Памятник русской церковной архитектуры: воскресенский собор в тутаеве
Содержание:
- Информация для посетителей
- Воскресенский собор Тутаева сегодня
- Город Тутаев: Воскресенский собор и его особенности
- Внутренне убранство
- Парк «СССР»
- Площадь Ленина
- Описание Воскресенского собора в Тутаеве
- О чем просят перед образом
- Архитектура, внешний вид
- История
- Святыни
- Настенная живопись
- История храма
- Памятник Ф. Ф. Ушакову
- Икона, под которой пролезают
- Современный облик монастырского ансамбля
- Достопримечательности Казанского монастыря
- История
- Росписи
- Фотографии интерьера[править | править код]
- Интересные факты и легенды
Информация для посетителей
Воскресенский собор Тутаева принимает активное участие в жизни города. Помимо регулярных служб, священники занимаются просветительской деятельностью, помогают бедным слоям населения, работают с молодежью. Так, при церкви открыта воскресная школа для прихожан любого возраста. Тут же можно записаться в церковный хор, на курсы катехизиса или богословия.
Расписание служб
Двери храма открыты для посетителей ежедневно, с утра до вечера. Всю неделю здесь регулярно проводится Божественная литургия, а по выходным и праздничным дням – утренняя и вечерняя служба. На десятое воскресенье после Великой Пасхи совершается крестный ход по Борисоглебской стороне, а накануне Ильина дня – по Романовской.
Совет автора
Как добраться
Воскресенский храм находится по адресу: Ярославская область, город Тутаев, улица Соборная, дом 13а. Проще всего доехать туда машиной или на такси, если следовать по трассе Р151. Также добраться до церкви можно из Ярославля или Рыбинска, откуда ходят регулярные автобусные рейсы. А вот от автовокзала до места назначения придется пройти пешком. Благо, расстояние небольшое – всего пара километров.
Несмотря на свой сравнительно небольшой размер, тутаевский храм очень любим православными верующими. Здесь можно не только помолиться чудотворному образу Спасителя, но также полюбоваться древними фресками, которые сохранились почти нетронутыми.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Воскресенский собор Тутаева сегодня
Воскресенский собор — духовный центр Тутаева. Помимо большого пастырского значения, он играет заметную роль и в культурной жизни города.
Новейшая история Воскресенского собора началась на рубеже 1980—1990-х годов, когда в советской, а затем уже постсоветской стране происходил стремительный религиозный перелом. То, что еще совсем недавно было под запретом, становилось доступно. Идеологическое давление на верующих людей уходило в прошлое, открытое исповедание веры делалось нормой. Массовое обращение граждан к православной вере и Церкви в то время получило у ряда публицистов меткое определение: «Второе Крещение Руси».
Для никогда не закрывавшегося Воскресенского собора одним из проявлений «Второго Крещения» явилось возрождение храмовых традиций, соблюдение которых в течение несколько предшествующих десятилетий не представлялось возможным. Так, в 1989 году возобновился установленный еще в 1793 году крестный ход с чудотворным образом Всемилостивого Спаса по Борисоглебской стороне Тутаева в десятое воскресенье после Пасхи. С 1990 года возродилось проведение крестного хода с той же прославленной иконой по Романовской стороне города в воскресенье перед Ильиным днем — эта традиция берет свое начало в 1888 году, когда Российская империя широко праздновала 900-летиее Крещения Руси.
Духовенство Воскресенского собора не только возрождает традиции, но и стремится использовать во благо своего храма современные технические достижения. Так, в 2006 году была выполнена художественная подсветка собора: в темное время суток 280 ламп мощностью в 500 ватт каждая создают неповторимый ночной образ древней святыни. Есть у главного храма Тутаева и собственный сайт в Интернете. А еще Воскресенский собор оказался связан с космосом — в 2004 году в соборе венчался российский космонавт Ю. И. Маленченко, годом ранее заочно зарегистрировавший брак с супругой во время экспедиции на Международную космическую станцию.
При Воскресенском соборе уже много лет действует постоянный музей. В июле 2012 года в нем открылась новая выставка, посвященная знаменательному юбилею — двухсотлетию победы в Отечественной войне 1812 года. Экспонаты, относящиеся к этой теме, предоставлены из частных собраний коллекционеров Тутаева и Москвы. Посетители могут увидеть подлинные вещи той непростой для нашей страны поры: ядра, награды, картечь, саблю, нательный крест, походную иконку и даже игольницу участника кровопролитных событий 1812 года. Конечно, в церковном музее нашла отражение и богатая история самого Воскресенского собора. Часть экспозиции рассказывает о подвижниках благочестия, чья жизнь была связана с собором: это епископ Романово-Борисоглебский священномученик Вениамин (Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, соборный староста исповедник Георгий, архимандрит Павел (Груздев).
Саша Митрахович 15:58
Город Тутаев: Воскресенский собор и его особенности
Между Рыбинском и Ярославлем, как раз посередине, расположился этот древний населенный пункт. В 30 километрах от областного центра, выше по течению реки Волги, находится г. Тутаев. Воскресенский собор является одним из самых известных его памятников.
Этот туристический объект имеет три особенности:
- в храме хранится знаменитая икона Спаса XV века (она старее, чем сам собор!) — самое крупное изображение Христа Спасителя в России (её параметры: 3,2 на 2,8 метра);
- внутреннее убранство летнего храма собора украшает уникальный резной 8-ярусный иконостас;
- в Воскресенском соборе г. Тутаева прекрасно сохранились настенные росписи XVII века.
Разумеется, лучше один раз увидеть все это воочию, чем просмотреть десятки фотографий в Интернете.
Внутренне убранство
Убранство собора складывалось не одно столетие. Несмотря на то, что каждый период вносил свою лепту, храм отличается непередаваемой гармоничной красотой.
Летний храм
Летний храм превосходит зимний по своему великолепию, так как его стены полностью покрыты фресками, которые регулярно реставрируются и содержатся в надлежащем виде. Наружные росписи также подлинные, созданные в конце XVII в. Их сохранность также обеспечивают постоянно проводимые реставрационные работы.
Многие картины снабжены комментариями, среди которых есть библейские цитаты и стихи Симеона Полоцкого – духовного писателя и богослова.
В летнем храме находятся престолы:
- Воскресения Христова (главный);
- Николая Мирликийского, а также Петра и Павла;
- Бориса и Глеба (в диаконнике).
8-ярусный иконостас верхнего храма составлен из икон, которые специалисты относят к XVII–XVIII вв. Сюда включены образа, принадлежащие более древнему тябловому иконостасу, датируемому концом XVII в. Увенчан иконостас Распятием, дополненным предстоящими Божьей Матерью и Ионом Богословом. Основной резной деталью является лоза винограда, символизирующая учения Христа.
Центральный ярус южной и северной стен расписаны Евангельскими сюжетами, западная стена знакомит с картинами, изображающими события «Страшного Суда». Кроме библейских, стенная роспись включает сюжеты, служащие иллюстрациями к художественным произведениям, освящающим некоторые исторические события (например, Крещение Руси).
На сводах в рисунках последовательно разворачивается содержание Первой книги Моисея. Также на сводах южной галереи можно прочитать целую историю в картинах от сотворения человека до грехопадения прародителей.
Особо почитаемые реликвии расположены в северо-восточной части верхнего храма.
Зимний храм
Он посвящен иконе Пресвятой Богородицы. С правой стороны входа сохранилась настенная летопись, повествующая об освящении церкви в 1652 г.
Здесь установлены престолы:
- Смоленской иконы Богоматери;
- Харалампия Магнезийского (южный предел);
- Иоанна Крестителя (северный предел).
Нижний храм украшает 1-ярусный иконостас, над которым на стене можно увидеть деисусный чин. В иконостас включены образа, писанные в разные периоды времени.
Парк «СССР»
Адрес: Тутаев, Юбилейная площадь.
Парк советского периода расположен в центральной части города, на правом берегу Волги. Открытие парковой зоны произошло в 2008 году, и со временем она стала популярна не только у местных жителей, но и у туристов, прибывших в город на круизах. Дело в том, что в парке СССР собрано большое количество скульптур советской пионерии и прочих предметов из 1960-х годов, которыми в былые годы любили украшать пионерлагеря.
Изюминкой парка являются бюсты Ильи Тутаева, Владимира Маяковского и Михаила Калинина. Кроме того, здесь находятся модели советских автомобилей, выпускавшихся с 1940 по 1980 годы. Посмотреть на эти достопримечательности Тутаева и посетить парк можно абсолютно бесплатно.
Площадь Ленина
На левобережной стороне Тутаева расположена древняя торговая площадь, которая еще в XVIII — начале XX века называлась Спасской. Когда-то на ее территории находилась каменная Спасская церковь, построенная в городе в XVIII веке. В 30-е годы прошлого века ее разобрали, а площадь переименовали в честь Владимира Ленина. Несмотря на множество событий, площади удалось сохранить облик начала XX века по сей день, что для городов Волги достаточно редкое явление.
Сейчас на площади Ленина расположены 3 исторических памятника федерального значения: дом Демидова, строгановские склады и пожарная каланча, являющаяся на протяжении последних 100 лет самым высоким сооружением на левом берегу Тутаева. Ее высота равняется 25 метрам. Все три этажа выстроены из камня, и лишь верхняя часть, возведенная в форме усеченной пирамиды, была сделана из дерева.
Строгановские склады появились в этом месте в конце XVII — начале XVIII веков. Здесь знаменитая на всю Российскую империю династия Строгановых хранила соль, которой торговала в Романово-Борисоглебске. Характерные черты прошлых веков позволили снять на площади фильм Леонида Гайдая «12 стульев».
Описание Воскресенского собора в Тутаеве
Во времена Ивана Грозного на месте существующего собора находилась двухэтажная деревянная церковь св. Бориса и Глеба — «брусчатая, с пятью куполами». Вблизи собора стоит (?) памятник на месте этого храма. По данным Википедии: «…с начала XIX века город стал развиваться медленно, подавляемый близостью крупного Ярославля, сократилось каменное строительство — в течение XIX века не было создано ни одного выдающегося здания, жилые дома возводились по «образцовым проектам». Однако, в некоторых отраслях был достигнут определённый успех: в окрестностях города разводили известных на всю Россию романовских овец, в городе функционировала овчинно-меховая фабрика, Романовская льняная мануфактура и Константиновский завод минеральных масел». Отзвуком октябрьского переворота 1918 года до сих пор служит сегодняшнее название Романова-Борисоглебска, переименованного в «в память погибшего при исполнении служебного долга во время белогвардейского мятежа от руки белогвардейских банд на даче ярославского городского головы товарища красноармейца Тутаева». Обсуждались и другие названия: Ленинск, Луначарск, и даже Коммунар-Спартак…
О чем просят перед образом
Христиане молятся перед изображением пресвятого Господа, благословляющего людей и держащего в руке Евангелие, уже несколько веков подряд. Спас Всемилостивый — одна из главных храмовых икон. Перед святыней читают молитвы, поют церковные гимны, проводят богослужения. Христиане прославляют Господа, благодарят его за жизнь, просят о милости, заступничестве и спасении.
Святейшему образу Всемилостивого Бога молятся люди с болезнями ног, рук и суставов. Считается, что молитвы именно к этой иконе помогают верующим выздороветь. Во многих храмах есть пресвятой образ Спасителя Всемилостивого, около которого люди столетиями молились и получали от Бога исцеление своих недугов.
Православные христиане России считают святыню своим божественным щитом от неприятелей. Во времена нападения врагов верующие молились перед пресвятым образом Господа и получали небесную защиту. Икону Спаса Всемилостивого несли на руках в бой с неприятелем, и каждый раз побеждали в сражении.
Святыня помогает одолеть не только видимого, но и невидимого врага. Молитвы святейшему образу защищают верующих от дьявольских козней, спасают от клеветы, несправедливого обвинения. Пресвятому Господу молятся невинно осужденные, несправедливо обиженные и оклеветанные люди. Святыня помогает и при душевных расстройствах.
Святейшему Спасителю, благословляющему христиан, молятся в момент скорби или искушения. Господь помогает людям обрести душевный покой, смириться с его Божьей волей, порой кажущейся слишком жестокой. На самом деле, Бог специально посылает христианам испытания, чтобы верующие через страдания очистили душу от греха.
Молитвы святейшей иконе Спаса Всемилостивого помогают укрепить веру в Христа, прожить жизнь в согласии с заповедями Божьими. Молясь святыне, люди просят Спасителя наставить их на путь праведный, уберечь от грехопадения, дать силы вынести все испытания. Пресвятого Бога молят о прощении за грехи. Верующие уповают на милость Господа и надеются, что после смерти Христос примет их душу в свое Небесное Царство.
Архитектура, внешний вид
Воскресенский собор Тутаева, спроектированный неизвестным автором, построен в стиле русского узорочья (русского барокко). Он великолепен не только днем, но и в темное время суток. В 2006 г. была сделана художественная подсветка здания, состоящая из 280 ламп.
Сейчас его архитектурный ансамбль составляют:
- здание самого храма (длина 35 м, ширина 30 м, высота 49.7 м);
- шатровая колокольня (время постройки – 2-я половина XVII в.);
- чуть позже (в конце XVII в.) достроили невысокую каменную ограду и Святые врата;
- памятный знак, установленный на месте старого деревянного храма (находится за пределами территории собора);
- сторожка (1910 г.).
Шатровая колокольня
Вплоть до XIX в. на колокольне находились древние колокола и большие башенные часы с боем, сделанные известными часовщиками. В настоящее время жители города очень надеются, что этот уникальный механизм починят, и часы вновь станут отсчитывать время.
Строительство Воскресенского собора велось до 1678 г. Внешнее убранство храма составляют уникальная церковная роспись и поразительный вычурный кирпичный узор на стенах. При этом особо празднично оформлен южный фасад здания, выходящий на главную улицу города.
Каменная ограда, которая считается полноценной частью архитектурного комплекса, появилась только в 1856 г. благодаря стараниям купца Степана Щукина.
2-ярусные галереи окружают собор с 3 сторон. Храм украшен росписями ярославских и костромских мастеров. Настенные фрески выполнены в 1679 г. Работа по оформлению, вероятно, велась под руководством Дмитрия Григорьева (Плеханова).
Авторство предположительно определено специалистами по иконографии и стилю. Паперти были расписаны при участии братьев Карповых – Ивана и Федора (известных ярославских иконописцев) в 1680 г.
Сам храм двухъярусный, с 4 столпами внутри и сводом, увенчанным пятью куполами. Первый этаж зимний (отапливаемый), верхний – летний (холодный). Для подъема в верхний храм построили 2 крыльца – южное и западное.
История
Храм строился с по 1678 год. Он был построен на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода. Первый храм на этом месте появился предположительно в 1238 году. В 1652 году была выстроена каменная шатровая с трапезной и двумя приделами церковь, которая была освещена 24 июля 1652 года.
Однако уже в 1670 году «от тягости шатровые верхи разселись во многих местах». Было принято решение построить более крупный храм, который намеревались сделать уже двухъярусным. Строительство, согласно летописи, вдохновлялось «священниками Иваном Григорьевичем и Осипом Федоровичем, земским старостой Микитой Малодушкиным с товарищами» и «мирскими старостами Захаром Котловановым, Корнилом и Матфеем Седуновым». Были разобраны шатры для надстройки верхней церкви.
Для перестройки были приглашены ярославские мастера, имена которых неизвестны. В ходе реконструкции первоначальный замысел был существенно изменен. Собор был существенно расширен и вместо храма с трапезной выстроен собор с галереей.
Главный престол нового собора был освящен летом 1675 года. После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви, убранство которых было перенесено в Воскресенский собор.
В XVIII веке был перестроен верх колокольни, вероятно, из-за плохого состояния прежнего, в результате чего она стала несколько ниже.
Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов не только был непосредственно вовлечен в раскольническое движение, но и был одним из центров старообрядчества. В Романове проповедовал знаменитый «расколоучитель» иерей Лазарь, в 1681 году сожженный в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом. Много старообрядцев жило в Романове-Борисоглебске вплоть до XIX века.
Георгий Седов
Храм не закрывался при советской власти, поэтому в нём в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. По той же причине они сравнительно мало изучены искусствоведами.
Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве исповедник Георгий (Седов), впоследствии прославленный в лике святого Русской православной церковью.
Святыни
В храме сохранилось достаточно много древних икон, среди них особо почитаются следующие святыни:
- самая большая в мире икона Спаса Нерукотворного размером 3×3 метра, с ней совершается ежегодный крестный ход, предание утверждает, что образ был написан прп. Дионисием Глушицким в XV веке;
Нерукотворный Всемилостевый Спас
- крест XV — XVI вв., он по преданию приплыл по Волге и остановился прямо напротив храма;
- икона Смоленской Божией Матери;
- образ свт. Николая Чудотворца (Можайского), выполненный в 1-й половине XVII в.
Деятельность прихода
В Воскресенском храме развивается активно различные стороны жизни православной общины здесь есть:
- православная школа имени св. праведного Иоанна Кронштадтского, которая является частной общеобразовательной школой содержащейся на средства прихода и благотворителей;
- молодежный хор;
- постоянно действуют богословские и катехизаторские курсы для мирян.
Также активно развивается работа по социальной помощи населению и работе с молодежью.
Настенная живопись
В украшении собора принимали участие ярославские художники. Сюжеты росписей на стенах галереи взяты преимущественно из Ветхого завета. Они изображают сцены жизни прародителей человечества в Эдемском саду, постройки Ноева ковчега и разрушения Вавилонской башни. Роспись, демонстрирующая библейскую историю Ионы, вызывает особое любопытство. Изображение кита на ней не оставляет сомнений, что старинный художник имел очень смутное представление о внешнем виде этого млекопитающего.
Фрески на стенах центральной части храма посвящены событиям Нового завета. Они сопровождаются надписями, содержащими цитаты из Библии. На западной стене находится поражающая воображение картина Страшного суда. Работы ярославских художников отличаются нехарактерной для той эпохи реалистичностью. Они лишены типичной черты средневековых фресок — условности в изображении человеческих фигур. На наружных стенах собора также присутствует большое количество росписей, которые неоднократно реставрировались.
История храма
Тутаев — город, который входит в Золотое Кольцо памятников России. До 1918 года он назывался Романов-Борисоглебск, всего в нем проживает больше 40 тысяч человек. Романов был построен на левой стороне Волги в 1283 году по инициативе благоверного князя Угличского Романа Владимировича. Он располагался на левой стороне Волги, а вот на правой стороне этой реки еще раньше Романова в 1238 году появилась Борисоглебская слобода.
Воскресенский собор в Тутаеве, Ярославская область
Городом владели углицкие князья, последний из них Андрей Большой был арестован великим князем Московским Иоанном III и Углицкий удел вместе с Романовым-Борисоглебском стал частью Московского государства.
Внук Ивана III первый русский царь Иван IV Грозный стал заселять Романов татарами с целью их христианизации и в городе появились мечети. Но идея христианизации оказалась неудачной, и бо́льшая часть татар оставалась мусульманами.
Поэтому в 1760 году последовал царский указ, переселявший всех романовских татар в окрестности Костромы в так называемую Чёрную слободу. А в 1822 году город Романов и Борисоглебскую слободу объединили в единый административный центр.
Воскресенский собор города Тутаева построен был в правой части города — в Борисоглебской слободе. На довольно возвышенном месте, так что он красиво открывался со всех сторон.
Этапы строительства храма:
- по старому преданию, на месте храма с древних времен существовала деревянная церковь в честь святых Бориса и Глеба, возможно, это была первая церковь, от которой и получила свое название Слобода;
- в 1652 году иждивением купца Котлованова и при помощи жителей слободы был возведен каменный, тёплый храм с тремя престолами;
- в 1672 году были разобраны шатровые купола над храмом и надстроен второй этаж, который был освящен в честь обновления храма Воскресения Христова;
- в период с 1679 по 1680 годы Воскресенский собор в городе Тутаеве был расписан мастерами из города Ярославля;
-
в XVIII построена колокольня, ограда, а в главном храме устроен иконостас, который дожил до нашего времени.
Интерьер нижнего храма церкви Воскресения Христова в Тутаеве
Воскресенский собор в Тутаеве Ярославской области никогда официально не закрывался, хотя в советское время в связи с репрессиями против духовенства какое-то время служб в нем не совершалось, но они возобновились уже в 1940-е годы.
Важно! В 1950-1960-х годах восстановлением сильно обветшавшего храма занимался церковный староста Егор Егорович Седов, он не раз сидел за веру и скончался после того, как в ремонтируемом соборе на него обрушились строительные леса. Исповедник Георгий прославлен Русской православной церковью, как святой и мощи его находятся в Воскресенском соборе
Это интересно: Введенский Владычный женский монастырь в Серпухове
Памятник Ф. Ф. Ушакову
Адмирал Федор Федорович Ушаков (1745 -1817) — знаменитый стратег-полководец, принесший славу Русскому флоту во время русско-турецкой войны. Турки боялись Ушакова, а Потемкин высоко оценивал его боевое искусство. За многочисленные подвиги в 2004 году Федор Федорович был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
У адмирала в ярославской провинции находилось родовое поместье, поэтому в 2006 году тутаевский скульптор Всеволод Алаев попросил местную администрацию открыть для знаменитого земляка хотя бы мемориальную доску. Часть средств на монумент выделил Фонд российских традиций, другую часть собрали местные жители. Бюст отлили на колокололитейном заводе города Тутаева, а установлен он был на месте снесенного памятника революционеру Панину.
Сейчас монумент святому праведному воину Феодору находится на небольшой площадке, где происходит пересечение древних улиц города. В летнее время года возле этой достопримечательности Тутаева разбивается клумба с цветами.
Икона, под которой пролезают
«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.
В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.
Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.
Молитва, читаемая перед образом Спаса:
Современный облик монастырского ансамбля
Здание | Описание | Фотография |
Памятник копейке 1612 г. | 2013 г. | |
Стела «Клятва князя Пожарского» | 2010 г. | |
Баня | 1824 г. | |
Водяные ворота | 1 треть XVII в. | |
Дом ризничего | 1860 г. | |
Звонница с церковью Богоматери Печерской | XVI — XVII вв., 1808-1809 гг., 1823-1824 гг. | |
Кельи (северо-восточный корпус) | 1670-е гг., 1690-е гг. | |
Кельи у западных ворот (северный корпус) | 1808 | |
Кельи у западных ворот (южный корпус) | 2 пол. XVIII в., 1808-1809 гг. | |
Корпус «на погребах» | 1780-е гг. | |
Хозяйственный корпус у Угличской башни | кон. XVIII в. | |
Хозяйственный корпус у Михайловской башни | 1809 г. | |
Ризница | 1816-1817 г. | |
Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы | 1516 г., 1621 г., 1810 г. | |
Семинарский корпус | кон. XVII в., XVIII в., 1897 г. | |
Спасо-Преображенский собор | 1506-1516 гг., XVII в. Самое старое из дошедших до нашего времени зданий Ярославля. | |
Стены | XVII в., XIX в. | |
Богородицкая башня | 1623 г. | |
Богоявленская башня | 1804 г. | |
Михайловская башня | 1803 г. | |
Угличская башня | 1630-е гг. | |
Трапезная с церковью Рождества Христова (Крестовой) и с настоятельскими покоями | 1 треть XVI в., кон. XVI в., 1 пол. XVII в., 1809 г., 1890 г. | |
Церковь Ярославских Чудотворцев (Входа Господня в Иерусалим) | 1617-1618 гг., XVII — XVIII вв., 1825-1831 гг., арх. П. Я. Паньков. Вплотную примыкает к Спасо-Преображенскому собору. | |
Трифоновская часовня | 1830 г. | |
Колокол «Благовестник» | XVI — XX вв. |
Достопримечательности Казанского монастыря
Основной достопримечательностью монастыря является, конечно же, Казанский собор
, сооруженной к концупервой половины 19 века . Массивное, сооруженное по правилам позднего классицизма, здание снабжено портиками с колоннами, которые окружают основной храмовый четверик. Над основным объемом вознеслось пять луковично-восьмигранных главок, покоящихся на световых барабанах. Главный придел собора освящен в честьиконы Казанской Богоматери .
Интерьер Казанского собора
Теплая одноглавая Покровская церковь
с двумя приделами, находящаяся с восточной стороны собора, является сооружением первой половины 19 века. Один ее придел посвящен Иоанну Предтечи, а другой Николаю Чудотворцу.
Покровский храм в Казанской женской обители сегодня
Сретенский храм
, сооруженный вовторой половине 19 столети я в качестве домового игуменьей монастыря Феофанией и на ее деньги, ныне используется православной гимназией.
Поклонный крест на фоне Сретенского храма
В память о жертвах красного террора 1918 года на монастырской территории в 2003 году устанавливается деревянный памятный знак в виде Поклонного креста
. В 2008 году он был переустановлен в гранитном виде.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
История
Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года – Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу – Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода, на левом – городок Романов. На Борисоглебской стороне возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века – Воскресенский собор, возведенный в традициях ярославского храмового зодчества.
Воскресенский храм строился с 1652 по 1678 год на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.
Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов был одним из центров старообрядчества.
После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.
Храм не закрывался при советской власти, в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи.
Росписи
Храм был расписан в 1680-х годах артелью ярославских художников, чьи имена неизвестны. Тутаевские росписи выделяются замечательным разнообразием повествовательных сюжетов даже среди ярославских памятников.
В пространстве четверика изображены, в первую очередь, евангельские сюжеты. Одним из ключевых сюжетов для росписей XVII века был Страшный суд, традиционно расположенный на западной стене четверика и занимающий всю ее плоскость полностью. Рядом размещены спокойные и уравновешенные эпизоды на темы умиротворения и оправдания души человека на грядущем суде.
Важное место занимают, согласно посвящению храма, также сюжеты на общую тему Воскресения, расположенные на галерее с северной стороны. Обычно в церквях XVII века происходит объединение различных сюжетов о Воскресении — Иисуса, Лазаря и так далее, — в единую композицию.. На южной стене четверика расположены семь Вселенских соборов.
На южной стене галереи размещены сюжеты их первых глав Книги Бытия: Сотворения мира, жизнь Адама и Евы в Раю и другие.
Показана жизнь Адама и Евы среди ручных зверей, на фоне спокойного лирического пейзажа
На западной стене галереи иллюстрированы сцены всемирного потопа и история Ноя. Рядом размещена сцена сооружения Вавилонской башни.
На южной стене четверика расположены семь Вселенских соборов.
На южной стене галереи размещены сюжеты их первых глав Книги Бытия: Сотворения мира, жизнь Адама и Евы в Раю и другие.
Показана жизнь Адама и Евы среди ручных зверей, на фоне спокойного лирического пейзажа. На западной стене галереи иллюстрированы сцены всемирного потопа и история Ноя. Рядом размещена сцена сооружения Вавилонской башни.
На сводах входной лестницы с южной стороны помещен цикл Апокалипсиса.
Большинство изображений комментируется объяснительными надписями. Последние представляют собой не только библейские и евангельские тексты, но и популярные в XVII веке вирши (стихи) Симеона Полоцкого.
Встречаются среди росписей и достаточно редкие сюжеты: например, древнерусская повесть о Евлогий-каменосечце.
Наружные росписи
Особенность храма — богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками XIX века, кроме того на стенах имеется ещё несколько росписей, иконописного типа: например, можно отметить образ святителя Николая Чудотворца, расположенный на южном фасаде храма, на стене одноименного придела. Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.
Фотографии интерьера[править | править код]
- Страшный суд. Западная стена четверика
- Страшный суд. Четыре царства. Западная стена четверика
- Распятие. Западный свод
- Распятие. Западный свод
- Падение Ионы во чрево китово. Северная галерея
- Падение Ионы во чрево китово. Северная галерея
- Иона. Северная галерея
- Сусанна и старцы. Северная галерея
- Вавилонская башня. Западная галерея
- История Ноя. Юго-западный угол галереи
- История Ноя. Юго-западный угол галереи
- История Ноя. Юго-западный угол галереи
- История Адама и Евы. Южная галерея
- История Адама и Евы. Южная галерея
- Апокалипсис. Южная лестница
- Апокалипсис. Южная лестница
- Олень. Северная галерея
- Животные из цикла Сотворения мира. Южная галерея
- Пример закрашенной надписи. Южная галерея
- Икона «Никола Можайский»
- Скульптурное Распятие
Интересные факты и легенды
Многие святыни Воскресенского собора считаются чудотворными.
- Так, например, икона «Всемилостивого Спаса» потемнела от времени, однако образ Спасителя хорошо виден. Но существует поверье, что его не видят жены, неверные своим мужьям.
- На том месте, где омывали икону «Всемилостивого Спаса» во время возвращения ее из Ростова в Борисоглебск забил целебный источник.
- Исцеление от недугов физических и духовных – чудо, которое приписывают святым чудотворным образам. Так, 2008 г. официально зарегистрирован случай исцеления ребенка от порока сердца после молитвы, обращенной к Николаю Мирликийскому.