Кадило

Содержание:

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Фото: Фотобанк Лори

Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Литургия и таинство Евхаристии

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Евхаристическая молитва

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение в храме

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

Можно ли кадить дома?

Эта же символика сохраняется и в домашней молитве. Возжигание ладана или каждение помогают нам настроиться на молитву, обрести особое, сосредоточенное состояние. Мы встаём перед иконами, ставим перед ними лампаду или зажигаем свечу — это тоже помогает нам привести в порядок мысли и чувства.

Если есть желание кадить дома, то этот процесс должен иметь определённое значение. Нужно это делать или нет — зависит от того, какой смысл человек вкладывает в свои действия. Ведь если повесить дома икону только потому, что она очень старинная или красивая, и не возносить перед ней молитвы, эта икона не сделает нас ближе к Богу. Она будет просто частью интерьера. То же касается лампадки и каждения. Если мы будем кадить просто для того, чтобы в доме хорошо пахло — это один случай. Сейчас ведь модно ароматные палочки зажигать или вешать всевозможные ароматизаторы воздуха.

К слову, то же самое было и в древности, причём не только у язычников, но и у христиан. Я читал, что в домах мирян и даже в монастырях каждение совершалось для дезодорирования помещения — потому что смолы, входящие в состав ладана, имеют дезодорирующие свойства. Так вот если человек хочет употреблять ладан именно в таких целях, тогда и спрос с него невелик. Если же он желает кадить перед молитвой — дело другое.

Современный вид

Фото Ильи Свинковского

Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.

Кадило, Византия, VI век. Фото: https://ruvera.ru

На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.

Кадило, Москва, конец XV века. Фото: https://ruvera.ru

К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.

Сорта и разновидности ладана

Ладан делят на обыкновенный и отборный. Смолу, которую собрали с дерева и с листьев распределяют на более чистые куски, которые похожи на капли, имеют светло-желтый или розоватый оттенок и при растирании становятся белым порошком. Не такие чистые, крупные и темные куски — обыкновенный ладан.

Ладан применяется не только в Церкви. Его используют в ароматерапии, изготовлении косметики и парфюмерии.  Благодаря удивительным свойствам ладана, его использовали в Египте для бальзамирования умерших, так появились мумии. Египтяне часто использовали ладан в своих религиозных церемониях. Некоторые историки считают, что иудеи научились использованию ладана именно во времена египетского рабства, переняв эту традицию у египтян.

Почему чувствуется запах?

Люди ощущают не только ладан. Запах кажется различным: жженая земля, хвойные смолы, ароматы цветов и многое другое. Но есть и те, кому ни разу в жизни не причудился ни один аромат. Почему же так происходит? По каким причинам один человек что-то чувствует, а другой нет, даже если они находятся в одном помещении?

Все очень просто. Наверняка каждый хотя бы раз слышал о таком явлении, как ясновидение, и представляет себе, что это такое. Но мало кому известно, что помимо дара ясновидения, некоторым людям дается и талант к восприятию несуществующих в обычной реальности ароматов. Называют такой дар яснообонянием. Он встречается гораздо чаще, чем ясновидение, но также непостоянен, проявляется лишь тогда, когда к этому имеется повод.

Таким образом, если человек ощущает запах ладана или любой другой аромат там, где его на самом деле не существует, он попросту обладает уникальным даром. Этого не следует ни бояться, ни, наоборот, придавать данному явлению чрезвычайное значение. Но, без сомнения, имея подобный талант, следует его развивать.

Кто ладана боится?

Люди порой думают, что каждение защитит дом от злых духов, а живущих в нём — от порчи, сглаза и тому подобного. В этих тонкостях разбираются всевозможные бабки, гадалки, экстрасенсы и тому подобные «специалисты». На самом деле человека не спасают сами по себе икона, нательный крест или ладан, воскуряемый дома. От бесов его защищает только Бог, и чтобы этой защитой воспользоваться, надо просто обратиться к Нему. Сказать: «Господи, я делаю, что могу, стараюсь жить по заповедям, пытаюсь быть нормальным человеком, для которого Евангелие — не просто книга на полке, а смысл жизни, руководство к дальнейшим действиям», — и Господь непременно услышит и поможет. Для таких людей иконы, ладан и святая вода становятся помощниками, напоминают, что Господь рядом с ними. Человека спасают вера и добрые дела. «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26), — учит нас апостол. Если человек верит, что его защищает икона или ладан, то пусть прежде всего делами покажет, какая у него вера, во что он верит вообще.

Приходя в дома некоторых людей, видишь всю несуразность их веры. Приглашают батюшку освятить дом, а иконы стоят где-то далеко в серванте, даром никому не нужные. Или спрашиваешь человека: «У вас иконы дома есть?» — «Конечно!» — отвечает, имея в виду спрятанные где-то под одеялами забытые образки. Мы пережили время, когда прятать свою веру действительно стоило, но сейчас нам ничто не мешает открыто её исповедовать — если она у нас есть. Если же Бог для нас заключается в куличике, крашеных яйцах, святой воде, освящённых яблоках и мёде — бедные мы тогда люди. Ведь такой человек ничего не знает о Христе, не увидел красоты и ценности того, что можно находиться в близости с Богом, не понял, насколько это хорошо. Верующий человек может быть счастлив, когда приходит в храм — не потому что там прекрасно поют или собор большой и красивый, а потому что он приходит к Богу и все остальные аспекты отходят на второй план.

Прекрасно, когда человек искренне кается в своих грехах, пытается очистить свою душу, а потом подкрепляет своё покаяние добрыми делами и пытается изменить свою жизнь: учится любить, помогать ближним, исполняет заповеди. Такой человек становится по-настоящему счастливым. А внешние атрибуты хороши, если они помогают ему на этом пути. Поэтому нужно иметь разумение, что мы делаем и что хотим получить. Просто украсить свой дом, наполнить его ароматом — или помолиться? Если второе — тогда у вас должен быть святой уголок с иконами, перед которыми можно возжечь ладан, затем взять подставку или кацею, обойти дом, читая 90-й или 50-й псалом, «Отче наш» или Иисусову молитву. После этого можно стать на молитвенное правило. От такого каждения будет польза: оно не только подарит удовлетворение от вдыхания приятного запаха, но поможет с радостью пообщаться с Богом.

Богослужебное значение каждения

Теперь к каждению относились как глубокому символу Воплощения. Сама кадильница виделась образом Богородицы, вместившей в себя Огнь несгораемый и благоуханный — Христа, в углях и фимиаме. Само благоухание означало присутствие Божие, и это выражалось в символике каждения в начале Всенощного бдения, где священник с кадилом символизирует хождение Бога среди первых людей в Раю. На Херувимской песни каждение означало священную жертву Самого Христа Своему Отцу Небесному. Именно в силу такого насыщения образов и прообразов кадило становилось символической иконой и требовало особого подхода и к самому каждению и виду инструмента каждения — кадильнице. До сих пор в каждом храме кадильница является украшением богослужебного чина и отношение к ней благоговейное как у духовенства, так и у прихожан.

Архимандрит Алипий (Светличный)

Толкование каждения

Теперь каждение начинает восприниматься как важный акт богослужения. Дым напоминает о древней праведной жертве Авеля. Дым ассоциируется со Шхиной (присутствие Бога), которое сопровождало Ковчег Завета в виде огненного столба ночью и днем в виде дымного столба. Каждение иллюстрировало слова из Откровения Иоанна Богослова: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3-4). И 2-й стих 140-го Псалма, который любили произносить во время богослужений: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя».

Когда совершается каждение на всенощном бдении и литургии

Во время богослужения всенощного бдения каждение совершается несколько раз. В самом начале службы во время пения хором 103-го псалма, повествующего о сотворении Земли священнослужитель обходит с каждением весь храм. В это время дым кадила символизирует собой Святого Духа. Первые стихи Библии рассказывают человеку о творении планеты:

Каждение на всенощном бдении совершается и во время пения стихир на «Господи воззвах» (вечерня), во время литии (на освящении хлеба, вина, елея и пшеницы), полиелея (утреня), песни Богородицы «Величит душа моя Господа«.

Каждение совершается по окончании проскомидии (перед литургией). На главном богослужении, во время которого верующие приобщаются святых Христовых таин, кадило используется во время заупокойной ектении, херувимской песни, по окончании евхаристического канона (священник совершает каждение престола в алтаре), после причастия верующих.

История появления кадильниц

История ритуального раскуривания благовоний берёт начало в Древнем Египте. Здесь же появились прообразы кадильниц. Они представляли собой большие и глубокие сковороды на длинных ручках. Христианская история церковной утвари началась во времена Моисея.

Первое использование

В Книге Исхода подробно описывается эпизод, в котором Господь повелел Моисею соорудить жертвенник для сожжения благовоний. Создатель подробно описал размер и вид конструкции, отмечая, что с курения ладана следует совершать ежедневно, утром и вечером. Этот обычай закрепился в иудаизме.


Раскуривание ладана и фимиама обозначает приношение Богу бескровной жертвы

Первые христиане отрицали каждение, так как считали, что сжигание на жертвеннике ароматических веществ, является уподоблением язычникам и иудеям. Однако с V столетия кадильницы стали использоваться адептами молодой веры во время праздничных шествий, являющихся прообразом крестного хода.

Первые кадила изготавливались в форме бронзовых чаш с ручками. Из драгоценных металлов делали стационарную утварь в виде архитектурных сооружений, которые устанавливали около на низкие постаменты.

Распространение в церкви

Первые кадила приближённого к современному виду появились в конце VI столетия. Они значительно уменьшились в размерах, и стали изготавливаться из драгоценных металлов. Их внешнюю поверхность украшали медальоны, выполненные в технике эмаль, на которых изображались святые угодники.

Открытые чаши подвешивали на три тонких цепочки. Кадильницы на Руси появились с распространением христианской веры в конце X в. Открытые чаши на цепочках получили распространение в русских землях только в XI столетии.


Процесс каждения символизирует распространение силы Христовой по всему миру

К началу XV в. на кадило установили крышку в форме верхней части храма, к которой прикрепили ещё одну цепочку для удобства открывания.

Интересно: в руках умелых русских мастеров предмет церковной утвари превращался в ценное художественное произведение. Многие образцы церковных кадил повторяли образ храма, для которого изготавливалось изделие.

Современное положение

В настоящее время именно приспособление на цепи используется в храмовых богослужениях в Русской Православной Церкви. Однако для келейных молитвенных обращений священнослужители и миряне могут использовать сосуд с длинной плоской ручкой. Этот вид кадильниц широко используется в Греческой церкви, а также в среде старообрядцев.

Можно ли кадить дома?

Эта же символика сохраняется и в домашней молитве. Возжигание ладана или каждение помогают нам настроиться на молитву, обрести особое, сосредоточенное состояние. Мы встаём перед иконами, ставим перед ними лампаду или зажигаем свечу — это тоже помогает нам привести в порядок мысли и чувства.

Если есть желание кадить дома, то этот процесс должен иметь определённое значение. Нужно это делать или нет — зависит от того, какой смысл человек вкладывает в свои действия. Ведь если повесить дома икону только потому, что она очень старинная или красивая, и не возносить перед ней молитвы, эта икона не сделает нас ближе к Богу. Она будет просто частью интерьера. То же касается лампадки и каждения. Если мы будем кадить просто для того, чтобы в доме хорошо пахло — это один случай. Сейчас ведь модно ароматные палочки зажигать или вешать всевозможные ароматизаторы воздуха.

К слову, то же самое было и в древности, причём не только у язычников, но и у христиан. Я читал, что в домах мирян и даже в монастырях каждение совершалось для дезодорирования помещения — потому что смолы, входящие в состав ладана, имеют дезодорирующие свойства. Так вот если человек хочет употреблять ладан именно в таких целях, тогда и спрос с него невелик. Если же он желает кадить перед молитвой — дело другое.

Каждение

Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.

Фото Владимира Ештокина

Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:

Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.

Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.

Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

Польза и значение каждения

С точки зрения традиционного христианство во время каждения человек избавляется от влияния злых духов, очищая свои помыслы и душу от скверны. Через благовонный дым христиане приобщаются к божественной благодати, так как поднимаясь по стенам храма он восходит к престолу божьему.


Каждение — проход священнослужителя с кадилом во время церковного богослужения

Когда он обращается к людям, пришедшим в храм, он становится подобен Святому Духу, несущему благословение и радость всем прихожанам. Христиане считают, что запах ладана способствует физическому и духовному исцелению человека, восстанавливая его силы.

Этот постулат был доказан молодыми еврейскими учёными, которые пришли к выводу, что запах ладана влияет на работу ионных каналов, улучшая и активизируя их работу. Это приводит к улучшению эмоционального состояния и уменьшению чувства тревожности.

Понимание истории появления и назначения кадильницы помогает проникнуть в сакральный смысл богослужения. Мелодичный звон церковной утвари и запах благовоний помогает верующим людям войти в молитвенное состояние и прикоснуться к божией благодати.

Что такое кадило

Каждение у старообрядцев-безпоповцев

Совершая полное каждение, наставник с кадильницей обходит весь храм, а также кадит молящихся. Каждение Креста и Евангелия, иконостаса и предстоящих людей называется малым.

Кадильница (кацея) латвийских федосеевцев Федосеевская кадильница (кацея) из с.Тонкино Нижегородской области

В разных согласиях старообрядцев-безпоповцев существуют отличия каждения людей. Например, в общинах федосеевцев молящихся не кадят, а только нательные кресты: каждый, достав свой нательный крест, держит его с обеих сторон за гайтан. Наставник кадит сначала честныи Крест, святые иконы, а затем нательные кресты молящихся: сначала у мужчин, а потом у женщин. Подобный обычай каждения нательных крестов сохранился в Верхокамье и частично в республике Коми.

В некоторых общинах по этой причине наставник с солеи кадил только общий зал, со всеми находящимися там прихожанами. Кадить каждого прихожанина — такой обычай у поморцев был перенят от федосеевцев, но распространен не повсеместно.

О. Александр Максимович Кудряшов, наставник Рокишского храма ДПЦ Литвы во время торжественного молебна

Филипповцы кадят обводом, федосеевцы и поморцы крестом, при этом кацею чаще всего держат (не все наставники и не во всех общинах), сложив персты как для крестного знамения: два перста вытягиваются вперед, а тремя держат саму ручку кацеи.

Вечерня

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира — Пресвятую Троицу: «Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Потом он трижды призывает верующих: «Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу.

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: «Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!

Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке.

Каждение

Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая — и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Миром Господу помолимся О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся … Помолимся Господу, примирившись со всеми нашими ближними, не имея ни на кого гнева или вражды. Помолимся, чтобы Господь ниспослал нам «свышний» — небесный мир и спас наши души…
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет… Блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми. Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь нечестивых погибнет…
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою… Услыши мя Господи… Господи! к Тебе взываю: услышь меня… Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный к Тебе… Услышь меня, Господи!..

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

«Господи, помилуй!» Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

К пению ветхозаветных стихов: «Господи воззвах:» присоединяются стихиры, т. е. песнопения новозаветные, в честь праздника.

Последняя стихира называется богородичен или догматик, так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.

Вечерний вход

Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. (Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя).

Правила использования кадильницы

Христианская традиция предусматривает строгий ритуал использования кадильницы, описывающий действия священнослужителей от момента разжигания углей до процесса окуривания помещения храма.

Как правильно разжигать

Для розжига обычной церковной кадильницы используют спрессованные таблетки древесного угля и небольшие кусочки ладана. Перед началом богослужения диакон проводит подготовку необходимых материалов, которая заключается в следующих действиях:

  • нагревание угольных таблеток при помощи плитки;
  • используя пинцет положить разогретый уголь в кадильницу;
  • небольшие кусочки ладана разложить около тёплой древесины;
  • плотно закрыть крышку.


В процессе сгорания ладана в кадиле выделяется фимиам

В домашних условиях розжиг угля для кадила можно проводить при помощи лампады, оснащенной специальным приспособлением из проволоки — «паучком». Его можно использовать для курения благовоний, при этом внимательно следя за положением фитиля

Интересно: современные кадильницы часто оснащают встроенными нагревательными элементами, которые позволяют разогревать угли непосредственно в чаше.

Каждение в храме (как, кому заниматься и когда)

Окуривание храма благовониями — одна из самых торжественных частей божественной службы. Его протяжённость зависит от времени совершения богослужения.

  1. Полное каждение проводится во время Утрени и Вечерни. Оно начинается в алтарной части, а затем охватывает весь храм. Благовонным дымом окуривают все святые образы, настенные росписи и молящихся в храме людей.
  2. Малое каждение совершают на Божественной Литургии. Оно охватывает территорию алтаря, иконостаса и амвона, с которого фимиам распространяется на прихожан.

По традиционному церковному канону каждение могут совершать священнослужитель в сане священника. Но чаще всего эту обязанность возлагается на дьякона.

В православии принято совершать поясной поклон на каждое движение кадила, но при этом необходимо помнить о более строгом правиле — стоять в храме всегда лицом к алтарю. Соблюсти оба предписания помогут звонцы, звенящие при каждом движении священнослужителя.

Церковный ладан – применение дома

Воцерковленные христиане и католики, молящиеся перед иконами у себя в квартире, также предпочитают делать это с благовонием. Ладан церковный настраивает на молитву, помогает сосредоточиться и думать о посыле, отправляемом к Богу и Святым. Кроме того, смолу используют при медитации и ароматерапии для снятия стресса и эмоционального возбуждения, напряжения.

Можно ли жечь ладан дома?

Его использование допускается, но для этого применяется специальная посуда – кадильница. Если поджигать смолу в обычных тарелках, то можно испортить ее и не получить нужного эффекта. Кроме того, сильное задымление может спровоцировать такое явление, как аллергия на ладан, особенно если «переборщить» и воскурить слишком много кусочков. Особенно опасно делать это перед сном, ведь вместо спокойствия и умиротворенности легко получить головную боль, кашель и першение в горле.

Как разжечь ладан в домашних условиях?

Это делается непосредственно перед молитвенным правилом. Спрашивающим, как зажечь ладан в домашних условиях, стоит ответить, что для этого в кадильницу кладется древесный уголь, лучше самовоспламеняющийся, поджигается спичками или зажигалкой, а сверху раскладываются кусочки смолы. Не стоит класть их сразу на раскаленное горючее – лучше дать ему возможность немного остыть, иначе запах ладана будет сильно густой, комната очень быстро задымится и дышать в ней будет тяжело.

Другой способ предполагает использование «паучка» – специального приспособления, имеющего вид маленькой чаши на трех ножках. Наполненное кусочками смолы, оно устанавливается сверху на горящую лампадку, и судя по популярности среди христиан, помогает получить ненавязчивый тонкий аромат без обилия сизого дыма. Как вариант, можно воспользоваться палочками с добавлением смолы, которые удобно поджигать с одной стороны.

Как очистить дом ладаном?

Улучшить энергетику в жилище можно, пригласив священника для освящения квартиры. Если такой возможности нет, то это можно сделать самому. Тем, кто спрашивает, как окурить квартиру ладаном, можно ответить, что для этого его необходимо поджечь и начиная от входной двери, двигаясь слева направо обойти все комнаты, читая «Отче наш», «50-й псалом», «Символ веры» или любую другую молитву к Господу, какую хозяин знает

При этом важно все углы, дверные проемы и окна осенять крестным знамением

Интересующимся, как использовать ладан еще, можно для усиления эффекта окроплять стены, пол и потолки святой водой, разбрызгивая ее в виде креста. Идеальное время для проведения обряда – великий праздник Крещения, но если есть желание, это можно делать и в другие дни. Главное – верить в силу молитвы и тогда находиться дома будет приятнее и спокойнее, а в дальнейшем стараться не ссориться с домочадцами, особенно с употреблением матерных слов. Тогда атмосфера в жилище будет не хуже, чем в храме.

Как тушить ладан?

По окончанию молитвы или чистки жилья благовоние необходимо остановить. Желательно не прерывать окуривание дома ладаном, то есть заблаговременно подкладывать новые кусочки смолы, а если обряд закончился, а она еще источает аромат, то лучше подождать, пока она вся не прогорит. Задающимся вопросом, как потушить ладан, если в силу обстоятельств это приходится делать раньше полного испарения, рекомендуется использовать святую воду. В дальнейшем оставшиеся кусочки можно поджечь повторно.

Куда деть использованный ладан?

Полностью прогоревшие уголь и смолу ссыпают в непопираемое место или в проточную воду, можно реку. Спрашивающим, куда девать сгоревший ладан, можно посоветовать отнести его в церковную лавку. Там его складывают в специальное место и утилизируют в соответствии с правилами. Тому, кому все эти действия кажутся излишне утомительными, можно рекомендовать зажигать дома специальные свечи – монашенки, в составе которых уже есть древесная смола.

Обращения к священникам и мирянам

Во время посещения православного святилища может возникнуть необходимость пообщаться с мирянами либо священником. Если вы видите ошибки мирян, не высмеивайте их — грешно замечать чужие недостатки. Правила допускают деликатные замечания вполголоса — и не более того.

Жать руку священнику при встрече нельзя — это прерогатива других служителей, равных ему по сану. В храмах принято складывать вместе ладони и терпеливо ждать благословения. Смиренно преклоните голову, поцелуйте десницу служителя. Если вас осенили священным предметом (Чашей, Евангелием, иконой), перекреститесь сами, а после отвесьте поклон иерею.

Каждение в новозаветной церкви — образ молитвы перед Богом

История каждения в новозаветной церкви началась с волхвов, которые принесли дары младенцу Иисусу. Среди даров присутствовали ладан и смирна. Иоанн Богослов в Откровении видел, что молитвы святых возносились к Богу как фимиам.

(Откр. 8,3)

В новозаветных богослужениях каждение символизирует образ молитвы.

Каждение в христианстве стало практиковаться с V века. Первые кадильницы выглядели в виде чаш с ручками.

Первые кадильницы. Византия, Сирия, VI век.

После VI века начали применять кадила на цепочках.

Кадило. Византия, VI век.

На Руси кадило использовалось в богослужении со времен принятия христианства, в XI веке. О нем упоминается в уставе Софийского Новгородского собора. С XV века кадило принимает форму церковного храма, символизируя образ Небесного Иерусалима.

Кадило, 1616 год. Подарок царя Михаила Федоровича Троице-Сергиевой лавре.

В современных храмах ни одно богослужение не проходит без каждения.

Почему нужно пользоваться готовыми молитвами

Наши святые предки оставили огромное церковное наследие, богослужебные тексты и молитвы, появившиеся после долгих лет аскетических практик, по наитию Духа Святого.

Написанные великими святыми Иоанном Златоустом, Романом Сладкопевцем, Василием Великим, Макарием Египетским, Ефремом Сириным слова передают правильный, возвышенный настрой.

Человек пользуется духовными плодами трудов подвижников, пламеневших любовью к Богу. Игнатий Брянчанинов прямо говорил, почему не следует самим сочинять молитвы. Большинство людей живут страстями, в словах могут отразить не мудрость Божью, а движения неочищенной падшей души.

Можно ли окуривать дом с помощью ароматических палочек? Чем они хуже ладана?

Каждение как ритуальное действие присутствует в разных религиях — и в православии, и в иудаизме, и в буддизме — откуда, собственно, к нам и пришли ароматические палочки. Мы не знаем, из чего они делаются, с какими мантрами или молитвами их делают, «освящают» ли каким-то образом, прежде чем отправить на прилавки магазинов. Мы живём в рамках своих традиций, нарушать которые я не вижу смысла. Если православный человек по незнанию зажжёт такую палочку, чтобы в комнате хорошо пахло, то греха в этом не будет и вреда он себе этим не нанесёт. Но в религиозной жизни христианину их лучше не применять.

Протоиерей Георгий Цыганов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector