Житие святого иннокентия московского и в чем помогает икона, день памяти и молитвы
Содержание:
- Почитание
- Труды[править | править код]
- О чём ему молятся
- Православные тексты
- Дранкинский хребет и землянка в тундре
- Святые Софроник и Иннокентий Иркутские
- Святитель Иннокентий
- Почитание в православии
- Использованные материалы
- Святитель Иннокентий, митрополит Московский
- Путевые хлопоты
- Молитвы
- Детские и юношеские годы
Почитание
Выдающийся вклад Иннокентия Московского в распространение и укрепление православия отмечен постановлением Поместного Собора о канонизации. Через 100 лет после смерти он был причислен к сонму Божьих угодников в чине апостола РПЦ и Православной Церкви Америки. С 1994 года святителя Иннокентия чтят в православных храмах за пределами России.
Дни памяти: 13 и 6 апреля и октября. Поминают также святителя летом (июнь, 23; июль, 19) и осенью (октябрь, 18 число). В эти дни РПЦ молится о Сибирских, Радонежских, Московских святых. В 12 церквях центральная часть алтаря посвящена митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию. Храмовые праздники отмечают в приходах Москвы, Хабаровска, Южно-Сахалинске. В честь святителя в Якутске построена часовня.
Первый епископ Восточной Сибири и русских островов в Америке прославил свое имя делами. Память о святителе хранится в наименованиях улиц, горных вершин: вулкан Вениаминов (Аляска), бульвар «Святитель Иннокентий» (Южно-Сахалинск).
На иконах митрополита Иннокентия изображают до пояса, в ¾ или полный рост. Седобородый старец в одежде архиепископа держит в левой руке свиток или Священное Писание, а правой благословляет верующих. Другой вариант святого образа Иннокентия: в левой руке зажат апостольский посох или крест.
Труды[править | править код]
На русском языке:
- Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Состоит из трёх частей:
- Русская Церковь и дружба между народами (Ж. М. П., 1959, № 11, стр. 50).
- Журналы священника Иоанна Вениаминова. Составитель О. Д. Якимов. Якутск. 2005.
На алеутском языке:
На тлингитском языке:
Собрание сочинений:
- Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 1-2: Т. 1. Апостол Америки (1824—1840), Т. 2. Записки об островах Уналашкинского отдела (1840). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2012. — 848 с.
- Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 3. Жребий апостольский. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2012. — 632 с.
- Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 4. Апостол Дальнего Востока и Севера (1852—1860). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. — 656 с.
- Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 5. Административные документы и письма (1861—1868). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. — 544 с.
- Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 6. Московский митрополит (1868—1879). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2014. — 512 с.
- Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 7. Архив Аляскинской епархии (1824—1865). Путевые журналы (1823—1867). История репрессий и реабилитации членов семьи Вениаминовых (1930—1989). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2015. — 848 с.
О чём ему молятся
Образ святого настолько многогранен, а его сила настолько велика, что пришедшие к нему возводят молитвы с просьбами о помощи во многих житейских делах, особенно:
- о сохранении и непорочности православной веры;
- о защите отечества от врагов;
- о премудрости правителей и простых людей;
- о поддержке в искренних и честных подвигах на благо справедливости;
- об утверждении в послушании;
- о покровительстве в делах праведных и благородных;
- об утешении в скорбях;
- об избавлении от всяческих хворей, как физических, так и душевных;
- о дарении смирения, терпения и любви к ближнему.
Все молитвы к преподобному насыщены непоколебимой верой и покаянием, что несёт вечную благодатную жизнь во имя Господа.
Молитва Иннокентию Московскому:
Церковь Иннокентия, митрополита Московского находится по адресу: Россия, город Москва, Дмитровское шоссе, 66.
Лучшая статья для Вас, переходите: Смоленская икона Божией Матери в чем помогает и как молиться
Святитель Иннокентий — это символ русского православия, ибо все его дела были во имя Господа и для людей. И до сегодняшнего дня его известные труды являются первым и единственным источником познания веры для народов самых дальних уголков Земли.
Храни Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом митрополите:
Православные тексты
Почитание святителя Иннокентия надлежит совершать, главным образом, в дни торжественных дат, поминая его труд. Архиепископ должен стать примером бескорыстного и самоотверженного служения Богу для каждого православного христианина. Вдохновляясь его деяниями, и простые люди могут найти путь истины.
Тропарь
От ю́ных ле́т прилежа́ уче́нию благоче́стия и стра́ху Бо́жию,/ во благода́ти Христо́вой преуспева́я,/ стяжа́л еси́ слове́сная дарова́ния/ и яви́лся еси́ неутоми́мый пропове́дниче спасе́ния,/ ду́ши ве́рных озаря́я спаси́тельными смы́слы/ и приводя́ все́х ко исправле́нию./ Святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// да́ти на́м оставле́ние грехо́в и ве́лию ми́лость.
Ин тропарь
Дне́сь гра́д Херсо́нский ра́дуется,/ весели́тся земля́ Таври́ческая,/ иму́ще моли́твенника святи́теля Христо́ва Инноке́нтия,/ па́стыря до́бра и пра́ведника изря́днаго,/ и́же Бо́жия Ма́тери о́браз Ка́сперовский просла́вил еси́,/ в кра́е новору́сстем ве́ру пра́вую утверди́л еси́./ Те́мже святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак
Ю́га земли́ на́шея цве́те,/ Це́ркве Росси́йския украше́ние,/ Правосла́вия наста́вниче пресла́вный,/ защ’итниче и моли́твенниче Оте́чества усе́рдный,/ но́вый Ру́сский Златоу́сте,/ богому́дре святи́телю Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Дранкинский хребет и землянка в тундре
Вот как протоиерей Прокопий Громов описывал то самое ущелье, в которое спустился святитель:
«Из стены восточного утеса бьет в ущелье водопад <�…>, и из него берет начало река Дранкинская, вливающаяся уже в Восточный Океан, тогда как все реки на западной стороне полуострова впадают в Охотское море. Семь раз доводилось мне переезжать через Дранкинский хребет и с западной, и с восточной стороны, где в первом случае задача в том, как с него спуститься, а во втором — как на него подняться по отвесной почти стене, покрытой снегом. На собаках подниматься немыслимо, а пешком, закладывая ногу в вырубаемую топором идущего впереди камчадала (так называют местных жителей) ступеньку в крепко убитом снеге, рискуешь при малейшей потере равновесия опрокинуться и слететь назад в пропасть. Но во все эти семь раз дивные высоты и глубокая пропасть оставляли в памяти моей одну живописную картину.
Теперь же, в восьмой раз, в этом одном из глубочайших ущелий Камчатки как сейчас вижу епископа Иннокентия в темную зимнюю ночь, сидящего в одеянии из оленьих кож на камне, освещаемого заревом, отражающимся на вершинах гор, окружающих пропасть, среди добродушных детей природы камчадалов, грызущих юколу (сушёно-вяленая рыба. — Ред.), и между не одною сотнею маленьких ездовых животных, свернувшихся в клубки и крепко уснувших от утомления. <�…> Закусив, камчадалы подремали, собаки отдохнули и тоже съели по юколе, и за полночь потянулись мы из ущелья, которое сжимает едущих на несколько верст».
Вскоре путешественники расстались. Святитель двинулся по берегу Берингова пролива на север, а Громов — в Петропавловский порт, на юг: «На одном переезде застигла пурга, которая, можно сказать, смешивает небо с землею, не дозволяя видеть впереди себя предмет на пол-аршина. К счастью, мы наехали на одну землянку, каковые на подобные случаи на обширных тундрах по местам приготовлены для бедствующих. Вползши в это подземелье и осветив его, на доске, поддерживающей потолок, прочитал я следующую вырезанную ножом надпись: “Здесь сутки спасался епископ Иннокентий со своею свитой от пурги”».
Нажмите чтобы перевернуть
Святые Софроник и Иннокентий Иркутские
Святой отец Иннокентий родился на Гетманщине, в семье знатного рода Кульчицких, в 1680 или 1682 году. Мальчика назвали Иваном. Его отец, по преданию, был священником, и сын последовал по стопам отца. Будучи от природы талантливым и старательным, он с успехом обучался в Киевской коллегии, а в 1708 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий.
Способного молодого иеромонаха вскоре вызвали в Москву, для преподавания словесности в Славяно-греко-латинскую академию. Карьера его развивалась достаточно быстро, и скоро он стал префектом академии. Поскольку Иннокентий отличался превосходными способностями, его отправили в составе экспедиции в Китай в 1720 году, предварительно посвятив в архиереи.
Вернувшись из зарубежной поездки, он был рукоположен в епископский сан. Одним из талантов святителя было иконописное дарование. Так, он писал образа для Троице-Селегинского монастыря в Бурятии, где он также открыл духовную школу. В 1727 году Иннокентия назначили епископом Иркутским. Он стал первым главой местной епархии.
Святитель с большой мудростью и усердием управлял вверенной ему паствой в течение четырех лет. Местные жители любили епископа, он многое делал для своих подопечных. Кроме того, святитель участвовал и в делах государственных. Так, он помогал камчатской экспедиции Беринга, исследовавшего Восточно-Азиатские окраины империи. Святой представился в 1731 году и был похоронен в Тихвинской деревянной церкви Вознесенского монастыря, где провел последние годы.
Народ почитал память святителя, на его могилу приходили, чтобы помолиться и попросить о заступничестве. С посещения места погребения святого Иннокентия начал свое служение в местной епархии и новый епископ – Софроний, назначенный сюда спустя двадцать лет после смерти Иннокентия.
Несмотря на то, что деятельность этих служителей разделял солидный промежуток времени, у них было много общего. Епископ Софроний также происходил из Малороссийской области, в которую входила и Черниговская губерния. Он также происходил из семьи местного церковнослужителя. При рождении в 1703 году будущий святитель получил имя Стефан. Обучался в Переяславской духовной семинарии. Принял монашеский постриг и очень быстро стал настоятелем Красногорского монастыря.
Святитель проявил себя как талантливый управленец и настоятель. Спустя тринадцать лет его вызвали для служения казначеем в Александро-Невскую лавру. В 1753 году Софрония назначили епископом Иркутским. Царствующая императрица Елизавета возлагала большие надежды на талантливого служителя церкви.
По настоянию нового епископа был основан Иркутский кафедральный собор Богоявления. Софроний стремился развивать образование. Он создал духовное училище. Святитель успешно занимался проповедью среди языческих сибирских народов, основывая миссионерские центры. Праведные труды не уменьшали молитвенного усердия святого отца. Он проводил много времени в молитвах и духовном подвиге. Когда его силы иссякли, он попросил назначить нового главу епархии, а сам удалился на покой в монастырь.
Софроний представился в 1771 году. Его тело проявило признаки нетленности. Поэтому местные жители сразу признали его святым. На месте упокоения его совершались чудеса. Но к лику русских святителей он причислен только в начале XX века. К тому моменту его предшественник Иннокентий уже долгое время почитался святым.
Святитель Иннокентий
Святитель Иннокентий (Вениаминов)
Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина (+ 8 июля 1814 г.). 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. — во священника.
С 1823 г. началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.
Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений «Указание пути в Царство Небесное» (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты.
29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.
Промыслом Божиим 5 января 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (еще в 1839 г. он предложил проект улучшения организации миссионерского служения). Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 г. учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский, память 3/16 февраля), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Весьма плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии.
Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. 6 октября 1977 г. Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых. Память его установлено совершать дважды в год: 31 марта/13 апреля — в день его блаженной кончины, и 23 сентября/6 октября — в день прославления.
Почитание в православии
Поскольку многочисленные чудотворения на месте захоронения святого Иннокентия были зафиксированы достаточно давно, верующие почитали его задолго до канонизации. Официально он был прославлен 1804 году. В наши дни память святителя отмечают несколько раз в году: 9 февраля, 10 июня, 10 октября, 26 ноября. Несмотря на то, что в советские годы мощи святителя были вывезены из места захоронения, они были вновь чудесно обретены в 1990 году.
Прославление епископа Софрония произошло накануне разрушительной Октябрьской революции, в 1918 году. Нетленные мощи святителя пострадали во время пожара в 1917. Но благодарные прихожане сохранили фрагменты останков епископа.
Использованные материалы
- Калинина, И. В., под науч. ред. Плужникова, В. И., Православные храмы Иркутской епархии XVII — начало XX века, Москва, «Галарт,» 2000.
-
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский // Страница календаря портала Православие.Ru
-
Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский // Страница календаря портала Православие.Ru
- Прот. Борис Пивоваров, Павлова О. А., «Иннокетий (Кульчицкий Иоанн)» // Православная Энциклопедия, т. 22, с. 716-725:
(материал использован частично)
В одном и том же тексте, приведенном на странице календаря Православие.Ru и в книге «Жития сибирских святых: Сибирский патерик» / Под общ. ред. преосв. Сергия, епископа Новосибирск. и Бердск., Новосибирск, 1999 г., с. 88, назван епископом Бельским
Санников А. П., Первые архиереи Иркутской епархии // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение», 2013. № 2 (11), ч. 1. с. 315,
Головин С. А., Российская духовная миссия в Китае : исторический очерк / С. А. Головин ; БГПУ. — Благовещенск, 2013, с. 39,
Иркутские Епархиальные Ведомости. 1863. Прибавление , №19, с. 267,
Дата согласно статье «Открытие Иркутской епархии» // Иркутские епархиальные ведомости, 1863, Прибавление, № 22, с. 325-331, . В литературе приводятся и другие даты: 18 января ст. ст., см., Православная Энциклопедия, т. 22, с. 716-725, и 16 января ст. ст., см. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода / . т. 1. — Санкт-Петербург, 1868-1914, стб. 94-95,
Назначение в Пекин архимандрита Антония Платковского начальником Миссии // Иркутские Епархиальные Ведомости. 1863. Прибавление, №21, с. 297-301,
Жалсараев А.Д., Становление и развитие церковно-административной системы Русской Православной Церкви в Забайкалье (середина ХVII — начало ХХ вв.) : дис. . канд. ист. наук, Бурят. гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2006, с. 76,
так как в день преставления, 27 ноября, совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение»
Святитель Иннокентий, митрополит Московский
Святой Иннокентий родился в Сибири, в диком и суровом краю на востоке России. Отец его был бедным деревенским причетником, но Иннокентий серьезно учился и по окончании семинарии был поставлен в диакона, а потом – в священника.
Три года он служил на приходе, пока Бог не призвал его на апостольское служение. Иннокентий с женой и детьми поехал на Алеутские острова проповедовать веру Христову. Подвергаясь смертельным опасностям и претерпевая нужду и лишения, он переплывал с острова на остров и обратил ко Христу и крестил тысячи алеутов. Иннокентий перевел для них Евангелие и богослужебные книги. Так он прожил 16 лет.
Когда умерла жена Иннокентия, он принял монашество и был посвящен в епископа Камчатского и Алеутского. Снова он отправился на Дальний Восток просвещать светом веры якутов, коряков и чукчей, тунгусов, ламут, юкагир и многих других. Им самим и под его руководством были сделаны переводы Евангелия на якутский и тунгусский языки, а позднее богослужебных книг.
28 лет он трудился в Сибири, благовествуя Христа, а по смерти святителя Филарета (Дроздова) сделался митрополитом Московским. Вся Москва полюбила его, полюбили священники и миряне, ибо он был для них истинным духовным отцом и милостивым владыкой.
Через 11 лет он скончался, и Церковь причислила Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, к лику святых.
Возможно ли человеку быть святым
Путевые хлопоты
В 1838 году отец Иоанн Вениаминов отправился в Петербург, чтобы хлопотать о расширении миссионерского дела. Вернулся он оттуда через три года уже епископом Камчатским, Курильским и Алеутским и с новым, данным ему при постриге в монашество именем — Иннокентий.
Святитель принял в ведение самую большую и самую малонаселенную в мире епархию. И путешествовал по ней на самых приспособленных к суровым условиям средствах передвижения — собачьих упряжках.
Кликни на картинку, чтобы увеличить
С ноября 1842-го по апрель 1843 года епископ Иннокентий проехал больше 5000 километров — частью морем, частью на собаках. Владыке часто приходилось ночевать в сугробах в сорокаградусные морозы — ледяной ветер не давал поставить даже палатку. Вьюга продолжалась иногда несколько дней. Для спасения в таких случаях на каждых пятидесяти километрах стояли юрты. В них путешественники могли найти убежище и переночевать. Юрта представляла собой непрочный бревенчатый сруб с очагом (чувалом).
Но часто путешественники не успевали добраться до пристанища к ночи. Тогда они прорывали снег до земли, делали что-то вроде логовища, при входе раскладывали огонь и так, в снежной яме, и ночевали. При этом вся одежда сначала отсыревала, потом замерзала, и её нужно было менять.
Кликни на картинку, чтобы увеличить
В пути случались и другие неприятности: то сани сломаются, то след потеряется, то выйдет навстречу путникам голодный медведь или волчья стая… Но все это владыка Иннокентий принимал с благодушием: «Слава и благодарение Господу, дивно хранящему меня во всех путях моих! — писал он. — Платье давно уже высохло и носится, бок поболел около двух месяцев и перестал, а из полыньи давно уже меня вытащили».
Молитвы
Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского |
Ин тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского |
Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского |
Молитва святителю Иннокентию |
Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского |
Ин тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского |
Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского |
Тропарь святителей Московских |
Кондак святителей Московских |
Величание |
Детские и юношеские годы
Иван Попов (святитель Иннокентий) родился в 1797 г. в селе Ангинском Иркутской губернии. Его отец, служивший пономарем в церкви, умер, когда Ивану было 6 лет, и мать осталась одна с четырьмя детьми.
Уже с детских лет Господь готовил Своего избранника для особого служения Христовой Церкви. Нужда и лишения, непрестанный труд приучали мальчика к мужеству и стойкости, самообладанию, воздержанию, помогали обретать покорность воле Божией в различных жизненных обстоятельствах. Это пример для всех нас. Ведь многие современные люди, попадая в трудные ситуации, ожесточаются на жизнь и на Бога, забывая о том, что Господь все делает к лучшему для человека, и то, что казалось несправедливым и обидным, скорбным и трудным, со временем оборачивается благом.
До 9 лет Иван жил и воспитывался у своего дяди — брата отца, который был хорошим часовым мастером и механиком-самоучкой. Мальчик оказался способным, быстро научился читать по Псалтири и Часослову. Когда Ивану шел только восьмой год, ему доверили чтение апостола на столь великий праздник, как Рождество Христово. К удивлению окружающих, слова апостольской проповеди ясно и разборчиво звучали из уст отрока. Никто не мог и помыслить, что видит будущего просветителя Сибири и Америки, который донесет апостольское слово до самых отдаленных северных народов.
Радуясь успехам сына, мать ходатайствовала, чтобы его приняли пономарем на место отца. Но Господь определил иное: благодаря дяде мальчик поступил в Иркутскую духовную семинарию, где провел более одиннадцати лет на казенном содержании.
Протоиерей Прокопий Громов, бывший соученик и помощник святителя в миссионерских трудах, писал: «Иван Попов-Ангинский необщителен, с комнатными товарищами не только не разделял их легкомысленного поведения, а иногда и циничных речей, да и мало вступал с ними в разговор. За свою отчужденность подвергался насмешкам и даже оскорблениям» . Однако вскоре выдающиеся дарования Ивана, его поразительные работоспособность и трудолюбие начали вызывать симпатию среди окружающих. «Кроме превосходных интеллектуальных способностей у Попова обнаружились и другие таланты: предприимчивость, соединенная с непреклонной решимостью воли, необыкновенная практическая сметливость, изобретательность, неиссякаемая энергия. В то время он уже был искусным механиком: сам мастерил часы, музыкальные инструменты» .
В то время семинарии ученикам принято было давать новые фамилии, которые соответствовали бы их характеру и душевному складу. Примечательно, что Иван Попов получил фамилию Вениаминов за сходство с недавно умершим Иркутским епископом Вениамином. Ум, величавая осанка и спокойствие в обращении — вот черты, которыми семинарист Попов напоминал Иркутского епископа.
Итак, благодаря исключительным способностям будущий святитель Иннокентий еще во время семинарской учебы был в числе первых. После семинарии его хотели направить в Духовную академию для получения высшего богословского образования, но за год до окончания курса произошло одно событие, определившее его дальнейшую судьбу: Иван Вениаминов вступил в брак и был рукоположен в диакона Иркутской Благовещенской церкви. «Видя в стечении обстоятельств перст Божий, святитель впоследствии писал: „Сам ректор наш имел меня в виду на этот случай, как он это высказывал мне после. А почему он не остановил моей женитьбы, то причиною этого был весьма редкий и необыкновенный случай, а именно: река Ангара, отделявшая семинарию от монастыря (где жил наш ректор и откуда он во все учебные дни приезжал в семинарию на целый день) в тот год (1817), при вскрытии своем, на многие дни прекратила всякое сообщение монастыря с городом… А в это время мне пришла мысль жениться, и я успел подать просьбу, без позволения отца ректора получил вид на женитьбу и даже начал сватовство. Не будь этого случая — тогда, конечно, ректор не позволил бы подавать мне просьбы о женитьбе. И тогда мне пришлось бы ехать в академию, а не в Америку”» .
После четырех лет диаконства в Благовещенской церкви Иркутска Иоанн Вениаминов был рукоположен в сан священника той же церкви, где прослужил два года.