Пешношский мужской монастырь во имя святителя николая чудотворца в поселке луговом, дмитровский район

Путешествие в поселок Луговой в Николо-Пешношский монастырь

Исторические сведения о Николо-Пешношском монастыре. Подробный рассказ о путешествии в Дмитров, и в том числе в Николо-Пешношский монастырь. Все фотографии Николо-Пешношского монастыря.

Поселок Луговой находится в Дмитровском районе Московской области. Как проехать к Николо-Пешношскому монастырю – на общественном транспорте: с Савеловского вокзала электричкой или от м.Алтуфьево автобусом № 401 до г.Дмитров, далее автобусом или маршруткой № 36 следующими через Куликово, до ост. поселок Луговой. Расписания автобусов — в полезных ссылках. На автомобиле: по Дмитровскому шоссе (А104), руководствуясь указателями на Дубну

Внимание: перед мостом через канал им.Москвы уходим в правый ряд по указателю «Дубна». Канал переезжать не надо

Доезжаем до пересечения Дмитровского шоссе с Московским Большим Бетонным Кольцом (А108), на перекрестке — круговое движение, рядом с перекрестком — ориентир, обелиск героям войны, танк Т-34 (см.рисунки). Поворачиваем налево, по указателю на Клин Поворот на Московское Большое Бетонное Кольцо (А108).Ориентир на пересечении дорог — обелиск героям войны, танк Т-34. Движемся 11 км. по Московскому Большому Бетонному Кольцу (А108), руководствуясь указателями на Клин. Проехав Н.Синьково, поворачиваем направо по указателю «Насадкино» (на этом месте указатель «Пешношский монастырь»). Через 7 км., проехав Давыдково, поворачиваем налево по указателю на монастырь и по главной дороге через с.Куликово доезжаем до Николо-Пешношского монастыря (поселок Луговой). Николо-Пешношский монастырь: Посмотреть на карте яндекса: в Луговом.

Поездка в пос.Луговой в Николо-Пешношский монастырь была также связана с посещением города Дмитрова, Дмитровского кремля, Борисоглебского Дмитровского мужского монастыря и с поездкой в пос.Деденево в Спасо-Влахернский женский монастырь. После поворота с трассы дорога к монастырю идет через поля, но перед самым монастырем начинается вот такая роща. Николо-Пешношский монастырь. Вблизи. Официальное открытие Николо-Пешношского мужского монастыря состоялось года, в воскресенье, когда Святая Церковь празднует память всех Московских святых. Угловая башня монастыря. Вход в монастырь. Сам монастырь разделен на две части – собственно монастырь и психоневрологический интернат. Через главные ворота охрана посетителей не пускают, поэтому чтобы попасть внутрь, приходится обходить монастырскую стену слева по тропинке. Хоть мы и прошли через главный вход, но матушка сказала, что мы были первыми, кому это удалось. На территории монастыря располагается настоящий зверинец. Здесь живут белки. Кролики. Куры. И даже лисы-чернобурки. Лежат две шапки. На переднем плане – отреставрированная и действующая церковь Сергия Радонежского (1886-1890 гг.), на втором — собор Николая Чудотворца (рубеж XV-XVI вв.). Сейчас собор принадлежит интернату и в нем находится столовая. Церковь Сергия Радонежского сооружена над могилой прп. Мефодия Пешношского. В церкви под спудом мощи прп. Мефодия Пешношского. До 1980-х годов церковь служила котельной. Образ преподобного Мефодия Пешношского. Колокольня (1-я треть XVI в.). Когда-то в нижнем ярусе колокольни располагалась Мефодиевская церковь. Купола. Крыльцо церкви Сергия Радонежского. С другой стороны. Купола церкви Сергия Радонежского и колокольни. Собор Николая Чудотворца. Собор Николая Чудотворца. Стена собора Николая Чудотворца. Обратно через главный вход не пошли, чтобы избежать лишних вопросов охраны. Вышли через проход в стене и по тропинке прошли к главному входу. Угловая башня. Стены монастыря. Стены монастыря и облака. Последний кадр.

Нажмите для перехода на сайт Преображение

При Борисоглебском мужском монастыре г. Дмитрова с 2011 года ведет работу духовно-просветительский центр «Преображение». Открытый по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, он призван давать духовное образование взрослым и детям. Тот факт, что такая школа открыта при монастыре, указывает на древнюю традицию, согласно которой монастыри всегда были и остаются центрами духовного просвещения. Целью предлагаемого образования является стремление сделать человека не знающим все на свете, но знающим главное, и обучить его не искусству зарабатывать деньги, но искусству быть добродетельным. Именно на таких принципах созидалась национальная культура Руси, которую называли Святой.

Духовно-просветительский центр ведет свою деятельность, имея целью дать целостные и системные знания о православной вере, культуре, истории и традициях, а также сформировать умения и навыки, необходимые для ведения жизни православного христианина. Для достижения целей и задач своей деятельности центр осуществляет обучение религии, духовно-нравственное воспитание, обучение по программам дополнительного образования.

Обязательным предметом для изучения всеми учащимися является «Закон Божий», тот закон, нарушение которого влечет за собой разрушение жизни, как духовной, так и физической. Кроме того, здесь предлагается изучение мировой и церковной культуры, которое знакомит учащихся с этапами развития человеческого творчества. Есть отдельный предмет иконоведения, т.е. знание и понимание православной иконы. Причем, предлагается не только теоретическое знакомство, но и практическое его освоение. Для этого изучаются такие предметы, как музыка, пение, рисование, иконописание, каллиграфия.

Помимо этого совершаются паломнические и экскурсионные поездки по святым и историческим местам и музеям страны, провoдятся праздничные концерты, литературные вечера, дискуссии, совершается и участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. В самом названии центра заключается главная идея, ради которой он и открыт, — это идея преображения души и восстановления утерянного человечеством в грехопадении образа Божия.

Образовательный процесс включает в себя четыре возрастные группы:

— младшая (с 5 до 8 лет);
— средняя (с 9 до 13 лет);
— старшая (с 14 до 17 лет);
— основная (взрослые).

Сроки обучения каждой группы — 3 года.

В сентябре 2012 г. общее количество учащихся составило 150 человек: детей – 80 человек, взрослых – 70 человек.

Обучение в духовно-просветительском центре . Прием осуществляется на основе собеседования

Новоторжский Борисоглебский монастырь

По преданию, Борисоглебский мужской монастырь был основан в 1038 году Ефремом Новоторжским. Первые письменные свидетельства о Новоторжском Борисоглебском монастыре относятся к XII веку, это один из древнейших монастырей России.

Храмы и монастыри домонгольского времени, посвященные Борису и ГлебуС.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь моста. Лето 1910 годаУ стен Борисоглебского монастыряЗападные ворота Новоторжского Борисоглебского монастыря

В 1925 году Новоторжский Борисоглебский монастырь был закрыт, в его стенах почти 50 лет функционировала тюрьма строгого режима, после неё — лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков. В конце 1980-х годов бывший монастырь передали под экспозиции Всероссийского историко-этнографического музея, работники которого приложили немало сил, чтобы восстановить изуродованные за годы советской власти постройки.

По теме: Легко ли путешествовать по России?

Реставрационные работы, правда очень медленные, продолжаются и в наши дни. Монастырь возвращен церкви, часть территории закрыта для посещения, поскольку там живут монахи.

Архитектурные памятники Борисоглебского монастыря, схемаНа территории Новоторжского Борисоглебского монастыря

Борисоглебский собор построен по проекту архитектора Николая Александровича Львова в 1785-1796 годах на месте древнего каменного собора. В церемонии торжественной закладки принимала участие императрица Екатерина II. В 1931 году собор закрыли. Его внутреннее убранство утрачено, в том числе и 37 икон работы В.Л.Боровиковского. До наших дней сохранилась лишь одна из них, которая хранится в Тверской картинной галерее.

Собор Бориса и ГлебаПортик Борисоглебского собораБратский корпус (1818–1819 года)Фрагмент старой монастырской стены

За Борисоглебским собором виднеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, самый старый сохранившийся каменный храм во всем Торжке. Она была построена в XVII веке на месте старой деревянной церкви, сгоревшей в 1609 году.

Борисоглебский собор и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы за нимЦерковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с колокольнейЦерковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Главное украшение Борисоглебского монастыря — трехъярусная колокольня с надвратной церковью во имя Спаса Нерукотворного образа, построенная в 1804-1811 годах. Одна из её загадок — имя архитектора. По одной из версий, им был Николай Александрович Львов. По другой — местный архитектор-самоучка Федор Ананьин. Высота колокольни со шпилем — более 50 метров, это самая высокая постройка Торжка.

Колокольня с надвратной церковью Спаса Нерукотворного Образа

С территории монастыря, стоящего на возвышенности, открываются красивые виды на Торжок. Неподалеку виднеется Воскресенская церковь, построенная в 1749 году и до сих пор пустующая.

Воскресенская церковьПогреб-ледник

Еще одна интересная постройка монастыря — Свечная башня, возведенная в псевдорусском стиле в 1860-70 годах по проекту местного архитектора Степана Ивановича Гребенщикова.

Свечная башня Борисоглебского монастыря

С высокого откоса видны жилые дома и храмы на противоположном берегу Тверцы.

Церковь Николая Чудотворца, 1778-1784 годыБывший Воскресенский монастырь и Крестовоздвиженская церковь

Обращают на себя внимание постройки бывшего Воскресенского девичьего монастыря, первое письменное упоминание о котором относится к 1625 году. Основные монастырские постройки датируются XVIII-XIX веками

За ним виднеется уже упоминавшаяся церковь Ильи Пророка.

Бывший Воскресенский монастырь

За деревьями просматривается Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1750-1753 годах, в дальнейшем несколько раз достраивалась.

Крестовоздвиженская церковь

Прогулка за стенами монастыря

Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:

  • В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком 1612 году Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
  • Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Александру Пересвету. Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
  • В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
  • В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.

Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник

Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.

Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.

В июне 2006 года в поселке у монастыря поставлен памятник Иринарху Затворнику, созданный Зурабом Церетели. Фото Алексея Бережкова

Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.

7

Фотографии Борисоглебского Дмитровского монастыря

У монастырских стен, в сквере по улице Минина, в 2006 году был установлен памятник князьям Борису и Глебу, автор — Александр Рукавишников. Он уникален тем, что на одном постаменте стоят две конные статуи.

Памятник благоверным князьям Борису и Глебу около Борисоглебского монастыря

Борисоглебский монастырь окружает четырехметровая ограда, построенная в 1685-1689 годах, в углах которой высятся башенки. В нее включен корпус братских келий и трапезной. Сама ограда имеет толщину 0,9 метров.

Здание братских келий и трапезнойЗдание братских келий и трапезной, фрагмент

Святые ворота и надвратная Никольская церковь датируются XVII – XIX веками. Сейчас здесь работает трапезная, где голодный путешественник ежедневно с 9.00 до 18.00 может перекусить и набраться сил.

Святые ворота и надвратная церковь Николая ЧудотворцаЦерковь Николая ЧудотворцаЦерковь Николая Чудотворца

Когда входишь на территорию монастыря, то первое, что бросается в глаза — это огромный Борисоглебский собор с колокольней и приделом Алексия человека Божия и часовня Сошествия Святого Духа, перед которыми раскинулся роскошный цветник.

Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Борисоглебский собор представляет собой четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Вероятнее всего, он был построен в 1537 году, о чем свидетельствует настенная плита с надписью. В храме сохранились узкие щелевидные окна. В XVII столетии были «обновлены» закомары, стены скреплены железными связями. Если внимательнее присмотреться к собору, то можно заметить, что его барабан чуть наклонен. В 1656 году у западной части южного фасада собора на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина был пристроен Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором. Стены внутри храма были расписаны в 1824 году, обновлены в 1887 и 1901 годах, однако позже их забелили.

Собор Бориса и ГлебаСобор Бориса и Глеба, фрагментВход в собор Бориса и ГлебаКолокольня собора Бориса и ГлебаСобор Бориса и ГлебаСобор Бориса и Глеба

Часовня Сошествия Святого Духа была построена между 2003-2004 годами в честь 850-летия города Дмитрова.

Часовня Сошествия Святого ДухаЧасовня Сошествия Святого Духа

Неподалеку находится ажурная Водосвятная часовня:

Водосвятная часовняВодосвятная часовня, крестНа территории Борисоглебского монастыря

На территории монастыря также много других интересных построек, в том числе и современных, выполненных в русском стиле.

Монастырский птичникХозяйственные постройки и Настоятельский дом

Что меня особенно поразило на территории Борисоглебского Дмитровского монастыря — это обилие деревьев и цветов. Собиралась очередная гроза, и монастырские постройки как-то особенно пронзительно смотрелись на фоне темнеющего неба.

Собор Бориса и ГлебаСобор Бориса и ГлебаСобор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Адрес: 141800, Московская область, г.Дмитров, ул.Минина, 4.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Литература[править | править код]

  • Подъяпольская Е. Н. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 — М.: Стройиздат, 1998, с. 124—127
  • Былов Н. Дмитровский Борисоглебский монастырь. Исторический очерк. М., 1905 (2-е изд.)
  • Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, 984 с.
  • Гаврилов С. А. Собор Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря в г. Дмитрове. по данным натурных исследований//Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация» М., 1984.
  • Гаврилов С. А. Борисоглебский крест 1467 г. Советская археология М., 1985, с. 213—222.
  • Фролов М. Ф. Белокаменные надгробия XVI—XVII в. из Борисоглебского монастыря в г. Дмитрове //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 3(5). С. 18-20.

История монастыря

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от  г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный  г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Это интересно: Пюхтицкий монастырь в Эстонии — описываем во всех подробностях

История

Борисоглебский монастырь в Дмитрове впервые упоминается в завещании младшего брата Ивана Грозного, князя Юрия Васильевича, датируемом 1472 годом. Обитель вплоть до XVII века была княжеской, то есть была в прямой зависимости от московских и дмитровских князей, которые являлись его покровителями.

Первым архимандритом из настоятелей церкви в 1519 году стал Феодосий, однако не исключено, что столь высокий духовный сан был и у предыдущих настоятелей, однако документальных подтверждений этому нет.

С 1652 по 1664 годы монастырь был приписан к Новгородскому архиерейству, о чем царем Алексеем Михайловичем был издан особый указ.

В 1682 году Борисоглебский монастырь в Дмитрове намеревались приписать к Заиконоспасской обители, однако этого не произошло, и монастырь приобрел самостоятельность.

Святыни Борисоглебского монастыря

Ростов Великий, безусловно, дорожит своим монастырём ещё и потому, что здесь хранятся многие православные святыни. Как дорогая святыня сохранялся в монастыре простой деревянный крест — благословение преподобного Сергия, из алтаря для поклонения верующим выносятся хранящиеся там многокилограммовые железные вериги преподобного Иринарха.

Ростов Великий, безусловно, дорожит своим монастырём ещё и потому, что здесь хранятся многие православные святыни.

В монастыре хранятся чудотворные мощи его основателей святых преподобных Феодора и Павла, преподобного Иринарха Затворника, жившего в Борисоглебском монастыре в Смутное время, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. По свидетельству верующих, после смерти преподобного Иринарха возле его гроба совершалось много чудес и исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Каждому верующему известно, что в стенах Борисоглебского монастыря можно не только приобщиться к миру духовному, но и получить ответ на свои молитвы, исцелиться от болезней, освободиться от всяких недугов и наполниться миром и радостью.

Каждый год перед праздником Илии Пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 км от Борисоглебского монастыря, недалеко села Кондакова — родины святого. Верующие приезжают сюда за чудом, туристы — за впечатлениями. Совершенно точно, что каждый получает то, за чем приехал в Ростовский Борисоглебский монастырь.

История[править | править код]

Основаниеправить | править код

Строительство и развитие монастыря связано с ростом влияния Дмитровского княжества и силы Дмитровских князей. Впервые в документальных источниках монастырь как уже существующий упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году. Каменный Борисоглебский собор выстроен в одном стиле, и, скорее всего, в одно время, в XVI веке с Успенским собором Дмитровского кремля. Постройка собора относится к первой трети XVI века.

До XVII века монастырь был княжеским и зависел в управлении и содержании лишь от своих покровителей — дмитровских и московских князей. Возможно, уже с XV века настоятель монастыря носит чин архимандрита. Первым, известным по документам, архимандритом был архимандрит Феодосий (1519).

Церковь Николая Чудотворца. Святые ворота монастыря.

После Великой Смутыправить | править код

Во время польско-литовского нашествия, скорее всего, монастырь был разорён, как Дмитров и его окрестности. В 1610 году во время пожара при поляках сгорает архив монастыря. Каменный собор не пострадал.

В 1652—1664 годах указом царя Алексея Михайловича обитель приписана к Новгородскому Архиерейскому дому (предназначалась владыке Никону, будущему патриарху для подмосковной резиденции). В 1682 году Борисоглебский монастырь приписали к Заиконоспасскому монастырю.

В 1672 году монастырь переживает пожар, уничтоживший многие деревянные постройки. С данного момента начинается перестройка Святых врат, монастырских стен, келий в камень. В 1685—1687 году строится каменная надвратная Никольская церковь с трапезной.

В 1724—1726 годах вновь приписан к Новгородскому Архиерейскому дому. В обоих случаях потери самостоятельности монастырь управлялся строителями-новгородцами.

Архитектурный комплекс монастыря сложился в XVIII веке. К нашему времени были утрачены: Покровская больничная церковь (1702 г.), капитально перестроенная в 1791 году, восточные кельи и некоторые хозяйственные здания.

Секуляризация земельправить | править код

После екатерининского указа 1764 года о секуляризационной реформе принадлежащие монастырю земли с населёнными пунктами передавались в Государственную коллегию экономии.

Борисоглебский монастырь остался единственным монастырём Дмитрова, два других — Пятницкий и Никитский — были упразднены, остались только приходские церкви. Троицкий монастырь на реке Березовце был упразднён ещё ранее, в XVII веке.

В середине XVIII века монастырь переживал трудные времена, постройки сильно обветшали. Тем не менее, к концу века он нашёл средства перестроить Покровскую церковь (её последнюю стену разобрали вместе с северной монастырской стеной при строительстве во второй половине 1990-х), в первой половине XIX века — возвести настоятельский корпус. В 1888 году (по ошибочно прочитанной дате на кресте) отмечался 500-летний юбилей монастыря, что вызвало рост интереса к нему. Под наблюдением И. П. Машкова восстановлен в первоначальном виде собор, здания реставрированы, в 1902 году П. А. Ушаков на пожертвование Е. С. Ляминой построил духовное правление.

Революция 1917 года. Дмитлагправить | править код

Управление Дмитлага, располагавшегося с 1932 по 1937 год в монастыре

После революции в 1918 году монахи из Борисоглебского были переведены в Николо-Пешношский монастырь, а в нём разместились сёстры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные с западной Украины. С 1921 года к ним присоединились сёстры из Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии. В 1926 году Борисоглебский монастырь окончательно закрыли и отдали его здания краеведческому музею.

В 1932 году музей переведён в Успенский собор, а в монастыре разместили управление Дмитлага ОГПУ (НКВД) — отделение ГУЛАГа для строительства канала Волга — Москва. Прилегающие улицы: Комсомольская, Пионерская, Чекистская, Большевистская, Инженерная, Энергетическая, Шлюзовая — образовали «городок Дмитлага», где селился инженерный состав и вольнонаёмные работники.

С 1940-х по 1970-е годы в монастыре находилась воинская часть, позже — различные учреждения и организации. Братский корпус использовался под жильё.

Восстановление монастыряправить | править код

В 1993 году начинается восстановление монастыря. В 2003 году в нём было восемь насельников: настоятель архимандрит Роман (Гаврилов), три иеромонаха, два иеродиакона, два послушника. 31 августа 2003 года состоялся визит патриарха Алексия II. 6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вновь освятил возрожденный и отреставрированный Борисоглебский собор. К 2008 году в монастыре значилось девять насельников.

История основания

Одно из древних преданий гласит, что обитель основал князь Юрий Долгорукий в середине XII столетия (в этот период был построен и сам город Дмитров). К сожалению, точной даты неизвестно, так как во времена Смуты сгорела монастырская библиотека со всеми историческими архивами.


Борисоглебский монастырь в Дмитрове Московской области

  • Редкое документальное свидетельство, которое дошло до нашего времени, противоречит древнему преданию и говорит о том, что Борисоглебская обитель была создана в начале XV столетия. Эту версию подтверждает нахождение каменного креста, поставленного на территории обители в 1462 г. на торжество Благовещения. Спустя 4 века закладную реликвию обрела братия монастыря под приделом святителя Алексия. Сегодня святыня хранится в Дмитровском краеведческом музее.
  • Являясь княжеским владением, монастырский комплекс имел обширные земельные вотчины и полностью зависел от денежных средств, щедро поставляемых дмитровскими князьями. В 1537 г. началось строительство главного каменного храма, освященного в честь праведных Бориса и Глеба. Он создавался в стилистике древнерусского зодчества, по архитектурным формам здание напоминало Переславский Преображенский собор.
  • Борисоглебская церковь имела четыре столпа, два престола и три апсиды, её фундамент устанавливали на белокаменный подклет. Завершением собора служили две главы, одна из которых не сохранилась. В киоте западного фасада находился образ Христова Вознесения. Есть предположение, что в этой же части располагалась небольшая звонница, а вокруг самого здания установили паперти (внешние притворы) с тесовыми кровлями.
  • С середины XVI столетия Борисоглебская обитель перешла под непосредственное управление архимандритов и стала подчиняться патриарху РПЦ. В 1610 г. монастырский комплекс потерпел колоссальные ущербы от польско-литовских захватчиков и предателей Отечества. Борисоглебскую обитель полностью сожгли, а сам город Дмитров досконально разорили. Восстановление монастыря произошло только через десять лет.
  • В середине XVII в. близ западного фасада Борисоглебского собора установили придел, освященный в честь святого Алексия. Пристройка имела одну главу и небольшой притвор, средства на воздвижение выделила помещица П. Чаплин. В конце XVII столетия к зданию присоединили паперть, которая касалась западного портала главного собора, над притвором стояла колокольня.

На заметку! Священномученики Борис и Глеб — первые русские христиане, канонизированные Православной Церковью. Исследователи предполагают, что прославление состоялось в 1020 г., в день перенесения останков Глеба и положения их рядом с мощами его брата Бориса в церкви В. Великого.

Их канонизировали в качестве страстотерпцев, святых, принявших смерть во имя Заповедей Господа и не проявивших к убийцам даже капли ненависти. В молитве к священномученикам христиане просят здоровья, мира и защиты от внешних врагов.

Архитектура обители

Самым старым зданием монастыря является Борисоглебский собор, выстроенный из камня. Как предполагают ученые, он был возведен в середине XVI века. Он представляет собой четырехстолпный собор с двумя престолами и тремя апсидами (заниженный выступ здания различных форм).

Храм венчали два купола, однако до наших дней сохранился лишь один. Второй купол находился над Вознесенским приделом и был значительно меньше по размеру. Предположительно, храм имел небольшую звонницу, о чем свидетельствуют обнаруженные элементы площадки. В 1656 году к собору пристраивают Алексеевский придел, а позже и паперть.

В 1672 году Борисоглебский собор (г. Дмитров) пережил масштабный пожар, в связи с чем он был существенно перестроен. В этом же году были построены Святые врата, а спустя 15 лет над ними была возведена Никольская церковь. В 1689 году строится ограда, по углам которой возводятся башенки.

В 1702 году на пожертвования строят больничный Покровский храм, который был упразднен еще до XX века. Возводится колокольня, которая сохранилась до настоящего времени с незначительными изменениями. В 1834 году к Никольскому храму пристраивают придел во имя Феодоровской Иконы Богоматери.

История монастыря Аносиного монастыря

В 1799 г. Евдокия Николаевна Мещерская (в девичестве Тютчева, родная тётя поэта Фёдора Тютчева) приобрела деревню Аносино, что на берегу Истры. Уже в 1810 г. она получила благословение Московского митрополита на создание храма Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге Борисе, Евдокия освятила придел церкви в честь святых Бориса и Глеба.

При храме в 1820 г. сформировали богадельню, где стали жить 11 женщин. Уже в 1822 г. она была переделана в женское общежитие имени Бориса и Глеба, попечительницей которого была Евдокия Мещерская. Ещё через год община стала монастырём, а Евдокия постриглась в монахини и стала игуменией Евгенией.

Маргарита Кушниренко

В общине был установлен строгий ионический устав. Наставником стал святитель Филарет. Посторонние люди не могли попасть на его территорию, а монахини выйти за неё. Милостыня не собиралась и вещи из мира не принимались. За строгость устава монастырь и стали называть Оптиной пустынью.

Сюда стали привозить на покаяние и исправление грешниц: тех, кто злоупотреблял алкоголем, прелюбодействовал, а также совершал обряды по старому стилю. Настоятельницы не одобряли эту практику, но вынуждены были принимать послушниц.

До февраля 1837 г. обителью управляла игуменья Евгения. Затем её земной путь завершился. Она похоронена у северного придела храма Живоначальной Троицы.

Следующие 20 лет монастырём управляла игуменья Анастасия. Она была крестницей и воспитанницей Евгении, а до этого крепостной княгини Мещерской. После её отъезда в Серпуховский Владычий монастырь игуменьей стала внучка Евдокии-Евгении, также принявшая после пострига имя Евгения, и управляла монастырём до 1875 г. После её перевода в Москву в Страстной монастырь её преемницей стала монахиня Рафаила.

Маргарита Кушниренко

С 1879 г. игуменьей была матушка Ионанна. Она управляла обителью до самой смерти в возрасте 90 лет. Это была сама строгая игуменья, при этом она сама неукоснительно соблюдала устав. К ней на беседу часто приезжал схиигумен Герман — старец Зосимовой пустыни. По свидетельствам современников, он считал, что у матушки Иоанны можно «поучиться монашеству».

До 1928 г. обитель существовала как монастырь. Из-за больших налогов монахиням приходилось много работать и отдавать производимую продукцию на продажу. Ещё в 1917 г. здесь было 180 насельниц, а тогда в обители осталось всего 130 сестер.

В 1928 г. действующую игуменью Алипию арестовали вместе с несколькими сестрами. Их сослали в трудовые лагеря, а остальных женщин из обители просто выгнали. Монастырь использовался как сельскохозяйственная коммуна, пока в нём не закончились запасы продовольствия. Ценные вещи и святыни начали вывозиться ещё с 1922 г., а колокола были переплавлены.

Панорама Аносиного Борисоглебского монастыря на Яндекс-картах

Из церкви святой Анастасии сначала сделали клуб, а затем жилой барак. Дмитровский храм работал как магазин. Война ударила по колокольне и Троицкому собору так, что сохранилась только часть храма, которую использовали для ремонта сельхозтехники.

Восстанавливать обитель начали в 1992 г. по просьбе схимонахини Анны к Святейшему патриарху. До 1999 г. это было патриаршее подворье. Но зимой того же года ему был возвращён статус монастыря, причём ставропигиального, что означает подчинение самому патриарху.

Сюда заселились женщины из Троицкого монастыря в Риге, основательницей которого была Сергия — духовная дочь игуменьи Евгении, внучки основательницы храма Живоначальной Троицы в Аносино. А с 2005 г. здесь управляет игуменья Мария.

Маргарита Кушниренко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector