Святые мученики флор и лавр

Житие святых мучеников Флора и Лавра

Флор и Лавр (которые были родными братьями), в юношеском возрасте приняли христианство и проповедовали Благую Весть своим соотечественникам. Жили они во 2-м веке в Византии, оттуда со временем пришли в Иллирию, которая располагалась на территории современной Боснии и Герцеговины.

Кем были родители святых мучеников, в жизнеописании не указано, известно только, что братья зарабатывали себе на пропитание обработкой камня и заслужили славу искусных мастеров в своем деле.

Их учителями, от которых они переняли мастерство в обработке камне, были благочестивые Максим и Прокл. Они также рассказали братьям о Христе, и объясняли им Священное Писание. Правитель той области, где жили и трудились Флор и Лавр, отправил их в соседнюю область, где проходило строительство храма Гераклу. Оба брата беспрекословно повиновались приказу и усердно трудились, применяя все свои навыки и мастерство.

Несмотря на то, что святые трудились на строительстве языческого храма, они не скрывали, что исповедуют христианство, и при любом удобном случае свидетельствовали язычникам о Спасителе. Днем они все силы отдавали работе, а по ночам горячо молились Господу. В один из дней на место стройки храма Гераклу пришел сын верховного оракула, который хотел понаблюдать за работой Флора и Лавра. Однако юноша слишком близко подошел к месту обработки камня, и один отлетевший кусочек попал ему в глаз, причинив сильную боль. Сын оракула сильно закричал, услышав это, на место стройки сразу же прибежал его отец, он был разгневан и даже хотел побить братьев за нерадивость.

Святые мученики успокоили оракула и пообещали ему, что исцелят сына. Братья забрали юношу в свой дом и начали усердно молиться Господу, призывая молодого человека также уверовать во Христа. Окончив молитву, Флор и Лавр осенили сына жреца крестным знамением, и его глаз в ту же минуту исцелился. Увидев такое чудо, не только юноша принял христианство, но и его отец, языческий оракул, также уверовал в Господа.

Там они совершили первую молитву и начали проводить богослужение, и в этот же момент храм озарился небесным светом. Когда присутствующие увидели такое знамение, они отправились в соседнее помещение, куда снесли всех идолов, и начали бить и ломать их.

Когда правитель области узнал о произошедшем, он отдал приказ поймать всех, кто помогал братьям в разрушении храма, и сжечь на костре. Среди погибших оказались также и оракул с сыном, который исцелился по молитве Флора и Лавра. Самих же братьев правитель отправил под стражей в Иллирию, предварительно жестоко избив.

Правитель Иллирии, Ликаон, убедившись, что Флор и Лавр исповедуют христианство и убедить их отречься от своей веры не удастся, отдал приказ бросить их в глубокий колодец и закопать. Таким образом братья приняли мученическую смерть за Христа и до конца сохранили веру в Господа. По прошествии многих лет мощи братьев были обретены нетленными и перенесены в Константинополь.

31 августа сделайте оберег — в этот день они особенно мощные

На Лошадиный день изготавливали из подков амулеты семейного счастья. Брали подкову, клали ее в воду, в которой предварительно растворяли пару столовых ложек соли, и оставляли на пару часов.

Затем промывали проточной водой, вытирали и клали на солнце. Подкова должна была напитаться солнечной энергией. Ее вешали над входной дверью рожками кверху. Соленую воду несли за ворота дома и выливали. Если в доме происходили ссоры или какие-то неприятности, подкову снимали и опять обмывали рапой, после вешали на прежнее место.

Если вы хотите привлечь в свой дом что-то конкретное, то следует украсить оберег подходящими для этого символами:

  • горох и фасоль привлекают в дом финансы и заставляют их здесь задержаться;
  • красный острый перец символизирует любовь и мужское начало;
  • тыквенные семена олицетворяют женское начало;
  • кукуруза – детский символ, который выбирают семьи, мечтающие о детях;
  • ягоды привлекут хороший урожай;
  • орехи признаны символом ума;
  • разнотравье привлечет в семью здоровье;
  • семена подсолнуха защитят семейное счастье;
  • монеты привлекут деньги в дом;
  • рябина – символ женской молодости и красоты.

На Фрола и Лавра соблюдали примету, позволяющую избавиться от неприятностей и получить везение во всех делах. Издавна существовал следующий обычай: в храме покупали три свечи и ставили их на стол в виде треугольника. В центре располагали подкову и семь раз читали над ней «Отче наш».

Пока догорало пламя, произносили:

Оставшимися огарками натирали подкову, которую отправляли под кровать.

Правила чтения

Молитвы – это дар, полученный людьми от Бога. Через них люди имеют возможность донести свои просьбы к святым, ощутить сопричастность с Высшими силами, получить реальную помощь.

  • Обращаться к святым желательно в церкви. Обстановка храма, множество икон, молитвенные песнопения дают умиротворение, ощущение покоя. Если такой возможности нет, то можно молиться дома перед иконой Флора и Лавра при зажженной церковной свече.
  • При чтении молитвы не должно быть и тени сомнения, что помощь может не прийти. Сомнения убивают веру. А без веры нет спасения.
  • Молиться лучше вслух, но и мысленная молитва обладает не меньшей силой. Главное – произносить ее как можно искреннее, наполнить чувствами и пониманием.
  • Проговаривать слова молитвы нужно четко, помня, что в каждом из них заключены зерна истины и силы.
  • Нельзя молиться поспешно. Только усмирив суету, успокоив мысли, можно пропустить молитву через свое сердце и ощутить радость общения с Небесными помощниками.

Молитвы, обращенные к святым, драгоценны для верующих, так как наполняют жизнь Божественным светом, вселяют надежду и успокоение.

История Сергиев Посад

В середине 14 века преподобный Сергий Радонежский основал монастырь. Но все началось с малого. Двое родных братьев Варфоломей и Стефан поселились в заросшем лесу Радонежского бора. Образовались маленькие комнатушки, и крохотная церковь Святой Троицы.

Братья таким образом, добивались строгой дисциплине и спокойной службе Богу. По истечению времени, Стефан не выдержав сей строгости, не смог, и уехал он, оставив брата одного.

Сергиев Посад

Так и жил Варфоломей один еще какое-то время, приняв постриг под именем Сергия. Вскоре к нему начали приходить монахи и благополучно обустраивались на новом месте, оставались там жить. Так и обустраивалось уже небольшое государство. Правда, совсем небольшое и совсем бедное. Он издал указ преподобный Сергий, не просить милостыню, не принимать чью-либо помощь, а самим добывать кусок хлеба, самим строить свою жизнь. Так это маленькое государство стало центром ремесленных дел, начало развиваться и процветать. Рядышком селились и крестьяне, так государство расширялось все быстрей, становилось все больше. Монастырю стали благоволить русские князья, приезжавшие сюда на крещение, а также просто молиться. С маленького поселения нескольких монахов, приезжих крестьян потихоньку становился поселок, потом село, затем и городок. Людей приезжало все больше и больше как тех, которые собирались остановиться в городке, так и просто гостей или же туристов, ведь городок славился своими делами, в частности, игрушечными и самым главным – монастырем.

В 1380 году, перед битвой на Куликовском поле, сам князь Дмитрий Донской наведался в монастырь, дабы получить благословение перед боем. Спустя время, на этом месте крестили первого царя, Ивана Грозного, но в конце 17 века во времена Стрелецкого восстания, в монастыре пряталась, выжидая спокойствия царевна Софья Алексеевна с братьями Иваном и Петром. И для Петра монастырь послужил укрытием, когда была у него борьба за место на царском троне.

К сожалению, есть и “черная страница” истории этого города. В начале 15 века, когда снова татары набежали на землю Русскую, монастырь горел алым пламенем. Обратили в пепел войска хана Едигея.

Спустя довольно долгое время, монастырь стали вновь возводить, в нем появился каменный собор, в который перенесли усыпальницу преподобного Сергия, на тот момент он уже покоился в ней. Строение стало большим белым зданием, можно сказать совсем новым, не таким, как прежде. Назван был монастырь – Троицкий собор. Спустя еще долгое время, не менее трехсот лет, к середине 18 века ему присвоили статус. Так и стал монастырь Троице-Сергиевой Лаврой, но, конечно, еще позже. А пока еще монастырь оставался Троицким собором, снова все начиналось с малого, но так, как Великие русские князья благоволили собор, все стало на свои места быстрее, чем предполагалось.

Троицкий собор

Вся история Сергиева Посада связана с монастырем. Именно с него все начиналось и поэтому связь эту никак не разделить.

К концу 18 века Екатериной II был издан манифест, согласно которому была названа область, в ней располагались поселки, в честь Лавры – Сергиев Посад.

А в 1919 году Сергиев Посад был перестроен во многообещающий город Сергиев. В марте 1930 года, по приказанию ЦИК СССР, город был переименован в Загорск, честью имени городка послужил революционер В.М.Загорского.

Сергиев Посад

И наконец 23 сентября 1991 года городу вернулось изначальное наименование.

И на сегодняшний день город стоит под этим именем.

Икос 5

Видя чудо велие, в сыне явленное, и отец его Мемертин ему споследова, идольскую прелесть отверг, Бога Истинна, яко же и сын, позна и по исповедании добрем двоице преславных мученик спострада, юже и мы ныне воспеваем, зовуще: Радуйтеся, чудотворцы предивнии; радуйтеся, врачеве духовнии. Радуйтеся, идольскую прелесть чудесы ниспровергшии; радуйтеся, неразумных души светом веры озарившии. Радуйтеся, идольскаго жреца от идолобесия отвратившии и Христу сочетавшии; радуйтеся, и сына его из вражеских сетей извлекшии. Радуйтеся, демонов огорчение; радуйтеся, Ангелов радование. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Костромская область

Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Воскресения Христова, церковь (с приделом Флора и Лавра)Вознесения Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Смоленской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Воздвижения Креста Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Вознесения Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Грузинской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Рождества Христова, церковь (с приделом Флора и Лавра)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра на Фроловском погосте, церковьВоскресения Христова, церковь (с приделом Флора и Лавра)Воскресения Христова, церковь (с приделом Флора и Лавра)Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Вознесения Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, на погосте Старое Дворище, церковь (с приделом Флора и Лавра)Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, что на Дору, церковь (с приделом Флора и Лавра)Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Софии, Премудрости Божией, церковь (с приделом Флора и Лавра)Богоявления Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)

По завету архангела Михаила

На русской земле великомученики Фрол и Лавр неслучайно почитались как покровители домашнего скота и лошадей в частности. Существует предание, что сам архангел Михаил обучил святых братьев искусству обращения с конями и завещал им заботиться об этой рабочей скотине. Подтверждением тому стало следующее чудо. Когда мощи Фрола и Лавра были перенесены в Константинополь, в городе сразу же прекратился падёж скота, что отмечено в нескольких церковных источниках. Сюжет вручения коней святым братьям архангелом Михаилом частенько писали на иконах. Эти образа, которые называются «Чудо Фрола и Лавра», и сегодня можно увидеть в некоторых православных храмах. А вот о том, как день памяти святых братьев стал праздником лошадей, повествует такая легенда. Как-то раз в конце лета один мужичок пахал поле на чахлой кобылке. Однако измученная долгой работой животина передвигалась с трудом, и пахарь от души «подбадривал» её ударами кнута. И вот когда он размахнулся в очередной раз, перед мужиком как из-под земли появились двое странников с посохами в руках. Один из них был постарше с густой растительностью на лице, а другой — безбородый юноша. Странники упрекнули мужика за то, что тот измывается над несчастным животным, которое работает на него круглый год, а потому они пришли заступиться за страдавшее существо. За каждую свою лошадь хозяин отвечает перед Богом. «Вот ты, — сказал пахарю один из странников, — трудишься шесть дней в неделю и отдыхаешь по воскресеньям. У лошадей же ни выходных, ни праздников нет. Завтра православный люд отмечает нашу память — это день Фрола и Лавра. Пусть же он отныне станет днём всех коней на свете. И те лошади, которые отдыхают в этот праздник и едят досыта, всегда до самой смерти будут сильными и здоровыми». Вернувшись в свою деревню, мужик рассказал о чудесном явлении святых родным и соседям, и со временем 31 августа стало «лошадиным» праздником на всех русских землях.

Знаете ли вы что…

Одним из самых известных храмов, посвящённых святым Фролу и Лавру в нашей стране, считается московская церковь на Зацепе, расположенная неподалёку от Павелецкого вокзала. Она была возведена в XV веке.

Святые мученики Флор и Лавр

празднование – 31 августа (18 августа по старому стилю)

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились

Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление

Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.

По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан — родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

Троице-Сергиева

Троице-Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад

Это, пожалуй, самый известный и большой (около 200 насельников) монастырь страны. Его священноархимандрит – Патриарх Московский и всея Руси.

Краткая история

Прп. Сергий первоначально удалился в леса на уединенное подвижничество. Лишь через несколько лет сюда стали приходить иноки. Обитель известна с 1337 г.

Духовное значение монастыря связано как с личностью прп. Сергия, так и с деятельностью его учеников. Ими основано около 70 монастырей.

8

Июня
1744 года

Обитель официально получила именование Лавры согласно указу императрицы Елизаветы Петровны.

К началу XX в. количество насельников обители достигло 400.

В 1920 г. она закрыта, начались аресты монахов, многие из которых были расстреляны. Новое открытие состоялось в 1946 г. Монастырь стал местом пребывания Патриархов, здесь же долго проводились Поместные Соборы.

Главные святыни

Паломники приезжают, прежде всего, поклониться «игумену всея Руси». Его честные останки пребывают в Троицком соборном храме. Многие также стремятся увидеть:

  • Богородичные образы Черниговская, Тихвинская;
  • икону свт. Николая;
  • мощи свв. Максима Грека, Антония Радонежского, Никона Радонежского, Иннокентия Московского.

Храмы 

Из 10 ныне действующих наиболее известны:

  • Собор Св. Троицы, XV в.; сюда потоком идут паломники к прп. Сергию и Никону;
  • Собор Успения Богородицы, выстроен по инициативе Ивана Грозного (XVI в.), который присутствовал при закладке;
  • храм св. Иоанна Предтечи (XVII  в.) над вратами, здесь обычно проходит исповедь;
  • небольшая церковь Явления Богородицы прп. Сергию (построена в 1734 г.).

Расписание богослужений

В Успенском соборе ежедневно служится две литургии, с 6.30 и 8.30 ч. Вечером служба начинается с 16.45 ч.

Троицкий храм открывается с 5.30 по будним дням, с 5.00 по воскресным – в это время здесь молебен братии прп. Сергию. С 6.30 начинается литургия. Молебные пения, акафисты преподобному служатся каждый день с 8 до 21 ч. каждые 2 часа.

Исцелив сына жреца, Флор и Лавр обернули в христианство триста строителей языческого храма

В житийных писаниях Флор и Лавр были родными братьями, с молодости уверовавшие во Христа. Жили они в Византии во II веке, а потом переехали в Иллирию.

Работали братья камнетесами, этому ремеслу, а заодно и богоугодной вере научили их христиане Максим и Прокл. Правитель Иллирии как-то послал Флора и Лавра на строительство языческого храма, в соседнюю область.

Тяжело трудились братья, заработанные деньги раздавали бедным, а сами молились и соблюдали строгий пост.

Однажды подошел к стройке сын местного жреца Мамертина. Отскочивший осколок камня попал ему в глаз и сильно повредил. Пообещали разгневанному Мамертину святые братья, что исцелят его сына. Забрали они юношу к себе, молились над ним и наставили вере во Христа.

Исповедал юноша Христа Истинным Богом и исцелился его глаз.

Увидев такое чудо, жрец также уверовал в Господа всем сердцем.

Многие строители стали христианами после произошедшего чуда. И когда храм был достроен, собрались они, сокрушили и сожгли языческих идолов. А в восточной части нового храма поставили святой крест.

Узнав об этом, правитель велел сжечь на костре жреца Мамертина с сыном и всех христиан, а было их на стройке триста душ. Флора и Лавра выслал в Иллирию, где они были заживо кинуты в колодец и засыпаны землей.

Спустя много лет, мощи святых братьев были обретены нетленными и перевезены в Константинополь.

В житии упоминается, что сразу после обретения святых мощей мучеников Флора и Лавра, прекратился падеж домашнего скота.

На Руси эти святые считались покровителями лошадей. С Балкан пришло придание, что братья были обучены управлять лошадьми самим Архангелом Михаилом. На иконах святых мучеников было принято изображать с лошадьми.

Кто такие святые Флор и Лавр

В последний день августа Православная церковь отмечает память двух Святых – Флора и Лавра. Братьев, живших во втором веке в провинции Римской республики Иллирике, связывало не только физическое родство, но и духовное. Жили они по заповедям, завещанным Иисусом Христом, а потому отрицали язычество.

Однажды братьев, как известных и искусных каменщиков, каменотесов и зодчих, направили в соседнюю провинцию, чтобы построить там языческий храм. Во время строительства они усердно молились Господу, а деньги, полученные за работу, тратили на то, чтобы накормить бедных и обездоленных. Сами же вели аскетический образ жизни и довольствовались малым.

Через некоторое время вокруг Флора и Лавра сплотились люди, которые получали от братьев не только еду, но и наставления в истинной вере в Единого Бога. На сторону христианства перешли даже местный языческий жрец и его сын. Уверовали они в Христа после того, как братья, именем Бога, исцелили юноше пораненный глаз.

По окончании строительства зодчие, вместо языческих божеств, установили в храме крест. Собрались все верующие и стали совершать молитву. Молились всю ночь и награждены были Божественным светом, сошедшим на церковь. А утром все вместе пошли к языческим статуям и разбили их.

Так Флор и Лавр приняли мученическую смерть за христианскую религию и оставили жизнь земную. Прославляются святые как в Православной, так и в Католической церквях. Их нетленные мощи были впоследствии найдены и перевезены в Константинополь. Существует предание, что после того, как подняли мощи, в той местности прекратился падеж домашних животных. И стали Божьих угодников называть лошадниками. На иконах мучеников часто изображают с лошадьми.

Храм назывался Зацепским, потому что был построен на Московской таможне за цепью

Храм Флора и Лавра на Павелецкой богат не только своим убранством, но как все старинные церкви — историей и событиями. Название «на Зацепе» приросло к нему с тех времен, когда по территории Ямской Коломенской слободы, проходила граница Москвы и таможня.

Николай Телешов

писатель

Писатель Николай Телешов рассказывал:

Поперек улицы была натянута цепь, и после проверки груза на таможне, специальные люди снимали цепь и пропускали телеги через границу.

После 1722 года границы Москвы расширились, таможня съехала, но улицы, площади и проезды носили название Зацепских, а церковь Флора и Лавра — на Зацепе. После Октябрьской революции улицу переименовали в Дубининскую в честь революционера Ивана Дубинина.


Так сегодня выглядит храм Флора и Лавра на Павелецкой, построенный впервые более пяти веков назад

Дни памяти и почитание

18 августа (31 августа по ст. ст.) — день памяти святых мучеников Флора и Лавра. Оба святых почитаются как в Православии, так и в Католичестве.


Житийная икона святых Флора и Лавра

Святые на Руси считаются покровителями лошадей и скота. По преданию, сохранившемуся на Новгородской земле, после обретения мощей Лавра и Флора прекратился падеж скотины. С тех пор братьев и стали чтить, как небесных защитников домашних животных, в особенности — лошадей.

Исследователи допускают, что этот обычай пришел на русские земли с Балканского региона, родины святых. Там сложилось предание о том, что сам архангел Михаил обучил братьев мастерству управления лошадьми.

В дореволюционной России 31 августа считалось традиционно лошадиным праздником. Люди пригоняли своих коней к церкви, украшали их гривы красивыми лентами, наряжали в сбрую с бубенцами. Священник окроплял скот святой водой после молебна святым. Иконы мучеников очень часто можно было встретить в крестьянских избах.

Јкосъ f7

Вэтjйство мjра сегw2 не м0жетъ и3зрещи2 вели1чіе п0двига страстотeрпцєвъ сhхъ, ћкоже и3 премyдрость вёка сегw2 сл0ва кrтнагw вмэсти1ти никaкоже м0жетъ: мh же, смирeнніи, бyйствомъ пр0повэди њ распsтомъ сп7сaеми, флHра и3 лavра, ћкw себЁ самёхъ tвeргшихсz и3 дyши сво‰ хrтA рaди tщети1вшихъ, несумнeннw прославлsемъ, зовyще къ ни1мъ тaкw.

Рaдуйтесz, хrтA пред8 чlвёки и3сповёдавшіи: рaдуйтесz, ћкw и3 сaмъ гDь и3сповёсть вы2 пред8 ѓгGлы б9іи.

Рaдуйтесz, стрaсти гDа ї}сA хrтA не ўстыдёвшіисz: рaдуйтесz, рaди бlговёстіz хrт0ва пострaдавшіи.

Рaдуйтесz, ћкw п0двигъ крёпокъ подадE вaмъ гDь: рaдуйтесz, ћкw и3 рaзумъ съ дадeсz вaмъ t вhшнzгw.

Рaдуйтесz, ћкw и4скры по стeблію на нб7о востeкшіи: рaдуйтесz, во врeмz посэщeніz вaшегw д0брэ возсіsвшіи.

Рaдуйтесz, флHре и3 лavре, раS хrт0ва цвёти прекрaсніи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector