Последование ко святому причащению

Суточный круг богослужений

В Православной Церкви установлен суточный круг богослужений. В него входят вечерня, повечерие, полунощницы, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час, Божественная Литургия.

Описывая сотворение Богом мира, пророк Моисей начинает «день» с вечера. В Православной Церкви день также начинается с вечера.

Вечерня — это служба, которая  совершается в конце дня, вечером. Она призвана воздать благодарение Богу за прошедший день.

Повечерие — служба, на которой верующие просят Господа о прощении грехов, о даровании им покоя для тела и души, просят сохранить от козней диавола во время сна.

Полунощница предназначена для совершения ее в полночь, в воспоминание ночной молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми к дню Страшного Суда.

Утреня — служба, предназначенная для совершения утром, перед восходом солнца. На этой службе возносится благодарение Богу за прошедшую ночь.

Первый час, соответствующей нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Шестой час, соответствующий нашему двенадцатому часу дня, призван напомнить о распятии Спасителя.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему пополудни, вспоминается Крестную смерть Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней вспоминается вся земная жизнь Господа и совершается таинство Святого Причащения. Оно было установлено Самим Спасителем на Тайной Вечери. Литургия служится утром, до обеда.

Молитва 2-я , святого Иоанна Златоустого

Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна еже главу подклонити: но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему; и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити. И якоже не неудостоил еси внити, и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго, тако изволи внити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя; и якоже не отринул еси подобную мне блудницу и грешную, пришедшую и прикоснувшуюся Тебе, сице умилосердися и о мне грешнем, приходящем и прикасающем Ти ся; и якоже не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя, ниже моих возгнушайся сквернших оныя уст и нечистших, ниже мерзких моих и нечистых устен, и сквернаго и нечистейшаго моего языка. Но да будет ми угль пресвятаго Твоего Тела, и честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу, во облегчение тяжестей многих моих согрешений, в соблюдение от всякаго диавольскаго действа, во отгнание и возбранение злаго моего и лукаваго обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение. Не бо яко презираяй прихожду к Тебе, Христе Боже, но яко дерзая на неизреченную Твою благость, и да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду. Темже молюся Тебе: яко един сый Свят, Владыко, освяти мою душу и тело, ум и сердце, чревеса и утробы, и всего мя обнови, и вкорени страх Твой во удесех моих, и освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори; и буди ми помощник и заступник, окормляя в мире живот мой, сподобляя мя и одесную Тебе предстояния со святыми Твоими, молитвами и моленьми Пречистыя Твоея Матере, невещественных Твоих служителей и пречистых сил, и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Аминь

Молитва святого Иоанна Златоустого

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь.

Приходя же причаститься, произноси мысленно эти стихи Метафраста:

Затем:

И стихи:

Потом тропари:

Также молитву:

И еще:

Желающий причаститься должен достойно приготовится к этому святому таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением)продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, про строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю. Каноны читают или один за другим полностью, или соединяя таким образом: читается ирмос первой песни покаянного канона («Яко по суху петешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше») и тропари, затем тропари первой песни канона Богородице («Многими содержимь напaстьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мaти Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси»), опуская ирмос «Воду прошед…», и тропари канона Ангелу хранителю, тоже без ирмоса («Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися»). Так же читают и следующие песни. Тропари перед каноном Богородице и Ангелу хранителю, а также стихиры после канона Богородице в таком случае опускаются.

Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, — акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.
Перед причащением необходима исповедь — вечером ли, или утром, перед литургией.

  • Исповедь и причастие детей
  • Причастие – радостная весть для плоти
  • Какие бывают вечерние молитвы?

Типикон: его предназначение

Подробное последование богослужения на каждый день для клироса и священнослужителей находится в Типиконе.

Слово «Типикон» происходит от греческого слова «Τυπικόν», что означает «образец». Появление первых Типиконов относится к 3-4 векам при появлении монашества в пустынях Египта и Палестины. Типикон считается общепризнанным богослужебным эталоном. Опираясь на него, в приходской храмах происходит частичное или полное сокращение богослужений на день (суточного круга). Это связано с тем, что сейчас в храмах  ежедневно совершаются неуставные богослужения, то есть читаются акафисты, молебны, панихиды. Такая «свобода» иногда допускается Типиконом.

В Православном мире значимость Типикона настолько велика, что при посвящении в священные степени священнослужителями дается присяга на соблюдение Церковного Устава (Типикона). А в монастырях во время трапезы братии вместе с поучениями Святых Отцов происходит чтение отдельных глав Типикона.

В начале 20 века доктором церковной истории профессором Киевской духовной академии Михаилом Николаевичем Скабаллановичем была составлена книга «Толковый Типикон». В ней подробно изложена история написания богослужебного Устава с пояснениями отдельных частей Типикона.

Всенóщное бдение← Глава третья →

Во второй записи мы закончили паремиями. Смотрим далее схему. После паремий немедля следует сугубая ектения.

1. Сугубая ектения (здесь, как и во второй главе название пункта одновременно является и ссылкой на соответствующую статью из книги «Толковый Типикон» или на другие источники).

С ектениями мы уже знакомы, это наиболее часто повторяющиеся в богослужении элементы. Сугубая ектения на вечерне начинается с двух прошений (Рцем вси… и Господи Вседержителю…), на каждое из которых мы отвечаем однократным «Господи, помилуй», начиная с третьего прошения (Помилуй нас, Боже…) отвечаем троекратным «Господи, помилуй», и будем, как обычно, внимательными, чтобы не пропустить возглас «Яко Милостив…», на который, как известно, отвечаем: «Аминь».

2. Следом за Сугубой ектенией исполняется песнь «Сподоби, Господи…» (Часослов, стр.159-160)

Типикон предписывет чтение этой молитвы настоятелем или чтецом, но сейчас, чаще всего в приходской практике, поется хором.

3. Просительная ектения и молитва главопреклонения. Название ектении происходит от последних слов большинства прошений ектении: «… у Господа просим.» Тем не менее начинается ектения с двух прошений («Исполним вечернюю…» и «Заступи, спаси…»), на каждое из которых отвечаем: «Господи, помилуй». А начиная со следующего прошения («Вечера всего…») отвечаем «Подай, Господи». Внимательно слушаем чтобы не пропустить прошение «Пресвятую, Пречистую…», на которое отвечаем: «Тебе, Господи». И не забываем на завершающий ектению возглас («Яко благ…») ответить: «Аминь». Но клиросу расслабляться рано, т.к. следом священник повернувшись к людям преподает «Мир всем», на что мы незамедлительно должны ответить: «И духови твоему». А отвечая («Тебе, Господи») на следующий призыв священнослужителя: «Главы наша Господеви приклоним» мы должны руководствоваться присутствием или отсутствием за богослужением диакона. Объясняю: на этой ектение положено чтение молитвы главопреклонения, которую, по традиции, священник читает тихо (не возгласно). Если служит священник без диакона, то наиболее удобно читать молитву во время протяжного пения «Тебе, Господи» в ответ на призыв приклонить главы. Если же диакон служит, то священник прочитывает молитву во время ектении, и нет необходимости тянуть «Тебе, Господи». Завершается молитва возгласом «Буди держава», на который мы, естесственно, отвечаем: «Аминь».

Всенóщное бдение← Глава шестая →

Закончили мы на воскресных тропарях по «Бог Господь».

Открываем схему. 

После окончания песнопения на «И ныне» сразу же поем «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»

Чтец оканчивает славословие: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь», и начинает читать положенные Кафизмы. Смотрим в БУ: «(а.) Кафизмы 2-я и 3-я. (б.) Малые ектении. (в.) Седальны воскресные.»

а. На утрени воскресного всенощного бдения положено чтение второй и третьей кафизм, которые мы находим в Псалтири (стр 13 — 30).

В Псалтири мы видим, что кафизма делится на три части (по-гречески называющиеся статии), каждая из которых состоит из одного или нескольких псалмов, оканчивающихся красной надписью «Слава:». Потому эти части часто называют «Славы».

Надпись «Слава:» в конце первой (и второй) части говорит о том, что чтец в завершении статии возглашает «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». А хор сразу начинает петь: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды) Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.» И чтец заканчивает славословие как и в начале кафизмы: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь», и начинает читать вторую  (или, соответственно, третью) статию.

Надпись «Слава:» в конце третьей части (она же является концом кафизмы) говорит о том, что чтец читает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже.» (Трижды)

По такому же принципу читается и третья кафизма.

б. Следом за каждой кафизмой идет Малая ектения, состоящая из 3 прошений, на два из которых отвечаем: «Господи, помилуй», а на третье: «Тебе, Господи» и возгласа, на который отвечаем: «Аминь»

в. После малой ектении, по уставу положены Седальны, в нашем случае воскресные. Мы же помним, что гласовые песнопения по дням недели даны в Октоихе (часть 2, стр. 474-475), там, в самом начале утрени, мы и находим седальны по первом стихословии (кафизме), и по втором стихословии

Но! Обратим внимание в БУ, и находим ссылку следующего содержания: «По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».» Таким образом О. Сергий (составитель указаний) напоминает нам о том, что если после «Бог Господь» на «И ныне» не пелся Богородичен положенного гласа, а заменялся Богородичным другого гласа (по гласу тропаря, поющегося на «Славу»), или заменялся праздничным тропарем, то Богородичен положенного гласа должен быть прочитан (или спет) вместо Богородична на «И ныне» после первой кафизмы

БУ нам, великодушно, вновь и вновь, подсказывают первые слова песнопения: «Иже нас ра́ди…». Этот Богородичен мы находим в Октоихе (часть 2, стр. 463), в конце вечерни, следом за воскресным тропарем.

Молитва 1-я, Василия Великого

Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, безначальнаго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости в последния дни в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны неблагодарныя и злонравныя, и Твоею Кровию обновивый растлевшее грехом естество наше, Сам, Безсмертный Царю, приими и мое грешнаго покаяние, и приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя. Согреших бо, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин воззрети на высоту славы Твоея: прогневах бо Твою благость, Твоя заповеди преступив, и не послушав Твоих повелений. Но Ты, Господи, незлобив сый, долготерпелив же и многомилостив, не предал еси мя погибнути со беззаконьми моими, моего всячески ожидая обращения. Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему. Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити. Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху, и сластем поработив, и Твой осквернив образ; но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду. Приими убо и мене, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго, и возми мое тяжкое бремя грехов, грех вземляй мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе призываяй и упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние. И очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и научи мя совершати святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести моея, святынь Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом. Ей, Господи Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд ми будет причастие пречистых и животворящих Таин Твоих, ниже да немощен буду душею же и телом, от еже недостойне тем причащатися, но даждь ми, даже до конечнаго моего издыхания, неосужденно восприимати часть святынь Твоих, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго, и во благоприятен ответ на Страшнем судищи Твоем: яко да и аз со всеми избранными Твоими общник буду нетленных Твоих благ, яже уготовал еси любящим Тя, Господи, в нихже препрославлен еси во веки. Аминь.

Богослужебные книги

Кроме книг Священного Писания (Евангелия, Апостола, Псалтири) для совершения церковных богослужений используются специальные  церковно-богослужебные книги. В них содержатся богослужебные тексты (тропари, кондаки, стихиры, каноны и другие). 

Священнослужители во время богослужений пользуются Служебником, в котором указаны чин вечерни, утрени и Литургии.

Чтецы и певчии на клиросе руководствуются Часословом. В нем приведены тексты молитв всех повседневных служб, за исключением Литургии.

Чинопоследование Святых Таинств (Крещение, Миропомазание, Венчание, Соборование, Исповедь) размещено в Требнике. Также в нем указан порядок других священнодействий, не вошедших в состав храмовых богослужений на каждый день. В их число входят отпевание и погребение усопших, освящение воды, молитвы на воцерковление ребенка и прочее.

Для совершения служб праздников, имеющих постоянную фиксированную дату, используются церковные сборники под общим названием Минеи.

В Месячную Минею включены службы святым на каждый день года. По количеству месяцев она разделена на 12 томов. В Общую Минею вошли песнопения целым ликам святых (пророкам, апостолам, мученикам и так далее). Ее используют в богослужении, когда отсутствует специальная служба конкретному святому. Праздничная Минея содержит в себе чинопоследования Великих Праздников.

Для подвижных праздников используется Триодь. Она бывает Простая (для дней Великого поста) и Цветная (для дней от Пасхи до девятого воскресенья после него). Название этих книг (Триодь) связано с тем, что они содержат в себе сокращенные каноны из 3-х песней (в обычном варианте канон состоит из 9 песней). 

В Русской Церкви тексты изменяемых молитвословий на каждый день находятся в книге Октиох, состоящей из восьми разделов. В ней находятся песнопения суточного круга: вечерни, повечерия, утрени и Божественной Литургии, а для воскресных дней, кроме того, — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги), или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной недели.

Всенóщное бдение← Глава седьмая →

Традиционно уже открываем схему, чтобы увидеть там, что дальше следует Полиелей. Собственно, то же самое мы увидим и в БУ.

Полиелей — это пение 134 и 135 псалмов с припевом: «Аллилуия», в современной приходской практике традиционно исполняются избранные стихи этих псалмов псалмов с припевом: «Аллилуия»., их мы находим в готовом последовании, на примере которого и разбираем службу.

Во время пения полиелейных стихов открываются Царские врата, и духовенство выходит на центр храма и становится перед центральным аналоем.

Далее в БУ мы видим: «Величание апостола и избранный псалом. «Ангельский собор…».» Служба, которую мы разбираем, посвящена ап. Иоанну Богослову, значит ему и положено величание, текст которого мы находим во втором томе Следованной псалтири во главе под названием «Псалмы избрании» (стр. 124-125). По названию главы нетрудно догадаться, что избранный псалом находится там же, действительно, так и есть, псалом расположен вслед за величанием. Под воскресенье пение величания, теоретически происходит так: Духовенство поет величание единожды, и предстоятель с диаконом начинают полное каждение, хор в это время повторяет величание, чередуя его пение со стихами избранного псалма, пока не кончатся стихи псалма, и лишь потом (без указанных «Слава и ныне:») начинают петь «Благословен еси, Господи… Ангельский собор…» (Они же «Тропари воскресны, по Непорочнах»: Часослов, стр. 297-299), которые как раз и заканчиваются пением «Слава и ныне:», Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды). НО! т.к. такое пение продлилось бы достаточно долго на практике в бдении под воскресенье вовсе опускают избранный псалом, и после того как хор единожды повторит величание вслед за духовенством, сразу начинает петь воскресные тропари по Непорочнах, и за это время каждение вполне успевает завершиться, и сразу же диакон произносит малую ектению.

Тут считаю необходимым сделать покаянную ремарку. Долгое время в готовых последованиях, которые выкладываю на сайте было указано, то после тропарей «Ангельский собор…», перед малой ектенией духовенство вновь повторяет величание, это не правильно т.к. нелогично после прославления воскресными тропарями Воскресения Христова возвращаться к прославлению святого в величанием.

Далее БУ и схема нам говорят о наличии такого элемента службы как Ипакои (с ударением на второе И) гласа. Если мы видим указание гласа, значит текст находится в Октоихе (конкретно наши ипакоИ находятся во 2 томе Октоиха на стр. 476)

Студийский и Иерусалимский Уставы

Наибольшее распространение в христианском мире получили Студийский и Иерусалимский богослужебные Уставы. Хотя за историю Церкви их создано гораздо больше.

До 14 века широкое распространение имел Студийский устав (9 век). Его составителем признается преподобный Феодор Студит, настоятель Студийского монастыря в Константинополе.

На Руси придерживаться Студийского устава стали с 1070 года. В Киево-Печерской Лавре его ввел преподобный Феодосий Печерский. Затем Устав переняли другие монастыри. С 14 века в Русской Православной Церкви стал употребляться Иерусалимский устав.

Первоначально Иерусалимский устав был составлен преподобным Саввой Освященным в 6 веке. Но во время нападения завоевателей подлинник был утрачен. Патриархом Софронием Иерусалимским (6 век) устав был восстановлен. Но с 8 по 11 век Святыми Отцами в него вносились дополнения.

В Православии богослужебный устав, разработанный для монашествующих, долго применялся и в приходских церквях. Со временем стало очевидно, что следовать монастырским требованиям в условиях обыденной жизни «в миру» невозможно. Большинство мирских людей работает и находиться на всех богослужениях в храме не представляется возможным. Особенно на длительных службах во время Великого поста. Это относится и к соблюдению строгого поста. По Уставу в первый день Великого поста предписывается полное воздержание от пищи. Работающим христианам и детям это не под силу (можно нанести вред здоровью). Поэтому поститься рекомендуется «по совести».

С 17 века эти требования стали постепенно сокращать. Порядок совершения богослужений в церквях для мирян приобрел современный вид.

Молитва 6-я,святого Симеона Нового Богослова

От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой, и не презри моих ни словес, ниже образов, ниже безстудия. Даждь ми дерзновенно глаголати, яже хощу, Христе мой, паче же и научи мя, что ми подобает творити и глаголати. Согреших паче блудницы, яже уведе, где обитаеши, миро купивши, прииде дерзостне помазати Твои нозе, Бога моего, Владыки и Христа моего. Якоже ону не отринул еси пришедшую от сердца, ниже мене возгнушайся, Слове: Твои же ми подаждь нозе, и держати и целовати, и струями слезными, яко многоценным миром, сия дерзостно помазати. Омый мя слезами моими, очисти мя ими, Слове. Остави и прегрешения моя, и прощение ми подаждь. Веси зол множество, веси и струпы моя, и язвы зриши моя, но и веру веси, и произволение зриши, и воздыхание слышиши. Не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая. Несоделанное мое видесте очи Твои, в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть. Виждь смирение мое, виждь труд мой елик, и грехи вся остави ми, Боже всяческих: да чистым сердцем, притрепетною мыслию, и душею сокрушенною, нескверных Твоих причащуся и пресвятых Таин, имиже оживляется и обожается всяк ядый же и пияй чистым сердцем; Ты бо рекл еси, Владыко мой: всяк ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне убо сей пребывает, в немже и Аз есмь. Истинно слово всяко Владыки и Бога моего: божественных бо причащаяйся и боготворящих благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой, Светом трисолнечным, просвещающим мир. Да убо не един пребуду кроме Тебе Живодавца, дыхания моего, живота моего, радования моего, спасения миру. Сего ради к Тебе приступих, якоже зриши, со слезами, и душею сокрушенною избавления моих прегрешений прошу прияти ми, и Твоих живодательных и непорочных Таинств причаститися неосужденно, да пребудеши, якоже рекл еси, со мною треокаянным: да не кроме обрет мя Твоея благодати, прелестник восхитит мя льстивне, и прельстив отведет боготворящих Твоих словес. Сего ради к Тебе припадаю, и тепле вопию Ти: якоже блуднаго приял еси, и блудницу пришедшую, тако приими мя блуднаго и сквернаго, Щедре. Душею сокрушенною, ныне бо к Тебе приходя, вем, Спасе, яко иный, якоже аз, не прегреши Тебе, ниже содея деяния, яже аз содеях. Но сие паки вем, яко не величество прегрешений, ни грехов множество превосходит Бога моего многое долготерпение, и человеколюбие крайнее; но милостию сострастия тепле кающияся, и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно, и странное и Ангелом, и человеческим мыслем, беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным. Сия дерзостна творят мя, сия вперяют мя, Христе мой. И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи. Ныне благодарною мыслию, благодарным же сердцем, благодарными удесы моими, души и тела моего, покланяюся и величаю, и славословлю Тя, Боже мой, яко благословенна суща, ныне же и во веки.

Всенóщное бдение← Глава четвертая →

Итак, мы остановились на возгласе «Буди держава…», который завершает главопреклонную молитву после просительной ектении. Смотрим схему. 

1. Далее следует Лития.

Заглядываем в БУ.

Цитирую: «На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возле́г на пе́рси…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со Отце́м и Ду́хом славосло́вимый…»»

Стихиры на литии, в отличии от остальных стихир (на «Господи, воззвах», «на стиховне», на Хвалитех») поются (читаются) без чередования со стихами псалмов.

Чаще всего (как и в нашем случае) первой стихирой поется одна из литийных храмовых стихир, которая берется из службы святого или праздника в честь которого освящен храм. Я бы посоветовал распечатать эту стихиру и даже заламинировать, ее, чтобы каждый раз не открывать храмовую службу ради одной стихиры. 

Следом за стихирой храма идут стихиры апостола, даны они в Минее, в нашем разборе это Минея Сентябрь стр. 734-735. Очень удобно, что в БУ часто (как и в данном случае на «Слава» и на «И ныне») даны первые слова стихир, которые мы и видим в Минее.

По окончании стихир диакон возглашает прошения, на которые мы отвечаем:

На первое («Спаси, Боже…») — 40-кратным «Господи, помилуй» 

На второе («Еще молимся о Великом…») — 50-кратным «Господи, помилуй» 

На третье и четвертое прошения — троекратным «Господи, помилуй» 

Следом на возглас священника («Услыши ны…») отвечаем «Аминь»

Священник: «Мир всем», мы: «И духови твоему»

Диакон: «Главы наша…», мы: «Тебе, Господи»

Священник молится возгласно: «Владыко Многомилостиве Господи…», на что мы отвечаем «Аминь.»

2. Смотрим схему, следом положены Стихиры на стиховне.

Смотрим в БУ: «На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апо́столе Христо́в…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творе́ц и Изба́витель…»»

Разобрав ранее стихиры на «Господи, воззвах», мы помним, что стихиры исполняются в чередовании со стихами псалмов. Также и в данном случае будет чередование, но с той разницей, что первая стихира поется (читается) без предваряющего стиха.

Итак, стихиры воскресные гласа мы берем из Октоиха. (Второй том, стр. 462) Там же даны и стихи, с которыми чередуются стихиры.

На «Слава» видим подсказку — первые слова стихиры, берем Минею, видим на стр. 735 стихиры на стиховне. Нам сами стихиры не понадобятся, а стихи пока не понадобятся (они понадобятся на утрене, запомним это). Значит перелистываем и видим нужную нам стихиру «Апостоле Христов». 

Дальше интересно и нужно запомнить, что если на стиховне на «И ныне» положен Богородичен, то он, вне зависимости от гласа, берется из службы одного гласа со стихирой на «Слава» именно это скрывается за фразой из БУ: «Богородичен воскресный по гласу «Славы»». В нашем случае нужен Богородичен из воскресной службы 6 гласа. Ищем в Октоихе глас 6, в субботу вечера, на стиховне, у нас это стр. 175 второго тома Октоиха.

3. Подсмотрим схему, видим после стихир на стиховне указано «Ныне отпущаеши» и сразу после него «Трисвятое по Отче наш». Находим «Ныне отпущаеши» в Часослове на стр. 161. А под «Трисвятое по Отче наш» скрывается ряд молитв: Трисвятое («Святый Боже…» трижды), Слава и ныне:, «Пресвятая Троице…», «Господи, помилуй» (трижды), Слава и ныне:, «Отче наш…».

4.Тропари по Трисвятом. Заглядываем в БУ: По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь апостола, глас 2-й (единожды).

Тропарь «Богородице Дево» находится в Часослове на стр.162. Тропарь празднуемого святого находим в Минее, В нашем случае тропарь апостола находится в Минее Сентябрь стр. 736.

Нужно заметить, что во время пения тропарей диакон трижды, с четырех сторон, кадит подготовленные для освящения хлебы, пшеницу, вино и масло. Поэтому нужно стараться петь так, чтобы на одно каждение вокруг подготовленного к освящению приходился один тропарь, не быстрее и не медленнее. Это будет очень красиво и чинно.

5. После тропарей по Трисвятом совершается благословение хлебов, предваряемое призывом диакона к молитве: «Господу помолимся», и нашим ответом: «Господи помилуй».

На молитву благословения хлебов «Господи Иисусе Христе…» мы отвечаем «Аминь.»

6. И сразу же трижды поем «Буди Имя Господне…» (Часослов стр. 165) и половина 33 псалма: «Благословлю Господа… (до слов) …не лишатся всякого блага» (Часослов стр. 125-126).

После 33 псалма священник благословляет из алтаря со словами: «Благословение Господне на вас…», — на что мы отвечаем: «Аминь»

И на этом заканчивается первая часть всенощного бдения, которая называется Великая вечерня (не вечерняя, а именно вечерня).

Богослужебный Устав: что это такое?

Видимой стороной христианской религии выступают постоянно совершаемые и при этом различающиеся богослужения. С помощью обрядов и богослужений верующие могут выразить свою внутреннюю религиозную веру и благоговейные чувства ко Творцу. Церковные богослужения соединяют в себе различные молитвы, песнопения, чтения Евангелий, а также священнодействия (особые религиозные действия, связанные с благодарением Господа и обращением к Нему за милостями). Все это совершается не хаотично, а в определенном строгом порядке, имеющем глубокий смысл. Богослужебные тексты различаются в связи с временем суток, днем недели, календарным днем. Правила объединения этих текстов в церковную службу определяет богослужебный Устав Церкви. Так формируется последование богослужений на каждый день.

Интерьер православного храма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector