Жизнь и служение митрополита феофана (ашуркова)

Я видел веру как у Авраама

Эта трагедия должна всем нам без исключения дать урок, в том числе и тем, кто обязан нас защищать, и тем спецподразделениям, и тем, кто планирует нашу защиту

Самое важное – предпринимать очень четкие, спланированные действия, которые бы пресекали возможность террористам укрепляться и нанести еще больший урон, испортить жизнь многим

– Владыка, вы рассказали о таких моментах, тяжело дальше говорить, но, тем не менее, как складывалась ситуация после трагедии? Потому что я знаю, что вы служили панихиду и молились абсолютно за всех – за погибших христиан православных, за мусульман. Вы общались с родителями, с теми, кто остался жив.

– Я об этом сейчас обязательно расскажу, но все-таки хочу вернуться немножко назад.

Меня поразила позиция Таймураза Мамсурова – на то время председателя парламента Северной Осетии. У него в школе в заложниках находились двое детей, девочка и мальчик. Помните, когда велись переговоры, и террористы вывели детей? Ему предложили освободить его сына и дочь. Никогда не забуду – это было при мне – как он говорил… Лицо сосредоточенное, потемневшее: «А как я буду смотреть в глаза моему народу, если я выведу сейчас своих детей, а сотни, которые там останутся, погибнут? Нет. И я, и мои дети, и мой род будут опозорены. Мы вместе будем с народом». И дети остались. Мальчик впоследствии получил тяжелое ранение в позвоночник.

Поэтому когда говорят: «Наши чиновники такие-сякие…» Я видел настоящего мужчину, и его поступок был, я бы сказал, жертвенный, геройский. Если хотите, это была и вера, как некогда Авраам, доверившись Богу, готов был принести в жертву своего сына Исаака.

И Господь сохранил и детей его, и честь и достоинство и парламента, и его как руководителя. Это говорит очень о многом.

Литература

  • «Церк. Вед.» 1909, № 8, с. 47, 1910, № 48, с. 441, 1912, № 28, с. 271, 1913, № 11, с. 119.
  • «Приб. к «ЦВ» 1909, № 9, с. 437-438, 1912, № 51-52, с. 2073, 1913, № 11, с. 507, 1910, № 7, с. 215.
  • «Русск. Паломн.» 1909, № 10, с. 162, 1912, № 31, с. 479, 480.
  • «Прав. Собес.» 1911, июнь, с. 126.
  • «Изв. Каз. Еп.» 1911, № 27-28, с. 835, 1913, № 11, с. 375.
  • «Красн. Архив» 1930, т. 39, с. 3.
  • «ЖМП» 1959, № 11, с. 39.
  • «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», с. 278-279.
  • «Памятная книжка СПБ дух. акад. на 1915/1916 уч. год», с. 9.
  • Елевферий митр. «Соборность Церкви, Божие и Кесарево», Париж, 1938, с. 73.
  • Илиодор, с. 106, 125-128.
  • Булгаков, с. 1412, 1414.
  • БЭС т. II, стб. 2417.
  • ФПС I, № 28, с. 2, III, с. 7.
  • R. Fulop-Miller, Der heilige Teufel. Rasputin und die Frauen. Leipzing 1927, passim.
  • Cerk. Vest. Zap. Ev. Ep. 1940, 1-2, 4: gest. 6.2.1940.
  • Archim. Averkij (Tausev), Propovednik «Edinago na potrebu» (K pjatnadcatiletju koncyny archiep. Feofana Poltavskago, in: Prav. Rus’ 1953, 3, 9-11: gest. am 6.2.1938.
  • E. Koncevic, Archiep. Feofan Poltavskij. Licnyja vosopominanija, ebda. 1974, 24, 6-8: gest. 6./19.2.1940.
  • Аверкий (Таушев), архиепископ, Священной памяти Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского. К столетию со дня рождения: 1872 – 1972 гг., Православный Путь, 1973, с. 102-125.

    Полный текст: .

  • Аверкий (Таушев), архиепископ, Высокопреосвященнейший Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский, Jordanville, 1974, 88 с.
  • A. Niviere, Le mouvement onomatodoxe. Une Querelle Theologique Parmi les Moines Russes du Mont-Athos (1907-1914), Paris 1987, S. 180, 183, 229.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 402f, passim.
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 16, 64f, 75.
  • Pospielovsky, Dimitry, The Russian Church under the Soviet Regime 1917-1982, vol. II, Crestwood, NY, St. Vladimir’s Seminary Press, 1984, 286.
  • P. Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche 103.
  • J.M. Cunningham, A vanquished Hope 58, 86, 322f, 328.
  • M Evlogij, Put’ moej zizni 197.
  • Selected Letters of Archbishop Theophan of Poltava and Pereyaslavka together with An Address in his honor and memory on the 100th anniversary of his birth by Archbishop Averky and Several Personal Reminiscences, (trans. from the Russian by Antonina Laura Janda, Univ. of Rochester, Rochester, NY), The St. John of Kronstadt Press, Liberty, Tennessee, 1989.
  • Бэттс Ф.., Марченко В. Духовник Царской Семьи: Святитель Феофан Полтавский (1874-1940). М., 1994.
  • Епифаний (Чернов), схимонах, Жизнь Святителя. Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский, «Святая Русь», Афины, 1999-2000.

    Полный текст: .

патологическая речь

штампыИмидж

: «Воссоздав монастырь с паломническим центром, мы сделаем Казань еще более привлекательной для верующих всего мира, этоимидж столицы нашей Республики ».

Мир и согласие

: «Все мы, люди разных национальностей, разных конфессий, православные и мусульмане, должны сделать все возможное, чтобы мир и согласие, а не вражда и ненависть стали нормой нашей жизни».

Видение, осмысление

: Наше общество, наша православная общественность мало знают о святителе Игнатии. А ведь в его жизни и трудах содержится неимоверно богатый материал для духовной жизни, для осмысления сегодняшнего дня, русской души, православного видения, взаимоотношений православного Востока с протестантским и католическим Западом.

Модель

: Нас здесь действующаямодель того, как могут жить единой семьей люди разных национальностей, разных культур, разной веры.

Поверх барьеров

: Футбол — это праздник, который объединяет людей поверх барьеров идеологических и политических. Мы живем на одной маленькой Земле и начинаем это понимать. Спорт всегда был символом единства человечества в целом.

Напряженность

: В наше время, когда непростые вызовы стоят перед Россией, здесь (На Примаковских чтениях 2021 года. — Ред.) собрались представители различных стран для поиска и выработки направлений, которые способствовали бы снятию напряженности в мире в целом.

«По коронавирусу всегда предупреждал народ. А сам не уберегся»

Депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин знал Феофана с 2003 года, когда тот был назначен на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру. По его словам, митрополит был даже кандидатом на должность патриарха. Парламентарий и православный иерарх много встречались и дискутировали. — Феофан — человек не только татарстанского или российского, но и мирового масштаба. Он же работал и в Израиле, и в Южной и Центральной Америке. Был дипломатом высочайшего уровня. Делал свое дело, и при этом никто на него не обижался. Он не был упертым — некоторые тянут только в сторону православия. Феофан был нейтральным в политическом отношении. Он всегда находил выход из любого положения. Жалко, что он не увидел открытия божьего храма, — рассказал депутат.

Он отметил также, что владыка очень быстро «вписался в Татарстане».

— По коронавирусу он всегда предупреждал народ, что надо беречься. А теперь, видите, как получилось… не уберегся, — сказал Сибагатуллин.

образование

После школы поступил в училище города Новотроицка, где учился на электрослесаря.

В 1970 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1972 году и был зачислен в Московскую духовную академию.

В 1976 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого», и был зачислен в аспирантуру при Московской духовной академии.

С 30 июля 2003 года — ректор Ставропольской духовной семинарии.

С 22 октября 2015 года — ректор Казанской духовной семинарии.

12 января 2021 года на заседании Ученого совета семинарии единогласно избран заведующим кафедрой исламоведения.

«Соработник» и участник «лаборатории»

Накануне Татарстан узнал печальную новость — ушел из жизни митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков). Предстоятелем православной общины республики он был на протяжении пяти лет, с 2015 года, и за это время запомнился всем татарстанцам как искренний сторонник мира и дружбы между представителями разных конфессий и народов на этой земле.

— Я бы обратил внимание на соработничество в Татарстане, — говорил владыка. — Мы находимся в Болгаре, восхищаемся памятниками исламской культуры

Но рядом есть и православные храмы. Проблем у нас нет. Музей в Свияжске, который мы создали вместе, теперь восхищает всех. Только соработничество, нет другого пути к тому, к чему стремится человек, — к миру и согласию. Именно так человечество сможет сохранить человеческое лицо.


Феофан запомнился всем татарстанцам как искренний сторонник мира и дружбы между представителями разных конфессий и народов на этой земле. Фото: Олег Тихонов

Слово «соработничество» было у Феофана, пожалуй, одним из самых любимых, когда он описывал ситуацию в регионе или отдавал должное работе первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева и фонда «Возрождение».

— Татарстан — это птица, у которой два крыла: православие и ислам, — так отзывался митрополит о добрососедстве двух конфессий в регионе.

Кстати, на всех встречах, собраниях, конференциях он приводил Татарстан в пример, применяя уже другое слово — «лаборатория».

— Татарстан — это замечательная лаборатория, которая уже имеет позитивные плоды. Лаборатория построения жизни общества различных религиозных, этнических принадлежностей, — заявлял он.

И рассказывал об этом не только «своим», но и гостям из других регионов и зарубежья.

— Когда говорю про лабораторию, эта лаборатория находится в Татарстане. А главное оружие, которое здесь вырабатывается, это оружие мира и согласия, межконфессионального, межнационального и межгосударственного, — подчеркивал митрополит.

Более того, когда возникали конфликтные ситуации с участием приверженцев ислама, Феофан поддерживал мусульман, отмечая мирный характер их конфессии. Например, в октябре он прокомментировал резонансное убийство учителя во Франции, отметив, что корни экстремизма не стоит искать в религии.

— Невозможно одними силовыми, доктринальными и иными методами решить эту проблему , — сказал владыка. — Мы видели последний дикий случай во Франции — убийство учителя. Где корни этого экстремизма? В голове этого подростка? Или у учителя, который жестоко провоцировал юные умы, выставляя на уроках карикатурно высшие ценности. К чему это приводило? К просвещению? Или возбуждению ненависти, злобы и обиды? Это тоже наша с вами забота.

Высказывался он и о «платочном скандале», когда в конце 2016 года в татарском селе Белозерье (Мордовия) директор школы и местные чиновники запретили учителям и старшеклассницам носить платки в стенах учебного заведения. Митрополит опять же выступил на стороне верующих, призвав «учитывать традиции народа».


Когда возникали конфликтные ситуации с участием приверженцев ислама, Феофан поддерживал мусульман, отмечая мирный характер их конфессии. Фото: realnoevremya.ru

Инициатива митрополита — воссоздание Казанского собора

Помимо ежедневного служения церкви митрополит Феофан запомнится верующим республики как человек, который инициировал возрождение собора Казанской иконы Божией Матери.

4 ноября 2015 года Президент РТ Рустам Минниханов издал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией. Слова не разошлись с делом, и уже через пять лет в центре города вырос белокаменный собор. Свой вклад в восстановление святыни внесли власти, бизнес, благотворители и простые люди. Поэтому собор стал своего рода символом единства республики.

«Собор через благодатное озарение Богоматери укрепляет дух народа и, если хотите, возвеличивает Казань и Татарстан»митрополит Феофан

Всего несколько недель назад верующие республики собирались на молебен у подножия воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери. Митрополит возглавил богослужение и обратился к пастве.

«Весь мир в тревоге: „ковиды“, обиды. Ищут лихорадочно ученые, политики, корпорации вакцину. Конечно, это правильно. Конечно, надо беречься. Но мы, верующие люди, говорим: „Есть вакцина уже“. Есть вакцина, я не ошибся. Вы спросите меня: „Где же эта вакцина?“ Эта вакцина — вера нашего народа. Это обращенность народа к историческим нравственным и религиозным корням»митрополит Феофан

Великое освящение собора намечено на следующий год — предварительно на день памяти явления иконы 21 июля. Сейчас в нем расписывают стены.

Инициатива митрополита — воссоздание Казанского собора

Помимо ежедневного служения церкви митрополит Феофан запомнится верующим республики как человек, который инициировал возрождение собора Казанской иконы Божией Матери.


архив/Владимир Васильев

4 ноября 2015 года Президент РТ Рустам Минниханов издал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией. Слова не разошлись с делом, и уже через пять лет в центре города вырос белокаменный собор. Свой вклад в восстановление святыни внесли власти, бизнес, благотворители и простые люди. Поэтому собор стал своего рода символом единства республики.

«Собор через благодатное озарение Богоматери укрепляет дух народа и, если хотите, возвеличивает Казань и Татарстан»митрополит Феофан

Всего несколько недель назад верующие республики собирались на молебен у подножия воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери. Митрополит возглавил богослужение и обратился к пастве.

«Весь мир в тревоге: „ковиды“, обиды. Ищут лихорадочно ученые, политики, корпорации вакцину. Конечно, это правильно. Конечно, надо беречься. Но мы, верующие люди, говорим: „Есть вакцина уже“. Есть вакцина, я не ошибся. Вы спросите меня: „Где же эта вакцина?“ Эта вакцина — вера нашего народа. Это обращенность народа к историческим нравственным и религиозным корням»митрополит Феофан

Великое освящение собора намечено на следующий год — предварительно на день памяти явления иконы 21 июля. Сейчас в нем расписывают стены.

Митрополит о Татарстане: «Умирать думаю здесь»

Митрополит Феофан словно знал, что закончит свой жизненный путь, служа в Татарстане. Об этом он говорил в интервью еще в прошлом году.


архив/Татар-информ

«Здесь у меня еще очень много планов. В Татарстане я собираюсь умирать»митрополит Феофан

В период пандемии он не раз призывал верующих соблюдать меры предосторожности для защиты от коронавируса. Митрополит верил, что смертельная опасность должна подтолкнуть верующих к мыслям о духовных ценностях: семье, любви, доброте, сочувствии и ответственности

«В эти очень тревожные дни человечество должно задуматься, как дальше жить, какие отношения выстраивать между землей и небом»митрополит Феофан

источники

  • Наречение и хиротония архимандрита Феофана (Ашуркова) во епископа Магаданского и Синегорского // Журнал Московской Патриархии. — М. — 2001. — № 2. — С. 22-30.
  • Посещение епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном Чеченской Республики // Журнал Московской Патриархии. — М. — 2005. — № 3. — С. 54-55.
  • Биазарти Д., корреспондент газеты «Южный репортер» (Ростов-на-Дону). Новости Ставропольской епархии: Крещение Беслана // Журнал Московской Патриархии. — М. — 2006. — № 1. — С. 52-53.
  • Биография на официальном сайте Московского Патриархата
  • Биография на сайте biografija.ru
  • Биография на сайте епархии
  • 26 июля Священный Синод принял решение о создании Челябинской митрополии
  • Конец глобализации. Соединенные Штаты раскалывают мир, считает епископ Магаданский Феофан (Ашурков) // Независимая газета
  • Епископ Феофан: Я почувствовал свою сродненность с людьми // Ставропольская правда
  • https://www.business-gazeta.ru/article/324535
  • Биография на сайте Татарстанской митрополии

Сноски

Места служения

с 2015-07-13 по текущий день
Татарстанская митрополия, глава митрополии
с 2015-07-13 по текущий день

Казанская епархия, правящий архиерей
с 2012-05-30 по текущий день

Троицкая епархия, временный управляющий епархией
с 2014-05-30 по 2015-07-13
Симбирская митрополия, глава митрополии
с 2014-05-30 по 2015-07-13

Симбирская епархия, правящий архиерей
с 2012-07-26 по 2014-05-30
Челябинская митрополия, глава митрополии
с 2011-03-22 по 2014-05-30

Челябинская епархия, правящий архиерей
с 2003-05-07 по 2011-03-22

Ставропольская епархия, правящий архиерей
с 2000-11-26 по 2003-05-06

Митрополит Феофан скончался на 74-м году жизни

Утром 20 ноября стало известно, что ушел из жизни митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Причиной смерти стали осложнения, вызванные коронавирусной инфекцией. По данным ИА «Татар-информ», митрополит скончался в одной из московских клиник. Из Казани он уезжал еще без признаков болезни, а в поездке почувствовал себя плохо. Президент РТ выразил свои соболезнования и распорядился провести всю необходимую работу, чтобы достойно проводить митрополита в последний путь.

«Приношу глубочайшие соболезнования в связи с кончиной митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Огромная потеря… скорбим»Рустам Минниханов

Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин отметил, что митрополит внес значительный вклад в укрепление межконфессионального согласия.

«Я благодарю Творца за то, что мне выпала возможность общаться с ним. Я признателен покойному за совместную работу в деле защиты и укрепления общечеловеческих ценностей» Камиль хазрат Самигуллин

Митрополит о Татарстане: «Умирать думаю здесь»

Митрополит Феофан словно знал, что закончит свой жизненный путь, служа в Татарстане. Об этом он говорил в интервью еще в прошлом году.

«Здесь у меня еще очень много планов. В Татарстане я собираюсь умирать»митрополит Феофан

В период пандемии он не раз призывал верующих соблюдать меры предосторожности для защиты от коронавируса. Митрополит верил, что смертельная опасность должна подтолкнуть верующих к мыслям о духовных ценностях: семье, любви, доброте, сочувствии и ответственности

«В эти очень тревожные дни человечество должно задуматься, как дальше жить, какие отношения выстраивать между землей и небом»митрополит Феофан

события

В Магаданской епархии проводил Рождественские чтения с участием А. И. Осипова, диакона Андрея Кураева. Были заключены договора о сотрудничестве с управлением образования Магаданской области и вскоре в школах города стали действовать факультативы «Основы православной культуры». .

  • Православие и новая европейская реальность (конференция) (30 июня 1993)
  • II Всемирный русский собор (1 февраля 1995)
  • VII всемирная конференция «Религии за мир» (27 ноября 1999)
  • II фестиваль православных СМИ «Вера и слово» (30 октября 2006)
  • I форум «Кавказ – наш общий дом» (14 июля 2008)
  • Поместный Собор 2009 года (27 января 2009)
  • X заседание совместной комиссии по диалогу «Православие-Ислам» (26 сентября 2016)
  • Награждение 15 ноября 2021 года (15 ноября 2017)
  • XI заседание совместной комиссии по диалогу «Православие-Ислам» (5 мая 2018)
  • Всемирный саммит толерантности, 2021 год (15 ноября 2018)
  • V заседание Группы «Россия — Исламский мир» (28 ноября 2019)

Курс на сотрудничество: как митрополит относился к мусульманам

С начала служения в Татарстане митрополит Феофан взял курс на укрепление межнационального и межконфессионального добрососедства. При нем Казанская православная духовная семинария и Болгарская исламская академия подписали соглашение о сотрудничестве.

архив/Владимир Васильев

Священнослужитель призывал к духовному совершенствованию и напоминал о важности диалога между представителями разных верований. Для обмена опытом и решения общих задач митрополит приглашал мусульман, католиков и иудеев на мероприятия, организованные митрополией

«Являясь гражданами и собратьями, мы решаем много общих проблем»митрополит Феофан

иерархия

В 1973 году был принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры.

19 декабря 1973 года наместником Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество.

14 января 1974 года рукоположен в сан иеродиакона.

7 апреля 1976 года рукоположен в сан иеромонаха. В 1979 году возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями.

С 1982 года по 1984 год пребывал в братстве Троице-Сергиевой лавры.

В 1985 году возведен в сан архимандрита. В 1999-2000 годы — представитель Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

В 2000 году состоялась его епископская хиротония. Епископ Магаданский и Синегорский.

В году назначен епископом Ставропольским и Владикавказским

В году возведен в сан архиепископа.

Митрополит Феофан в Казанском Кремле в первый день своего пребывания в Казани (20 июля года)

С года — архиепископ Челябинский и Златоустовский.

В 2012 году назначен главой новообразованной Челябинской митрополии, а также временно управляющим Троицкой епархией.

1 августа года возведен в сан митрополита.

30 мая 2014 года назначен митрополитом Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии.

13 июля 2015 года назначен митрополитом Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии.

Деятельность Феофана на посту митрополита

В 2012 году Феофан стал митрополитом. Через два года ему доверили Симбирскую митрополию, где он очень многое сделал для укрепления православной веры среди населения региона. Хоть и немного времени пробыл на Родине В. И. Ленина митрополит Феофан, симбирский народ благодарен ему за его стремление вернуть Ульяновску историческое название, за увеличение количества храмов, за терпимое отношение к представителям иных религий.

Не прошло и года, как митрополит был назначен на новое место служения – в Татарстанскую митрополию. Произошло это в июле 2015 года. Деятельность здесь отличается от других наиболее тесным контактом с мусульманами. Вопреки мнению многих злопыхателей, представляя РПЦ, Феофан по-прежнему стремится к конфессиональному миру. Он четко осознает то, что все религии почитают Единого Бога, но каждая по-своему. И это не повод завязывать кровопролитные споры и тяжбы. Главная цель всех церковных организаций – добиться того, чтобы люди стремились к духовности и нравственной целостности. Очень жестко Феофан отзывается о национализме, называя его дорогой в никуда.

В наше весьма непростое время с расцветом самых разнообразных международных конфликтов такие люди, как митрополит Феофан, делают очень многое для сохранения мира.

Курс на сотрудничество: как митрополит относился к мусульманам

С начала служения в Татарстане митрополит Феофан взял курс на укрепление межнационального и межконфессионального добрососедства. При нем Казанская православная духовная семинария и Болгарская исламская академия подписали соглашение о сотрудничестве.


архив/Владимир Васильев

Священнослужитель призывал к духовному совершенствованию и напоминал о важности диалога между представителями разных верований. Для обмена опытом и решения общих задач митрополит приглашал мусульман, католиков и иудеев на мероприятия, организованные митрополией

«Являясь гражданами и собратьями, мы решаем много общих проблем»митрополит Феофан

Когда мир начнет забывать об Осетии

Вы помните, как начали приглашать везде и пострадавших детей, и матерей – в Италию, во Францию, в Израиль, в Европу? Я понял тогда, что вот, случилась трагедия, весь мир всколыхнулся и обратился лицом к этому несчастному малому народу. Но так устроено человечество – пройдет небольшой период, и люди начнут забывать. Произойдет какая-нибудь новая трагедия или новое событие, и мир начнет забывать об Осетии.

И тогда я понял: надо создать реабилитационный центр, особенно для детей – пострадавших и выживших. Так появился совместный проект с Русской Зарубежной Церковью. Мы с архиепископом Берлинским Марком встретились и договорились, что построим при монастыре реабилитационный центр. Создали его очень быстро, и по сей день это востребованное место для реабилитации, хотя прошло уже 11 лет.

Помню, ко мне подошла одна женщина, мать, потерявшая двоих детей, и говорит: «Как мне быть? Полнейшее отчаяние, я так ждала, я так хочу детей…» А ей было уже за сорок. Я ответил: «Так помолимся, и Господь тебе пошлет». – «Как пошлет? Я уже как женщина, наверное, не смогу родить». Я говорю: «Давай помолимся». И что вы думаете? Проходит какой-то период, она мне сообщает: «Я жду ребенка». У нее родился ребенок! Кажется, по человеческим нормам, физиологическим, не могло бы быть, но Бог сильнее.

– Владыка, хотелось бы услышать от вас какое-нибудь пожелание. Что бы вы могли сказать нашим зрителям – в Москве, в России, в Осетии, в Татарстане, где вы сейчас служите?

– У меня есть одно пожелание. Лично для меня жизнь разделилась на до Беслана и после Беслана. И я бы хотел обратиться особенно к молодым людям. Сейчас идет процесс богоискательства. И если к вам будут подходить различные проповедники и говорить о Боге, но при этом сеять вражду и ненависть к другим, подталкивать к неким действиям экстремизма, ведущим к терроризму – запомните: такого Бога не может быть. Это сатанинские подходы. Потому что мы видим, к чему приводит ненависть к другим. Бог – это любовь. Бог – это милосердие. Бог – это правда и истина.

Из бесланской трагедии мы должны вынести самый главный урок. Не просто декларировать: «Мы не любим терроризм», но и создать такую среду, чтобы не было возможности, питательной почвы для таких уродливых явлений, как Беслан.

Я понял: надо идти

Главная задача стояла — не дать произойти бойне. Солдаты смогли как-то эту волну остановить, а дальше — работа штаба.

Слава Богу, люди не пошли к школе, а собрались все неподалеку, в Доме культуры. Когда стали поступать трагические сведения о том, что террористы начали расстреливать мужчин и выбрасывать в окно со второго этажа, можете представить себе, какое у всех было состояние…

Конечно, работали спецслужбы. Когда выяснилось, что у террористов огромное количество оружия — тяжелого стрелкового оружия, взрывчатых веществ, естественно, возникла паника.

— Получается, с поступлением информации и пониманием, кто там находится и как они вооружены, и чем это может закончиться, людям становилось еще страшнее?

— Конечно…

Очень важным на тот момент было это общение с близкими — с матерями, отцами детей, которые там, в стенах школы. Когда собрались все в Доме культуры, я понял одно: с ними надо общаться, они на грани срыва — представьте, там их дети, их близкие, а они в полной неизвестности…

И я принимаю решение ходить и беседовать с этими людьми. Примерно каждые 1,5-2 часа я приходил в Дом культуры и, насколько это возможно, молился, рассказывал, утешал, беседовал, чтобы снять этот неимоверный стресс.

Еще раз говорю: самое опасное — то, что люди уже знали, что расстреливают. Знали и родственники тех, кого убили. Мало того, что расстреливали, так еще и выбрасывали в окно, не давали подойти и забрать тела. А за окном жара, духота…

Митрополит о Татарстане: «Умирать думаю здесь»

Митрополит Феофан словно знал, что закончит свой жизненный путь, служа в Татарстане. Об этом он говорил в интервью еще в прошлом году.

«Здесь у меня еще очень много планов. В Татарстане я собираюсь умирать»митрополит Феофан

В период пандемии он не раз призывал верующих соблюдать меры предосторожности для защиты от коронавируса. Митрополит верил, что смертельная опасность должна подтолкнуть верующих к мыслям о духовных ценностях: семье, любви, доброте, сочувствии и ответственности

«В эти очень тревожные дни человечество должно задуматься, как дальше жить, какие отношения выстраивать между землей и небом»митрополит Феофан

Места служения

с 2015-07-13 по текущий день
Татарстанская митрополия, глава митрополии
с 2015-07-13 по текущий день

Казанская епархия, правящий архиерей
с 2012-05-30 по текущий день

Троицкая епархия, временный управляющий епархией
с 2014-05-30 по 2015-07-13
Симбирская митрополия, глава митрополии
с 2014-05-30 по 2015-07-13

Симбирская епархия, правящий архиерей
с 2012-07-26 по 2014-05-30
Челябинская митрополия, глава митрополии
с 2011-03-22 по 2014-05-30

Челябинская епархия, правящий архиерей
с 2003-05-07 по 2011-03-22

Ставропольская епархия, правящий архиерей
с 2000-11-26 по 2003-05-06

сочинения

  • Ашурков И., студент МДА. Престольный праздник и годичный акт в Московских духовных школах // Журнал Московской Патриархии. — М. — 1972. — № 12. — С. 23-24.
  • Феофан (Ашурков), иеромонах. О «Точном изложении Православной веры» святого Иоанна Дамаскина //Журнал Московской Патриархии. — М. — 1976. — № 7. — С. 72-76.

интервью

  • Конец глобализации. Соединённые Штаты раскалывают мир, считает епископ Магаданский Феофан (Ашурков) // Независимая газета
  • Епископ Феофан: Я почувствовал свою сродненность с людьми // Ставропольская правда.
  • Митрополит Феофан: «Первое, что увидел, – направленные прямо на меня автоматы со штыками».

Молились и за христиан, и за мусульман

Теперь — что было дальше. Я никогда не забуду те похороны. Уже дожди начались, погода испортилась. Для захоронений отвели место от действующего кладбища между Бесланом и аэропортом.

Представьте себе картину: десятки тысяч людей, стоны женщин и матерей, скупые слезы мужчин, и эти экскаваторы, «белорусы», копают могилы. Навсегда осталось в моей памяти это ощущение, что хоронят саму жизнь.

Начали опускать в могилы детей и взрослых, гроб за гробом. Я с духовенством служил панихиду. Там ведь были и мусульмане, и христиане. Сначала вроде подходил к крещеным, кратенько читали молитвы. Но потом вижу, что и там, и там просят подойти. И тогда я говорю: «Мы не будем сейчас разбираться. Мы пойдем по кладбищу и будем молиться за всех. Они предстоят перед Богом. Мы не будем разделять их на своих и на чужих. Богу виднее».

И я видел, что это было хотя бы малейшим утешением для родственников — что не прекратилась жизнь их близких этой земной трагедией, а они уже стоят чистыми душами перед Богом.

А дальше, конечно же, траур, траур и траур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector