Игумения анатолия (баршай)он от нас не ушел. воспоминания о духовном отце

Господь сотворил чудо

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского ставропигиального мужского монастыря:

Одно время после тяжелой операции я жил в Вознесенском Оршином монастыре Тверской епархии. Там недалеко от монастыря находится селение Эмаус. Видимо, в свое время какой-то благочестивый помещик дал такое название своей вотчине. А рок-группы почему-то тяготеют к такого рода топонимам. Им нравятся библейские названия: Назарет, Эмаус и т.д. И вот они облюбовали это село для проведения рок-фестиваля. Так как село находится в чистом поле, то звук от колонок с усилителями оглушал всю округу. Такое было попущено искушение. Тогда матушка Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, получила от архимандрита Наума благословение: всем читать акафист Архангелу Михаилу. Отец Наум очень почитал Архистратига – ему посвящены теперь уже два монастыря на родине старца: женский в его родном селе Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской областии и мужской в близлежащем селе Козиха. Промыслительно и то, что 40 дней отца Наума пришлись на празднование памяти Архангела Михаила и всех Сил Бесплотных. Матушка игумения со всеми сестрами и девочками из монастырского приюта, а также я, проживавший тогда в монастыре, – мы все стали читать акафист Архангелу Михаилу. И Господь сотворил чудо. В монастыре водворилась тишина. Это было, действительно, чудо, потому что стоило выйти за ограду обители, как музыка гремела; делаешь шаг назад в монастырь – и тишина! Я сам несколько раз проверял – выходил за заборчик и заходил: буквально метр, а за низенькой символической оградой не слышно этого грохота. Это необъяснимо с точки зрения законов физики.

Другой пример. Чада отца Наума активно обращали к вере своих знакомых и коллег. Так, ныне профессор Московской духовной академии и Сретенской семинарии Алексей Иванович Сидоров в то время еще преподавал в МГУ, где помог креститься учившейся на отделении славянской филологии финке Кирси Марита Ритониеми. Она так же, как и он, вошла в число духовных чад архимандрита Наума. Приняла монашество. Одно время была настоятельницей Вознесенского Оршина монастыря, а потом правящий архиерей, преобразовав Тверское подворье обители в самостоятельный Свято-Екатерининский монастырь, направил матушку Иулианию (ее имя в постриге) туда игуменией. Время от времени возникали искушения, враг противодействовал возрождению монастырей. Тогда матушки Иулиания и поставленная на ее место в Вознесенский Оршин монастырь Евпраксия вместе могли беседовать с чиновниками, а все сестры и девочки приюта в это время пели в храме Трисвятое. И всё – слава Богу – улаживалось.

Немного слов Наума к столетию революции (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум был человеком умным и прозорливым, способным донести информацию до каждого (или почти до каждого) человека. О событиях столетней давности (о революции) он говорил: «По проповеди одного пророка Ионы Ниневия все жители покаялись и были спасены, а город их должен был погибнуть. До революции в нашей стране было очень много святых! Это и Иоанн Кронштадтский, и блаженные Паша и Пелагея Дивеевские и многие другие. Ведь все имели возможность помолиться Господу Богу о недопущении революции. На тот момент в стране действовало немало и семинарий, и церковных школ. Но…. Страной уже руководили не православные христиане, а сатанисты. Верующих православных увольняли с руководящих должностей и убирали из учителей. Раньше учили Законам Божиим». По словам Наума, его мама пошла в школу в 1908 году и после нескольких дней сказала, что в такую школу ходить нечего. Учителя того времени говорили: «Мы теперь будем строить счастливую жизнь без попов и без царей!». Наум очень возмущен тем, что прозорливые люди никак не позаботились о народе, почему они допустили революцию (переворот в государстве). И, как показала практика, в армии сплошь и рядом были предатели.

По мнению Наума, нынешняя власть поклоняется дьаволу, такие же люди допустили революцию 100 лет назад и подобные им уже в нынешнем XXI веке не раз пытались устроить государственные перевороты. Но президент страны смог предпринять меры по недопущению гражданской войны. К великому счастью, до стрельбы не дошло.

Для того чтобы победить сатанистов, нужно сохранить единство народа. Для европейцев до сих пор остается тайной, как Советский Союз выстоял и победил в самой страшной войне XX века. Несмотря ни на что, советскими людьми вполне оперативно было налажено производство танков и самолетов, так необходимых для передовой, и в это тяжелое для страны время наука не стояла на месте, а активно развивалась. Власть, столкнувшаяся с чудесами на фронтах, приказала восстановить Патриаршество в стране, а также начать открытие храмов и церквей. На оккупированных территориях очень активно открывались церкви и часовни.

4 сентября 1943 года состоялась встреча в Кремле Сталина с Сергием (Страгородским), Ленинградским и Новгородским Алексием и Николаем (Ярушевичем). И в тот момент было решено открыть Лавру и возобновить богословские курсы.

Архимандрит Наум считает, что для нашего государства нужны добрые правители. С которыми можно советоваться и не хулить имя Божие, тогда и люди станут добрее. И обязательно каждый человек-христианин должен соблюдать заповеди, так как даны они для всех. Соблюдение Законов Божиих необходимо начать с изучения этих самых законов, нужно читать Библию, Евангелие, ходить в церковь, молиться, причащаться и исповедоваться.

Чем чаще человек исповедуется, тем больше видит за собой грехов. А те, кто ходят в церковь от раза к разу или не ходят вообще, не замечают за собой грехов. И как такие люди могут жить счастливо…?

А признание однополых браков — это вообще недопустимо для человечества, равно как и смена пола. Наум выступает против продажи земель Русского государства, против убийства детей, в том числе и нерожденных, против мужеложства и блуда. Если такие явления будут на Русской земле, то и конец света недалеко.

Наум положительно относился к переменам, происходящим в Африке. На этом континенте многие люди принимают православие, отказываются от мусульманства и проповедуют Иисуса Христа и Деву Марию.

До революции при Царе люди веровали в Бога, церковь была едина с государством. Школы были церковными, и людей там учили заповедям Христа. Учили, как воспитывать нравственное поколение, ценить и сохранять семью. Аборты в то время были запрещены, и нация русская сохранялась и приумножалась. За двадцать лет царствования Николая II нация увеличилась на 50 миллионов, а после революции стала очень быстро сокращаться. Аборты в наше время не запрещены, нерожденных младенцев убивают и убивают, а ведь стране так нужны люди (и воины, и ученые, и учителя).

Воин Христов

Юный воин на этом фото – будущий архимандрит Наум (Байбородин) – мой почивший духовный отец. Я взяла именно эту фотографию неслучайно. Во-первых, мне хочется, чтобы те, кто совсем не знал батюшку и не представляет его лица, увидели его молодым. Ведь монахами и тем более старцами не рождаются, а сознательно и постепенно становятся воинами Христовыми.

Вторая причина, по которой именно этой фотографией хочу начать свой рассказ о духовном отце: факт, что батюшка всю свою жизнь был воином, верным сыном земной Родины и Небесного Отечества.

Николай Байбородин был одним из новобранцев последнего военного призыва. Миллион с четвертью юных, семнадцатилетних пареньков призвала тогда обескровленная в тяжелейшей войне Родина в ряды Красной армии и флота. Верховный главнокомандующий решил приберечь до поры этот последний резерв, не бросил его в пекло сражений, предвидя, что и после Победы будущему миру будет далеко до спокойствия. Так и не успел последний военный призыв сразиться с врагом на поле боя. Но когда вернулись на Родину эшелоны с победителями, привелось этому призыву еще шесть-семь лет (а кому-то и дольше) нести срочную службу в армии и на флоте, став уже не резервом, а ядром Вооруженных сил страны.

Сержант Николай Байбородин, в 1950-х годах

Более восьми лет прослужил в армии и наш батюшка. Всегда вспоминал этот период как очень важный в своей жизни, как время, сформировавшее его как личность, заложившее в его характер фундаментальные качества: дисциплинированность, выдержку, самоотверженность, чувство братства и взаимовыручки, трезвенное отношение к жизни, ответственность, благородство и патриотизм.

Нам, молодежи 80-х, окружавшим старца в огромном количестве, батюшка часто приводил в пример случаи из своей военной жизни. Говорил, что мы тоже солдатики и должны быть всегда подтянутыми, готовыми к действию. Рассказывал о себе, что в армии очень много занимался спортом, был сильным, выносливым. Именно спорт сохранил юношу от многих искушений. Вечером молодежь собиралась, к примеру, на танцы, а Николай приходил с тренировок такой усталый, что ему было просто не до вечеринок. Девушки, бывало, уговаривали кого-нибудь из сослуживцев пригласить Колю в компанию, но так получалось, что дневные занятия спортом не оставляли сил для гуляний. Батюшка говорил, что у его ровесников не было ни времени, ни даже просто условий для уныния или каких-то помыслов. Они вели здоровый образ жизни, имели устойчивую психику. Не было даже такого понятия, как, к примеру, бессонница. «Над нами самолеты и взлетали, и садились, а мы спали очень крепко, только головой подушки коснулся – и уже спишь!»

Рядом с их воинским подразделением была какая-то часть, где служили девушки (не помню, зенитчицы или связистки). Батюшка всегда приводил этих девушек в пример: утром, когда бывало построение (им так же, как и ребятам, давалось очень мало времени на подъем и одевание), они каким-то непостижимым образом вовремя выстраивались, были очень аккуратно одеты и причесаны (при этом все имели длинные волосы, заплетенные в косы). У девушек была одна старшая по званию, кажется, старшина. Батюшка говорил, что она у них была как благочинная в монастыре, следила, чтобы всё делалось вовремя и как следует.

Батюшка очень любил и понимал молодежь. Это удивительно, ведь он девственник, у него никогда не было не только своих детей, но даже и племянников. Да и каких-то других родственников, которых он когда-либо воспитывал, я не знаю. Тем не менее он видел молодежные проблемы гораздо лучше родителей и кого бы то ни было. А о себе рассказывал, как он после армии, будучи студентом, ходил во Фрунзе в храм. Там учился церковному чтению. Священник, служивший во фрунзенском соборе, давал ему читать «Апостол». Это вызывало сильное неудовольствие у псаломщицы. Она утверждала, что Николай делает много ошибок, поэтому «Апостол» ему читать нельзя. Но священник защищал Колю и объяснял, что тот еще всему научится и будет всё знать лучше, чем она сама.

Предисловие

Дорогие братья и сестры!

Почтительнейше предлагаю вашему вниманию свои воспоминания о моем духовном отце – приснопамятном архимандрите Науме (Байбородине). Этот труд – самый малый дар, который могу принести в благодарность взрастившему, вскормившему и сформировавшему меня пастырю (06.12.1927–13.10.2017).

В годы моей молодости случилось быть на одной службе в Лавре, когда по расписанию была батюшкина проповедь. Почему-то при выходе старца из алтаря произошла какая-то довольно длительная задержка. Сердце замерло от страха – не случилось ли чего с батюшкой? Ведь проблемы со здоровьем у него были и тогда, просто он мужественно все переносил и никогда не жаловался. Страшно даже представить себе было, что батюшка когда-то от нас уйдет. Что же мы делать без него будем?

Но старец учил всех духовной самостоятельности. Он так и говорил, что поставил нас на рельсы, а мы должны дальше двигаться самостоятельно к вечной жизни с Христом. Казалось, что этого никогда не освоить, никогда не будет возможно оторваться от старца. Ведь что бы ни случилось, мы тут же мчались к своему духовному отцу, писали или звонили ему, знали, что будет ответ. Но чем старше мы становились, тем больше батюшка требовал осознания своего индивидуального предстояния перед Богом.

Как-то я, обращаясь с одним вопросом к старцу, воскликнула: «Я все-таки буду выпрашивать у вас это, батюшка!» Старец покачал головой: «Не так! У Бога будешь выпрашивать!»

Он радовался нашей сознательности, он хотел, чтобы мы были настоящими воинами Христовыми.

Следует обратить внимание: батюшка очень хотел видеть своих чад не разрозненными, но единодушными в спасительном делании. Ведь он поистине был всем нам и отцом, и матерью, а какая мать, какой отец не хочет видеть своих детей дружными, идущими по жизни путем праведным? И вот наступил момент, когда нет больше возможности писать и звонить, и приехать теперь можно только к могилке

И сколько бы лет каждому из нас сейчас ни было, на какой-то момент стало горько, печально, сиротливо.

Но Всепобеждающий Господь да не даст никому из нас печалиться! Ведь наш отец – военачальник духовного фронта, по словам схиархимандрита Илия (Ноздрина). Нам ли скорбеть? Мы обрели молитвенника и ходатая на Небе, в Церкви Торжествующей, и это – наш отец! Он никого из нас не оставит сиротой. Целый сонм одних только архипастырей – своих духовных чад – оставил он сейчас в Церкви Воинствующей. И подслушала я недавно беседу двух епископов о батюшке, что он ведь здесь сейчас, с нами рядом, хоть незримо, но весьма ощутимо.

Братья и сестры! Верьте и знайте: если мы все вместе продолжаем дело, которому старец учил нас, если сами живем благочестиво и учим этому других, если стараемся всеми силами жить по воле Божией и во славу Божию и трудиться для спасения души своей и ближних, то наш дорогой батюшка будет радостно за нами наблюдать и во всем нам помогать. Ведь никуда он от нас не ушел.

Архимандрит Илиан (Племенюк)

Архимандрит Илиан (Племенюк) умер 11 мая от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Ему было 76 лет.

Вспоминает архиепископ Амвросий (Ермаков):

— Отец Илиан — человек, которого я видел, можно сказать, с самой юности. Как только я приехал в Лавру, я видел, как он несет послушание за свечным ящиком в Троицком соборе, потом видел, как он вынимал просфоры в Сергиевском Трапезном храме и Успенском соборе. Я учился в Семинарии и Академии 9 лет, управлял хором в Лавре, где он служил, я его видел. 

Но что поразительно: я ни разу, ни разу за эти годы его не слышал! Я не слышал его проповеди, даже возгласа его не помню. Я только его видел. Но я видел его человеком, который постоянно на послушании. Всегда спокойный, ровный, исполненный глубокого мира.

И вот что еще удивительно: когда он преставился, я почему-то непрестанно думал о нем два дня подряд. Именно о нем. И это приносило радость в сердце. О нем я думал больше всех, хотя знал намного больше тех лаврских духовников, которые тоже недавно почили; хотя с ними и общался, и мог бы о них что-то большее рассказать и вспомнить. Но именно об отце Илиане думал и размышлял как о своем, родном мне человеке. 

Почему-то вот этот образ его молчания мне запомнился больше всего. Молчания и верности Христу, верности своему монашескому призванию, верности своему послушанию. Позже я о нем прочитал. Как оказалось, он за эти годы ни разу не только не пропустил свое послушание, но даже ни разу не опоздал. Мало кто помнит об этом.

Мой одноклассник рассказал мне о том, что он действительно был таким молчальником. Однажды он к нему обратился с просьбой и даже не ожидал, что от этого внешне сурового, молчаливого человека он вдруг почувствует такое удивительное тепло, и такую поддержку, и получит такой совет, который его просто окрылит и преобразит. После этого он тоже больше никогда не слышал отца Илиана. 

Вот что происходит с человеком, который идет по пути обожения. Отец Илиан всегда прятался от фотографов, от каких-то лишних глаз, от внимания других, но сейчас я о нем рассказываю и мне просто хочется еще и еще о нем думать и говорить — послевкусие хорошее какое-то от этого. 

Архимандрит Лаврентий (Постников)

Архимандрит Лаврентий (Постников) ушел из жизни в возрасте 84 лет. 

Архимандрит Лаврентий (в миру Михаил Иванович Постников) родился 25 октября 1933 года в Орловской области. Воспитывался в благочестивой семье, был крещен в младенчестве. Отца его забрали на фронт в самом начале Великой Отечественной войны; он скончался от рук фашистов. После героической смерти мужа мама Михаила воспитывала и ставила детей на ноги одна, а впоследствии приняла монашество с именем Варвара.

Вспоминает келейник старца иеромонах Памфил (Осокин):

— Отец Лаврентий каждую ночь в два часа вставал на молитвенное правило и читал его до братского молебна, который начинается в 5:30 утра. Когда меня, еще студента Московской духовной академии, поставили помогать ему, у батюшки уже слабло зрение, молитвы он поручал читать нам — тем, кто помоложе, а сам слушал. После вечерних молитв мы еще некоторое время читали жития святых, причем, если пробегая глазами, ты сокращал некоторые абзацы в особо длинных повествованиях, отец Лаврентий сажал тебя рядом и начинал пересказывать только что прочитанное тобою вслух и делал акцент именно на тех фрагментах, которые были опущены… И это могли быть даже малоизвестные жития — он все их прекрасно знал чуть ли не наизусть.

«Все мы под его молитвой как под покровом находились»

Игумения Елена (Богдан), настоятельница Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома Муромской епархии Владимирской митрополии:

Это Божий человек. Святой жизни. Его мама схимонахиня Сергия была очень благочестивой женщиной. Жили они под Новосибирском. Дети у нее все умирали во младенчестве. Когда на Николин день 90 лет назад у нее родился очередной мальчик – тоже слабенький, – она молилась: «Господи и Матерь Божия, оставьте мне его, пусть он будет как святитель Николай». Ее материнская молитва была услышана. Младенца окрестили с именем Николай. Он всю свою жизнь, как святитель Николай, посвятил служению Богу и людям – это самое главное.

Монах он был исключительный для нашего времени. Подвизался по древним монашеским уставам. Сам был делателем послушания и нас наставлял в самоотречении. Послушание – превыше всего.

Очень помогал нам своей молитвой. Когда у монашествующих случались искушения, Господь попускал согрешить, отец Наум вымаливал даже сильно израненных грехом. Как-то незримо всё управлялось, души врачевались. Все мы под его молитвой как под покровом находились – чувствовалось это. Думаю, что и сейчас Господь даст ему такое благодатное состояние помогать всем, кто будет прибегать к нему.

Иеромонах Модест (Панченко)

Иеромонах Модест 14 мая он скончался от осложнений, вызванных Covid-19, в возрасте 45 лет.

Иеромонах Модест (в миру Роман Николаевич Панченко) родился 6 июня 1974 года в городе Днепродзержинск (Украина). Принял таинство Крещения в младенчестве в Свято-Покровском храме села Таромское Днепропетровской области. По окончании средней школы обучался в Днепродзержинском техническом университете. В 1996 году успешно поступил в Московскую духовную семинарию. 

4 декабря 1999 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, ректор Московских Духовных школ епископ Евгений (Решетников) совершил над Романом хиротесию во чтеца. На последнем курсе Семинарии Роман вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и продолжил обучение в Московской духовной академии уже на заочном секторе.

Отец Модест занимался просветительской и миссионерской деятельностью. Батюшка преподавал Закон Божий в старших классах Православной гимназии имени преподобного Сергия в Сергиевом Посаде, был старшим преподавателем Центра образования военнослужащих Свято-Тихоновского православного государственного университета, преподавал на богословских курсах при Воскресенском подворье (храм апостолов Петра и Павла). Долгое время отец Модест был старшим священником в Школе-интернате имени преподобного Сергия в деревне Топорково, расположенной вблизи Сергиева Посада.

«Над трехлетним мальчиком по имени Алексий насмехались старшеклассники. Как-то раз они сильно обидели мальчика и убежали, а тот в слезах пришел в церковь, встал на колени перед иконой святителя Алексия и заплакал. В это же время в алтаре храма молился отец Модест. Услышав всхлипывания, похожие на детский плач, батюшка выбежал из алтаря, — пишут на сайте Троице-Сергиевой Лавры. — Тут он увидел Алешу у иконы, подошел к мальчику и встал на колени рядом с ним. После этого мальчик не отходил от отца Модеста ни на шаг. Вместе с батюшкой они решили все разногласия между ребятами. Потом Алеша постоянно встречал батюшку у ворот интерната, чтобы получить благословение раньше остальных ребят — для него отец Модест был самым родным человеком.

Идеология

Коротко идеологию наумовцев на начало 2019 года можно описать так: фундаментализм, национализм, любовь к военным и остальным силовикам, антиэкуменизм, монархизм, почитание династии Романовых, а также дореволюционных порядков, ожидание скорого конца света, спекуляции на теориях заговора.

Как нетрудно догадаться, чем сложнее социально-экономическая обстановка в России, тем больше недовольных людей и популярнее подобные взгляды. При этом движение почитателей старца Наума не маргинально. Напротив, в это время среди них немало представителей элиты, в том числе научной, например, декан факультета социологии МГУ Добреньков.

Об отце Науме написаны сотни статей, уже есть книги, но более всего в народе известны его поучения и пророчества. В том числе такие:

В мире действует темная дьявольская сила, которая ненавидит Церковь и православную Россию. Масоны-сатанисты захватили власть в масштабах всей планеты, их уже 5 миллионов, объединенных в 38 тысяч лож, а верховодят всем Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет-300 и Бильдербергский клуб.

Мать Сталина Екатерина была верующей, сам Сталин учился в семинарии, но хоть и не стал священником, мистически сохранял в себе благодать, обратился к вере во время войны, открыл храмы и восстановил патриаршество.

Если в России зло будет распространяться, то это приблизит конец света. Остальные европейские народы уклонились в нечестие, а то и прямо в сатанизм.

Россия погибнет, если не запрещать богохульство, мужеложество и аборты. Необходимо также запретить продажу земель русского государства, особенно иностранцам.

Сейчас у власти повсюду враги Христовы. Русскому народу необходимо покаяться в разрушении в 1917-ом православного царства — Российской империи, вновь осознать свою миссию Третьего Рима, обратиться к родным святыням, отвергнуть западные идеи, свергнуть безнравственных и ущербных чиновников, и вновь поставить во главе государства помазанника Божия, русского православного Царя, чтобы он объединил Великую, Малую и Белую Русь.

«У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД»

Архимандрит Захария (Шкурихин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

Мы жили с отцом Наумом рядом, у нас келии были на одном этаже. Иногда пересекались на трапезе. Он был строг. Замечания делал. Иногда скажешь что-то не то или во внешнем виде у тебя что-то не так – всё видел. Но всегда по делу выговаривал.

В монастыре тесное общение между братиями. Всегда видно: человек молится или просто так, «ворон считает». Отец Наум молился. Он, конечно, много времени приему народа уделял. Но на службе старался сосредоточиться, напряженно вникал в слова богослужения. Про синодики, когда его однажды спросили, почему он их не читает, говорил: «Пусть их молодежь читает, чтобы у них помыслов поменьше было».

У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД. Сейчас окормлять народ в нашем современном мире очень сложно. Владыка Феогност Сергиево-Посадский, наш наместник, всегда очень удивлялся, как отец Наум всех может помнить: кто где в епархиях, в каких отдаленных монастырях, в каких малых городах да в заброшенных деревеньках, и при этом у кого какие горести, проблемы, внутренние искушения. Что-то кому-то отсылал, через кого-то передавал… Получал письма, писал ответы.

Помню, как-то к нему приехали одни рабы Божии – у них масса проблем, жить негде… Он их сразу благословляет: «Поезжайте туда-то. Вот как раз, – подзывает кого-то, – туда люди едут. Дом сейчас пустует. Там и будете жить». Лишенные крова туда поехали; их сразу поселили, они там прожили несколько лет. Потом им говорят: «Всё, съезжайте». Им, конечно, жалко было оставить то, что было нажито за эти годы, но оставили уже всё это для следующих жильцов. А у них как-то жизнь дальше устроилась. Всё по его молитве происходило гладко и точно само собой. Также было и у монашествующих – все проблемы, и внутренние, и чисто житейские, бытовые, по благословению отца Наума разрешались.

Великая Отечественная война

Обучение в средней школе Николай прервал, потому что грянула Великая Отечественная война. В самом ее начале он был слишком мал, чтобы отправиться на фронт. В ряды Красной армии его мобилизовали только в 1944 году. Срочную службу он проходил в авиатехнических частях.

Поначалу Николай был прикомандирован к радиотехнической школе в городе Фрунзе, затем его перевели в Ригу, а после в воинские части Калининграда и Шяуляя. В основном Байбородин занимался техническим обслуживанием аэродромов. В военных действиях он участия не принимал. В 1952 году его демобилизовали. К тому времени Николай успел получить звание старшего сержанта. За отличную службу ему торжественно вручили фотографию знамени. Вернулся будущий архимандрит в город Пишпек (ныне столица Киргизии Бишкек), где он продолжил обучение в вечерней школе. Окончив ее, он стал студентом физико-математического факультета местного Политехнического института.

Игумен Игнатий (Амелькович)

Игумен Игнатий (Амелькович) ушел из жизни 26 апреля после продолжительной болезни в возрасте 75 лет. 

Игумен Игнатий (в миру Иван Дмитриевич Амелькович) родился 14 марта 1945 года в Белоруссии, в деревне Болотчицы. В четыре года его тайно крестили дома. 

В 1969 году Иван первый раз посетил Троице-Сергиеву Лавру, в эту же поездку он принял решение остаться в монастыре трудником. Тогда у монастыря была потребность в замене электропроводки. Молодому труднику было определено послушание электромонтера Лавры, которое он исправно исполнял девять месяцев. 

В последние годы служения игумена Игнатия благословляли возглавлять престольные богослужения в храме в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию в доме-интернате слепоглухих детей и молодых инвалидов города Сергиева Посада. Батюшка подходил к этому послушанию с большой ответственностью и сопереживал каждому ребенку.

В декабре 2018 года у игумена Игнатия было обнаружено онкологическое заболевание. Постепенно болезнь прогрессировала и давала осложнения. Но батюшка боролся изо всех сил, укрепляя себя молитвой и Святым Причастием.

Схиархимандрит Никон (Деев)

Схиархимандрит Никон (Деев) 29 апреля преставился ко Господу в возрасте 84 лет после продолжительной болезни. 

Схиархимандрит Никон (в миру Валентин Деев), в монашестве Никодим, родился на родине преподобного Никона Радонежского в городе Юрьев-Польский в 1936 году. В 1957 году, успешно сдав вступительные экзамены, юноша был зачислен в Московскую духовную семинарию. Обучаясь на последнем курсе Московской духовной академии, он был принят в братию Лавры и вскоре постригся в монашество в Троицком соборе от рук архимандрита Платона (Лобанкова; 1927–1975) с наречением имени Никодим, в честь праведного Никодима.

Основным послушанием отца Никодима было поминовение синодиков и записок на выемке святых просфор. Его он исполнял до того времени, пока онкологическая болезнь не стала прогрессировать. 

С лета 2018 года батюшка слег — никуда не выходил. Молился, перебирая четки и слушая молитвенное правило, которое ему читали келейники. Только единственный раз, после того, как батюшку выписали из больницы, он на костылях дошел до мощей преподобных Сергия и Никона, с осознанием того, что поклоняется им в последний раз. Так и случилось. С этого времени и до самой смерти батюшка не покидал своей келии и с одра болезни не вставал.

В апреле 2020 года, в Великую Субботу, наместник Лавры епископ Парамон совершил постриг архимандрита Никодима в великую схиму с наречением имени возлюбленного ученика преподобного Сергия – преподобного Никона Радонежского, с чьей родины имел свои корни приснопамятный брат. 

Воспоминания о Науме Байбородине

С архимандритом Наумом встречались многие известные люди. Практически на всех он производил неизгладимое впечатление. Певица Надежда Бабкина вспоминала, что можно было «утонуть» в его добрых глазах. После откровенного разговора с ним на душе становилось светло и легко, снисходило настоящее ощущение счастья. Митрополит Кирилл Наконечный вспоминал времена, когда архимандрит Наум принимал исповедь у прихожан. Люди шли толпами, с каждым он разговаривал и давал дельные советы. Многих он направил не только в мирской жизни, но и в церковной. Прихожане, которым довелось беседовать со старцем, рассказывают, что он умел заглянуть в самые потаенные уголки их души. От Наума Байбородина невозможно было ничего утаить. Однако он никогда не ругал за грехи и не корил, а лишь наставлял на верный путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector