Храм христа спасителя в москве

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Православный храм: алтарная часть

Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.

Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.

Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.

Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.

Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.

История

Величественные здания из белого камня стали создавать в Залесье еще во времена правления Юрия Долгорукого. В течение 1152 года по его приказу возвели Спасский собор в Переславле-Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, которые можно увидеть и в наши дни. К сожалению, многие церкви того периода не дошли до наших дней.

Боголюбский активно продолжал дело своего отца, привлекая для строительства европейских мастеров. Поэтому в храмах, которые возводились в его времена, начала появляться романская символика. В частности, грифон, несущий лань, трактовался в зодчестве Западной Европы как символ Христа и трепетной души христианина. 

Археологические раскопки, которые велись у храма, позволяют сделать выводы о том, как в прошлом могли выглядеть утраченные элементы. Исследователи полагают, что от церкви спускалась лестница к берегу Нерли, где находилась пристань. За столетия река изменила свой ход, сместившись к востоку. Теперь в этом месте лишь небольшой водоем. Однако в древности Нерль была гораздо более полноводной. Белокаменная церковь при этом была издалека видна с кораблей, которые там проходили. 

Историки продолжают вести споры о том, когда именно проводились работы по возведению этого храма.  В сохранившихся летописных источниках точных сведений об этом событии содержится очень мало. Иногда записи даже противоречат друг другу. В Кратком Владимирском летописце можно встретить упоминание о двух каменных церквях, выстроенных по приказу Боголюбского возле его резиденции. 

Век и год создания

Можно сказать с уверенностью только то, что построен храм в XII веке. Считается, что он мог появиться в период, ограниченный 1158 и 1166 годами. Предположения о более конкретных датах тесно связаны с причинами, по которым было принято решение о начале строительных работ. В частности, в «Житии князя Андрея Боголюбского» 1702 года есть упоминания о том, что храм смогли возвести в течение одного сезона. Церковь выстроили в память о сыне Боголюбского Изяславе Андреевиче, умершем совсем молодым. 

Сын князя скончался во Владимире, возвратившись из похода, от тяжелых ранений, в сентябре или октябре 1165 года. По одной из версий, именно после этого скорбного события Боголюбский повелел возвести церковь на берегу Нерли. 

Однако судя по данным Владимирского летописца, создававшегося в XVI веке, уже в 1158 году на Руси имелся храм Покрова Пресвятой Богородицы. Первая церковь с таким посвящением на протяжении почти двух столетий оставалась единственной. По крайней мере, никаких доказательств иного историкам пока обнаружить не удалось. 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Говоря об истории создания этой церкви, нельзя не коснуться истории самого празднования Покрова, который не входившим в греческие богослужебные уставы. Упоминания о нем встречались исключительно в отечественных месяцесловах. Сведений в источниках Византии о нем нет, либо их отыскать ученым пока не удалось. Празднования в других странах распространились уже с Руси. 

Покров Пресвятой Богородицы

Праздник был установлен именно князем Андреем после произошедшего с ним летом 1164 года чудесного явления. Дружина Боголюбского отправилась тогда в поход волжских булгар. Перенимая византийские традиции, русские воители брали с собой образа, защищавшие и помогавшие им. По легенде, в решающий момент от иконы Спаса Владимирской Богоматери начали исходить лучи пламени. Противник был разбит, а позже возник замысел о создании храма на берегу Нерли, рассказывает летописец. 

Проложное сказание и текст службы на Покров можно встретить в списках, датированных периодом XIII—XIV веков. Как писал выдающийся археолог советского времени Николай Воронин, Боголюбский вместе с епископом установили этот праздник и посвятили ему Покровскую церковь на Нерли, не получив предварительно санкцию киевского митрополита.

Правитель сильнейшего в те времена Владимиро-Суздальского княжества воплотил идею об особом покровительстве Богоматери его земель и людей, которые их населяли. В результате в устав этот праздник был включен в ХІІ веке. 

Устройство православного храма

Церковь может иметь несколько приделов, то есть дополнительных алтарей. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на множество людей или на совершение нескольких богослужений в день. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусское народное название куполов — «маковица» (купол по форме напоминал головку мака). Часто церковные купола называют главами («головами»), а барабаны сравнивают с шее. Символика купола наполнена догматическим смыслом. Это образ небесного свода, а также связи небесного и земного. Наличие одного купола указывает на то, что у Церкви только одна Глава — Иисус Христос.

Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.

На каждом куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.

Значение слова Храм по словарю Символизма:

Храм — Imago Mundi, микрокосм, духовный центр мира, земной партнер небесного архетипа, место пребывания божества на земле, укрывающая сила Великой Матери, место встречи трех миров (ибо имеется контакт с небом, землей, подземным миром и водами), равновесие. Храм символически считается самым высоким местом округи. Иногда храмы являются олицетворением строения космоса, иногда — религиозных отношений между богами и людьми. Как космическая структура храм состоит из горизонтально расположенных накладывающихся одна на другую ступеней или рядов, каждый из которых является частью общего экзистенциального плана с его бесконечным разнообразием и выделением стадий бытия. Это осевая и вертикальная связь между Небом и Землей, землей и подземным миром, его ступени символизируют восхождение к Небу и духовное восхождение верующего. Он является также образом Священной Горы. Центральная колонна храма — это одновременно и axis mundi, и Космическое Древо. Скальный или пещерный храм символизирует возвращение к центру, природе, к изначальной сути человека, к живой скале и утробе перерождения. Треугольный храм, опирающийся на четыре колонны, символизирует тройственную форму божества, правящего четырьмя стихиями как посланцами созидания и продолжения рода. Круглый храм отражает совершенство круга, то есть божественное совершенство. Индуистские храмы строятся в соответствии с планом мироздания и являются образами макрокосма. Они построены в форме мандалы, Квадрат — основополагающая форма индуистской архитектуры. Он символизирует порядок, стабильность и завершенность. В нем три алтаря: в восточном пределе квадратный алтарь огня символизирует мир небесный. в западном пределе алтарь имеет форму круга и символизирует материальный мир. в южном пределе находится алтарь воздушных стихий и огня. Центральный очаг выложен в форме креста. Центр высшего алтаря является омфалом, внутренним святилищем. Центральная колонна, символизирующая мировую ось и мировое древо, растет из семени святилища, утробы. Вся площадь храма разбита на 64 квадрата. Это мандала, космический план. Небо и земля встречаются у ворот, у четырех углов, соответствующих четырем странам света. Корона на вершине центральной колонны символизирует божественную славу, а отверстие над ней образует выход от земли к Небу и вход в небесный уровень. Темнота внутри храма символизирует потребность человека в свете извне и то, что храм освещается божеством. Иерусалимский храм был imago munch и космическим центром, местом встречи Бога с Израилем. Он символизировал начало космического времени и был местом обитания или домом Бога на земле, отражением Небесной Скинии. По Иосифу, три части святилища символизировали три области космоса, двор, низины, море, Святилище, землю, Святая Святых, Небо. Шумерский храм, или зиккурат строился в форме семи ступеней, позволяющим восходить и нисходить. они образовывали вертикальную смычку между Небом и Землей, между землей и подземным миром и водой. он также образовывал горизонтальную смычку между различными землями.

Каково положение уникального храма в наши дни

В 1992 году Покровскую церковь и еще ряд других древних храмов и памятников зодчества Владимирщины внесли в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Масштаб значения этих православных святынь, их роль в истории и культуре человечества получили официальное подтверждение на глобальном уровне. 

Прилегающие к храму земли ранее были преобразованы в государственный историко-ландшафтный комплекс. Там предусмотрены различные зоны — усиленной охраны, заказного режима и рекреационная зона. Практически круглый год туда устремляются люди не только из разных уголков России, но и со всего мира. 

Как пишут в своей книге Татьяна Петровна Тимофеева и Светлана Михайловна Новаковская, князь Боголюбский старался перенести в свои владения «священные реалии» Иерусалима, Константинополя и Киева. Все церкви, появившиеся в годы его правления, олицетворяли, по словам исследовательниц «проповедь в камне». 

В оформлении этой церкви практически впервые был символически воплощен идеал русских правителей того времени. Образ царя и пророка Давида олицетворял власть, которая дана им от Бога. При создании и оформлении храма также запечатлели идею об особом покровительстве Христа и Богоматери, которое распространялось на окружающие церковь земли. В скульптурной форме на века там было выражено видение непрекращающегося противостояния добра и зла, борьбу Христа и дьявола. 

Известно немало подражаний и творений, возникших после впечатлений от архитектурной мысли Покровской церкви на Нерли. 

Знаменитый советский архитектор Леонид Павлов побывал в окрестностях Боголюбова в середине прошлого века. Позднее он пытался повторить увиденное в Покровской церкви, когда работал над созданием станции метрополитена «Добрынинская» (в советские годы она была «Серпуховская») в Москве. Выросший в этом районе столицы известный поэт Андрей Вознесенский позже писал об этой «самой сердечной из московских станций», где отражена «лиричность владимирского зодчества». 

В последние годы появляются воспроизведения уникальной церкви, их создают в разных уголках России и даже за рубежом. Сразу два храма, напоминающие очертаниями Покровскую церковь, не так давно украсили Балашиху в Подмосковье. А в австрийском Ла-ан-дер-Тайя возвели храм Архистратига Михаила, который выглядит как копия меньших размеров. Вырезанные из камня элементы доставлялись для него из России, над ними работали отечественные мастера. 

Храм св. равноап. кн. Владимира, хутор Аргатов.

Один из храмов, созданных по образу церкви Покрова на Нерли украшает хутор Аргатов Краснодарского края. Он посвящен равноапостольному князю Владимиру.

Елена Калашникова

Это интересно:

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.

Внешнее устройство православного храма

По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).

Формы храма

В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:

  • крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
  • прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
  • круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
  • восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.

Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.

Купол храма

Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:

  • одна – означает единство Господа;
  • три – являются знаком Святой Троицы;
  • пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • семь – по числу главных церковных Таинств;
  • тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.

Разновидности церковных куполов

Церковные колокола

Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:

  • благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
  • трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
  • перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.

Крест на храме

Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:

  • четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная;
  • шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом;
  • восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».

Города и храмы России, в которых есть частицы мощей св. Николая

Во многих обителях России покоятся мощи Чудотворца. Нет необходимости ехать в другие страны или вступать в молитвенное общение с еретиками, чтобы иметь возможность к ним приложиться. В российской столице святыню можно найти в следующих обителях:

  • Данилов Свято-Троицкий монастырь, расположенный по адресу: Даниловский вал, 22 (метро «Тульская»);
  • Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, который находится на ул. Большая Лубянка, д. 19;
  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь, расположенный по адресу: Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1;
  • Новодевичий женский монастырь, адрес которого: Новодевичий проезд, 1, стр. 2.

Кроме Москвы, святыни хранятся в церквях других русских городов:

  • Санкт-Петербург. Николо-Богоявленский морской собор, распложенный по адресу: Никольская площадь, 1, корп. 3;
  • Саратов. Свято-Никольский монастырь, адрес которого: ул. Дегтярная, 26;
  • Ростов-на-Дону. Свято-Казанский храм, который находится на просп. Космонавтов, 16А, (микрорайон Северный);
  • Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, расположенный на ул. Зеленая Роща, 1.

Устройство православного храма

Церковь может иметь несколько приделов, то есть дополнительных алтарей. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на множество людей или на совершение нескольких богослужений в день. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусское народное название куполов — «маковица» (купол по форме напоминал головку мака). Часто церковные купола называют главами («головами»), а барабаны сравнивают с шее. Символика купола наполнена догматическим смыслом. Это образ небесного свода, а также связи небесного и земного. Наличие одного купола указывает на то, что у Церкви только одна Глава — Иисус Христос.

Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.

На каждом куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.

Описание

Заказ на завершение строительства Гауди получил, когда ему едва исполнился тридцать один год. Начинал строить сооружение совершенно другой архитектор. На счету Гауди тогда была всего одна постройка – цех для отбеливания хлопка. Заказчики остановили свой выбор на Гауди скорее всего из соображений экономии – маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование, так как уже в первые годы смета была превышена многократно.

храм Святого семейства

Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстрактны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В храме Саграда Фамилия он использовал целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.

храм Святого семейства

Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды храма Саграда Фамилия представляют собой железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал сам Гауди. Колонны уходят под землю на глубину два десятка метров, а в высоту достигают семи десятков метров. Каждая из них может выдержать семибалльное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.

Пушкинская

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот (Большое Вознесение)

Храм бессребреников Космы и Дамиана (Благовещения) в Шубине

Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной

Храм преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) у Никитских ворот

Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение)

Храм иконы Божией Матери »Знамение» за Петровскими воротами

Бывший Высокопетровский монастырь

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря

Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря

Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря

Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря

Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря

Часовня-усыпальница Нарышкиных

Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря

Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря

Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря

Часовня-усыпальница Нарышкиных

Описание внутреннего строения храма

План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.

Притвор

Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.

Внутреннее устройства христианского дома

Основная, или средняя часть

Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.

Солея

Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.

Амвон

Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.

Клирос

Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.

Иконостас

Это второй по важности элемент внутреннего убранства православного храма после алтаря. Он призван представить церковь как место сбора всех святых, возглавляемых Создателем

Сооружение представляет собой большую стену со святыми ликами, расположенными в строго определенном порядке:

  • на Царских Вратах изображается Благовещение Царицы Небесной вместе с иконами четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • справа висит образ Спасителя;
  • за ним располагается икона, по имени которой освящен собор;
  • слева от Царских Врат располагают лик Пресвятой Девы Марии и самого почитаемого святого угодника;
  • на дополнительном входе в алтарь пишутся Архангелы;
  • над Благовещением изображается Тайная Вечеря, рядом с которой находятся образы двунадесятых празднеств;
  • над иконостасом располагается распятие;
  • рядом пишется лик Царицы Небесной и Иоанна Богослова.

Иконостас может состоять из неограниченного количества рядов, где вешают иконы Богоматери, разных святых или сцен из Святого Писания.
Совет автора

Алтарь

По традиции храмового зодчества его всегда устраивают на востоке, обращая к восходу небесного светила. Состоит он из нескольких частей:

  • Святого Престола, где совершаются Таинства;
  • небольшого возвышения в задней части для креста и семисвечника;
  • жертвенника, на котором подготавливаются Священные Дары;
  • маленьких помещений, где хранятся праздничные ризы и церковная утварь для богослужений.

Основной частью алтаря является Святой Престол, который выглядит, как массивный квадратный стол, изготовленный из прочного камня или дерева. Метафорически он принадлежит самому Всевышнему. С него подается духовная пища, которая может вкушаться всеми верующими, с какой стороны света они бы ни пришли.

Схематическое изображение алтаря

Во время возведения церкви под Престол обязательно закладывают мощи святого. После освящения собора алтарь начинает символизировать Небесное Царство на земле и ассоциируется с райскими образами. Входить сюда разрешено только священникам, ведущим богослужение, или же Божьим помазанникам. Обычным прихожанам проход через Царские Врата строго запрещен.

Храм Господень, коим является здание православной церкви, имеет очень сложное строение. Современная православная архитектура берет свое начало с раннехристианских времен, а потому каждый элемент внутри или снаружи храма имеет глубокий сакральный смысл.

Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на РвуСобор Василия Блаженного

Год постройки:

Между 1555 и 1561.

Престолы:

Покрова Пресвятой Богородицы, Адриана и Наталии, Григория Армянского (Просветителя), Николая Чудотворца Великорецкого образа, Рождества Пресвятой Богородицы, Василия Московского (Блаженного), Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Входа Господня в Иерусалим, Троицы Живоначальной, Иоанна Милостивого

Богослужение:

в дни главных Престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

Адрес:

103012, г.Москва, Красная площадь

Как добраться паломникам

Чтобы посетить храм, необходимо сначала доехать до поселка Боголюбово, который от Владимира отделяют 13 км. Сейчас в этом направлении следуют автобусы маршрутов NoNo 18с, 53 или 102. Можно добираться по железной дороге, станция будет ориентиром для дальнейшего пути.

Выезжая из Владимира на автомобиле, нужно направляться по трассе М7 в сторону Нижнего Новгорода. Когда позади останется Боголюбский монастырь, следует на светофоре повернуть направо. После этого путь резко пойдет вниз до станции «Боголюбово». В этом месте машину придется оставить на стоянке. Храм окружен заповедной территорией, автотранспорт там использовать категорически запрещается.

Интересный фактПо отдельной договоренности может быть организована встреча на конной повозке.

Дорога к храму

От железной дороги маршрут пролегает по дорожке, вымощенной камнем, через Боголюбовский луг. Длина ее составляет около полутора километров. Есть еще одна дорога, которая продолжена вдоль берега Нерли. Она шире, но путь по ней будет более продолжительным.

Интересный фактПо отдельной договоренности может быть организована встреча на конной повозке.

При весеннем разливе церковь становится практически отрезанной от «большой земли». В это время нужно будет договариваться с местными жителями о том, чтобы добраться до церкви на лодке. Многие паломники выбирают именно этот период, потому что посещение храма, окруженного поднявшейся водой, производит особое впечатление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector