Икона божией матери

Содержание:

Наиболее известные иконы Богородицы с названиями

В Афонских монастырях находится множество чудотворных икон Божией Матери. Они почитаются далеко за пределами Удела Богородицы. В монастыре Дохиар хранится образ Богоматери «Скоропослушница», почитаемого с 17 века. Нерадивый монах Нил, проходя мимо этой иконы, горящей лучиной коптил лик Пресвятой Богородицы. Когда в наказание он ослеп, то только после горячей молитвы к Божией Матери получил исцеление. Само название иконы «Скоропослушница» свидетельствует о скорой помощи Богоматери верующим.

Особым почитанием пользуется Иверская икона Божией Матери, называемая «Вратарница». В 9 веке она приплыла по морю к берегам горы Афон. С этим образом связана неоднократная помощь в защите Иверского монастыря от вражеского нападения. Существует предание, что в последние времена Иверская икона покинет Святую гору Афон. Это будет указанием для монахов оставить это место.

Икона «Взыскание погибших» связана с рассказом «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (6 век). Получив прощение тяжких грехов после молитвы у этого образа Богоматери, Феофил именовал Ее «Взыскание погибших». Существует немало сведений о помощи Божией Матери через этот чудотворный образ. Так, в 17 веке в Калужской губернии после молебна остановилась эпидемия холеры.

В 14 веке в Афонской обители Хиландар появилась икона «Троеручица». Сербские христиане, опасаясь осквернения образа при турецком нападении, привязали икону к спине осла. Животное самостоятельно пришло к воротам монастыря. В нижней части образа изображена человеческая рука (третья), не принадлежащая Богородице. Это был дар советника правителя Дамаска (Сирия). Советнику по ложному обвинению отсекли кисть руки. После молитвы перед образом Богоматери рука срослась. Икона «Троеручица» не раз спасала монастырь Хиландар от лесных пожаров (1945, 1947).

В 16 веке в монастырь Симонапетра (Афон) была принесена икона Божией Матери «Всецарица». Ее название свидетельствует о молитвенной силе Богородицы, исходящей от Её особой близости к Сыну и распространяющейся на всех христиан. По молитвам перед этим образом верующие получают исцеление при онкологических заболеваниях.

Царица Небесная — заступница и помощница

Богородица – наиболее чтимый святой образ после Господа Иисуса Христа. Специалисты говорят, что иконописцы написали более 700 икон.

История написания лика Богородицы начинается с VIII века. Автором первого изображения считается евангелист Лука. Святому Луке принадлежит авторство 10 ликов Матери нашего Спасителя, возможно даже больше.

За время христианства появилось большое количество ликов Богоматери

Важно то, что все они наделены чудодейственной силой, помогают в разных бедах, излечивают от болезней, наставляют на верный путь, возрождают веру в Бога

Первые списки, пришедшие на русскую землю, были написаны в Византии. Извечно русским считается мозаичное произведение иконописи «Богоматерь Оранта». Какие иконы самые чтимые у народа?

Самые известные иконы Божьей Матери, Великие заступницы России:

  • Владимирская икона Божией Матери;
  • Тихвинская;
  • Иверская;
  • Казанская;
  • Смоленская.

Храмы Богородице в других городах

В Мексике существует еще несколько церквей, посвященных Мадонне. Храм Девы Марии Гваделупской есть в городке Пуэрто-Вальярта, это курорт на востоке страны в бухте Баия-де-Бандерас. Культовое сооружение представляет собой церковь, которую начали строить в 1918 году. Когда-то сверху был ажурный купол, который напоминал застывшее кружево, его поддерживали восемь ангелов. В 1965 году случилось землетрясение в Пуэрто-Рико силой в семь баллов, из-за которого своей ажурной короны лишился и этот город с храмом Девы Марии Гваделупской.

В 1979 году вместо нее хотели возвести крышу из стекловолокна, но этот проект так и не реализовали. Башенный купол высотой в 15,5 метров появился только в 2009 году. Стоит отметить, что интерьер этого храма богато декорирован, в нем много сакральных произведений, в том числе мраморный алтарь.

Еще один храм Девы Марии Гваделупской в Мексике находится в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, который называют «городом церквей». Культовое сооружение, посвященное Богородице, было построено в 1835 году на вершине холма Гваделупе. Отсюда открывается прекрасный вид на город. В пределах этого храма находится статуя Девы Марии Гваделупской, которая была создана в 1850 году.

Интересна история этого сооружения. Построенное на холме, оно со временем оказалось окружено более современными городскими постройками. В 1844 году эта часть Сан-Кристобаль-де-лас-Касас была практически не заселена. Церковь открыта круглый год, но паломники стремятся в ней побывать с 1 по 12 декабря, когда ее украшают особенным образом в честь небесной покровительницы.

Четыре типа образов святой

Существуют четыре основные разновидности изображения Девы Марии.

Первая разновидность иконографии – Знамение или Оранта. Богоматерь здесь представлена молящейся, возносящей руки к небу, на груди – красивый медальон с изображением Христа.

Второй тип – Одигитрия. Дева Мария стоит полубоком, а на одной ее руке восседает младенец Иисус. Обычно Богоматерь изображается по пояс, но есть иконы, которые отличаются оплечной композицией. К этому типу относят большинство старинных образов, приписываемых евангелисту Луке.

Третья разновидность – Умиление. Богоматерь склоняется головой к младенцу, а тот обнимает ее за шею.

Четвертый тип – Акафистный. К нему относят иконы, которые не вошли в первые три типа, в том числе редкие экземпляры, на которых не присутствует младенец Иисус.

Сколько существует икон Божьей Матери

С распространением христианства по миру увеличивалось и количество почитаемых икон Божьей Матери. Каждый из христианских народов привносил в написания иконографических изображений свои особенности. Так Церковь украсилась тысячами разнообразных икон Господа, Богородицы, Святых, Ангелов.

Богородичных икон насчитывается более 700. Некоторые из них прославленные и чудотворны. Некоторые мене известны, но благодатны и почитаемы. Духовная жизнь нашего народа также обогатила христианский мир святыми образами Девы Марии. Не случайно святую Русь именуют уделом Пресвятой Богородицы.

Иконография

Самые ранние иконы до наших дней не дошли. В XIII-XIV в. знаменитый храм на источнике близ Константинополя не раз разрушалсямусульманами, пока не был восстановлен верующими к XVIII в., однако в 1821 г. турки снова разрушили здание.

К настоящему времени есть два типа образов «Живоносного источника»:

  • на одних Пречистая представлена как «Оранта», молящаяся с воздетыми дланями; на ее лоне – Божественный Младенец;
  • есть также иконы, где Богородица держит Христа на руках.

Многие полагают, что первоначально сам водный источник не изображался, так как смысловым центром образа является Сама Богородица. Впоследствии к Ее изображению добавились:

  • чаша источника в виде бассейна или кладезя;
  • предстоящие Ангелы;
  • люди, ожидающие исцеления.

Существует также образ «с чудесами». На небольших «клеймах» на его полях представлены наиболее значимые из них, сохраненные преданиями.

Смысл иконографических символов

Воды, на которых помещено изображение Пречистой, молящейся о людях – древний символ жизни, ее основа. Освященные благословением Богородицы, они дают не просто телесную жизнь, но вечное спасение. Со временем иконописцы по-особому стали осмысливать образ самого источника: форма его стала похожей на потир, чашу Причастия Тела и Крови Того, Кто родился от Девы.

Богословское значение

Таким образом, общий смысл иконы состоит в почитании Богородицы как Источника Жизни, помощницы среди телесных трудов, болезней, Ходатаицы о вечном спасении, «жизни непрестающей». Празднование образу именно в Светлую Пятницу также имеет богословский смысл. Ведь пятница – воспоминание смерти Христовой, через которую «смерть умертвилась».

Церковь так воспевает Родившую Христа, Источник Жизни:

«Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа во веки!»

Где находятся списки с чудотворного образа

С XVII-XVIII вв. в России возникла традиция освящать водные источники в честь иконы. Поэтому количество ее копий уже к XIX в. было достаточно большим. Среди наиболее почитаемых:

  • в Саровской Успенской пустыни; образ принесен основателем обители, иеросхимонахом Иоанном в начале XVIII в.; прп. Серафим Саровский направлял к этой иконе многих из приходивших к нему;
  • в часовне, посвященной иконе, при Соловецком монастыре (1850-е гг.);
  • в Новодевичьем монастыре Смоленской иконы Богородицы г. Москвы.

Храмы и часовни

Кнастоящему времени только в России их известно более 100, а всего по миру – больше 250. Наибольшее количество храмов, часовен иконы – в Москве, Московской области.

В Царицыно

Со 2 пол. XVIII в. село было царской резиденцией, до этого принадлежало ряду именитых аристократов – В.В.Голицыну, М. Кантемиру. При этом деревянная церковь Живоносного Источника существовала здесь по крайней мере с XVIIв. как приходская. С 1722 г. появился каменный храм, который также неоднократно перестраивался владельцами усадьбы. После окончания гонений на веру церковь возвращена прихожанам с 1990 г. Сейчас здесь идут ежедневные богослужения.

Церковь в Бибирево

Это новый храм, строительство которого началось с 2003, а закончилось в 2009 г. Самостоятельный приход существует с 2013 г.

Церковь имеет так называемый «приставной» престол Сретения Владимирской иконы Богородицы – как память о снесенном храме, который был близ нынешнего.

Чудотворные святыни в помощь верующим

Особо чтимые иконы можно найти в каждом храме. Если церковь маленькая и вы не найдете нужной вам святыни, то купите иконку в церковной лавке.

1. «Нечаянная радость»

Молитвы перед святыней «Нечаянная радость» приносят надежду на неожиданное радостное событие, например, на исцеление больных людей, защиту от всяких напастей, свершение больших и малых радостей в жизни.

День почитания святыни — 14 мая.

2. Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»

Эта икона особенно близка сердцу верующих людей. Ведь каждому человеку в жизни приходится сталкиваться с несчастьями, болезнями. Святая Заступница всегда поддержит страждущих, утешит плачущих.

О чем молятся перед святыней? О семейном счастье, избавлении от страхов, тревог, боязни всего опасного и страшного. Молитва наполнит человека такой силой, что он сможет перенести все испытания, победить свои страхи.

День почитания святыни — 6 ноября.

3. Божья Матерь «Скоропослушница»

Это напоминание людям о безграничной любви Всевышнего к каждому человеку. Поэтому перед святым ликом можно молиться о разных нуждах. Главное, молитва должна идти из самого сердца, никому не желая зла.

К лику Богородицы часто обращаются беременные женщины о даровании здорового, умного, крепкого ребенка. К ней обращаются онкологические больные и получают исцеление.

Известны случаи, когда люди получали неожиданную помощь во время стихийных бедствий, войн, других трагических происшествий.

Матери просят наставить их ребенка на праведный путь, если он попал в трудную ситуацию. Высшие силы помогу выбрать верное направление в воспитании и наставлении чада.

Перед началом молитвы надо зажечь свечу, прочитать акафист или молитву. Можно молиться своими словами искренне и с большой верой в получение помощи.

Молитва особенно будет услышана в День празднования святого образа — 22 ноября.

Как правильно молиться образу

Домашний иконостас обычно обустраивают на восточной стене жилища, подальше от бытовых приборов, картин и книг мирского содержания.

Образ Богоматери обычно располагают справа от иконы ее божественного отпрыска, однако если других икон нет, можно расположить его обособленно. Главное, чтобы перед образом было достаточно свободного места для коленопреклонения и молитвы.

Тексты молитв 

Молиться Богородице нужно предельно сосредоточенно и серьезно. Желательно надеть чистую, аккуратную одежду, женщине – повязать платок в знак смирения и уважения перед ликом. Если таковой возможности не имеется, можно молиться и в обычной одежде, в которой вы ходите дома.

Желательно зажечь церковную свечу или лампаду и предварительно прочесть «Отче наш».

Молитва о здоровье и благополучии детей

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва о зачатии чада и благополучном родоразрешении

После молитвы не забудьте поклониться и осенить себя крестным знамением. Если ваши слова шли от души и сердца, Царица Небесная наверняка их услышит!

30.08.21

Икона Богоматери «Троеручица»

В Ионинском монастыре в Киеве находится чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Этот образ был написан в середине ХІХ века по заказу преподобного Ионы и был у него келейным. Икона находилась со старцем Ионой и в Никольском монастыре, и затем в Выдубецком монастыре, а когда был устроен Ионинский, заняла место на правой колонне храма.

Икона Богоматери «Троеручица» – любимый образ преподобного Ионы Киевского

Образ прославился многими случаями и исцелений и чудотворений, его особенно почитал старец Иона.

Вот один из впечатляющих случаев. В 1918 году, когда Киев несколько раз переходил из рук в руки между разными политическими революционными силами, в то время, когда у власти было правительство гетмана Скоропадского, на оружейных складах на Зверинце, расположенных в непосредственной близости от обители, произошел страшный взрыв. Взорвались склады боеприпасов всего Юго-Западного фронта времен Первой мировой войны.

Сейчас уже не установить, была ли то диверсия или просто небрежность хранения смертоносных материалов. Но во время взрыва пострадало множество людей, было разрушено огромное количество домов и строений. И икона «Троеручица» предупреждала киевлян о грядущем трагическом событии. Накануне взрыва во время вечернего богослужения и братия монастыря, и многочисленные прихожане видели икону плачущей. И только на следующий день, после взрыва, люди уразумели, о чем скорбела Пресвятая Богородица.

И сегодня братия монастыря и прихожане надеются, что Божья Матерь, Которая любит всех, Которая молится о тех, кто нуждается в Ее помощи, помилует и Киев, мать городов русских, и Украину, и защитит верных Господу людей от скорбей, постигших народ Украины, и те тяжелейшие испытания, которые выпали на его долю, благополучно прекратятся.

Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» написана в характерном стиле украинской иконописи середины XIX века. Если внимательно ее рассмотреть, увидим, что на полях написаны так называемые клейма с изображениями небесных покровителей преподобного Ионы и его родителей. Они написаны очень тщательно, профессионально и с любовью. Это свидетельствует о том, что икона была написана в одной из монастырских иконописных мастерских Киева. Увидеть икону и приложиться к ней можно на том же самом месте, где сто лет назад ее расположил преподобный Иона.

У «Троеручицы» в Киевском Троицком Ионинском монастыре

Вообще «Троеручица» – одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире чудотворных икон Богоматери типа Одигитрии. Это святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне. Отличается от других подобных икон левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери).

С этим образом связано несколько преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон.

Согласно одному из преданий, благодаря молитве у этого образа исцелил свою руку, отрубленную по навету врагов, защитник иконопочитания и гимнограф Иоанн Дамаскин. В благодарность он принес в дар чудотворной иконе серебряное изваяние исцеленной руки, которое было привешено к иконе, за что она и получила наименование «Троеручица».

Согласно другому преданию, иконописец дважды стирал с нее изображение третьей руки, а оно снова и снова проявлялось на доске. И лишь потом во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству».

Несмотря на противоречия в возникновении образа Богоматери «Троеручицы», смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые Она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».

По молитве перед «Троеручицей» отступает тоска и горестные мысли. Также этот образ Богородицы особенно почитают те, кто занимаются ремеслами.

Явление Покрова Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому

X век был неспокойным временем истории Византийской империи. Государство нередко подвергалось нападениям со стороны варварских народов. Во время одного из таких набегов враги подошли к стенам Константинополя. Все горожане собрались вместе, заполнили христианский храм Пресвятой Богоматери во Влахернах, вознося молитвы к образу Богородицы, слезно просили защитить город от разрушения и поругания.

Среди всех на всенощной коленопреклоненно слезно молился отрок Андрей, который принял аскетический подвиг юродства, терпеливо перенося унижения и насмешки от окружающих. Под конец службы он увидел свечение, в котором явилась Богоматерь, окруженная святыми и ангелами. Пречистая Дева выслушала молитву, затем сняла плат (мафорий) со своей головы и покрыла им всех молящихся, которые были в церкви. Даже не видевшие светлый лик люди в этот момент ощутили необыкновенную радость и благодать. Таким образом, Богородица защитила христиан, скрыла их от вражеских посяганий. Вскоре после чудесного видения неприятельское войско отступило. С того времени Христианская Церковь почитает икону Покрова Пресвятой Богородицы.

Сборник Великие Четьи-Минеи, описывая это событие, не упоминает конкретную дату или какой-либо день недели. Видение снизошло Андрею Юродивому во Влахернском храме при всенощном бдении в четвертом часу. Святая Дева по воздуху прошла через Царские врата. Рядом с ней были Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча. Святые поддерживали Божию Матерь с обеих сторон. Здесь же находились многие другие святые в белых одеждах. Одни шли перед Богородицей, другие следовали за нею. Все пели духовные песнопения. Перед алтарем возле амвона процессия остановилась. Царица Небесная сняла сияющий омофор, протянула руки, раскинув его над молящимися в храме людьми. Затем Великая Заступница со святыми удалилась, оставив людям благодать.

Исследователи не могут точно определить, когда случилось описанное событие. Свидетельство о нем есть в житии Андрея Юродивого. Но его годы жизни установлены предположительно. Одни склоняются к дате 910 год, другие источники указывают на 926.

Интересна версия, почему праздник и иконы Покрова Пресвятой Богородицы имеют большое значение, особенно почитаются жителями России. Некоторые историки считают, что нападавшими на Константинополь были именно русские князья, имена которых Аскольд и Дир. Произошедшее чудо настолько впечатлило их, что они захотели принять истинную христианскую веру.

Классификация

В источниках можно найти разные способы классификации. Но, в большинстве случаев, по назначению выделяют шесть типов:

  • именные иконы, с изображением небесного заступника человека;
  • мерные образа, которые соответствуют росту ребенка, дарятся на крестины;
  • семейные иконы запечатлевают святых, покровительствующих членам фамилии;
  • венчальные образа Иисуса Христа и Богородицы нужны для благословения на брак;
  • праздничные иконы посвящают торжественным датам христианского календаря;
  • обетные образа создают в благодарность Богу, по обещанию.

По технике выделяют два основных направления: это каноничный и академический стиль написания. Для первого характерно строгое следование канону, поэтому велика роль символики, особенностей мимики святых ликов, цветовой гаммы, элементов одежды. Второй стиль отличается более современным прочтением христианских сюжетов, в этом проявилось влияние западноевропейской художественной традиции.

Масштаб изображения может быть оглавным (пишется  только лик), оплечным (например, «Спас Ярое Око»), поясным (изображения Божьей Матери с Младенцем Христом типа Одигитрия), тронным (например, «Святая Троица» Андрея Рублева).

На одном образе может быть запечатлен один сюжет, например, «Крещение Иисуса», или несколько историй, как на житийных иконах с клеммами. К последним, многосюжетным изображениям можно отнести и Иерусалимии, повествующие о святых местах города.

Какие образы Божией Матери относятся к этому типу

Хиландарская икона Божией Матери

К числу образов, относящихся к древнему типу икон, прославленных чудесами благодаря совершению пения Акафиста перед ними, можно отнести:

  • Хиландарскую, находящуюся на Св. горе Афон; по молитве перед образом свт. Савва Сербский, основатель обители, нашел сокровище, позволившее достроить монастырь; в XVII в. икона вставлена в раму, на полях которой – клейма, иллюстрирующие все 12 кондаков и икосов прп. Романа; в 1837 г. перед ней читали Акафист во время пожара и образ остался невредим;
  • Зографскую также со Святой горы; первое чудо произошло от образа во время молебного пения перед ним: на слова монаха «Радуйся!» послышался ясный ответ: «Радуйся и ты, старче Божий!»;
  • Дионисиатскую афонскую; икона написана воскомастикой, известна как мироточивая; по одной из версий современных историков, Константинополь в 626 г. обошли именно с ней, а не с Одигитрией.

Немало чудотворных образов и среди тех, что созданы на слова Акафиста или молитв Владычице:

  • к этому типу принадлежит чудотворная Боголюбская икона Божией Матери: Пречистая изображена без Христа, в молитвенном положении; нередко у ног ее пишется князь Андрей Боголюбский, по видению которого и создан образ;
  • известен келейный образ прп. Серафима Саровского Умиление («Радуйся, Невесто Неневестная»); более того, прославлены и многие ее списки;
  • широко почитаются списки образа «Всех скорбящих Радость»: московский, петербургский и другие;
  • к числу акафистных можно отнести икону «Всецарица», известную помощью при онкологических заболеваниях;
  • образ «Неупиваемая Чаша» известен исцелениями от недуга пьянства;
  • «Неопалимая Купина», по народным представлениям – скорая помощница при пожарах; одна из самых древних таких икон пребывает в Благовещенском соборе Москвы с 1390 г.; по преданию, она написана на камне от скалы близ места, где прор. Моисей видел не сгоравший терновый куст.

Акафистные образы – пример тесного общения Богоматери и верующих сердец. Чудеса, поданные по молитвам перед образом, подвигают людей не только к словесной благодарности. Искусные стремятся запечатлеть слова в зримых образах дорогой им Пречистой. А ответная любовь Богородицы прославляет многие такие иконы чудесами.

Наталья Сазонова

О чем просят перед образом

Филермская икона помогает в следующих просьбах:

  • преодолеть неверие людей;
  • защитить от атеистов, лжепророков и распространителей ложных учений;
  • укрепиться в христианской вере;
  • об исцелении недугов.

Филермская Божия Матерь — заступница в любых жизненных трудностях. Она покровительствует людям, рожденным 25 октября. К образу обращаются за помощью в преодолении препятствий, для укрепления силы духа и защиты от недоброжелателей.

Перед иконой можно молиться о защите близких людей. В старину верующие свидетельствовали о случаях исцеления от слепоты перед Филермским образом. Святыня помогает телесному и духовному прозрению.

Образ как слово

Лишь много позже к ним добавляются образы – как бы иллюстрации к тексту прп. Романа Сладкопевца. Именно они имеют особенности, отличающие их от других икон Пречистой.

Интересный фактСама идея образа-иллюстрации к молитвенному тексту появляется в XII-XIII в., но активно распространяется как среди христиан Запада, так и Востока около XV-XVI вв.

Основной смысл такой иконы – зрительное воплощение того или иного песнопения Акафиста в виде особого изображением Матери Божией. Позже иконы начинают создаваться и на тексты других Богородичных песнопений. Хотя такие образы и именуют «Акафистными», подобное название уже довольно условно.

Икона Божией Матери «Отрада или Утешение»

От Ватопедской чудотворной иконы Божией Матери «Отрада или Утешение» получали исцеления многие люди. Происходят чудеса и сейчас – по молитвам у точных списков этого образа.

История иконы такова: образ Божьей Матери был написан изначально в виде фрески. Существовал обычай, когда монахи, выходившие из собора после молитвы, прикладывались к иконе, после чего игумен вручал ключи от монастыря привратнику, чтобы тот открывал ворота обители.

Однажды игумен услышал от иконы предостережение не открывать ворот, а остаться в монастыре и обороняться от пиратов. Старец посмотрел на икону и увидел, как младенец Иисус простирает руку, чтобы заградить уста Пресвятой Богородицы, но Она, взяв руку Христа, повторила те же слова. Монахи не посмели ослушаться приказа Богородицы, в результате монастырь был спасен от нашествия пиратов.

С тех пор монахи Ватопеда поддерживают неугасимой лампаду перед этой чудотворной иконой. Такой сюжет мы и видим в иконографии образа Пресвятой Богородицы «Отрада или Утешение». Лицо Богоматери исполнено сострадательной любви и материнской нежности, а лик маленького Христа, напротив, суров и грозен.

Многие свидетельствуют, что не могут насмотреться на этот дивный, поистине нерукотворный образ, созданный благодатью Божьей, который дарит умиротворение и покой.

Пресвятую Богородицу просят заступиться перед Господом нашим Иисусом Христом и простить грехи человеческие, спасти от бед. К Ней обращаются, когда безвинно оклеветали, втянули в скандальную ситуацию, просят укрепить дух и волю, помочь справиться с трудностями, пережить и преодолеть кризис.

Икона Божьей Матери «Отрада или Утешение» – список, хранящийся в одноименном женском монастыре

Точная копия Ватопедской чудотворной иконы Божией Матери «Отрада или Утешение», написанная на Афоне, передана в дар одноименному женскому монастырю на Киевщине.

Пресвятая Богородица. Удивительная история

Еще расскажу случай со мною, грешным.

Одно время,—года два тому назад,—мне стало трудно работать с одним сотрудником. И встал вопрос: поступить ли с ним по правде или же терпеть по любви? — Я спросил совета. Ответ был такой: правда должна быть с любовью, а любовь — справедливой.

После этого я кончил свою работу около трех часов ночи и лег спать, и все думал о том же… Я нисколько не спал еще. И вдруг, — было совершенно темно,—около стола я узрел сидящей Пресвятую Богородицу, с нагнутой на правую сторону головой, молчащую, в такой смиреннейшей позе, что ответ мне был ясен: смирение!

Я запросил совета вторично, описав и виденное. И получил ответ: поступать, как подсказывает душа. Так я и сделал. А вскорости после того этот сотрудник вынужден был (обстоятельствами своей жизни, а никак — не мной) подать в отставку.

Вот мой скудный венок на гроб Пречистой «Рабы Господней» (Лк., 38), «Царицы неба и земли», «во успении нас не оставляющей». Аминь.

В памяти Владыки соединились истории двух икон — Ченстоховской и Виленской Остробрамской. Продолжение истории первой таково: она досталась тогдашнему правителю царства Польского Владиславу, князю Опольскому. После того как икона защитила город от татар, Владислав перенес ее из замка на гору Ченстохову, где возник монастырь. Икона хранилась у монахов Паулинского ордена. В 1813 г ., когда Ченстоховскую крепость взяли русские войска, настоятель и братия лавры преподнесли генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр Т украсил икону богатой ризой с драгоценными камнями. Она хранилась в Санкт-Петербургском Казанском соборе, и перед ней горела неугасимая лампада.

Вилейская Остробрамская икона привезена из Крыма, из Херсонеса, великим князем литовским Ольгердом Гедеминовичем (1345—1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, где пострадали от литовских язычников бояре Олысрда: Антоний, Иоанн и Евстафий. С 1431 г . икона находилась в часовне над Острыми Вратами (по-польски Остра Брама). Обе иконы почитаются католиками. Дни празднования их: Ченстоховской — 6 марта, Виленской Остробрамской — 14 апреля (в день памяти мучеников Литовских).— Ред.

  • Пресвятая Богородица, Ширшая Небес
  • Почему нам не помогает Богородица?

https://youtube.com/watch?v=fDoQJ5Hge4Q

О помощи в женитьбе и замужестве

Пожалуй, одной из самых известных икон и праздников в России считается «Покров» Пресвятой Богородицы. Во времена правления Льва Мудрого в Константинополе во Влахернской Церкви на всенощном бдении людям явилась Пресвятая Богородица с омофором (покровом) в руках и множество святых, сопровождавших Ее. Город как раз находился в осаде и после явления войска неприятеля отступили. На Руси праздник Покрова традиционно широко отмечался, так как символизировал осень, время, когда крестьяне завершали полевые работы. На Покров игралось много свадеб.

Верующие издавна прибегают к образу Покрова Пресвятой Богородицы в просьбах об устроении личной жизни, решении финансовых и бытовых проблем, защите от сплетен и ссор, о благополучном путешествии, решении судебных споров и даже в похудении. Память иконы отмечается 14 октября.


Икона Покров Пресвятой Богородицы

В нашей статье представлены лишь несколько икон среди двух с половиной сотен, почитаемых Русской Церковью. Такое количество сюжетов говорит о любви православного народа к Богородице с одной стороны и Ее безотказности в помощи людям – с другой.

Главное – приступать к Матери Божьей с чистым сердцем, искренним желанием получить поддержку и заступление, устремить свое сердце к Святой Деве и иметь намерение жить по-христиански.

Когда началось почитание Пресвятой Богородицы?

Согласно преданию, первую икону Пресвятой Богородицы написал евангелист Лука. Можно сказать, что почитание Богородицы началось сразу же после Ее телесной смерти, об этом свидетельствует торжественное погребение Девы Марии апостолами.

Во время гонений христиане Римской империи вынуждены были совершать богослужения в катакомбах, до наших дней сохранились изображения и фрески Богородицы. К примеру, с сюжетом «Поклонение волхвов». Когда гонения на христиан в Риме закончились, он стал православной империей и византийский культ впоследствии пришел на Русь. Первым храмом официально крещеного государства стала знаменитая Десятинная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. В числе двунадесятых (самых значимых) церковных праздников 4 богородичных:

  • Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября (8 сентября по ст. стилю);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы— 4 декабря (21 ноября по ст. стилю);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы— 7 апреля (25 марта по ст. стилю);
  • Успение Пресвятой Богородицы—  28 августа (15 августа по ст. стилю).

В разных нуждах люди молились перед святым образом Богородицы и всегда получали просимое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector