Рпц
Содержание:
Почему без Церкви невозможно Спасение
Господь устроил Церковь для спасения людей. Восстановление человека из падшего состояния возможно только благодатию Божией, живущей в Святой Церкви. Кто не желается подниматься из падшего состояния, тому Церковь не нужна. Священномученик Киприан заключает:
Не принимающий Жертву Христову лишен спасения. Православная Церковь устремлена не к миру и его житейским заботам, а к Небу. Христиане вслед за Петром пренебрегают луковой красотой и приятностью временного мира, следуя за Своим Учителем, веря слову Его:
В Православной Церкви сохраняется неизменно учение Христово, Церковь освящает жизнь словом Истины, в Церкви мы находим лечебницу для души, школу добродетели и воспитания веры. Жизнь внутри Церкви есть истинная Жизнь, в ней наше спасение. Любя нас, Христос зовет Нас к себе в дом Божий, и говорит:
История основания
В Евангелии есть эпизод, когда Иисус беседовал со своими учениками, спрашивая их, за кого Его принимают. Отвечали по-разному, и только Петр, отвечая, сказал:
«Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Господь соглашается с ним: как ты сын своего отца – Ионин, так и Я – Сын Отца Моего Небесного, эта тайна открыта тебе Моим Отцом, и тут же дает обещание апостолу: «ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»(Мф.16:18-19).
Этот знаменательный эпизод многие толкователи полагают началом новозаветной Церкви.
Однако, есть и другое представление о Церкви, как предвечном Божием определении. Раннехристианский писатель Ерм пишет о ней, что «сотворена она прежде всего, и для нее сотворен мир». По учению святых отцов еще в раю, когда до грехопадения Адам общался с Богом, находился с Ним рядом, беседовал – это была первозданная Церковь.
Господь дал обетование – Завет — людям, потерявшим рай, вел и воспитывал Свой народ в Ветхозаветном вертограде богообщения. И в древней пустыне цвели редкие цветы богоискания, как поется, в «языческой неплодящей церкви». Пройдя долгий путь, полноты Церковь достигла только с момента Боговоплощения. Господь Иисус Христос осуществил ее в своих учениках в Пятидесятницу.
«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян.2:2–4).
История христианской церкви началась со схождения Духа Святого на апостолов во время праздника Пятидесятницы в Иерусалиме. Сказано, что в тот день, после Петровой проповеди крестились три тысячи мужчин и женщин. Так родилась первая христианская община.
Несмотря на гонения первых веков, христианская церковь быстро распространялась по всем языческим странам, окружавшим святой город Иерусалим. Апостольской проповедью, трудами, кровью и потом первых учеников все шире раскидывалась сеть Евангелия. Когда-то Иисус обещал им, что они из рыбаков станут «ловцами человеков» — и это исполнилось.
Толкуя 5 главу Евангелия по Луке, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Синагога иудейская трудилась всю ночь и ничего не поймала, ночью было время без Христова света. Пришел Спаситель и по Его слову Петр и апостолы, поставленные на место законоучителей, закинули сеть Евангелия и уловили множество людей. Так много людей, что апостолам пришлось приглашать и еще соучастников — пастырей и учителей церквей.
«И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Дяен.6:7).
Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)
В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.
Список митрополий Русской Православной Церкви:
Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия
Что есть Церковь в понятии христиан
Для христиан Церковь не только строение, которое действительно выделяется в ряду однотипных городских жилых коробок, для верующих это дом Божий. То место, где в единстве, в одной ограде, в одних стенах пребывают все верующие во Христа Господа — люди, любящие Его, и те, кто жив, и те, кто уже отошел в мир иной, и даже Силы Бесплотные, поющие Богу на Небе.
Верующий человек спешит с радостью в церковь, зная, что там соберутся все пред Престолом Божиим – люди и Ангелы, и живые и усопшие, у Бога все живы. Соборная радость церковных праздников несравненно выше светских.
Для христиан Церковь место особого присутствия Божьего, где всегда на престоле зримо находится Евангелие и незримо – Бог Слово Иисус Христос. Церковь несет Свет Христов в тусклые житейские будни, в окружающий мир, засоренный суетой, стяжательством, распрями, задымленный заводскими трубами, прокопченный дымом табака, одурманенный пьянством и другими страстями. Божий Свет исправляет души и все вокруг, наполняя человеческую жизнь истинным смыслом.
Для верующих христиан Церковь – это лестница в Небо, та удобоустроенная дорога, где шаг за шагом, с помощью святых отцов — учителей и наставников, указующих нам впереди Свет Христов, в общении с единоверцами, окормляемые священноначалием, по ступеням Заповедей, мы сможем достичь Рая вожделенного.
Для верующего человека Церковь — место соборной молитвы —
«дом Мой домом молитвы наречется» (Мк. 11:17). Православным хорошо известна ее особая сила. Сам Господь обещал ее скорейшее исполнение: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).
Церковь – есть Невеста Христова. В Священном Писании неоднократно употребляется образ невесты.
«И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19-20),
— говорит пророк Осия о народе своем, обрученном Богу. Ему вторит Исайя:
«Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» (Ис. 54:4-5).
Богоизбранный народ, объединенный верой, представляется пророком в образе в Невесты, предуготованной к соединению с Женихом. Продолжая древние пророчества, Апостол Павел говорит, обращаясь к своим ученикам, членам первых христианских общин Коринфа
«…я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11:1-2).
В Откровении Евангелиста Иоанна Богослова предстает таинственный образ благочестивой жены, как Церкви Христовой:
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцать звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12:1-2).
Муки рождения Церкви Христовой в первые века обагрены реками крови мучеников. Кровь за веру не перестает литься и доныне. Живое тело Церкви на Украине режут коррупционными ножами, рвут на части ослепленные тщеславием, жаждой власти и денег.
Верность Христу и обетование твердой веры изъявляется в образе Церкви как Невесты, обрученная Единственному Жениху, купленная Им великой Жертвой, будет до конца верна Ему.
Признаки
В Никео-Цареградском исповедании православной веры в его девятом догмате поем – верую: «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Единство Церкви – величайшая ценность. Христос пришел соединить человека с Богом и всех людей во Христе Иисусе. Он пришел восстановить Богом данное единство, нарушенное грехом, гордостью и себялюбием. В Церкви происходит восстановление единства, объединение всех, в соединении со Христом в преломлении хлеба и в благословении вина.
Обретая единство с Богом, члены Церкви обретают и единство друг с другом. Христос говорит нам: Надо помнить, как наши церковные взаимоотношения влияют на отношение к церкви остального мира. Нас оценивают из-за ограды.
Так возлюбил Бог мир, что отдал за него Сына Своего. Великое благо и дар прикоснуться к этой Любви. Иоанн Богослов — Апостол Любви говорит:
Как же надо каяться, если вместо этого среди нас на приходах возникают всякие трения, недовольства, оговоры, пересуды, рознь и, прости Господи, даже вражда. Надо каяться и молиться, чтобы Господь не отнимал от нас великого сокровища единства в Его любви.
Церковь Святая, потому что она есть установление Божие, глава ее Сам Иисус Христос. Святость есть свойство Божие. Посторонние часто упрекают церковных людей в каких-то грехах, мол, в церковь ходит, а то-то и то-то делает, какой нехороший. В церкви безгрешных нет.
Церковь есть врачебница, а в лазарете и раны, и гной, и запах. Но
Церковь свята не потому, что состоит только из святых и праведников. Христос исцеляет наши болезни, Им мы не только преображаемся, но и обоживаемся. Через Него наша Церковь соделывается «причастницей божественного естества» (2Пет.1:4). Церковь Свята, потому что свято, без изменений хранит учение, данное Им, потому что в ней действует Святой Дух. «Кроме Церкви негде взять святыни», — говорит Святитель Димитрий Ростовский.
Соборная – это особая характеристика нашей православной Церкви. Церковь называется соборной или вселенской (кафолической), потому что для нее нет границ, он несет Свет спасения всем, без различия национальностей. В нашем понимании соборность отличается от кафоличности.
На западе слово кафолическая понимается как всемирная, а в переводе Кирилла и Мефодия, на славянском языке появилось понятие соборная, что точнее выражает существенное качество православной Церкви. Мы понимаем, что соборность стоит на Троичности — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, Три Личности, но Единое Существо.
Это триединство — великая Тайна, приоткрывающаяся нам в Любви. Предвечный Совет дает образ Собора – как совета, и определяет бытие Церкви – соборное в совете и любви. Ангельский Собор славит Бога на Небе, а на земле для людей учрежден Божественный союз любви – соборная Церковь. Власть в Церкви принадлежит Соборам, Первоиерарх избирается соборно.
Святитель Кирилл Иерусалимский оставил нам поучение о соборности Церкви:
Церковь Апостольская, потому что началась с апостольской проповеди.
Куда бы ни приходили апостолы – везде исправлялись нравы, исцелялись больные языческим дурманом люди, и создавалась христианская община, которая становилась потом поместной церковью. Апостолы передавали своим последователям и ученикам не только свою веру, любовь к их Божественному Учителю, но и святые наставления, уроки жизни, воспитывали в благочестии, учили молиться.
Апостолы передали дальше и дар Духа Святого, полученный в огненных языках. Они через возложение рук поставляли на служение смотрителей — епископов, или блюстителей за соблюдением жизни по вере, порядка в общине, и за совершением Святых Таинств, рукополагали пресвитеров, которые вслед за ними все дальше несли Евангельскую весть, проповедуя Воскресение.
Апостольское преемство в нашей Святой Церкви не прекращается с первых апостолов и никогда не прекратится. Церковь и до ныне свято исполняет заповедь Христову: , продолжая апостольское служение.
Церковь как Тело Христово
«Христос глава Церкви, и Он же Спаситель (Ее) тела»(Ефес. 5, 23−26).
Церковь есть Богочеловеческий организм – Глава Христос, а люди составляют ее тело. Такое сравнение дает святоотеческая традиция. Как любое тело имеет разные члены и составы, так и в Церкви каждый член имеет свое место.
Святитель Иоанн Златоуст, указывая на тесную связь всего церковного организма, говорит:
«Члены нашего тела имеют каждый и свою частную деятельность и общую; равно и красота их есть общая и частная, и тогда, когда они, по-видимому, разделены между собою, на самом деле тесно соединены, так что с повреждением одного, повреждается и другой».
И продолжает, указывая на единство тела Церкви:
«Если разрушится тело, то не будет пользы от целости каждого из них порознь: глаз ли останется цельным, или нос сохранится, по расторжении союза не будет от этого никакой пользы, а если союз сохранится, то они, хотя бы и повредились, однако держатся и скоро выздоравливают».
Таинственное проявление жизни единого Богочеловеческого организма происходит в церкви каждый день. Каждый день в Церкви совершается исполнение всех смыслов — Божественная Литургия. На Литургии святого Василия Великого возносится молитва о единстве:
«Нас же всех, от Единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во Единаго Духа Святаго причастие…». Такое единение людей на земле возможно только в Церкви во святой Евхаристической трапезе. Через вкушение плоти Христовой и Его крови уничтожается преграда между тварью и Творцом. «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже аз дам, плоть моя есть, юже аз дам за живот мира. Ядый мою плоть, и пияй мою кровь, во мне пребывает, и аз в нем» (Ин. 6:51, 56).
Божественная Евхаристия является средоточием всей церковной жизни и основой духовной жизни каждого православного человека.
В Церкви не возможно быть умозрительно, в Церкви нужно участвовать в Божественной Трапезе. Только тот, кто реально живет внутри Церкви, открывает для себя самого себя. Апостол Павел наставляет
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13, 5).
Эти слова апостола можно отнести каждому к себе и спросить себя: а в Церкви ли я? Не в Церкви как организации, а как в Теле Христа?
Предстоятели
- свт. Иона (наречённый митрополит с 1442/1443, рукоположен Собором русских епископов 15 декабря 1448, + 31 марта 1461)
Московские и всея Руси митрополиты
- свт. Феодосий (Бывальцев) (3 мая 1461 — 13 сентября 1464)
- свт. Филипп I (11 ноября 1464 — 5 апреля 1473)
- свт. Геронтий (29 июня 1473 — 28 мая 1489)
- Зосима Брадатый (26 сентября 1490 — 9 февраля 1495)
- свт. Симон Чиж (20/22 сентября 1495 — 30 апреля 1511)
- Варлаам (3 августа 1511 — 18 декабря 1521)
- Даниил Рязанец (27 февраля 1522 — 2 февраля 1539)
- свт. Иоасаф (Скрипицын) (6 февраля 1539 — январь 1542)
- свт. Макарий (19 марта 1542 — 31 декабря 1563)
- Афанасий (5 марта 1564 — 16 мая 1566)
- ? Герман (1566)
- свт. Филипп II (Колычев) (25 июля 1566 — 4 ноября 1568)
- Кирилл IV (11 ноября 1568 — 8 февраля 1572)
- Антоний (май 1572 — нач. 1581)
- Дионисий (февраль 1581 — 13 октября 1586)
- свт. Иов (11 декабря 1586 — 23 января 1589)
Патриархи Московские и всея Руси
- свт. Иов (23 января 1589 — 10 июня 1605)
- Игнатий Грек (24/30 июня 1605 — 17 мая 1606)
- сщмч. Ермоген (3 июня 1606 — 20 марта/1 мая 1611)
- Игнатий Грек, 2-й раз (март — ? 1611)
- Ефрем (Хвостов) (август 1611 — 26 декабря 1613/1614) управляющий, митр. Казанский.
- Иона (Архангельский) (1614 — 21/24 июня 1619) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Филарет (Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633)
- Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28/29 ноября 1640/1641)
свт. Серапион (Сысоев) (28 ноября 1640 — 27 марта 1642) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иосиф (Дьяков) (27 марта 1642 — 15 апреля 1652)
- Никон (Минин-Ларионов) (25 июля 1652 — 10 июля 1658 (12 декабря 1666))
- Питирим (10 июля 1658 — 6 августа 1664) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иона (Сысоевич) (6 августа — 20 декабря 1664) управляющий, митр. Ростовский
- Павел III (24 декабря 1664 — февраль 1667) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иоасаф II (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672)
- Питирим (6/7 июля 1672 — 19 апреля 1673)
Павел III (1673 — 1674) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 — 17 марта 1690)
- Адриан (24 августа 1690 — 16 октября 1700)
- Трифиллий (Инихов) (16 октября 1700 — 16 декабря 1701) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Стефан (Яворский) (16 декабря 1701 — 14 февраля 1721) администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола, митр. Рязанский
- 1721 — 1917 — Святейший Правительствующий Синод
- свт. Тихон (Белавин) (21 ноября 1917 — 7 апреля 1925)
- сщисп. Агафангел (Преображенский) (13 мая 1922 — 25 июня 1923) доверенный патриаршими полномочиями
- сщмч. Петр (Полянский) (12 апреля 1925 — 10/11 октября 1937) местоблюститель, управлял до 6 декабря 1925
- Сергий (Страгородский) (6/14 декабря 1925 — 8 декабря 1926) заместитель местоблюстителя
- Иосиф (Петровых) (8 декабря — 29 декабря 1926) заместитель местоблюстителя, митр. Ростовский
- сщмч. Серафим (Самойлович) (29 декабря 1926 — 12 апреля 1927) заместитель местоблюстителя, архиеп. Угличский
- Сергий (Страгородский) (12 апреля/20 мая 1927 — 27 декабря 1936) заместитель местоблюстителя
- Сергий (Страгородский) (27 декабря 1936 — 12 сентября 1943) местоблюститель
- Сергий (Страгородский) (12 сентября 1943 — 15 мая 1944)
Алексий I (Симанский) (15 мая 1944 — 2 февраля 1945) местоблюститель, митр. Ленинградский
- Алексий I (Симанский) ((2 февраля) 4 февраля 1945 — 17 апреля 1970)
Пимен (Извеков) (18 апреля 1970 — 3 июня 1971) местоблюститель, митр. Крутицкий
- Пимен (Извеков) ((2 июня) 3 июня 1971 — 3 мая 1990)
Филарет (Денисенко) (3 мая — 7 июня 1990) местоблюститель, митр. Киевский
- Алексий II (Ридигер) ((7 июня) 10 июня 1990 — 5 декабря 2008)
Кирилл (Гундяев) (6 декабря 2008 — 27 января 2009) местоблюститель, митр. Смоленский
- Кирилл (Гундяев) (с (27 января) 1 февраля 2009)
Исторические титулы предстоятеля
- митрополит града Москвы и всеа Русии (? — 1589 )
- патриарх града Москвы и всеа Русии или града Москвы и Великого Росийского царствия (упом. май 1589 )
- патриарх Московский и всеа Росии (краткий титул, для полного добавляется: «и всех северных стран», упом. 1690 )
- архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран патриарх (упом. 1700)
- патриарх Московский и всея России (1917 — упом. 1925)
- патриарх Московский и всея Руси (с 1943)