Пещерный мужской монастырь в честь великомученика феодора стратилата в бахчисарае (челтер-коба)

Монастырь Челтер-Коба сегодня

С 2005 г. монастырь начинает свою новую историю. Постепенно начинает устраиваться монашеская жизнь и облагораживаться территория обители. Самый большой грот вновь становится храмом в честь вмч. Феодора Стратилата. В честь этого же святого угодника освящается источник, находящийся в непосредственной близости от монастыря. При источнике оборудована купель, где каждый желающий может окунуться и по вере получить исцеления.

Братия монастыря невелика. Тишина и окружающая красота данного места способствуют молитвенному настроению и Божественному созерцанию.

В настоящее время пещерный храм в значительной мере преобразился. Богослужения совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням. Два раза в год 21 февраля и 21 июня в монастыре проходят праздничные богослужения, посвященные памяти небесного покровителя обители святого великомученика Феодора Стратилата. В с. Малосадовое организовано монастырское подворье. В настоящее время ведутся строительные работы по по возведению храма и паломнической гостиницы.

Как добраться до монастыря?

Добраться до Челтер-Коба несложно, сделать это можно на любом виде общественного транспорта, движущемся из Бахчисарая в сторону Ялты. Доехать следует до села Малое Садовое, пересечь его и по грунтовой дороге, через рощу кизила, пройти сквозь ущелье, ориентируясь на три возвышающиеся скалы и метки на деревьях, служащих указателями. Не лишней в этой ситуации будет карта.

На машине доехать до обители из Бахчисарая можно так:

Туристу на заметку

Отзывы о пещерном Монастыре Феодора Стратилата в интернете немногочисленны и немногословны. Все потому, что о его существовании знают немногие гости Крыма. Гораздо чаще встречаются фото с его изображением, но на них также немногое можно рассмотреть. Как следствие, чтобы составить мнение об этом удивительном и чарующем месте, нужно посетить его самому – тогда всякие вопросы отпадут сами собой! В завершении предлагаем небольшое видео об этой памятке православия на земле Крыма.

О месте Пещерный монастырь Челтер-Коба

Три скальных мыса, словно огромные сказочные драконы, охраняют колоритную Бельбекскую долину. В уступе мыса Ай-Тадор укрылся монастырь Челтер-Коба, чье название в переводе с крымско-татарского означает «Пещерная решетка».История
Нет достоверных данных, доказывающих точную дату возникновения монастыря. Считается, что Челтер-Коба построили между XIII и XIV веками иконопоклонники из Византии. В XV веке храм разрушили турецкие воины. В дальнейшем жители окрестных сел использовали пещеры для хозяйственных нужд. Около пяти веков монастырь «ждал» своего второго рождения. И только 11 лет назад в него вдохнули второе дыхание. Сейчас в нем проживают не более 20 монахов, добровольно посвятив свою жизнь служению богу и людям.Архитектура
Более 20 пещер, вырубленных в скальной породе, которые располагаются в четыре яруса, представляют собой монастырь Челтер-Коба.
Жилые помещения разнятся по площади, от совсем  маленьких и низких до более вместительных. Кроме келий для монахов, есть помещения, предназначенные как складские комнаты, большой зал для приема пищи и главный храм. Все эти помещения соединяются между собой путями — лабиринтами, которые прорубили в скальной породе монахи. Если подойти к монастырю по дороге мимо мыса Джаныче-Бурун, вы окажетесь в естественном гроте, одна часть которого сверху донизу перекрыта досками, образуя помещение. Возле лестницы растут деревья с развешанными на ветках колокольчиками. Слева грота – иконная лавка и всего лишь несколько ступеней отделяет вас от главного храма монастыря. Он очень просторный. Сделанное самой природой 150-метровое углубление прекрасно подходило для культовых обрядов. Средневековые  обитатели лишь немного углубили место, предназначавшееся для алтаря, а в стене сделали выемки для алтарной преграды и икон.  В полу находятся неглубокие склепы. С северной и южной стороны храма высечены скамьи. У края уступа начинается глубокий грот, длиною 140 сорок метров, ведущий к святому источнику. В самом низу живительная прохлада, а из скальной щели стекает кристально чистая вода, попадающая в довольно большую чашу, куда окунаются паломники. Вокруг источника очень живописно: скалы, лес, голубое небо и чистейший воздух, а вокруг звенящая тишина, нарушаемая журчаньем живительного источника. По приданиям источник имеет силу исцеления, поэтому так много желающих получить избавление от многих болезней.Окрестности
Не только исцеляющим источником почитаемо это место. Природа щедра на чудеса и одним из таких чудес является тисовый лес, который находится в окрестностях монастыря. Деревья необыкновенно высокие и крона ярко-изумрудного цвета. Тис редкий и один из самых твердых пород древесины. Ценность его в прочности, долговечности, и поэтому он нещадно вырубался людьми. Древесину использовали в строительстве зданий, изготовлении мебели и столярных изделий. Цветовая гамма тиса варьирует от оранжево-коричневого до бурого. Всего несколько мест, кроме Бельбекской долины на Крымском полуострове, где произрастают эти гиганты-деревья: Большой Каньон, Ай-Петри, массив Тырке.
Чуть дальше, у основания мыса Джениче-Бурун находятся помещения, предназначенные для выдавливания винограда – тарапаны.Туристу на заметку
Добраться к Челтер-Кроба от Бахчисарая можно автобусом к с. Малое Садовое и дальше идти по дороге, заросшей кустарниками кизила и можжевельника по ущелью.  Свернув с этой дороги вправо, нужно подняться к основанию скалы, откуда уже видно пещеры монастыря.

Архитектура и интерьер

Выбор неоготического стиля для алуштинской православной церкви приписывают заказчику строительства, генерал-губернатору новороссийскому и бессарабскому, графу Михаилу Семеновичу Воронцову. В свое время он славился пристрастием к английскому кантри. В итоге получилась русская псевдоготика с характерными для Запада архитектурными элементами — стрельчатыми проемами, разноцветными витражами, островерхими фронтонами приделов, четырехугольной формой колокольни (теперь она выше прежней), пирамидальными кровлями-шатрами.

Церковь и колокольня, Николай Птицин

Здания комплекса венчают главки темного цвета с золочеными крестами и звездами. По углам кровель колокольни и основного куба церкви установлены отсутствовавшие в изначальном проекте Торричелли компактные башенки с небольшими луковками и крестами. Со всех сторон четырехугольный световой барабан имеет по три проема стрельчатой формы. Центральный входной портал украшен резными дверными полотнами и витражом Распятия Христова.

Северный фасад храма украшает мозаика с изображением Феодора Стратилата. Подобные работы с образами Сергия Радонежского, архистратига Михаила, Серафима Саровского и Иоанна Крондштадского размещены на стенах часовни, где сегодня находится церковная лавка.

Цистерны со святой водой, Николай Птицин

Внимание проходящих по переулку Калядина невольно привлекают две огромные многогранные емкости из металла с главками и крестами. Они были изготовлены стараниями протоиерея Михаила Халюты в 2006 году специально для святой воды

Могила священнослужителя находится во дворе храма, напротив мозаики с образом Феодора Стратилата.

В главный церковный зал ведет длинный переход с оконными проемами. У главного алтаря расположен иконостас. С потолка спускается массивное золоченое паникадило. Стены и своды храма расписаны яркими фресками, выполненными современными мастерами. На изображениях — святые и сцены из Библии. Особое место занимает «Покров Пресвятой Богоматери».

Интерьер, Наталия Семчина

Описание монастыря и как его найти

Обитель в честь преподобного Саввы Освященного расположилась на обрыве горы Челтер-Кая. Под горой раскинулись большие и живописные долины, которые хорошо видны с любой точки обители. Сами пещеры размещаются на высоте более 400 м над уровнем моря.


Алтарь монастыря Саввы Освященного (Челтер-Мармара)

Все православные христиане и паломники могут поклониться большим святыням. В монастыре можно приложиться и помолиться около таких христианских реликвий:

  • мощи преподобного Саввы Освященного (частица);
  • икона Саввы Сербского, которая мироточила.

Внимание! Помимо регулярных богослужений, православные христиане могут поучаствовать в торжественной службе на престольный праздник, которая служится в день памяти преподобного Саввы Освященного, 18 декабря по новому стилю. Немногочисленная братия прилагает большие усилия для восстановления и расширения монастыря

Помимо нескольких жилых келий на плато, возводятся хозяйственные постройки, которые позволят немного облегчить суровый быт монахов. Кроме того, неподалеку от горы был освящен источник в честь преподобной Евфимии, на котором оборудована купальня

Немногочисленная братия прилагает большие усилия для восстановления и расширения монастыря. Помимо нескольких жилых келий на плато, возводятся хозяйственные постройки, которые позволят немного облегчить суровый быт монахов. Кроме того, неподалеку от горы был освящен источник в честь преподобной Евфимии, на котором оборудована купальня.

Найти святую обитель не составит большого труда — она находится всего на расстоянии около 2 км от села Терновка Балаклавского района (г. Севастополь).

Видео о пещерном монастыре в Крыму преподобного Саввы Освященного (Челтер-Мармара)

Тисовая роща

Однако не думайте, что источник – последнее из чудес природы, встреченных вами в этом месте. Впереди – замечательная тисовая рощица. Она появляется перед вами неожиданно. Лесная тропинка, прижимаясь к борту Бараньего лба, идет по обычному крымскому лесу, и, вдруг, среди зарослей кизила и грабинника – тисовый куст, словно кто-то переселил его сюда из какого-то южнобережного парка. Вы удивитесь, полюбуетесь пришельцем и пойдете дальше. Еще несколько десятков метров пути, и вновь перед вами тисовое дерево, резко выделяющееся своей темной хвоей на фоне осенней листвы леса. Потом еще и еще. Все более высокие и старые деревья встают перед вами. Потрясающее зрелище! Тис – дерево реликтовое. Некогда оно изобильно населяло наши леса. Потом природные условия изменились и тис стал постепенно вымирать, уступая место более приспособленным к новому климату породам. Всего несколько мест, где произрастает это растение, сохранилось в наших Крымских горах. Это Большой Каньон, Ай-Петри, склоны массива Тырке, окрестности села Семидворье и Бельбекская тисовая роща, находящаяся неподалеку отсюда – на западном склоне г. Бурун-Кая близ с. Куйбышево.

К сведению «кулинарных» туристов, привыкших все тащить в рот – тис растение ядовитое. Ядовиты все его части, кроме мякоти околоплодника. Знающие этот секрет, частенько повергают в шок непосвященных, слопав на виду у оторопевшей публики ягоду жутко ядовитого тиса. Главное в этом «фокусе» -не проглотить косточку. Её обязательно надо выплюнуть. К сведению любителей сувениров – не отламывайте ветки несчастных растений. Тис растет очень медленно. Его веточка не вырастает за один год, как побег вишни. За год ствол тиса утолщается не более, чем на 1 мм. Небольшой тисовый кустик на самом деле 100-летний экземпляр. Не разрушайте в одночасье то, что природа создавала десятилетиями, и тогда, возможно, наш тис проживет 1000, а может и более лет, ведь это дерево-долгожитель.

История Челтер-Коба (Крым)

Расположен монастырь в балке Хор-Хор (с крымско-татарского «бедственная») на склоне мыса Ай-Тодор (не имеет отношение к своему южнобережному собрату). Пещерный монастырь Челтер-Коба (название переводится как «пещерная решетка») был возведен на границе XIV-XV веков возле Сюйреньской крепости, возвышающейся на вершине соседней балки.

Территориально монастырь, названный в честь святого Федора, располагался в княжестве Феодоро, которое в тот период было могущественным и обладало значительными территориями, в том числе к ее владениям относился предгорный Крым — 
Мангуп-Кале, Алустон и Горзувиты.

Известно, что монастырь назван в честь святого Феодора. Однако точного его имени не знают. Существовало сразу 3 святых, в честь которых могли бы быть назвать Челтер-Коба:

  • Стратилат;
  • Тирон;
  • Студит.

Однако было выбрано имя Феодора Стратилата, который и стал покорителем этой обители святых.

Мужской пещерный монастырь Феодора Стратилата Челтер-Коба — это 23 помещения (так называемых келий), вырубленных в скале. Располагается он в 4 яруса. В нишах расположены храм, кельи, хозяйственные помещения. 

Храм был разрушен турками после взятия приступом в 1475 году Сюйреньской крепости. Долгое время храм пустовал, а его пещеры использовались в качестве загонов для скота.

Вторая жизнь пещерному монастырю Челтер-Коба была дана в 2005 году. Он снова заполняется монахами. В честь Феодора Стратилата освящается источник, расположенный по соседству. Рядом с ним расположена купель. Братия монастыря невелика, однако в праздничные дни и воскресения совершаются богослужения. А 21 числа в феврале и июне проходят богослужения в честь святого. Сегодня это исключительно мужской монастырь. Сейчас перед входом расположена красивая цветочная оранжерея.

Челтер-Коба — как добраться в монастырь

Чтобы добраться в монастырь, нужно приехать в село Малое Садовое. К обители ходят рейсовые автобусы из Симферополя, Бахчисарая и Севастополя — главных городов Крыма. Вам подойдут рейсы до Богатого Ущелья, Соколиного, Счастливого. Попасть в монастырь можно 2 способами:

  • Выбрав путь через Малое Садовое, необходимо пройти насквозь село и от стенда, посвященного Сюйреньской крепости, свернуть на дорогу влево. Чуть дальше по балке будет развилка, где необходимо выбрать правую дорогу, которая приведет вас в соседнюю долину Хор-Хор. Ошибиться будет сложно, поскольку на дороге находится крест.
  • Второй вариант пути — пройти к монастырю с тыла, зайдя через балку Джаныче-Бурун.

Альтернативой может стать экскурсия в пещерный монастырь на комфортабельном автобусе.

Кстати, в Крыму есть еще один пещерный монастырь Челтер, расположенный неподалеку от Терновки. Называется он Челтер-Мармара.

Достопримечательности окрестностей

Сюйреньская башня и крепостные стены находятся на восточной стороне мыса Куле-Бурун. Возведены византийцами для защиты горного прохода второй гряды Крымских гор, ведущего к Херсонесу. Крепость просуществовала до конца ХІІІ века и пала под натиском вторгшихся в Крым монголо-татар. Укрепление ограждено стеной толщиной почти 3 м, сложенной из каменных блоков и выступающей наружу тупым углом с возвышающейся смотровой башней. В верхних ярусах находилась капелла, стены и купол которой расписаны удивительной красоты фресками. Фрагменты сохранились до нынешнего времени и представляют необыкновенный интерес для туристов.

Сюйреньские гроты вблизи нынешнего села Танкового примерно 15-20 тыс. лет назад оказывали приют первобытному человеку. Созданное природой убежище обеспечивало надёжную защиту от непогоды: навесная скала длиной свыше 40 м не позволяла осадкам попадать внутрь гротов, близкий берег реки Бельбек подходил для рыбной ловли. Изучение ископаемых останков вымерших северных видов животных, служивших пищей древнему человеку и обнаруженных в гротах, позволяет предположить, что климатические условия Крымского полуострова были достаточно суровыми.

Тарапаны мыса Джаныче-Бурун. Древний винодельческий комплекс рядом с монастырём Челтер-Коба у склона мыса Джаныче-Бурун (Душевного мыса), вероятно, принадлежал монахам, хотя некоторые историки утверждают — поселению на месте современного Малосадового. Тарапаны – округлые виноградодавильни — вырублены в скале чуть дальше источника. Считают, что здесь производили вино со всех окружающих виноградников с территории почти 63 га. До сих пор в ущелье Хор-Хор встречается дикая виноградная лоза, создающая непреодолимые дебри.

История

Впервые крепость и приход Фуна упоминается в патриарших актах 1377—1379, 1384 и 1390 годов как предмет спора между Херсонским, Готским и Сугдейским митрополитами, а также в схожих по датам казначейских списках Каффы. В средневековье мимо укрепления пролегал торговый путь из Горзувита (Гурзуфа) и Алустона (Алушты) в степной Крым. После перехода под контроль Генуэзской республики крымского побережья от Кафы до Чембало и образования Газарии, княжество Феодоро построило ряд крепостей, располагавшихся выше в горах, напротив главных крепостей генуэзцев. Они контролировали и сдерживали продвижение противника вглубь Крымского полуострова, с другой стороны, являлись плацдармами для захвата прибрежных городов. Их возведение было вызвано борьбой между княжеством и генуэзцами за контроль над торговлей в регионе. Крепость Фуна в этой системе выполняла роль восточного пограничного форпоста, центра округа Кинсанус, которая не только противостояла генуэзской крепости Луста, но и контролировала важный караванный путь.

Закладная плита 1459 года (из раскопок 1982 года, реконструированная копия, оригинал фрагментирован на 3 части)

Согласно данным В. П. Кирилко, обобщившим ранние работы и проведшим комплексное архитектурно-археологическое исследование памятника, крепость была возведена не ранее 1422 и не позднее конца 1423 года, вероятней всего, весной-летом 1423 года. В октябре-ноябре 1423 года укрепление подверглось разрушению в результате землетрясения. Предположительно, в 1425 году Фуна была восстановлена, однако после пострадала от пожара, причины и дата которого неизвестны. Предать укрепление огню могли генуэзцы, в ходе войны 1434 года предпринявшие против феодоритов экспедицию во главе с Карло Ломеллини, либо османы, которые в 1447 и 1454 годах грабили побережье. В 1459 году крепостной ансамбль претерпел основательную перестройку и был превращен феодоритами в замок. Сохранилась однозначно датированная и богато украшенная закладная плита. Был возведен 15-метровый трёхъярусный донжон, внутренние размеры которого составляли примерно 6 на 10 метров при толщине стен 2,3 метра. Он был расположен в районе ворот, обеспечивал прикрытие вылазных калиток и прострел прилегающей площади цитадели. Гарнизон замка составлял примерно 30—40 воинов. В оборонительную структуру стен была встроена и двухэтажная одноапсидная церковь.

Вид на развалины крепости Фуна и храм Феодора Стратилата, почтовая карточка, конец XIX века

Это было главное, но не единственное культовое сооружение поселения Фуна. За пределами крепости археологами была обнаружена также маленькая кладбищенская часовня.

В 1475 году в результате захвата Крыма турками-османами крепость Фуна прекратила своё существование как фортификационное сооружение и пришла в упадок. Церковь Феодора Стратилата уцелела. Позднее она неоднократно перестраивалась и служила главным храмом для христиан Алуштинской долины.

В 1778 году после русско-турецкой войны, желая ослабить Крымское ханство, Российская империя инициировала переселение христианского населения Крыма в северное Приазовье. Приход и церковь в Демерджи (бывшей Фуне) опустели, однако даже в первой половине XIX века, после вхождения Крыма в состав Таврической губернии, здание находилось в удовлетворительном состоянии. Храм был описан П. И. Кёппеном. Примерно к этому же времени (1836) относятся письменные опросы старожилов Алушты, греков Мариупольского уезда, о наименовании храма и зафиксировано его посвящение святому Феодору Стратилату.

В 1842 году по указанию М. С. Воронцова в Алуште по проекту Г. И. Торичелли был построен и освящён новый храм Феодора Стратилата, причем он рассматривался как преемник исторического.

В 1889 году храм в Демерджи был обследован, измерен и сфотографирован А. Л. Бертье-Делагардом, который в 1918—1920 годах опубликовал несколько работ, имеющих научное значение до настоящего времени.

В результате обвала южной скальной стены Демерджи 1894 года и последующих обвалов селение переместилось на 1,5 км южнее. Храм тоже пострадал, но не рухнул. Значительный урон зданию нанесли землетрясения 1927 года. Стены строения обрушились, сохранился лишь первый этаж и одиночная боковая стена.

История возникновения обители

Точная дата возникновения мужского монастыря неизвестна. Дата основания колеблется между XIII и XIV веками и храм был создан поклонниками икон из Византии. Существует факт разрушения храма турками в 1475 году. После этого святыня пустовала длительное время и даже использовалась как загон для скота. И только в 2005 годы мужской монастырь получил вторую жизнь. Челтер-Коба постепенно заполняется монахами. Сейчас там проживает около 20 человек, которые посвятили свою жизнь отшельничеству и Богу. Не так давно освятили источник и купель. Монастырь проводит регулярные богослужения по выходным и в праздничные дни.

Интересные факты

  1. Челтер-Коба – трапезный монастырь, где хранятся реликвии и мощи святых;
  2. Монастырь получил такое название благодаря наличию большого количества лестниц, что соединяют ходы. Челтер переводится как решетка, а коба – это пещера;
  3. По приданию, святой источник исцеляет от множества болезней;
  4. Челтер-Коба представляет место захоронения не только самих монахов, но защитников обители, просто жителей деревни.

Чем интересен Челтер-Коба для посещения?

Кроме сказочно красивой долины Бельбека, раскинувшейся во все стороны, особо стоит выделить несколько основных монастырских достопримечательностей.


Прежде всего, это сам пещерный Храм имени великомученика Феодора Стратилата, зияющий в нижней части скалы и похожий на нору гигантского змея. Его заложили одним из первых в естественном гроте, площадью около 150 кв. м, в нем высекли алтарь, ниши в стенах и скамьи, прекрасно сохранившиеся до сегодня. В полу церкви до сих пор виднеются четыре могилы – они пусты, сейчас это только углубления, а в северо-восточной части можно обнаружить следы полуразрушенной купели.

Не менее значим, почитаем и посещаем на территории святыни источник, находящийся подле пещерного храма. Чтобы попасть к нему, нужно пройти по самой кромке обрыва вдоль небольших и неглубоких келий – их тут насчитывается 22, но обжито меньше половины, в монастыре проживают лишь 5 человек. Дальше на 140 м в длину тянется самый большой в мире пещерный грот, глубоко врезающийся в недра скалы, он и приводит к ключу, сочащемуся из камня. Хотя источник нельзя назвать чудодейственным – никаких сведений об этом нет, но вода тут свежа и кристально чиста, а само расположение уже делает его священным.

Монастырь Челтер-Коба

Если вы воспользовались «вариантом 1», то минут через 10 окажетесь у входа в пещерный комплекс. Вдоль подножья скалы тянется длинный, прорезающий её на всю длину естественный грот. Современные обитатели монастыря перекрыли дощатой стеной его «уголок» от «потолка» до «пола» — получилось вполне приемлемое для жизни помещение. Сразу возле лестницы импровизированная звонница – живописно развешанные на ветвях дерева колокольчики (см. фото). В левом углу грота устроена иконная лавка. От неё несколько вырубленных в скале ступеней ведут на следующую скальную террасу. Здесь главный храм комплекса. Помещение храма представляет собой естественную полость длиной более 15 м. Средневековые хозяева обители лишь несколько углубили алтарную часть и сделали в стене пазы для установки алтарной преграды, полки для икон и утвари. В полу храма расположено несколько усыпальниц – продолговатых вырубок глубиной около 0,5 м.

Этот древний храм, разоренный при турецком нашествии 1475г, пустовал более 5 веков. Местные жители использовали его как загон для скота (некоторые вырубки в стенах сделаны ими в стремлении получше приспособить помещение для нужд овцеводства.) И вот в конце 20 века здесь вновь, впервые за много веков, зазвучали молитвы. Челтер стал обитаем. Население его не было ни многочисленным, ни постоянным. Кто-то приходил, кто-то уходил, не выдержав суровых условий. Разве, что отец Даниил, теперешний настоятель, прожил здесь все эти годы.

Быт монастыря небогат. Держится он за счет пожертвований паломников. Понемногу ведется строительство, в старых вырубках деревянными щитами перекрывают их открытые «фасады», получается готовая келья. Есть в монастыре даже электричество, даваемое небольшой солнечной батареей. Убранство храма скромное.

Нынче храм освящен в честь Федора Стратилата. Хотя достоверно неизвестно, какому из Св. Федоров был посвящен он в эпоху своего расцвета. Память о старом его названии, сохранившись в народной топонимике в названии мыса, надолго пережила сам монастырь. Но топоним сообщает нам лишь о том, что покровителем монастыря был Св. Федор. Был ли это Федор Сратилат, Федор Студит или какой-либо иной святой Федор неизвестно.

Осмотрев храм, помолившись и поставив свечки, можно продолжить осмотр пещерного комплекса. За храмом есть еще один скальный «балкон», над которым нависают проемы искусственных вырубок. Некоторые из них превращены в кельи и хозяйственные помещения. Всего в Челтере 23 искусственных пещеры. Из них 12 в древности служили кельями. Средняя площадь такой кельи 7,5 м 2. Одна трапезная площадью 16 м2. Остальные являлись хозяйственными помещениями. Такой монастырский комплекс мог вмещать максимум 25 человек обитателей, а по мнению археолога Даниленко, исследовавшего комплекс в 1970-80-х г , и того меньше — около 14-16. Для столь небольшой обители такой просторный храм, какой имеется в Челтере, явно великоват. Вероятно он служил не только самим отшельникам, но и многочисленным паломникам, стекавшимся сюда в праздничные дни.

Ученые, изучавшие монастырь, единодушно называют лишь дату его угасания — 15 век. Что же касается датировки возникновения, здесь мнения расходятся. Одни считают, что монастырь возник в 8-9 в., другие (Ю. Могоричев, А. Герцен) называют другую дату — 13-14 век. Последней точки зрения придерживался, упоминавшийся уже Даниленко. Выводы его основываются на отсутствии следов перестроек и переделок, которые могли бы свидетельствовать о долгой жизни комплекса.

История

Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича; отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных.

По рождению сына Фёдора в 1557 году царь Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский монастырь на дореволюционном фото Прокудина-Горского

До 1667 года был мужским.

В конце XIX века была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю.

К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пу́стыни, 4 церковноприходские школы.

До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян года).

В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.

На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.

Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому женскому монастырю. года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года. года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия. года указом архиепископа Михея № 121 монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю. года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.

Это интересно: Желтоводский Макарьевский женский монастырь в Нижегородской области: рассмотрим в общих чертах

Паломнику

Где остановиться:

  1. Монастырское подворье . Паломникам, планирующим поездку в монастырь, рекомендуется заранее побеспокоиться о ночлеге. При монастыре есть небольшая паломническая гостиница, домики оборудованы мебелью, обогревателями, теплыми одеялами и постельным бельем. В связи с тем, что места ограничены, необходимо подать заявку на бронирование номера. Почта монастыря Телефон: +79787211080 (Катерина). Есть ограничения! Звоните заранее!
  2. Паломническая гостиница при храме святого Николая на Братском кладбище в Севастополе . Местонахождение: г. Севастополь, Братское кладбище на Северной стороне Севастополя, улица Богданова, 43. Телефон: +79787501032 Екатерина Васильевна – администратор гостиницы +7 (8692) 71-12-07;; +7 (8692) 71-16-08 – телефон храма.
  3. Паломническая гостиница при мужском Свято-Никольком монастыре в с. Холмовка . Максимальное количество койкомест – 56, еще 15 раскладушек. Есть трапеза. Стоимость проживания 500 руб в сутки с человека. Есть услуги трансфера, автобус на 18 мест. Телефон наместника: +79788261693, о.Варнава.
  4. Паломническая гостиница при храме апостола Андрея Первозванного в поселке Кача , на берегу моря. Разместится 30-40 человек, проживание порядка 250 руб. Телефон отца наместника, протоиерея Сергия: +7 89787308452, +7 89788018126.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector