Святитель петр, митрополит московский и всея руси
Содержание:
- На пути к подвижничеству
- Монашеский путь
- Святитель Петр, митрополит Московский
- Молитвы
- Святитель Петр, митрополит Московский. Иконы
- Деятельность святого Петра как митрополита
- «Полярная» ссылка
- Праведный путь
- Монастыри и храмы во имя святителя Петра, митрополита Московского
- Житие святителя Петра Московского
- Интрига третья: Синод во главе с раскольником
На пути к подвижничеству
Святитель Петр Московский родился в благочестивой семье, на Волынской земле. Его отца звали Феодором, а мать (по некоторым сведениям) — Евпраксией.
О том, что сын будет избран Всеведущим Богом на особое служение, прославит Его и сам будет прославлен, родители узнали из Откровения ещё до его появления на свет.
Как-то раз на рассвете, мать увидела во сне необыкновенного агнца (согласно сюжету видения, она заботливо держала его на своих руках). Меж рогов агнца росло чудное дерево, изобиловавшее множеством плодов и цветов. Среди пышной листвы пылали свечи. При всём этом дерево источало несказанное благоухание. Проснувшись, Евпраксия не могла себе объяснить, что бы значило это видение. И лишь потом стало ясно, что содержание сна указывало на духовные дарования её сына (который тогда находился в материнской утробе).
До семилетнего возраста Петр обучался и воспитывался в родительском доме. А затем его отдали для обучения грамоте и книжным наукам. Учился он с усердием, однако учение не поддавалось ему. Это печалило отрока, огорчало родителей. Но вот, однажды ему явился во сне некий муж в святительском облачении. От него изливалось сияние. По слову явившегося, Петр открыл свои уста и тот, благословив, влил в них сладость. После этого случая Петр стал учиться успешнее и со временем превзошёл своих сверстников.
Ещё в юности всем возможным путям своей жизни он предпочёл трудный, но верный — монашеский, и поступил в монастырь.
https://youtube.com/watch?v=BUh0DnXy9Go
Монашеский путь
Подвизаясь в обители, он смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божьего, обучался иконописанию. Впоследствии он освоил это христианское искусство и стал подлинным мастером. Созданные его творчеством образы распределялись среди братий монастыря и посетителей-богомольцев.
Шаг за шагом Петр возрастал возрастом духовным. Видя в иноке образец нравственности, чистоты и способности к пастырской деятельности, настоятель обители посвятил его в иеродиакона, а затем и в иеромонаха.
Осуществляя это ответственное служение, отец Петр со свойственной ему искренностью стремился принести больше пользы вверенным его окормлению братиям, но со временем, по примеру многих великих подвижников, стал искать уединения, чтобы всецело предаться глубокой христианской молитве и созерцанию.
Получив на этот счёт благословение от игумена, отец Петр, оставив монастырь, отправился на поиски подходящего безлюдного места. Найдя его с помощью Божьей при речке Рате, он заложил и построил себе скромную, маленькую келью. Здесь он провёл множество дней и ночей в общении с Богом.
Святитель Петр, митрополит Московский
Святитель Петр Московский
Святитель Петр, митрополит Московский
3 января Святая Церковь молитвенно празднует святую память святителя Петра, митрополита Московского, Чудотворца!
Святой Петр происходил из благочестивой боярской семьи. Он хорошо изучил Божественное Писание и двенадцати лет ушел в монастырь, где под руководством духовного старца подвизался в иноческих добродетелях по правилам древних отцов. Петр смирялся перед всей братией, а своего наставника безусловно слушался. Кроткого и молчаливого инока отличило начальство, и Петра посвятили в диакона, а потом — в священника.
В то время у него открылся замечательный дар написания святых икон. Он писал их с великим благоговением и молитвой, и одну из них даже прославил Господь; с тех пор она почитается Церковью, ее так и называют «Петровская», и доныне она сохраняется в Успенском соборе Кремля.
По благословению своего наставника Петр ушел в пустынное место на берегу реки Раты и стал жить там один, в безмолвии молясь Богу. Но вскоре по воле Господней к нему собралось много иноков, и возникла обитель, а Петр стал ее настоятелем.
Слава о его подвигах безмолвия, поста и молитвы и о добродетелях милосердия, кротости и любви быстро разошлась по России. И по смерти митрополита Максима святого Петра избрали на Всероссийскую кафедру. В то время (в 14 веке) российских митрополитов поставлял константинопольский патриарх, поэтому Петр отправился в Константинополь. Но нашелся один игумен Геронтий, которому очень хотелось архиерейского сана, и, взяв с собой Петровскую икону Матери Божией, он тоже поспешил к патриарху. И было ему ночью видение Богородицы, Которая сказала Геронтию:
— Не на тебя возложится святительский сан, но на того, кто написал Мой образ.
Устрашенный этим видением, игумен Геронтий смирился. Он отдал патриарху икону, а тот вручил ее святому Петру со словами:
— Прими святой образ Богоматери, тобою собственноручно написанный, ибо за это дело Она воздает тебе саном архиерея, предсказав о тебе.
Петра посвятили в митрополита Киевского и всея Руси, но, движимый Духом Божиим, он со временем перенес свою кафедру в Москву, прозревая ее грядущее возвышение и желая способствовать этому.
Он мирно преставился ко Христу, и уже при его погребении стали совершаться чудеса и знамения. А впоследствии мощи святителя прославились многими исцелениями. Эти мощи и поныне находятся в Успенском соборе в Кремле. А Петр, святитель Московский, молится о нас Господу на небесах, и мы почитаем его как небесного покровителя Москвы и всей Русской земли.
На главную страницу сайта “Семья и Вера” >>
Молитвы
Тропарь святителя Петра |
Тропарь святителя Петра |
Ин тропарь святителя Петра |
Кондак святителя Петра |
Ин кондак святителя Петра |
Тропарь святителя Петра |
Ин тропарь святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца |
Кондак святителя Петра |
Ин кондак святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца |
Молитва святителю Петру, митрополиту Московскому |
Тропарь святителей Московских |
Кондак святителей Московских |
Величание |
Святитель Петр, митрополит Московский. Иконы
Святитель Петр, митрополит Московский на иконах изображается как в пояс, так и во весь рост. Наиболее известная икона святителя датируется XV веком. Фигура святителя Петра поясная, крупная, обращена вправо. В руках закрытая книга. Лицо с окладистой бородой и длинным с горбинкой носом написано светлой прозрачной охрой с мягким высветлением по оливковому санкирю. Вохрение рук плохо сохранилось. На голове белый куколь с изображенными золотом серафимами и орнаментом в виде пересекающихся клетками линий. Фелонь зеленая с золотыми крестами в розовых в два тона кругах. Фон и поля золотые.
Святитель Петр, митрополит Московский. Икона из деисусного чина. Первая половина XV в. Москва, ГТГ
Другая икона происходит из старообрядческого Черемшанского монастыря близ Хвалынска. Первоначально она была ростовой и входила в состав деисусного ряда иконостаса неизвестного, очевидно, псковского храма. В позднее время образ оказался у старообрядцев и принял свой нынешний облик. Нижняя часть иконы, которая к тому времени, по-видимому, сильно пострадала, была опилена, так что изображение стало поясным, а доска немного надставлена сверху и снизу.
Святитель Петр, митрополит Московский. Псков (?). Вторая половина XVI в. Икона происходит из Успенского собора Черемшанского монастыря. Москва, музей им. Андрея Рублева
Святитель Петр, митрополит Московский. Икона происходит из деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Кириллов, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Святитель Петр, митрополит Московский. Минея Декабрь (фрагмент). Икона, начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
Святитель Петр, митрополит Московский. Деталь Малого саккоса митрополита Фотия. Оружейная палата, XIV–XV вв.
Святитель Петр, митрополит Московский. Мастерские Новодевичего монастыря. Шитый покров. Москва, 1574 год. Из Успенского собора Московского Кремля
Самая ранняя из известных нам житийных икон святителя Петра датируется XV веком. Время поступления иконы в Успенский собор Московского Кремля остается неизвестным. Сохранность иконы хорошая. Имеются незначительные смытости верхнего красочного слоя. Все надписи поновлены. Фоны клейм и поля золотые.
Святитель Петр, митрополит Московский с житием. Москва, Иконы Успенского собора, Дионисий и его мастерская. 1480-е годы
Святитель Петр, митрополит Московский с житием. Вологда. 3-я четверть XVI в. Происходит из церкви архангела Гавриила в Вологде. Вологодский областной краеведческий музей
Святитель Петр, митрополит Московский с житием. Происходит из усыпальницы Великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре. Савин Истома. Начало XVII в. Москва, ГТГ
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с избранными святыми (в том числе святитель Петр, митрополит Московский). Истома Савин. Икона — Складень трехстворчатый. Москва, конец XVI — начало XVII в. Москва, ГТГ
В русской иконописи большое распространение получили как единоличные изображения святителя, так и в составе Собора московских митрополитов.
Святители Леонтий Ростовский, Петр и Алексий, митрополиты. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Вторая четверть XV в. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Святители Петр, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — Вход Господень в Иерусалим. Новгород, конец XV — начало XVI вв. Москва, ГТГ
Святители Петр, митрополит Московский и Леонтий, епископ Ростовский и преподобный Феодосий Печерский. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — Вход Господень в Иерусалим. Вторая половина XVI в. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Деятельность святого Петра как митрополита
К концу тринадцатого века разбой и насилие, чинимые татарскими завоевателями, достигли такого размаха, что из Киева стали массово бежать люди. В 1299 году митрополит Максим, руководствуясь соображениями церковной икономии, перебрался из Киева во Владимир.
Князь Галицкий этот шаг не одобрил. Он желал, чтобы митрополит был ближе к нему. С этой целью он решил поставить на митрополичью кафедру игумена Петра, и отправил его в Константинополь. В это время преставился митрополит Максим.
Михаил Тверской, занимавший тогда великокняжеский престол, руководствуясь собственными интересами, попытался провести на митрополичью кафедру игумена Геронтия, для чего тоже направил его к Константинопольскому Патриарху. При этом Геронтий не преминул захватить с собой святительский жезл, утварь и даже икону, написанную и подаренную митрополиту Петром.
Из двух претендентов достойного выбрал Сам Бог. Когда Геронтий плыл на корабле по Чёрному морю, ночью, во время шторма, ему явилась Небесная Царица и недвусмысленно возвестила, что митрополичий престол достанется Ратскому игумену. Так и произошло: Константинопольский Патриарх Афанасий поставил митрополитом Петра, причём, возвёл его в достоинство митрополита всея Руси.
Возвратившись на Родину в 1308 году, святитель около года жил в Киеве, после чего перебрался во Владимир: туда, где его предшественник и утвердил кафедру митрополита всея Руси.
Время было трудным. С одной стороны — несогласия и раздоры между князьями. С другой стороны — татарское иго. Некоторые северные владетели выражали крайнее недовольство поставлением на кафедру Петра, будоража и возмущая народ.
Святитель Петр часто менял места проживания. Людям требовались и утешение, и ободрение, и умиротворение, но больше всего надлежало заботиться о хранении, распространении и укреплении подлинной веры.
В какой-то период между Юрием Московским и Михаилом Тверским установилось противостояние: оба хотели видеть себя на великокняжеском троне. Митрополиту Петру едва ли было возможно совершенно отстраниться от этой борьбы, ведь она касалось не только двух спорящих княжеских особ, но и их подданных, Православных людей.
Святитель счёл верным принять сторону Юрия, что, само собой разумеется, вызвало недовольство Михаила Тверского и его приближенных. В ответ на выбор митрополита Петра они составили против него обвинение и довели до ушей Патриарха. Тот не спешил доверять обвинениям и решил досконально исследовать дело. Созванный по этому поводу, в 1311 году, Собор в Переяславле оправдал русского святителя.
В 1312 или 1313 году митрополит Петр, в видах церковной и государственной необходимости, совершил путешествие в Орду, где встретился с ханом Узбеком, получил от него грамоту, подтвердившую прежние льготы для духовенства и предоставившую митрополиту право судить церковных людей.
После смерти князей Михаила и Юрия ярлык от хана на великое княжение был дан сыну Михаила, Александру Тверскому, который, воспользовавшись ситуацией, вступил в борьбу за власть и влияние с Иваном Калитой (Московским). На этот раз митрополит Пётр вновь склонил своё благоволение на сторону Москвы.
«Полярная» ссылка
65-летний митрополит Крутицкий и Коломенский был сослан в глухое северное село: жил на территории бывшего Абалакского монастыря, сам топил печь, готовил себе, убирал дом… Но передышка длилась недолго – всего около 2 месяцев.
В апреле 1927 году Местоблюстителя перевели в Тобольскую тюрьму, оттуда – за Полярный круг, в поселок Хэ на берегу Обской губы (территория нынешнего Ямало-Ненецкого округа)… Там он был обречен на медленную и мучительную смерть: старого, больного архиерея оставили без всякой медицинской помощи в местности, где 8 месяцев в году – суровая, ветреная зима. Кроме того, срок ссылки был продлен еще на 2 года… Владыка писал заявления с просьбой смягчить условия ссылки – но бесполезно.
«О себе лично скажу, — писал Петр в ссылке, — что я прошел все виды страданий, какие можно себе представить. Казалось, что у меня одно время года – время скорби, но Господь, видимо, не оставляет меня. Он поддерживает мои силы, ослабляемые тяжелыми условиями изгнания, и вносит в душу успокоение, которое если и отравляется, то только болью о Церкви…»
Но даже в далекой ссылке он был примером и настоящим главой Церкви: местные священники оказались обновленцами, и митрополит не ходил в их храмы, а, глядя на него, их перестали посещать и другие верующие.
Больной, живущий на краю земли, он продолжал влиять на церковную жизнь! Местоблюститель был лишен возможности переписки со своим заместителем в Москве, но сам писать письма мог. С горечью писал своему заместителю, после ареста и заключения издавшему Декларацию, в которой подчеркивалась лояльности Советской власти; сокрушался о нестроениях и спорах среди паствы и священства. Однако твердо не велел митрополиту Сергию складывать с себя полномочия…
Праведный путь
В возрасте двенадцати лет будущий святитель Петр (митрополит Московский) стал послушником в ближайшем монастыре. Кроме выполнения всяческой работы, которую он всегда делал со смирением, Петр самым первым приходил к церковной службе
Все литургии он стоял, со вниманием и смирением слушая Божественное Писание и молясь, и даже ни разу к стене спиной не прислонялся за все время. Видя старания Петра в послушании, глядя на его смирение, настоятель монастыря произвел святого в дьякона, а позже — в пресвитера
Кроме того, святитель стал иконописцем, отдаляясь в моменты работы над образом от всего земного, проникаясь богомыслием и всей душой стремясь к добродетельной жизни. Очень долгое время будущий митрополит Петр Московский и всея Руси провел в монастыре. Затем был благословлен настоятелем и покинул стены пристанища для того, чтобы на реке под названием Рати в пустынном месте устроить себе обитель. Святой построил там церковь Спасителя Иисуса Христа, а затем при ней — монастырь, названный Преображенским. Братию, собранную там, Петр поучал с кротостью, считая себя самым последним из всех. Он был добрым и никогда не отпускал без милостыни или помощи нищих и странников. О нем услышал даже князь, ведь он был всеми почитаем, и каждый с радостью принимал от святого наставления.
Монастыри и храмы во имя святителя Петра, митрополита Московского
В Москве на углу улицы Петровки и Петровского бульвара расположен Высоко-Петровский монастырь. Первые упоминания об обители встречаются в Рогожском летописце XV века, в котором указано, что в 1379 году архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн сопровождал архимандрита Митяя в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. Существует две основных версии основания монастыря. Согласно первой, монастырь основал Петр, митрополит Московский, построивший на высоком лесистом берегу реки Неглинной у Кремля деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла. Это произошло либо в 1315-1317 годах. И только в начале XVI века храм был переосвящен в честь святителя Петра, митрополита Московского. От изначального же древнего посвящения монастыря святым апостолам Петру и Павлу, возможно, осталось лишь имя его надвратной Петропавловской церкви, устроенной в XVIII веке. Другая, более известная, версия гласит, что Петровский монастырь основал Иван Калита и что первая, древнейшая его церковь была освящена во имя святых апостолов Петра и Павла. Согласно легенде, изложенной в Степенной книге, Ивану Калите в 1326 году, незадолго до кончины святителя Петра, было видение. Охотясь около того места, где находится сейчас Высоко-Петровский монастырь, князь увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая — это ты, князь, а снег — я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, как считают сторонники этой версии, Иван Калита и построил на его месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь.
Высоко-Петровский монастырь. Москва
Первоначально монастырь был деревянным, а в 1514 году итальянским архитектором Алевизом Новым был построен первый каменный храм во имя святителя Петра, митрополита Московского, и деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, разобранный позже. В начале XVII века территорию монастыря обнесли каменной стеной. В 1671 году площадь монастыря была увеличена вдвое за счет усадьбы Нарышкиных, а с 1690 по 1694 годы были построены Боголюбский храм, на месте храма Покрова Пресвятой Богородицы; Сергиевская церковь с трапезной и соединенные с ней галереей-папертью Братский корпус с Нарышкинскими палатами; надвратная Покровская церковь с двухъярусной колокольней и настоятельские палаты, соединенные с ней переходом; а также служебный корпус. Территория храма включала также две деревянные богадельни, расположенные на углу Петровки и Петровского бульвара. Планировка монастыря в 80-90-х годах XVII века включала северный (парадный) двор и южный (хозяйственный) двор. В центре северного двора располагался собор святителя Петра, на северной стороне от него симметрично расположен Боголюбский храм, а с юга — Сергиевская церковь. В 1744-1750 годах между колокольней и Братским корпусом была выстроена церковь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. В 1753-1755 годах в юго-западном углу южного двора построили церковь во имя преподобного Пахомия Великого, позже переосвященную в церковь Петра и Павла. В 1808 году была разобрана галерея-паперть и надарочный переход, соединявший паперть Сергиевской церкви с галерей Братского корпуса. В 1890 году к Братскому корпусу пристроен Келейный корпус. В 1952 году начата реставрация ансамбля монастыря. Сейчас монастырь является действующим.
Собор Петра митрополита
Во имя святителя Петра, митрополита Московского, освящен храм в г. Переславль-Залесский Ярославской области. В патриарших окладных книгах Петромитрополитская церковь упомянута в первый раз под 1654 годом. Церковь реставрировалась в 1880-х годах под руководством В. В. Суслова. Наружные стены к 1885 году были заштукатурены вгладь и окрашены в мрачный густо-лиловый цвет.
Храм во имя святителя Петра, митрополита Московского, в Переславле-Залесском
В 1988 году церковь находилась в аварийном состоянии. В 1991 году церковь возвращена Русской православной церкви. В настоящее время реставрация церкви остановлена. Иногда в церкви проходят богослужения.
Житие святителя Петра Московского
Житие святителя Петра митрополита Московского основано на тех сведениях, которые дошли до нас из всяких рукописных источников. Рождение его относят к 1260 году в семье боярина Феодора и Евпраксии на Волыни. Перед самым рождением его матери было видение о принадлежности его к Господу. Ее сон заключался в том, что на руках был барашек, который между рогами имел дерево с цветами и листьями. Между ними горели свечи и исходило благоухание.
Когда мальчику было 7 лет, его отправили обучаться грамоте. Но это было очень сложно для него. С рождения он был не разборчив в речи и косноязычен. Отец и мать постоянно просили Господа помочь в решении проблемы и их просьбы были услышаны. После дарования дара познания он значительно превзошел в изучении Писания всех своих сверстников.
С 12 лет он начал активно проявлять заинтересованность к жизни инока, поэтому вступает в монастырь на Волыни. Своим наставником и предводителем он считает Иоанна Лествичника, священным текстам и рекомендациям которого он следует. Он всегда прибывал на службу первым и покидал ее последним. Никогда не стоял во время нее прислоняясь к стене. Своим таким ревностным отношением к религии изначально удостоился диаконского сана, а после и пресвитерского.
Одним из его талантов считалось иконописание. Некоторые православные образы его руки сохранились и доныне. Через некоторое время Петр попросил благословения и удалился в пустынное место недалеко от притока Буга, где позже основал храм на честь Преображения Господнего. Чуть позже тут же он основывает Новодворскую обитель. После кончины тогдашнего митрополита Петру даровали сан не лишь Галицкого, а всей Руси.
В начале 14 века к нему было направлено прошение от Иоанна Калиты. Он советовал перенести митрополичью кафедру в Москву из Владимира. Скончался он в 20-х годах при проведении вечерней службы. Многие чудеса происходили и после того, как он отошел в мир иной.
Интрига третья: Синод во главе с раскольником
ГПУ-шники, скрежетавшие зубами после второй неудачи, распорядились поместить митрополита Петра в одиночную камеру в Суздальский политизолятор – так он оказался в полнейшей изоляции от внешнего мира.
Тучков, начальник 6-го (антирелигиозного) секретного отдела ОГПУ, не сдавался. Он снова начал переговоры с митрополитом Петром. На этот раз предлагая учредить Синод, но с условием: в Синоде обязательно должен состоять лидер раскольников – архиепископ Григорий, а Сергий (Страгородский) будет лишен прав заместительства и удален в Красноярск. Петр решительно отказался!
Несговорчивого Местоблюстителя сослали на 3 года в село Абалак.
Тут он, освободившийся из информационной изоляции, узнал настоящее положение дел. И передал на волю свое обращение к пастве. И снова в пересыльную тюрьму к владыке приходил глава раскольников, но ничего не смог добиться от Петра…