Обязательно ли ходить на всенощное бдение?
Содержание:
- О богослужении Святой Пасхи
- История и значение
- Прошение о личном счастье
- Правила посещения храма
- Происхождение вечернего богослужения
- Вечерняя служба – что это?
- Структура и практика служб
- Литургия и Причастие
- Вечерняя служба — значение
- Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви: расписание
- Какие бывают литургии
- Основные правила поведения в православном храме
- Во сколько часов начинается и заканчивается субботняя служба в церкви?
- Правила поведения во время службы
О богослужении Святой Пасхи
Богослужебное пение. Осьмогласие.
Словесно-мелодическую часть православного богослужения составляют церковное пение и чтение.
Разница между ними только в мелодической широте. Церковное пение по существу — это мелодически расширенноe и украшенное чтение,
а чтение — это то же пение, сокращенное в мелодии соответственно содержанию текста и требованиям Устава.
При этом богослужебная мелодия не просто сопровождает священный текст, а отражает его содержание и восполняет его, передавая то, что невозможно выразить словесно.
Музыковед 19 века В.Ф.Одоевский говорил, что «…отцы наши называли церковное пение не музыкой, а словесной мелодией».
Мелодия молитвенная, богословствующая, проста, но в этой простоте сокрыта великая мудрость.
Она величественна, но не горделива, успокаивает душу, но не расслабляет ее, сурова, но не безжалостна,
скорбна, но не слезоточива. В ней нет ни сплошного мажора, ни минора — как на земле не бывает ни совершенной радости, ни
безысходной скорби.
Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, являющийся основой богослужебного
пения Православной Церкви. Устроитель церковного осьмогласия — преподобный Иоанн Дамаскин. Все песнопения разделяются на восемь гласов
согласно содержанию их текста. Каждый из гласов — это определенный напев, некая музыкальная основа для песнопений. Каждый глас имеет свое внутреннее содержание.
Идея осьмеричности лежит в основе мироздания. В шесть дней сотворил Господь мир и
«благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить» (Бытие, 2,3).
Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, День будущего века (Царствия Небесного).
Подробнее о богослужебном пении, его уставе, принципе осьмогласия, характеристике гласов…
Разница между ними только в мелодической широте. Церковное пение по существу — это мелодически расширенноe и украшенное чтение,
а чтение — это то же пение, сокращенное в мелодии соответственно содержанию текста и требованиям Устава.
При этом богослужебная мелодия не просто сопровождает священный текст, а отражает его содержание и восполняет его, передавая то, что невозможно выразить словесно.
Музыковед 19 века В.Ф.Одоевский говорил, что «…отцы наши называли церковное пение не музыкой, а словесной мелодией».
Мелодия молитвенная, богословствующая, проста, но в этой простоте сокрыта великая мудрость.
Она величественна, но не горделива, успокаивает душу, но не расслабляет ее, сурова, но не безжалостна,
скорбна, но не слезоточива. В ней нет ни сплошного мажора, ни минора — как на земле не бывает ни совершенной радости, ни
безысходной скорби.
Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, являющийся основой богослужебного
пения Православной Церкви. Устроитель церковного осьмогласия — преподобный Иоанн Дамаскин. Все песнопения разделяются на восемь гласов
согласно содержанию их текста. Каждый из гласов — это определенный напев, некая музыкальная основа для песнопений. Каждый глас имеет свое внутреннее содержание.
Идея осьмеричности лежит в основе мироздания. В шесть дней сотворил Господь мир и
«благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить» (Бытие, 2,3).
Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, День будущего века (Царствия Небесного).
История и значение
Толкование всенощного бдения очень простое — это ночная молитва, совершаемая христианами на коленях. Многие великие святые считали, и до сих пор считают, что молитва является высочайшей из добродетелей. Делами можно помочь человеку, но когда мы молимся, Сам Бог нисходит и помогает. О некоторых молитвенниках в истории говорилось что враги боялись их молитв больше чем десятитысячной армии.
Читая Писание, несложно заметить рассказы о такой практике уже в ветхозаветной церкви. Например, Иосиф, сын Израиля, имел обычай выходить в ночное время для молитвы и рассуждений. И также Царь Давид часто не давал себе уснуть для того, чтобы побыть наедине и молится. Наиважнейшим подтверждением является Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы.
Но исторически, всенощное бдение было определено и официально признано Церковью во времена Иоанна Златоуста. Со временем порядок этого богослужение был улучшен и обогащён и другими святыми, как Иоанн Дамаскин и Федор Студит. Бдение часто связывают с призванием христиан к тому, чтобы быть всегда трезвыми, молится непрестанно и помнить о том, что Господь грядёт.
Особенно во времена гонений христиане собирались на всеобщую молитву именно в ночное время. Их часто обвиняли в том, что они развращают детей, в атеизме, людоедстве, и в других ужасных вещах. Так как приходилось прятаться от властей, они выбирали более тайные места, в катакомбах и на кладбищах.
Во II—III вв. еках очень распространилось движение отшельников и монахов. Помимо аскетизма, они часто проводили всю ночь в молитве, пении и в восхвалении. Для отцов Церкви бдение имело эсхатологические оттенки. Бдение считалось образом духовной жизнь. Христианин должен всегда помнить о кресте Христовом, о Святом Евангелии, о прощеных грехах и о награде на небесах за верность. Греческий термин «агрипния» встречается в записях Василия Великого. Он писал о том что такого рода собрания проводились во многих местах на Востоке и происходили накануне воскресных дней.
Прошение о личном счастье
Многие девушки никак не могут выйти замуж, не зная к какому святому обращаться. О замужестве можно заказать службу Богородице — главной Ходотаице пред Спасителем, Николаю Чудотворцу.
Любимой иконой православных женщин является образ Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет». Перед иконой «Неувядаемый цвет» девушки, женщины просят о личном счастье и любви.
Святым Петру и Февронии подают прошение в любых семейных невзгодах. Святые обязательно помогут. Их жизнь — образец настоящей семьи, где муж и жена любят и уважают друг друга.
О любви заказывают службу Ксении Петербуржской. Об устройстве счастливого брака также заказывают молебен Ксении Петербуржской. На прошения, как женщин так и мужчин, откликается Параскева Пятница.
О примирении враждующих заказывайте службу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице пред Ее образом «Умягчение Злых Сердец» или «Семистрельная», а также страстотерпцам Борису и Глебу.
О детях
Каждая семья желает иметь детей, но не всегда эта благодать ее посещает.
О даровании детей можно писать прошение
- Господу Иисусу Христу,
- Пресвятой Богородице, именуемой «Покров Пресвятой Богородицы»,
- чудотворной Казанской Богородице,
- к преп. Сергию Радонежскому,
- Матроне Московской,
- архангелу Михаилу,
- свв. Февронии и Петру Муромским,
- вмч. Пантелеимону,
- блж. Ксении Петербуржской,
- свт. Николаю Чудотворцу.
Многие женщины, особенно перед первыми родами испытывают большой страх. Закажите службу о родах Божией Матери «Помощница в родах», «Иверская», «Владимирская». Молебен ко Господу «Слава Богу за все». Можно подать сразу несколько записочек и молиться самой дома.
Перед операцией, о ее благополучном исходе помогут молитвы к святителю Луке, целителю Пантелеимону, Николаю Чудотворцу, Матроне Московской, пред иконами «Целительница», «Казанская», «Покров».
Молитесь в храме и во время идущей операции, Господь не оставит вас без Своей помощи.
Молебны можно заказывать как в храмах, так и онлайн. Онлайн заказывают на одно имя, 200 храмов принимают заказы на проведение службы.
Правила посещения храма
Существует негласный свод простых правил посещения храма, которые обычно подсказывает человеку его собственно сердце:
- Утром на литургию нужно прийти до начала, чтобы не спеша помолиться, приложиться к святым иконам, поставить свечи. От завтрака перед службой следует отказаться.
- Нельзя входить в храм в состоянии алкогольного опьянения.
- Женщины должны быть одеты в юбки или платья длиной не выше колен, а также покрыть голову платком или шарфом. Другие головные уборы, равно как и штаны, женщинам не полагаются. Существуют свидетельства о том, что масса женщин находится в аду из-за того, что они носили мужскую одежду.
- Мужчины должны снимать головной убор перед входом в храм. Следует надеть штаны, отказавшись от шорт.
- Нельзя просто так разгуливать по храму, празднословить, покидать храм до завершения богослужения.
Нельзя посещать храм и входить в молитвенное общение со священниками, поминающими еретиков и проповедующими ересь.
Важно!
Богослужения, совершаемые в храме – неотъемлемая часть жизни православного христианина. Домашнее молитвенное правило не заменит службы в храме.
Происхождение вечернего богослужения
Вечерняя служба своими корнями уходит в Ветхий и Новый Заветы. Так, ветхозаветные законы предписывали ежевечерние жертвоприношения животных, хлеба и вина Богу (прообраз искупительной Жертвы Христа), а также воскурение фимиама (сегодня превратилось в каждение ладана). Также на всю ночь с молитвами зажигались храмовые светильники как символ Божественного света во тьме ночи. Царь и пророк Давид в псалме 140 говорит:
Этот псалом ещё с ветхозаветных времён присутствует в составе вечернего богослужения.
Одной из новозаветных первооснов вечернего богослужения является агапа. Так называлось вечернее собрание древних христиан для совершения молитвы и Евхаристии, а также благотворительной трапезы с воспоминанием Спасителя. Общая молитва также сопровождалась возжиганием светильников, которые символизировали Христа как Свет правды и истины.
В переводе с древнегреческого «агапа» обозначает «любовь». Этот обычай отсылал к заповеди Спасителя о любви и являлся подражанием Тайной вечере – последней трапезе Спасителя с Его учениками (именно на ней Господом было установлено Таинство Евхаристии). Вскоре Причастие и молитвенная благотворительная трапеза отделились друг от друга. Раннехристианский богослов Тертуллиан пишет:
В течение первого тысячелетия агапа постепенно вышла из практики христиан. Однако она оказала существенное влияние на развитие вечернего богослужения и стала прототипом совершаемой по сей день литии.
Первые тексты вечерни появились уже в 3 веке. «Свете тихий» – древнейшее из новозаветных песнопений вечерней службы, совершается минимум с 4 века. Оно воспевает Святую Троицу и Христа как источник Света и Жизни. В современном виде служба сформировались на рубеже первого и второго тысячелетий.
Вечерняя служба – что это?
Понятие «вечерняя служба» отсутствует среди официальных понятий Русской Православной Церкви. Однако неофициально так именуют совокупность общественных богослужений, которые совершаются во второй половине дня. Вместе со службами первой половины дня они составляют полный суточный богослужебный круг (цикл).
Православная вечерняя служба
Согласно Церковному Уставу (Типикону), все богослужения суточного круга должны совершаться отдельно друг от друга в течение дня и ночи – по определённому расписанию, через каждые несколько часов. Однако строгое выполнение Устава практикуется, как правило, лишь в монастырях. Условия жизни современного мирянина не позволяли бы ему так часто посещать храм и выстаивать продолжительные богослужения. Церковь делает снисхождение к житейским нуждам и немощам православных христиан, адаптируя Типикон для приходских храмов. Некоторые богослужения опускаются, а остальные сокращаются и объединяются в две группы: вечернюю и утреннюю. Протоиерей Алексий Князев отмечает:
В Ветхом Завете сутки начинались с заходом солнца, поэтому церковные сутки открываются вечерним богослужением. Оно состоит из вечерни, утрени и 1-го часа. Суточный круг завершается утренней службой (на следующий гражданский день), в которую входят 3-й, 6-й, 9-й часы и Божественная литургия. В Великий пост богослужения совершаются по иному правилу.
Православных христиан не должно смущать наличие в Церкви ветхозаветных установок. Ведь Новый Завет не упраздняет собой Ветхий, а развивает его. Не все древние предписания были отменены с приходом Христа. Некоторые из них Церковь благоговейно чтит и по сей день. Приведём слова из книги «Христианская традиция: история развития вероучения»:
Структура и практика служб
Чтобы иметь представление о том, по какому принципу строится расписание богослужений, стоит вспомнить, что оно имеет истоки в Ветхом Завете, и сутки в Церкви исчисляются несколько иначе. Они начинаются в 6 часов вечера, а не в полночь.
Понятие о богослужебных часах
Часами в богослужении называется молитва, приуроченная к определенному времени суток
В храме она занимает около пятнадцати минут и призвана оторвать внимание молящегося от повседневных забот. Эта практика ведет свое начало с древности: известно, что апостолы молились в установленные для этого часы
Суточный круг богослужений можно представить так:
Слово «стража» употреблялось еще в древнем Израиле — по такому расписанию менялась охрана у населенных пунктов. Время тогда определяли по положению солнца над горизонтом, но в современной практике чаще пользуются обычными часами.
Между молитвами, приуроченными ко времени, и совершается то или иное богослужение.
Суточные богослужения и их названия
Условно все богослужения в церкви можно поделить на:
- вечерние;
- утренние;
- дневные.
Литургия изначально проводилась перед вечерней — в раннем христианстве это было распространенной практикой, как и ночные богослужения. В более позднее время ее перенесли на утро, и сейчас она проходит с 9 до обеда. Строго постановления на этот счет нет, поэтому, чтобы узнать, когда служат литургию в конкретном храме, лучше посмотреть расписание богослужений.
В зависимости от постов, праздников и особых дат службы могут отличаться. Так, перед Пасхой проходит всенощное бдение, объединяющее в себе вечерню, повечерие и полунощницу.
Литургия не проводится в некоторые дни — например, в Страстную пятницу. Вместо этого читаются изобразительные — служба, при которой песнопения повторяют литургические, но таинство Евхаристии не совершается.
Литургия и Причастие
Литургия — это название церковной службы, а причастие это приём (с должной подготовкой) святых даров. Причастие, это как новая свежая рубашка — на грязное тело одевать нельзя. Причастие дается как награда за пост и усиленное чтение молитв.
Если вы решили посетить храм в воскресенье «по полной», то следует заранее подготовится. Воскресная утренняя «самая сильная» служба в церкви называется Литургия (когда причащаются, то есть священник даёт «кровь и тело христово» =кусочек хлеба в вине). Можно много говорить о пользе причастия, но тут мы поговорим о том, как к нему приготовиться:
-Готовиться нужно за пару дней.
— Надо попоститься хотя бы пятницу и субботу: не есть животной пищи, не грешить: не выпивать спиртного, не совершать «супружескую близость», стараться не материться, не обижать и не обижаться. — в субботу прочитать на ночь 3 канона (займет времени около 40 минут) (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю) + ещё минут 35 «Последование ко Святому Причащению.» — вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущий (около 20 минут) — после полуночи не есть, не пить и не курить, то есть лечь спать до 00-00.
Литургия и Причастие
В церковь приходим примерно в 7-20 (но лучше смотрите расписание). До этого времени надо: — быть строго натощак в т.ч. не курить. Можно только почистить зубы, и то стараться ничего не глотать. – прочитать утреннее правило (мин 15-20)
В самой церкви? когда идет Литургия и Причастие:
— пишем записки за здравие и за упокой (можно простые) — подходим и целуем центральную икону. — ставим свечки кому хотим (я обычно ставлю 3 свечки: на главный подсвечник,святому на желанию и за упокой).
Во время самой службы свечки ставить не надо, так как это отвлекает всех.
— занимаем очередь на исповедь. Она начинается обычно в 7-30 (опять же смотрите расписание богослужений именно в вашем храме). Исповедуемся. — занимаем место: мужчины в правой стороне храма, женщины в левой. — Литургия идет около 2 часов. Всё это время слушаем молитвы, думаем « о жизни, что где сделали неправильно» и всё время повторяем «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».
Время обычно проходит быстро, когда идёт Литургия и Причастие.
-Когда все начали читать «Символ веры» — значит скоро будет само причастие. — Когда все начали читать «Отче наш» — значит причастие будет совсем скоро. — Когда первый раз священник выносит 2 большие чаши – то просто клоним голову. — Когда священник выносит малую чашу (она с причастием) – то кланяемся,становясь на колени. — Могут понести по церкви подносы для милостыни. Пожертвуйте туда денежку, сколько не жалко.
3.Что делать во время самого причастия?
— Причастие: сначала причащаются малые дети, потом мужчины, потом женщины. Причащаться имеет право только тот, кто правильно готовился. Не гневайте Бога. — При подходе к причастию скрещиваем руки на груди (правая наверху). Подходим к чаше как можно ближе. Не крестимся, чтобы не задеть чащу. Называем имя, открываем рот, кушаем с ложечка Причастие, даем себя вытереть, целуем чашу и идем заедать и запивать. — На специальном столике берём маленькую чашечку с запивкой и кусочек просфоры. Заедают и запивают для того, чтобы кусочки Причастия полностью попали внутрь, а не вылетели случайно со слюной или ещё как-нибудь. Лучше сначала запить, потом съесть просфору. — Дожидаемся конца службы, чтобы поцеловать крест. Священник может сказать «Причастники, выслушайте слова благодарственной молитвы» — тогда идем слушать молитву. Если этого не произошло, то сами дома читаем » Благодарственные молитвы по святому Причащению«.
4.Что делать после того, как причастился?
— на колени уже нигде не встаем: ни перед иконами, ни в остатке службы — ждем конца службы и целуем крест священника. — читаем благодарственные молитвы по Святом Причащении — можно идти домой. Сразу после причастия не в коем случае сразу не курите и не пейте спиртного (сначала хотя бы поешьте нормально). Не оскверняйте Причастие.
Источник статьи: http://vcerkvi.ru/liturgiyapraktika.html
Вечерняя служба — значение
Кульминацией, сердцевиной всей церковной жизни является установленная Спасителем Евхаристия – превращение хлеба и вина в Его плоть и кровь. Евхаристия совершается утром, на главной службе – Божественной литургии. Для чего же нам необходимо вечернее богослужение?
Во-первых, нельзя забывать, что любое богослужение, а особенно соборное (общественное), освящает и духовно преображает человека. Игумения Домника (Коробейникова) наставляет:
Во-вторых, суточный круг богослужений нельзя рассматривать как набор обособленных элементов. Начиная с вечерни, через весь цикл красной нитью проходит литургическая тема спасения во Христе. Таким образом, службы второй половины дня готовят христиан к кульминации суточного круга и способствуют лучшему пониманию литургии. Игумения Домника (Коробейникова) отмечает:
Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви: расписание
Примерное время утренних и вечерних служб вы можете найти в начале статьи.
Каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений, в том числе праздничных. Общего расписания для всех храмов не существует!
Как правило, Уставом предписывается служить в праздничные дни так называемое «всенощное бдение» — особенно торжественное богослужение, которое в современной интерпретации сохранило разделение на вечерню и утреню.
Кроме того, в дни двенадцатидесятых и других больших праздников обязательно происходит Литургия, во время которой верующие причащаются.
Вместе с тем, каждое праздничное богослужение имеет свойственные исключительно ему одному сопровождающие тексты и обряды, что не может не сказаться на длительности богослужения.
Какие бывают литургии
Литургические чины разнятся в зависимости от места проведения. Например, в Израиле сформировался чин литургии апостола Иакова.
Суть и значение различных вариантов священного обряда абсолютно едины, а разница заключается в молитвенных текстах, произносимых батюшками и священниками.
Хочется отметить, что в различных храмах служат сразу две службы — раннюю и позднюю. Первая, как правило, начинается около 7 часов утра, а вторая — в 10 ч. Службы проводятся в разных приделах, служат разные священники, исповедь бывает и в раннюю, и в позднюю обедню.
Сделано это для самих же прихожан — те, кто работает, могут посещать ранние службы, а так же матери и отцы семейств могут присутствовать на таких богослужениях без детей, а своих домочадцев приводить на позднюю службу. Таким образом каждый верующий христианин может насладиться молитвенным общением с Богом.
Литургия апостола Иакова
Данный чин относится к Иерусалимскому типу, составленному апостолом Иаковом. В 30-х годах чин был введен также в Русской православной церкви, однако, не в России, а за рубежом. Спустя 40 лет данная разновидность церковной службы получила распространение в Московском патриархате.
На сегодняшний день богослужение совершается в Православных церквях нашей страны по нескольку раз в год.
Отличием этого обряда от остальных ему подобных является способ проведения службы для мирян. Причащение Тела и Крови Христовой происходит раздельно: сначала вкушают хлеб из рук священника, а затем от другого служителя принимают Чашу Крови Христовой.
Такая служба совершается в день памяти Святого Иакова — 23 октября, а так же служится на Востоке и в некоторых российских храмах.
Литургия апостола Марка
Этот чин относится к классическому Александрийскому типу. К особенностям богослужения в данном случае относится лаконичность, выразительность, четкость.
Благодаря этим качествам обряд стал пользоваться большой популярностью сразу в нескольких странах – вначале его проводили в Александрии, затем в Египте, а после в Италии, Армении и в Сирии.
Проведение литургии заключается в том, что сначала осуществляется процессия священнослужителей (малый вход), затем идут возгласные молитвы.
Литургия святителя Иоанна Златоуста
Это одна из трех служб, совершаемых в Русской Православной Церкви, к числу которых относятся литургия святителя Василия Великого, на основе которой составлен чин Иоанна Златоуста, и литургия святителя Григория Двоеслава.
Богослужение проводится практически круглый год, за исключением некоторых особых дней.
Литургия святителя Василия Великого
Богослужение проводится 10 раз в году, в том числе на Рождество и на Крещение.
Порядок проведения и содержание службы, за некоторыми исключениями, совпадают с предыдущим чином.
Литургия святителя Григория Двоеслова
Данное богослужение также называется литургией Преждеосвященных Даров. Объясняется это тем, что Тело и Кровь освящаются во время данной службы, а затем прихожане и священнослужители причащаются ими.
Совершается Православный обряд в среду и в пятницу Великого поста.
Основные правила поведения в православном храме
Посещая православный храм, каждый человек надеется получить особую благодать, посылаемую Господом через священнослужителей. Поэтому, прихожанин должен четко осознавать и выполнять несложные правила и каноны, предъявляемые православными храмами к посетителям Дома Господня:
- Перед походом в церковь не рекомендовано употреблять пищу.
- Одежду для посещения храма подбирают неброскую, чистую и аккуратную. Не рекомендовано посещать Дом Господний в майках, шортах, укороченных юбках и платьях.
- На территории храма и в самом Доме Господнем запрещено курение и употребление алкогольных напитков.
- Использование фото и видео техники разрешено после благословения настоятеля храма.
- Запрещено ходить в церковь с домашними животными.
- Не приветствуется создание конфликтных ситуаций, ссор и ругани на территории храма и внутри его.
Факт! В деревнях и селах по сей день, прихожане надевают в храм самую красивую и лучшую одежду из своего гардероба. Ведь люди собираются на встречу с самим Господом Богом, а это для каждого является большим праздником.
Во сколько часов начинается и заканчивается субботняя служба в церкви?
Внимательно прочитав предыдущую часть статьи, вы, скорее всего, обратили внимание на тот факт, что начало литургического дня соответствует не 00:00 (как принято в мирской жизни), а 18:00 (предыдущего календарного дня). Что это значит?
Что это значит?
Это значит, что первое субботнее богослужение начинается в пятницу после 18:00, а последнее — заканчивается в субботу до 18:00. Самым важным субботним богослужением является полная Божественная Литургия.
Как правило, субботние богослужения посвящаются преподобным отцам и матерям, а также — всем святым, к которым обращаются с соответствующими молитвами. В этот же день происходит и поминовение всех усопших.
Точное расписание богослужений уточните в храме, который собираетесь посетить.
Правила поведения во время службы
Как вести себя на богослужении:
- предварительно узнать точное начало, продолжительность службы и прийти на 15 минут раньше;
- запрещено ведение разговоров;
- стоять спокойно, не переминаясь с ноги на ногу;
- не рассматривать окружающих и убранство храма, не глазеть по сторонам;
- выключить мобильный телефон;
- если служится всенощное бдение, больше 2-3 часов, можно присесть на скамейку;
- открытие Царских Врат встречать стоя;
- во время службы не поворачиваться к алтарю спиной;
- если нужно уйти раньше окончания службы, следует перекреститься и выйти, не привлекая внимания;
- ставить свечи, передавать записки до начала богослужения, дабы не мешать молящимся;
- женщинам запрещено прикладываться к кресту накрашенными губами.