Житие феодора студита

История жизни святого и появления праздника

Феодор (в миру — Федор) родился в Византийском Константинополе в 8 веке в семье состоятельного чиновника. В отрочестве он получил качественное образование по настоянию матери, а затем женился на благочестивой девушке Анне. Много общаясь с дядей Платоном Студийским, монахом Саккудионского монастыря, перенял часть его идей и в 22 года принял четкое решение принять постриг и стать монахом. Супруга его поступила так же, слепо последовав за мужем. Федор слыл проповедником, который отрекся от богатой жизни в сторону аскетизма и скромности жития.

В 798 году он переходит в Студийский монастырь, где становится игуменом. Помимо религиозного ведения, монах значительно участвует в политической и общественной жизни подведомственной территории. Он считал своим долгом становиться на сторону защиты института семьи, поэтому не боясь выступает против развода самого императора Константина Шестого. За этот поступок Феодор был зверски наказан и изгнан до момента смерти правителя, а затем он снова возвращается в свою обитель. Когда до него доходят слухи о повышении по службе священника, венчавшего и разводившего императорскую семью, проповедник будучи не в силах промолчать снова противится обстоятельствам и высказывает свое отрицательное мнение, за что вторично изгоняется уже новым правителем, Никифором Первым.

Гибель властителя дает ему очередной шанс на возвращение домой, где ближайшие несколько лет он проводит в спокойном служении Богу. В то время Лев Арцруни Пятый приказал направить все силы против поклонения иконам, дав начало новому витку иконоборчества. Оскорбленный таким решением Федор Студит собирает при помощи учеников крестный ход с иконами и крестами, за что был заключен под стражу и подвергнут истязаниям. Ново поставленный на престол император решает пощадить мужчину, выпускает из темницы, но не возвращает в его владение монастырь. Борец за свободу веры и мученик, он умирает при спокойных обстоятельствах в кругу своих последователей — Студитов.

Проповеди священномученика посмертно собраны в двух томах как описание его жизненных приоритетов и позиций. Помимо этого сохранилось большое количество его литературных произведений — писем, чтений, религиозных сочинений и книг.

Работает

Теодор был чрезвычайно плодовитым писателем; среди его наиболее важных работ:

  • Его письма, которые передают много личных подробностей, а также освещают ряд его исторических событий. Эд. с резюме на немецком языке Георгиосом Фатуросом, Theodori Studitae Epistulae (= CFHB 31) (Берлин, 1992) . ISBN   3-11-008808-8 .
  • Его стихи, которые представляют собой важный этап в возрождении классического стиха в Византии. Эд. с немецким переводом Пауля Спека, Theodoros Studites: Jamben auf verschiedene Gegenstände (= Supplementa Byzantina 1) (Берлин, 1968).
  • Катехизии, два сборника обращений к монахам на различные темы, связанные с духовной жизнью. Первый сборник («magna») изд. А. Пападопулос-Керамей, Теодори Studitae Magna Catachesis (Санкт-Петербург, 1904); второе («парва») изд. Э. Овре, SPN et Confessoris Theodori Studitis Praepositi Parva Catachesis (Париж, 1891), французский перевод Анн-Мари Мор, Petites catéchèses (= Les Pères dans la foi 52) (Париж, 1993).
  • Похороны его матери. Эд. и тр. Св. Эфтимиадис и Дж. М. Фезерстоун, «Установление священного происхождения: погребальный катехизис Феодора Студита для его матери (Bibliotheca hagiographica graeca 2422)», М. Грюнбарт, изд., Театрон: rhetorische Kultur in Spätantike und Mittelalter -Studi. 13) (Берлин, 2007), стр. 13–51. ISBN   3-11-019476-7 .
  • Похороны его дяди Платона ( Theodori Studitae Oratio funebris в Platonem ejus patrem spiritualem , PG 99, стр. 803–850).
  • Различные полемические рассуждения , связанные с вопросом изображения поклонения, в частности Теодори praepositi Studitarum Antirrhetici Adversus Iconomachos , PG 99, 327B-436А и Теодори Studitae Refutatio и др subversio impiorum poematum Иоаннис, Игнатий, Сергием, и др Stephani, recentium christomachorum Cf. подборка, переведенная Кэтрин Рот, На святых иконах (Crestwood, 1981). ISBN   0-913836-76-1
  • Проповедь апостола Варфоломея , изд. с итальянским переводом Джорджо ди Марии в книге В. Джустолизи, изд. Tre laudationes bizantine in onore di San Bartolomeo apostolo (Палермо, 2004).

Приметы

Как и в других церковных, народных праздниках в этот день люди обращали внимания на погоду.

  • Главной приметой считалось, какая погода будет на Федора День – такая будет и зима.
  • Если весь день светило солнце, то быть холодам.
  • Брошенные или оставшиеся колосья пшеницы на земле – к плохому урожаю на следующий год.
  • В этот день из дома выбрасывали посуду, в которой были трещины. Считалось, что это поможет избежать бед и несчастья в следующем году.
  • А вот жениться или свататься в этот день не принято. Это сулило молодым несчастливую семейную жизнь.
  • Если ночью звезды были видны на небе, то предстоящий год будет урожайным. А также будет много грибов и ягод.

О вмешательстве одной Церкви на территорию другой

Интересным в полемике с католиками нам
представляется как смотрел на этот вопрос преподобный
Феодор Студит. В послании к монаху Мефодию отвечает на
поставленный своим корреспондентом вопрос:

«Вопрос 1». О пресвитерах,
рукоположенных в Риме, Неаполе и Лонгобардии без
извещения и отпущенных: следует ли принимать таких и
иметь общение с ними, вместе вкушать пищу и вместе
молиться? «Ответ». Во время ереси, по необходимости, не все бывает
непременно по правилам, установленным во время мира.
Так, мы видим, поступали и блаженнейший Афанасий, и
святейший Евсевий, которые оба совершали рукоположение
над лицами не своей области. И теперь, видим,
совершается то же самое при настоящей ереси.

Преподобный Феодор говорит здесь о том,
что в исключительных обстоятельствах, а именно — во
время ереси, возможно вмешательство одной Церкви (и не
только первенствующей — кроме Рима, перечисляются другие
кафедры) на территорию другой, если последняя охвачена
ересью, для помощи православию. В большинстве случаев
именно на такого рода «прецеденты» опираются современные
апологеты западного либо восточного приматов. Помощь в
борьбе с еретиками они путают с «правом апелляции» и
первенством власти. Но даже из примеров, указанных в
письме святого Феодора Студита, можно убедиться в
абсурдности «прецедентного» подхода католиков — так
можно объявить о первенстве власти одной из Церквей над
любой другой, и наоборот.

Сочинения

Сочинения Феодора, вместе с двумя его греческими биографиями, изданы в Греческой Патрологии Миня, т. 99. К этому изданию появились существенные дополнения. Cozza-Luzi издал впервые 277 писем в «Nova Bibliotheca Patrum» (т. VIII, Рим, 1871); в IX т. того же издания (1888) впервые появились греческий текст Малого Катехизиса и отчасти Большого. Лучшее издание Малого Катехизиса принадлежит Anoray (Пар., 1891). Эпиграммы и три редакции устава изданы в Патрологии, а гимны у Pitra, «Analecta sacra» (Пар., 1876). На русском языке появились «Творения преп. Ф. Студита» (изд. спб. дух. академии, СПб., 1867-69). Отдельно вышли «Огласительные поучения» (Москва, 1853); много выдержек в «Воскресном Чтении» (Киев, 1842, 45, 47 слл.).

История праздника

Родился Феодор в богатой семье в Константинополе в середине восьмого века. Родители его были благородными людьми и дали сыну превосходное образование. Всю свою молодость и взрослую жизнь он посвятил учению священного писания и другой священной литературы. Вместе со своей женой Анной вел ионический уклад жизни, строго соблюдая все правила этого учения. В возрасте 32 лет был назначен на должность пресвитера. А после, не по своей воле, его избрали игуменом. Однако, впереди Феодора и его семью ждали новые испытания их веры и силы.

Правящий в то время царь Константин силою вынудил свою супругу подстричься в монахини и оставить дворец. Сам же царь взял в жены свою родственницу. По примеру царя многие князья и знатные люди стали совершать такое же преступное святотатство. Это дало начало череде незаконных браков и разводов внутри приближенных царя. Феодор как настоящий верующий не мог остаться в стороне от творившегося пренебрежения правилами Церкви и выступил в открытую против царя. Он прилюдно раскрыл содеянное и порицал это.

Этот поступок не мог негативно не отразиться на дальнейшей судьбе Феодора. Разъяренный царь запер будущего святого в темнице. Там он подвергался многочисленным пыткам и мучениям. А через несколько лет в 796 году его сослали в Солунь. В темнице он провел 2 года.

После кончины императора Константина Феодора освободила из заточения мать правителя – Ирина. В его управление ею был передан монастырь Студий. Впоследствии Студийский монастырь очень прославился, благодаря деятельности Феодора – введением им строгих уставов. Например, служившим там монахам не полагалось иметь в своем владении никакой собственности, а также сами выполнять все работы по обслуживанию своей жизни и жизни всего монастыря.

Новые гонения от сменившейся власти не заставили себя долго ждать. Свергнутая с престола Ирина так же подверглась гонениям со стороны Никифора. Тот же, взойдя на трон, обратил Федора в немилость и опять заточил в крепости, в которой тот провел еще три долгих года. Лишь опять после смерти Никифора, в 811 году Феодор вернулся в Константинополь.

После трех лет затишья и праведного служения своей вере и Иконам, он снова попал в немилость к правящему уже Армянине. Выступая защитником Церкви, Феодор также, как и при Константине активно выступал и уличал царя в его прегрешениях. За это также был сослан в Метоп, где в течение нескольких лет подвергался истязаниям.

Даже находясь в заточении и ни с кем не общаясь, он с помощью писем продолжал свое дело во имя Православия. За три года, что Феодор был в темнице он успел обратить в Православие многих людей-иконообрядцев. За свою деятельность он постоянно подвергался мучениям и жестоким избиениям. Однако, ни одна пытка не смогла сломить его Веру.

После смерти очередного правителя (Армянина) Феодор наконец то возвратился в Константинополь. В изгнаниях и плену он провел долгие семь лет. Однако, он недолго пробыл в столице, так как не желал оставаться безмолвным наблюдателем продолжавшегося там бесчинства. Он выбрал путь уединения и продолжил изучать Священные Учения. Взяв себе несколько учеников, он жил при церквушке святого Трифона, где и умер в 826 году.

За все свои подвиги, учения, а также перенесенные муки во имя Веры был причислен Церковью к лику Святых.

Народно-христианский праздник Фёдор Студит отмечается 24 ноября (11 ноября по старому стилю) каждого года. В церковном календаре это день почтения памяти святого преподобного Феодора Студита.

Другие названия праздника: Федор Студеный, Студенец, Федор Мороз, Федоровы ветры, Федор Поминальник, Федор Застольник, Федор Заметуха, Мартынов день, День преподобного Феодора Студита.

В простонародье он получил прозвища Мороз и Студенец, так как в этот день всегда стоит холод.
На Федора Студита люди стараются не выходить из дома, а сидеть как можно ближе к источнику тепла и горячим щам.

Феодор, по прозвищу Студит, родился в Константинополе в 758 году. Стараниями своих благородных и богатых родителей получил хорошее и многостороннее образование. На 32-м году жизни Феодор вместе с супругой Анной решили посвятить себя иноческой жизни. В Саккудиане, близ Константинополя, святой Феодор предался самым строгим подвигам иночества, ревностно продолжая изучать священное Писание, толкование Святых отцов и творения Василия Великого. Посвященный в пресвитера, Феодор против своей воли был избран игуменом. Между тем, преподобному Феодору предстоял новый подвиг противодействия нарушителям правды и истины Христовой.

Царь Константин насильно заставил свою жену Марию принять пострижение в монастырь, а сам женился на своей родственнице. Пример беззакония не остался без подражателей. Между приближенными ко двору стали повторяться случаи разводов и незаконных браков. Преподобный Феодор не захотел остаться безучастным свидетелем пренебрежения уставами Церкви и выступил обличителем неправды царя.

Разгневанный Константин велел заключить его в темницу, откуда после жестоких истязаний в 796 году преподобный вместе с 10 иноками был сослан в заточение в город Солунь. После смерти Константина его мать царица Ирина освободила святого Феодора из заточения и в 798 году предоставила ему управление Студийским монастырем. Преподобный Феодор благоустроил и оградил иноческое житие строгим уставом, известным под именем Студийского. По этому уставу монахам воспрещалась всякая собственность; они должны были обучаться различным, нужным для монастыря мастерствам, и сами производить все нужные для обихода работы.

Вскоре святой Феодор снова подвергся преследованиям от Никифора, отнявшего престол у Ирины. В 809 году святой Феодор был сослан в заточение со всеми последователями и только после смерти царя в 811 году был возвращен в столицу. Через три года настало гонение на иконы при Льве Армянине, и преподобный снова выступил исповедником и защитником истины. За это, после страшных пыток, Лев сослал святого Феодора в отдаленное заключение в город Метоп.

Оттуда в 815 году переведен в Анатолию в Бонит, где никого не допускали к нему, но преподобный Феодор письменными посланиями продолжал действовать в пользу Православия и успел обратить многих иконоборцев. За это били его и томили голодом и жаждой в сырой темнице, но он все переносил с терпением, а укреплялся и утешался приобщением святых Тайн.

В 820 году со смертью Льва Армянина закончилось семилетнее изгнание преподобного Феодора Студита. Возвратясь в Константинополь, святой Феодор не остался там. Он не хотел пребывать безучастным свидетелем продолжающейся ереси, так как хотя и запрещено было говорить против икон, но вместе с тем, никто не должен был осмеливаться говорить и в защиту почитания их, и они не были восстановлены в Константинопольских храмах. Преподобный Феодор удалился в уединенное место, на мыс Акрит, близ Никомидии. И тут вместе с несколькими учениками жил при церкви святого Трифона до смерти своей в 826 году.

Житие преподобного Феодора Студита

Феодор жил в первом столетии в Константинополе. Он родился в семье служащего придворного двора по сбору податей Фотина и его жены Феоктисты, которые исповедовали христианство. Феодор был хорошо образованной личностью, он учился у знаменитых ораторов и мыслителей Константинополя. Это были времена правления Константина, который не сильно придерживался христианских заповедей. Сослал супругу в монастырь и женился на другой женщине, что осуждалось православной верой. После этого случая участились беззаконные разводы.

Взгляды императорского двора противоречили христианской вере Фотина, поэтому мать и отец Феодора по взаимному согласию продали все имущество и постриглись в монахи.

Феодор стал популярным лицом в Константинополе, участвуя во многих диспутах. Он изобличал ложь Константина, за что тот рассердился и распорядился отправить его в тюрьму. Когда Константин нарушил церковные правила, преподобный Феодор разослал послания по монастырям, в которых сообщал, что отлучил императора от Церкви. Он был сослан в место Солунь. Царица Ирина, которая возвратила себе трон, дала свободу Феодору.

Затем его дядя Платон позвал вести монашеский образ жизни. Он отправился в Сакудиан возле Олимпа. К храму Иоанна Богослова начали приходить люди, изъявившие желание совершать отшельнические труды. Так возникла обитель, где настоятелем стал Платон. Феодор тогда:

  • трудился на тяжелых работах;
  • соблюдал пост;
  • уделял время духовным мыслям;
  • читал Святое Писание и труды Василия Великого.

Когда Платон умер, монахи избрали его настоятелем.

Император Никифор свергнул Ирину и грубо нарушил церковные заповеди, Феодор снова выступил с изобличением. Его схватили, истязали и сослали на два года. Царь Никифор был убит в сражении, смерть предсказал еще раньше Феодор. Михаил сменил престол, чтобы избежать междоусобной войны отдал трон Льву Армянину. Новый правитель был ярым противником православной веры, ввел запрет на почитание икон.

Но это не сломило святого, он продолжал бороться с еретиками. Тогда царь сослал Феодора и его последователя Николая в Иллири, затем в Бониту, где их истязали, не давали еды и воды. Лев Армянин был убит, новый император освободил ссыльных и заключенных христиан, но запретил почитание икон в Константинополе.

Феодор поселился в Херсонесе, возле церкви мученика Трифона. Во время пения монахами канона он тихо отошел в мир иной. День перенесения останков святого из Херсонеса в Константинополь – 26 января 845 года.

Во времена Османской империи в пятнадцатом столетии Студийская обитель была занята под мечеть. При землетрясении в 1894 году сильно была повреждена. В настоящее время здание не отреставрировано и стоит в разрушенном состоянии.

Кому принадлежит право произносить суд о божественных догматах?

Католики могут привести в защиту
верховенства Римской церкви следующие высказывания
святого учителя:

«Тогда бы он составил собор с теми, с
кем вместе он подвизался, в присутствии представителей
прочих патриархов, и главное — западного, которому
принадлежит высшая власть на Вселенском Соборе , что
возможно, если захочет император, завершил бы примирение
и устроил бы воссоединение Церквей посредством своих
соборных посланий к Римскому престолу.

Если же это не угодно императору, и
если, как он говорит, председатель Никифор вместе с нами
уклонился от истины, то следует послать к Римскому
патриарху с той и другой стороны, и пусть оттуда будет
принято утверждение веры».

Нет ничего удивительного в том, чтобы
придать вселенский характер собору и пригласить
представителя Римской церкви и по праву считать ее
главной в утверждении догматов, в силу своей обширности,
своего могущества, и как говорил Феодор выше, в силу
благочестия и добродетелей. Феодор не приписывает этому
главенству права исключительного и божественного. В этом
же послании чуть выше преподобный раскрывает суть того,
кому принадлежит власть в определении догматов:

«…здесь речь идет не о предметах мирских
и плотских, судить о которых имеет власть царь и мирской
суд, но о божественных и небесных догматах, что вверено
не кому-нибудь, а лишь тем, которым сказал Сам Бог
Слово: что свяжешь на земле, то будет связано на
небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на
небесах» (Мф.16:19).

Кто же те, которым это вверено? Апостолы
и их преемники. Кто эти преемники? Нынешние патриархи:
Римский, Константинопольский, Александрийский,
Антиохийский и Иерусалимский. Это — пятиглавая власть
Церкви. Им принадлежит право произносить суд о
божественных догматах».

«Студит» (глагол)

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: студить — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:

    • А. Постоянные признаки:
      • несовершенный вид
      • невозвратный
      • переходный глагол
      • II спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль:

сказуемое

Несовершенный вид

Мужской род (ед. число) Что делал?студилЧто делаю?стужуЧто буду делать?буду студить Что делал?студилЧто делаешь?студишьЧто будешь делать?будешь студить Что делал?студилЧто делает?студитЧто будет делать?будет студить
Женский род (ед. число) Что делала?студилаЧто делаю?стужуЧто буду делать?буду студить Что делала?студилаЧто делаешь?студишьЧто будешь делать?будешь студить Что делала?студилаЧто делает?студитЧто будет делать?будет студить
Средний род (ед. число) Что делало?студилоЧто делаю?стужуЧто буду делать?буду студить Что делало?студилоЧто делаешь?студишьЧто будешь делать?будешь студить Что делало?студилоЧто делает?студитЧто будет делать?будет студить
Множественное число Что делали?студилиЧто делаем?студимЧто будем делать?будем студить Что делали?студилиЧто делаете?студитеЧто будете делать?будете студить Что делали?студилиЧто делают?студятЧто будут делать?будут студить

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:Найти

Ко II спряжению относятся:

  • все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
  • 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:

встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?) стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Глаголы в третьем лице обозначают, что действие совершает кто-то, кто не участвует в разговоре.

С какими местоимениями соотносятся он, она, оно они
На какие вопросы отвечают что делает?, что сделает? что делают?, что сделают?
Какие окончания имеют -ет (I спр.), -ит (II спр.) -ут/-ют (I спр.), -ат/-ят (II спр.)
Примеры она читает, она прочитает, он строит, он построит они читают, они прочитают, они строят, они построят

Наследие

Возрождение Феодором монастыря Студиос оказало большое влияние на более позднюю историю византийского монашества . Его ученик, Наукратиос, восстановил контроль над монастырем после окончания иконоборчества в 842 году, и на протяжении оставшейся части девятого века студитские аббаты продолжали традицию Феодора противостоять патриархальной и имперской власти. Элементы Завета Феодора были дословно включены в типики некоторых ранних афонских монастырей. Наиболее важные элементы его реформы были свои акценты на общежительный (общинной) жизни, ручного труда, и четко определенной административной иерархии.

Феодор также превратил монастырь Студиос в крупный научный центр, в частности, через его библиотеку и скрипторий, который определенно превзошел в этом отношении все другие современные византийские церковные учреждения. Сам Феодор был ключевой фигурой в возрождении классических литературных форм, в частности ямбического стиха, в Византии, и его критика иконоборческих эпиграмм установила связь между литературным мастерством и ортодоксальной верой. После его смерти монастырь Студиос продолжал оставаться важным центром византийской гимнографии и агиографии, а также копирования рукописей.

После «торжества Православия» (т.е. восстановления икон) в 843 году Феодор стал одним из великих героев иконоборческой оппозиции. В Византии не было формального процесса канонизации , но вскоре Феодора признали святым. На латинском Западе возникла традиция, согласно которой Теодор признал первенство папы на основании своих писем папе Пасхалу I , и он был формально канонизирован католической церковью. Его праздник — 11 ноября на Востоке и 12 ноября на Западе .

Литература

  • Житие преподобного отца нашего Феодора Студита // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. III: Ноябрь, День 11.
  • О жизни и трудах Феодора на русском языке трактует Филарет Черниговский («Историческое учение об отцах церкви», т. III, СПб., 1859, стр. 282—291). Ср. ещё Krumbacher-Ehrhard, «Geschichte d. byzantinischen Litteratur» (Мюнхен, 1897, стр. 147—151 и 712—714). Новая специальная работа: G. A. Schneider, «Der hl. Theodor von Studien» (Мюнстер, 1900).
  • Исследование о Студийском уставе и издание афонских текстов «Изображения» принадлежит А. А. Дмитриевскому («Описание литургических рукописей Востока», I, Киев, 1895, стр. CVI-CXLVI и 224 слл.). Ср. архиеп. Сергий, «Полный месяцеслов Востока» (изд. 2, т. I, Владимир, 1901, стр. 150—161).
  • Б. Пащенко. Феодор Студит // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Соколов И. И. Преподобный Феодор Студит, его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность // Соколов И. И. Лекции по истории Греко-Восточной Церкви: В 2 т. – СПб., 2005. – Т. 2. – С. 209-321.
  • Творения святаго отца нашего Феодора Студита: письма к разным лицам. — СПб., 1887.
  • Феодор Студит, прп. Послания: В 2 кн. – М., 2003.
  • Феодор Студит, прп. Монастырский устав. Великое Оглашение: Часть 1. – М., 2001.
  • Феодор Студит, прп. Великое Оглашение: Часть 2. – М., 2001.
  • Феодор Студит, прп. Великое Оглашение: Часть 3. – М., 2002.

Вывод

Из приведенных мест творений Феодора
Студита очевидным становится, что он учил об
апостольском равенстве. О преемниках Петра говорил, что
истинными преемниками становятся только тогда, когда
прославили они себя смирением и добродетелями. Такие
титулы как «всесвятейший», «апостольская глава»,
«господин мой» или «наш», Феодор Студит относит с такой
же легкостью не только к Римским предстоятелям, но и к
другим. Чтобы понять выражения, в которых преподобный
Феодор обращается к Римскому папе или к другим
патриархам, необходимо знать обстоятельства времени.
Во-первых, во многом все это — обычная для византийцев
форма вежливости при обращении к высшим сановникам.
Во-вторых, нельзя забывать, что время написания писем
преподобным Феодором — это время отпадения официальной
Константинопольской Церкви в ересь иконоборчества,
поэтому лишенные священноначалия своей Поместной Церкви
византийские монахи обращались к папе и патриархам как к
главам своим, потому что главы у Константинопольской
Церкви не было (православный Константинопольский
патриарх сидел в заточении).

Несмотря на это, определяющую роль в
произнесении догматов, Феодор отводит всем Поместным
церквям в равной степени, и закрепляет за ними власть.

Католикам о Православии

Читайте другие публикации раздела
«Обличение ересей Римо-Католической Церкви»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector