Троице-одигитриевская зосимова пустынь
Содержание:
История[ | ]
Основание общине положили схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерьми, которые были вынуждены покинуть Николаевский монастырь в Туринске. На новом месте женская монашеская община устроена по благословению митрополита Московского Филарета в 1826 году на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Бахметевой. В 1856 году община была преобразована в монастырь.
Монастырь, продолжавший существовать после 1917 года как трудовая земледельческая артель, был закрыт окончательно в мае 1929 года.
В 1967 году, на территории монастыря действовал пионерлагерь для детей сотрудников Московского метрополитена.
Возрождён как женский в августе 1999 года сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 года Священный синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни как самостоятельного монастыря.
23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных.
21 февраля 2012 года монастырь был переведен в каноническое подчинение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
2 марта 2020 года в собственность храма было передано четыре здания: дом с мезонином, гостиница, дом причта с пристройкой, а также трапезный корпус конца XIX века.
14 августа 2020 года Департамент культурного наследия города Москвы выдал разрешение на реставрацию 4-х объектов культурного наследия регионального значения монастыря: дом причта с пристройкой начала XX века, колокольня 1910-х годов, хозяйственный корпус и дом с мезонином начала ХХ века.
Источник преподобного Зосимы
Всего в двух километрах от монастыря находится старый колодец, вода в котором, по преданию, способна исцелять. Чтобы добраться до него, следует идти по дороге мимо деревни Архангельское. У озера повернуть направо. Далее перейти по мосту на другую сторону, пересечь железнодорожный путь, выйти на асфальтированную дорогу. У входа в лес есть указатель, который ведёт к источнику преподобного Зосимы — второе название колодца с целебной водой. Недалеко от него находится разрушенная часовня.
Возможно, в скором времени и колодец, и некоторые постройки, расположенные на территории монастыря, будут приведены в надлежащее состояние. Хотя сегодня, несмотря на некоторые разрушения, эти места посещают и верующие, и просто любознательные люди, интересующиеся историей православных храмов.
Современное состояние
В 2018 году провели реставрацию четырех объектов, находящихся на территории женской обители. В настоящее время составляют проекты по ремонту других построек, признанных объектами культурного наследия.
Собор Троицы Живоначальной в Зосимовой пустыни
На территории пустыни расположен огород, курятник, коровник, пасека. Восстанавливается изготовление монастырской выпечки и просфор. Монастырь помогает приюту для подростков и детей-инвалидов. В планах открыть воскресную школу.
В монастыре регулярно устраивают лекции, организовывают встречи с интересными людьми. В январе текущего года преподаватель Свято-Тихвинского университета провел занятие по истории церковнославянского языка. Также он прочел на нем Библию.
На заметку! Все мероприятия и встречи абсолютно бесплатны, каждый желающий может бесплатно посетить монастырь. Предстоящие события размещены на официальной странице обители.
В различные году настоятельницами обители были монахини:
- Афанасия;
- Вера;
- Магдалина;
- София;
- Елена.
В настоящее время монастырь находится под руководством сестры Фаины. Интересны жизни двух монахинь — Афанасий. Они управляли пустынью в разные века с интервалом в 50 лет. Первая сестра из-за болезни ног в пожилом возрасте не могла ходить, ее возили на тележке.
Тяжелым ударом для сестры стало убийство царя Александра. Игуменья умерла через неделю после кончины императора. Другая монахиня стала жертвой революции, она претерпела множество гонений.
Зосимова Мужская Пустынь: как возрождается монастырь?
Обычный поселок с необычным названием на границе Московской и Владимирской областей. Арсаки
— говорят, это название поселку было дано в честь некоего японского дипломата, который приезжал туда по каким-то надобностям. А знаменито само место тем, что когда-то старец Зосима (не тот, что в «Братьях Карамазовых» Достоевского, а реальный человек, чьи годы жизни неизвестны, только предположительно год смерти — около 1710) ушел в эти прекрасные среднерусской красотой места вести безмолвную жизнь. Он вырыл здесь колодцы, существующие и по сей день. Он и стал центром притяжения первых паломников.
Свято-Смоленская Зосимова Мужская Пустынь
знавала всякие времена. И расцвет, когда сюда стекались богомольцы и монастырю покровительствовали монархи (особенно, императрица Елизавета Петровна). Здесь хранились свои святыни: часть пояса Богоматери, части мощей св. Георгия Победоносца, крест с кусочком древа Креста Господня (привезенный из Афона в начале XVI века).
Старец этого монастыря Алексий был делегатом Поместного собора, именно он вынул из ковчега жребий с именем Тихона (патриарха Русской Православной Церкви).
Знавала Пустынь и тяжелые времена. Несколько раз упразднялась и разорялась. Была окончательно разграблена и закрыта после революции. На фотографиях можно видеть надпись на церкви: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь под красными знаменами!». А можно увидеть и растущие сквозь крыши храмов березы, прямо на красных кирпичах…
Но самое удивительное не это. Чтобы попасть в монастырь, нужно въехать в воинскую часть. И первый вопрос, который задают часовые при виде машины, это не грозный окрик: «Стой, кто идет?», а «Вы уже получили благословение батюшки Варнавы на посещение монастыря?» И дальше: «Если нет, мы сейчас принесем сотовый, вы позвоните».
Ощущение нереальности происходящего усиливается на территории монастыря. Службы в храмах, монахи и солдаты, тут же обычные жители чудом сохранившегося дома (тоже когда-то принадлежавшего монастырю, затем заселенного). Накрашенные девчонки в коротких юбчонках, обсуждающие как они пойдут на дискотеку, очень неплохая детская площадка со спортивными снарядами, монах с сотовым телефоном, договаривающийся о помощи в восстановлении храмов, солдаты-срочники, идущие по своим делам (или помогающие в храме), паломницы в длинных одеждах и туристы в коротких шортах. Иеромонах Варнава, останавливающий солдата: «Сережа, тут нектарины передали, ты уже поел?»
Говорят, эта та самая первая воинская часть, которой и было предназначено существовать при монастыре, чтобы в ней могли проходить воинскую службу семинаристы. Кажется, реализацию этой идеи здесь посчитали неудачной. Но, тем не менее, продолжают служить дети батюшек, студенты духовных заведений, алтарники. И, по рассказам, в монастыре на каникулах отдыхают воспитанники детского дома.
Все же от этого конгломерата остается ощущение, что ты попал ненароком в фильм «Сталкер». Редкая тишина, прозрачность воздуха, очень спокойно и деятельно сосуществующие солдаты и монахи. Здесь и историческая память — не только о старцах и мучениках, но и о деятелях русской культуры: Ф. Шаляпине, С. Рахманинове, В. Ключевском, К. Коровине, отце Павле Флоренском.
Безусловна архитектурная и историческая ценность монастыря. Безусловно, нужная воинская часть. На первый взгляд, все это сосуществует предельно достойно и гармонично. А если посмотреть: ведь и у монастыря сохранилась оборонительная стена (этот комплекс вообще напоминает маленький Кремль). И солдаты воинской части инженерных войск, в которой служат, в том числе, верующие, выглядят очень дисциплинированными и… доброжелательными.
Так и живут рядом: одни — по воинскому уставу, другие — по монастырскому. Но и без тех, и без других уже трудно себе представить сегодняшнюю Россию.
В истории подобный симбиоз монаха и воина не в новинку. Часто и в одном лице совмещались. Не говоря уже о восточных и европейских исторических традициях. Не будем забывать и своих легендарных героев. Соратник Пересвета, монах-воитель Ослябя, который прославился в Куликовской битве, давно причислен к лику святых.
Поживем — увидим.
Теги: святыня, города, путевые заметки, монах, монастырь, история
Инфраструктура
На территории пустыни имеются два храма: Святой Троицы — главная церковь монастыря; Храм Рождества Иоанна Предтечи, находящийся в колокольне. Регулярные службы и обряды совершаются именно в церкви Святой Троицы. Он открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Храм Иоанна Предтечи не отапливается, поэтому служба здесь проводится 1 раз в год.
На монашеской территории имеется подсобное хозяйство. В него входят: коровник, несколько ульев, курятник и огород. Осуществляется приготовление выпечки и просфор. Монастырь активно помогает приюту для детей и инвалидов.
В марте 2017 года на территории обители начал работу музей Зосимовой пустыни. Здесь имеется три зала, каждый из которых представляет определенный временной промежуток.
Монастырь имеет возможность принять на ночлег паломнические группы количеством до 15-ти человек. Гостиница вмещает две кельи: женскую на 8 мест и мужскую на 7 мест.
Колокольня Зосимовой пустыни, sprint123
Святыни
Особо почитаемым в монастыре является мученик Трифон. По средам в честь этого святого читается акафист. Между Зосимовским и центральным пределами находится литая бронзовая рука, в которой хранятся мощи преподобного Зосимы. Они издают благоухание с разной интенсивностью: то явное, то еле уловимое.
В Храме Святой Троицы висит Смоленская икона Богоматери. Первый образ написал апостол и евангелист Лука. Именно эта икона положила основу Зосимовой пустыни. С ней монах Зосим пришел на новые земли, чтобы основать монастырь.
Внутреннее убранство Троицкого храма, sprint123
Как добраться
Доехать до монастыря можно на электричке, идущей по направлению к Киеву — до станции Рассудово. Занимает около 1 часа. Потом потребуется сесть на такси и проехать за пределы села Руднево. Стоимость составит около 400 рублей.
Также от станции Рассудово ходит автобус. Он проезжает 6 раз в день. Его расписание можно посмотреть на сайте обители. Любители прогуляться пешком по загадочной природе смогут дойти со станции до пустыни пешком. Дорога протягивается на 12-15 км.
Троице-Одигитриевская обитель прошла насыщенный трудный путь от ее постройки до настоящего состояния. В стенах монастыря жили прославленные старцы, монахини.
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Записки паломника – Зосимова пустынь, Александров, Лукианова пустынь
Смоленская Зосимова пустынь находится в глуши Владимирской области, и чтобы в нее попасть, надо проехать военную часть. Кругом болота, леса – глубинка, одним словом. Но как там хорошо. Будто попал в прошлые столетия – тишина и неземной покой. В храме старинные потемневшие иконы, мощи святых угодников Божиих. Зосимова пустынь – одна из колыбелей московского старчества. Восстановлен и действует на территории монастыря пока один храм. Рядом с монахами, послушниками и трудниками живут семьи. Условия самые скромные – вода в колонке. Половина территории и зданий еще не передана монастырю, но молитва совершается.
Экскурсию проводил монах Аристоклий. Работая с церковными архивами, в 2021 году он делает предположение: «За 25 лет до 1673 г. (год прихода о. Зосимы в это место) в Иосифо-Волоцком монастыре был игумен Зосима, к нему приезжали как к духовному отцу царственные особы. Не этот ли отец Зосима приходит затем в Александров и основывает свою пустынь, ведь к нему в пустынь также ездили лица царской фамилии, в том числе царевна Наталия Алексеевна, сестра царя Петра Великого».
Со смертью о. Зосимы монастырь упраздняется на 150 лет, но потом чудесным образом возобновляется. В 1860 году к помещице-лютеранке Генриетте Нэттен, владелице этой земли, приходят два монаха, говорят ей, что они от монаха Филиппа из Гефсиманского скита, и просят отдать землю. Она им отказывает, но вскоре умирает ее дочь. Видя причину этого в своем отказе, она едет в скит к юродивому Филиппушке, раскаивается и хочет отдать землю. Филиппушка уразумел в этом волю Божию на восстановление монастыря, ведь он никого не посылал, а два монаха были посланы свыше.
Также купцу Шапошникову во сне явился старец Зосима и повелел построить монастырь в этом месте. Он начинает строительство и переезжает сюда со всей своей семьей. В 1905 г. в пустыни совершилась первая Литургия. А о. Прокопий, третий сын юродивого Филиппушки стал настоятелем монастыря. В 1907 году в пустынь пришел о. Герман из Гефсиманского скита и привел с собой учеников. Стал монастырь называться «Северной Оптиной».
Далее паломники отправились в г. Александров в Свято-Успенский женский монастырь. В Троицком храме сохранились фрески XVI в. времен Ивана IV (Грозного). Они требуют поновления, краски выцвели, полиняли, но контуры четкие. Вход в храм из притвора с Западной стороны предваряют двери. Раньше считали, что они XIV в., вывезены Иваном Грозным из Твери – плененные двери. Деревянные створы обложены медными листами. Более поздние исследования предполагают (из-за наличия бронзовых окантовок), что двери из Византии VIII в. Набеги славян на Константинополь были не редкость – таким образом они попали в Тверь, а затем в Александров. С Южной стороны при входе в храм – врата Софийского собора г. Новгорода, привезенные в 1570 г. Их называют Васильевскими, по имени новгородского архиепископа, установившего эти врата в Новгороде в 1336 году.
В Троицком соборе покоятся мощи прп. Корнилия, строителя и устроителя двух монастырей – Лукиановой пустыни и монастыря в Алексндровой слободе. Сохранилась и келия прп. Корнилия, где хранится фотокопия книги пострижения в иночество. В ней есть запись о постриге в иночество царя Ивана IV с именем Иона. Подлинник находится в музее «Александрова Слобода». Над мощами прп. Корнилия находится чудотворная икона Божией Матери «Страстная».
В Лукиановой пустыни главной святыней является икона Рождества Богородицы «Лукиановская», с нее и началась история монастыря в 1597 году (перед «Смутным временем»). Изначально этот образ находился в приходской церкви с. Игнатьева. Икона трижды исчезала из храма и ее обнаруживали в лесу. На месте ее обнаружения был построен храм. В Смутные времена село опустело, храм обветшал, все иконы в нем полиняли, кроме одной – Рождества Богородицы. В 1640 году пришел в эти места прп. Лукиан и стал там жить, строить, молиться – так постепенно возник монастырь. С иконой стали совершать крестные ходы до г. Александрова, и написаны были списки с чудотворного образа. Во время чумы город обошли Крестным ходом с чудотворной иконой, и чума прикратилась. Вот этот список (1654 г.) находится в монастыре и по сей день. Мощи прп. Лукиана покоятся в храме Богоявления. А храм Рождества Богородицы еще не восстановлен, только крышу сделали, а на остальное средств нет. Помоги, Господи восстановить и этот храм!
В монастыре свое хозяйство, коровы, земли, выпасы. В лавочке продают своей выпечки хлеб, очень вкусные молочные продукты.
От поездки на сердце умиротворение, умиление и благодарение Богу. Есть у нас в России не очень известные, но такие благодатные места, от которых дух захватывает. Слава Богу за все!
Смирнова О.М.
Деятельность обители
Обитель ведет активную проповедническую деятельность. Учения сопровождаются бесплатной раздачей специальных книг, полностью соответствующих христианскому учению. О современном состоянии миссионерства можно узнать из богословских материалов.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Зосимовой пустыни
В монастыре проводят долгие Богослужения, в будние дни читают правило Серафима Саровского. На территории обители пишут иконы, переплетают книги, готовят еду, шьют одежды.
С марта 2017 года на территории монастыря открылся музей Зосимовой обители. В нем представлено три зала, охватывающие разные временные отрезки — конец 17 века, 1897, преподобные Герман и Алексий.