«возникновение русского мира»: как было учреждено патриаршество в россии

Учреждение в России патриаршества

Этому акту суждено было свершиться в Успенском соборе Кремля. Записи современников свидетельствуют, что вся Москва собралась тогда на площади, тысячи людей стоя на коленях внимали благовесту соборных колоколов. Этот день стал одним из самых значимых в истории Русской Православной Церкви.

На следующий год Собор восточных иерархов окончательно закрепил за Русской Церковью статус автокефальной, то есть независимой. Правда в «Диптихе Патриархов» ― установленном порядке их перечисления — патриарху Иову было отведено лишь пятое место, но оно не являлось умалением его достоинства. Русские люди восприняли это с должным смирениям, сознавая молодость своей церкви.

Первый патриарх России

Федор Иванович созывает 17.01.1589 г. боярскую Думу и церковный Собор. Царь сообщает об отказе Иеремии остаться во Владимире и готовности утвердить в качестве патриарха Иова. Последний после созыва Думы и Освященного Собора выразил согласие отдать решение вопроса на откуп государя.

23.01.1589 г. Иеремия вместе с участниками Освященного собора прибывают в Успенский собор. Иов туда не приехал. Здесь избираются три кандидата. Федор Иванович из них выбирает Иова, который призывается во дворец для встречи с Иеремией. Через трое суток прошла церемония, в ходе которой был поставлен первый патриарх России.

Цари и патриархи

Борис Годунов был поддержан патриархом Иовом, как лучший кандидат на царствование. После явления первого Лжедмитрия патриарх не признал самозванца. Годунов вместе с сыном Федором ощущали покровительство Иова.

Польские церковники и князь Острожский встречались с русскими патриаршими послами, которые убеждали их, что Лжедмитрий – самозванец и на него наложена анафема. Иов знал, что фальшивый наследник царя является беглым чудовским монахом Григорием Отрепьевым.

После того, как Лжедмитрий захватил Москву, то свергнул патриарха, которого поселили в Старицком Успенском монастыре. Патриарший престол достался рязанскому архиерею греческого происхождения Игнатию, который приехал на Русь из Рима. Одно время он был кипрским епископом. Новый патриарх утверждал, что Лжедмитрий – законный русский царь. Когда же фиктивного самодержца свергли, то Игнатий перешел в униатство в Литве.

Следующим патриархом избрали стойкого, прямолинейного, строгого, но жестокого и грубого казанского митрополита Ермогена, не признавшего Лжедмитрия. Василий Шуйский постоянно с ним конфликтовал, но их ссоры не выносились за пределы царских палат.

После появления второго Лжедмитрия патриарх стал организатором московской покаянной процессии, на которой присутствовал ослепший патриарх Иов. Люди каялись в своих злодеяниях.

В 1609 г. из-за поддержки Шуйского Ермоген оказался на лобном месте, где от него требовали дать согласие на смену самодержца, но патриарх этого не сделал. После свержения Шуйского боярам захотелось, чтобы новым царем стал польский королевич Владислав. Патриарх их поддержал, но при условии, если претендент на трон примет православие.

В русских городах не признавали нового царя, а подчинялись только Ермогену. В 1611 г. он дал свое благословение ополченцам и наложил анафему на предателей Руси, за что был арестован. Через год он скончался от голода.

После Ермогена патриарха в России не выбирали несколько лет. Церковь жила под управлением казанского митрополита Ефрема, а затем митрополита Крутицкого Ионы.

Первый патриарх – Иов

Патриарх Иов родился в городе Старица на территории современной Тверской области в 1525 году. В молодости он прошел обучение в школе при Старицком Успенском монастыре. В 1556 году он стал монахом и вместо мирского имени Иван взял имя Иов. В 1570-ые он занимал должность архимандрита в царском Новоспасском монастыре в Москве. В 1581-1586 годах он был епископом Коломенским и архиепископом Ростовским. В 1586 занял пост московского митрополита, а с 1589 – Московского патриарха.

В годы его патриаршество шел процесс распространения православия в Поволжье и на Западную Сибирь, увеличилась печать церковных книг, были канонизированы Василий Блаженный и Иосиф Волоцкий. При самозванце Лжедмитрии I Иова отправили в качестве простого монаха в изгнание в город Старица. После свержения самозванца он был реабилитирован, но на патриарший престол не вернулся из-за старости и умер в своем родном городе в 1607 году. Его похоронили в Старицком монастыре и в 1989 году канонизировали в лике святителей. В 2012 году патриарх Иов был канонизирован старообрядческой церковью.

После Иова при самозванце Лжедмитрии I патриархом краткий период был Игнатий. В 1606 году его лишили сана и он через несколько лет уехал в Речь Посполитую, где принял унию с католичеством. Он родился на Кипре в 1560 году и умер в 1640 году в Вильно.

Рис. 3. Патриарх Игнатий.

Избрание в XX веке и в настоящее время

Процедура избрания предстоятеля автокефальной церкви не определена каким-либо догматическим или каноническим документом и была различна в разные исторические эпохи и в разных поместных церквах. В XX веке в Русской церкви: митрополит Тихон (Беллавин) в 1917 году был избран на московский патриарший престол жребием из трёх предварительно утверждённых Всероссийским поместным собором кандидатов; в последующее время — в период жёсткого государственного контроля над РПЦ — патриархи Сергий (1943), Алексий I (1945), Пимен (1970) были избраны открытым безальтернативным голосованием после соответствующего согласования с государственными органами. Патриарх Алексий II был избран на поместном соборе в 1990 году тайным голосованием, в первом туре которого участвовали три кандидата, утверждённые ранее архиерейским собором (причём поместный собор имел право добавить в этот список новых кандидатов), а во втором — два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.

Согласно действующему Уставу от 2000 года, сан патриарха является пожизненным; право суда над патриархом и низложения его, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит архиерейскому собору (собору епископов).

По освобождении патриаршего престола («в случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности») Священный синод «немедленно» избирает из числа своих постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола. «Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод <…> созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.» (ст. 16 главы IV Устава).

Кандидат в патриархи должен быть архиереем РПЦ не моложе 40 лет, обладать «высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления».

В 2011 году президиум межсоборного присутствия рассмотрел проект документа «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси» и решил разослать его в епархии для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. Процедура избрания патриарха впервые была детализирована во внутреннем нормативном документе РПЦ — Положении об избрании Патриарха Московского и всея Руси, принятом 5 февраля 2013 года Архиерейским собором РПЦ.

По избрании, по традиции, кандидата вопрошают, а он отвечает примерно по следующей формуле: «Преосвященнейший митрополит , священный и великий собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемаго града Москвы и всея России» — «Понеже священный и великий собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

Патриарх вступает в сан в ходе специальной торжественной церемонии — интронизации, которая проводится через несколько дней после избрания.

Патриарх Филарет – отец царя Михаила Федоровича

В 1619 г. состоялось возвращение митрополита Филарета в Россию. Ранее он находился в Польше. В это же время у царя гостил иерусалимский патриарх Феофан III. Филарет был отцом Михаила Федоровича. Царь попросил своего гостя благословить родителя на патриаршество. После этого Филарета стали величать «великим государем». В стране началось двоевластие.

Патриарху предоставили возможность полностью управлять церковью и судом. В 1625 г., согласно царевой грамоте, суд над духовными лицами осуществлял патриарх. Он же мог судить крестьян и церковных служителей, которые не совершили уголовные злодеяния.

>> Налогообложение Древней Руси: ордынский выход

Устройство двора Филарета было похоже на царское. Патриарх руководил своими подчиненными:

  • иконописцами;
  • конюхами;
  • истопниками;
  • пивоварами;
  • хлебниками;
  • поварами;
  • скатертниками;
  • чашниками;
  • свечниками.

Он окружил себя дворянами, стряпчими, стольниками, окольничьими, боярами и их детьми.

Патриарший разряд Филарета занимался всеми судебными делами, казенный приказ – делами, связанными со ставленниками, там же находились средства, переданные духовенством и вотчинами. В приказе церковных дел рассматривали дела по благочинию, а люди из дворцового приказа вели патриаршее хозяйство.

Когда Филарет умер, нового патриарха Иосафа I уже не называли «великим государем».

В современном православии

Общепризнанные

Титул имеют предстоятели церквей:

  • Константинопольской — Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх,
  • Александрийской — Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной,
  • Антиохийской — Патриарх Великого Божия града Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока,
  • Иерусалимской — Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, всего Заиорданья, Каны Галилейской и Святого Сиона,
  • Русской — Патриарх Московский и всея Руси,
  • Грузинской — Католикос-Патриарх всея Грузии и Архиепископ Мцхета-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхум-Абхазетский,
  • Сербской — Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский,
  • Румынской — Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской, Митрополит Унгро-Влашский и Патриарх Румынской Православной Церкви,
  • Болгарской — Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский.

Герб римско-католического патриарха (без ранга кардинала).

Непризнанные (или частично признанные) титулы патриарха

  • Турецкая православная церковь
  • Украинская автокефальная православная церковь в 1990—2000 гг.
  • Украинская автокефальная православная церковь каноническая
  • Украинская православная церковь Киевского Патриархата

§ 64. Учреждение патриаршества в Москве и указы о крестьянах (1)

Теория «Москва – Третий Рим» и учреждение московского патриаршества (1589). Четыре новых русских митрополии.

Мы уже знаем (§45), что после Флорентийской унии московская митрополия отделилась от Константинопольского патриархата и стала автокефальною. Московские митрополиты избирались собором русских архиепископов и епископов и принимали поставление в Москве, не ездя в Царьград. Находясь во главе свободной, многолюдной и могущественной паствы, московские митрополиты были на деле выше восточных патриархов, униженных и обедневших в турецкой неволе. Но они по-прежнему носили сан митрополитов. Понятно, что московские государи, приняв царский титул и считая себя заместителями византийских царей, желали, чтобы и глава их церкви получил новый титул — патриарший, который соответствовал бы достоинству Русского царства. С точки зрения теории о «Москве — третьем Риме» было необходимо, чтобы в Москве рядом с царем стоял патриарх, как это во все века было в старом православном царстве. Годунову удалось достигнуть осуществления этой заветной мысли московских патриотов.

https://youtube.com/watch?v=64oVWgUX7Jk

Учреждение патриаршества в Русской церкви

С православного востока тогда нередко приезжали на Русь духовные лица «за милостынею», то есть за пособиями. Тяжелое состояние православных церквей под мусульманскою властью было тому оправданием. В 1586 г. впервые появился в Москве с востока за милостынею не простой архиерей, а патриарх Антиохийский (Иоаким). Московский митрополит (Дионисий) встретил его как равный равного и даже первый дал ему благословение, чем вызвал недоумение и неудовольствие патриарха. Вместе с тем в Москве заговорили с гостем о желательности устроить на Москве патриаршество, и Годунов просил его посоветоваться об этом деле с другими восточными патриархами. Патриарх обещал и был отпущен из Москвы с богатым пособием. Так было поднято в Москве дело о патриаршестве. Однако восточные патриархи не выказали особого сочувствия мысли об учреждении нового, пятого патриархата.

Конец старого и начало нового патриаршества в России

Когда Никона удалили от дел, Русская церковь перешла в руки митрополита Крутицкого Питирима. Бывшего патриарха судили, что подорвало доверие народа к патриаршеству в целом и его идеалам.

В 1667 г. состоялся собор, на котором избрали тихого, незаметного патриарха Иоасафа II, что привело к потере государственного значения патриаршества. Через восемь лет состоялось закрытие монастырского приказа.

Патриархи Иоаким и Адриан выступали против того, чтобы Россия сближалась с западноевропейскими странами. После смерти Адриана синод уже не выбирал нового патриарха.

Восстановление патриаршества в стране состоялось во время проведения Поместного собора РПЦ в 1917 г., на котором в качестве патриарха избрали Тихона.

Древняя Русь

  • Как образовалось Древнерусское государство?
  • Причины распада Древнерусского государства
  • Слои населения Древней Руси
  • Принятие христианства на Руси: причины и последствия
  • Самое главное о культуре Древней руси
  • Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Первый российский патриарх

Выбор кандидатуры первого патриарха был весьма удачным. С самого начала своего правления только что избранный предстоятель развернул активную деятельность по укреплению дисциплины среди церковнослужителей и повышению их нравственного уровня. Он также приложил немало сил к просвещению широких народных масс, обучению их грамоте и распространению книг, содержащих Священное Писание и святоотеческое наследие.

Свою земную жизнь патриарх Иов завершил как истинный христианин и патриот. Отвергая всякую ложь и беспринципность, он отказался признать подступавшего в те дни к Москве Лжедмитрия и был заточён его сторонниками в Успенский Старицкий монастырь, из которого вышел больным и ослепшим. Своей жизнью и смертью он явил всем будущим предстоятелям жертвенный пример служения Русской Православной Церкви.

Тихон (1917–1925)

31 октября 1917 были проведены выборы трех кандидатов на патриарший престол: архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). 5 ноября 1917 в храме Христа Спасителя после Божественной литургии и молебна старец Зосимовской пустыни Алексий вынул жребий, и было оглашено имя нового патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон.

В соответствии с церковными канонами Поместный собор 1917–1918 предоставил патриарху право созывать церковные соборы и председательствовать на них, сноситься с другими автокефальными церквами по вопросам церковной жизни, заботиться о своевременном замещении епископских кафедр и привлекать виновных епископов к церковному суду. Поместный собор принял также документ о правовом положении церкви в системе государства. Однако октябрьская революция 1917 повлекла за собой коренные изменения в отношениях между церковью и новым атеистическим государством Советов. Декретом Совета народных комиссаров церковь была отделена от государства, что было расценено собором как начало гонений на церковь.

Патриарх Тихон занимал святительскую кафедру в тяжелый для Русской православной церкви период. Основным направлением его деятельности стал поиск пути к установлению отношений между церковью и большевистским государством. Тихон отстаивал право церкви оставаться Единой Соборной и Апостольской Церковью, подчеркивая, что она не должна быть ни «белой», ни «красной». Важнейшим документом, направленным на нормализацию положения Русской церкви, стало Воззвание

патриарха Тихона от 25 марта 1925, в котором он призвал паству понять, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять приход советской власти как выражение воли Божией.

Несмотря на все усилия патриарха, на церковную иерархию и верующий народ обрушилась невиданная волна репрессий. К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. После смерти Тихона не могло быть и речи о созыве собора для избрания нового патриарха, поскольку церковь существовала на полулегальном положении, а большинство иерархов находилось в ссылках и заключениях.

Патриаршество в России фактически отменено 16 октября 1700 года

16 октября 1700 года умер Патриарх Адриан. Он выступал против заимствования императором иностранных обычаев, особенно в духовной жизни. При этом прямо против Петра он не выступал, но все невольные новыми порядками группировались вокруг него.

Патриарх Московский и Всея Руси Адриан. Парсуна начала 18 век. После смерти Патриарха Адриана в России патриарший престол пустовал 200 лет

Новые выборы Патриарха не состоялись и назначили лишь Экзарха (Местоблюстителя) Патриаршего престола. Пётр Первый пожелал видеть на этом месте митрополита Рязанского Стефана (Яворского), образованного выходца из Украины.

При этом Экзарху и Освященному Собору была предоставлена компетенция вести только дела «о расколе, противностях Церкви и ересях».

Назначения же на церковные должности и решение иных вопросов церковной жизни отошло к приближённым императора: А. Д. Меньшикову, И. А. Мусин-Пушкину и позже архимандриту Феодосию (Яновскому).

1701
в январе этого года Пётр Первый восстановил монастырский приказ

В январе 1701 год Пётр восстанавливает монастырский приказ, который упразднили ещё в 1667 году. Он ведал управлением всеми церковными вотчинами и распоряжение сборами и нарядами с них.

Теперь приказ выделял на содержание архиереев и монастырей крайне урезанное жалование. Иные доходы от сборов с церковных имений предполагалось использовать на государственные нужды, например, на создание школ и богаделен.

«Приказ в древней Москве», А.С. Янов. 1880-е годы. В 1701 году Пётр Первый восстановил упразднённый в 1667 году монастырский приказ для того, чтобы государство могло управлять церковным имуществом

Деятельность Монастырского приказа привели к тому, что духовная сфера государства пришла в упадок. При этом у императора усилились заимствованные у протестантов взгляды на отношения государства и Церкви.

Например, в 1712 году в Виттенберге, увидев памятник М. Лютеру, Петр высказал ему похвалу. Таким образом у императора к 1718 году сложился план церковной реформы. Её цель — выбить из Церкви «папежский дух». Теоретиком её стал епископ Феофан (Прокопович).

Синодальный период

Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники — обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.

XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

Хронологический список патриархов Русской Православной Церкви

Ленин — псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. … В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) — известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич «Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович …фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I &#8226; Толстой Лев Николаевич &#8226; Екатерина II &#8226; Романовы &#8226; Достоевский Федор Михайлович &#8226; Ломоносов Михаил Васильевич &#8226; Александр III &#8226; Суворов Александр Васильевич &#8226; Рюриковичи &#8226; Репин Илья Ефимович &#8226; Тургенев Иван Сергеевич &#8226; Лермонтов Михаил Юрьевич &#8226; Некрасов Николай Алексеевич &#8226; Пушкин Александр Сергеевич &#8226; Гоголь Николай Васильевич &#8226; Ленин &#8226; Чайковский Петр Ильич &#8226; Чехов Антон Павлович &#8226; Александр I &#8226; Горький Максим &#8226; Шамиль &#8226; Николай I &#8226; Александр II &#8226; Куинджи Архип Иванович &#8226; Багратионы &#8226; Иван Грозный &#8226; Островский Александр Николаевич &#8226; Тютчев Федор Иванович &#8226; Бунин Иван Алексеевич &#8226; Менделеев Дмитрий Иванович &#8226; Долгоруковы &#8226; Орловы &#8226; Татищев Василий Никитич &#8226; Грибоедов Александр Сергеевич &#8226; Воронцовы &#8226; Екатерина I &#8226; Алябьев Александр Александрович &#8226; Николай II &#8226; Белинский Виссарион Григорьевич &#8226; Потемкин Григорий Александрович &#8226; Растрелли

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector