Массовое убийство в оптиной пустыни 18 апреля 1993 года
Содержание:
МОНАХ
Виктор Гюго в защиту сказал: «Взгляд на небо – это уже дело». Но есть художники внешние и внутренние. Внешний художник изображает на полотне то, что наполняет его душу, внутренний – созидает самую душу свою, делая ее, действительно, художественным произведением по красоте добродетелей, которыми она украшена. Монах – есть внутренний художник (я, конечно, говорю здесь о настоящем монахе, а не о таком, который только носит это название). Преподобный Иоанн Лествичник говорит: внешнего монаха сделать легко, а внутреннего необыкновенно трудно.
Есть ученые офицеры, называемые офицерами Генерального Штаба. Но приходится им долго сидеть на одном месте; лишь устроятся, смотришь, получают новое назначение, и приходится им переезжать из Самары в Одессу, из Одессы в Петербург, а оттуда на Дальний Восток и т.д. Монахи – это тоже своего рода офицеры Генерального Штаба, только служат они не земному царю, а составляют воинство Царя Небесного. «Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр. 13, 14). А потому инок не должен ни к чему привязываться душой, помня, что все на земле суетно, скоропреходяще и тленно. Когда я совершил путешествие в Манчжурию и вернулся обратно в Оптину Пустынь, то казалось мне, что больше уже не придется уезжать отсюда и кончу я здесь дни жизни моей, а вот случилось иначе.
Не знаю, насколько верно мое предположение, но думаю так: прежде не было никаких рясофоров и мантий, была одна схима. Эти подготовительные степени, т.е. рясофор и мантия, учреждены впоследствии, когда монашество уже ослабело. Правда, мантия немного отличается от схимы. А прежде было так: поступает в обитель ищущий спасения, его испытывают некоторое время, и если он оказывается имеющим произволение, если можно ожидать, что из него выйдет монах, то его сразу постригали в схиму. Так что прежде были только два разряда: послушники, т.е. испытываемые, и схимники.
Отсюда надо и полагать, что не принявший в то время схимы, был простой мирянин… Но я вам повторю, что это мои личные рассуждения…
.
Это значит то, что этот послушник проводил жизнь схимника, а схимонах жил недостойно своего звания и чина. Но этим схима не умаляется. Не все могут быть такими, как например, оптинский послушник брат Елисей, – он умел повелевать диким животным и т.п., хотя даже мантии не принимал. Но не все такие, как брат Елисей… Мантия и схима имеют то великое значение, что принимающему их дается и благодать жить по-монашески, дается благодать исполнять монашеские обеты. Здесь мантия и схима похожи на оружие, которое дается воину, когда он идет на брань. Ему есть чем встретить врагов и защищаться и отбиваться от них. В этом смысле мантия и схима имеют великую силу и значение.
<<предыдущая оглавление следующая>>
Николай Аверин
Николай Николаевич Аверин родился 13 июня 1961 года в Калужской области . В 1990 году он впервые попал в поле зрения правоохранительных органов , совершив изнасилование , однако жертва забрала заявление. Через год, в апреле 1991 года, Аверин вновь совершил изнасилование, сопряжённое с нанесением тяжких телесных повреждений своей жертве. Однако 8 августа 1991 года его отправили в психиатрическую клинику, признав невменяемым.
В феврале 1992 года Аверина выписали из стационара. Ему дали третью группу инвалидности . Аверин вернулся в родное село Волконское в Калужской области, находившееся неподалёку от Оптиной пустыни.
Главное — чистая совесть и вера в Бога
А.М. Есть круговорот воды в природе, а должен быть круговорот любви в природе.
Любви в смысле жертвенного служения друг другу. И если такой круговорот будет, то тогда даже наша простая обыкновенная жизнь, начиная с семьи и работы, завода, воинской части – это уже будет другое. Будет формироваться определённая среда и определенные взаимоотношения, в центре которых главный вопрос: «Кому я могу быть полезным?»
Б.К. Знаете, у меня тоже возникла параллель. Возможно, если бы не было этого подвига, то наши офицеры, которые приняли решение в Сирии вызвать огонь на себя и погибнуть, не делали бы это. Сегодня это в западном понимании невозможно, а в русском – нормально.
«Отдать душу свою за други своя» – это же Евангелие. Русский солдат к этому стремился всегда, и значит еще жива Россия и будет жить.
И вот еще один такой образ — это кресты в часовне Воскресения. После обеда все в беленьких записочках. Это люди несут сокровенное, они просят помощи. Потом это все собирают, уносят, соответствующим образом с ними обращаются. Я не знаю, читали ли Вы их, но люди обращаются к братьям с молитвой. Если бы не было обратной духовной связи, то этого бы не было. Народ наш трудно обмануть.
А.М. Это начиналось с часовни Ксении Блаженной. Вот тогда — было то же самое. Эта народная волна делает это признание — выбор между святым и не святым.
А что касается военных – знали ли они об этом или нет, не известно. Но это в нашей корневой системе. Мне вспомнились, когда ты заговорил о воинстве, стихи – Клятва белого дореволюционного офицера:
Душу Богу я вручаю,
Жизнь я жертвую Царю,
Честь себе я оставляю,
Сердце Родине дарю.
Ради чего это возможно? Потому что «душу Богу я вручаю», и тогда уже не важно, что будет с телом. Поэтому если есть жизнь будущего века, все остальное уже не имеет значения
Такой человек уже потенциально и воин духа, и воин христов и воин России, и самое главное для него житейские проблемы — не такие уж и проблемы. Христос даровал нам Бессмертие, а бытовые мелочи жизни, это всего лишь мелочи
Поэтому если есть жизнь будущего века, все остальное уже не имеет значения. Такой человек уже потенциально и воин духа, и воин христов и воин России, и самое главное для него житейские проблемы — не такие уж и проблемы. Христос даровал нам Бессмертие, а бытовые мелочи жизни, это всего лишь мелочи.
Кстати, о них отец Трофим как-то написал письмо:
Поэтому у них развилась правильная ориентация – ориентация на Небо. Это сделало их и небожителями, и новомучениками, и, надеемся, ходатаями о нашей стране и монастыре.
Сатана думал, что он убил трех монахов, а на самом деле мы через эту смерть обрели на небе трех Ангелов и трех святых. Для нас они как раз и есть ориентир.
Нужно сделать один, первый шаг к Богу, девять Господь сделает навстречу. И так во всем – в работе, в жизни, в семье.
Когда человек с таким ориентиром в жизни живет — тогда это правильный стержень и правильный фундамент.
Б.К. В программе «Ориентация» есть своя традиция — мы рассуждаем об ориентации. Собственно, вся программа есть ответ на этот вопрос. Ориентация на Бога, а наши три инока – это те самые ориентиры, которые нам помогают в этой ориентации существовать. Это великое событие 20 века, перешедшее уже в век 21.
Недавно я был в МГУ и сотрудникам ректората сказал, что был в Оптиной Пустыни — про 25 лет. Я говорю им: — Понимаете, что первый, возможно, святой Праведник русской Церкви – ваш бывший студент? Вы понимаете, что вы получаете такого заступника?
А.М. Интересная мысль.
Б.К. И вот сейчас заложили храм на Воробьевых горах. Я думаю, это привело многих людей к пониманию того, чем нужно заниматься.
Именно этот университет, кстати, стоит в авангарде движения за укрепление теологии как стержня миропонимания. Это то, за что наши братья отдали свою жизнь. Это новая качественная волна отношения к православию как к цивилизационной составляющей нашей жизни и уверенность в том, что мы идем правильным путем, и никто кроме Бога и наших иноков, нам не указ.
А.М. Спаси Господи!
Б.К. Спасибо Вам отче, что Вы нашли время и побеседовали на такую дорогую и мне тему
А.М. И мне.
Б.К. И нашим зрителям.
Ориентацию мы с Вами уже выбрали, теперь Ваша очередь, дорогие телезрители!
На этом мы с вами прощаемся, до новых встреч в том числе и на площадке соцсети «Елицы». Спаси Вас Господь.
А.М. Мир Вам и Божие благословение, дорогие наши телезрители!
Православная социальная сеть “Елицы” выражает благодарность Борису Костенко, архимандриту Мельхиседеку (Артюхину) и Виталию Кисилеву, предоставившему запись съемки в Оптиной Пустыни.
Публикации:
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
Последний cтарец «старой» Оптины
/Статьи
24 февраля 2021
Московский Данилов монастырь и Оптина пустынь. Из истории духовных связей
/Статьи
К дню памяти митрополита Киевского и Галицкого Филарета
«Мой Скит»
/Статьи
16 ноября 2020
«ХРАМ24»: Посети нас по сети, или Как оставаться на связи с монастырем
/Интервью
Игумен Игнатий (Долотов)
«Если мы будем носителями этого огня, то и другие обязательно захотят света»
/Интервью
04 декабря 2019
«Великий будет человек»
/Статьи
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
Последний cтарец «старой» Оптины
/Статьи
24 февраля 2021
Московский Данилов монастырь и Оптина пустынь. Из истории духовных связей
/Статьи
К дню памяти митрополита Киевского и Галицкого Филарета
«Мой Скит»
/Статьи
16 ноября 2020
«ХРАМ24»: Посети нас по сети, или Как оставаться на связи с монастырем
/Интервью
Игумен Игнатий (Долотов)
«Если мы будем носителями этого огня, то и другие обязательно захотят света»
/Интервью
04 декабря 2019
«Великий будет человек»
/Статьи
Новости:
30 декабря 2018
Пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина) поздравили с днем тезоименитства
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
11 декабря 2018
Синодальный отдел по монастырям и монашеству провел в Троице-Сергиевой лавре собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
02 ноября 2018
Завершилась работа международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
02 ноября 2018
В монастыре Киккской иконы Богоматери на Кипре проходит конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
10 сентября 2018
Архиепископ Феогност совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
/Церковные новости
24 января 2018
В Оптиной пустыни совершены отпевание и погребение новопреставленного наместника обители архимандрита Венедикта (Пенькова)
/Новости ставропигиальных монастырей
30 декабря 2018
Пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина) поздравили с днем тезоименитства
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
11 декабря 2018
Синодальный отдел по монастырям и монашеству провел в Троице-Сергиевой лавре собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
02 ноября 2018
Завершилась работа международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
02 ноября 2018
В монастыре Киккской иконы Богоматери на Кипре проходит конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
10 сентября 2018
Архиепископ Феогност совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
/Церковные новости
24 января 2018
В Оптиной пустыни совершены отпевание и погребение новопреставленного наместника обители архимандрита Венедикта (Пенькова)
/Новости ставропигиальных монастырей
Публикации:
Игумен Игнатий (Долотов)
«Если мы будем носителями этого огня, то и другие обязательно захотят света»
/Интервью
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Оптина пустынь – уникальное средоточие духовности
/Интервью
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Хвалите Бога и храните Бога!
/Проповеди
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Мы трудимся ради Бога и Царствия Небесного
/Проповеди
Архимандрит Феофилакт (Безукладников)
Как Оптина преображала людские души
/Интервью
Архимандрит Иосиф (Братищев)
Семь месяцев как целая эпоха
/Интервью
Игумен Игнатий (Долотов)
«Если мы будем носителями этого огня, то и другие обязательно захотят света»
/Интервью
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Оптина пустынь – уникальное средоточие духовности
/Интервью
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Хвалите Бога и храните Бога!
/Проповеди
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Мы трудимся ради Бога и Царствия Небесного
/Проповеди
Архимандрит Феофилакт (Безукладников)
Как Оптина преображала людские души
/Интервью
Архимандрит Иосиф (Братищев)
Семь месяцев как целая эпоха
/Интервью
Первые испытания на иноческом пути
В Великую Пятницу 16 апреля 1910 года вместе с другими послушниками Николай был пострижен в рясофор. После пострига все пошли в келью к отцу Варсонофию, и он обратился к новопостриженным со словами о главной монашеской добородетели — смирении: «Прежде я говорил вам и теперь повторяю: смирение — всё. Есть смирение — всё есть, нет смирения — ничего нет. Вы получили рясофор. Это не есть какое-либо повышение, как например, в миру, когда дают повышение, назначая в офицерский чин и прочее. И там получивший считает своим долгом гордиться своим повышением, а у нас не так. На монашеском знамени написаны слова: «Кто хочет быть большим, да будет всем слуга». Смиряйтесь и смиряйтесь… Теперь вас более будет утешать благодать Божия, но и враг будет озлоблять».
Теперь старец предупреждал инока Николая о том, что в духовном возрастании необходимо претерпеть скорби для очищения от страстей и грехов: «Всякому человеку нужно претерпеть время искушений и борьбы — тяжелое болезненное состояние. Про эти муки говорится в псалме: «Объяша болезни яко раждающия» , — и далее: «…и изведе мя на широту» … Так и всякий человек, рождаясь духовно в новую жизнь, испытывает болезнь, пока еще не вышел на широту. Кто не испытал этих болезней, рождающих в миру, до монастыря, то ему необходимо испытать их в монастыре. И вам это предстоит, ибо вы не испытали этого в миру…»
Готовил старец своего ученика к тем скорбям, которые по своей прозорливости предвидел в недалеком будущем. Однажды, советуя ему побольше читать творения отцов, сказал: «Пользуйтесь этим временем, пока можно вам читать. Придет время, когда уже не будет у вас возможности читать книги. Лет через пять или шесть… когда вам надо будет читать книгу жизни». Обучал отец Варсонофий Николая и творению молитвы Иисусовой: «Ее начало — тесный путь. Но приобретение внутренней молитвы необходимо… Внешняя умная молитва недостаточна, ибо она бывает у человека, в котором присутствуют страсти. Одна умная недостаточна, а внутреннюю получают весьма немногие… Только не надо ее оставлять».
Тяжелым испытанием для монаха Николая станет расставание с любимым старцем. В 1910 году на отца Варсонофия будет воздвигнуто гонение, которое стало причиной настоящей смуты в скиту. В результате этих событий в феврале 1912 пришел указ Синода о назначении старца настоятелем расположенного вблизи города Коломны Старо-Голутвина монастыря с возведением в сан архимандрита. Последовавший за этим протест братии был оставлен без внимания. Старец очень страдал из-за предстоящей разлуки с Оптиной, со скитом, но он предвидел эти события и предупреждал отца Николая о предстоящих искушениях. Неслучайно он так много беседовал со своим учеником, задерживая его иногда надолго после вечерней службы, уже отпустив остальных иноков, — старец стремился во всей полноте передать отцу Николаю свой духовный опыт, укрепить его в предстоящем служении. Старец Варсонофий не раз называл отца Николая своим преемником.
В 1912 году отец Варсонофий покинул скит, а уже 1 апреля 1913 года он скончался. Преданный и самый любимый ученик старца отец Николай не мог присутствовать на его погребении — в это время он тяжело заболел и находился в больнице. С глубокой скорбью переживал он смерть старца Варсонофия. Наступило время, когда Промыслом Божиим отец Никон должен был выйти на путь самостоятельного служения, но молитвенную поддержку и помощь старца он чувствовал постоянно.
24 мая 1915 года он был пострижен в мантию и наречен Никоном в честь мученика Никона. 10 апреля 1916 года была совершена хиротония во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года, когда в России уже разыгралась смута, — во иеромонаха. Подробности о жизни старца с 1910 года до этого момента неизвестны, дневник его прерывается, свидетельств не сохранилось. Видимо, это было время, данное для возрастания в его душе тех семян, которые были посеяны великим старцем Варсонофием, чтобы отец Никон мог созреть для старческого служения, которое ему придется совершать во время гонений на Церковь и веру. Весь его дальнейший путь с момента принятия сана иеромонаха станет ежедневным исповедничеством.
История Оптиной пустыни
Монастырь Оптина пустынь – обитель с многовековой историей.
Он основан в начале XV века раскаявшимся разбойником Оптой, в монашестве — Макарием. О нем известно очень немногое: был предводителем разбойничьей шайки, затем раскаялся и был пострижен в монахи. Пустынью же монастырь назвали из-за уединенного монашеского образа жизни.
Монастырь располагается в нескольких километрах от города Козельска, на берегу реки Жиздра. Испокон веков является одним из почитаемых и намоленных мест на Руси. “В Оптину за опытом” – так говорили и говорят паломники и трудники, приезжающие в Оптину пустынь.
Самым сложным для жизни обители стал XVIII век, так как государство ввело для монастырей огромные налоги, таких денег у братии не было. В 1724 году обитель была закрыта, постройки находились в плачевном состоянии. И только в 1741 году началось восстановление монастыря. Согласно историческим данным, в семидесятые годы на территории монастыря постоянно проживало 2 монаха. Постепенно монастырь Оптина Пустынь начал возрождаться и в XIX веке стала главным духовным центром страны.
Монастырь Оптина пустынь (Калужская область)
Правильная ориентация
А.М. Будем надеяться, что это почитание и обращение к ним будет продолжаться и самое главное, что этому же легко подражать. Сейчас мы принимаем участие в программе, которая носит название «Ориентация», и вот человек, особенно молодой, начинает искать — на что ему ориентироваться…
Когда я прихожу в школу (это не часто бывает, но бывает), говорю ребятам: «У вас же основной девиз – красиво жить. Правильно?»
Мы с мамой иногда смотрим новости, и она заметила, что по телевидению показывают артистов, спортсменов, реже писателей. А умрет директор завода, который создал ракету, танк, оборонительную систему, ты узнаешь что-нибудь об этом?
БК. А врач, учитель?
А.М. Да, и врач, и учитель, и любая другая специальность. Это не звенит. А вот это звенит.
Б.К. Знаете, у нас в отличие от той же Сербии, не публикуют некрологи. Вот там открываешь газеты, особенно региональные, а там обязательно с фотографией, с аннотацией. Люди проявляют уважение. У нас почему-то этого нет. Раньше я помню в «Вечерней Москве» печатали некрологи, и все узнавали. Была своя традиция, сегодня это ушло.
А.М. Возвращаюсь к мысли.
Вдалбливается в голову, что красиво быть артистом, спортсменом, публичным человеком. Я им говорю:
И вот как раз к вопросу – чему посвятить жизнь? Жизнь посвятить надо творению добра – на своем месте и с той максимальной отдачей, на которую ты способен. А не просто попасть на страницы глянцевых журналов.
Смотри, как интересно – себя не забыл, но тут же делает оговорку «не только для себя»
Поэтому важно чтобы человек понял, что жизнь — не наслаждение, а Служение
Нам же вдалбливается – ищите наслаждения во всем и любой ценой. А оптинские братья выбрали Служение. Богу, Церкви и людям.
Б.К. Когда я говорил, что я последний, кто разговаривал с отцом Василием (кроме убийцы), то понимаю, что эта степень ответственности частично на меня переходит.
Спустя 25 лет я считаю своим долгом вернуться к этой теме, говорить об этом, популяризировать, продвигать. Но мы говорим о том служении, которое они несли
Это очень важно сегодня
А.М. Кстати, сейчас мысль пришла. Относительно их выбора. Они его сделали, когда пришли в монастырь. Ведь мало кто задумывается о том, а что было 25 лет назад? Игорь Росляков пришел в 1988 году, один из них — в 1989 и 1990. Ферапонт вообще 3 года только прожил в монастыре. А у нас коммунистический режим когда пал?
Когда режим пал, я приехал в монастырь и спросил у батюшки, а стоит ли вообще все это сейчас восстанавливать? Может быть, какой-то виток обратно будет…
Это сейчас все свободно, тогда не понятно было чем все закончится.
Б.К. На нас смотрели как на маргиналов. «Почвенники» и другие разные слова употребляли.
А.М. «Сумасшедшие», «дурка по ним плачет»… Так и было. И тогда они сделали выбор
Б.К. И наши оппоненты, которые после 2014 года по понятным причинам несколько приутихли – они же делали все, чтобы и это событие было под спуд отправлено. Вся наша карьера была очень тяжелой. И вопреки всему сегодня скопилось уже достаточно большая масса материалов, которые делают неотвратимым постановку вопроса о национальном телевидении, о понимании того, что такое «национальная стратегия». Нашим нравственным столпом является подвиг наших братьев, и без него двигаться невозможно.
А.М. Безусловно, и будем надеяться на то, что у людей, которые приходят в Церковь, это будет вплетено в их жизненный ориентир. Чтобы они поманили, где черпать силы, чтобы на своем месте исполнять то, что должно.
Интересная такая мысль была относительно братьев, и вообще ориентации в жизни. Кто-то из мудрых людей сказал:
Когда они начали монашескую жизнь, они великими не были. Но, начав этот путь, они стали великими.
Вот так и в жизни – берись за то дело, которое ты можешь делать – по образованию, по произволению, и делай его для семьи, для людей, для страны, для Церкви и для Бога. Если каждый на своем месте будет это делать, тогда все будет совсем по-другому.
Мы живем в России, это наше все. И поэтому благо страны — это наше благо. Нужно не только наслаждение, но, прежде всего, Служение – матери детям, жены мужу, отца семье.
На перепутье
С возрастом Николай стал задумываться о серьезных вещах, его волновали вопросы о том, что такое смерть, грех, загробная участь человека, страдания в аду. Когда наступила пора юности, он никак не мог найти свой путь в жизни. «Помню, что я часто даже в играх, которые любил, чувствовал неудовлетворенность, пустоту. Я не знал, куда мне поступить из гимназии, что выбрать, какую отрасль науки, какой сообразно с этим путь жизни. Ничто мне не нравилось так, чтобы я мог отдаться тому, что выбрал. Был у меня переворот в жизни, когда все вокруг было заражено социальными идеями в нашем юношеском кругу. Мне эта маска, которой прикрыто дело диавола, ведущее в пагубу, сначала как бы понравилась, хотя я и не мог ее совместить с верой в Бога, в которой и о которой я ничего не размышлял и не давал отчета…» Хотя в доме царила благочестивая обстановка, но глубоких понятий о вере и Церкви у Николая не было. Уже позже он сам будет удовлетворять духовную жажду, которую всегда чувствовал, чтением книг.
Окончив гимназию, Николай поступил в Московский университет, но проучился недолго. Он вспоминал: «В университете я успел проучиться немногим более полугода… После Рождества мои мысли и стремления к богоугождению начали несколько формулироваться, и я стал посещать университет хотя и ежедневно, но с некоторой целью… Под предлогом занятий в университете я уходил утром из дома. Приходил в университет и был там до 9 часов, а с 9 часов отправлялся в Казанский собор к обедне, предварительно заходя по дороге к Иверской, если там народу бывало не очень много. Отслушав литургию, стоя иногда даже всю литургию на коленях, я не спеша отправлялся домой и заходил по дороге в часовню Спасителя и, помолившись там, уже без задержек направлялся домой. Дома я, напившись чаю, садился читать Евангелие, которое и читал более месяца или месяц. Когда Евангелие было прочитано, я начал читать Апостол и «Путь ко спасению» епископа Феофана; читал иногда листочки и брошюрки духовного содержания». Со временем Николай стал вести дневник, эту привычку будет в дальнейшем поддерживать у него и старец Варсонофий, считая очень полезным ежедневно записывать наблюдения за своей внутренней жизнью. Вспоминая свою юность, старец по своему состоянию и настроениям причислял себя целиком к поколению молодых людей той эпохи — отметил и период увлечения социальными идеями, и формальное исполнение обязанностей христианина. Но из его же собственных слов видно, как исподволь возрастала в душе устремленность к Богу, как влекли его Церковь, богослужение. Сам он особо отметил, что «церковь (этому я придаю огромное значение; может быть, это была одна из самых главных причин, приведших меня в обитель и к Богу…) лет с 12—13 я не покидал, несмотря ни на что…» Видимо здесь сказалось и воспитание, влияние деда и матери.
«Ничего так не ищет русский человек, как святыни»
Почему же с такой злобой ополчились на святых подвижников в XX веке? Да уже и в XIX-м Церковь и ее святые у многих образованных людей были, мягко говоря, не в чести… Выискивали недостатки, подкарауливали ошибки и падения…
Всю суть негативного отношения к Церкви объясняет Достоевский. Он сказал однажды: «Русский человек ничему так не радуется, как падению праведника, и говорит: “А-а-а! Если такие столпы, если такие светильники пали, то что же спрашивать с нас, простых людишек? Если такие не смогли удержаться, то что мы, простые люди?” И грехопадением праведника оправдывают свой грех и свою нечестивую жизнь».
Но тот же Достоевский пишет: ничего так не ищет русский человек, как святыни и святого, чтобы найти ее и его и поклониться; и говорит: «У меня неправда, у меня грех, у меня беззаконие, но должна же быть где-то эта правда, эта святыня, эта чистота, эта святость?» – взыщет ее и поклонится ей.
И, кстати, Петр I однажды сказал: «Оправдывать свои грехи, ссылаясь на чужие, – это все равно что умываться грязью».
Поэтому тянулись люди в Оптину: потому что тут действительно были подвижники, и не один-два, а целое братство.
Про старца Амвросия Лев Толстой сказал потрясающую вещь: «Этот почти парализованный человек, вечно болящий и на одре лежащий, который еле мог перекреститься, принимал в день десятки и сотни посетителей, еле говоря им что-то на пользу души, и к нему тянулись люди со всех концов России, и мне кажется, что этот человек сделал для духовной жизни России больше, чем все ее бытоулучшители». Лев Толстой несколько раз был в Оптиной. Под конец жизни он был у своей родной сестры – насельницы Шамординского монастыря монахини Марии, и сказал ей: «Знаешь, Машка, я бы согласился пойти в Оптину пустынь и стать там простым послушником – (граф, всемирно известный писатель!) – и выполнять там любую черную работу, но только при одном условии: чтобы эти монахи не заставляли меня молиться!»
То есть самый тяжелый труд – духовный труд. Все что угодно легче: вагоны разгружать… – только не молиться.
Сюда ведь приезжали почти все столпы нашей словесности…
Даже если мы просто перечислим тех, кто вращался вокруг Оптиной, мы поймем ее значение. Одних только писателей сколько сюда приезжало! Гоголь дважды был в Оптиной – в 1850 и в 1851 году; Достоевский в 1876 году – самый продаваемый писатель, самый читаемый писатель, переведенный на многие языки мира. А какое у него потрясающее внутреннее видение человека! В его книге «Братья Карамазовы» узнается Оптина пустынь: то, что он увидел тут, он изобразил в этом романе. Но, конечно, старец Зосима – это не старец Амвросий, но впервые мир позитивно познакомился с монастырской жизнью и старчеством изнутри благодаря Достоевскому. Посещение им Оптиной пустыни сыграло значимую роль в его жизни, в его отношении к вере, Православию и монашеству в целом.
Петр и Иван Киреевские, Аксаковы, Тургенев, философ Соловьев, писатель Поселянин, Сергей Нилус, Алексей Толстой, Царская семья, Елисавета Феодоровна, Константин Романов – все они были в Оптиной пустыни. Из наших современников – Распутин, Солоухин, Белов, Солженицын…
Приезжал, будучи Президентом Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев…
Это было в 2010 году?
Да. В 2010 году Дмитрий Анатольевич Медведев в его бытность Президентом был в Козельске и присвоил Козельску звание Города воинской славы, тогда он посетил и Оптину пустынь, и Предтеченский скит.
Когда в скиту не знали, что ему подарить, привели Дмитрия Анатольевича Медведева в келью старца Амвросия и сказали: «Вот в этой келье, в этом месте жил этот великий человек». И скитоначальник, отец Тихон, подарил ему молитву Оптинских старцев, красиво оформленную, и говорит: «А хотите, я Вам ее прочитаю?» И он прочитал молитву, на что Дмитрий Анатольевич Медведев заметил: «Какая всеобъемлющая молитва!»
В этой молитве есть какая-то простота, мудрость, которая понятна всем, а где просто, там ангелов со сто. Сколько раз мы ее дарили разным директорам кирпичных заводов, руководителям типографий, медикам, военным, и все были очень благодарны! И у многих руководителей, у которых я бывал, видел ее на стене или на столе под стеклом. Она написана в Духе и Духом.
Почему эта удивительная молитва родилась именно в Оптиной?
Потому что Оптина пустынь – это золотая чаша, в которую сливалось все лучшее, духовное вино России. Святые бывали во многих монастырях, а святое братство – только здесь. Старцы жили Богом, дышали Богом, и у старцев Бог был на первом месте, а когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем. Тогда просвещаются ум и сердце, и от избытка сердца уста глаголют такие богодухновенные молитвы.
Чудеса Оптиной пустыни
По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.
Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.
Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо.