Церковь григория неокесарийского в дебрицах (москва)

О святом, в честь которого названа церковь

Св. Григорий родился на севере Малой Азии в городе Неокесарии примерно в третьем веке от Рождества Христова. Получив прекрасное образование в Александрии у самого Оригена, он вернулся на родину. Но вскоре, удалившись в пустыню, начал вести там свою святую жизнь в молитвах и посте, чтобы обрести от Бога дар пророчества. О подвижнике узнал епископ Амасии. Он решил поставить его в родной Неокесарии духовным руководителем. Св. Григорий согласился и стал перед хиротонией горячо молить Бога открыть ему истинное поклонение Святой Троице. И было ему чудесное видение: перед Григорием явились сама Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов. Именно от последнего святой получил знание об истинном и достойном исповедании Святой Троицы. На этом Откровении позже и было основано православное учение. Сам Григорий Неокесарийский до этого не дожил. Он скончался примерно в 266 году.

Обретение святыни. Прихожане рассказывают — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Это было в 1999 году. Как-то раз мы были в гостях у моего одноклассника и друга, Михаила Народицкого. Михаил, его супруга Елена, дочь Марина и тёща Татьяна Васильевна являются прихожанами храма Святителя Григория Неокесарийского на Полянке.

 Они рассказали нам о том, что храм, в который они ходят, теперь полностью отреставрирован, в нём имеется даже рака для мощей Святителя, а вот сами мощи обрести никак не удаётся.

 За ними обращались в разные места, о которых говорили, что там они пребывают, ездили даже в Испанию, но все напрасно.

Церковь Григория Неокесарийского. Улица Большая Полянка A.Savin, CC BY-SA 2.5

Разговор запомнился. Спустя некоторое время мы уехали в Лондон.

Успенская церковь на Найтсбридж

По воскресеньям мы ходили на литургию в лондонскую церковь Успения Божией Матери и Всех Святых на Найтсбридж. В тот день служил владыка Антоний, митрополит Сурожский.  В храме было принято во время литургии упоминать  всех святых, «честные мощи коих пребывают в храме». Неожиданно мы услышали, что владыка среди других имен назвал имя святителя Григория Неокесарийского.

Сразу же после службы мы подошли к владыке Антонию и рассказали ему про московский храм Григория Неокесарийского и про сложности с обретением мощей. Владыка сказал, что маленькая частичка мощей запаяна в аналойной иконе храма, но он обязательно посмотрит еще и в другом месте, в котором, возможно, имеется другая частица мощей Святителя.

Прошло много недель, владыка Антоний болел, редко появлялся, на наши осторожные вопросы говорил, что ищет и молится, просил набраться терпения и подождать.

Я вскоре снова оказался в Москве, зашёл к своим друзьям и поведал им об обнаружении мощей в лондонском храме. Они очень обрадовались, быстро организовали письмо-запрос настоятеля храма на Полянке игумена (ныне епископа) Иеронима (Чернышова), адресованный владыке Антонию. 

В эти дни позвонила моя жена, Татьяна, и радостно сообщила, что была в Успенской церкви, и владыка Антоний подтвердил, что нашёл мощи и готов их передать. Татьяна спросила владыку, как можно организовать передачу, он ответил, что бывает так, что мощи перевозят не только священнослужители, но и мирские люди, и он готов передать частичку мощей нам, чтобы мы отвезли её в Москву.

Мешочек, в котором была перевезена частица мощей Святителя Григория Неокесарийского Павел Петров, CC BY-SA 3.0

Перед отъездом в красном углу квартиры я обнаружил и захватил с собой в Лондон мешочек для просфор, вышитый нашей православной знакомой Наталией Гулая. 

Передача мощей

С нетерпением мы дождались воскресенья 13 июня 1999 г. После литургии мы смиренно подошли к владыке Антонию, он попросил нас немного подождать, удалился в алтарь, вернулся и передал нам частицу мощей.

Владыка Антоний митрополит Сурожский передаёт частицу мощей Святителя Григория Неокесарийского

Вы не можете представить себе те чувства, которые охватили в этот момент не только мою семью и меня, но и многих присутствующих в церкви, которые знали о нашей просьбе и всячески помогали и сопереживали нам. Мы стали благодарить владыку, на что он сказал: «Это не я сделал, а Господь» 

Совет

Фотография на память Александра, прихожанка Успенского храма на Найтсбридж, CC BY-SA 3.0

Это была последняя встреча с владыкой Антонием митрополитом Сурожским, который во многом изменил нашу жизнь и, я знаю, судьбы многих других.

Встреча святыни

Спустя две недели мы уехали из Лондона. В Шереметьево нас встретил настоятель храма Святителя Григория Неокесарийского на Полянке Иероним (Чернышов) с представителем Патриархии и принял мощи. Мы попросили вернуть нам мешочек в память об этом событии, что он и сделал после торжеств.

Вечером 29 ноября 1999 г., в канун памяти Григория Неокесарийского, в московском храме Святителя  на Полянке Святейший Патриарх Алексий II возглавил торжественное всенощное бдение, во время которого встретил святыню.

Патриарх Алексий II в храме свт. Григория Неокесарийского 29 ноября 1999 года

Мы благодарны Господу за то, что он подарил нам возможность быть причастными к этим событиям, а также иметь счастье слышать голос владыки Антония митрополита Сурожского, посещать его четверговые чтения, принять его доброту, помощь и благословение.

Татьяна, Юлия и Павел Петровы, прихожане храма «Храма Большое Вознесение»

Москва, Лондон, 1999 год

Каменный храм

Свою близость с царём священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почётную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлёвского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьёзными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобождён из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашён к царю на обед за один стол с патриархом.

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошёл уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишённый сана, уже находился в ссылке в далёком Кожеозерском монастыре.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до года при церкви было и обычное кладбище.

Трагические последствия холерной эпидемии ещё долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в году был учреждён Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведён в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.

Где находится храм?

Место, где сегодня стоит Красная церковь, в древности именовали «Дербицами». Такое название было обусловлено замшелой, очень топкой землей района. Сначала церковь была деревянной. Доподлинно известно, что она строилась по приказу великого князя Московского внука Дмитрия Донского Василия Темного. Согласно некоторым сведениям, он, находясь в татарском плену, дал обет о том, что если обретет свободу, то обязательно возведет храм. Причем, построит его именно на том месте, с которого по возвращении увидит Московский Кремль. А посвятить его князь обещал тому святому, в день памяти о котором это событие произойдет. Так и появилась деревянная церковь на Полянке.

Когда-то здесь была глушь, по которой проходил тракт, ведущий из Новгорода в город Рязань. Название «Полянка» официально появилось только в восемнадцатом столетии. В то время, когда была основана Красная церковь в честь св. Григория Неокесарийского, на этом месте простирались большие поля. Именно они и дали название этой старинной улице в Замоскворечье.

Сначала в этой неказистой сырой местности проживали только крестьяне и ремесленники, но уже с шестнадцатого столетия здесь стали появляться поселения стрельцов. Там же находилась и дворцовая слобода бондарей – царских кадашей, делавших невероятно необходимые по тем временам в хозяйстве деревянные кадки и бочки. С XVIII века Замоскворечье и улицу Полянку начали потихоньку заселять и московские купцы.

Время разорения и восстановления

То, что не совершили пожары и время, удалось большевикам, в 1922 году разграбившими все храмовые ценности, а в 1930 году только силами историков удалось оставить снос шатровой колокольни, через которую прорубили проход.

В результате репрессий весь клир придворного храма был мученически уничтожен. В 1938 году церковь Григория Чудотворца на Поляне была окончательно закрыта, все святыни передали в хранилища музеев. Третьяковская галерея обогатилась иконой Божьей Матери «Умиление» или Елеуса-Киккская.

Время восстановления уникальной московской святыни началось в 1965 году, когда храм передали в качестве памятника архитектуры Всесоюзному производственно — художественному комбинату.

В 1990 году Патриарх Алексий Второй лично ходатайствует о возвращении святыни Православной Церкви.

В 1994 году храмовое здание, находящееся в ужасном состоянии без электропроводки, отопления, пола, окон было возвращено верующим. Соблюдая точные древние традиции, используя сурик, бирюзу, белила, позолоту, в 1996 году храм был восстановлен, ему было возвращено местное название Красный.


Богослужение в церкви Григория Неокесарийского

29 ноября 1999 года при присутствии патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго состоялось возвращение святых мощей святителя Неокесарийского, хранившихся в Лондоне.

В 2003 году на месте первой деревянной церкви построили часовню в Имя Всемилостивого Спаса. В связи с тем, что история не сохранила картин с изображением первой церковной постройки, часовня возведена по примеру северорусских древних церквей.

На заметку! Уникальностью современной московской жемчужины является колокольня с часами-курантами, каждый час отбивающие «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждые 15 минут звучит «Царице моя Преблагая».

Когда-то на Большой Полянке…

Начало Большой Полянки. Слева — бывший дом Прозоровского. Фотография 1908 года

Об исчезнувшем уголке старой Москвы.

В начале улицы Большой Полянки стоят многоэтажные дома, построенные в первые десятилетия советской власти. Рассказ об этой части Замоскворечья всегда сопровождается упоминанием о череде невосполнимых утрат. Для возведения огромного жилого дома (Большая Полянка, 1/3), который словно нависает над улицей, Кадашевской набережной и Малым Каменным мостом, пожертвовали двумя дореволюционными усадьбами. Речь идет не о рядовых потерях — разрушенные здания считались бы сегодня значимыми достопримечательностями и заняли бы достойное место на страницах любого путеводителя по району. * * * После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург (1712–1714) в начале Большой Полянки (тогда улица называлась Космодамианской) размещались дворы военной знати. Аристократия селилась здесь в виду близости Кремля, Монетного двора и церкви Святых бессребреников Космы и Дамиана в Кадашах. Застройка усадеб имела характерную для того времени композицию: главный дом (каменные палаты) в глубине двора, по периметру владения — деревянные служебные строения. В 1730‑х годах одна из уничтоженных усадеб (сегодня она располагалась бы на углу Старомонетного переулка и Кадашевской набережной) принадлежала князю Ивану Юрьевичу Трубецкому. Его называли Меньшой, чтобы отличать от родного дяди и полного тезки — сподвижника Петра I и последнего боярина. Служил И.Ю. Трубецкой Меньшой в Ингерманландском полку, достиг звания полковника. В книге «Сказания о роде князей Трубецких» (см. список литературы в конце) об Иване Юрьевиче написано: «Он принимал участие в событиях, ознаменовавших собою вступление на престол Анны Иоанновны, причем вместе с дядей и братом был противником верховников. Анна Леопольдовна сделала его камергером, а императрица Елизавета Петровна указом от 25 декабря 1742 года произвела его в действительные камергеры и в том же году пожаловала ему орден Святой Анны (первой степени) и назначила президентом Юстиц‑коллегии. <�…> Женат князь Иван Юрьевич был на Марии Яковлевне Глебовой и оставил после себя одного сына князя Николая Ивановича, женатого на княгине Татьяне Алексеевне Козловской, и четырех дочерей: Аграфену, Варвару, Екатерину и Прасковью». По фамилии знатного домовладельца Старомонетный переулок некоторое время назывался Трубецким. После смерти Ивана Юрьевича (1744) усадьба на Большой Полянке перешла по наследству вдове княгине Марии Яковлевне Трубецкой. В 1760–1780‑х годах собственником стал их сын — Николай Иванович. С 1790‑х годов до нашествия Наполеона усадьба принадлежала сыну Н.И. Трубецкого князю Ивану Николаевичу. Он дослужился до чина надворного советника, был предводителем дворянства Дмитровского уезда, где находилось имение Трубецких Ахтырка. После пожара 1812 года, во время которого усадьба значительно пострадала, хозяева решили в нее не возвращаться, и в течение десяти лет здесь оставались лишь полтора десятка дворовых. В 1822 году владение приобрел английский механик по фамилии Мурье, занимавший барский дом некоторое время. Другая находившаяся здесь усадьба располагалась бы сейчас на углу Большой Полянки и Кадашевской набережной. В первой половине XVIII века она состояла из каменного главного дома и деревянных служебных строений. В 1738–1745 годах ею владел полковник Василий Иванович Сабуров, до переезда в Москву живший в столице, где исполнял должность прокурора Сыскного приказа, а позже — товарища санкт‑петербургского вице‑губернатора. В 1745 году В.И. Сабуров продал усадьбу полковнику Никите Саввичу Савину, у которого через десять лет ее приобрел аптекарь Казимир Болеславович Меер. Часть помещений были им приспособлены под аптеку. К 1770 году владение перешло другому аптекарю — Иоганну Матвеевичу Вольфу. Вскоре (1773) он подал в Полицмейстерскую канцелярию прошение, где уведомил о своем намерении «вместо старой вновь каменную аптеку построить в два этажа на погребах со сводами и покрыть железом», а также соорудить «каменное с улицы крыльцо для приходящих за лекарствами». Проект составил приглашенный Вольфом лучший на тот момент московский архитектор — Василий Иванович Баженов. Уточнение «на погребах со сводами» позволяет предположить, что при возведении нового здания зодчий использовал нижнюю часть прежнего дома. На первом этаже была устроена аптека с отдельным входом со стороны улицы. Из северных окон открывался вид на Кремль и Пашков дом — еще одно творение Баженова. К слову сказать, здания на Моховой и Большой Полянке имели схожее внешнее убранство…

Возвращение в лоно Церкви

Обновленный вид Красная церковь получила благодаря стараниям Патриарха Алексия II. Была проведена масштабная реконструкция, выделен церковный декор, позолочены кресты и воссозданы уникальные колокола. По сохранившимся фрагментам восстановили и древние росписи на стенах. Даже нынешний иконостас был «скопирован» с оригинала, которым некогда славился храм (на Полянке) Григория Неокесарийского. Расписание богослужений, которые и сегодня ежедневно совершаются в церкви, впервые можно было увидеть уже через четыре года после начала реставрационных работ. Тридцатого ноября 1996 года в стенах обновленного храма было проведено освящение главного престола.

История постройки

Царь Василий Темный, правивший в 15 веке, во время пленения татарами пообещал Творцу в случае своего освобождения построить христианскую обитель на месте, с какого он первыми увидит стены Москвы по возвращению из плена. В конце осени в 1445 году, по возвращении царя, велось богослужение в память святого Григория Чудотворца, это стало основанием для постройки церкви святого Чудотворца Неокесарийского.


Московский храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке

Пожар 17 столетия полностью уничтожил деревянную святыню, на ее месте возвели временную церковь при Полянке или в Дербицах, местными жителями называлось это место Кадашево. Вокруг церковных построек на Якиманке жили рабочие ткацких мастерских и стрельцы царя, неподалеку стояли хоромы князей Трубецких.

В 1660 году по благословению Патриарха Никона Андрей Саввинов, настоятель временной церкви, начал строительство каменной святыни. Дружба царя с Саввиновым продолжалась многие годы, в 1665 году отец Андрей стал царским душепопечителем, Алексей Михайлович не жалел денег и материалов для возведения церкви.

Когда при правлении Федора Алексеевича были возведены каменные храмовые постройки, деревянная церковь была разобрана. Чтобы подчеркнуть принадлежность храмовых построек к царскому покровительству, на крестах установили короны.

Луковичное пятиглавие завершало трехрядие, завершающее килевидными кокошниками уникальную архитектуру храмового строения. Удивительное по красоте здание было возведено царскими зодчими Иваном Кузнечиком и Карпом Губой.

Изразцы, сохранившие яркость краски и до сих дней, были выполнены мастером Степаном Полубесом. За уникальную красоту новый храм местными жителями был назван Красным.

Интересно! В храме венчались царские особы, крестили будущего царя Петра Первого.

В начале марта 1679 года Григорьевский храм на Полянке был освящен Патриархом Иоакимом, на празднике освящения присутствовала вся царская семья во главе с Федором Алексеевичем.

В 1767 году по благословению и материальной поддержки прихожанина Г. Лихонина появился придел в память Григория Богослова.

Уникальность храма покорила в 1812 году французского императора Наполеона, он бросил все силы для спасения необычной красоты церкви от огня.


Внутреннее убранство храма Григория Чудотворца

В 1830 году в церкви Григория собирались москвичи на молебны о спасении от холеры.

1834 год ознаменовался освящением еще одного придела святого образа Богородицы «Боголюбская», в основу архитектуры которого легла ампирная псевдоготика.

До 1859 года, когда было решено храм реставрировать, он оставался придворной церковью, перед иконами которой часто молилась Елизавета Федоровна.

Описание

Яркие краски церковного здания придают храму праздничный нарядный вид. Фасады строения окрашены в цвет сурика, а большинство архитектурных деталей выделено белой и бирюзовой краской.

Одно из главных украшений храма — килевидные кокошники, тремя рядами обрамляющие его основной объем. Пять луковичных глав установлены на глухих барабанах. Кресты украшены царскими коронами, что подчеркивало принадлежность церкви к придворным храмам.

Основной объем здания и колокольня опоясаны изразцовым ободком, краски которого до сих пор сохранили свою яркость и насыщенность. Изразцы имеют рисунок «Павлиное око», они сложены так, что церковь похожа на дивный сказочный цветок. В народе сразу стали называть её Красной, то есть красивой. Недаром, сохранилось предание, что Наполеон мечтал перенести ее на ладони в Париж.

Внутреннее убранство храма под стать его внешней красоте. Стены расписывали костромичи и переяславцы.

Главная святыня храма — чудотворная Боголюбская икона Богоматери XIX века. Также здесь хранятся иконы Божией Матери — Утоли моя печали и Нечаянная Радость, Семистрельная и другие. В храме находится ковчег с частицей мощей святителя Григория Неокесарийского, частицы мощей Московских святителей Филарета и Иннокентия, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Александра Невского и других святых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector