Спасский собор

История основания храма

В Гиреево на собственной земле князья Голицыны возвели церковь. Строительство датируется 1714-ым годом. Иван Алексеевич Голицын направил письмо царю, в котором просил разрешить начать поставить церковь у себя в усадьбе.


Храм Спаса Нерукотворного в Перово.

Пётр I одобрил намерения князя Голицына и к 1718 году строительство завершилось. Местный митрополит Стефан Яворский освятил храм после чего в нём начали регулярно проводиться священные службы и литургии.

К концу второй половины XVIII-ого века имение было продано другим собственникам. Храм стал менять в и часто оставаться заброшенным. Он становился часовней или вовсе был закрыт.

Новые владельцы старались поддерживать хороший вид здания только снаружи, но интерьер и внутренняя отделка постепенно приходили в негодность.

Это случилось, когда его младший сын — Иван Александрович, построил рядом посёлок Новогиреево. Посёлок был благоустроенный, комфортабельный с больницей, телеграфом и вокзалом, из него ходили в Москву железнодорожные экипажи на конной тяге.

Посёлок был дачного типа, в нём проживало свыше 3000 человек. Верующим людям понадобилась городская церковь, и Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово был вновь открыт.


Храм Спаса Нерукотворного в начале ХХ века.

После революции, в 1922 году храм был разграблен, а в 1941 году надолго закрыт. Только в 1989 году храм был возвращён в лоно церкви, но официально первая литургия после долгого перерыва была отслужена аж в 1991 году.

История[править | править код]

Строительство и перестройкиправить | править код

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на его месте был выстроен Спасский собор из плинфы, фрагменты которой обнаружены в ходе раскопок 1993 года под научным руководством Олега Ульянова. От Спасского собора из плинфы сохранились архаичные по своей стилистике и исполнению белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, входившие в первоначальную алтарную преграду. Между 1425 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени с каменной алтарной преградой под высокий иконостас, от которого уцелели пазы под тябла, сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм.

В росписи собора весной 1428 года участвовал Андрей Рублёв, для которого она стала, согласно агиографическим источникам, «конечным рукоделием» (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).

Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной палатой в ней, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.

Изменения XIX векаправить | править код

В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в — гг. — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в — гг., по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.

XX векправить | править код

В 1934 году в связи с предполагаемым сносом всего Андроникова монастыря собор был обмерен и обследован архитектором Петром Максимовым. Был составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала представление об архитектурной ценности Спасского собора.

В 1959—1960 годах здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Льва Давида и Сергея Подъяпольского: глава воссоздана по аналогичным памятникам XII — начала XIII века, закомары и кокошники — по уцелевшим следам примыкания и по фрагментам. Однако спорными остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.

С 1989 года ведутся археологические раскопки, в результате которых в 1993 году обнаружены древний престол Спасского собора и прямо под ним древнейшие захоронения, атрибутированные научным руководителем археологических исследований Олегом Ульяновым как могилы основателей Андроникова монастыря — преподобных старцев Андроника Московского и Саввы Московского.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Церковь Михаила Архангела – построена под патронатом жены Петра I, Евдокии Лопухиной (в монастыре был семейный некрополь этого рода). На нижнем ярусе была размещена семейная усыпальница этого рода. Сегодня церковь является музейной экспозицией.
  • Часовня «Проща» возведена на том месте, где преподобный Сергий Радонежский простился со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря.
  • Соборный храм Спаса Нерукотворного – первое каменное монастырское творение, одноглавый храм с подчеркнуто строгим интерьером. В первой трети прошлого века здесь проводили раскопки, в ходе которых нашли мощи святых и древний престол храма. Фрагменты фресок, которыми в середине XV века расписал Спасский собор Андрей Рублев, сохранились до сегодняшнего дня.
  • Трапезная палата – памятник, сохранившийся с XVI века, являлся одним из первых подобных строений российских зодчих. Ее своды поддерживаются единственным столбом. В Трапезной палате размещены музейные выставки.
  • Музей древнерусского искусства – уникальный музей, в фондах которого хранятся более десяти тысяч древнерусских произведений искусства, включая иконы, рукописные книги, церковную утварь, колокола. Сюда свозили ценности из закрываемых монастырей. Именно так попала не одна гробница-саркофаг XVIII века на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Наиболее древней из них является плита Прасковьи Клешниной, а лучше всего сохранился памятник Марии Головиной. Что касается некрополя самого Андроникова монастыря, отреставрировали только две плиты: Федору Волкову, основателю русского театра, а также меценату Ивану Медведникову.
  • В 1967 году на территории монастыря установили и памятник Андрею Рублеву, который позже заменили другой скульптурой, которая находится здесь и сегодня.

Расписание богослужений

Если вы относитесь к числу людей, приехавших в Москву, чтобы получить благословение от церковнослужителей, отстоять литургию в монастыре, то следует знать, в какие дни и когда будет возможно совершить эти действия. (см. о чем просят Спиридона Тримифунтского?)

Для прихожан Андроников монастырь открыт с понедельника по вторник и с пятницы по воскресение, и принимает гостей с 11:00 до 18:00. Но касса во все эти дни работает до 17:15.

В четверг время приема посетителей меняется, с 14:00 до 21:00.

В Монастыре вы сможете поставить свечи святым, попросить благословения у батюшки, помолиться за здравие или упокой родственников.

Архитектурные особенности храма

Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.

Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.

Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.

С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.

В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.

Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.

Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.

Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.

Собор сегодня

Помимо музея сейчас храм располагает церковной школой, где детей учат пению. Хор древнерусского пения славится своими одаренными учениками. Туда берут детей с музыкальными способностями. Когда ребята обучатся, у них есть шанс попасть в профессиональный церковный хор при монастыре. Это считается престижным занятием, ибо на выступления хора приезжают посмотреть и послушать влиятельные люди столицы.

Спасский собор Андроникова монастыря — достояние России. Он прошел через многие испытания вместе с жителями страны, обитель наблюдала становление Российской империи, её последние годы, беспредел советской власти и успехи Союза Советских Социалистических Республик.

https://youtube.com/watch?v=EZ7v6Vcb25o

Паломнику[править]

Актуальное расписание богослужений на официальном сайте

На территории монастыря находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 г. был погребен.

Адрес:

105120, Москва, Андроньевская площадь, 10

(495) 678-14-67, 678-14-89

Режим работы:

Понедельник-вторник, пятница-воскресенье — с 11.00 до 18.00, касса — до 17.15. Четверг — с 14.00 до 21.00, касса — до 20.15. В среду и последнюю пятницу месяца

Храм разрушали и перестраивали

Во время нашествия Наполеоновских войск на Москву, в 1812 году, собор сильно пострадал, сгорел и обрушился купол, полностью погиб иконостас.

В ходе последующих ремонтных работ и реставрации, расширили храм, растесали дверные проемы, увеличили окна. Роспись практически полностью была уничтожена, остались лишь фрагменты руки Рублева на откосах окон храма.

Фрагменты росписи на откосах храма, принадлежащие кисти Андрея Рублева

Уже в 1813 году здание было полностью восстановлено, но в течение XIX века еще несколько раз перестраивалось.

В пожаре сгорело практически все, начиная от купола и заканчивая внутренним убранством. Остался целым и невредимым лишь ковчег с мощами первых настоятелей монастыря, причисленных к лику святых преподобных Андроника и Саввы.

В 1848 году архитектор П. А. Герасимов возводит новый восьмигранный барабан с высоким шатром.

С северной стороны пристраивается придел в честь преподобного Андроника, первого настоятеля монастыря.

С южной — придел во имя Успения Пресвятой Богородицы, все три крыльца здания и паперть кроется железом.

При перестройках изменяется и иконостас. Изначально четырехъярусный, с изысканным декором, он превращается в классический, характерный для XIX века, монументальный и сдержанный.

В 1867 году его сменяет новый пятиярусный иконостас с позолоченной резьбой.

А в 1918 году Спасо-Андроников монастырь закрыли, из храма всю утварь растащили. Пропали и святые мощи преподобных Андроника и Саввы, доселе хранившиеся в Спасском соборе.

Алтарь Спасского собора, после реставрации роспись стен решили не восстанавливать.

В 1354 году митрополит Алексий приступает к строительству Спасо-Андрониковой обители

Шторм утих. Судно благополучно пристало к русскому берегу и уже в Москве митрополит обратился к преподобному Сергию Радонежскому с просьбой отдать ему ученика Андроника для создания монастыря с церковью Спаса Нерукотворного.

Произошли эти события в 1354 году. Преподобный Андроник стал настоятелем монастыря, а в 1360 году была построена деревянная Спасская церковь.


Нерукотворный образ Спасителя. Митрополит Алексий молился о спасении во время шторма перед этой иконой и дал слово, что по возвращении на родину, построит храм в Москве

С течением лет деревянные стены церкви обветшали, и в 1420 году, при митрополите Фотии, принято решение построить каменный храм.

Так, в конце 1420-х годов был возведен, уникальный по своей архитектуре Спасский собор.

В 1425 году Андрей Рублев со своей иконописной артелью отправился в Москву расписывать новый елокаменный храм Спасо-Андроникова монастыря.


прп. Андрей Рублев. Именно он расписал новый белокаменный храм Спасо- Андроникова монастыря

Это была последняя работа великого мастера. В 1430 году иконописец скончался и был погребен в стенах Андрониковой обители.

Интересные факты о Спасском соборе Андроникова монастыря

Спасский собор Андроникова монастыря неразрывно связан с историей страны, в его стенах побывало немало выдающихся людей. Храм и монастырская обитель возведены на знаковой территории — месте встречи русских полков под предводительством великого князя Всеволода Юрьевича с неприятельским войском монгольского хана Батыя.

Имеются сведения о том, что в стенах первого деревянного храма великий князь Дмитрий Донской перед сражением на Куликовом поле (1380 г.) молил Спасителя о победе, здесь же он возносил благодарное молитвословие Создателю.


Фрагменты резных белокаменных блоков, найденных при реставрации Спасского собора. Конец XIV – начало XV в.

В середине 17 века в обители содержался три месяца протопоп Аввакум Петров, заключенный под стражу за проповедничество старообрядчества, неприятие церковной реформы Никона.

Здесь молилась царица Евдокия Лопухина, жена Петра Великого. Стараниями последней русской царицы, равной по роду супругу, над трапезной возвели храм Михаила Архангела. В нижнем ярусе была оборудована усыпальница родителей, близких родственников царственной особы, знатных московских вельмож.

В храм на богослужения приезжал Сергей Васильевич Рахманинов, чтобы послушать удивительное знаменное пение церковного хора. Сейчас в стенах монастыря работает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Возможно, это лучший памятник выдающемуся святому подвижнику, легендарному русскому живописцу. Все написанные им иконы обладали чудодейственной силой.

Андроников монастырь с его дивным Спасским собором — дорогой гость из прошлых столетий, несущий в наш современный мир божественный свет, вековую мудрость и восхитительную эстетику древнерусского искусства.

Оформление статьи: Владимир Великий

Святыня

Главная икона, присутствующая в Андрониковом монастыре — Образ Спаса Нерукотворного. Именно у неё во время бури просил милости церковнослужитель Алексей.

Долгое время икона была потерянной для обители, но в 1999 году её нашли в Историческом музее при Новодевичьем монастыре. С тех пор образ вернули в Андроникову обитель, а для Новодевичьего церковного учреждения сделали список.

Помимо главной святыни, храм приобрел икону Андрея Рублева, отдавая честь этому великому человеку, который благодаря своему таланту написал множество церковных образов.

Были найдены образа святых чудотворцев Андроника и Саввы Московских. Найти икону Андроника оказалось нелегко. В 1920 году настоятель Спасского собора заметил икону в “Андронивском сборнике”. Он нашел автора “сборника” и связался с ним, чтобы узнать, где он нашел образ Андроника.

Затем настоятель и остальные священнослужители собора обратились к церкви Воскресения Словущего Иерусалимского подворья, где и отыскали икону.

Также паломники приходят в обитель, чтобы узреть шесть святых мощей, найденных при археологических раскопках близ собора. Мощи принадлежат монахам, некогда жившим в церковном сооружении.

Престольные праздники

Помимо общепризнанных православных праздников особое значение в храме выделяется следующим торжествам:

  • День празднования Тихвинской иконы Божьей Матери во время которого этот священный образ торжественно выносится через царские врата, для молитв и поклонения.
  • Святой праздник почитания дня великомученицы Ирины отмечается в храме постоянно. Во время почтения её памяти проводятся торжественные литургии и совершается крестный ход. Это знаковый день почитается не только как православный праздник, но ещё имеет особое значение для самого храма. Именно в этот день 18-ого мая в 1991 году совершилось первое богослужение после долгого запустения.
  • 21 мая на всенощное бдение возносятся молитвы образу Святителю Николаю в связи со спасённой иконой Чудотворца.
  • Одна из самых ранних икон храма — это образ Серафима Саровского. В приходе его память празднуется церковью особенной службой с акафистом.

Наружная архитектура

Собор выполнен в честь иконы Спаса Нерукотворного. Храм всем своим видом подтверждает то, как трепетно русские зодчие в древности подходили к созданию этого церковного сооружения.

Вид храма — церковно-купольный, это можно заметить сразу, рассматривая его с лицевой стороны. У обители имеется одна глава и четыре внутренних опоры.

Вся конструкция обители устремлена ввысь, что характерно для эпохи Василия I. Люди хотят быть ближе к богу, а церковь — их главный проводник к Небесным силам.

Силуэт храма напряженный, ожидающий. Это тоже связано со временем, когда был воздвигнут собор. Вся Русь ждала избавления от захватчиков с Востока.

Материал стен монастыря напоминает тот, из которого сооружался кремль. Это блоки из известняка, отшлифованные только с лицевой поверхности.

Верхняя часть обители, где расположен купол, внутри полая, выступающая в роли нежилого маленького помещения. Она нужна, чтобы держать крест и купол, выполненный в виде маленьких квадратов.

Завершает внешнее убранство стиль узких окон в порталах. Он характерен для Древней Руси, чтобы внутрь проникало малое количество света.

История Спасо-Андроникова монастыря

  • Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
  • Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя. Знаете ли вы? Дмитрий Донской, возвращаясь после победы в битве на Куликовом поле, причащался именно в этом монастыре.
  • На территории обители похоронена часть воинов, павших в этом бою. В 1795 году начались работы по возведению колокольни, деньги на которую выделил московский купец-миллионер. Закончилось ее строительство в 1803.
  • В период войны с Наполеоном этот монастырь был разграблен, а после серьезно пострадал от пожара. В советские времена монастырь был закрыт с 1918 года, и здесь был концлагерь ВЧК для политических преступников, колония для беспризорников, комнаты для рабочих одного из местных заводов, располагался Наркомат обороны.
  • В период с 1927 по 1932 год был уничтожен некрополь Спасо-Андроникова монастыря (здесь среди прочих был похоронен и Андрей Рублев), разрушена колокольня. Считается, что Андрей Рублев был иноком этого монастыря, однако документальных подтверждений тому нет.
  • В 1947 году приняли решение об открытии музея, утвердили которое лишь через два года, а воплощать в жизнь начали еще через десятилетие. Первых посетителей музей принял в 1960.
  • В 1989 году монастырь вернули церкви, однако пока он не функционирует.

Архитектурные особенности храма

Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.

Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.

Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.

С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.

В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.

Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.

Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.

Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.

Говорите правильно

Спасо-Андроников монастырь — это сакральная обитель в сакральном уголке Москвы. На территории есть храм, где проходят богослужения. Но монастыря нет — здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Создан Сталиным в 1947 году, распахнул двери в 1960-м. Тогда его коллекция насчитывала несколько сотен экспонатов. А сегодня 13 тысяч раритетов, одних икон 4,5 тысячи. Согласно преданию Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в 1350-е годы. Митрополит Алексий возвращался из Константинополя с византийской иконой Спаса Нерукотворного (отсюда первое слово в названии). В Черном море он попал в шторм и дал зарок в случае спасения построить монастырь. Первым игуменом стал любимый ученик Сергия Радонежского инок Андроник (второе слово в названии).

С точки зрения предков, мы сегодня неправильно произносим название обители. В Средневековье в имени Андроник ударение ставили на последний слог. Но у каждой эпохи свои правила.

Где находится Спасский собор Андроникова монастыря

Андроников Нерукотворного Спаса монастырь основан, согласно исследованиям жизнеописаний святых людей, митрополитом Алексием в качестве митрополичьей резиденции. Заниматься устройством монастыря митрополит определил Андронику — ученику чудотворца Сергия Радонежского. Обитель Всемилостивого Спаса исторически унаследовала его имя.

Изначальный деревянный собор и монастырские стены были предположительно построены в 1357 – 1361 годах. Постройки возводились на великокняжеской земле в 7 верстах к востоку от кремлевских стен, вблизи от устья Яузы. В наши дни архитектурный ансамбль обители территориально вписан в Центральный административный округ столичного мегаполиса.

Монастырский комплекс числится строением №10 на Андроньевской площади. В стенах исторического сооружения работает Музей имени прославленного иконописца Андрея Рублева, собрание которого содержит бесценные объекты древнерусской живописи. В действующем соборе Нерукотворного образа Спасителя проводятся богослужения.

Школа пения и мастерская иконописи

Сегодня на территории храма проходят не только богослужения. При нем действует школа знаменного пения — это основной и старейший вид древнерусского церковного пения, существующий и поныне. Это большая редкость. Есть при соборе и свой хор, который приходил слушать Рахманинов.

По благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме в 1990 году восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря — знаменное пение. И сейчас все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.

В храме работает мастерская иконописи и ведется активная издательская деятельность. На базе монастыря печатаются церковные книги, в которых рассказывается об истории и традициях собора.

Архитектурные особенности храма

Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.

Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.

Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.

С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.

В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.

Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.

Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.

Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector