Топловский монастырь в крыму. что посмотреть и как доехать?

Предания Успенского пещерного монастыря

Христианские источники не сохранили исторических свидетельств явления чудотворной иконы, но до наших дней дошли три предания. Первое рассказывает о змее, терзавшем окрестности в давние времена. Животные покинули леса Бахчисарая, и страшное чудовище начало пожирать людей. Никто не мог победить его. Жители долины молили Богородицу избавить их от мучителя. Однажды глубокой ночью один из праведников увидел свет, горевший в ущелье, где жил змей. Он решил, что это знак, и уговорил своих соплеменников подняться наверх. Мужчины высекли в скале ступени, и зашли в пещеру. На каменном полу лежал поверженный змей, а над ним горела свеча. И увидели жители долины в её сиянии образ Владычицы Небесной. Чудовище было немедленно сожжено, а ущелье с тех пор почитается святым местом.

Змей, пожирающий людей и скот, частый образ в христианской символике. Он олицетворяет язычество и идолопоклонство. Ученые считают, что в средневековый период он начал ассоциироваться с мусульманством – религией захватчиков. Обычно чудовище убивает главный русский воин Георгий Победоносец. Он пронзает его копьем и топчет конем. Этот сюжет неоднократно изображался на древних иконах.

Второе предание иное. В нем говорится о явлении иконы пастуху. Молодой юноша водил отару овец вблизи Успенской скалы. В один из жарких летних дней заметил он на вершине свет, поспешил туда и узрел чудо. Высоко над землей парила икона Богородицы, а перед ней горела свеча. Пастух рассказал об увиденном своему правителю. Князь Михаил велел перенести Божий Образ во дворец. Слуги выполнили его волю, но в следующую ночь Панагия вновь появилась на скале. Снова внесли икону в дом, и опять она вернулась на прежнее место. Тогда владыка бахчисарайской земли решил высечь храм в горе, находящейся напротив места, где явился образ. С молитвой подданные князя взялись за дело, и прорубили пещеру. Поставили рядом с ней лестницу. Храм освятили в честь Успения Богородицы, потому что именно в этот день пастух увидел чудо. По преданию, именно с церкви в скале и начинается история Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря в Крыму.

Последнее предание еще интересней, поскольку больше похоже на правду. Она говорит, что икона хранилась в Сумельском ските – монастыре конца III в. н.э., который располагался вблизи греческого портового города Трапезунда. Основателями обители считаются монахи Варнава и Софроний. Они покинули Афины, где родились и приняли постриг, и отправились к Святому Афону. Их путь лежал через пустыню, по которой их вела икона Богородицы Одигитрии. Христианские тексты утверждают, что она была написана одним из апостолов – Евангелистом Лукой. Всего он написал 72 образа Небесной Царицы. Существует предположение, что именно Одигитрия была перенесена в Крым.

Не все историки верят, что византийцы были основателями обители. Архитектурные особенности пещерных храмов не соответствуют византийской религиозной традиции. Согласно ей иноки должны были жить сообща, в одной спальне. А Свято-Успенский мужской пещерный монастырь в Бахчисарае полуострова Крым разделен на множество отдельных келий, устройство которых вы можете увидеть на фото.

Исследователи Александр Герцен и Юрий Могаричев в 1993 году предположили, что пещерный монастырь организовали схимники подземного города Чуфут-Кале.

Предпосылки для основания сакрального места

По преданию, здесь во II веке была казнена святая великомученица Параскева Римская. Так это на самом деле или нет – сказать сейчас довольно трудно, но письменные источники указывают на это место. Археологи же и историки подтверждают, что начиная с XVI столетия, в окрестностях селений Топлу и Орталан построены несколько греческих и армянских церквей, посвященных Параскеве. Сохранившиеся развалины, как безмолвные свидетели, доказывают правоту этих слов. Но интереснее другое – за тысячу лет до их возникновения местные жители почитали римскую святую, тут даже существовало что-то вроде ее культа.

История обители

Некогда то место, где сейчас находится монастырь, носило греческое название Топлу. В речи местных жителей оно становилось все более славянским, пока не превратилось в «Тополевку» — именно так теперь называется поселок, возле которого расположена обитель. Связь с тополем (которой прежде вовсе не было в названии) теперь проявилась даже в названии созданного поблизости детского оздоровительного лагеря — «Тополёк».

По-видимому, именно здесь встретила свою мученическую кончину христианская подвижница Параскева. За давностью лет утверждать это трудно, но подтверждением служит и тот факт, что местные еще в глубокой древности особо почитали святую.

История обители началась с того, что девушке-болгарке по имени Константина явилась святая и указала чудотворный источник, возле которого повелела устроить монастырь. Видение было трижды. Константина поселилась возле источника в пещере и принялась молиться и собирать средства на строительство. Вскоре у нее нашлись последовательницы, их стремление поддержали многие благочестивые миряне, а кроме того — основатель Кизилташского монастыря, игумен Парфений. Поддержал идею создания монастыря и преподобный Алексий, в то время архиепископ Таврический и Симферопольский. Через семь лет началось строительство и был заложен храм в честь святой мученицы Параскевы. А девушка Константина стала инокиней обители под именем Параскевы.

А расцвет женского монастыря в селе Тополёвка связан с тем временем, когда игуменьей стала опять Параскева. При ней велось строительство, а вокруг обители появился дивный сад, где стараниями монахинь выращивались восхитительные фрукты.

После революции монахини зарегистрировали обитель как трудовую общину. Но безбожной власти монастырь колол глаза. Монахинь разогнали, некоторых из них, как и священнослужителей, арестовали и сгубили в лагерях, а образцовое садовое хозяйство уничтожили буквально за пару лет.

Вновь восстанавливаться монастырь стал уже после перестройки, в 1993 году; игуменьей назначили инокиню Параскеву. В настоящее время в обители насчитывается 30 матерей и сестер.

Первый день.

Почти все комнаты были предназначены для четырёх человек, но т.к. зимой мало паломников, я упросила выделить мне комнату одной, что бы мне никто не мешал. Меня привёз муж с детьми. До этого некоторые из детей, а их у меня трое и они уже взрослые, ни разу здесь не были, я показала им достопримечательности монастыря, и они уехали. Я осталась в своей келье обживаться. Чувствовался запах сырости, ведь комнаты не обогревались. В первую ночь, правда, батареи были чуть тёплые и всё. А зима в этом году была очень холодная. Старшая сестра мне рассказала о расписании дня и режиме. Я узнала, что нас будет будить небольшой колокол, находящийся в самой гостинице на первом этаже, в 4 часа 30 минут на утреннюю молитву, а ровно в 5 утра должны быть в храме «Всех Скорбящих Радости», до храма три минуты ходьбы. Конечно, я не привыкла так рано вставать, но колокол будил хорошо. Первый раз я с трудом встала, а потом привыкла. В 15 часов я пошла на обед, т.е. трапезничать. На кухне несколько длинных столов. На столы монашки ставят кастрюлю с первым, хлеб в хлебницах на два конца стола, миска с кашей (каша чередуется), или тушёную капусту, или пюре из картофеля, кувшин с компотом, соль и перец. Иногда к каше подают небольшую тарелку с салатом из капусты или маленькие порезанные баклажаны. С 16 час. и до 20 час. вечернее Богослужение, а после этого ужин. Всё тоже, что и на обед. Перед сном прочитала последование (так оно называется) ко святому причащению. За воскресение и понедельник прибыло ещё пять женщин. Утром, когда первый раз зазвучал колокол, проснувшись, я почувствовала, как по всему телу пробежала сильная дрожь. Я очень легко проснулась на удивление, 15 минут даются на сборы, и пошла в Храм.

Комната, где я жила.

Пожертвования

В разное время Топловскому монастырю были переданы некоторые священные реликвии. Так, в 1886 году эту святую обитель посетил отец Варсонофий. В те времена он являлся иеромонахом Русского Пантелеимоновского монастыря, находящегося на Старом Афоне. Он вместе со своей братией передал Топловской обители частицу Животворящего и Честного Креста Господня, а также частицы мощей святой Параскевы и святого Пантелеимона. Все эти пожертвования были встречены с подобающими почестями.

С историей Топловского монастыря неразрывно связано имя графа Николая Федоровича Гейдена. Он, будучи старостой Казанского собора в Санкт-Петербурге, пожертвовал крымской обители собственную дачу, которая находилась в Феодосии. По желанию дарителя здесь было открыто монастырское подворье, церковь Казанской Божьей Матери, приют для богомольцев. Здесь же начала работать и начальная школа для девочек.

В апреле 1890 г. Н. Ф. Гейден пожертвовал Топловскому монастырю икону Казанской Божьей Матери, которая являлась семейной реликвией его рода, передающейся по наследству. Такой ценный дар был сделан графом в честь чудесного избавления русского императора от гибели 17.10.1888 г.

Пожертвованную икону украшала серебряная риза с позолотой. Вокруг лика Богородицы находился убрус из жемчуга и драгоценных камней (в том числе и бриллиантов). С этой иконой, по разрешению Святейшего Синода, совершали ежегодные крестные ходы в честь спасения императора.

Еще одним драгоценнейшим даром монастырю явился крест, в котором находились святые мощи Киево-Печерских угодников. Это еще одна семейная реликвия, которая перешла графу в наследство от его деда.

На средства Н. Ф. Гейдена на Афоне было приобретено живописное распятие, имеющее натуральную величину. На нем находились надписи на трех языках – латинском, греческом и еврейском. Подножие распятия украшал камень от Гроба Господня. Его граф привез из Иерусалима в 1884 г.

Имел монастырь и другие пожертвования. Так, симферопольским мещанином Федором Кашуниным святой обители был пожертвован дом.

Большое количество святынь, хранящихся в монастыре, привлекало сюда немало путешественников и богомольцев. Все они желали увидеть находящиеся там реликвии и поклониться им. На воскресную службу приходило и множество крестьян из близлежащих сел. С благоговением к святыне относились даже мусульмане. Они также приезжали в монастырь для того, чтобы попросить здоровья у иконы Божьей Матери и омыться в целебном источнике. Посетители непременно оставляли святой обители денежные пожертвования.

Строительство первого храма

Топловский Свято-Троицкий Параскеивиевский монастырь построен на земле сестер Зотовых. Когда стало известно, что возле деревни Топлу собираются обустроить женскую обитель, сестры Зотовы, которым принадлежало село и окрестные земли, приняли активное участие в созидании обители. Они отдавали половину своих доходов в пользу монастыря и завещали после своей смерти 230 десятин угодий в собственность женского молитвенного сообщества.

Оформление документов длилось в течение 4 лет, а средства для строительства церкви возле источника нашлись довольно быстро. Деньги собирали всем миром и приступили к возведению в мае 1863 года, закончили все работы через два месяца. Церковные принадлежности, утварь и облачение священников были получены из окрестных храмов, колокола были доставлены из Симферополя. Открытие храма приурочили к дню поминовения преподобномученицы Параскевы-Пятницы, церемонию открытия и освящения совершил архиепископ Алексий.

Монастырь Топловский получил разрешение на свое учреждение в августе 1864 года, открытие состоялось через месяц. В монастыре уже проживало семь сестер. Для них был написан устав обители и назначен настоятель, который должен был выбрать настоятельницу. Процесс передачи земли сестер Зотовых получился затяжным, поэтому в течение двух лет на территории ничего не строилось. Сестры жили в вырытых землянках. Когда все вопросы были улажены, временное управление жизнью монастыря было поручено монахине Надежде. Она сумела организовать первую постройку – одноэтажный келийный корпус для сестер.

Новомученики и исповедники

До 1937 г. здесь совершал службы епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич). Известно, что он бесстрашно проповедовал о начавшихся гонениях, активно помогал арестованным пастырям. Сохранились воспоминания о том, что на богослужения архиерей ходил пешком, а сами его службы были незабываемы для верующих по глубокому молитвенному настрою, духовному подъему. В 1936 г. владыку арестовали, позже – сослали в Казахстан, где последовал новый арест. 2 декабря 1937 г. епископ Порфирий расстрелян.

Мужественным исповедником запомнился современникам священник Николай Мезенцев. С установлением советской власти он пережил личное горе, расстрел сына, но продолжал служить Христу. Именно усилиями о. Николая прихожанам удалось спасти церковь в 1934 г. Разумеется, власти не простили священнику его позиции: в 1937 г. о. Николая расстреляли. Та же судьба постигла активного прихожанина, Димитрия Спиридонова, историка, археолога, этнографа, одновременно – члена так называемой «церковной двадцатки», во всем помогавшего о. Николаю. Сохранив верность Господу, мученик расстрелян в 1938 г.

С конца 1930-х церковь была закрыта. Службы возобновились с 1940-х по разрешению оккупационных немецких властей.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Фотография архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Это особая страница истории церкви. Он прибыл на Крымскую кафедру в 1946 г., пережив не один арест, заключение, ссылки. К этому времени совершенно изменился состав прихожан, так как из Крыма было депортировано почти все греческое население. Но церковь продолжала сохранять статус кафедральной. Именно здесь святителем произнесена большая часть из сохранившихся проповедей, записанных прихожанами.

Вся деятельность святителя на Крымской кафедре была посвящена борьбе против закрытия храмов, особенно с началом новой волны гонений 1960-х, духовному возрождению пострадавшей от репрессий паствы. Среди этих трудов свт. Лука почил 11 июня 1961 г.

История

Основание монастыря

Монастырь расположен у источника, носящего имя святой Параскевы Римской. По местным преданиям именно здесь произошла её мученическая казнь, после чего на месте казни забил источник, имеющий лечебные свойства. В данном районе Крыма задолго до устройства монастыря было распространено почитание Св. Параскевы. Развалины греческих церквей Св. Параскевы, имелись непосредственно у источника, в селе Топлу, в селе Орталан (сейчас — Земляничное), армянская церковь Св. Параскевы построенная в 1702 и заброшенная в 1778 г.

Еще до основания монастыря в этом месте вела отшельнический образ жизни Константина, болгарка из села Кишлав (ныне с. Курское), к которой присоединились несколько женщин, образовав подобие киновии. В середине XIX века, после массовых переселений христиан из Крыма в 1778 году и мусульман (татар и турок) в Османскую империю после присоединения Крыма к России в 1783 г., Крым был малолюден, а многие христианские храмы (греческие православные и армянские) заброшены их восстановление шло достаточно медленно.

Земля, на которой был открыт монастырь, была подарена Екатериной II своему фавориту Захару Зотову. В середине XIX века землёй владели его потомки сёстры Феодора Алексеевна Зотова и Ангелина Алексеевна Ламбири (1814—1873). Ангелина выкупила землю у сестры и передала её для устройства монастыря. Открытию монастыря предшествовало строительство небольшого храма Св. Параскевы около её источника, освященный в день памяти Святой 26 июля 1863 г. В строительстве храма и устройстве монастыря активное участие принял кизилташский игумен Парфений, убитый в 1866 г. крымскими татарами и в 2000 г. причисленный к лику святых. Первыми насельницами монастыря стали уже обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была позднее пострижена в монахини под именем Параскевы.

Строительство монастыря

В последующие годы в монастыре кроме жилых и хозяйственных построек была построена больница с домовой церковью «Всех Скорбящих радосте», перестроена и расширена церковь Св. Параскевы и начато строительство большого Свято-Троицкого собора (по проекту В. А. Фельдмана). Монастырь имел мастерские и образцовое садовое хозяйство. Успехи монастыря во многом связаны с деятельностью его игуменьи Параскевы (Родимцевой), возглавлявшей монастырь до самой смерти и в годы его закрытия. В 2009 году игуменья Параскева была причислена к местным почитаемым святым. Её торжественную канонизацию в монастыре 11 июля 2010 года совершил митрополит Владимир. Монастырь имел подворья в Симферополе и Феодосии.

Закрытие монастыря

После установления Советской власти в условиях гонений на церковь, конфискаций и реквизиций, из монахинь монастыря была создана трудовая коммуна садоводов. Под этим прикрытием монастырь существовал еще несколько лет, формально коммуна выращивала фрукты, а по существу, ухаживая за садом, монахини продолжали обрядовую жизнь. Последним ударом по монастырю было решение о ликвидации сельхозартели «Женский труд» 7 сентября 1928 года. В декабре 1928 года скончалась настоятельница. В январе 1929 года солдаты НКВД насильно выселили всех монахинь под расписку о возвращении к прежнему месту жительства. Местные жители разобрали по домам многих старых и немощных монахинь. Священники и многие монахини, руководившие хозяйственной жизнью монастыря, были арестованы и погибли в лагерях. В то же время был взорван недостроенный Свято-Троицкий собор.

Возрождение монастыря

Возрождение монастыря началось в 90-х годах. 8 августа 1992 года состоялось первое богослужение на центральной площади монастыря. 8 июня 1993 года зарегистрирован устав монастыря. 20 декабря 1994 года монастырю переданы 10,76 га земли и постройки, которые в последние годы использовались пионерским лагерем.

Святого великомученика Георгия Победоносца монастырь у мыса Фиолент[]

Статус: действующий мужской монастырь
По одному из преданий, основан в 891 г. Первоначально принадлежал Константинопольскому патриархату. Первое письменное упоминание о монастыре — 1578 г. С 1778 г. (исход христиан из Крыма) по 1794 г. монастырь не действует. С 1806 г. он становится базовым для иеромонахов Черноморского флота. Строятся новые храмы: 1816 г. — вмч. Георгия, 1850 г. — Воздвижения Креста Господня, 1893 г. — пещерная церковь Рождества Христова. Закрыт монастырь в 1929 г. Возродился в 1994 г. В 2000 г. началось строительство храма вмч. Георгия, разрушенного в 1927 г.
Месторасположение: г. Севастополь, восточнее мыса Фиолент, на обрывающейся к морю скале
Проезд: Авт. №19 от ЦУМа или авт. от ост. «5-й километр» до конечной ост.
Адрес: 99701, г. Севастополь, а/я 80
Наместник: Игумен Савватий (Мызников)

Географические координаты Топловского Свято-Параскевиевского монастыря на карте Крыма — GPS N 44.9991 E 34.8791

Топловским его называют из-за его месторасположения. Монастырь находится в урочище Топлу (также ранее называлась и деревня Тополёвка). В переводе с греческого Топлу означает «местность, страна». Местом для возведения монастыря стал один из склонов горы под названием Каратау, выбранный архиепископом Иннокентием. По легенде, именно здесь когда-то казнили Святую Преподобномученницу Параскеву и на месте её смерти возник источник с чистейшей целебной водой Чокрак-Саглык-Су.

В этом районе ещё в ⅩⅤⅠ-ⅩⅤⅠⅠⅠ веках жили армяне. Подтверждением этому является церковь, построенная в армянском стиле, которая возвышается над одним из холмов горной местности. Эта церковь просуществовала практически два века, а после ухода армян пребывала в запущенном состоянии. Только в 1905 году, по решению настоятельницы Топловского Свято-Параскевиевского монастыря, она была отреставрирована.

Ещё вокруг монастыря находятся обломки древнегреческих построек, в том числе и церкви, в которой ещё в ⅩⅠⅩ веке проводились службы.
Открытие Топловского Свято-Параскевиевского монастыря состоялось в 1864 году. Он возник в результате стараний и молитв болгарской девушки Константины, которая позже стала называть себя Параскева. Несмотря на военные действия в Крыму в 50-х годах ⅩⅠⅩ столетия, строительство монастыря всё-таки удалось завершить.

С приходом советской власти Топловский Свято-Параскевиевский монастырь был закрыт. И только в 1992 году началось возрождение его деятельности.
В настоящее время ежегодно тысячи людей посещают это святое место

Особенно притягивают их внимание источники с целебной водой, которые лечат различные недуги. На территории монастыря находятся три источника: Параскевиевский, Георгия Победоносца и Трёх Святителей

Говорят, что каждый из них лечит определённые группы заболеваний. Дальше всех от монастыря находится последний из них. Чтобы к нему добраться необходимо преодолеть путь более трёх километров горных тропинок.Также здесь построена относительно новая оборудованная купальня, которая наполняется водой из всех трёх источников.

Немалый интерес вызывает необычная пещера, которая называется Пещера Константины. Она представляет собой нишу, длиной с человеческий рост и по форме напоминающую крест. Попасть сюда можно только в положении лёжа. Это место использовали монахини для уединения.
Сейчас Топловский Свято-Параскевиевский монастырь становится всё красивее и красивее. К этому прикладывают немалые усилия тридцать монахинь, посвятивших ему всю свою жизнь. Топловский Свято-Параскевиевский монастырь одна из самых посещаемых достопримечательностей Крымского полуострова, она хоть и не вошла в рейтинг самых лучших церквей Крыма, но все же заняла достойное место в сердцах верующих и отдыхающих Крыма.  

Топловский монастырь. Современность

Ныне на территории Топловского монастыря можно увидеть два храма — преподобномученицы Параскевы и Богородичный храм «Всех скорбящих радосте». Монастырь отдал заслуженные почести своей бывшей настоятельнице – здесь расположена часовня игуменьи Параскевы и её могила. Паломники навещают святую и оставляют записки с сердечными просьбами. Как уже говорилось, источник и купель святой Параскевы находятся на территории Топловского монастыря, два других целебных источника со своими купелями — Георгия Победоносца и Трёх Святителей – за его пределами.

Находящаяся в семистах метрах от монастыря пещера монахини Константины ныне представляет собой узкий проход с дверью, обложенной красным кирпичом, где стоят иконы и горят лампады. Неподалеку стоит крест. Первоначальная пещера Константины не сохранилась, ибо представляла собой вырытое руками углубление.

Сохранились и остатки Собора Святой Троицы. Однажды его не смогли достроить (оставалось поставить купола и провести внутренние работы), в советское время так и не смогли полностью уничтожить – такой крепкой постройки он был. По задумке он должен был быть самым большим и красивым зданием Топловского монастыря, но не суждено. Возможно, со временем найдутся средства на его восстановление.

Монастырь окружен красивым лесом, недалеко на севере протекает живописная речка Мокрый Индол. Если не считать оживленного шоссе, то места малолюдные, если не учитывать туристов. Для паломников работает гостиница.

С восстановлением Топловского монастыря воскресла традиция крестного хода в Феодосию во главе с иконой Казанской Божьей Матери. Ещё в конце 19 века (1890 год) эта традиция была положена по просьбе самих феодосийцев. Крестный ход начинается в Топловском монастыре, проходит через все населённые пункты по дороге и заканчивается в Казанском соборе Феодосии.

Интересные факты о монастыре и его насельниках

Повышенный интерес туристов вызывает «Пещерка Константины», хотя сестра жила не в ней, а в землянке, которую выкопала собственноручно. Оказаться в ней сложно: попасть в нее можно только ползком. Изнутри пещерка напоминает крест, высокой в рост человека. Существует версия, что она была выкопана для уединенных молитв сестер.

Немного о современном быте монастыря:

  • в обители постоянно проживает 30 монахинь;
  • монастырское хозяйство – это скотный двор с коровами, козами, курами, огород и маленькая пасека;
  • продуктами питания сестры одаривают местных стариков, из села Учебное, не требуя с них платы;
  • в планах восстановление пруда с рыбой, мельницы и водопровода (использовавшегося для полива огородов), фруктового сада.

Сестры искренне верят, что со временем им удастся возродить былое великолепие обители.

Расположенная в Крыму, возле Тополевки, обитель – удивительное место. Лечебные источники, великолепная природа, чистый воздух помогают страждущим обрести мир в своей душе, излечить серьезные болезни. Топловский монастырь вызывает интерес не только у паломников, но и у туристов, которые собственными глазами увидеть этот святой уголок, отделенный от мирских будней.

Оформление статьи: Владимир Великий

Обзор самых древних монастырей

На территории Крымского полуострова сохранилось множество древнейших построек, среди них есть и обители.

Свято-Климентовский, Севастополь

Это древнейший монастырь пещерного типа, находится в пригороде Севастополя. Согласно легенде возведение храма произошло после мученической смерти Святого Климента в 101 году. Сначала мощи хранились в гроте под водой, а затем появились первые пещеры, ставшие кельями для монахов. Храм, скамьи, престол, алтари в прямом смысле вырубали в камнях. Турки, захватившие Крым, назвали обитель пещерной, то есть Инкерман.

Когда полуостров стал российским, обитель открылась снова, но лишь до прихода советской власти. В 90-е годы XX века монастырь восстановили, сейчас он функционирует. Но до сих пор археологи находят на территории уникальные вещи.

Феодора Стратилата, Малое Садовое

Эта обитель не слишком известна среди туристов, зато паломники охотно посещают бахчисарайский монастырь. Он был полностью разрушен после нашествия турков. Полное восстановление и начало полноценного функционирования произошло в 2004 году. Помимо самого монастыря, чрезвычайно привлекательна долина Бельбека – красивая и впечатляющая.

На территории есть храм Феодора Стратилата, который находится в скале и напоминает жилище огромного змея. Это грот естественного происхождения. Кроме того, неподалеку от него есть святой источник, привлекающий посетителей своим свойствами. Чтобы до него добраться, нужно пройти 140-метровый грот.

Обитель Луки

Исчезнувшая деревня Лаки знаменита сама по себе, но посещающие ее туристы обязательно должны увидеть храм Святого Луки. В лакской долине когда-то была греческая деревня, в 1942 году ее практически уничтожили за пособничество партизанам. Только разрушение храма оказалось не под силу врагам. В 2005 году при нем был открыт мужской монастырь – невероятно красивое. светлое и благодатное место.

О монастырях Крыма смотрите далее.

Успенский Пещерный монастырь

Рекомендовать место

23

3

Одной из главных достопримечательностей Бахчисарая является Успенский пещерный монастырь, расположенный в урочище Мариам-Дере. ОНа прилегающей к монастырскому комплексу территории расположено кладбище воинов, павших во времена Крымской войны 1854—1857 годов. Успенский пещерный монастырь был возведен в VIII веке византийскими монахами.

В XIII веке он временно прекратил свою деятельность, а затем в начале XIV века вновь возродился. В 1475 году Успенский монастырь чудом избежал разгрома во время турецкого набега и стал резиденцией митрополита. Не смотря на это, материальное положение храма было бедственным, его настоятели были вынуждены просить помощи у московских великих царей и князей. С XV по XVIII века Успенский монастырь выполнял главенствующую роль в религиозной жизни православного населения Крыма.

Главной святыней обители является икона Богородицы, в монастыре ее также называют Панагия (Всесвятая). К другим ценным образцам можно отнести икону Успения Богородицы, а также копии икон Богородица Киево-Печерская и Богородица Троеручица.

Координаты: 44.74466100,33.90988600

Где находится и как добраться

Белогорский район – место локализации обители. Феодосия и Симферополь – две точки, между которыми она расположена. Монастырь находится на г. Каратау, около п. Тополевка, на территории с. Учебное.

Чтобы попасть в обитель, можно воспользоваться одним из видов транспорта:

  1. Автомобилем – путь из Симферополя в сторону Феодосии до Тополевки равен 70 км. На ее территории расположен указатель, после поворота в сторону монастыря необходимо проехать еще 1,5 км.
  2. Маршрутным такси – в Симферополе, около ж/д станции есть автобусная станция, откуда отправляется транспорт по разным направлениям. Паломники приобретают билеты до п. Тополевка или, при их отсутствии, до Грушевки. На повороте в сторону монастыря просят водителя остановится. Оставшиеся 1,5 км путешествуют пешим ходом или попутным автотранспортом.

Если турист едет в Тополевку из Симферополя или Судака, то после остановки Ст. Крым, нужно искать указатель на обитель, расположенный по левой стороне дороги.

Историческая справка

Некогда улица Одесская, где сейчас находится обитель, именовалась Греческой, ведь это был район, где проживали представители этой национальной общины. Именно они когда-то принесли христианство на землю Крыма, позже не раз пережили гонения от турецких властей, под чьим протекторатом был полуостров до 1783 г. А уже в XX в. грекам суждено было отстоять от закрытия этот Троицкий храм, позже давший начало обители.

Приходская церковь

Именно таков был первоначальный статус храма, ныне главного для Троицкой обители. По присоединении Крыма к Российской империи местные греки обратились к вновь назначенному епископу, прося разрешить постройку церкви для греков, со службой на национальном языке. Предполагалось, что она будет возведена «собственным коштом», то есть на деньги прихожан. Так 7 мая 1796 г. была заложена церковь Святой Троицы.

Первоначальная история храма прямо связана с симферопольскими греками.

  • Наибольший вклад на строительство внес греческий купец, Константин Яни Барако. С юности он более 20 лет находился на русской военной службе, участвовал в русско-турецкой войне 1768-74 гг., даже знаменитом Чесменском сражении. Получив отставку, открыл свое дело, много занимался церковной благотворительностью. Впоследствии Барако завещал храму немалое количество дорогой недвижимости. Приносимый ею доход был таков, что позволял существовать приходу и всему причту следующие 100 лет, да еще содержать школу.
  • История сохранила имена греческих иереев, Николая Паксимаде, а также его сына Иоанна, позже сменившего отца на должности настоятеля храма. О. Иоанн отличился во время Крымской войны (1853-56 гг.), когда он был военным священником. Именно при настоятельстве о. Иоанна началось строительство каменного здания.

Архитектура

27

Сентября
1868 года

Было совершено освящение вновь построенного каменного храма в честь Пресвятой Троицы.

Автор проекта – Иван Федорович Колодин, ученик известного архитектора А.Н.Воронихина, создателя Казанского собора Петербурга. Предполагается, что последние годы жизни И.Ф.Колодин жил на Крымской земле, здесь и появился проект храма.

Его архитектурные особенности напоминают о Греции: по идущей от Византии традиции здание построено в форме так называемого «греческого креста», фасад украшен лепниной так называемого «коринфского ордера», предполагающего яркость, нарядность.

Гонения 

С началом массового закрытия церквей богоборческими властями Троицкая несколько раз была ограблена под видом «изъятия церковных ценностей» для голодающих, однако удалось сохранить приход, продолжить службы. Когда с 1930 г. закрыли главный храм Симферополя, Троицкая какое-то время была соборной. Но уже с 1933 г. принято решение передать здание интернату, службы прекратить. Греки – прихожане церкви, однако, не опустили руки, через греческих дипломатов им удалось отстоять храм от закрытия. Но не избежали арестов его служители и прихожане.

Легенда о святой Параскеве

Это знаменательное событие случилось много лет назад в Риме. В этом древнем городе, в семье благочестивых христиан, родилась дочь. Это и была святая Параскева. Отец и мать воспитали девочку в истинном христианском духе. После смерти родителей Параскева раздала бедным все свое имущество и принялась проповедовать Евангелие. Однако живший в те времена император Антониан, пытавшийся задушить христианство, решил заставить отречься от веры и эту свою подданную. В ход шли и уговоры и угрозы. Кроме того, Параскеву пытались убить, надевая ей на голову медный раскаленный докрасна шлем, бросая в котел с разогретой до кипения смолой и маслом. Однако все попытки императора были тщетны. Несмотря на изощренные пытки, Параскева оставалась целой и невредимой. Тогда император приказал облить женщину содержимым раскаленного котла, но смелая христианка плеснула горячим месивом прямо ему в глаза. Антониан ослеп и тут же взмолился о пощаде.

Предание гласит о том, что Параскева вернула ему зрение, чем заставила императора поверить в Бога. Далее святая преподобномученица отправилась в чужие края, дабы там читать свои проповеди. Ее путь лежал через несколько городов. В каждом из них появление Параскевы сопровождали необъяснимые чудеса. Однако в одном из таких мест правитель Тарасий предал ее мучениям и смерти. Таким образом он пресек христианские проповеди святой. Случилось это, согласно легенде, в Крыму, неподалеку от села Топлы, которое сегодня носит название Тополевки.

По преданиям, там, где святой отсекли голову, из глубин земли стала сочиться живая целебная вода. Неподалеку от этого места и был возведен Топловский Свято-Параскевиевский женский монастырь. Его официальное открытие состоялось 25.08.1864 г.

Во все времена память о Параскеве свято чтили в Крыму. Доказательством этого являются найденные археологами руины греческих церквей, когда-то построенных близ сел Тополевка и Земляничное. И сегодня мощи преподобномученицы хранятся недалеко от места ее мученической смерти, на Афоне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector