Глава 41. иисус в гефсиманском саду. моление о чаше. взятие иисуса под стражу. иисус в гефсиманском саду

Евангельский сюжет

Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин. 18:1).

Евангелие Текст
От Матфея (26:36-46) Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня.
От Марка (14:33-42) И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашёл их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
От Луки(22:40-46) Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».

Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:

  • Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;
  • Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки Eму был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя»;
  • Третий раз Он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».

«Моление о чаше» (мозаика собора Святого Марка)

Место действия

Основная статья: Гефсиманский сад

Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для Своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества.

Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической Церкви всех наций, построенной в 1919 — 1924 годах. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.

Иконография

Иконография этого сюжета имеет глубочайший богословский смысл. Самые древние иконы, дошедшие до нашего времени, датированы XI веком и являются произведениями византийских православных иконописцев.

Иконы изображают не только упомянутых апостолов и Христа, но и ангела. Об этом эпизоде повествует в своем рассказе о Гефсиманском молении евангелист Лука (22:40-46): «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.


Моление о чаше в Гефсиманском саду

И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».

Богословие иконы


Икона Христа Спасителя. 3 типа иконографии Иисуса Христа

Этот эпизод обсуждался не одним поколением святых отцов. На V Вселенском соборе они закрепили православное понимание этого события.

Явившийся Архангел Гавриил воздавал Богу подобающее Ему славословие, славя не только Его Божественную крепость, но и запредельную человеческую стойкость, которую Он явил, став Человеком. Архангел подал пример последующим поколениям христиан в прославлении своего Творца, принесшего Себя за людей.

Впоследствии отпавший от православия католицизм начал уклоняться от богословия иконы в сторону картинной живописи. Так на западе стали появляться изображения с пухлыми ангелами, которые как бы увещают Христа исполнить волю Божию о Нем. Разумеется, Христос, будучи Сам Богом и Человеком, в этом не нуждался.


«Гефсиманское моление» итальянца Людовика Караччи, XVI в. — пример изображения евангельского события на западе. Икона «Моление о чаше» принимает совсем иной богословский смысл: ангел не славит Бога, а будто указывает Христу на волю Бога о Нем. Фото: cdn.gallerix.asia

Исследователи богословия иконы отмечают даже появление ноток языческих мифов в изображениях западных художников. Возросшая популярность этой тематики затронула и христианские сюжеты.

Так, явившийся ангел стал напоминать Гермеса с яблоком раздора, открывающего волю богов Парису, и чаша на этих изображениях изображается уже в руках ангела. Он уже не славословит, но снисходительно-укоряюще указывает герою на высшую волю, которую тот должен исполнить.

Не будем горделиво клеймить в язычестве и неканоничности западных художников. Хотя бы потому, что традиция переходит и в Россию, прорубившую, как известно, окно в Европу при Петре I.


Икона «Тайная вечеря»

Молитва перед иконой «Моление о Чаше»

В чем помогает молитва перед этой иконой? Традиционный ответ на этот вопрос неофитов прост. Любые молитвы перед любыми православными иконами Богу известны прежде нашего моления.

Молиться можно и нужно перед любыми иконами, важно расположение сердца человека. Икона помогает возвысить ум к Богу

Воспоминая события, изображенные на иконе, мы молимся Богу, ставшему человеку и страдающему куда более нас.


Роспись современного российского храма. Видно влияние западной школы, искажающее богословский смысл события: ангел здесь не славит Творца, а будто открывает волю Божию Христу, в этом не нуждавшемуся. Фото: voznes.ru

Значение иконы Моление о чаше

В первую очередь икона Моление о чаше для всех означает стойкость веры и убеждений. Моление о чаше выражает то, что Иисус Христос имел две воли: Божественную и человеческую. Первая молитва показывает страх перед надвигающимися мучениями и смертью, что присуще любому человеку. С другой стороны, другими молитвами Иисус выражает стремление покориться Божией воли и принять все тяготы. Это очень отважный поступок, потому как Иисус знал, что своей смертью искупит грехи людей и возьмет ответственность за будущие прегрешения.

К иконе обращаются, когда находятся в затруднительном положении, теряют надежду. Икона Моление о чаше помогает не отчаиваться и найти выход из ситуации, определиться с тем, что будет правильнее. Страх может погубить человека. Если кто-то считает, что находится в безвыходной ситуации, он часто выбирает не тот путь, совершает предосудительные поступки, способен оттолкнуть близких людей.

Молятся иконе Моление о чаше, чтобы принять правильное решение, найти верный путь, не совершить глупости или даже страшные деяния.

Молитва перед иконой остается последней надеждой, в таких ситуациях, когда вера в Господа единственное, что держит и спасает. Вседержитель поможет покаявшемуся не поддаться искушению, согрешить.

Чаще всего перед иконой, обращаясь к Богу, читают молитву «Отче наш». Но используют и другие молитвы, например, молитву Святому Духу или к Пресвятой Троице. Молитва укрепит дух и веру, даст утешение и покой страждущему. Молиться нужно прилежно и бодрствовать, и тогда Господь обязательно поможет просящему. Обратиться к молитве во время Великого поста, или Страстной недели будет очень символично. Моление Иисуса Христа происходило в четверг, который сейчас именуются Великим или Чистым четвергом. Это четвертый день Страстной недели, последние дни Великого поста.

Многие верующие стремятся причастить именно в Великий четверг, так как во время последней Тайной вечерни, после которой он отправился в Гефсиманский сад, он установил Таинство Евхаристии. Христиане называют Евхаристией Таинство причащения тела и Крови Христовой, единения верующего с Богом. По сей день Таинство проводиться во всех храмах при каждой Божественной литургии.

Церковь Всех Наций Гефсиманский сад

На склоне масличной горы раскинулся Гефсиманский сад. За высокой каменной стеной растут древние оливы: мощные, узловатые, величественные. До наших дней сохранилась лишь часть сада библейских времен, однако до сих пор цветут восемь олив, посаженных еще в I веке н. э.

Согласно Евангелиям, именно сюда пришел Иисус в ночь перед распятием, здесь он пережил горечь предательства и был арестован. Барельеф на стене Гефсиманского сада гласит: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его».

По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается, как одно из мест, связанных со Страстями Христа, и является местом христианского паломничества. С 1681 года Гефсиманский сад находился под контролем францисканцев. Известно, что на месте моления Иисуса в IV веке была построена церковь, позднее разрушенная. Однако, в середине XII века церковь была восстановлена.

Гефсиманский сад сегодня ухожен и приятен глазу. Аккуратные дорожки усыпаны мелкими камушками, а деревья не перестают радовать глаз круглый год.

В настоящее время в Гефсимании находятся несколько христианских церквей.

Первая — католическая Церковь Всех наций, построена в 1919 — 1924 годах. Сооружение церкви финансировали католические общины из многих стран Европы, а также из Канады, в честь чего она и получила своё название. На потолке изображены 12 гербов государств, пожертвовавших деньги на её строительство. Стены украшены мозаиками: «Гефсиманское моление, «Предание Спасителя» и «Взятие Христа под стражу». Перед алтарём находится камень на котором, по преданию, молился Иисус в ночь своего ареста.

Далее — храм святой Марии Магдалины, основан императором Александром III в память его матери императрицы Марии Александровны, являющийся образцом русской архитектуры московского стиля, увенчан семью луковичными куполами. Внутри иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, пол выполнен из разноцветного мрамора. В храме иконы кисти Василия Верещагина. При храме находится женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова.

Около Гефсиманского сада находится церковь Могилы Святого Семейства, перестроенная в XII веке на месте, где в 326 году императрица Елена воздвигла первую церковь. В её полуподвальном помещении находятся гробницы родителей Богородицы Иоакима и Анны (правая сторона алтаря) и Иосифа Обручника (левая сторона алтаря). В самой нижней части храма, в пещере, закрытой мраморной плитой, находится гробница, куда апостолами было положено тело Девы Марии после её смерти. Церковь принадлежит греко-православной церкви, но имеются представительства русской, коптской, сирийской и армянской общин, а открытый алтарь, используется христианами различных конфессий, в том числе католиками, православными, армяно-григорианами, протестантами (лютеранами, евангелистами, англиканами).

Гефсиманский сад — это место, которое есть у каждого из нас… Это то место внутри нас, куда мы можем удалиться, абстрагируясь от внешнего мира, чтобы остаться наедине с Ним, а значит с самим собой. Место для размышления, поиска ответов и принятия решений…

Церковь Всех Наций Гефсиманский сад мы посещаем в регулярных и индивидуальных экскурсиях «Иерусалим — Город трех религий» и «Русский Православный Иерусалим», а так же в «Еженедельных паломнических турах».

В чем помогает

С молитвой к образу Господа «Моление о чаше» приходят как к последней надежде на помощь в следующих ситуациях:

Наибольшую силу имеет молитва, произносимая на Страстной неделе

Чтобы она была услышана, важно выполнить следующие условия:

  • постараться очистить разум от злых помыслов;
  • выразить готовность следовать замыслу Господа;
  • со смирением принять любую его Волю.

Перед образом зажигают свечу или лампаду и становятся подобно Иисусу Христу на колени. Служители церкви рекомендуют читать перед этой иконой четыре молитвенных обращения:

  • Молитва Господня (Отче наш);
  • Молитва Святому Духу;
  • Молитва к Пресвятой Троице;
  • Символ веры.

Следует знать! Молиться перед любым святым образом можно, не только произнося специальные акафисты. Смиренную просьбу или покорную благодарность можно выражать собственными словами. Главное, чтобы они были искренними и шли из сердца. Икона Господа «Моление о чаше» может располагаться в домашнем иконостасе. По молитве, возносимой пред ней Господу, верующие люди получают помощь, когда отчаяние и чувство одиночества одолевают душу и разум.

Интересные факты о Гефсиманском саде

Перечень:

  • В честь Гефсиманского сада в России получили названия Гефсиманский Черниговский скит в Подмосковье и Гефсиманский скит на Валаамском острове.
  • Тысячелетние оливы сада являются одними из самых древних существующих растений.
  • В Гефсиманском саду похоронена мать Иисуса, ее муж и родители.
  • Елеонская гора является самой высокой точкой города, с ее смотровой площадки открывается потрясающая панорама на Старый город.
  • Гефсиманский сад содержит 4 места, в которых Иисус мог молиться в последнюю ночь перед предательством.
  • Библия говорит о Христе, как о Боге, на время ставшего человеком, то есть в нем было 2 природы — божественная и человеческая. Именно в Гефсиманском «Молении о чаше» это стало заметно. Сначала его человеческие чувства трепетали перед крестными муками, и он попросил Бога Отца, чтобы Он отвратил эти страдания. Однако, сразу добавил «не Моя воля, но Твоя да будет» и, повторив эту фразу еще несколько раз, выполнил предназначенную Ему миссию. Это “Моление о Чаше” уже 2 тысячелетия вдохновляет художников, поэтов и последователей Христианства.
  • Кедронская долина не имеет кедров. Слово «кедар» на иврите означает «темнота». Считается, что трубный зов, поднимающий мертвых для Страшного суда, прозвучит именно здесь. Поэтому эта долина заполнена кладбищами разных конфессий.

Умиротворенная атмосфера святых мест Иерусалимского Гефсиманского сада помогает верующим находить решение своих проблем, а искренние молитвы — сделать правильный выбор.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Молитвы к Святыне

Перед иконой Моление о чаше в большинстве случаев читают «Отче Наш». Однако допускается вознесение любого святого текста, даже обращение своими словами. Господь укрепляет дух и веру, дает утешение и успокоение, если молится усердно и бодрствовать. Прилежная молитва с причащение в Великий Четверг помогает избавиться от негативных мыслей и переживаний.


Рис 4 Молитва Святому Духу способствует причащению, единению верующих с Богом, помогает справиться с сомнениями и тревогами.

Наши предки заучивали все слова молитвы наизусть, так как многие из них не владели грамотой. Сейчас можно воспользоваться молитвословом, в котором собраны все православные молитвы. В свободной продаже в церковных лавках имеются миниатюрные копии икон с молитвами на обратной стороне. Многие из верующих носят их при себе, как дополнительный оберег и защиту.


Рис 5 Благодаря молитве ко Пресвятой Троице молящийся получает благословение на важные решения, защиту от несчастных случаев, финансового краха.

Молитва Святой Троице на церковнославянском языке считается сложной для запоминания, поэтому новичкам рекомендуется читать ее с листков, чтобы правильно расставлять ударения и произносить все слова и тем самым не исказив суть святого прошения.


Рис 6 Молитва Отче Наш относится к одному из главных святых текстов с которым можно обращаться к Господу Богу. Ее можно читать перед любой иконой и при любой жизненной необходимости.

Читать обращение к иконе Моление о чаше можно, как в храме, так и в домашних условиях. Перед началом молитвы нужно очистить свои мысли, настроится на понимание глубокого смысла вознесения к Господу, и совершить крестное знамение. Трижды перекреститься нужно и по окончании молитвы.


Рис 7 Молитва Сила Веры несет в себе, сокровенный религиозный смыл, настраивая христианина на проникновение трагедией случившейся с Христом, о его жертве ради всего человечества.

Значение иконы

Главный смысл иконы Моление о чаше – это обращение Иисуса к своему Отцу. Он просит о даровании прощения и отпущения грехов не за себя, а за все человечество. Через весь сюжет наблюдается замысел спасения. Страдания преданного Иудой Иисуса, никого не оставляют равнодушным. Образ вызывает у христиан сострадание, скорбь, сомнения и даже страх.

Руки коленопреклоненного Господа воздеты в молитве, он обращается к небу, где ангел подает ему золотую чашу, как олицетворение страданий и смерти, ради спасения человечества. Значение изображения – дать понять людям, что молитва укрепляет дух, возвращает потерянные силы, вселяет в сердце любовь, пусть даже и через муки и страдания.


Рис 2 Икона Моление о чаше символизирует стойкость веры и убеждений, что человеческое всегда неразрывно связано с божественным. Любые мучения и смерть нужно принимать со смирением, принять все тяготы и покорившись воли Божией.

Икона помогает тем, кто находится в затруднительном положении, теряет последнюю надежду. Господь благословляет на поиски правильных путей, ограждает от глупостей и плохих деяний. С молитвой, как с последней надеждой на Господа, нужно верить и надеяться на спасение. Вседержитель помогает каждому, не давая согрешить или пойти на крайние меры.

Библейское повествование

Подробный рассказ об этом есть у Марка. Дело в том, что Марк излагал в Евангелии устные воспоминания апостола Петра. А именно Петр был одним из очевидцев этой молитвы:

(Мк. 14:33–42)

Но христиане утверждают, что Иисус — воплотившийся Бог.

Мог ли Сам Создатель «ужасаться», «тосковать», просить избавить его от крестных страданий? Удивительно, но именно эти «неудобные» места в Писании всегда подчеркивали — Евангелие истинно. Люди никогда не замалчивали обстоятельств земной жизни Христа, даже если и не понимали их значения по собственной немощи.

Все события имеют огромное значение, в каждом заложен глубочайший смысл. Бог, создавший всё, стал совершенным человеком. Любящим жизнь, тоскующем, плачущим о смерти близких и более всех других, ужасно страдающим.


Спят уставшие апостолы, не разделяя молитвы своего божественного Учителя, приближается Иуда с отрядом воинов, молится Христос, проливая пот, как капли крови

Еще накануне Он воскрешал уже разлагающееся тело Лазаря. Он повелевал ветрам и морю, переносил лодку вопреки законам пространства и времени, явно показывая — Он есть Тот, который установил физические законы, создал всё из ничего, был прежде, нежели было что-либо из сотворенного Им.

И вдруг — Он смертельно скорбит и просит избавить Его от креста. Как же совместить Его божественное достоинство и этот факт? Кого и зачем просит Сам Господь Бог?

Сюжет иконы

В основе иконографии иконы Иисуса Христа «Моление о чаше» лежит событие, предшествующее аресту Спасителя и его мученической смерти на кресте. Зная о скорых тяжёлых испытаниях и предательстве своего ученика Иуды, он отправился в Гефсиманский сад, чтобы духовно подготовиться к предстоящим страшным событиям. Сопровождавших его апостолов Иисус попросил поддержать его и бодрствовать рядом во время его молитвы.

Икона Спасителя «Моление о чаше»

Но Иоанн, Пётр и Иаков уснули глубоким сном, оставив учителя наедине с душевными терзаниями, чем очень расстроили его. Иисус Христос возносил Господу столь усердную молитву, что со лба его струился кровавый пот.

Он обратился к Всевышнему с тремя молитвами следующего содержания:

  1. В первом обращении он просил предотвратить грядущие страдания.
  2. Во второй молитве говорилось о готовности выполнить замысел Божий.
  3. Третья молитва Иисуса отражала покорность и смирение, с которыми он исполнит своё предназначение.

Важно! Обретя покой и внутреннее согласие, Спаситель вернулся к своим ученикам, предупредил их о приближающихся стражниках. А также указал им, что в трудных ситуациях нельзя отчаиваться, потому что только бодрый дух и искренняя усердная молитва помогут избежать искушений

Как узнали молитву Христа в Гефсиманском саду

Иисус молился в присутствии учеников

Когда же было составление Библии с использованием глав, то произошло разделение этого текста по главам, чтобы выделить важность молитвы Господа. «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир

В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. ПОСЛЕ сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Иоанна 16:33, 17:1) Слова молитвы отчасти повторяются из глав 13:31-14:31. При беседе Христа с дьяволом во время Его искушений дьяволом из людей тоже никто не присутствовал, но в Библии записана эта беседа евангелистами посредством Духа Божьего Отца воздействием на составителей Евангелий также, как многие беседы Бога с пророками Ветхого Завета, которые происходили без присутствия людей. «Начнем же исследование этой благословеннейшей молитвы. «После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо…» После каких слов Христа была вознесена эта молитва? После тех слов Христа, которые были сказаны Им в Иерусалимской горнице, непосредственно перед Гефсиманией и Голгофой. Как же Евангелист Иоанн, слышавший эту чудную беседу Христа в Иерусалимской горнице, а также Его первосвященническую молитву на пути в Гефсиманию, мог восстановить их в такой полноте и целостности? Ответ на этот вопрос один, и мы находим его в словах Христа о Духе Святом: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанн 14:26). Страницы Евангелия написаны с помощью Духа Святого, Который напомнил авторам их все, что Христос говорил и делал.»

При беседе Христа с дьяволом во время Его искушений дьяволом из людей никто не присутствовал, но в Библии записана эта беседа евангелистами посредством Духа Божьего воздействием на составителей Евангелий также, как многие беседы Бога с пророками Ветхого Завета, которые происходили без присутствия людей. Все, что сделал Господь, будучи на Земле, начиная с проповеди Евангелия и кончая Великой Голгофой, Он сделал это из-за любви к людям. Молитва Христа в Евангелии от Иоанна была итогом жизни Бога в Его Первом пришествии. Люди, встречая те или иные обстоятельства в своей жизни, а также и от внутренних желаний своей плоти часто испытывают искушения. Иисус Христос перед началом Своего служения людям прошел через их искушения. Все слова Христа и Его поступки были предназначены Библией для людей.

Богословское толкование[править | править код]

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре

Богословы видят в словах Гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что Он имел две воли: Божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (полученную в связи с Его вочеловечиванием). Афанасий Великий считал, что моление Христа о чаше «показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него».

Гефсиманское моление Иисуса Христа, с точки зрения богословов, было выражением Его страха перед смертью, свойственного человеческой природе.

Моление о чаше, Джованни Беллини, 1465—1470

Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет:

Существует мнение, что во время Гефсиманской молитвы дьявол, отошедший от Иисуса «до времени» после Его искушения в пустыне (Лк. ), вновь приступил к Нему с искушениями, пытаясь отклонить Его от предстоящего подвига Крестных страданий.

С вариантом о греховном противлении человечества Христа решительно не согласен преподобный Максим Исповедник. Он опровергает несторианскую мысль монофелитов, что человеческая составляющая воли Иисуса Христа проявляла себя не с момента его воплощения, а только в момент моления о Чаше и была отвергнута Божественной составляющей его единой богочеловеческой воли: «Разве есть противление, когда (Христос) молится и добровольно воспринимает плотскую немощь через тесноту (sustolhv) и совершенно не противится, но говорит: Если возможно и Не что Я хочу, но если что Ты и присоединяет к стесненности сильный порыв против смерти? Он действительно запечатлел в Себе наше, через кратковременное природное борение, чтобы и от него нас освободить, и подтвердить природу Собственной плоти…».

Для воспринятой Христом совершенной человеческой сущности (естества, у халкидонитов и севериан тождественного природе) не мыслимо сознательное противление Богу. Это подтверждается тем, что противление всегда «противоестественно», и как таковое греховно. А в человечестве Христа, которое существует «сообразно естеству», как неоднократно подчёркивал Преподобный Максим Исповедник, нет никакого действующего греха. В отличие от платоников и неоплатоников вслед за стоиками, Иустином Философом и великими каппадокийцами преподобный Максим всегда очень высоко ставит человеческое естество, в частности, и материю и тварную природу в целом; ведь природа эта, как творение Божие, необычайно хороша («добра зело»).

Иконография

Иконография этого сюжета имеет глубочайший богословский смысл. Самые древние иконы, дошедшие до нашего времени, датированы XI веком и являются произведениями византийских православных иконописцев.

Иконы изображают не только упомянутых апостолов и Христа, но и ангела. Об этом эпизоде повествует в своем рассказе о Гефсиманском молении евангелист Лука (22:40-46): «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.


Моление о чаше в Гефсиманском саду

И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».

Богословие иконы


Икона Христа Спасителя. 3 типа иконографии Иисуса Христа

Этот эпизод обсуждался не одним поколением святых отцов. На V Вселенском соборе они закрепили православное понимание этого события.

Явившийся Архангел Гавриил воздавал Богу подобающее Ему славословие, славя не только Его Божественную крепость, но и запредельную человеческую стойкость, которую Он явил, став Человеком. Архангел подал пример последующим поколениям христиан в прославлении своего Творца, принесшего Себя за людей.

Впоследствии отпавший от православия католицизм начал уклоняться от богословия иконы в сторону картинной живописи. Так на западе стали появляться изображения с пухлыми ангелами, которые как бы увещают Христа исполнить волю Божию о Нем. Разумеется, Христос, будучи Сам Богом и Человеком, в этом не нуждался.


«Гефсиманское моление» итальянца Людовика Караччи, XVI в. — пример изображения евангельского события на западе. Икона «Моление о чаше» принимает совсем иной богословский смысл: ангел не славит Бога, а будто указывает Христу на волю Бога о Нем. Фото: cdn.gallerix.asia

Исследователи богословия иконы отмечают даже появление ноток языческих мифов в изображениях западных художников. Возросшая популярность этой тематики затронула и христианские сюжеты.

Так, явившийся ангел стал напоминать Гермеса с яблоком раздора, открывающего волю богов Парису, и чаша на этих изображениях изображается уже в руках ангела. Он уже не славословит, но снисходительно-укоряюще указывает герою на высшую волю, которую тот должен исполнить.

Не будем горделиво клеймить в язычестве и неканоничности западных художников. Хотя бы потому, что традиция переходит и в Россию, прорубившую, как известно, окно в Европу при Петре I.


Икона «Тайная вечеря»

Молитва перед иконой «Моление о Чаше»

В чем помогает молитва перед этой иконой? Традиционный ответ на этот вопрос неофитов прост. Любые молитвы перед любыми православными иконами Богу известны прежде нашего моления.

Молиться можно и нужно перед любыми иконами, важно расположение сердца человека. Икона помогает возвысить ум к Богу

Воспоминая события, изображенные на иконе, мы молимся Богу, ставшему человеку и страдающему куда более нас.


Роспись современного российского храма. Видно влияние западной школы, искажающее богословский смысл события: ангел здесь не славит Творца, а будто открывает волю Божию Христу, в этом не нуждавшемуся. Фото: voznes.ru

Фото и описание

Гефсиманский сад у подножия Масличной горы, выше долины Кедрон, традиция связывает с молением Иисуса в ночь перед Его распятием.

Небольшой, всего 1200 квадратных метров, сад примыкает к базилике Борения (церкви Всех Наций). За высокой каменной стеной растут древние оливы: мощные, узловатые, величественные. Экскурсоводы любят рассказывать, что именно возле них молился в ночь перед арестом и распятием Христос.

В саду действительно есть восемь очень старых деревьев. Три из них исследовали методом радиоуглеродного анализа – выяснилось, что им около девятисот лет. Однако анализ ДНК показал: все они произошли от одного родительского дерева – возможно, от того, что росло тут во времена Иисуса Христа. Римляне, разрушив в 70 году Иерусалим, вырубили и все здешние деревья. Но оливы – необыкновенно стойкие растения: если в почве остаётся корень, рано или поздно он даёт новый побег. Известно, что корни нынешних деревьев куда более почтенного возраста, чем это показал первый анализ.

Тем не менее, трудно утверждать, что Страсти Христовы начались именно здесь. В Евангелиях упоминается только местность – Гефсимания. Так именовали всю долину у подножия Елеонской горы. Реально борения Иисуса могли происходить где-то рядом с современным Гефсиманским садом – например, у Гефсиманского грота, что метрах в ста к северу, возле пещерной церкви Успения Богородицы. Или на территории базилики Борения – здесь перед алтарём находится вершина скалы, на которой, по преданию, молился Христос.

Как бы то ни было, оливы нынешнего Гефсиманского сада – прямые наследницы тех, что видели Иисуса с учениками. Христос и апостолы пришли сюда после Тайной Вечери. На ней ученики узнали, что произойдёт в ближайшие часы: предательство одного из них, отречение другого, конец земной жизни Спасителя. Даже размышляя об этом, уставшие апостолы всё-таки уснули. Человеческое же естество Иисуса трепетало в преддверии крестных мук. Отойдя от спящих «на вержение» (на расстояние броска) камня, Он страстно молился, прося Отца небесного: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Это и было Моление о Чаше, в последующие два тысячелетия вдохновлявшее художников и поэтов.

Укреплённый молитвой, Иисус разбудил учеников и встретил поцелуй Иуды, по которому и опознали Христа. Последовали арест, допрос в Синедрионе, приговор Пилата, путь на Голгофу, казнь.

Гефсиманский сад сегодня ухожен и приятен глазу. Аккуратные дорожки усыпаны мелкими камушками. Экскурсанты фотографируют знаменитые деревья. Не обращая внимания на гостей, работники собирают урожай: здешние оливы по-прежнему полны жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector