Армяне православные или нет, может ли армянин быть крестным

Содержание:

Церковь и государство

В соответствии с Конституцией, Армения является светским государством. Конкретного законодательного акта, определяющего, что христианство — это государственная религия Армении, нет. Однако духовно-нравственная жизнь общества не мыслится без участия Церкви. Так, президент Армении Серж Саргсян считает жизненно важными взаимодействие государства и церкви. В своих выступлениях он заявляет о необходимости сохранения отношений между светской и духовной властью как на современном историческом этапе, так и в будущем.

Армянское законодательство устанавливает определенные ограничения на свободу деятельности других религиозных конфессий, тем самым показывая, какая религия в Армении является доминирующей. Принятый еще в 1991 году Закон Республики Армения «О свободе совести» регламентирует положение Апостольской церкви как общенационального религиозного объединения.

Духовные степени в Армянской Апостольской Церкви

В отличие от греческой трехчастной (епископ, священник, диакон) системы духовных степеней иерархии, в Армянской церкви существует пять духовных степеней.

1. Католикос (Епископоначальник) — имеет абсолютные полномочия совершать Таинства, в том числе и Хиротонию всех духовных степеней иерархии, в том числе епископов и католикосов. Рукоположение и миропомазание епископов совершается в сослужении двух епископов. Миропомазание католикоса совершается в сослужении двенадцати епископов.

2. Архиепископ, Епископ — отличается от католикоса некоторой ограниченностью полномочий. Епископ может рукополагать и миропомазывать священников, но обычно не может самостоятельно рукополагать епископов, но только сослужить католикосу в епископской хиротонии. При избрании нового католикоса двенадцать епископов миропомазуют его, возводя в духовную степень.

3. Священник, Архимандрит — совершает все Таинства кроме Хиротонии.

4. Диакон — сослужит в Таинствах.

5. Дпир — низшая духовная степень, получаемая в епископском рукоположении. В отличие от диакона не читает Евангелие на литургии и не подносит литургическую чашу.

Официальные печатные органы ААЦ: ежемесячные журналы «Эчмиадзин», Эчмиадзинский Католикосат, «Колос», Киликийский Католикосат, «Сион», Иерусалимский Патриархат, «Шогакат», Стамбульский Патриархат.

Армянская апостольская церковь: отличие от православной. Основные аспекты

Одной из самых древних христианских общин считается армянская церковь. Её истоки начинаются еще в 4-м веке. Именно Армения является первой страной, где христианство было признано государством. Но шли тысячелетия, и сейчас уже видны те противоречия и различия, которые имеют русская и армянская апостольская церковь. Отличие от православной церкви стало проявляться в 6-м веке.

Отделение апостольской армянской церкви произошло по следующим обстоятельствам. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, которую отнесли к еретичеству, — монофизитство. Сторонники этого течения считали Иисуса Христа Богом.

С той поры апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, так как она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как обычные православные христиане.

Основные различия

Русская православная церковь с почтением относится к армянской апостольской, но не допускает многих ее аспектов.

  1. Признание соборов. Так как из-за военных действий армяне не могли попасть на Халкидонский Собор, они полностью проигнорировали и не поддержали христианские постулаты, которые там принимались. В итоге армянская церковь признает только 3 собора (всего их 7).
  2. ААЦ считает Христа этаким эфирным, нетленным существом, которое не нуждается в еде, питье и выполнении других потребностей. А РПЦ основывается на том, что Иисус имел такое же тело, как и простые люди.
  3. Святые образа. Если посетить армянскую церковь, можно увидеть практически полное отсутствие икон. Лишь в уголке в некоторых храмах стоит небольшой иконостас с образами. Бытует мнение, что раньше армянское православие выступало на стороне иконоборцев. Так это или нет, точно не известно. Но правильно одно — армянские христиане не молятся перед иконами. В частных домах верующие обращаются с молитвой к распятию.
  4. Календарное различие. Русские православные традиционно отмечают все основные христианские даты по юлианскому численнику, а армянские — по григорианскому. Соответственно, Пасха или Рождество наступают у всех в разные дни.
  5. Наложение креста. Армяне осеняют себя крестным знамением, так же как и русские, тремя перстами, но отличие состоит в том, что крест накладывается слева направо, а не наоборот.
  6. Духовные степени и саны. В армянской апостольской церкви 5 ступеней. Высшая — это католикос, далее идут по степени значимости — епископ, священник, дьякон и чтец. А в русской церкви всего 3 главных сана — епископы, пресвитеры и дьяконы.
  7. Матах. Этот обряд совершается только в армянской церкви. Дословно он означает «поднести соль». Согласно этому обычаю, любой желающий может дать матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся: бедных, больных и пр. Запрещено приглашать за этот стол родных и богатых людей.
  8. Арачаворк. Это пост у армян, который начинается за 70 дней до Пасхи и продолжается 5 дней.
  9. В песнях и молитвенных словах армянской апостольской церкви превозносится только одно из лиц триединого Бога, а русская православная церковь славит всю Божественную Троицу.
  10. В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется по воскресеньям пробовать сыр и яйца.

Взаимоотношения церквей

Русская православная церковь считает армянскую конфессией, поэтому людей этой веры нельзя хоронить по православным обычаям, совершать все таинства, которые проводит русское христианское православие, нельзя просто поминать и молиться за них. Если вдруг православный человек посетит службу в армянском апостольском храме — это повод для его отлучения от русской христианской церкви.

Некоторые армяне посещают храмы по очереди. Сегодня апостольский армянский, на другой день христианский. Этого делать нельзя, следует определиться в своей вере и придерживаться лишь одного учения.

Несмотря на противоречия, армянская церковь формирует в своих учениках веру и сплоченность, с терпением и почтением относится к другим религиозным течениям. Вот такие аспекты имеет армянская апостольская церковь. Отличие от православной ее видимое и ощутимое. Но каждый человек сам вправе выбирать, за кого ему молиться и какой веры придерживаться.

Армяне — первый в мире народ, который официально принял христианскую веру, как официальную государственную и, это произошло еще в IV века при царе Трдате III Аршакуни.

Вместе с тем, большинство современных армян исповедует собственное ответвление христианства — Армянское Апостольское Христианство (ААХ). Конечно, при этом в Армении есть и другие ветви христианства (католическая, протестантская, православная) и никто их не ущемляет. Есть и хемшилы, которые перешли под османским давлением в ислам армяне-амшенцы, правда, часто их даже не относят к армянам, как таковым.

Кстати, Армянское Апостольское Христианство именуют также григорианским по имени крестителя армян Григория Просветителя (Лусаворча). При этом Апостольской армянскую церковь называют, так как она идет от апостолов — первые христиане на армянской земле появились еще в I веке, а распространяли вероисповедание ученики Христа (апостолы) Фаддей и Варфоломей. Кроме того, армянская церковь относится еще и к древневосточным христианским, то есть самым исконным и первым, как и коптская, сирийская и ассирийская.

Для начала следует понять, что армянская ААЦ не монофизиты, а миафизиты, которые верят в гармоничное сочетание Христа божественного и человеческого. А православные христиане — диофизиты считают, что божественное и человеческое начало в Христе не смешивались. Стоит также отметить, что ААЦ действительно особая церковь, так как формально не подчиняется никому, кроме собственного Католикоса, чья резиденция с IV века находится в Эчмиадзине — одном из древнейших армянских городов около Еревана. Правда, в силу исторических причин у армян также есть Католикос Киликийский с резиденцией в Ливане, но он признает верховенство Эчмиадзина.

Богослужения в ААЦ выдуться на грабаре — древнем армянском языке, который был зафиксированным в форме IV столетия от рождества Христова. Кроме того, у Армянской Апостольской Церкви особый вид христианского креста — без изображения распятого Христа, но увитый растительным орнаментом, как символ жизни и «ласточкиными хвостами» по краям.

Немаловажная часть особенности Армянской Апостольской Церкви — строгая архитектура и довольно скромные храмы (по меркам РПЦ). Кстати, эти особенности ведут еще от древнего армянского зодчества. В церквях также довольно малое количество икон и есть некоторые особенные обряды, которых не существует в других ветвях христианства, например, как матах — жертвоприношение.

Стоит также отметить, что ААЦ следует своему собственному календарю в плане церковных праздников, поэтому армянские церковные праздники (Пасха, Сурб Затик, Рождество) часто совпадают то с католическими, то с православными, то и выпадают на собственные даты.

Пожалуй, одна из главных особенностей ААЦ от других ветвей христианства в XXI веке — довольно развитый институт монашества. При этом женщин-монашек у армян практически нет, так как еще в IV веке при царе Папе было постановлено, что монашество дело Богоугодное, но в силу особого окружение Армении, армянки должны рожать детей, а не томиться в кельях.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название  «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона  (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных  богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в. появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е. учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит. На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения). Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря  об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом. Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Иерархия в ААЦ

Духовные степени

Копьё Лонгина в сокровищнице Эчмиадзина Наивысшей духовной ступенью иерархической лестницы Армянской Церкви является Католикос всех армян, который рукополагает епископов, а те в свою очередь священников. В иерархию Армянской Церкви входят следующие чины:

  1. Католикос (арм. Կաթողիկոս) — имеет абсолютные полномочия совершать таинства, в том числе и хиротонию всех духовных степеней иерархии, в том числе епископов и католикосов. Миропомазание католикоса совершается в сослужении двенадцати епископов. Католикос представляет верховную и централизованную власть Армянской Церкви. В его компетенцию входит рукоположение епископов, освящение св. мира, благословение новых законов и новых праздников, основание новых епархий и т. д. Католикос избирается Церковно-Национальным Собором пожизненно.
  2. Епископ — управляет епархией. От вардапета внешне его отличают епископский посох, перстень на мизинце правой руки, а также наперстный крест-панагия, украшенный драгоценными камнями. Такую панагию имеют право носить только епископы. Епископ может рукополагать и миропомазывать священников, но не может самостоятельно рукополагать епископов, но только сослужить католикосу в епископской хиротонии. Епископы рукополагаются католикосом и избираются только из числа безбрачных священников имеющих ученую степень. Во время рукоположения епископ получает архиерейский жезл и перстень в знак власти. Из числа особо выдающихся епископов выбираютсяархиепископы ипатриархи . Титул архиепископа в Армянской Церкви, в отличие от других Церквей, только почетный: он не дает никаких преимуществ архиепископу перед другими епископами
  3. Священник — обязанностью священника является пастырство, то есть попечение о духовном возрождении людей, духовное воспитание верующих, а также совершение таинств, богослужений и треб. Священник может совершать все таинства кроме рукоположения и освящения мира. Священники в армянской церкви делятся наженатых ибезбрачных .Женатый священник прежде чем стать служителем должен состоять в браке не менее года и иметь ребёнка. Священник-вдовец может принять монашество или жениться во второй раз. Брачные священники могут достичь звания протоиерея.Безбрачный священник (иеромонах) сразу после рукоположения в тот же день дает обет безбрачия и надевает «вегар» (особый головной убор — клобук) как символ отречения от мира. Безбрачные священники имеют возможность получить ученую степень
  4. Саркаваг (арм. սարկավագ, дьякон) — сослужит в таинствах.
  5. Дпир (арм. դպիր, чтец) — начальная духовная степень. В настоящее время чтец совмещает обязанности разных служителей древней церкви: псаломщика, пономаря, ключаря, фонарщика.

Ученые степени

В Армянской церкви служители могут получить ученую степень, которая присваивается только безбрачному духовенству. Правом присваивать ученые степени обладают епископы, которые имеют звание верховного архимандрита. Ученые степени подразделяются на:

  1. Вардапет (арм. վարդապէտ, архимандрит) — соответствует степени кандидата наук
  2. Тцайрагуйн вардапет (арм. ծայրագույն վարդապետ, протоархимандрит) — соответствует степени доктора наук.

Отличительным атрибутом духовенства, имеющего ученую степень, является архимандритский жезл в виде двух змей, обвивающих друг друга, что символизирует мудрость, право учить и проповедовать. В Армянской церкви, в отличие от других церквей, ступени архимандрита и протоархимандрита являются не должностными, а учёными степенями.

Почему армяне приняли крещение

До принятия христианства в Армении процветали зороастризм, греко-римский и армянский политеизм. Инициатором крещения армян в православной вере стал царь Трдат III, который позже был канонизирован. Предполагается, что он ввел христианство с определенными целями. Крещение Армении позволяло:

  • получить религиозную независимость от Рима и Сасанидов, имевших определенную власть на территории страны;
  • открыть новые возможности для развития армянского государства;
  • приобщить народ к истинным духовным ценностям.

Существует также другая версия. Изначально Трдат III был жестоким гонителем верующих. Однажды он впал в безумие, от которого его не смог исцелить ни один лекарь. Помогли царю только христианские молитвы, после чего он уверовал в Единого Бога и решил сделать учение Христа единственной государственной религией.

Трдат III приобщал народ к учению Спасителя вместе с Григорием Просветителем, который впервые возглавил Армянскую церковь. Царь первым принял обряд крещения, после чего за ним последовала вся страна.

Спустя годы после принятия христианства жителей Армении пытались вновь обратить в сторону зороастризма, а также в ислам. Несмотря на все гонения и пытки, армянский народ не отступил от выбранной веры.

Значение армянских имен

Армянские имена переводятся по-разному. Некоторые связаны с небесными светилами, эмоциями, драгоценными камнями, цветами, древними названиями богов.

Среди наиболее популярных имен в списке за последние годы:

  • В 2012 году: Милена, Мария, Ани, Анаит, Элен, Мариам, Нарек, Гор, Алекс, Самвел;
  • В 2013 году: кроме перечисленных за 2012 год, Лусине, Мэри, Нарэ, Асмик, мужские – Арман, Артур, Эрик, Давид;
  • 2016 год: Мари, Мария, Милена, мужские – Давид, Нарек, Тигран;
  • В 2020 году: Алекс, Мария, Арпи, Нарэ, Марк, Тигран.

В список армянских имен на современном этапе включено множество вариантов греческого происхождения.

Как правильно креститься, немного об истории ритуала

Современный способ православного крещения развивался длительный период. По-началу, наши предки, крестясь, пользовались только одним пальцем, что символизировало единобожие, прикасаясь ко лбу, груди и губам. По прошествии определённого времени, крест накладывали уже несколькими пальцами или всей ладонью.

Когда христианство разделилось на несколько течений, православные окрещивали чело, плечи (слева направо) и живот. С середины 16 века вместо живота стали дотрагиваться до солнечного сплетения, это объяснялось тем, что рядом расположено сердце.

В середине 17 века в религиозном труде “Скрижаль” утвердились новые каноны правильного крещения православных – теперь наши предки, как и в настоящее время, стали использовать три пальца, осеняя лоб, живот, плечи. Тех же, кто окрещивал себя по-старому – с применением двух пальцев, объявляли еретиками и наказывали. Прошло не мало кровавых лет, прежде, чем разногласия удалось преодолеть – оба способа крещения стали законными.

Как готовиться к Соборованию в церкви в Великий пост

Христианство Армении: особенности Армянской апостольской церкви

Армянская Апостольская Церковь называет себя истинно христианской, принявшей веру от Иерусалимской и Византийской Церквей. Однако, сохранить христианское вероисповедание в первозданном виде армянской церкви не удалось. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от Византийской, что кардинальным образом повлияло на историю страны, её политическую и общественную деятельность.

Литургические особенности Армянской Апостольской Церкови:

  • Для причащения используется опресночный хлеб, а вино не растворяется водой;
  • Литургия осуществляется по воскресеньям и по особым случаям;
  • Миропомазание совершается сразу после крещения;
  • Таинство соборования проводится только над священнослужителями и сразу после смерти.

Место армянской церкви в христианском мире

Армянская диаспора считается весьма многочисленной в христианском мире. Епархии ААЦ расположены на всех континентах, а количество зависит от числа верующих в отдельно взятой стране. К примеру, на территории Африки ААЦ представлена лишь одной епархией, в то время, как в Европе их больше десяти. В России обоснованы Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России. Современная Православная церковь России поддерживает дружеские отношения с Армянской Апостольской Церковью. Но евхаристического диалога ААЦ и РПЦ все же не имеют. А это подразумевает под собой невозможность православному человеку молиться в армянском христианском храме.

Армянский обряд в церкви

Одним из важнейших обрядов, характерным только для армянского христианства, является Матах, или приношение в благодарность к Богу. Смысл состоит в приношении милостыни бедным или больным людям. Любой желающий в качестве какой-либо просьбы или благодарения Бога может дать Матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся. Причём, родных или богатых людей приглашать на Матах запрещено.

Структура армянской церкви

Высшую ступень иерархической лестницы в ААЦ занимает Католикос. В его власти: благословение новых законов и новых праздников, освящение миро, основание новых епархий. Следующий церковный сан — это епископ, он обязан принять монашеский постриг и иметь учёную степень. Епископы возглавляют епархии.

Основное звено церковной жизни составляют священники. Они ответственны за духовное воспитание верующих, совершение богослужений и осуществление Таинств. Дьяконы и чтецы призваны оказывать помощь священникам.

Армянский церковный календарь

Так же, как и католики, последователи армянского христианства придерживаются григорианского летоисчисления. Большинство праздников армянского церковного календаря являются переходными, то есть отмечаются в определенный день недели. Соответственно, дата празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла ААЦ является Пасха, или, по-армянски — Затик. День рождения Христа армяне отмечают, согласно христианского порядка — 6 января.

Уже много веков между Армянской Апостольской Церковью и русским православием нет церковного единства, но это не разрушает близость духовных идеалов и общую систему ценностей. Крупнейшая армянская диаспора в России имеет богатую историю, продолжающуюся уже более двухсот лет. В ряде крупных городов на юге России воздвигнуто множество армянских церквей. На территории РФ зарегистрированы 27 общин ААЦ, они входят в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии с центром в Москве. Армяне в России продолжают традиции Армении и относятся к Армянской Церкви.

Расхождение с православием

В настоящее время, несмотря на дружеские отношения между Православной и Армянскими церквями, нет евхаристического общения. Это значит, что их священники и епископы не могут служить вместе литургию, а миряне — креститься и причащаться. Причиной этому служат различия в вероучении или догматах.

Простые верующие, не изучающие богословия, могут не знать об этих преградах или не придавать им значения. Для них важнее обрядовые различия, причиной которых является история и национальные обычаи.

Догматические различия

В III−IV веках споры о вере были также популярны, как сейчас — политические баталии. Для решения догматических вопросов созывались Вселенские соборы, положения которых сформировали современное православное вероучение.

Одной из основных тем обсуждений была природа Иисуса Христа, кто Он был, Бог или человек? Почему Библия описывает Его страдания, которые не должны быть свойственны божественному естеству? Для армян и византийцев авторитет Святых Отцов церкви (Григория Богослова, Афанасия Великого и др.) был непререкаем, но понимание их учения оказалось разным.

Учение монофизитов было разобрано и осуждено на I. V. Вселенском соборе, где было принято учение о двух природах Христа — божественной и человеческой. Это означало, что Христос, оставаясь Богом, принял при рождении настоящее человеческое тело и испытал не только голод, жажду, страдания, но и душевные терзания, свойственные человеку.

Когда в Халкидоне (Византия) проходил Вселенский собор, армянские епископы не смогли принять участие в обсуждениях. Армения находилась в кровопролитной войне с Персией и на грани уничтожения государственности. В результате решения Халкидонского и всех последующих Соборов не были приняты армянами и началось их многовековое разделение с Православием.

Особенности обрядов

Обе Церкви отличаются и внешней, обрядовой стороной, что не является существенным препятствием для общения верующих. Наиболее заметны следующие особенности:

  • Хлеб, использующийся для служения литургии, у армян пресный, а вино для причастия не разбавляется водой. В Православной литургии применяется исключительно квасной (на дрожжах) хлеб и разбавленное вино.
  • Армяне крестятся тремя пальцами слева направо, а православные — справа налево.
  • Праздники Рождества и Крещения армяне совершают в один день, как это было в древности. В православном календаре они разделены Святками.
  • В армянском храме алтарь не отгорожен иконами, а при богослужении используется музыкальное сопровождение (орган).
  • Армянские иерархи не считают происхождение Благодатного Огня божественным, хотя не отрицают связанных с этой церемонией чудес, происходивших в разное время.
  • С начала XX века священникам-вдовцам ААЦ разрешено жениться во второй раз, а мирянам в крайнем случае — венчаться в субботние и воскресные дни Великого поста.

Существуют и другие особенности в богослужении, облачении священнослужителей и церковной жизни.

https://youtube.com/watch?v=NS8XhzlW3zI

Ренегатство армян

Армянам, желающим перейти в православие, не придётся вновь креститься. Над ними совершается чин присоединения, где предполагается публичное отречение от учения еретиков-монофизитов. Только после этого христианин из ААЦ может приступать к православным Таинствам.

В Армянской церкви нет строгих установлений по поводу допуска православных к Таинствам, армянам также дозволяется причащаться в любой из христианских церквей.

Традиционные армянские религии

Армянская Апостольская Церковь

Шествие армянских апостольских священников.

Согласно традиции, христианство впервые было введено в эту область апостолами Варфоломеем и Фаддеем в I веке нашей эры. Армения стала первой страной, которая провозгласила христианство своей государственной религией, когда на мероприятии, традиционно датируемом 301 годом нашей эры, святой Григорий Просветитель убедил Тиридата III , царя Армении, принять христианство. До этого доминирующей религией было армянское язычество , находившееся под теологическим влиянием зороастризма .

Гетанизм

Хетанский ритуал посвящения «огонь и меч» в Храме Гарни в Михр-Ваагне.

Hetanism ( Հեթանոսություն , Hetanosutyun ) является нео- этнического движения в Армении. Приверженцы называют себя «гетанами» ( Hetanos հեթանոս , древнеармянский библейский термин, заимствованный из греческого ἐθνικός «язычник»). Движение восходит к работе политического философа и революционера начала 20-го века Гарегина Нжде и его доктрины цегакрон (возрождение через национальную религию). В 1991 году она была узаконена в арменоведа Slak Kakosyan в «Орден детей Ари» ( Arordineri Ukht ). Движение прочно связано с армянским национализмом . Он находит определенную поддержку со стороны националистических политических партий Армении, в частности, Республиканской партии Армении и Союза армянских арийцев .

Ислам в современной Грузии

В целом Грузия считается самой мультиэтничной и мультиконфессиональной страной Закавказья. В начале двухтысячных власти поощряли переселение турецких грузин на историческую родину. Так, свыше 10 000 человек получили новые паспорта. Однако сегодня эта политика прекращена. Помимо всего прочего, против выступает грузинское православное духовенство, опасающееся, что соотечественники из Турции повлияют на религиозный состав и демографию страны.

Среди негативных моментов последних лет можно отметить также попытки христианского прозелитизма в годы правления Михаила Саакашвили, когда даже на государственном флаге появился крест. Тогда предпринимались настойчивые попытки вернуть аджарцев, якобы обращенных в ислам турками насильно, в православие. Проводились даже массовые крещения.

Как бы там ни было, Всевышний одарил этот благородный народ множеством мусульман, и это прекрасно. Сегодня в Грузии строятся мечети, звучит азан, тысячи людей поклоняются Всемогущему Творцу, что не может нас не радовать. Исламская община живет в мире с соплеменниками-христианами и вносит свой важный вклад в развитие страны.

Вероисповедание армянского народа

На такие вопросы, как: «к какой вере относятся армяне» или «какая религия у армян», можно ответить: религия у армян христианская, а по вере армяне делятся на:

  • последователей апостольской церкви;
  • католиков;
  • протестантов;
  • последователей византийского православия.

Почему так произошло? Это исторически сложившийся факт. В древности Армения находилась то под властью Рима, то Византии, что отразилось на вероисповедании народа — их вера тяготела к католическому и византийскому христианству, а Крестовые походы внесли в Армению протестантство.

В следующей статье Вы ознакомитесь с новыми христианскими мультфильмами для детей.

Отличия в ритуалах

Армянская церковь отличается от русского православия, где имеется три высших сана (епископ, пресвитер, диакон). В ААЦ их насчитывается пять. Самым высоким считается католикос, за которым следуют епископы, священники, дьяконы и чтецы.

Службы в армянских храмах совершаются по особому принципу:

  • большинство священнодействий на алтаре проводятся таким образом, чтобы молящиеся люди могли наблюдать за ними;
  • службы ведутся на грабаре, представляющим собой древнеармянский язык;
  • литургия проходит с использованием пресной просфоры, которая является квасной в русских ритуалах;
  • в молитвенных текстах восхваляется только одна из ипостасей Господа, а не вся Божественная Троица;
  • богослужения сопровождаются звучанием органа, что во многом напоминает католическую традицию.

Внутри большинства церквей отсутствует иконостас. Иногда его можно заметить в уголке помещения, однако он никогда не занимает основное место в храме. На стенах нет привычных для православия изображений святых. Их могут украшать картинами.

Отличия православных традиций ААЦ и РПЦ

Для сравнения с русскими православными традициями опишем обряд крещения, принятый в армянской церкви. Отличий не так уж и много, но все же они есть.

Многих русских православных, впервые попавших в армянский храм, удивляет то, что свечки здесь ставят не на специальные постаменты в маленькие подсвечники, а в обычный ящик с песком. При этом они не продаются, а просто лежат рядом. Однако многие армяне, взяв свечку, оставляют деньги за нее по собственному желанию. Сами же верующие убирают и огарки.

В некоторых армянских церквях в купель детей при крещении не погружают. Просто берут воду из большой чаши и умывают. Крещение в армянской церкви имеет и еще одну интересную особенность. Священник, произнося молитву, говорит нараспев. Из-за хорошей акустики армянских храмов звучит она впечатляюще. Отличаются от русских и крестильные крестики. Обычно они очень красиво декорированы виноградной лозой. Подвешивается крестики на нарот (сплетенные вместе красную и белую нити). Крестятся армяне — в отличии от русских — слева направо. В остальном обряд приобщения младенца к вере схож с русским православным.

Православие в Армении

По преданиям появление в Армении христианства датируется еще 1 веком н. э. Говорят, что в тот момент на территории государства проповедовали апостолы Иисуса Варфоломей и Фаддей. Именно их считают принято считать основателями Армянской апостольной церкви. В документах встречается дата 301 год, когда царь Трдат III своим указом провозгласил христианство государственной религией. Именно тогда Армения стала первой христианской страной в мире.

Почему армяне православные? По последним переписям отмечают, что к:

  • Армянской апостольной церкви относят 92,6 % населения,
  • Армянской евангелистской церкви – 1%,
  • Армянской католической церкви – 0,5%,
  • Свидетелям Иеговы – 0,3%,
  • Православные – 0,25%,
  • Молокане – 0,1%,
  • Другие верования – 0,26%.

Многие церковнослужители отмечают, что уже длительное время между нашими церквами нет единого церковного взаимопонимания, но это не мешает добрососедским отношениям.

Происхождение, название на армянском языке

Крест, который почитается армянским народом, имеет собственное название – «айкакан хач». Известно, что он появился не во времена возникновения христианства, а намного раньше. Предки армян изображали его в наскальной живописи еще за несколько тысяч лет до нашей эры.

Армянский крест можно увидеть на верующих людях, в святых местах Апостольской церкви, где ему отводится самое видное место. Также этот символ присутствует на многочисленных каменных стелах, которые называются хачкарами. Они являются особой достопримечательностью Армении, древними памятниками, повсеместно встречающимися на территории этой страны.

В каком году страна приняла новую веру?

Впервые христианство проникло на территорию Грузии так давно, что даже конкретной даты не сохранилось. В той части страны, что именовалась некогда Колхидой, многие столетия проживало христианское население, но в официальных источниках зафиксирована цифра 523 – как год, когда страна приняла новую веру.

Древние легенды гласят, что первыми проповедниками христианства в Грузии были апостол Андрей и Симон Канаит.


В истории каждого народа и государства существуют эпохи судьбоносных перемен, каким для Грузии стал 4 век н.э., времена правления царя Мириана, когда Иберия приняла на своей земле гонимую римлянами христианку Нину. Хотя в то время в Грузии уже имелись христианские общины, массового распространения религия не получила, особенно в среде знати.

Святая Нино обладала способностью исцелять больных именем Христа и поэтому снискала благорасположение царской четы. Мириан и его супруга Нана приняли христианскую веру, и после этого христианство стало распространяться по всей стране.

Впоследствии Нина стала основной грузинской святой, почитаемой верующими и по сей день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector