Успенский пещерный монастырь в бахчисарае

Свято-Успенский монастырь

В ущелье Марии (Марьям-дере) расположилась жемчужина бахчисарайских окрестностей —  Свято-Успенский монастырь. Его история начинается с VII века, когда греческие монахи основали здесь Успенскую церковь.

По местной легенде, именно в здешних скалах произошло явление чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии. Ее нашел пастух, икону перенесли к местному князю, но она все возвращалась и возвращалась на то место, где ее обнаружили. Это был красноречивый знак, что место это выбрано для храма.

В годы турецкого владычества церковь пережила упадок: состоялся исход христиан из этих мест (они основали город Мариуполь, куда и перевезли икону). Но после Крымской войны вокруг церкви стал отстраиваться монастырь.

В годы советской власти монастырь был закрыт, его возрождение началось с 1993 года.

Сейчас это очень популярное место для паломников и туристов.

Пещерный город Чуфут Кале

В окрестностях Бахчисарая много пещерных городов, но Чуфут Кале пользуется особой популярностью не только потому, что сюда просто и удобно добраться. Это еще и самый сохранившийся пещерный город в окрестностях.

Историки считают, что возник Чуфут Кале в IV-VI веках. Основало его племя сармато-аланов. По прошествии нескольких веков город превратился в мощную крепость, неоднократно осаждаемую татарами. Но покорить ее им удалось только в конце XIII века. В эпоху Крымского ханства татары покинули крепость, и здесь обосновались караимы. Отсюда и возникло название города: Чуфут-Кале значит «иудейская крепость».

Татарские ханы держали в здешних тюрьмах важных и знатных пленников: русские князья и воеводы, даже один польский гетман томились здесь в ожидании, когда за них заплатят выкуп.

Все экскурсии по Бахчисараю и пещерным городам

Караимская кенаса XIV века — молитвенный дом караимов.

А продолжаем гулять по территории пещерного города.

Дюрбе (мавзолей) Джаныке-ханым умершая в 1437 году. Дочь хана Тохтамыша, довольно влиятельная и мудрая правительница.

Когда вы гуляете по Чуфут Кале, не забывайте смотреть по сторонам.

Здесь много обзорных площадок, виды с которых прекраснее древнее памятников (ИМХО).

Чауш-Кобасы — подвальные помещения богатой караимской усадьбы XVII века.

Усадьба Авраама Самуиловича Фирковича (1787-1874), известного караимского ученого-гебраиста. Он изучал иврит, а также написал очень спорный труд о караимском учении.

От усадьбы открываются потрясающие виды на пещеры средневекового города

Все экскурсии по Бахчисараю и пещерным городам

Дом Чал-Борю (Седой волк) восемнадцатого века.

Восточные ворота

Оборонительные стены VI-XV века

На территории городища двадцать лет назад был найден клад с монетами общим весом почти 5 килограммов.

Квартиры в Бахчисарае | Туры по Крыму | Аренда авто в Крыму

История монастыря

Максимильян Пресняков. Успенский монастырь

Учёные расходятся в мнениях по вопросу об обстоятельствах основания монастыря. По одной версии, монастырь был основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. Эта версия подтверждается обнаружением поблизости от монастыря христианских могил, датируемых VI веком.

По другой версии, основание Успенского монастыря относится к XV веку. Эта версия была предложена А. Л. Бертье-Делагардом со ссылкой на ныне утраченные рукописи.

С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

В 1778 греческое население было департировано из Крыма. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.

В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь святителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи.

Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.

В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер.

Панорама ущелья Марьям-Дере (внизу видно современное строительство по расширению монастыря)

В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Также строятся новые храмы (св. вмч. Пантелеимона; свт. Спиридона Тримифунтского).

Настоятелем монастыря с 13.06.1993 является архимандрит Силуан.

В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму.

С октября 2015 года комплекс Успенского пещерного монастыря является объектом культурного наследия федерального значения.

Это интересно: 1857,Свято-Троицкий монастырь в Смоленске

История и легенды монастыря

Легенда основания монастыря гласит о змие, который пожирал скот и людей. И также о молитвах Пресвятой Богородице, с «просьбой» от освобождения населения от злого змия.

Есть ещё одна легенда, якобы на скале явилась чудотворная икона Божией Матери, перед которой горели свечи. Несколько раз икону частями переносили в дом князя, но она вновь и вновь возвращалась на прежнее место. Именно с того момента в скале высекли ступени, что вели к образу Божией Матери, а спустя некоторое время построили храм, вокруг которого появился монастырь.

Так как чудо произошло в день Успения Пресвятой Богородицы (15 августа/28 августа по новому стилю), престольный праздник Успенского бахчисарайского монастыря празднуется 28 августа.

Изначально мужской бахчисарайский монастырь почитали не только православные христиане, но и мусульмане. Например, перед военным походом основатель династии Гиреев молился Пресвятой Богородице, давая ей обет – приношение и честь её образу воздати. Заключалось такое обещание в продаже лучших коней, с целью скупки воска для свечей, которые он ставил на весь год.

Есть письменные подтверждения о том, что русские цари – Борис Годунов и Фёдор Иоаннович – оказывали финансовую поддержку Свято-Успенскому монастырю. А также церковь посещали русские послы, которые служили там благодарственный молебен.

Правительство пыталось через мужской монастырь влиять на крымских христиан. Такое «давление» влекло за собой цель переселения крымского населения в Приазовье. Граф Румянцев приказал митрополиту Игнатию переселиться со всеми христианами на берега Азовского моря, в Россию, после чего большинство населения навсегда покинуло свою родину.

Ещё по теме: Пирамида Хеопса: история строительства, тайны и факты

Напротив Свято-Успенского монастыря на левом склоне ущелья вдалеке видны остатки разрушенных домов, высеченные в скале пещеры. Всё это остатки покинутого селения.

Христиане забрали с собой чудотворную икону Божией Матери, что до революции находилась в Успенском соборе г. Мариуполя. По окончании революции икона пропала.

Верующие, которые остались в Бахчисарайском районе, не дали ликвидировать Свято-Успенский монастырь. У последнего крымского хана верующие требовали священника. С 1781 г. в монастыре Бахчисарая проводил богослужения священник Константин Спиранди.

В 1783 г., когда Крым стал Российской империей, русские войска расширили пещерную бахчисарайскую церковь и ведущую к ней лестницу. На место явленной иконы Богоматери Одигитрии в храме поместили икону Успения Пресвятой Богородицы. Она была подарком Бахчисарайского коменданта полковника Тотовича. А также он создал иконостас, а Коховский губернатор – царские двери.

В 1789 г. в городе был построен Николаевский храм, в который перебрался служить священник Свято-Успенского мужского монастыря. После ухода из монастыря Константина Спиранди храм превратился в кладбищенскую часовню.

С помощью архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, который предложил восстановить святыни Крыма, в 1850 г. был снова открыт Успенский монастырь.

На протяжении нескольких лет в монастыре появлялись новые здания и храмы. Он состоял из трёх ярусов. В долине была расположена трапезная, гостиница для паломников и корпус для богослужений.

В среднем ярусе церковь в честь святого Иннокентия Иркутского, которая была возведена в 1896 г., дом настоятеля, пещерные кельи и фонтан.

На самом верху был расположен Успенский пещерный храм, а также пещерная церковь в честь евангелиста Марка, которую построили в 1859 г.

К Свято-Успенскому монастырю относилось два храма: церковь Святой Анастасии, которая расположена в Качи-Кальоне и церковь Введения Божьей матери в Симферополе.

Современное состояние

После полутора десятков лет реконструкции Успенский мужской монастырь, расположенный на окраине Красноярска, стал центром духовной и культурной жизни Красноярского края. Красивые храмы, расположенные на его территории, входят в экскурсионный маршрут, проходящий по культовым постройкам Красноярска.

Архитектура

На земле современной обители располагается несколько культовых построек. К ним относятся:

  1. Часовня в честь святого благоверного князя Олега Брянского. Средства на постройку храма выделили и участвовал в его постройке красноярец В. К. Шаешников. Как и церковь святого Константина, постройка имеет простую конструкцию, но отличается от неё цветом кровли и формой глав. Престольный праздник отмечается в часовне 3 октября.

    Храм святого праведного благоверного князя Олега Брянского

  2. Самый старый храм обители находится в одноэтажном храме, в котором кроме него располагаются кельи насельников. Успенская домовая церковь была освящена в 2005 г. На её месторасположение указывает небольшая позолоченная луковичная глава, венчающая центральную часть П-образного братского корпуса. Здание корпуса восстановлено в первозданном виде. Его фасады, покрытые белой штукатуркой, украшены декоративными элементами, свойственные русскому культовому зодчеству (лопатки, фигурные каменные наличники и карнизы, лопатки, барельефы в виде геометрических фигур).
  3. В 2002 г. на территории монастыря появилась небольшая деревянная церковь, освящённая в честь святого равноапостольного царя Константина и его матери Елены. Деревянный храм, построенный своими руками передал в дар обители житель Красноярска Ю. В. Кузьмин. Здание имеет простую конструкцию и состоит из четверика, к которому примыкают апсида, притвор и небольшая паперть. Во время престольного праздника, отмечаемого 3 июня, вокруг церкви проходит крестный ход. Постройка располагается напротив братского корпуса у кромки леса.
  4. В 2012 г. на площадке рядом с восточным фасадом братского корпуса было начато строительство церкви в честь иконы Божией Матери “Всецарица”. Проект храма был создан в начале прошлого столетия местным архитектором М. А. Чернышевым.

    Монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица»

    В силу объективных причин к строительству культовой постройки приступили после 100 лет после создания проекта. Средства на строительства на строительство предоставила строительная компания “Сибиряк”. Её же специалисты занимались возведением постройки. Храм, выполненный в стиле классической русской архитектуры XIV в, построили менее чес за год. Центральная часть представляет собой конструкцию, состоящую из четверика, на который установлен восьмерик, увенчанный шатром с луковичной главой. Идентичные главы, установленные на узкие декоративные барабаны, расположены на углах четверика. К восточному фасаду примыкает полукруглая апсида, а к остальным — притворы в форме килевидных закомар. Такую же форму имеет паперть с главным входным порталом, над которым располагается большое мозаичное панно. Внутренние стены белоснежного храма покрыты росписями. Освящение храма состоялось 4 декабря 2015 года. Престольный праздник в храме отмечается 31 августа.

Помимо культовых построек, на территории монастыря располагаются колокольня, здание культурно-исторического центра “Успенский”.

Интересно! На монастырской земле располагается храм во имя преподобного Сергия Радонежского, к которому примыкают архиерейские покои.

Расписание богослужений

Богослужения в монастыре во имя Успения Пресвятой Богородицы проводятся ежедневно по следующему расписанию:

  • с понедельника по субботу проводятся 2 богослужения в 8 и 17 часов;
  • в воскресенье и праздничные дни службы проходят в 7, 9, 17 часов.


Богослужение в Успенском монастыре

Социальная деятельность

Совместно с департаментом культуры Красноярска Успенский монастырь создал культурно-исторический центр “Успенский”. Его деятельность направлена на развитие и укрепление культурных традиций и нравственных ценностей российского народа. На базе центра проводятся следующие мероприятия:

  • занятия для детей в творческих кружках;
  • выставки, посвящённые традиционным ремёслам и различным видам искусства;
  • организация и проведение православных музыкальных фестивалей.

Интересно! Занятия в творческих кружках и участие в мастер-классах проводятся на бесплатной основе.

Описание

Свято-Успенский пещерный монастырь уютно располагается в 2 километрах от г. Бахчисарай, в скале ущелья Святой Марии (Марьям-Даре), где ещё сохранились фрагменты татарских построек XVI века.

Находясь в сердце ущелья, среди живописнейших, созданных природой красот земли крымской, окружённое мощными и высокими скалами, это белоснежное, рукотворное чудо ничуть не диссонирует с окружающим его горным ландшафтом.

Дорога к обители пролегает по балке ущелья Марии, где по правую руку опасливо нависают горные глыбы, а по левую – крутизна обрыва. Выше по дороге, в гладких, обработанных скалах, располагаются вырубленные натруженными руками монахов пещеры-кельи.

Далее, неожиданно, как из сказки, в высоте появляется белый купол Успенского храма монастыря, к которому восходит просторная, величественная лестница. Путешествие в глубь веков начинается здесь, где присев под сенью вековых деревьев, можно внимательно рассмотреть стену с множеством изображений всемирно известных храмов и монастырей.

Убранство храма поражает своей аскетичностью – в нём нет расписных потолков, изразцовых стен и богатой мозаики. Ничто не отвлечёт внимания паломников от основной святыни лавры – чудотворной иконы Божьей Матери «Троеручица».

В главном пещерном храме, вырезанном в горе, светлый, выполненный из камня, иконостас отделяет алтарную часть. Пол покрыт незатейливым мозаичным орнаментом, напоминающим херсонесские творения. Справа от входа вдоль стены расположена небольшая колоннада. Слева, из окон, в помещение проникают неназойливые лучи южного солнца.

Среди колонн, в стене справа, имеется небольшая пещера, где хранится почитаемый список с образа Бахчисарайской Божьей Матери. Сама же икона, ставшая причиной для возведения монастыря, была перенесена в процессе переселения христиан из Крыма (XVIII в.). Она долгое время, до 1918 г., хранилась в Успенском храме около Мариуполя, а далее след её теряется.

За забором лавры расположено несколько храмов, кельи монахов, звонница и хозяйственные постройки. Некоторые помещения для туристов открыты.

Несколько ниже храма Успения находится вырубленный в скальных породах миниатюрный храм Марка. Искусно отделанный деревом, он выглядит очень уютно. Здесь происходят будничные богослужения, а воскресные и праздничные – в главном храме.

На главной монастырской площади, в честь иконы Божьей Матери, расположен «Животворящий источник», и сооружённая над ним в виде фонтана часовня. Изначально образ «Живоносного Источника» существовал в списках без его изображения. Позднее в композицию включили фиалу, а затем на иконе появились изображения водоёма и фонтана.

Появление мозаичной иконы Богоматери «Живоносный Источник» связано с чудотворным исцелением Богоматерью слепого, произошедшим в V веке у источника недалеко от Константинополя. Ставший свидетелем этого чудесного исцеления воин Лев Маркелл, возвысившийся затем до императора (455— 473), возвёл на месте источника одноимённый храм («Живоносный Источник»).

С 1993 года в обители открыт мужской монастырь. Церковь Успения Богородицы отреставрировали. Отдельные внутренние постройки монастыря до сих пор находятся на стадии реконструкции.

На другой стороне долины виднеются необычные хозяйственные постройки, похожие на большие украинские хаты, с типичными для них крышами. Однако это не крыши, а выступающие скальные породы, к которым изобретательные монахи пристроили лишь стены, получив удобные хозяйственные помещения. Там содержат различную живность и овощи для пропитания.

Ныне, кроме двух восстановленных пещерных храмов, возведено немалое количество наземных строений: среди них братские корпуса, паломническая гостиница, мастерские. В долине активно строятся новые и реставрируются старые здания.

На выходе из обители – дорога дальше в гору, на Чуфут-Кале.

Географические координаты Свято-Успенского монастыря в Крыму на карте GPS N 44.744096, E 33.910369.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае — один из древнейших храмов Крымского полуострова. В разные времена он носил множество названий: Крымская Лавра, пещерный монастырь, пещерный город и другие. Первое упоминание о Свято-Успенском монастыре относится к концу 8-го века. В одной из пещер ущелья Девы Марии поселился монах, который позже и основал монастырь. Существует две версии основания монастыря:​

Первая версия берет свое начало в 754 году. Именно в этом году в Византии состоялся церковный собор, на котором иконы приравняли к идолам, а молитва у иконы стала считаться идолопоклонничеством. В том же 754 году началась борьба с иконами. Один из монахов Михаил решил спасти икону, забрав ее из монастыря. Он начал скитаться по миру и искать новое пристанище. И вот, спасая икону, Михаил добрался до Крыма, и у подножья ущелья ему во сне пришла Дева Мария и сказала, что гонения скоро закончатся, а ему следует поселиться в одной из пещер в ущелье, где вскоре появится большой монастырь. Пророчество сбылось: в 780 году борьбу с иконами закончили, а пещера с монахом превратилась в большой монастырь. ​

Вторая версия основания Свято-Успенского монастыря также связана с иконой и Михаилом. В ней Михаил был простым пастухом и каждый день выгуливал свое стадо в ущелье. И вот однажды в одной из пещер Михаил увидел огонек. Пастух заинтересовался и пошел на свет. Зайдя в одну из пещер, он увидел, что свет идет от иконы Девы Марии. Обрадовался пастух и решил икону с собой забрать. Принес ее к себе домой, поставил на видное место. На утро проснулся пастух, а иконы нет в доме. Все обыскал и снова скот на прогулку повел, и снова свет в пещере увидел. Несколько раз он икону забирал, несколько раз он друзей приводил и показывал это место святое и чудо с иконой. Вскоре, посовещавшись с друзьями, решил икону Девы Марии в пещере оставить и храм там построить. Место стало настолько благодатное, что за несколько лет целый пещерный город получился.
Первое явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Божьей Матери, так монастырь и получил свое название — Свято-Успенский монастырь. ​

Какая бы версия не оказалась правдивой, чудеса на этом не закончились.
В 1475 году Османская империя захватывает город Чуфут-Кале. Вырезает половину его жителей и основывает новый город Бахчисарай. Все это происходит в радиусе 2-3 км от Храма. Во время боевых действий и во время строительства Бахчисарая, Свято-Успенский монастырь не только остается в целости и сохранности, но и становится центром христианства в Крыму. ​

Существует множество легенд о том, что Крымские ханы перед важными событиями приходили в монастырь к святой иконе и просили помощи. И, судя по тому, что монастырь не пропал в средневековья, икона Божьей Матери помогала всем.
Следующие трудные времена для храма наступили в 1778 году. Крымские ханы начали гонения на христиан и на веру. Большая часть православного населения перебирается к берегам Азовского моря, где основывает множество сел и будущий город Мариуполь. Крымский хан не останавливается на внутренних чистках на полуострове, делает набеги на материковую часть Российской империи, что приводит к войне с Россией.
В 1783 году Крымский полуостров переходит под управление Российской империи, а Свято-Успенский монастырь вновь наполняется прихожанами и верующими со всех уголков России. ​

Следующие тяжелые времена пришли после революции 17- года. Храм был закрыт и разграблен. Восстановление храма началось в 1993 году. Территорию храма передали Крымскому патриархату, и начались долгие годы восстановления этих древних святынь.
На сегодняшний день Свято-Успенский монастырь открыт для всех. Посещение монастыря разрешается строго по церковным канонам: мужчинам не разрешается входить в шортах, женщины должны быть в юбках и косынках. Если Вы планируете посещение Бахчисарая, то оденьтесь соответственно или возьмите необходимое с собой. ​

Обычно посещение Бахчисарая начинают с посещения Ханского дворца, потом Свято-Успенского монастыря, после монастыря начинается подъем на Чуфут-Кале. Второе посещения Бахчисарая можно посвятить Бахчисарайский парку миниатюр, посещению пещерного города Тепе-Кермен и Марсианского озера. Достопримечательности Бахчисарая довольно обширны и интересны. Посещение всех исторических мест обычно занимает около 2-3 дней.

Храм в наше время

Сейчас паломники и гости монастыря поднимаются по скальной лестнице. Оттуда отлично видны окрестности и ущелье Св. Марии. На скальных террасках разместились монастырские огороды. Рядом с храмом красуются хозяйственные постройки. Паломникам разрешается заходить не во все помещения, в число которых входит и Успенская церковь, в которой установлена икона Троеручица.

Сейчас уже восстановлена пара дополнительных пещерных храмов, появились новые монашеские кельи, ремесленные мастерские, постройки для скотины. Строительство все еще продолжается. На территории монастыря бьет родник, благословленный с помощью образа «Животворящий источник». Над ним находится часовня. Над ней – выложенная мозаикой картина, ставшая известной еще в Константинополе, когда исцелился слепец.

Свидетелем события стал Маркелл, солдат, впоследствии ставшим императором. Набрать святую воду из родника может любой гость монастыря либо купить уже разлитую в бутылках в местной лавке. В пещерном храме удивительная акустика и звук богослужений и молитв достигает даже до развалин Чуфут-Кале. В результате создается ощущение, что даже окружающее пространство молится с монахами.

Стена вдоль лестницы украшена различными рельефными медальонами. Причем у каждого – мешочек с землей, которую привозят со всех святых уголков мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector