Из наследия преподобного оптинского старца варсонофия

Павел Иванович избрал карьеру военного, но годы спустя решил уйти в монастырь

В гимназии Павел Иванович учился успешно и в какой-то момент избрал для себя карьеру военного. В ней у него всё тоже сложилось благополучно — добился звания полковника. Куда же исчезли мысли о духовном?

Они остались. Но стоило представить себе монастырь, и становилось невыносимо от мысли, как же там скучно.

Павел Иванович был успешным военным, полковником.

Однако полностью изжить все свои склонности Павел Иванович не смог.

Его притягивал аскетичный образ жизни, не хотелось заводить семью и развлекаться с женщинами. Комфортнее всего было среди икон и книг.

Старец Варсонофий

Поддавшись уговорам мачехи, Павел Иванович посетил званый обед, чтобы найти невесту. Но волей случая его усадили рядом со священником. Они поговорили о молитве, и полковник утвердился в решении, что будет придерживаться прежних строгостей и ограничений.

Духовный кризис достиг апогея в театре. Павел Иванович вдруг осознал, как пусто провёл жизнь. Если прямо сейчас он умрёт, какова ценность всего его опыта?

В Казанском монастыре Павел Иванович встретил игумена Варсонофия. Общение с ним придало жизни новый смысл: посещать монастырь, помогать ему финансово. Затем познакомился с Иоанном Кронштадтским:


Старец Варсонофий
преподобный

После этого Павел Иванович твёрдо решил идти в монастырь.

Пророчества оптинского старца

Он любил проводить вечера в беседах с старцами для углубления познаний в христианском учении. За такое желание более глубокого постижения религии ему был дан дар прозорливости. Нередко являлись ему святые, которые предрекали будущее. Многие исследователи используют такие его «беседы» как основу для изучения его биографии.

В  пророчествах Варсонофий Оптинский призывает к тому, чтобы не прельщаться к материальным благам и прочим страстям. Стоит следовать законам Божьим, ведь только таким образом Вы сможете обеспечить себе Царство Небесное в будущем. Еще он говорил о том, что если все отвернуться от Христа, то человечество погибнет. Некоторые бегут от Христа и всячески стесняются Его, отказываясь он Него.

Больше всего таких проявлений он относит к богатым людям. Это отбирает у них возможность прийти к Всевышнему и покаяться в совершенных грехах. Не пуская Его в свое сердце – они не обретут покоя.

Помните, что какие бы дела ни происходили на Земле, мы должны верить в Господа и в спасение. 

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святом оптинском старце:

Иконы

Встреча с отцом Иоанном Кронштадтским

В Москве Павел Иванович встретился со святым и праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Эта судьбоносная встреча запомнилась ему на всю жизнь, позднее он напишет: «Когда я был ещё офицером, мне, по службе, надо было съездить в Москву. И вот на вокзале я узнаю, что отец Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я вошёл в церковь, обедня уже кончалась. Я прошёл в алтарь. В это время отец Иоанн переносил святые Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он, вдруг, подходит ко мне, целует мою руку, и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись, и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником… А теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я не только священник, но и монах».

Вымолил у Бога монашество

Девяти лет Павлушу зачислили в гимназию, учился он очень хорошо, много читал, прекрасно знал мировую литературу. Позднее, будучи старцем, он часто говорил о пользе книжных знаний, в первую очередь – житий святых. Об учёбе в гимназии он вспоминал: «Летом нас переселяли на каникулы в живописное казённое имение… Там была прекрасная берёзовая аллея… Воспитанники, обыкновенно, вставали в шесть часов, а я вставал в пять часов, уходил в ту аллею и, стоя меж тех берёз, молился. И тогда я молился так, как никогда уже более не молился: то была чистая молитва невинного отрока. Я думаю, что там я себе и выпросил, вымолил у Бога монашество».

За помощью и утешением

Очень скоро в Коломне и во всей округе прошёл слух о появлении в монастыре великого старца. Необыкновенно большое, непривычное для Старо-Голутвина, число людей хлынуло в монастырь. Потекли и пожертвования, которые позволили сделать капитальный ремонт всей обители, — она была вычищена, покрашена, поправлена. Недомогая и всё более теряя силы, Старец вёл переписку с духовными чадами, а с обеда до позднего вечера принимал посетителей.

И как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогавший от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь.

Из блестящего военного в одну ночь он стал старцем

В 1881 году Павел заболел воспалением лёгких. Когда, по просьбе больного, денщик начал читать Евангелие, последовало чудесное видение, во время которого наступило духовное прозрение больного. Он увидел открытыми небеса, и содрогнулся весь, от великого страха и света. Вся жизнь пронеслась мгновенно перед ним. Глубоко проникнут был Павел Иванович сознанием покаяния за всю свою жизнь, и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину Пустынь. У него открылось духовное зрение. По словам старца Нектария, « из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем».

К удивлению всех, больной стал быстро поправляться, а по выздоровлении поехал в Оптину. Преподобный Амвросий велел ему покончить все дела в три месяца, с тем, что, если он не приедет к сроку, то погибнет.

ДИАВОЛ

диавол — источник зла, а люди часто являются его орудием

Весь мир находится как бы под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей, всеми душевными силами человека. Одна барыня рассказывала, что был у нее сын. Был он религиозен, целомудрен, вообще был хороший мальчик. Сошелся с товарищами и стал неверующим, развратным, словно кто-то овладел им и заставляет его все это делать, очевидно, что это посторонняя сила, сила злая. Источник ея – диавол, а люди являются только орудиями, посредством. Это антихрист идет в мир, это – его предтечи. Про это Апостол говорит: «Послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи… (2 Фес. 2, 11) … Зане любве истины не прияша…» (2 Фес. 2, 10). Что-то мрачное, ужасное грядет в мир… Человек остается даже как бы беззащитным. Настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает. Даже внушается самоубийство, и совершается. А почему это происходит? Потому что не берут оружия в руки: не имеют при себе имени Иисусова и крестного знамения. Никто не согласится сотворить молитву Иисусову, да крестное знамение: это такие древности, совершенно отжившие свой век. Постоянно имейте при себе Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» и открывайте помыслы. Все святые отцы говорят, что проходить Иисусову молитву без проверки никак нельзя. Имя Иисусово разрушает все диавольские приражения, они не могут противиться силе Христовой. Все козни диавольские разлетаются впрах. Почему так, и как это происходит, – мы не знаем. Знаем только, что это действительно так. Если положишь в комнату динамит и он взорвется, то взорвется и вся комната. Это мы знаем, знаем, что именно так произойдет. А вот почему так – не знаем. То же можно сказать и о имени Иисусовом. Мы ясно видим, что сила имени Иисусова существует и действует, а как? – этого мы не знаем…

Так оскорблять может только диавол, – так злобно, дерзко, нагло… Например, сегодня он меня так оскорбил, таких гадостей наговорил, что я едва поднялся. Наговорил, конечно, во сне; наяву он мне не является, слава Богу, и знаете, говорит все с улыбочкой. Вот и отчаянные злодеи, как передают, говорят обыкновенно с улыбочкой какой-то. Вот и мы подпадаем под его власть и делаем угодное ему: обижаем других, допускаем смех, празднословие, и т.п. А во всем, конечно, виноват он…

Чувствую усиление бурь…

В 1910 году, летом, Старец тяжело заболевает. Его духовный сын, отец Николай, писал в дневнике: «Пошёл я с Батюшкой ко бдению, но Батюшка постоял очень немного и, позвав меня, пошёл из храма домой и сразу лёг в постель… Ему становилось всё хуже и хуже, был сильный жар и трясла лихорадка… приходили отец Нектарий и отец архимандрит Ксенофонт…» Отца Варсонофия постригли в схиму, и на следующий день ему стало легче. Отец Николай вспоминал слова Старца: «Схима – это край: или смерть или выздоровление. Я чувствую, что схима меня подняла. Мне надлежало умереть, но дана отсрочка. Отец Нектарий теперь мой восприемный отец… Я чувствую, что началась во мне новая жизнь… Чувствую усиление бурь. Я не думал, что получу успокоение, но не думал также, что они так усилятся… »

Отца Николая потрясли слова Старца, который по глубочайшему смирению, говорил об ошибках в своей жизни и о том, что не хватило ему времени на покаяние: «Я умирал и по чьим-то молитвам воскрес. Думал, что уже не встану… Значит, не сегодня-завтра конец и придётся предстать престолу Божию… С чем явлюсь? Что буду отвечать? Оглянулся назад – здесь пробел, здесь промах, то не кончено, это не сделано – одни ошибки. Страшно! Ну да вот, видимо, смилостивился Бог, оставил ещё время на покаяние».

Отец Николай вспоминал: «Жутко было слышать эти речи: если Батюшка, оглянувшись на свою жизнь, видел в ней одни промахи и ошибки, то, что увидели бы мы в прошлом, если только получили бы надлежащую остроту зрения?»

Житие святого

Рожден он был в 1845 году. Родители нарекли его Павлом. Большую часть жизни, а точнее 46 лет, он провел в миру. Принятие Господа в свое сердце проходило нелегко. Самым сложным стало то, что необходимо было отказаться от прежнего уклада жизни. Начавшиеся изменения в житие Варсонофия Оптинского считали одержимостью и лишением рассудка. Отказ от женитьбы, прекращение посещения пиршеств и балов были лишь ступеньками на пути к служению Всевышнему.

Однажды он прогуливался и набрел на монастырь Иоанна Предтечи. Над мощами святого Варсонофия Казанского он длительное время молился. Из головы он гнал мысли об уходе в обитель, но с каждым посещением он все больше приобщался к этому святому месту. В журнале он увидел статью об Оптинской пустыне и старцем Амвросии. В 1892 году его приняли в братство. Старца на тот момент уже не застал в живых.

Три года он по вечерам посещал старцев для бесед. Сохранил традицию преподобный варсонофий оптинский о беседах на святки. Через год его постригли в рясофор. После тяжелой болезни его постригли в мантию и нарекли именем Варсонофий. Началось постепенное схождение его по карьерной лестнице. С 1903 года и до начала войны с Японией он был поставлен помощником старца и духовником Шамординской женской пустыни. Во время военных действий он отправился на фронт, где под страхом смерти помогал раненным и умирающим. В 1907 году его ставят игуменом и назначают начальником скита.

Слава о нем распространилась далеко за пределы обители. Волнения народа заставляли его искать прибежища. Именно поэтому все стремились к святому. В 1912 году назначен был настоятелем Старо-Голутвинского Богоявленского монастыря. Но недовольные его положением донесли на него.

В следствии этого он был выдворен. Предоставили ему возможность руководить иным местом, которое было в крайне запущенном состоянии. К нему также продолжали приезжать нуждающиеся в помощи. Будучи даже тяжело больным он безотказно их принимает. Последние дни были очень мучительными для него. Почил он 14 апреля 1913 года.

Дни памяти выпадают на:

  • 1 апреля;
  • 11 октября.

Духовный путь святителя

Родился будущий святитель в 1845 г. в Самаре, его отец являлся состоятельным человеком и занимался торговлей. Мать рано умерла, мачеха же оказалась любящей и благочестивой женщиной, которая привила мальчику любовь к Господу. Павел Плиханков (имя Варсонофия в миру) окончил военную гимназию, а после и училище, сделал карьеру в армии, носил звание полковника. У него была возможность продолжать жить в светском обществе, но он отказался от всех этих мнимых благ.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Когда Павлу Плиханкову было 46 лет, судьба привела его в небольшой старинный монастырь И. Крестителя. Здесь он полюбил молиться перед ракой с останками преподобного Варсонофия Казанского, чудотворца и Тверского епископа. Постепенно в его уме стала созревать мысль об уходе в монашество.

  • Его выбор пал на легендарную Оптину пустынь, в которой в то время пребывал старец Амвросий, знаменитый своим даром прозорливости и чудотворения. Святитель встретил Павла Плиханкова и сказал, что примет того в обитель только через два года. По прошествии времени полковник попросился в отставку, прибыл в монастырь, но не застал живым святителя Амвросия. Бывшего военного зачислили в число братии в 1892 г., через восемь лет его постригли в мантию и дали имя Варсонофия. Он стал иеромонахом в 1903 г.
  • Во время русско-японской войны преподобный отправился на фронт, где исповедовал, причащал и соборовал умирающих солдат, не страшась бродящей рядом смерти от пуль. По окончании конфликта Варсонофий вернулся к духовной деятельности и в 1907 г. получил сан игумена. К этому моменту слава о преподобном оптинском старце распространилась по всему Отечеству.

Интересно! Православный народ, предчувствуя приближение страшных событий, стремился получить у старца благословение и прощение грехов. Святитель исцелял больных телом и тех, чья душа совершенно погрязла в грехах, направлял на путь смирения и открывал в людях сокровенную сущность.

  • Лишь несколько раз за свою долгую жизнь преподобный Варсонофий покидал Оптину обитель. В 1910 г. он ездил к умирающему Л. Толстому. Святой отмечал, что писатель не смог проникнуться духом монашества, потому что крепко сковал себя узами материалистического видения мира. Некоторые иноки были недовольны тем, как преподобный Варсонофий совершал свои дела. В основном его противниками выступали монахи новой эпохи, пришедшие в обитель из опустившегося в духовном плане народа. Спустя некоторое время старца удалили из Оптины, несмотря на то, что он долгое время уговаривал оставить его хотя бы простым послушником.
  • В 1912 преподобного назначили настоятелем запущенной и неухоженной Богоявленской Старо-Голутвиной обители, что на окраине Коломны. Здесь старец мужественно переносил печаль от разлуки с родной пустынью, пытаясь восстановить вверенную ему территорию. Народ продолжал стекаться к хижине старца, чтобы получить мудрое наставление. Святой продолжал принимать людей, выслушивать их исповеди, несмотря на то, что сам изнемогал от многочисленных болезней тела. Никому он не отказал, всех принял с великой любовью и радушием.

Старо-Голутвинский монастырь, Коломна Московской области

Васонофий управлял Старо-Голутвиным монастырем чуть меньше одного года. Перед своей кончиной преподобный испытывал страшные муки. Он отказывался от всякой медицинской помощи, твердя, чтобы его оставили в покое, ибо тело уже находится на кресте.

В последние дни старец неустанно причащался, его душа отошла к Господу весной 1914 г. Святителя похоронили в Оптиной пустыни, рядом с духовным наставником Анатолием.

Это интересно: Житие святых Петра и Февронии Муромских — описываем по порядку

Ученость без Бога ничего не стоит

Столь же основательно и глубоко Варсонофий анализирует творчество еще одного великого русского поэта – М.Ю. Лермонтова. В своих стихотворениях он порой поднимается до самых высот духа, приближающих человека к Богу. Варсонофий обращается к стихотворению поэта «Ангел» (1831). Он вспоминает, как на одном из вечеров, когда он еще жил в миру, исполнение этого стихотворения, положенное на музыку, привело всех слушавших в глубочайшее душевное волнение, столь сильное, что один из гостей закрыл лицо руками и заплакал, как ребенок, хотя его никогда до этого не видели плачущим. Воздействие этого стихотворения было столь сильным потому, что оно как бы вырвало людей из их обыденной повседневной жизни и приблизило к Богу.

Оптина пустынь фотография начала 20 века

«Ученость без Бога ничего не стоит, и даже талант, не направленный на угождение Божие, не имеет никакой цены». В своих беседах Варсонофий неоднократно отмечает, что некоторые стихотворения поэта, например «Молитва» (1839), были тесно связаны с Иисусовой молитвой, силу которой поэт чувствовал и понимал:

В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненья далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко…

Из этих строк видно, как восхищают Лермонтова слова молитвы, но именно восхищение красотой этих слов, их возвышенным настроем как бы выдает уязвимое место в творчестве поэта, поскольку он не понимает молитву как великий и непрестанный труд. Для него она сладость, непревзойденное удовольствие и наслаждение, и, «к сожалению, молитва не спасла Лермонтова, так как он ожидал от нее только восторгов, а труда молитвенного понести не хотел».

В чем помогает молитва святому

Молитва Варсонофию Оптинскому может помочь в решении многих проблем. Искрение слова от чистого сердца способны привлечь на свою сторону благосклонность. За любовь к Богу ему была дарована способность творения чудес. Чаще всего это проявляется в:

  • исцелении души и тела человека;
  • открытии сокровенного;
  • направлении на истинный путь;
  • изгнании бесов.

Вот текст сильного молитвенного обращения к святому:

Старайтесь максимально сосредоточиться на том, что происходит. Если Вы читаете ее дома, то поставьте перед собой лик и зажгите свечу. Это поможет отрешиться от всех окружающих факторов. Нередко в храмах можно услышать чтение канона Варсонофию Оптинскому. Есть мнение, что он имеет значительную силу.

Довольно гоняться за красотой

Варсонофий с сожалением отмечает, что если в молодости Тургенев был глубоко верующим человеком, посещал святые места, в том числе и Оптину пустынь, восхищаясь красотой этой обители, то в последующие годы писатель все больше и больше увлекался поисками красоты земной, и в частности красоты женской. Так, в его романах, как отмечает Варсонофий, женские образы отличаются необычайной красотой, пленительностью, очарованием, в то время как образы мужские скорее схематичны, бледны, невыразительны. Да и в реальной жизни Тургенев слишком увлекался красивыми женщинами, особенно певицей Виардо.

Неслучайно у И.С. Тургенева формировался специфический художественно-эстетический вкус, и он явился одним из первых русских эстетов, каким во Франции был его друг Анатоль Франс. Это были основоположники нового европейского романа, повествующего о зарождении различного рода либеральных, нигилистических и даже анархических идей. И в этом смысле Тургенев вносил в русскую литературу чуждые ей тенденции и элементы. Вот почему старец Варсонофий обстоятельно выявляет прогрессирующий отход Тургенева от высоких и спасительных духовных принципов и идей.

Высоко оценивая его романы, в частности «Рудин», где устами своих героев Тургенев говорит, «как сильно и благотворно влияет на душу беседа о Боге и вечности»; «Дворянское гнездо», где выражена идея возможности спасения, связанная с монастырем и монашеством, Варсонофий, несмотря на изумительные художественные достоинства тургеневских произведений, подчеркивает губительность избранного писателем пути, отмечает, что и сам писатель чувствовал и признавал это. Он приводит соответствующее высказывание самого Тургенева в одной из его статей: «Довольно гоняться за красотой…»

В результате в конце своей жизни, ослепленный любовью к женщине, которой он отдал сердце и душу, Тургенев отошел от Бога и, даже отказавшись причаститься перед смертью, обрек себя на вечные муки и погибель. «Много раз поэт увлекался: наконец, всю последнюю любовь, все, что осталось в его душе, он отдал безвозвратно женщине, а Христу не осталось ничего. Его он изгнал от себя… Он был ослеплен любовью и все переносил. Жалкое ослепление души»! А Богу он принес минус.

«А ведь было время, когда Тургенев был верующим человеком и высоко ценил эту веру. В одной своей статье он восставал против нигилизма, говоря, что «ныне новое нашествие на Святую Русь, нашествие, гораздо страшнее монгольского. Те, татары, поработили нас политически, а нигилистическое направление старается отнять у нас веру. Необходимо всем писателям сплотиться вместе и встать на защиту святой веры от врагов ея», а напоследок жизни Тургенев сам встал в ряды врагов веры и погиб, подобно Толстому».

Наследие

Знаки того, что Варсонофий был избранником Божьим, сопровождали его всю жизнь. Известно, что Иоанн Кронштадский поцеловал руку тогда еще военному Павлу Ивановичу в предвидении принятия схимы и причисления к Оптинским старцам.

Варсонофий говорил людям о том, что вести праведную жизнь можно не только в стенах монастыря, но и в миру: избегать грехов, не поддаваться искушению, соблюдать пост внешний и внутренний, читать молитвы. Те, кто обращаются всей душой к Господу, будут обязательно услышаны на Небесах.

Варсонофий написал книгу «Духовное наследие», как послание людям о необходимости веры в промысел Божий и благодарении Господа за все, что Он посылает. Старец говорил о неслучайности событий. О том, как воспитать силу духа и бороться с искусом, о вторичности мирских благ, о том, что только следование законам Божиим может спасти человечество от гибели.

Быть тебе священником

Варсонофий (Павел Иванович Плиханков) – один из известнейших старцев Оптиной пустыни, родился в Самаре 5 июля 1845 г. Происходил из богатого купеческого рода (деды и прадеды были миллионерами, в Самаре им принадлежала целая улица, которая называлась Казанской).

Мать Павла скончалась при появлении его на свет, и отец женился вторично. Мачеха заменила Павлу мать и заботилась о его воспитании и образовании. Будучи глубоко религиозной, она постоянно брала с собой сына с младенческого возраста на церковные богослужения. Преподобный Варсонофий вспоминал: «Когда я был маленький, то любил все подавать священнику, и мне часто говорили: «Быть тебе священником». Вот и исполнилось… с пятилетнего возраста и до отправления моего в гимназию я стоял в алтаре, и батюшка с престола давал мне антидор. Вот когда еще было предзнаменование, что буду я священником. Мы с матерью каждодневно ходили к утрене, и, бывало, отец не раз говорил:
– Что ты его таскаешь в такую рань, он маленький, устанет.

Но мать всегда отвечала на это:
– Я желаю ему добра. Ты поручил мне его воспитание, а потому и предоставь мне поступать, как я нахожу нужным.

Как я благодарен теперь моей матери! Когда я поступил в монастырь, она была еще жива, и я написал ей: «Вот плоды твоего воспитания».

Варсонофий Преподобный

Девяти лет его отдали в гимназию, затем он учился в Полоцкой военной гимназии и военном училище, по окончании которого получил офицерское звание. В дальнейшем он окончил офицерские штабные курсы, дослужился до чина полковника, стал старшим адъютантом штаба Казанского военного округа.

Его по-прежнему интересовала и притягивала религиозно-духовная сфера жизни, и он, будучи полковником, приехал в Оптину пустынь к старцу Амвросию и поведал о своем желании поступить в монастырь, на что преподобный ответил, что еще рано и что это можно сделать через два года. Полковник вернулся к месту службы.

Осенью того же года Павел Плиханков внезапно тяжело заболел воспалением легких. Врачи считали, что он обречен, да и сам полковник ощущал приближение смерти и велел денщику читать Евангелие. Находясь в состоянии забытья, он вдруг увидел открывшиеся небеса, содрогнулся от великого страха и света, и вся жизнь в одно мгновение пронеслась перед ним. Его охватило глубокое чувство раскаяния за всю прежнюю жизнь, и он услышал голос свыше, повелевавший идти в Оптину пустынь. Ему открылось внутреннее зрение, и он постиг глубочайший смысл евангельского учения. Именно в эти мгновения, как верно сказал старец Нектарий, из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем.

Оптина пустынь фотография конца 19 века

Ко всеобщему удивлению, Павел Иванович стал быстро поправляться и вскоре выздоровел. Он поехал в Петербург с намерением выйти в отставку, но вместо отставки ему предложили генеральскую должность. Несмотря на это и другого рода препятствия, он твердо решил ехать в Оптину пустынь и остаться там навсегда.

В конце 1900 г. во время тяжелой болезни Павел был келейно пострижен с именем Варсонофий.

Под особым покровительством

Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого он всегда считал своим покровителем. Мать его Наталия скончалась при родах, а сам ребёнок остался жив благодаря таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник. Отец его происходил из казаков, занимался торговлей.

Дед и прадед мальчика были весьма богаты. Почти все дома по Казанской улице принадлежали семье Плиханковых. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали находившемуся на этой же улице храму Казанской иконы Божией Матери. Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери.

После смерти матери отец женился вторично, и в лице мачехи Господь послал младенцу глубоко верующую, добрейшей души наставницу, которая заменила ему родную мать. И вот Павлуша с раннего возраста – настоящий православный человек. Он ходит с мамой (так называл он мачеху) в церковь, регулярно причащается, читает домашнее правило. Позднее он вспоминал: «Любила мама и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Пяти лет Павлуша начал прислуживать в алтаре и нередко слышал, как люди предсказывали: «Быть тебе священником!»

Скорби послушника

Десятого февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу, преемникам старца Амвросия. Новый послушник не позволил себе никаких подготовительных этапов и сразу начал подвижнический образ жизни. Видя стремительное духовное возрастание инока, враг рода человеческого начал делать всё возможное, чтобы привести его в отчаяние и изгнать из скита. Он восстанавливал против него некоторых братьев. Послушник Павел не поддавался, вёл себя смиренно, однако, многого ему это стоило.

Духовное чадо отца Варсонофия, отец Никон, позднее записал в своём дневнике: «Сейчас мне Батюшка говорил о том, как он переносил скорби, когда был послушником. Переносил Батюшка скорби, рассуждая так: «Должно быть, я достоин этих всех скорбей. Значит, все они нужны, чтобы смыть с меня гордыню и прочие страсти». Переносил Батюшка скорби, никому не говоря о них, не жалуясь, стараясь не озлобляться на обидчиков. Мало того, чтобы только перенести оскорбления, надо позаботиться и о том, чтобы не озлобиться на нанёсшего оскорбление. «Иногда, — говорил Батюшка в другой раз, — приходилось так, что впору уходить из Скита, — но я решил лучше умереть, нежели уйти. Я имел твёрдую надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Встану, бывало, перед Казанской иконой Божией Матери, помолюсь – и легче мне станет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector