится в Московской Оружейной Палате.
Владимирская икона Божией Матери. История почитания
Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают три раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).
Празднование 3 июня установлено в 1521 году в честь избавления Москвы от нашествия казанского хана Махмет-Гирея. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились перед ликом Владимирской иконы Божией Матери. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.
В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую икону. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые. Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.
6 июля празднование Сретению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской установлено в память избавления Руси от монголо-татарского ига в 1480 году. Об этом знаменательном событии русской истории подробно говорится в летописной «Повести о стоянии на Угре». После одержанной победы Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.
Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат отправился в поход на Русь, отказавшуюся с 1476 года платить дань татарам. Продвигаясь вперед к Москве, он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынской коннице удалось форсировать реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам все броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. В это время вся Русь возносила молитвы к Пресвятой Богородице, особенно усердно перед Владимирской Ее иконой, которая уже не раз являла свою чудодейственную помощь, спасая страну от погибели.
В ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, и хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, вдруг сильно испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены лишь небольшие русские силы, но они окончательно изгнали неприятеля с родной земли. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.
8 сентября праздник установлен «избавления ради от нашествия безбожных агарян, поганаго царя Темир-Аскака». В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля. Было это 26 августа (ст. ст.). «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».
И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее. Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.
Чудеса Владимирской иконы
Церковные книги и исторические летописи сохранили в себе массу записей, подтверждающих божественную силу святого лика. Так, Владимирская икона во второй раз спасла Москву от нашествия хана Ахмата. Его войско остановилось у реки Угра, дожидаясь зимы, чтобы затем по льду подступить к городу.
Все это время русичи наблюдали за ордой из Кременца, просчитывая, как лучше защитить столицу от недругов. Когда вода начала замерзать, царь Иоанн III велел отвести войска к Боровску и готовиться к атаке. Однако внезапно золотоордынцы стали спешно покидать свой лагерь, а вскоре полностью убрались восвояси. Приписывают это чудесное спасение богородичному образу, находившемуся в Успенском храме, которому на протяжении всей осады молились жители столицы.
Третий раз Владимирская икона спасла Русь в 1521 году, когда столицу решил взять хан Мехмед Герай. Его войска одолели Оку и обосновались вокруг города. Люди, запертые за московскими стенами, сутки напролет молили Заступницу Небесную о помощи, помня Ее прежнюю милость.
Однажды монахине из Вознесенской обители приснился сон. Она видела священную процессию, шедшую к Спасским воротам и несущую перед собой чудотворный образ. Путь ей преградил Сергий Радонежский вместе с Варлаамом Хутынским. Преподобные отцы, упав на колени, просили не лишать их святыни, а потом совершили божественный молебен. После этого шествие повернуло обратно, тем самым вернув богородичный лик Кремлю. Вскоре Мехмед Герай ушел из русских земель, так и не взяв Москву.
Молитва иконе Богоматери Владимирской
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
______________________________________________________________________
Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, которое проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…».
Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.
Там же, с. 137. Кроме того Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г .
Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» …
. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля,и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках..
Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.
Там же, с. 407-408.
Иконография и стиль
Святой лик из Владимира выполнен в иконографическом стиле Элеуса (Умиление). Божья Матерь изображена по пояс, на левой руке Ее восседает Младенец Иисус. Христос прижимается щечкой к лицу Матери, ручками обвивает шею Родительницы, а взгляд Его полон обожания и милости. Приснодева облачена в красные одежды, голова Ее склонена к Сыну, глаза отражают всю скорбь о человечестве. Божественная Пара, над которой сияют золотые нимбы, олицетворяет единство физической и духовной природы, безграничную любовь Господа ко всему живому.
Святой лик из Владимира выполнен в иконографическом стиле Элеуса
На обратной стороне полотна изображен престол, на котором лежит терновый венок и гвозди, предназначенные для Распятия. За ним мы можем увидеть Крест, а также копье с губкой. Такая жертвенная символика рассказывает нам о страданиях Иисуса, которые Он принял ради рода людского.
Отличить Владимирский образ от других богородичных ликов можно по левой ступне Христа, которая повернута пяточкой к богомольцам.
Значение Владимирской иконы Божией Матери и в чем она помогает
Велико значение молитвы перед каждым из чтимых образов Пречистой Девы Марии, нашей Покровительницы и Заступницы перед Господом, что способна защитить всех нас, и наши души от напасти. Человечеству явилось много Ее чудотворных образов, а истории их обретения указывают на то, что в разных жизненных ситуациях мы можем обращаться к разным Ее ипостасям.
Божья Матерь Владимирская помогает каждому верующему, обращенному к Ней с искренней молитвой. Она заступница и защитница, оберегает обитель и помогает во многих житейских нуждах. Каждый праведный христианин просто обязательно должен иметь в своем доме этот чудотворный образ. А об истории и значении иконы для народа русского записано много историй, которые случались в ревности и происходят до сих пор.
- Кроме троекратного спасения русских земель от нашествия вражеского ига, Пресвятая Богородица не один раз проявляла волю Свою через образ Свой. Так, например, где должен был остаться лик Ее (во Владимире) – было видение во время молитвы князю Андрею Боголюбскому.
- А еще в Вышгороде, в храме происходило самовольное перемещение иконы. Трижды она оказывалась в разных частях Божьей обители. В итоге Боголюбский после молитвы забрал в Ростовскую землю ее.
- После, было засвидетельствовано множество чудесных исцелений прихожан. Вода, омывшая святыню, помогала в излечение недугов телесных. Особенно часто исцелялись болезни глаз и сердца.
- Жена священнослужителя Микулы, будучи в ожидании ребенка, произнеся молитву образу Владимирскому, чудом спаслась от взбесившейся лошади.
- Настоятельница монастыря Мария исцелилась от слепоты. Ее брат попросил воды от святого лика, игуменья с молитвой выпила ее, и умыла глаза, и вскоре прозрела.
- Случилось однажды, что во Владимире упали Золотые ворота проездной башни, и оказались под ними двенадцать человек. Стал молиться тогда князь Андрей перед образом Пречистой Богородицы, и все двенадцать человек спаслись чудом, и даже без телесных увечий.
- Омовением водой от святого лика Девы Марии был спасен от чародейства младенец.
- Некая Ефимия семь лет страдала сердечным недугом. Узнав о чудесах исцеления от образа Богородицы, она послала со священником Лазарем множество украшений золотых в храм к иконе. А после, тот привез ей святую воду, выпивши которую, и помолившись, женщина исцелилась.
Лучшая статья для Вас, переходите: Святитель Григорий Богослов
И таковых чудесных явлений было великое множество. Они связаны не только с оригиналом образа Пречистой Заступницы, а и с Ее многочисленными списками и молитвами к Ней.
Свидетельства из летописей
Владимирская икона довольно часто упоминалась в летописях. Свидетельства об этом образе мы находим в «Лаврентьевской летописи», в «Степенной книге» и других исторических источниках.
В некоторых старинных рукописях есть рассказ о походе святого князя на волжских булгар. Он называется: «Слово о милости Божией великого князя Андрея Боголюбского», в котором он рассказывает, что в походе всегда имел при себе двустороннее изображение Спаса Нерукотворного и Владимирскую икону. Совершал перед сражением молебны, призывая помощь Божию: «И я грешный, имею в Тебе помощь и покров». В этом же документе князь описывает сияние, которое произошло от креста.
Перед чудотворным ликом молился царь Иоанн Грозный накануне боевых сражений, а возвращаясь, служил перед ней благодарственные молебны. Царь Федор Иоаннович поклонялся Святыне и благодарил Небесную Покровительницу за содействие в победе над врагами.
С 16 века древняя икона постоянно находилась в Москве. Избрание глав русского духовенства происходило обязательно при участии главной святыни. В 1917 году, после почти трехсотлетнего перерыва, избирался патриарх. В храм Христа Спасителя был передан чудотворный образ. Перед ним совершили молебен и положили имена кандидатов в патриархи. После молебна узнали имя нового патриарха – Тихон. Все, что касается Божией премудрости, содержит в себе тайну. Летописи и другие источники во многом разнятся. Но, несомненно, правда, что эта икона имеет чудодейственную силу и творит чудеса.