Образ, созданный самим христом. читаем иконы с академиком алексеем лидовым
Содержание:
- Убрус на Руси
- История праздника
- История иконы Спас Нерукотворный
- «Спас Нерукотворный» – история происхождения
- Нерукотворный Спас
- Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа
- Значение иконы Спас Нерукотворный
- Различные изображения Спаса
- Что можно делать 29 августа всем православным
- Чудотворная икона «Спас Нерукотворный»
- Особенности иконы
- В поисках мастера
- Иконография
- Значение
- Известны две похожие реликвии: Плат Вероники и Туринская Плащаница
Убрус на Руси
Вполне возможно, подлинники Мандилиона и Керамиона видели св. Ольга, крестившаяся в Константинополе, и ее внук, равноап. Владимир. А первые такие иконы появляются на Руси еще с IX в.
Авторы копий
Большинство их остались неизвестными. Из тех, чьи имена все же сохранились, можно назвать прп. Андрея Рублева, мастеров XVIIв. Симона Ушакова, Феодота Ухтомского.
Новгородская икона 12 века
Это самый древний из известных сейчас русских списков образа. Создавший его мастер неизвестен. До революции икона хранилась при Успенском соборе Кремля, ныне – в Третьяковской галерее.
Андрей Рублев, «Спас»: год создания и где находится подлинник
Прп. Андрею приписывают образ, хранящийся в Третьяковской галерее. Он стал образцом для русских мастеров последующих лет. Образ написан во 2 пол. XIV в. Его смысловой центр – Лик Господа, окруженный нимбом.
Главная святыня Воскресенского собора города Тутаева (бывший Романово-Борисоглебск) Ярославской области — чудотворная икона «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса».
Старинная икона в Тутаеве
От других ее отличают большие размеры – высота и ширина образаXV в. чуть менее 3 м.
Интересный факт
Вот как описывает его искусствовед начала XX в. Ю.Шамурин: «страдающие и строгие глаза Спаса напоминают о другом искусстве, более древнем, но и более вдохновенном, воплотившем трепетное смирение народа-страдальца. Спас грозный и страдающий, проникновенно глядящий широко открытыми печальными глазами, весь лик незабвенно прекрасный своей одухотворённостью, свидетельствует о иконописном мастерстве XV и XVI веков».
Ныне икону почитают чудотворной не только православные, но и старообрядцы.
Явление чудотворной иконы в Ярославле
Образ явлен 25 июня 1612 г., когда в город вступило ополчение Минина и Пожарского, шедшее на освобождение Москвы от поляков. Тогда в Ярославле шла эпидемия, от которой многие умирали. Тогда была найдена икона, крестный ход с которой остановил моровое поветрие и одновременно – воодушевил горожан на защиту страны. На месте чудного явления позже воздвигли храм.
Вятский
Список относится к сер. XVII в. Он узнаваем по фигурам Ангелов близ Христа. Образ прославился прекращением эпидемии, после чего его перенесли в Москву.
Интересный фактКремлевские ворота, через которые святыню несли до Успенского собора, с тех пор именуются Спасскими.
Икона 17 века, автор Симон Федорович Ушаков
Любимый иконописец царя Алексея Михайловича создал ее для царской семьи. По кончине государя его вдова Наталья Кирилловна, благословила ею старшего сына, будущего первого Российского Императора.
Спас Нерукотворный Ушаков Симон Федорович Школа: Оружейная палата Московского Кремля Конец 1660-х — начало 1670-х Государственный исторический музей, Москва Из Троицкого собора Успенского монастыря в Александровской слободе.
Любимая икона Петра I
Царь всегда брал ее, отправляясь на войну, позже перевез в Петербург. Список образа возил с собой Александр III. Он был с царем во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г., когда при крушении поезда вся царская семья осталась невредима.
Харьковский
Икона написана в XVIII в., находилась при Борисоглебском монастыре. В советские годы ее скрывали верующие, постепенно лик потемнел. Обновление образа произошло 20 июля 1997 г. Чудо засвидетельствовано комиссией епархии. Вот что говорят очевидцы:
«…20 июля, в воскресный день, при совершении Божественной Литургии, во время чтения Св. Евангелия при открытых Царских вратах, прихожанки храма — Канонникова Ксения, Малько Ирина Васильевна и другие — увидели сияние яркого золотистого света в виде вспышки и ощутили как бы движение воздушной волны с тихим шелестом. Произошло это мгновенно и было явно ощутимо. Душа их при этом явлении наполнилась глубоким миром, благоговейным страхом, и они решили исповедываться, чтобы не впасть в заблуждение духа прелести.
Обновление Св. Иконы впервые увидели во время пения Херувимской песни пономарь Пестунов Андрей и девятилетний отрок Николай Забродский.
По их словам, Икона блистала ярким, золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. От иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней, по истечении которых, начало угасать».
История праздника
Праздник, отмечаемый Русской православной церковью 29 августа, посвящен перенесению из Едессы (Эдессы — города в Месопотамии, ныне — территория Турции) в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Событие относят к 944 году, западные церкви отмечают этот праздник 16 августа.
Преданий о Нерукотворном образе Иисуса Христа несколько. Наиболее древней считается история, связанная с чудесным исцелением больного проказой царя Эдессы Абгара, к которому был послан художник, чтобы изобразить лик Иисуса. Изображение Спасителя должно было помочь царю исцелиться. Но художнику не давался образ, тогда основатель местной христианской церкви Фаддей (апостол от семидесяти, проповедовавший учение Христа в I веке) принес царю убрус — платок, которым Христос отер лицо после умывания и на котором запечатлелся его образ.
Образ, который называют Мандилион, считается первой христианской иконой. Поскольку борода Иисуса после умывания была мокрая, она отпечаталась на убрусе одной прядью в виде клина. Отсюда название Нерукотворного образа — Спас Мокрая Брада. Этот образ помог царю исцелиться от проказы.
В 944 году войско императора Романа I Лакапина осадило Эдессу, и жители города в обмен на мир отдали победителю драгоценный убрус, после чего Спас Нерукотворный был торжественно перенесен в Константинополь.
История иконы Спас Нерукотворный
Икона Иисуса характеризуется особым значением в православной иконописи. Данная святыня имеет две версии возникновения: • на полотенце (Мандилиона); • на камне (Керамион).
Согласно первому преданию, в котором говорится, что однажды правитель Авгарь слег с опасной болезнью и обратился письменной просьбой к Христу избавить его от проказы. Иисус Христос отправил царю письмо, но болезнь не отступала.
Тогда царь послал своего придворного художника с приказом сделать портрет Христа. Но смотря на безуспешные старания слуги, Спаситель взял чистый платок и миску с водой. Сполоснув свое лицо Христос взял полотенце и оставил свой облик на нем. Когда художник Авгаря отправился обратно, то заночевал в городке Иераполе и схоронил полотенце с запечатленным обликом Иисуса в каменных плитах. На следующие утро на одном из камней отобразился лик Христа. Когда царю Авгарю слуга отдал чудотворное полотенце с изображением Христа, то болящий моментально избавился от болезни.
Платок и Плита вскоре отправили в Царьград, а через несколько лет эти святыни были доставлены и в Киевскую Русь. Лик Спасителя на полотенце характеризуется чуть большим значением, чем на камне. Но божественная помощь одинаково приходит, к верующим, которые возносят молитвы перед данными святынями. Дорогие Друзья, напоминаем, что у нас на страницах Вы можете купить икону Стас Нерукотворный, а также купить иконы Господа и купить иконы Иисуса Христа и даже купить икону Тайная Вечеря!
«Спас Нерукотворный» – история происхождения
Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.
Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.
Нерукотворный Спас
Этот праздник отмечается уже после окончания Успенского поста – 29 августа по новому стилю. Точнее он называется: «Перенесение в Константинополь из Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа». Событие это относится к 944 году. Предыстория же произошла в годы земной жизни Спасителя.
История появления первого Нерукотворного образа Спасителя
Один благочестивый царь по имени Авгарь имел страшную
болезнь. Ему мучила проказа и подагра. Он уже не мог самостоятельно
передвигаться. Но, услышав про исцеления Христом многих больных, он решил
написать Ему письмо и передать его со своим слугой Ананией.
В письме царь убедительно просил Христа приехать к нему в город Едессу, указывал место, где можно скрыться от преследования язычников. Также он, поскольку он никогда не видел Христа в жизни, попросил слугу нарисовать Его портрет. Анания сумел передать письмо Иисусу, затем он встал на возвышении, чтобы лучше было видно, попробовал нарисовать портрет Спасителя. Но это ему никак не удавалось. Лицо Христа все время менялось из-за действия Благодати.
От Всеведущего Бога ничего не может скрыться, поэтому Христос узнал о намерении Анании и подозвал его. Затем Он умылся и утерся полотенцем, на котором отобразился Его лик. Таким образом появился первый Нерукотворный образ Спасителя.
Исцеление царя
Отдав его Анании, Христос велел передать царю, что Он пошлет
к нему для исцеления Своих учеников. Когда Авгарь увидел образ на полотенце, он
упал перед ним на колени и стал молиться. Тут же произошло чудо: царь исцелился
от подагры и от проказы, от которой осталось лишь небольшое пятно на лбу.
Вскоре в Едессу прибыл апостол Фаддей, который окрестил царя. После совершения Таинства Авгарь полностью исцелился. В знак благодарности царь велел поместить образ над городскими воротами в нише, где раньше стоял идол. Теперь каждый входивший в город вынужден был поклониться образу Христа.
Дальнейшая судьба образа
Спустя несколько лет внук благочестивого царя снова обратился к идолопоклонству и решил убрать Нерукотворный образ. Епископ, узнав про это, велел замуровать нишу, а перед ней зажечь светильник.
В шестом веке на Едессу напали персы. Тогда епископ вспомнил об образе, велел раскрыть его. К удивлению многих спустя несколько веков светильник перед образом все еще горел! А на черепице, которая закрывала его, отпечатался лик Спасителя.
Епископ взял этот светильник и окропил врагов маслом из
него. Тотчас огонь вырвался и попалил захватчиков, которые в ужасе обратились в
бегство.
Спустя несколько лет Едессу все же смогли захватить персы. Затем ее отвоевали, но опять арабы захватили город. Тогда благочестивый царь Роман повелел перенести Нерукотворный образ в Константинополь. В честь этого события и был установлен этот праздник.
В этот день также празднуется Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Ей молятся женщины, ожидающие появления на свет младенца. Она помогает во время беременности и родов.
Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа
Для верующих христиан мотив, связанный с распятием Иисуса Христа, один из важных библейских сюжетов. Несмотря на то что многие иконы, раскрывающие «страсти Христа» могут выглядеть немного по-разному, большинство их них имеют и некоторые общие канонические тенденции, среди которых:
- изображение на иконе Божией матери, которую обычно иконописец помещает справа от Иисуса;
- с противоположной стороны от Богоматери обычно находится Иоанн Богослов — один из 12 апостолов Христа;
- с каждой стороны от Спасителя расположены два распятых разбойника;
- на переднем плане, словно бы под крестом обычно располагаются три римских воина.
На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.
Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка
Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.
Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.
Значение иконы «Распятие Иисуса Христа» раскрывается главным образом в том, что такой тип иконы можно считать кратким изложением Евангелия. Для тех, кто мало осведомлен о событиях, происходящих во времена Христа, такая икона служит как бы главным источником знаний, необходимых для каждого христианина.
Существуют некоторые отличия в иконописных изображениях данного сюжета. Что касается фона, то на более ранних иконах преимущественно 9-10 веков для его создания использовались мрачные, густые тона, как бы подчеркивающие трагизм происходящего, обостряя ситуацию эмоционально, и одновременно как бы выталкивая изображение Иисуса из полотна, изображая его как бы наполненным светом, что создавало впечатление на смотрящего, будто Христос находится прямо перед ним.
Одновременно с таким изображением существуют и иконы, где основной цвет фона — золотой, служащий символом победы света над тьмой, и жизни над смертью, как бы предвосхищая тем самым еще один известный сюжет — Воскрешение Иисуса Христа. Золото, используемое в иконографии, символизирует также и величие Христа, положившего свою жизнь за людей.
Интересно! Следует отметить, что также на иконах присутствует и еще одна деталь, указывающая на торжество победы Спасителя над смертью, это череп, находящийся на земле, у основания распятия, вызывающий в мыслях каждого христианина известные строки о Воскрешении Иисуса «смертию смерть поправ».
Распятые разбойники
Икона Распятие Господа – одна из самых популярных, поэтому неудивительно, что она имеет немало вариаций. В некоторых вариантах по две стороны от Христа расположены распятые разбойники. Согласно Евангелиям, один из них, благоразумный, раскаялся и попросил прощения за свои грехи. Другой же, безумный, насмехался и говорил Иисусу, что раз тот Сын Божий, то почему Отец не помогает и не избавит от страданий.
На образах раскаявшийся разбойник всегда расположен по правую руку от Христа, его взор обращен к Богу. Голова нашего Спасителя тоже склонена в его сторону, поскольку раскаявшийся получил прощение, после смерти его ждет Царство Небесное. Безумный разбойник на распятии часто изображается вообще развернутым спиной – за совершенные поступки преступнику уготована дорога в ад.
Значение иконы Спас Нерукотворный
Данная чудотворная икона Спасителя включает в себя пару особенных деталей: • Святой образ представляет собой обязательный предмет в программе обучения иконописцев и является их выпускной работой; • Данный лик Спаса считается уникальным изображением Господа с нимбом, завершенного вида. Это означает мир и законченность устройства вселенной; • Соразмерность изображения лика Иисуса. Лишь немного косят глаза в сторону, чтобы предать больше жизни. Соразмерность образа символизирует соразмерность всех созданий Божьих; • Икона Спасителя не проявляет мучения либо горе. Она излучает покой, гармонию и непорочность, а также полную свободу от проявления любых чувств. Икону чаще всего приводят как иллюстрацию к понятию «непорочная красота»; • На святыне запечатлен портрет Спасителя, одно его лицо. Такая характерная черта имеет разные значения. Одно из них гласит, что глава выделяет верховенство души над телесами, а еще символизирует, то что предводителем в духовной жизни по-прежнему является Иисус Христос. Святой образ является уникальным и единственным изображением облика Иисуса Христа. Другие же Образы Спасителя изображают его в полный рост либо в движении.
Различные изображения Спаса
-
Мандилион. Jacek Wróbel SJ.
Вятский Спас Нерукотворный
Вятский образ Спаса Нерукотворного в Новоспасском монастыре, XIX век
Спас Нерукотворный в Спасском соборе Вятки (Кирова), 2010
Сама икона была оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а другой написали над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими. В 1839 году оригинал иконы был украшен серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году.
Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и своеобразные особенности лика Христа. На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты. Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части. Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.
После 1917 года оригинал иконы в Новоспасском монастыре и список над Спасскими воротами был утрачен. Ныне в монастыре хранится список XIX века, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала. Список, оставленный в Вятке, хранился до 1929 года, после чего также был утрачен.
В июне 2010 года при помощи научного сотрудника Вятского художественного музея Галины Алексеевны Моховой было установлено, как точно выглядела чудотворная Вятская икона, после чего был написан новый точный список Спаса Нерукотворного и в конце августа отправлен в Киров (Вятку) для установки в Спасском соборе.
Харьковский Спас Нерукотворный
Чудотворная икона византийского стиля, атрибутирована XVIII веком, длительное время находилась в Харьковской епархии. Чудесным образом одномоментно обновилась при свидетелях в Борисоглебском монастыре в 1997 году.
Что можно делать 29 августа всем православным
- Ранним утром в православный праздник 29 августа принято было посещать службу в церкви, освящать собранные овощи, фрукты и хлеб, испеченный из зерен нового урожая.
- На Ореховый спас 29 августа можно и нужно купить любое холщевое или полотняное изделие – оно принесет удач и достаток в дом.
- На Ореховый спас существовал обычай пить родниковую воду – считалось, что она укрепить здоровье и защитит от болезней на весь год.
- В народе спас называли Ореховым, так как к 29 августа поспевали лесные орехи и крестьяне отправлялись на их сбор.
- Счастливым знаком считалось найти двойной или тройной орех – это сулило скорое богатство и удачу во всех начинаниях.
- Мужчины отправлялись в поле и занимались посевом озимых культур. Женщины провожали их с хлебом и солью – к хорошему урожаю.
- На Ореховый спас принято выпекать хлеб или пироги из муки нового урожая. Этот хлеб должны были отведать все члены семьи – крестьяне верили, что это подарит здоровье и благополучие всей семье.
Sat, 28 Aug 2021 15:43:56 +0300
Чудотворная икона «Спас Нерукотворный»
Нерукотворный образ Спасителя считается самой ценной и единственной в своем роде иконой. Этой иконе поклоняются христиане всего мира, ведь нерукотворный образ способен полностью изменить жизнь каждого, кто искренне попросит об этом.
История иконы
По преданию, икона появилась с помощью настоящего явленного чуда. Царь Эдесса Авгарь заболел проказой и написал письмо Иисусу, прося исцелить его от страшной болезни. Иисус ответил на послание, но письмо не исцелило царя.
Умирающий монарх отправил к Иисусу своего слугу. Прибывший мужчина передал Спасителю свою просьбу. Иисус выслушал слугу, подошел к сосуду с водой, умылся и вытер лицо полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался Его лик. Слуга забрал святыню, отвез Авгарю, и тот полностью исцелился, лишь прикоснувшись к полотенцу.
Иконописцы Авгаря переписали лик, оставшийся на полотне, а саму реликвию закрыли в свиток. Следы святыни теряются в Константинополе, куда свиток был переправлен для безопасности на время набегов.
Описание иконы
На иконе «Спас Нерукотворный» не изображаются события, Спаситель не выступает в роли недосягаемого Бога. Только Его лик, только взгляд, направленный на каждого, кто подходит к иконе.
Это изображение несет в себе главную мысль и идею христианской веры, напоминая всем, что именно через личность Иисуса человек может прийти к истине и войти в Царствие Небесное. Молитва перед этим образом подобна разговору наедине со Спасителем.
О чем молятся иконе
Каждый православный, молящийся перед иконой «Спас Нерукотворный», ведет самый честный разговор со Спасителем о своей жизни и жизни вечной. Этому образу принято молиться в самых сложных жизненных ситуациях, когда отчаяние, уныние или гнев не дают жить по-христиански.
Молитва Спасителю перед этим образом способна помочь:
- в исцелении тяжелой болезни;
- в избавлении от печалей и горестей;
- в полном изменении жизненного пути.
Молитвы нерукотворному образу Спасителя
«Господи, Боже мой, Твоей милостью дана мне жизнь моя. Господи, Ты ли оставишь меня в моей беде? Укрой меня, Иисусе, и спроводи за черты моей беды, убереги от новых потрясений и укажи мне путь к покою и миру. Прости мне мои прегрешения, Господи, и позволь смиренно войти в Царствие Твое. Аминь».
Эту молитву следует читать, когда вся привычная жизнь разрушена, и грех уныния заполнил душу. Слова этой молитвы способны помочь идти дальше, веря в милость Божию.
«Спаситель Небесный, Создатель и Заступник, Приют и Покров, не оставь меня. Исцели, Господи, душевные и телесные раны мои, убереги от боли и бед и прости мне мои прегрешения, вольные и невольные. Аминь».
Эту молитву нужно читать в болезни или в любой сложной ситуации.
«Господи, Твоей милостью очищусь, и обрету благодать Твою. Боже мой, не оставь меня в горести и беде, одари своим сиянием и позволь обрести Твое благословение. Аминь».
Эта короткая молитва способна придать сил и помочь принять верное решение.
Как выглядит икона
Этот образ Иисуса — единственный, где Спаситель изображен в портретной манере. На этой иконе Господь не ведет за собой, не указывает, не наставляет и не просвещает. Он просто присутствует, оставаясь наедине с каждым, пришедшим к Нему.
Спаситель изображается с прямым взглядом, направленным в глаза каждому, представшему перед Ним. Его волосы и борода изображаются мокрыми, передавая историю появления чудотворной иконы.
День памяти и почитания иконы «Спас Нерукотворный» — 29 августа по новому стилю. В это время молитвы Спасителю способны изменить судьбу и направить жизнь по иному руслу. Мы желаем вам мира в душе и веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
Особенности иконы
Этот чудотворный образ в обоих своих проявлениях (выполненный как на холсте, так и на керамике) имеет ряд особенностей и обычаев, с ним связанных. Так, он рекомендован начинающим иконописцам как первая их самостоятельная работа.
Икона Спаса Нерукотворного – единственный образ, на котором нимб вокруг головы Иисуса имеет форму правильного замкнутого круга с находящимся внутри крестом. Все эти детали, как и цвет волос Спасителя, общий фон иконы (на самых древних иконах фон всегда оставался чистым), несут свою смысловую нагрузку.
Бытуют мнения, что созданный без кисти и красок портрет, которым является, по своей сути, икона «Спас Нерукотворный», — фото Христа, запечатлевшее его лицо.
В православии эта икона всегда, с момента привоза ее списка из Константинополя в 1355 году, играла особую роль. Хотя самые древние иконы этого вида появились на Руси еще в XI веке, только со второй половины XIV века все, связанное со «Спасом Нерукотворным», позиционируется на уровне государственного культа и внедряется повсеместно. Под него строятся храмы, этот лик изображен на знаменах русских войск в самых решающих для страны битвах – от Куликовской до сражений Первой мировой войны. Слово «стяг» заменяется постепенно словом «знамя» (от «знамения»). Хоругви с изображением «Спаса Нерукотворного» стали неотъемлемой частью побед русского оружия.
В поисках мастера
Глубина замысла не оставляет сомнения, что двусторонняя икона задумана выдающимся иконографом. При этом живопись на двух сторонах удивляет разницей манер исполнения. Обе характерны для конца XII века, но контрастируют между собой. Лик Христа написан в идеально-гладкой манере с доминирующей правильной геометрией всех основных форм.
Алексей Лидов
Тип лица характерен для комниновского периода византийской иконописи (от имени основной правящей императорской династии XI-XII веков), с аскетичным обликом, удлиненным овалом, тонкими чертами лица, заостренным носом, артикулированным рисунком глаз и бровей
Обращает на себя внимание почти орнаментальная раздваивающаяся борода и прочерченные золотыми линиями волосы, уложенные в идеально правильную прическу. При сравнении с собственно византийскими, в первую очередь константинопольскими, образами возникает впечатление некоторой нарочитости художественного решения, негреческой декоративности всех форм, что говорит скорее о древнерусском, чем византийском вкусе.
Это древнерусское начало в изображении на обороте выражено гораздо ярче. С большой вероятностью этот образ писал местный новгородский мастер. На новгородское происхождение мастера указывают также и характерные особенности надписей, отсылающих нас к новгородскому диалекту – например, написание «ц» вместо «ч» и ряд других деталей
Обращает на себя внимание назидательная конкретность образов и упрощенно-экспрессивный стиль, чуждый константинопольских изысков и рассчитанный, при всем выдающемся мастерстве исполнителя, на яркость и доходчивость.
Этому стилю можно найти аналогии в росписи церкви Спаса на Нередице 1199 г., над которой трудился целый ряд совершенно разных по своим эстетическим установкам художников (примеры их искусства сохранились до сегодняшнего дня только в небольших фрагментах, а до гибели во время Великой Отечественной войны эти образы можно было увидеть в идеальной полноте). С большой вероятностью один из мастеров, работавших в церкви Спаса на Нередице в 1199 году, был автором и оборота иконы конца XII века. Нельзя исключить, что этим мастером мог быть иконописец Олисей Гречин, усадьбу которого около сорока лет назад раскопала Новгородская экспедиция. При этом была обнаружена целая серия связанных с ним уникальных берестяных грамот.
Святая Земля в храме – и можно ли ходить ногами по образам
Однако в гипотезах и предположениях надо быть осторожными. Мы, честно говоря, до сих пор не очень понимаем, как существовала художественная среда в Новгороде и что из себя представлял этот мастер, о жизни которого мы знаем больше, чем о любом другом средневековом художнике: археологи раскопали его усадьбу, нашли берестяные грамоты, написанные его рукой, нашли письма к нему, в том числе с уникальными заказами на иконы.
Прозвище мастера – Гречин (грек) – явно указывает на его связь с Византией. Опять-таки, не очень понятно, в чем эта связь заключалась. Вполне объяснимо желание исследователей, которые хотят связать эту икону «Спас Нерукотворный и Поклонение Кресту» именно с творчеством Олисея Гречина, обрести редкого мастера с точно известным произведением. Но данных, прямо подтверждающих это, у нас нет, и мне кажется, лучше оставить версию на уровне предположения и гипотезы, чем дальше умножать догадки там, где пока нет неопровержимых доказательств и несомненных фактов.
На данный момент мы можем быть уверены в том, что эта икона Спаса Нерукотворного с Поклонением Кресту на обороте относится к концу XII века, происходит из Новгорода и с большой вероятностью мастер или мастера, написавшие эту икону, – выдающиеся художники своего времени, принимавшие участие в росписи церкви Спаса на Нередице.
Главное – до нас дошел уникальный во многих отношениях памятник. Важный и с точки зрения художественного совершенства, поскольку, на мой взгляд, это самый совершенный образ Спаса Нерукотворного во всем византийском искусстве. Кроме того, это памятник с уникальной иконографической программой, которая, по всей видимости, связана с совершенно конкретным сакральным пространством и играла в этом пространстве принципиально важную роль.
Иконография
Задолго до того, как реликвии были потеряны, по всему миру распространились их копии.
Описание
Это не просто изображение Христа, но еще – образ древней святыни. К особенностям таких икон принадлежат:
- изображение только Лика;
- оно пишется чаще всего на фоне белого плата, несколько реже – глиняной черепицы.
При общей узнаваемости образа, есть некоторые его варианты.
Мокрая брада
Христос написан с прямыми – как бы мокрыми – власами и бородой. Это напоминает о том, что Он умыл Лик, прежде, чем приложить плат.
С деяниями
Сравнительно нечасто встречающийся тип образа: на полях его клейма, представляющие историю иконы.
Икона – прямое свидетельство реальности Бога, Царства Небесного, поэтому ее, как символ веры, часто помещали на знаменах, над вратами города.
Значение
Святое изображение на полотне Спас Нерукотворный не выражает страдания и боли, как на большинстве икон. В нем наблюдается успокоение, чистота и равновесие, свобода от любых свойственных земному человеку эмоций. Изображенный нимб имеет замкнутый тип, что олицетворяет собой гармонию и завершенность устройства наземного мира.
Рис 2 Икона «Спас нерукотворный» — это единственное изображение лица Спасителя. Все остальные святые Лики демонстрируют Его в движении и во весь рост.
На чудотворном лике Всевышнего все черты изображены в строго симметричном порядке, лишь глаза слегка скошены в стороны, для более естественной картины. Симметричность знаменует собой правильность и симметричность всего созданного Господом Богом. Портрет без плеч и туловища, свидетельствует о главенстве духовного мира над материальным. Главным в церковной жизни остается Сын Божий.
Известны две похожие реликвии: Плат Вероники и Туринская Плащаница
В западной христианской традиции известны две реликвии, которые очень напоминают Спас Нерукотворный.
Плат Вероники
По преданию, некая девушка по имени Вероника вышла к Иисусу Христу, когда Он нёс крест, и вытерла Его лицо льняным платком, либо просто дала его, чтобы Тот мог утеряться сам.
В некоторых версиях она дала Спасителю воды. Лик Мессии отпечатался на платке. Есть две любопытные детали этой истории:
- «Вероника» — возможное искажения латинского vera icon (истинный образ);
- На плате Вероники Христос в терновом венце, но образ часто путают со Спасом, поэтому эта деталь в иконографии, бывает, изображается не на «подобающей» иконе. Немало Спасов с этим самым венцом.
В отличие от Спаса, плат Вероники не утерян. Более того — их минимум два (есть даже больше). Какой подлинный — спорят. Возможно, что и никакой, так как предание не зафиксировано раньше XIII века.
«Вуаль Вероники» в соборе Святого Петра в Ватикане.
Ватикан не демонстрирует этот плат и некогда уничтожал все существующие репродукции под страхом отлучения от церкви.
Иезуитский историк искусства Иосиф Уилферт сообщает, что видел реликвию и она выглядела как обычный платок с двумя невнятными коричневыми пятнами.
Возможно, репродукция Плата Вероники из Ватикана
4 «Лик из Манопелло».
Венец отсутствует, что явно указывает на подделку.
«Лик из Манопелло»
Туринская Плащаница
Ткань с изображением на ней во весь рост человека, похожего на канонический образ Иисуса Христа. Преподносится, как погребальный саван Спасителя. Способ нанесения изображения долгое время оставался загадкой.
Попытки его воспроизвести вышли спорными
Христианский мир с осторожностью высказывается о подлинности реликвии. Есть компромиссное мнение, согласно которому, Спас Нерукотворный и Туринская Плащаница — это одно и то же
Просто в Эдессе ткань складывали в несколько раз, так что оставалось видно только лицо. Исторически это возможно. Спас последний раз видели в 1204 году, а о Плащанице впервые сообщили в 1353 году.
Туринская Плащаница может быть тем самым спасом нерукотворным