Преподобный нил сорский

Иосифо-Волоколамская обитель (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Взгляды другого православного просветителя Средневековья сложно изложить кратко. Иосиф Волоцкий воплотил их в жизнь при строительстве своего монастыря.

В 1479 году старец покинул Боровскую обитель, где провел несколько десятилетий, и с семью последователям направился в странствия. Мудрый игумен, останавливаясь в окрестных монастырях, выдавал себя за простого послушника. Однако некоторые монахи, общаясь с ним, замечали небывалый духовный опыт и глубину познаний.

Известно, что долгое время старец провел в Кирилло-Белозерской обители. Здесь и познакомились Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спустя некоторое время преподобный и семь его последователь остановились вблизи города Рузы. Старец решил, что именно здесь находится то место, где ему необходимо основать обитель. К тому же недалеко находились исконные земельные владения его отца.

Иосиф обратился к волоцкому князю за помощью. Борис был очень набожным человеком, поэтому с огромным удовольствием предложил старцу несколько людей, которые отлично знали местные леса и могли указать на лучшие места. Спустя некоторое время Иосиф Волоцкий заложил основание храма на берегу реки.

Князь Борис благоволил к старцу, поэтому сразу же пожаловал новому монастырю земли, на которых располагалось несколько сел. Чуть позже он увеличил владения обители, подарив ей еще два населенных пункта. В дальнейшем традицию поддерживать монастырь переняли и наследники князя. Они нередко помогали монахам продуктами питания, роскошное убранство храма тоже было в основном пожертвовано княжеской семьей.

Изначально послушниками и иноками монастыря были простолюдины и те монахи, которые пришли с Иосифом из Боровской обители. Однако со временем принимать постриг стали и знатные люди, являющиеся приближенными князя.

Стоит отметить, что устав в Иосифо-Волоколамской обители был очень строг. Не каждый, пришедший сюда, чтобы исполнить свой долг служения Богу, смог остаться в обители. Каждый день монахи очень тяжело трудились, а свободное время проводили за написанием религиозных книг. Настоятель считал, что только это поможет в полной мере избавиться от мирской суеты и открыть свою душу Богу. Сам Иосиф до самой старости принимал участие в общих работах наравне с остальными монахами. Он не чурался даже тяжелого труда, считая, что именно так должен поступать каждый житель обители.

↑ Последователи Нила Сорского

  • Последователями старца Нила совершались попытки внесения нестяжательства в общественно – политическую жизнь.
  • С Вассианом Патрикеевым (Вассианом Косым), Сорский знакомится после обвинения того в измене и приговорения к монашескому постригу в 1499 г.
  • Образованный инок Максим Грек поселился в России уже после смерти Сорского, но придерживался учений Нила и обличал порочную духовную русскую жизнь.
  • Артемий Троицкий, в 1553 г, обвинён в неподобных высказываниях и приговорён церковным Собором к заточению в Соловецком монастыре.
  • Место умершего идеолога, отца Нила, занял Иннокентий Комельский. Нестяжатели, последователи Сорского, в конце концов, проиграли противнику Нила, Иосифу Волоцкому.

Спор о монастырских владениях

В 1503 году Нил Сорский присутствовал на Соборе, где обсуждался вопрос о монастырских имуществах. Будучи сторонником строгой монашеской жизни, причём предпочитающим скитскую жизнь, он решительно выступал против того, чтобы монастыри владели поместьями, селами.

По мнению преподобного, монахи должны кормиться собственным трудом, рукоделием. Чрезмерные же экономические заботы, связанные с управлением материальными имуществами, отвлекают от аскетического делания. Помимо того, что такая забота отнимает силы и время монашествующих, она бывает сопряжена с заботой о прибыли, лихоимстве, что противоречит монашескому нестяжательству.

Мнение Нила Сорского поддерживали присутствовавшие на Соборе белозерские пустынники.

Эта позиция Нила Сорского шла вразрез с точкой зрения другого святого, преподобного Иосифа Волоцкого, отстаивавшего право монастырей на владение значительной земельной и материальной собственностью.

Преподобный Иосиф, будучи ревностным подвижником, конечно же понимал важность и необходимость нестяжательства. Однако считал, что стяжательство собственности монастырем не противоречит нестяжательству подвизающихся в нём иноков

В отличие от Нила Сорского и его сторонников он ставил акцент на том, что обладание собственностью способствует большей независимости обителей, в том числе от гражданских властей (и как следствие, большей независимости Церкви).

По убеждению святого Иосифа, владение землями и серьёзными материальными средствами открывало возможность для развития монастырей, более широкого строительства храмов, а также для благотворительности в отношении мирян.

Мнение Иосифа на Соборе превозмогло. Митрополит Симон, отстаивая эту позицию перед великим князем, прибегал не только к мнению Собора, но и к обычаям Греческой Церкви.

Жизненный путь Нила Сорского

До рождения Нила Сорского было всего два вида монашества — общежительный и отшельнический. При общежительном устройстве быта монахи жили в общих кельях, вели совместное хозяйство. Отшельнический образ жизни не допускал соседства с другими людьми. Скитское же отшельничество подразумевало, что монахи будут жить неподалеку друг от друга, несмотря на то, что подвизались они по отдельности.

Интересно знать! Понятие «подвизаться» в Православии означает — совершить подвиг или доброе дело во благо своей души.

О детстве и юношестве Святого дошло мало сведений. Известно, что родился он приблизительно в 1433 году. Сам монах говорил, что родился в бедной семье, был необразованным, его родители были простыми крестьянами и не могли дать детям образование.

Однако мудрость Святого, его нетипичные для крестьянина рассуждения, познания в различных областях науки и сферах жизни наталкивают на мысль, что в действительности Нил Сорский происходил из знатного рода.


Преподобный Нил Сорский

Известно, что до принятия монашеского пострига он занимался переписыванием книг. Бесконечное смирение и отрешенность от мирских дел могли стать причиной, по которой старец скрывал свое происхождение.

Интересно знать! Историки считают, что праведник происходил из дворянского рода Майковых.

Свой путь отшельника Нил Сорский начал в Кирилло-Белозерском монастыре. Старец Паисий Ярославов, проживавший в этом монастыре, обучал молодых иноков навыкам аскетической жизни. Здесь монахи постигали азы монашеской жизни, учились молиться, непрестанно трудились, соблюдали посты.

Несмотря на молодой возраст, имя Нила Сорского часто упоминается в летописях монастыря, наряду с почитаемыми старцами. Монах принимал участие в хозяйственных делах, занимался переписыванием книг.

Нил прожил хорошее время в монастыре, его не тяготил монашеский уклад жизни, но спустя некоторое время подвижник вместе со своим учеником отправился в путешествие по святым местам. Их путешествие длилось долго, много обителей и храмов иноки успели посетить, прежде чем добрались до Афона.


Житийная икона преподобного Нила Сорского

На Афоне Нил Сорский прожил достаточно долго. У мудрых афонских старцев Нил перенимал опыт пустынножительства. За это время он полюбил уединение, проникся ощущением покоя и радости от духовного созерцания.

Сердце подвижника стремилось к священному безмолвию, ведь в пустыне праведник в первую очередь искал не уединения, а Бога. Здесь Нил Сорский выучил греческий язык и прочел много сочинений Святых Отцов Церкви.

Вернувшись в родные земли, Нил принял решение жить не в обители, а в пустынной местности неподалеку. На новом месте праведник поставил крест, построил скромный скит, вырыл небольшой колодец. Здесь Нил Сорский начал новую жизнь в молитве и уединении.

Интересно знать! Место, которое выбрал подвижник для совершения своего отшельнического подвига, находилось рядом с рекой Соркой. Именно поэтому праведника в будущем стали называть Нилом Сорским.

За мудрым советом и наставлениями к праведнику потянулись молодые иноки. С каждым годом их становилось все больше, поэтому было принято решение построить деревянную церковь рядом с домом предстоятеля. На месте будущего храма сначала сделали каменную насыпь, так как строить приходилось на болотистой местности.


Нило-Сорская пустынь в Вологодской области

Общими усилиями храм был воздвигнут в короткий срок. Жизнь и быт иноков нового монашеского скита строился по примеру аскетической жизни афонских старцев. Как и в любом монастыре, жизнь монахов проходила в труде и молитве. Придя в монастырь, иноки отказывались от любых бытовых благ, материального имущества. Все свободное время братья проводили в изучении Священного Писания, молитвах и богослужениях.

Интересно! Богослужения в скиту Нила Сорского были строгими и максимально полными, например, всенощная служба длилась действительно целую ночь.

Краткое жизнеописание

Житие Нила Сорского наполнено множеством интересных событий, повлиявших на развитие и формирование православия на Руси. Например, благодаря его образу жизни появилась скитское движение, впоследствии распространившееся по всей территории страны.

Житие

Летописи, содержащие информацию о ранних годах жизни Нила Сорского, дошли до наших дней в ограниченном количестве. Известна только дата его рождения – 1433 год. Далее идет большой провал в биографии, и следующее упоминание о Ниле появляется только после вступления в лоно церкви. Он принял монашеский постриг и поступил в ученики к Паисию Ярославовичу. Набравшись знаний у мудрого наставника, молодой Нил направился в паломническое путешествие.

За время своих странствий, монах исходил множество святых мест и даже жил на горе Афон. Там он изучил множество научных трудов, написанных местными настоятелями и святыми отшельниками. Позже эти знания пригодились в формировании собственного духовного развития и создании отдельного направления в православной религии.

Зарождение движения нестяжателей

Движение нестяжателей начало зарождаться практически сразу после возвращения Нила из странствий. Он не остался жить в родном монастыре, а соорудил себе отдельную келью, которая находилась в 15 километрах от обжитых монахами мест. Там он продолжил изучать духовные труды, формируя и оттачивая свой собственный путь к Богу. Видя его самоотдачу и преданность делу, к отшельнику стали прибиваться последователи.

Это стало толчком к постройке нового монастыря, в котором и зародилось движение нестяжателей. Приверженцы подобного образа жизни отличались крайней степенью трудолюбия и считали, что монахи должны иметь только те блага в жизни, которых добились собственными руками. В стенах монастыря также поощрялось духовное подвижничество, а монахи много времени проводили в своих кельях, читая молитвы.

Спор с Иосифом Волоцким

В качестве камня преткновения, из-за которого возник спор между двумя святыми старцами, называют их взгляды на жизненный уклад монастырей. Нил Сорский выступал за отказ от благ земных, которые выражались в принятии помощи от местных крестьян и прочих экономических манипуляций.

Кроме того, Иосиф указывал на тот факт, что отказ от благ земных не позволит монахам нести просветительскую деятельность среди безграмотного населения, так как все время будет уходить на добычу пропитания. Так церковь раскололась на два лагеря, одна сторона которого стала именовать себя «нестяжателями», другая «иосифлянами».

Обратите внимание! Оба настоятеля, несмотря на противоречия, относились друг к другу с уважением и поддерживали строгий порядок в подвластных им землях

Почитание

Умер святой в 1508 году. Церковное собрание приняло решение, что день памяти этого деятельного старца будет приходиться на:

  • 7 мая;
  • 3-ю неделю Пятидесятницы, вместе с собором Вологодских святых.

Вехи борьбы между двумя церковными течениями

Если описывать ситуацию кратко, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий впервые высказали свои взгляды на монастырские владения на соборе. Это вызвало ожесточенные споры, но служители церкви все же приняли решение в пользу иосифлян. Многие историки считают, что это произошло только потому, что они были в подавляющем большинстве.

Однако не все были довольны подобным исходом ситуации. Дело в том, что в шестнадцатом веке размеры Московской Руси были относительно невелики. А количество дворян, претендовавших на милость князя в виде земельного надела, постоянно увеличивалось. Все это заставляло главу государства с большим интересом смотреть на церковные наделы. Но все же принимать по отношению к ним какие-либо действия князья не решались.

После окончания собора открытым остался вопрос о еретиках. Нестяжатели считали, что их нельзя уничтожать, так как каждый грешник имеет шанс на раскаяние. Иосифляне же, в свою очередь, все более горячо отстаивали позицию применения физического наказания за ересь. Через несколько лет после окончания собора их влияние усилилось, поэтому церковь приняла решение о еретиках, предлагавшееся последователями старца Волоцкого.

Долгие годы борьба между двумя религиозными течениями не принимала сколько-нибудь серьезного оборота. Но вскоре поведение князя Василия III стало подвергаться осуждению нестяжателями. Причиной первого подобного выпада в адрес княжеской власти был развод Василия. Со своей законной женой он никак не мог завести детей, поэтому оформил развод и выбрал себе новую жену. Так как единственным поводом для развода, который может поддержать церковь, являлась измена, то нестяжатели во всеуслышание осудили поступок князя. Василий III не решился применить меры к представителям этого течения, он надеялся, что история со временем забудется. Но вскоре создалась еще одна неприятная для князя ситуация – он заточил в тюрьму представителей знатного рода, которых сам же и вызвал к себе и даже довольно приветливо встретил. Совершенную подлость вновь осудил нестяжатель Василий Патрикеев. Князь решил заточить его в Иосифо-Волоколамском монастыре, где он вскоре и скончался.

С этого момента иосифляне находились у власти в фаворе. В дальнейшем их представители не единожды оказывали серьезное влияние на события в государстве. К примеру, именно они стали идеологами введения опричнины, сумели укрепить в умах народа мысль о божественности княжеской власти, добились введения статуса патриархии относительно Московской митрополии, а также всеми силами стремились возвеличить Русь и поднять ее авторитет на международной арене.

Противостояние с Иосифом Волоцким

Нил Сорский руководил монастырем всю свою жизнь и редко покидал его. В 1491 году старец участвовал в Соборе, посвященном противостоянию жидовствующей ереси. К тому времени подвижник снискал всенародную славу высокодуховного человека, и к его мнению прислушивались даже высшие духовные чины.

С его помощью и при участии других защитников Православия, очаги ереси были подавлены. Особо горячо мнение подвижника поддержал на соборе Паисий Ярославов. Уважаемый старец из Кирилло-Белозерской обители во всем был согласен со своим учеником.

На первом соборе у Нила Сорского и Иосифа Волоцкого возникли первые конфликты. Нил Сорский и его последователи резко осуждали любые проявления ереси, но не требовали применения высших мер наказания к ее распространителям. Многие из них были обмануты, некоторых апологетов ошибочного религиозного течения стоило заключить в тюрьмы, изолировав таким образом от общества.


Иосиф Волоцкий и Нил Сорский

Нил Сорский считал смертную казнь слишком жестоким методом борьбы. Иосиф и Геннадий Волоцкие придерживались радикальных мер в отношении еретиков — всех распространителей ереси предполагалось казнить, выжигая подобную «заразу» каленым железом. По их мнению, любые другие методы борьбы были бы неэффективными.

Нил Сорский был далек от проблем мирян, он междоусобных разбирательств и настроения властей. Праведник считал, что христианского покаяния достаточно для того, чтобы не наказывать человека за ошибочные суждения. Наказывать предполагалось только особо упорствующих, чтобы они не смущали неокрепшие умы ошибочным учением. Сторонники Нила Сорского называли «осифян» чрезмерно жестокими, утверждая, что подобными действиями они сами становятся на путь жидовствующей ереси.

Интересно знать! Понятие жидовствующей ереси в Православии объединяет несколько религиозных течений, преимущественно сконцентрированных в Новгороде и Москве.

Этот период был уникальным для Руси средних веков, когда на русских землях придерживаться другого вероисповедания могли только жители других стран. Еретические течения зародились среди торговцев, которые посещали сами другие страны и общались с иностранными купцами, приезжающими в Россию.

Именно поэтому центром духовного противостояния стали Новгород и Москва — города, которые были крупнейшими торговыми центрами Руси. Власти сложно было уследить за тем, что именно проповедуют заезжие книжники простым людям, несмотря на то, что осуществлять миссионерскую деятельность на территории русского государства иностранцам было запрещено. Жидовствующая ересь возникла после смешивания христианских и иудейских догматов.


Нил Сорский на Церковном соборе 1503 года

Второй раз старец посетил Собор, когда на нем рассматривался вопрос о монастырском имуществе. Предстоятель выступил с резкой критикой сторонников монастырских землевладений. Он считал, что монастыри не могут владеть селами и большими земельными угодьями.

Все монахи его обители кормились собственным трудом. Любая забота о прибыли противоречит монашескому подвигу. Мнение подвижника горячо поддержали иноки Белозерской пустоши. На этой почве между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким вновь возник жаркий спор.

Расхождение во взглядах предстоятелей Церкви тех времен усугублялось, в церковной иерархии наметилось образование противоборствующих церковных групп. Преподобный Иосиф ревностно отстаивал право монастыря на владение землями и имуществом, считая, что это не имеет ничего общего со стяжательством.

Он говорил, что церковные владения делают Церковь более независимой от государства. Материальные средства, попавшие во владения Церкви, давали возможность строить новые храмы и осуществлять благотворительную деятельность. В конечном итоге на соборе победило мнение Иосифа Волоцкого.

Важно! Иосиф Волоцкий — деятель Русской Православной Церкви, талантливый церковный писатель, покровитель православного хозяйствования. Канонизирован и почитается в лике Святых с 1579 года

Конфликты, возникавшие в церковной среде, отражали процессы, происходящие в молодом русском государстве. На Руси шел период самодержавия, который был связан с непростыми вопросами распределения власти и собственности.

Канонизация преподобного Иосифа

За свои заслуги перед православной церковью Иосиф Волоцкий удостоился канонизации. Она произошла через 64 года после его кончины. В основанном им монастыре по сей день хранятся мощи святого. Кроме этого, там же можно увидеть и его вериги. Около девяти лет назад около обители был открыт памятник великому подвижнику Иосифу Волоцкому.

В чем помогает этот святой? Этим вопросом часто задаются православные, читая тропарь старцу. В старинных летописях данную информацию отыскать невозможно, так как только несколько лет назад патриарх Кирилл благословил святого на помощь в определенной области.

Так в чем помогает Иосиф Волоцкий? Этому старцу необходимо молиться тем, кто ждет помощи в области православного предпринимательства. Святой покровительствует таким людям и помогает им вести свои дела.

Творения

Главными книгами из духовного наследия, дошедшего к нам от преподобного Нила, считаются «Предания» и «Устав о скитской жизни».

«Устав» можно считать главным трудом Нила Сорского. Книга состоит из 11 глав и представляет собой не регламент монастырской жизни, а мудрые наставления в духовной борьбе. Смысл книги заключается в том, чтобы объяснить инокам, как именно им предстоит подвизаться, чтобы спастись.


Книга Нила Сорского «О мысленной в нас брани»

В частности, старец давал напутствие инокам о том, как следует противиться блудным страстям, как укрепляться для совершения духовных подвигов. Многие люди, с рвением приступающие к духовной борьбе, быстро выгорают и опускают руки.

Подвижник учит, как сохранить силы для этой борьбы на протяжении всей жизни. Борьбе с разными страстными помыслами посвящены отдельные главы книги. В своем труде праведник также подробно говорит о Страшном Суде, о попечении об истинном.

В «Преданиях» же уделяется много внимания описанию монастырского быта, отношению к материальным благам, общению с людьми из мира. Помимо этого старец также давал душеполезные советы о противодействии блудным помыслам.

Основные положения «Предания»:

  • Пропитание, согласно учению старца, иноки должны были добывать своим трудом.
  • Принимать милостыню отшельникам полагалось только в случаях тяжелой болезни и крайней нужды.
  • Церковный быт следовало организовывать просто, без излишеств. В церкви не должно было быть изделий из драгоценных металлов.
  • Посещать скит мужского монастыря женщинам строго запрещено.
  • Основным принципом скитской жизни было полное нестяжательство, ни у кого из монахов не было своих личных вещей.

Аскетический путь: от начала и до высот созерцания

Путь духовного восхождения, согласно преподобному Нилу, открывает покаяние. «Подобает же имети нам скорбь полезну — еже о гресех, — с надежею благою к Богу, покаанием… Сия убо скорбь с радостию размешена бывает… Скорбь же съпротивную, еже от бесов приносимую, тщаливно подобает от сердца отметати». Покаянная печаль по Богу (скорбь полезна) связана с надеждой на Бога и радостью, в отличие от нее страсть печали бесовской является виновницей всех зол, и ее следует от сердца отметать через борьбу со страстями.

Вот и борение еже к страстем. Со страстями сперва борются телесно (останавливая проявления страсти на деле), потом восходят к борьбе со страстью в помышлении («мыслене»). Преподобный Нил описывает «разумное борение», при котором подвижник стремительно отсекает приходящие страстные помыслы и беспрестанно молится. Это приводит человека к «жительству безмолвия». Совершая умное делание, преподобный Нил советует «благыа помыслы приводити на лукавыа», то есть переводить лукавые помыслы в полезные — в помыслы покаянного самоукорения.

В ответ на умное делание от Бога приходит «сердечная… молитва всякому благу источник». На сердечной молитве ум соединен с сердцем, «действо молитвенное… дръжит ум у себе и веселит и от пленения упраждняет». Благодать услаждает и укрепляет ум, теперь уму не так трудно пребывать в сердце за Иисусовой молитвой.

Этим путем безмолвники восходили к Богу, «от всех соблюдаху ум, и обретошя благодать, и в безстрастие и чистоту душевную приидошя». Безмолвие («молчание»), неослабная умная молитва подводит подвижников к созерцанию («видению»).

Опыт созерцательной молитвы (видение молитвы) старец Нил излагает со ссылкой на Исаака Сирина: «Неизреченная она радость, и молитву от уст отсецает… И глаголет сие ужас и видение молитвы, а не молитву. И не молитвою молится ум».

Если действие сердечной молитвы раньше освобождало душу от пленения страстным помыслам, то теперь молитвенное созерцание пленяет ум безмолвника: «Нападает въ все тело пища некая (некое наслаждение — д. П.) и радование, якоже язык плотскы не может сия изрещи, дондеже вся земная пепел и уметы вменит». Это предвкушение Царствия Небесного, по сравнению с которым все земное — пепел.

Тем самым, у преподобного Нила очерчены основные ступени духовного восхождения: покаяние, борение еже к страстем, безмолвие, сердечная молитва, видение молитвы. Отметим, что у других исихастских авторов мы найдем между ступенями сердечной молитвы и созерцательной чистой молитвы еще описания ступеней непрестанной молитвы и бесстрастия.

Кроме того, преподобный Исаак Сирин различает чистую молитву и более высокий опыт созерцания нетварного Света, что не отражено в «Уставе» преподобного Нила.

Кто такие нестяжатели и иосифляне

Термины «нестяжатели» и «иосифляне» появились позже, чем происходил сам конфликт между двумя этими течениями. Проповедующих нестяжательство еще называли «заволжскими старцами», потому что монастыри их, как правило, находились далеко от .

Происхождение слов

Слово «нестяжатели» произошло от термина «нестяжание», в православии это — нищета, избранная по собственной воле, — один из обетов, которые даются монахами при пострижении.

Иосифлянами (по имени Иосиф) стали называть приверженцев Иосифа Волоцкого, одного из духовных лидеров Русской Православной церкви конца XV — начала XVI веков.

Значение понятий

Иосифляне, приверженцы консервативного учения Иосифа Волоцкого, крайне негативно относились к любым группам, настаивавшим на реформировании Церкви, отстаивали возможность для монастырей владеть землей и ратовали за физическое уничтожение еретиков.

Нестяжатели, сторонники Нила Сорского, требовали безукоризненного соблюдения монахами своих обетов, в частности, обета бедности, а также выступали за снисходительное отношение к раскаявшимся еретикам.

Противостояние двух этих течений наложило глубокий отпечаток на религиозно-общественную ситуацию в России XV-XVI веков.

Монашество

Иноческая жизнь Нила Сорского началась в Кирилло-Белозерской обители. Здесь он учился навыкам аскетической жизни под руководством строгого и опытного подвижника, старца Паисия Ярославова. Здесь он трудился, предавался молитве и послушанию, бдению и постам.

Прожив какой-то период в монастыре, он вместе с учеником, монахом Иннокентием (принадлежавшим к боярскому роду Охлебининых) решился путешествовать по святым местам.

Достигнув Афона, пробыл там достаточно долгое время, перенимая опыт местных отцов, возрастая возрастом духовным, изучая правила пустынножительства, трезвения, духовного созерцания.

Одним из его излюбленных занятий было изучение Священного Писания, жизни и творений святых отцов Церкви.

Пребывая на Святой Горе, Нил Сорский приобщился к уединенному жительству, полюбил священное Христа ради безмолвие.

Возвратившись на Русь, он не стал жить в Белозерской обители, а выбрав безлюдное болотистое место неподалеку, приблизительно в 15 верстах от монастыря, на реке Сорке, воздвиг там крест, вырыл колодец, основал келью, часовню, предался аскетическим подвигам.

Вокруг преподобного Нила Сорского собралось несколько братий, искавших спасения. Со временем количество братий увеличилось. Общими стараниями отстроили церковь. Строительство потребовало немалых усилий, ведь храм возводился на болотистой почве. На месте, где он был воздвигнут, предварительно сделали насыпь.

Жизнь в обители организовывалась на основе правил скитского жительства, заимствованных у Афонских подвижников. Так был создан монашеский скит.

Жизнь братий проходила в трудах и молитве, изучении Книг Писания и произведений отцов.

Скитский устав подразумевал отшельническое жительство иноков, совершенный отказ от любых форм обладания имуществом и угодьями, неприятие земных благ.

Отшельники собирались на богослужение вместе по субботним и праздничным дням. Совершавшиеся в скиту преподобного Нила церковные службы отличались особой строгостью и полнотой. Например, скитская всенощная длилась всю ночь.

Большое внимание преподобный отец уделял достижению высокого благодатного состояния

Важное значение в деле воспитания иноков предавалось молитвенному безмолвию, внутреннему сокрушению, памятованию о смерти и Страшном Суде, борьбе с помыслами

Важное значение в деле воспитания иноков предавалось молитвенному безмолвию, внутреннему сокрушению, памятованию о смерти и Страшном Суде, борьбе с помыслами. В пятой главе составленного Нилом Сорским руководства, Уставе, даётся подробное описание, как необходимо вести внутреннюю брань против восьми наиболее губительных страстных помыслов (чревообъедения, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости)

В пятой главе составленного Нилом Сорским руководства, Уставе, даётся подробное описание, как необходимо вести внутреннюю брань против восьми наиболее губительных страстных помыслов (чревообъедения, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости).

В 1491 году Нил Сорский, сыскавший к тому времени известность и уважение, участвовал на Соборе, исследовавшем дело о ереси жидовствующих.

Жидовствующие еретики явили в своем учении одну из наиболее страшных ересей, явившихся на территории Руси. Они отрицали Троичность Бога по Лицам, Божественное достоинство Христа, отвергали почитание святых мощей и икон. Несмотря на кажущуюся очевидность противречия нового учения Преданию Церкви, эта ересь увлекла в свои сети множество людей, включая представителей духовенства, значимых государственных особ.

Со временем очаги этой ереси были подавлены общими услиями ревностных Православных защитников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector