История и значение иконы божией матери одигитрия, в чем помогает образ

В чем помогает Смоленская икона Богоматери?

Этой иконой явлено столько чудес, что ее значение не нуждается в объяснениях – она и сегодня остается для православных одним из наиболее чтимых образов Богородицы, покровительницы и защитницы Русского государства. Именно поэтому к ней обращаются с молитвами о защите Родины от вражеских нашествий и войн; о сохранении жизни и здоровья военнослужащих, особенно в горячих точках; об избавлении от эпидемий.

Помогает Смоленская Богоматерь и в семейных делах: защищает семейный очаг от завистников и недоброжелателей; укрепляет стойкость в вере и помогает противостоять искушениям и заблуждениям; помогает исцелиться от тяжких недугов и разрешить сложные жизненные ситуации.

LiveInternetLiveInternet

Среда, 10 Августа 2011 г. 13:16 + в цитатник Смоленская икона Божией Матери — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Празднование иконе совершается 28 июля по юлианскому календарю (10 августа по новому стилю).


История Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века (по другим данным, в 1097 году) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, Смоленск — градом Пресвятой Богородицы, а собор — Домом Ея. Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя. В 1404 году последний из Смоленских князей Юрий Святославич принёс икону в качестве васального дара великому князю Василию Дмитриевичу и икона стала хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат. В это время Смоленск был взят и в нём на 110 лет водворилось владычество литовских князей.


В 1456 году смоляне, под предводительством епископа Смоленского Мисаила, «били челом» великому князю Василию Тёмному с просьбой вернуть им икону. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. Икону подняли, с крестным ходом вынесли из Кремля и остановились на Девичьем поле у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили икону в Смоленск. Первый почитаемый список с иконы был сделан для Новодевичьего монастыря, основанного в 1524 году по случаю возвращения Смоленска России от Литвы. Во время Отечественной войны 1812 года икону из Смоленска привезли в Москву и в день Бородинского сражения вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль, а по окончании войны вернули в Смоленск. Икона хранилась в Успенском соборе Смоленска, несмотря на его закрытие в 1929 году. В 1941 году Смоленск захватили немецко-фашистские войска, которые обнаружили икону среди прочих святынь Успенского собора. После освобождения города от оккупантов в 1943 году икона найдена не была. Иконография Икона относится к иконописному типу Одигитрия и вероятно является списком с Одигитрии Влахернской. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке. Молитва перед иконой Божией Матери «Смоленской» Пречудная и превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны, грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым образом Твоим припадающия и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим всесвятое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Метки: икона богородица смоленская православие

Нравится Поделиться

Нравится

  • 16 Запись понравилась
  • Процитировали
  • Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • Сохранить в ссылки

История Смоленской иконы Божией Матери

Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

В чем помогает

Смоленский образ помогает абсолютно всем людям, которые к нему обращаются с просьбами о выздоровлении, о семейном благополучии, о разрешении непростых ситуаций.

Перед образом просят о том, чтобы Богородица защитила:

  • Родные земли от кровопролитий.
  • Города и семьи болезней.
  • Людей, которые служат в войсках.
  • Семьи.

«Одигитрия» является покровительницей каждой семьи. Семейные люди находятся под ее неусыпной защитой. Образ считается символом защиты от несчастий и болезней. Лику молятся о близких и тех, кто находится далеко от родного дома. Матери просят у «Одигитрии» защитить своих детей от неприятностей и дать им здоровья.

Где можно увидеть икону

В начале XV века икона Богоматери Одигитрии была перемещена в Москву. Точной причины неизвестно, но существует три версии этого события:

  1. Династический брак литовской княжны и князя Московского;
  2. Наследство последнего князя Юрия Святославовича, который был изгнан Витовтом и забрал все с собой;
  3. В составе награбленного Юргой, когда тот покинул князя Свидригайла и поехал служить московскому князю Василию Васильевичу.

Во время пребывания в Москве со святого лика были написаны несколько копий. В 1456 году оригинальное изображение вернулось в Смоленск, после того как московский князь Василий Темный вернул ее в качестве будущего воссоединения двух городов. При этом копия была написана и оставлена в Москве в Благовещенском соборе. На копии младенец Христос располагается вертикально, причем исследователи склонны думать, что так изображали Иисус и на оригинальном византийском образе. Позже Смоленскую Божью Матерь привозили в Москву несколько раз для совершения молитвы.

Особо знаменателен был день Бородинской битвы, когда в крестном ходе москвичей были собраны множество святых ликов, в том числе и Смоленский. На время войны с французами лик был передан на хранение в город Ярославль, для сбережения и защиты.

Важно! В 1941 году Одигитрия, которую привезли из Византии, была утрачена, подозревается, что она была украдена. Копия изображения сейчас хранится в Оружейной палате, куда оно попало из построенного в 1523 году Новодевичьего монастыря

Сделали это из соображений безопасности, ведь рама доски отделана богатым золотым окладом и ризой из жемчуга.

Молитвы

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее ‘Одигитрия’
глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее ‘Одигитрия’
глас 6
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,// предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Одигитрия
глас 6
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Смоленской
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.

Храмы, которые посвящены образу «Одигитрия»

Рассмотрев вопрос: «Одигитрия — что это такое?» — следует заметить, что данному образу соответствуют и другие святыни. К примеру, во многих городах как России, так и других стран, существуют храмы, которые построены в честь образа «Путеводительница». Рассмотрим список:

  • церковь в Кимже, находится в Архангельской области (не действует);
  • церковь в городе Дисне, Беларусь (действующая);
  • часовня-храм Одигитрия, она находится в Симферополе, Крым (действующая);
  • церковь в Касимове, находится в Рязанской области (действующая).

И таких церквей, часовен и храмов довольно большое количество, так как почитание Богородицы православными велико.

Смоленская икона Божьей Матери. История

Согласно преданию, Смоленская икона Пресвятой Богородицы оказалась в России в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах (ок. 1000-1055 гг.) благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну (ок. 1030/35 —1067  гг.), которая стала женой князя Всеволода Ярославича (1030-1093 гг.). Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича, князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.),  в 1095 году перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

Согласно церковному преданию, Смоленская икона Богородицы в 1239 году спасла город от нашествия войск Батыя. В XV веке икона оказалась в Москве. Бытует несколько вариантов ее перенесения: в «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от литовского князя Свидригайло (ок. 1370-1452 гг.) к великому московскому князю Василию Васильевичу (1415-1462 гг.), дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эту икону дал князь Витовт (около 1350-1430 гг.) своей дочери Софье  (1371-1453 гг.), которая являлась супругой  московского великого князя Василия Димитриевича (1371-1425  гг.), когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Также есть мнение, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой Смоленскую икону Богородицы вместе с другими иконами. В Москве Смоленская икона была помещена в Благовещенском соборе Кремля, справа от царских врат.

В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила (1475-1480 гг.)  просило великого князя Василия Темного вернуть им икону. Князь, посоветовавшись с митрополитом Ионой (1390-е — 1461 гг.), решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям — 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после молебна отпустили в Смоленск.

Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с нее сняли точный список, который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесен 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы — 10 августа (28 июля ст. ст.).

Во время Отечественной войны 1812 года епископ Ириней Фальковский (1762-1823 гг.) вывез 5-6 августа икону из Смоленска в Москву, и в день Бородинского сражения ее вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск. Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

И прославилась множеством чудес

По преданию, икона была написана евангелистом Лукой, и когда первописаный образ с другими иконами представили Божией Матери, она произнесла: «Благодать Родившегося от меня да будет с сими иконами».

Смоленская икона называется Одигитрией (Путеводительницей). Откуда это название?

По одной из версий эта икона потому так называется, что Пресвятая Владычица, явившись двум слепцам в Константинополе, указала им путь в храм, где они, помолившись пред Ее иконою, получили исцеление. По другой — потому, что икона сопутствовала греческим царям в их походах против врагов.

Позже греческий император Константин IХ Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
Дальнейший путь этой святыни тесно связан не только с городом, давшим ей свое имя, но и с судьбой всей России. Из многочисленных чудес, совершавшихся от этой иконы, для нас, смолян, особенно замечательным и памятным является спасение Смоленска от нашествия Орды.

Согласно летописи, когда несметные полчища врагов подошли к Смоленску, все жители города собрались в Успенском храме у чудотворной иконы Одигитрии и стали молиться.
А ночью, накануне сражения, оставшись в храме один, воин Меркурий пал на колени перед образом Богородицы и услышал голос ее:

«Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Ордынский властитель со всею своею ратью и исполином хочет тайно в нынешнюю ночь напасть на град Мой и опустошить его; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его врагам. Иди на встречу врага тайно от народа, святителя и князя, не знающих о нападении, и силой Христа Бога победишь исполина. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победою ожидает тебя там венец мученический, который и примешь от Христа».

Летописные документы свидетельствуют о чуде: благодаря Меркурию Смоленск стал едва ли не единственным городом, который смог отбить ордынское нашествие. Сам Меркурий сложил голову в сражении — «принял венец мученический от Христа» и был причислен к лику святых…

Икона «Смоленская» Пресвятой Богородицы

Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская.

Ни раз спасала Россию от врагов Одигитрия Смоленская. Верующие многократно обращались Богородице, и каждый раз России удавалось самым чудесным образом справиться со своими врагами.

История иконы Божией Матери «Смоленская»

Образ имеет очень древнюю историю. Согласно православному преданию, написана Одигитрия Апостолом Лукой еще при жизни Богоматери. После смерти Луки икона хранилась на Святой Земле, в Иерусалимском храме, а спустя пять веков императрица Евдокия даровала Святой образ своей сестре Пульхерии для Константинопольского Собора.

В середине одиннадцатого столетия Одигитрию перевезли на Русь. Даровал Образ византийский правитель Константин. Икона была в составе приданного его дочери Анны, которой предстояло замужество с князем Всеволодом. В начале двенадцатого века Мономах разместил Святыню в Успенском соборе в Смоленске.

В 1238 году татаро-монгольская орда вплотную подступала к городским укреплениям, весь народ собрался в Соборе, и одному церковному служителю явился образ Девы Марии, которая повелела найти и привести в храм к образу Своему одного из воинов по имени Меркурий. Это был православный человек, настоящий богатырь, который отличался силой и огромным ростом.

Матерь Божия поведала Меркурию о том, что ему надлежит спасти землю смоленскую от Хана Батыя. Она рассказала ему и о том, что воину предстоит мученическая кончина, но пообещала, что он будет под ее покровительством все время.

Меркурий в точности исполнил то, что говорила Богородица. Он организовал людей для обороны города, сам же под покровом ночи отправился во вражеский стан, где один перебил множество неприятелей. Славный воин погиб , его причислили к лику Святых, а останки с почестями похоронили в Соборе.

Когда Смоленск попал под власть царства Литовского, Одигитрия перенесена была в Москву. Однако смоляне просили вернуть им их главную Святыню. Был проведен крестный ход, образ с почестью вернули в Успенский собор. На том месте, откуда начался путь Образа, возвели Новодевичий монастырь. Через полвека после возвращения Одигитрии, Смоленск освободили от литовцев. Русские войска успешно штурмовали город на следующий день после праздника Одигитрии.

Еще раз спасла Божья Матерь Одигитрия Россию во время войны 1812 года. Перед решающим сражением на поле Бородино был поведен крестный ход с Одигитрией, Иверской Божьей Матерью и Владимирской Божьей Матерью. Эти три главных русских образа Богородицы помогли спасти Русь от Наполеона.

После прихода советской власти, Успенский собор закрыли, но не разграбили. Последние сведения об иконе датируются 1941 годом. До вторжения в город фашистских войск, образ находился в Соборе. Что случилось с Одигитрией во время оккупации неизвестно. Но сохранилось множество списков Смоленской Богоматери, которые, как и прообраз, являют чудеса.

Описание и значение образа Божией Матери «Смоленская»

На полотне изображена Матерь Божья со своим возлюбленном Сыном. Младенец и Мать протягивают друг другу ладони, а взгляды их обращены на смотрящих. Образ Богородицы выражает одновременно любовь, скорбь и печаль.

Икона Божьей Матери Смоленская

О происхождении названия Одигитрия (Путеводительница) существует несколько версий. Соответственно одной из них, Матерь Божия указала двум слепым путь к своему Образу. И когда они встали в храме перед иконой, то тотчас прозрели. Но самая главная версия та, что этот Образ, действительно, является своеобразной Путеводной Звездой, которая укрепляет православных в их вере и оказывает помощь всякий раз, когда земля Русская пребывает в опасности.

Предлагаем вашему вниманию исполнение акафиста Божией Матери Одигитрия Смоленская:

https://youtube.com/watch?v=oWSEAfQgd_0

Акафист Божией Матери Одигитрия Путеводительница Смоленская.

Значение Смоленской иконы Богородицы

Это божественное изображение бывало во многих странах: несколько десятилетий она пребывала в Москве в Новодевичьем монастыре. Затем, пока в Смоленске были поляки, она пребывала в Ярославле. И только в 1655 году она смогла вернуться назад в Смоленск.

Это божественное изображение почитается еще с начала XII века. В переводе с греческого языка она означает «Путеводительница». Это название было дано ей не случайно. Большое количество очень важных событий в стране благополучно закончились благодаря искренним молитвам православных христиан перед этим ликом.

Она все время ведет страну, ограждая ее от страшных эпидемий, защищая от кровопролитных войн и земли от завоеваний.

Православные христиане верят в то, что образ Смоленской Богородицы принесет гармонию и мир в тот дом, в котором его бережно хранят и чтут. Смоленская икона помогает утихомирить неприязнь враждующих сторон, а также решить семейные конфликты.

Есть несколько вариантов появления названия этого божественного изображения. Но все православные христиане знают, что она является направляющей к спасению человечества. Он всегда помогает тем, кто молится к ней с чистым сердцем и исцеляет от тяжелых заболеваний, помогает найти мир в семейных делах, разрешить сложные ситуации и является нашей первой заступницей перед Господом Богом.

Если в какой-либо ситуации Вы не знаете, как поступить, то помолитесь этому божественному изображению и она поможет Вам принять правильное решение.

Сюжет образа «Одигитрия» ― пришествие великого Судии и Царя на землю

Значение и догматический смысл Одигитрии состоит в явлении в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу. Именно поэтому, несмотря на то, что существует несколько вариантов этого образа, в нём присутствует единое композиционное решение. Некоторые элементы иконы всегда неизменны. Так традиционно на ней изображён младенец Христос, сидящий на руках Богородицы.


Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378 год. Иконографический канон изображения Иисуса Христа на иконе Божией Матери «Одигитрия» соответствует канону изображения Христа Пантократора

Богоматерь на иконе пишется в образе Вседержителя, одетого в царственные одеяния пурпурного и золотого цветов и, зачастую, в корону. Спаситель правой рукой благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). В левой руке Он обычно держит книгу или свиток.

Тип богородичных икон «Одигитрия» наиболее почитали в Византии и России.

Обычно Христос обращен лицом к зрителям, однако иногда его изображают и в полупрофиль. В Одигитрии обычно используется поясное изображение Божией Матери. Но также встречаются и оплечные варианты (например, Казанская икона), а иногда Богородицу даже рисуют сидящей на троне. Обычно голова Божией Матери слегка наклонена. Рукой она указывает на Иисуса, словно говоря: «Вот Спаситель всего человечества!».


Богоматерь Владимирская. Середина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник. На «Одигитрию» в целом похож тип изображения «Елиуса», но на иконе «Одигитрии» Богородица не прижимается к Иисусу

Существует в целом похожий на Одигитрию распространенный тип изображения «Елиуса» (Умиление). В отличие от Одигитрии, в этом случае Богородица не прижимается к Иисусу, а указывает на него рукой, представляя царственного Младенца миру. Кроме того, для Одигитрии характерно выражение не безграничной любви, а явлению миру Спасителя, которому Богородица указала путь. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Они хранятся во многих русских православных храмах.

Иконы Пресвятой Божией Матери Одигитрия можно встретить в музеях

Кроме храмов и монастырей списки иконы Божией Матери Одигитрия в наше время можно встретить в музеях. Так, например, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге храниться икона Богоматерь Одигитрия, которая принадлежит кисти Дионисия. Дионисий ― это ведущий русский иконописец и мастер фресок конца XV ― начала XVI веков. Его считают продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Одигитрия Смоленская. Дионисий. 1482 год. ГТГ. Ученик Андрея Рублёва Дионисий разработал особый иконографический икон «Одигитрии», который получил название «Одигитрия Седмиезерская»

Эта икона происходит из местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Она считалось главной в нём, и поэтому она имеет свои особенности. Так, например, автор обильно использовал золото ассистов и орнаментов для того, чтобы создать у зрителя впечатление солнечного света.

Кроме того, так же слегка обозначенный наклон головы в сторону младенца смягчает холодноватую отстраненность образа Богоматери. Кисть ее правой руки, подобная колеблющемуся языку пламени, благословляет сына в мир. Кисть младенца Христа, отвечающего на благословление Марии, помещена в самом центре иконы на фоне синего треугольника ее туники.

Иконы Дионисия Одигитрия редко встречаются в древнерусской иконописи начала XVI века.

Такие иконы ― большая редкость в древнерусской живописи начала XVI. Позже они стали распространены под названием «Одигитрия Седмиезерская». Икона Дионисия Богоматери Одигитрия находиться в музеи и речь о её передаче Русской Православной Церкви не идёт.

При этом её фото можно часто встретить как в интернете, так в специальных изданиях, посвящённых иконописи. Кроме того, списки чудотворного образа можно увидеть в следующих музеях:

  • в Москве, им. А. Рублева;
  • во Владимире, музей-заповедник;
  • в Костроме, историко-архитектурный музей;
  • в Новгородском Кремле.

В чем помогает Одигитрия

Смоленская Богоматерь часто переезжала, размещаясь то в храмах Москвы, то в соборах Ярославля, и только в 1655 году ее вернули в Смоленск, где и сегодня можно поклониться, и помолится ей, права уже не оригинальному изображению, а копии. Изначально святое изображение размещалось в Константинополе, который был много раз спасен именно ею. Ведь именно перед Одигитрией множество верующих молилось о мире в городе и о прекращении военных действий. Она хранила сначала Византию, а теперь и Россию, защищая ее от военных действий, разрушительных природных явлений и страшных эпидемий.

О чем молятся православные христиане перед этим образом? Они верят, что лик:

  • защитит родную землю от военных действий и кровопролития;
  • защитит тех, кто находится в армии и на фронте;
  • убережет от болезней и эпидемий;
  • защитит каждую семью;
  • будет покровительствовать семейным людям.

О чем еще можно молиться Богородице:

  • Молитва перед иконой «Умягчение злых сердец» о примирении
  • Молитва перед иконой «Неупиваемая чаша» от пьянства
  • Молитва перед иконой «Всецарица» для избавления от онкологии

Этот образ олицетворяет символ защиты от бед и символ здравия. Иконе молятся о спасении семьи, о защите близких и родных, о тех, кто находится вдалеке от родного дома. Просят защиты Богоматери и те, кто отправляются в путешествие или командировку. Матеря просят о защите детей, а дети о здравии родителей.


СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «ОДИГИТРИЯ»

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector