13 митрополитов и патриархов для базового уровня

Крещение Руси

Начавшемуся в в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С века строятся величественные храмы. С века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Повар предстоятеля

— Что патриарх любит есть и кто ему готовит?

— Он совсем непривередлив в еде, любит простую пищу. Ему нравится также пробовать национальную кухню, что он и делает, посещая зарубежные страны. Понятно, что, поскольку он совершает богослужение, проводит мероприятия в самых разных местах, то со стороны помощников патриарха к еде отношение внимательное. Тем более что часто проходят различные официальные приёмы и протокольные обеды с высокими гостями. Поэтому было решено, что в патриархии должен быть постоянный повар. Он не монах, профессионал своего дела, готовит правильную с точки зрения православных традиций и канонов пищу.

— Может ли патриарх позволить себе выпить рюмочку?

— Если нужно поддержать тост, поднимает обычно бокал белого вина. Может в какой-то ситуации и покрепче выпить — в Японии его угощали саке, в Греции, на Афоне, — анисовой настойкой узо. В духе православной традиции, не обижает в таких случаях тех, кто оказывает ему гостеприимство.

Патриархи Московские и всея Руси (реставрированы, 1917-настоящее время) [ править ]

Нет.
Примас
Портрет
Выборы
Царствовать
Заметки
11
Святой Тихон Василий Беллавин 1865–1925 1917–18 4 декабря 1917 г.
7 апреля 1925 г.

Петр Крутицкий
12 апреля 1925 г.
Декабрь 1925 г./ 11 сентября 1936 г. местоблюститель

Сергия Нижегородского Декабрь 1925 г.
27 декабря 1936 г.
Действующий местоблюститель
Сергия Московского и Коломенского 27 декабря 1936 г.
12 сентября 1943 г.
местоблюститель
12
Сергий Иван Страгородский 1867–1944 1943 г. 12 сентября 1943 г.
15 мая 1944 г.
13
Алексий I Сергей Симанский 1877–1970 1945 г. 4 февраля 1945 г.
17 апреля 1970 г.
14
Пимен Сергей Извеков 1910–1990 1971 г. 3 июня 1971 г.
3 мая 1990 г.
15
Алексий II Алексей Ридигер 1929–2008 1990 г. 10 июня 1990 г.
5 декабря 2008 г.
16
Кирилл Владимир Гундяев 1946 г.р. 2009 г. 1 февраля 2009 г.
Действующий

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Московские митрополиты и архиепископы (1721–1917)

Нет. Примас Портрет Царствовать Заметки
1 Стефан Симеон Яворский 1658–1722 1721–1722 Председатель Святейшего Синода . Стефан отказался подписывать документы Синода, не присутствовал на его заседаниях. Петр I, видимо, назначил его только для того, чтобы дать определенное разрешение новому учреждению.
2 Феофан Прокопович 1681–1736 1722–1736 Заместитель председателя Синода и его главный член с 15 июля 1726 г.
Свободное место 1736–1742 гг.
3 Джозеф 1742–1745
4 Платон I 1745–1754 гг.
Иларион 1754–1757 Коадъютор
5 Тимоти 1757–1767
6 Амвросий 1768–1771
Самоэль 1771–1775 Коадъютор
7 Платон II 1775–1812
8 Августин 1812–1819 гг.
9 Серафима 1819–1821
10 Святой Филарет 1821–1867 гг.
11 Святой Иннокентий 1868–1879 гг.
12 Макарий I 1879–1882 гг.
13 Иоанникий 1882–1891
14 Леонтий 1891–1893 гг.
15 Сергий 1893–1898
16 Святой Владимир 1898–1912
17 Святой Макарий II 1912–1917

Экуменическая и общественная деятельность

Уже в студенческие годы активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви.

В году представлял духовные школы Русской Православной Церкви на Генеральной Ассамблее всемирной православной молодежной организации «Синдесмос», где был избран членом исполкома этой организации.

19 октября того же года назначен исполняющим обязанности представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.

В году избран членом правления фонда ВСЦ по примирению и реконструкции в Индокитае.

13 февраля года утверждён в должности представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.

9 сентября года утверждён постоянным представителем от РПЦ в пленарную комиссию ВСЦ.

С 27 по 29 марта года участвовал в Консультации «Ответственность Церквей СССР и США за разоружение».

С 28 по 31 января года присутствовал в Будапеште на встрече представителей Церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей ВСЦ.

14-22 августа года — участник 32-го заседания Центр. комитета ВСЦ в Женеве. 22-25 августа — член делегации представителей Церквей в СССР и в США (Женева).

С 16 по 26 августа года — участник 33-го заседания Центрального комитета ВСЦ в Дрездене.

В том же году (19-28 июля) принял участие в 34-м заседании Центрального комитета ВСЦ в Женеве.

С 24 июля по 10 августа года — участник VI Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере (Канада), на которой избран в новый состав Центрального комитета ВСЦ.

С 20 по 29 февраля года принял участие в заседании Исполнительного комитета ВСЦ в Женеве.

С 31 мая по 7 июня от Русской Православной Церкви участвовал в заседании Смешанной богословской комиссии между Римско-Католической Церковью и Поместными Православными Церквами, проходившей на о. Крит.

9-18 июля года — участник заседания Центрального комитета ВСЦ в Женеве.

В составе советской общественной делегации участвовал в международной конференции ученых и религиозных деятелей с 19 по 23 ноября в Италии.

Пребывание в должности, избрание[править | править код]

Согласно действующему Уставу от 2000 года, сан Патриарха является пожизненным; право суда над Патриархом и низложения его, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому собору.

В период вакансии Патриаршей кафедры Священный синод избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола. «Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный синод… созывают Поместный собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси».

Кандидат в Патриархи должен быть архиереем РПЦ не моложе 40 лет, обладать «высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления».

Процедура избрания Патриарха Уставом не детализирована; «процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод».

В XX святой Тихон на Патриарший Престол был избран жребием из трёх предварительно утверждённых на Поместном Соборе кандидатов; в период жёсткого государственного контроля над делами РПЦ Сергий, Алексий I и Пимен были избраны открытым безальтернативным голосованием по одобрению правительства. Алексий II был избран на Поместном соборе в тайным голосованием, в первом туре которого участвовали три кандидата, утверждённые ранее Архиерейским собором (причём Поместный собор имел право добавить в этот список новых кандидатов), а во втором — два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.

По избрании, по традиции, кандидата вопрошают, а он отвечает примерно по следующей формуле:
«Преосвященнейший митрополит , священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемаго града Москвы и всея России» — «Понеже священный и великий Собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

Патриарх вступает в сан в ходе специальной торжественной церемонии — интронизации, которая проводится через несколько дней после избрания.

Патриархи Московские и всея Руси (1589–1721) [ править ]

Первые пять патриархов (Иов, Гермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф). Лубок 19 века

Нет.
Примас
Портрет
Царствовать
Заметки
1
Святой Иов 23 января 1589 — июнь 1605

Игнатий 30 июня 1605 — 16 мая 1606
2
Святой Гермоген 3 июля 1606 г. — 17 февраля 1612 г.
Свободное место 1612–1619 гг.
3
Филарет Федор Романов 1553–1633 24 июня 1619 — 1 октября 1633
4
Иоасаф I 6 февраля 1634 г. — 28 ноября 1640 г.
5
Иосиф Игнатий Дьяков 27 мая 1642 — 15 апреля 1652
6
Nikon Никита Минин 1605–1681 25 июля 1652 г. — 12 декабря 1666 г.

Питирим 1658–1667
местоблюститель
7
Иоасаф II 31 января 1667 — 17 февраля 1672
8
Питирим 7 июля 1672 — 19 апреля 1673
9
Иоахим Иван Савёлов 1620–1690 26 июля 1674 — 17 марта 1690
10
Адриан 26 августа 1690 — 16 октября 1700

Стефан 1700–1721
Местоблюститель

Митрополит руководит взаимодействием иерархий и выстраивает отношения с другими митрополиями

Кандидатура митрополита — это самый уважаемый из епископов, тот, кому доверено стать руководителем христиан в историческом лоне местной общины. С IV века возникает чёткое представление о том, что же такое — фигура митрополита.

Митрополит — это авторитетное лицо. К его влиянию прибавляют и особые полномочия. Митрополит может:

  • принимать важные для епархии решения;
  • созывать областные Соборы;
  • председательствовать на этих собраниях;
  • надзирать за деятельностью Церкви на своей территории.

Без митрополита даже епископы не имеют права реализовывать важные для епархий задачи. Именно митрополит следит за целостностью митрополии, сплачивает её, делает единым органом всего организма христианской Церкви.

Епископы для митрополита — исполнительный персонал, который тот либо назначает, либо снимает с должностей. Митрополит решает судебные вопросы, связанные с епископами, и выполняет многие другие административные задачи митрополии.

Митрополит выполняет административные и духовные задачи.

Также митрополит остаётся высшим духовным лицом, он выполняет функции архиерея: посвящает епископов, проводит богослужения и читает проповеди, если понадобится.

Отношения с другими митрополиями — также задача, которую выполняет митрополит.

Не все митрополиты попадали под данное выше описание. Существовали митрополиты без власти. Это должность вроде той, которую занимают викарные епископы: такой митрополит состоял в подчинении и другого митрополита.

Биография Кирилла, Патриарха Московского и Всея Руси

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен в иеродиакона, 1 июня того же года — в иеромонаха.

В июне 1970 года иеромонаху Кириллу была присуждена степень кандидата наук по богословию.

С 1970 года по 1971 год он был преподавателем догматического богословия и помощником инспектора Ленинградской духовной академии и семинарии, одновременно — личным секретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классным наставником первого класса семинарии.

12 сентября 1971 года иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита. В 1971-1974 годах он был представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.

В 1974-1984 годах — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии, доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

В 1975-1998 годах архимандрит Кирилл являлся членом центрального комитета и исполкома Всемирного совета церквей.

14 марта 1976 года он был возведен в сан епископа Выборгского, а 2 сентября 1977 года — в сан архиепископа.

Был заместителем Патриаршего экзарха Западной Европы (1976-1978), членом комиссии Священного синода по вопросам христианского единства (1976-1984), управляющим патриаршими приходами в Финляндии (1978-1984), заместителем председателя филиала Отдела внешних церковных связей в городе Ленинграде (1978-1984).

26 декабря 1984 года он был назначен архиепископом Смоленским и Вяземским.

С 1986 года архиепископ Кирилл являлся управляющим приходами в Калининградской области.

С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.

В 1989-2009 годах являлся председателем Отдела внешних церковных сношений (с 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянным членом Священного синода. Как председатель отдела участвовал в работе по подготовке законов «О свободе вероисповеданий» (1990), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997).

Был управляющим Православным Венгерским благочинием (1989-1996), временно управляющим Гаагско-Нидерландской епархией (1990-1991), временно управляющим Корсунской епархией (1990-1993).

25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.

В 1993 году митрополит Кирилл стал инициатором создания Всемирного русского народного собора (ВРНС), был сопредседателем, с 1995 года — заместителем главы ВРНС.

В 1994-2002 годах — член Общественного совета по возрождению Храма Христа Спасителя, в 1994-1996 годах — член Совета по внешней политике министерства иностранных дел России.

6 декабря 2008 года, на следующий день после кончины патриарха Алексия II, на заседании Священного синода митрополит Кирилл был избран патриаршим местоблюстителем.

27 января 2009 года Поместный собор Русской православной церкви избрал митрополита Кирилла патриархом Московским и всея Руси. 1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Патриарх Кирилл — автор многочисленных публикаций и докладов и ряда книг, почетный член многих российских и иностранных академий, почетный профессор и доктор ряда университетов.

В составе официальных делегаций он посетил все поместные православные церкви, в том числе, сопровождал патриарха Пимена и патриарха Алексия II в их поездках за рубеж. Принимал участие в контактах с церквями многих стран мира, участвовал в работе межхристианских организаций.

Патриарх Кирилл награжден орденами Русской православной церкви: Святого равноапостольного великого князя Владимира II степени; Святителя Алексия, митрополита Московского, II степени; Святого благоверного князя Даниила Московского I степени; Преподобного Сергия Радонежского I и II степени; Святителя Иннокентия, митрополита Московского, II степени, а также орденами поместных православных церквей.

Среди его государственных наград — орден Дружбы народов (1988), орден Дружбы (1996), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000), орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006), орден Александра Невского (2011), медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

(Приднестровская Молдавская республика, 2010), орден «Шараф» (Азербайджан, 2010), высший орден Молдавии — орден Республики (2011), белорусский орден Дружбы народов (2012).

Патриарх Кирилл также удостоен многочисленных наград и премий общественных организаций.

В 1993, 2000, 2001, 2002, 2003, 2009 и 2010 годах Русским биографическим институтом он избирался «Человеком года» в номинации «Религия».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Предстоятели

  • свт. Иона (наречённый митрополит с 1442/1443, рукоположен Собором русских епископов 15 декабря 1448, + 31 марта 1461)

Московские и всея Руси митрополиты

  • свт. Феодосий (Бывальцев) (3 мая 1461 — 13 сентября 1464)
  • свт. Филипп I (11 ноября 1464 — 5 апреля 1473)
  • свт. Геронтий (29 июня 1473 — 28 мая 1489)
  • Зосима Брадатый (26 сентября 1490 — 9 февраля 1495)
  • свт. Симон Чиж (20/22 сентября 1495 — 30 апреля 1511)
  • Варлаам (3 августа 1511 — 18 декабря 1521)
  • Даниил Рязанец (27 февраля 1522 — 2 февраля 1539)
  • свт. Иоасаф (Скрипицын) (6 февраля 1539 — январь 1542)
  • свт. Макарий (19 марта 1542 — 31 декабря 1563)
  • Афанасий (5 марта 1564 — 16 мая 1566)
  • ? Герман (1566)
  • свт. Филипп II (Колычев) (25 июля 1566 — 4 ноября 1568)
  • Кирилл IV (11 ноября 1568 — 8 февраля 1572)
  • Антоний (май 1572 — нач. 1581)
  • Дионисий (февраль 1581 — 13 октября 1586)
  • свт. Иов (11 декабря 1586 — 23 января 1589)

Патриархи Московские и всея Руси

  • свт. Иов (23 января 1589 — 10 июня 1605)
  • Игнатий Грек (24/30 июня 1605 — 17 мая 1606)
  • сщмч. Ермоген (3 июня 1606 — 20 марта/1 мая 1611)
  • Игнатий Грек, 2-й раз (март — ? 1611)
    • Ефрем (Хвостов) (август 1611 — 26 декабря 1613/1614) управляющий, митр. Казанский.
    • Иона (Архангельский) (1614 — 21/24 июня 1619) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
  • Филарет (Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633)
  • Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28/29 ноября 1640/1641)

    свт. Серапион (Сысоев) (28 ноября 1640 — 27 марта 1642) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)

  • Иосиф (Дьяков) (27 марта 1642 — 15 апреля 1652)
  • Никон (Минин-Ларионов) (25 июля 1652 — 10 июля 1658 (12 декабря 1666))
    • Питирим (10 июля 1658 — 6 августа 1664) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
    • Иона (Сысоевич) (6 августа — 20 декабря 1664) управляющий, митр. Ростовский
    • Павел III (24 декабря 1664 — февраль 1667) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
  • Иоасаф II (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672)
  • Питирим (6/7 июля 1672 — 19 апреля 1673)

    Павел III (1673 — 1674) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)

  • Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 — 17 марта 1690)
  • Адриан (24 августа 1690 — 16 октября 1700)
    • Трифиллий (Инихов) (16 октября 1700 — 16 декабря 1701) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
    • Стефан (Яворский) (16 декабря 1701 — 14 февраля 1721) администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола, митр. Рязанский
    • 1721 — 1917 — Святейший Правительствующий Синод
  • свт. Тихон (Белавин) (21 ноября 1917 — 7 апреля 1925)
    • сщисп. Агафангел (Преображенский) (13 мая 1922 — 25 июня 1923) доверенный патриаршими полномочиями
    • сщмч. Петр (Полянский) (12 апреля 1925 — 10/11 октября 1937) местоблюститель, управлял до 6 декабря 1925
      • Сергий (Страгородский) (6/14 декабря 1925 — 8 декабря 1926) заместитель местоблюстителя
      • Иосиф (Петровых) (8 декабря — 29 декабря 1926) заместитель местоблюстителя, митр. Ростовский
      • сщмч. Серафим (Самойлович) (29 декабря 1926 — 12 апреля 1927) заместитель местоблюстителя, архиеп. Угличский
      • Сергий (Страгородский) (12 апреля/20 мая 1927 — 27 декабря 1936) заместитель местоблюстителя
    • Сергий (Страгородский) (27 декабря 1936 — 12 сентября 1943) местоблюститель
  • Сергий (Страгородский) (12 сентября 1943 — 15 мая 1944)

    Алексий I (Симанский) (15 мая 1944 — 2 февраля 1945) местоблюститель, митр. Ленинградский

  • Алексий I (Симанский) ((2 февраля) 4 февраля 1945 — 17 апреля 1970)

    Пимен (Извеков) (18 апреля 1970 — 3 июня 1971) местоблюститель, митр. Крутицкий

  • Пимен (Извеков) ((2 июня) 3 июня 1971 — 3 мая 1990)

    Филарет (Денисенко) (3 мая — 7 июня 1990) местоблюститель, митр. Киевский

  • Алексий II (Ридигер) ((7 июня) 10 июня 1990 — 5 декабря 2008)

    Кирилл (Гундяев) (6 декабря 2008 — 27 января 2009) местоблюститель, митр. Смоленский

  • Кирилл (Гундяев) (с (27 января) 1 февраля 2009)

Исторические титулы предстоятеля

  • митрополит града Москвы и всеа Русии (? — 1589 )
  • патриарх града Москвы и всеа Русии или града Москвы и Великого Росийского царствия (упом. май 1589 )
  • патриарх Московский и всеа Росии (краткий титул, для полного добавляется: «и всех северных стран», упом. 1690 )
  • архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран патриарх (упом. 1700)
  • патриарх Московский и всея России (1917 — упом. 1925)
  • патриарх Московский и всея Руси (с 1943)

Каноническое устройство

Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

  • Священного Писания и Священного Предания
  • канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов
  • постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси
  • Устава Русской Православной Церкви (последние поправки были внесены в 2017 году)

Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация. Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации. Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с патриархом Московским и всея Руси.

Устройство канонической территории Русской Православной Церкви с 13 апреля 2021 г.

Епархии

См. список в ст. Епархии Русской Православной Церкви

См. также Епископат Русской Православной Церкви; Исторические епархии Русской Православной Церкви

Почести и награды

Церковные награды

Русская Православная Церковь
  • Орден Святого князя Владимира 2 степени (16 сентября 1973 г.)
  • Орден Преподобного Сергия Радонежского I и II степени
  • Орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени.
  • Орден Святителя Иннокентий Митрополита Московского и Коломенского II степени
  • Орден святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси II степени
  • Именована Панагия (1988 г.) — за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств 1000-летия христианства в России.
  • Орден Святых Антония и Феодосия Печерских I степени (УПЦ МП, 2006)
  • Орден Святого Стефана Великого благочестивого правителя II степени (Православная Церковь Молдовы, 2006 г.) — в знак признания усердного служения и славы Православной Церкви в Молдове.
  • Серебряная юбилейная медаль святого апостола Петра (Санкт-Петербургская епархия, 2003 г.)
  • Орден в честь 450-летия принесения на землю Почаевских волынских икон (УПЦ МП, 2009 г.)
  • Орден преподобного Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь, 2011)
Награды поместных православных церквей
  • Орден Александрии, Антиохии, Иерусалима, Грузии, Сербии, Болгарии, Греции, Польши, Чешских земель и Словакии, Финляндии и Америки.
  • Орден Святых Апостолов Петра и Павла I степени (Антиохийская Православная Церковь, 2011)
  • Золотая медаль святого Иннокентия (2009 г., Православная Церковь в Америке)
Награды других церквей и конфессий
  • Орден Святого Григория Парумалы ( Маланкарская православная сирийская церковь , Индия, 2006 г.)
  • Орден Святого Григория Просветителя ( Армянская Апостольская Церковь , Армения, 2010 г.)
  • Орден «Шейх уль-Ислам» (Управление мусульман Кавказа, 2011 г.)

Награды Российской Федерации

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» ;

    • 2-й класс (20 ноября 2006 г.) — за большой личный вклад в духовные и культурные традиции и укрепление дружбы между народами.
    • 3 класс (11 августа 2000 г.) — за выдающийся вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.
  • Орден Александра Невского (7 января 2011 г.) — за выдающийся личный вклад перед Отечеством в сохранении духовных и культурных традиций.
  • Орден Дружбы (28 декабря 1995 г.) — за заслуги перед государством, прогресс в реализации комплексной программы строительства, реконструкции и реставрации памятников истории и культуры Москвы.
  • Орден Дружбы Народов (1988)
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
  • Юбилейная медаль «300 лет Военно-морскому флоту России» (1996 г.).
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.).
  • Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995 г.) — за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
  • Грамота Государственной Думы РФ (2001 г.)

Зарубежные награды

  • Орден Почета (Азербайджан, 2010 г.)
  • Орден Республики (Молдова, 2011 г.)
  • Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне» (Приднестровье, 2010 г.)
  • Орден Республики Сербия (2021 г.)

Почетное гражданство

Лукояновский район в Нижегородской области (2000), Смоленская область (5 февраля 2009), Калининградская область (5 марта 2009), Кемеровская область (2010), Смоленск (2003), то из Rizskoye Смоленской области (2004), Немана из Калининградская область (2006 г.), Вяземский район Смоленской области (2006 г.), Калининград (2006 г.), Хорошево-Мнёвнический район Москвы (2006 г.), Республика Мордовия (2011 г. — за выдающийся вклад в сохранение и развитие отечественных духовно-нравственных традиций. , усиление взаимодействия церкви и государства).

Сперва определение: митрополит — кто он? Это архиерей!

Митрополит — это архиерейский титул. И тут уместно уточнить, кто же такой архиерей: это любой представитель высшего духовенства. Есть три уровня священнослужителей:

Дьякон (будь то протодьякон или архидьякон — не важно) — сан, который получают до священнического;

Иерей — то есть священник. В эту же группу входят протоиереи, протопресвитеры и т.д.;

Архиерей — вершина того, что может достичь православный священник в лестнице титулов

Здесь внутренняя иерархия такова: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Поэтому совершенно правильно такое определение: митрополит — это архиерей, чей титул выше архиепископа, но ниже патриарха. Также важный нюанс — митрополия. Это территориально-административная единица, которой обязательно руководит митрополит. Но к ней мы ещё вернёмся.


Владыка Антоний — современный православный митрополит

История

История создания Русская Православная Церковь начинается с Христианизация Киевской Руси в Киев, дата которого обычно указывается как 988 год; однако доказательства этого события оспариваются. В 1316 г. Столичный Киева сменил видеть в город Владимир, а в 1322 году снова переехал в Москва. В 1589 году престол был возведен в Патриархат. Патриархат был упразднен Церковная реформа Петра Великого в 1721 г. и заменен Святейший Правящий Синод, и епископ Московский снова стал называться митрополитом. Патриархат был восстановлен в 1917 году и приостановлен Советским правительством в 1925 году. Последний раз он был восстановлен в 1943 году, когда Вторая Мировая Война по инициативе Советский лидер Иосиф СталинК этому времени 19 митрополитов были прославленный в Русская Православная Церковь.

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

  • К. Лебедев. Крещение киевлян

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

  • Грамота об учреждении патриаршества в России

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

История [ править ]

История Русской Православной Церкви начинается с христианизации Киевской Руси в Киеве , датой которой обычно считается 988 год; однако доказательства этого события оспариваются. В 1316 г. Киевский митрополит сменил кафедру на город Владимир , а в 1322 г. снова переехал в Москву . В 1589 г. кафедра была преобразована в Патриархат . Патриархат был упразднен церковной реформой Петра Великого в 1721 году и заменен Святейшим Правящим Синодом., и Московский епископ снова стал называться митрополитом. Патриархат был восстановлен в 1917 году и приостановлен советским правительством в 1925 году. Последний раз он был восстановлен в 1943 году, во время Второй мировой войны, по инициативе советского лидера Иосифа Сталина . На сегодняшний день в Русской Православной Церкви прославлены 19 митрополитов .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector